Бритые головы, мир и вы сами — не что иное, как мысли индивидуального ума, поскольку и то и другое исчезает, когда вас одолевает сон. То же самое относится ко всем вашим ветхим представлениям о Будде, Пути и изначальном духе. Раз и навсегда поймите бесполезность всех ваших попыток проникнуть в непостижимое с помощью мыслей и действий: это всё равно что пытаться поймать ветер. Но если вы свободны от всего и полностью открыты изначальному духу, тогда он сам схватит вас напрямую. Услышав, что пустота — это высшее достижение, вы стремитесь её обрести. Так вы впадаете в оцепенение и бесчувственность, которые принимаете за пустоту изначального духа. Услышав, что абсолют — это конечное состояние, вы воображаете, что все вещи равны и ни одна не заслуживает уважения. Так вы впадаете в распущенность и анархию, которые принимаете за единство изначального духа. Услышав, что чистота — это полное счастье, вы стараетесь её достичь. Так вы впадаете в закостенелую ригидность, которую принимаете за прозрачность изначального духа. Услышав, что непривязанность — это единственная свобода, вы пытаетесь отделиться от мира и от самих себя. Так вы впадаете в равнодушие, которое принимаете за независимость изначального духа. Лысые, именно изначальный дух называют пустотой, единством, прозрачностью и независимостью, а вы — всего лишь спицы в колесе сансары — никогда не сможете обладать этими качествами. Но если бы вы увидели изначальный дух, то узнали бы, что он — ваша истинная природа, не поддающаяся никакому определению, и что на самом деле ему нельзя дать никакого имени. Вы бы также поняли, что то, что мы называем пустотой, абсолютом, чистотой, непривязанностью и даже изначальным духом — всего лишь слова, существующие только с вашей точки зрения, только из-за вашей слепоты и невежества. Глупцы, вы сами замазываете себе глаза грязью, а потом жалуетесь на слепоту. И старец Чэн удалился, энергично жестикулируя... Старец Чэн