СМЕЯТЬСЯ, УМИРАЯ Влюблённый вёл рассказ Своей Возлюбленной о том, Как сильно любит он Её, О своей вере, о постах И о самопожертвовании, О том, как каждый день Встаёт он на рассвете, Как отказался от богатства, Силы, славы – всё ради Неё. В нём был огонь. Откуда появился сей огонь, Не знал он, Но это пламя Заставляло его плакать, Тая, как свеча. «Ты делаешь всё правильно, – Она ему сказала. – Но послушай! Всё это – лишь убранство Для Любви: Цветенье, листья, ветви. Ты должен жить У са́мого подножия, чтобы стать Истинным Влюблённым». «Где это? Расскажи мне!» – «Ты внешние поступки совершал, Но ты не умер. Ты должен умереть!» Услышав это, Лёг он на спину на землю И, засмеявшись, умер. Он весь раскрылся, Будто роза, Которая на землю опадает, И умер, засмеявшись. И этот смех свободой был, Его подарком Вечности. Как лунный свет сияет, Отвечая солнцу, Он зов услышал – Возвратиться в Дом родной – И он ушёл. Когда назад к Источнику Свет возвращается, Он не берёт с собою ничего, Что освещал. Руми
Чтобы реальность могла быть, понятия «меня» и «моего» должны уйти. Они уйдут, если вы им позволите. Тогда вернётся ваше естественное состояние, в котором вы не являетесь ни телом, ни умом, ни «мной», ни «моим», а пребываете в совершенно ином состоянии бытия. Это чистое осознание бытия, где вы не являетесь этим или тем, лишённое самоотождествления с чем либо, в целом или в частности. Нисаргадатта Махарадж
Одиночество — предвестие мудрости. Однажды бодхисаттва пришёл к Будде. Об этом говорится в сутре Праджняпарамиты. Бодхисаттва пожаловался Будде: «Мне так грустно, я печалюсь, что вся жизнь бессмысленна, меня это ранит.» Будда ответил: «Это благородное достижение, ты смог почувствовать печаль потому, что накопил огромное количество заслуг. Если бы ты их не накопил, то отвлёкся бы на все самсарные вещи и думал, что это настоящая жизнь. А потом ты однажды сказал бы себе: «Стоп, все девяносто девять лет...» Но было бы уже поздно. Если бы мы были способны жить в одиночестве, это было бы прекрасно, у йогинов получается. В этом проявляется их свобода от разного ненужного багажа. Если вы буддист, то одиночество — предвестие мудрости, вам следует стремиться к одиночеству. Когда вы одиноки, вам не по себе от самсарной жизни. Вы чувствуете, что в ней всё идёт не так, как надо и обещает вам больше, чем может дать. Вы это чувствуете. И вам не по себе, вы как будто чужой. На самом деле, это очень важный ментальный фактор и предполагается, что практикующий будет его развивать. Когда мы были детьми, самым важным для нас было — пойти на берег и построить песчаный замок. Нас это волновало. Мы любили песчаный замок. Мы подросли и стали подростками, песчаный замок потерял своё очарование, теперь нас волновали спортивные машины и видеоигры. Потом мы стали взрослыми, и машины и видеоигры тоже перестали нас интересовать, на первое место вышли работа, должность, коллеги, женитьба, и прочее и прочее. Когда нам исполнится девяносто, и эти игры утратят актуальность. Я не знаю, когда вам девяносто, возможно, вас будут волновать вещи, которых вы раньше не замечали, например, солонки или скатерти и тому подобное. Вы всё время меняете игрушки. Но некоторые из нас способны пройти весь этот путь гораздо быстрее. И посмотрев на всё, понять, что всё бессмысленно. Из-за того, что вам не по себе, вы чувствуете себя одиноким. Для духовных людей очень важно испытывать одиночество. Дзонгсар Кхьенце Ринпоче
И если, друг мой, О Пути меня ты спросишь, Я кратко опишу, каков он: К Реальности лик обратить, Спиною повернувшись К положению и репутации; Растаптывая процветанье внешнее, Согнуться пополам В служении Ему; Оставить окруженье тех, Словами кто жонглирует, И место отыскать себе Среди безмолвных. Хаким Санаи
Не воображайте себя исполнителем работы, думайте, что ее делает течение, лежащее в основе всего. Отождествляйте себя с ним. Если вы работаете медленно, с внутренним вниманием, то ваша деятельность или служба не должна быть помехой. Махарши
Махарадж советует слушателям "постигать непосредственно и забывать немедленно", не использовать его слова в качестве платформы, с которой можно запустить свои собственные концепции. Концепции, как он говорит, возникают из мыслей, и все это вместе образует "пучок", известный как ум. "Размышление" означает "концептуализацию", создание в уме объектов, и это и есть "связанность". Слова, являющиеся в своей основе дуалистическими и концептуальными, служат препятствием к просветлению. Они могут служить лишь временной цели общения, но после этого они есть уже рабство. Освобождение от концептуального мышления означает просветление, пробуждение, которое не может быть иным путем "достигнуто" или "обретено" кем-либо. Просветление - это не нечто, что может быть приобретено кем-то, в каком-то месте, в какое-то время. Проникновение подобных стреле слов Махараджа приводит к такому постижению, и это просветление! Обычно спонтанная реакция посетителей на эти слова такова: "если нет никого, кто бы приобретал что-либо, что мы должны делать?" Махарадж так же быстро задает свой контрвопрос: "Кто это "мы"?" ответ обычно приходит - если он вообще приходит - с опозданием, неуверенно: "вы имеете в виду, что "мы" сами являемся частью концептуального мышления? Абсолютно иллюзорны?" В этом месте Махарадж повторяет то, что говорил всегда: "Любое знание концептуально, поэтому неистинно. Постигайте непосредственно и откажитесь от поиска знаний. Но многие ли из вас сделают это? Многие ли понимают то, что я пытаюсь донести до вас?" "Какова цель всех моих бесед? - спрашивает Махарадж. - Их цель - заставить вас понять, увидеть, постичь вашу истинную природу. Но вначале необходимо устранить преграду, или, вернее, эта преграда должна исчезнуть прежде, чем вы сможете увидеть и быть тем, что-есть. "Мышление", "концептуализация", "объективизация" - все это должно прекратиться. Почему? Потому что, то, что-есть, не имеет ни малейшего следа объективности. Это субъект всех объектов, и, не являясь объектом, он не может быть наблюдаем. Глаз видит все, но не может видеть себя". На вопрос: "что человеку следует делать, какие усилия прилагать, чтобы прекратить концептуализацию", Махарадж отвечает так: "Ничего. Никаких усилий. Кто должен прилагать усилие? Какие усилия вы принимали, чтобы вырасти из крошечной клетки спермы в полностью развившийся плод в утробе своей матери? И затем, в течение нескольких месяцев, вы росли из беспомощного младенца в ребенка, какие усилия вы прилагали, чтобы ощутить свое присутствие? А сейчас вы говорите об "усилиях", которые "вы" должны предпринимать! Какие усилия может приложить иллюзорное концептуальное "я", чтобы познать свою истинную природу? Какие усилия может приложить тень, чтобы познать свою субстанцию? Осознавание своей истинной природы не требует каких-либо усилий со стороны феноменального объекта. Просветление не может быть достигнуто или дано силой. Оно может только случиться, когда ему дается такая возможность, когда преграда в виде концепций исчезает. Оно может возникнуть только тогда, когда ему дается свободное пространство, где оно могло бы возникнуть. Если кто-то намерен занять этот дом, я должен вначале освободить его. Если концептуальное "я" уже является хозяином, как может просветление войти? Пусть концептуальное "я" удалится и даст просветлению шанс войти. Даже такое позитивное усилие, как попытка прекратить думать (в качестве метода избавления от концептуализации), тщетно, как и любой другой вид "усилия"! Единственное эффективное усилие - постоянное осознавание истины. Рассматривайте ложное как ложное, а то, что останется, истинно. То, что отсутствует сейчас, появится тогда, когда исчезнет то, что присутствует сейчас. Все так просто. Отрицание - единственный ответ".
Ум – это просто отождествление Атмана, Я, с телом. При этом создается фальшивое эго; оно, в свою очередь, творит ложные феномены и кажется движущимся среди них; всё это – ложное. Атман является единственной Реальностью. Если ложные отождествления исчезают, то постоянство Реальности становится явным. Это не означает, что Реальности нет здесь и сейчас. ОНА всегда тут и вечно одна и та же. ОНА присутствует в опыте каждого. Ибо каждый знает, что он существует. "Кто он?" Или, субъективно, "Кто я?" Фальшивое эго связано с объектами; это эго само является своим собственным объектом. Объективное означает ложное. Только субъект суть Реальность. Не путайте себя с объектом, т. е. с телом. Из-за этого поднимается фальшивое эго, а потом этот мир и ваши движения в нём, которые завершаются страданием. Не следует думать, что вы тот, иной или любой другой, что вы действуете так или по-другому, что вы такой или сякой. Только отбросьте ложное. Тогда Реальность откроется Сама. Рамана.
Посетитель. Влияет ли расстояние на Милость? Махарши. Время и пространство – внутри нас. Вы всегда находитесь в вашем Я. Как время и расстояние могут повлиять на Него?
Все эти глубокие разговоры - ни что иное как ментальное развлечение. По мере того как вы погружаетесь в духовность, вы реализуете, что это "Я Есть" - это сам Бог или сама Душа бесконечного количества всевозможных Вселенных, но и это "Я Есть" - также всего лишь развлечение. Все мои беседы - концептуальный досуг, способ скоротать вечность.
Посетитель : Я думаю, что я есть Сознательное Присутствие. Махарадж: Вы сказали, что вы "думаете"! Кто тот, что так думает? Не ваше ли это сознание, в котором возникают мысли? И, как вы видели, сознание, или ощущение присутствия, подвержено воздействию времени, вместе с телом. Поэтому я вам раньше и сказал, что необходимо постичь природу этого тела плюс жизненной силы (праны) и сознания. То, чем вы являетесь, - это "сознание", но лишь до тех пор, пока есть тело, проявленный феномен. Чем вы были до того, как тело и сознание спонтанно нашли на вас? Я говорю "спонтанно", потому что вашего мнения относительно наделения вас телом никто не спрашивал, а ваши родители не ожидали в сыновья именно "вас". Не были ли вы тогда, таком образом, "отсутствием", а не "присутствием", пока на том, что было "вами", не возникло состояние тела-сознания? П: Я не уверен в том, что понимаю, о чем идет речь. М: Посмотрите. Для того чтобы что-то возникло, существовало, должен быть фон абсолютного отсутствия - абсолютного отсутствия как присутствия, так и отсутствия. Я знаю, что это нелегко понять, но попытайтесь. Любое "присутствие" может "появиться" только из полного отсутствия. Если есть присутствие даже отсутствия, не может быть ни феномена, ни познания. Следовательно, полное, абсолютное отсутствие подразумевает полное отсутствие концептуализации. На изначальном состоянии полного отсутствия спонтанно возникает искра сознания - мысль "я есть" - и таким образом на изначальном состоянии единства и цельности возникает дуальность; дуальность субъект - объект, правильное и неправильное, чистое и нечистое - рассуждение, сравнение, вынесение суждения и т.д. Поразмышляйте над этим.
Когда ты приходишь или уходишь, говоришь или глотаешь, когда ты даешь или берешь, стоишь или сидишь, выполняешь любое действие в доме или вне его, или когда ты в постели наслаждаешься сексом, отбрось всякий стыд и думай только о Боге. Сиддхарамешвар Махарадж
Когда ваш ум не движется внутри, мир не возникает снаружи. Когда мир и ум оба прозрачны, это - истинное видение. И такое понимание - истинное понимание. Бодхидхарма
Те существа, которые провозглашены реализованными, которые говорят как реализованные существа, – это сон! Тот, кто утверждает, что он реализован, принадлежит сну. Он принадлежит аду, поскольку ад означает различия. Когда есть тот, кто реализован, есть тот, кто не реализован, и это – ад. Упанишады говорят об этом очень ясно: «Тот, кто утверждает, что он – джняни, не является джняни. А тому, кто утверждает, что он – учитель, необходимо встретить своего учителя». Таким образом, кто может заявить, что он реализован? Только во сне существуют реализованные существа. Поэтому они – реализованные фантомы. А кому нужны реализованные фантомы? Фантомам, кому же ещё! Карл Ренц
Вопрос: Как ты переживаешь этот мир? Муджи: Мира нет. Ты, я, и все остальное, что ты видишь внутри и снаружи, нереально и не существует независимо от тебя. Мир, в котором ты живешь, сотворен в твоем уме. Все это — сон. Для меня это факт. Сначала появляется сознание, дыхание и тело, а затем начинается сон. - В этом заключается суть твоего учения? - Нет, это не учение. Это наблюдение, которое подтверждено интуитивным осознанием, созерцанием и милостью. Ученик, учитель и учение — это тоже сон. Как и ты, я тоже воспринимаю этот мир, но я знаю, что это субъективная игра. Она создается, поддерживается и движима обусловленностью. Я чувствую, передвигаюсь и переживаю мир на опыте так же, как и ты, но с одной лишь разницей: я знаю, что это сон. Поэтому ничто не овладевает мной. - Чей это сон? - Сознания. Сознание — творец, творение и его развитие. Ты сознание и одновременно его свидетель. Свидетель сознания не имеет ни имени, ни названия. Это — высшая Истина. Это и есть ты. В этом нет усилий, нет обособленности или объединения — в этом безраздельность, единство. - Но я не осознаю этого. Это не мое непосредственное переживание. - Это неправда. Это твое самое сокровенное и естественное переживание, но пока ты не осознаешь его. Ты отождествляешься с телом и умом и принимаешь их за самого себя, и страдаешь, пытаясь придать устойчивость тому, что непрестанно изменяется. Поэтому я вновь и вновь напоминаю тебе — до тех пор, пока у тебя не будет необходимости в напоминании. То, за что ухватывается твое внимание, становится твоим переживанием. Ты осознаешь этот опыт. Однако что-то знает и о переживании, и об ощущении того, кто переживает. Обнаружь это, и ты узнаешь, кто ты. - Мне кажется, что по большей части я все еще смотрю кино. - Что-то наблюдает за просмотром этого кино. Уясни это. Когда ты слушаешь ум, то может появиться ощущение, что существует некий “способ” быть. Нет никакого “способа” быть. Есть ты. Этого достаточно, точка. Но ты должен обнаружить, что такое это “ты есть” (в приложении к тебе — что такое это “Я есть”). Для этого необходим глубокий взгляд внутрь себя. Это откроет, что мысли возникают и плывут, как волны на поверхности океана, и наблюдаются, как мимолетное движение. Океан подобен жизни, а волна — мысли. Волны нельзя отделить от океана, океан и волны едины, потому что и то, и другое — вода. Это ум видит волну и океан. Существование просто видит. То, что ты делаешь, как поступаешь, твои симпатии и антипатии — это проявления твоей формы, и поэтому оно естественно. Все это не влияет на твою реальную природу. Тебе нравится балет, кому-то другому — хип-хоп; это твое дело, наслаждайся. Даже вопрошание спонтанно возникает из этого проявленного мира. Оно танцует само по себе. Не ты делаешь это! Кто заставляет волны двигаться? - Это как-то ощущается. Но я вижу, что все еще остаются суждения, которые проявляются в мышлении. Эти суждения — откуда они возникают? Эта личность каким-то образом поддерживается, понимаешь? - Что ее поддерживает? - Вера. - Вера, хорошо. Чья вера? - Ничья, просто вера в уме. - Остановись прямо здесь, иначе глубина того, что ты только что произнес, легко превратится в философию. [Тишина] Будь един с этим осознанием. Не делай из него всего лишь комментарий: “Ничья вера”. Вера тоже воспринимается. Если ты остановишься здесь, то всю грязь из твоего ума смоет волна пустоты. Никто не может сказать, что такое эта пустота. И все же, когда она осознается умом и Сердцем, она — основа всего того, что, как кажется, существует. Знай это в глубине своего Сердца, и это знание станет неотделимым от тебя. Это важный момент. Даже если ты потратишь еще тысячу лет на духовную подготовку, тебе, в конце концов, придется вернуться к той точке, в которой ты находишься прямо здесь и сейчас. Зачем тратить тысячу лет впустую? Тот, кто хочет убежать, — аферист и вор, и если оставить его без исследования и не выявить его, он будет удерживать тебя в круговерти существования — в колесе самсары. Зная это, захочешь ли ты быть добровольно обманутым и лишить себя вечной свободы? - Ум терзается сомнениями, и я прикладываю огромные усилия к тому, чтобы ясно увидеть то, о чем ты говоришь. - Что именно ты хочешь увидеть? Это же просто само видение. “То, что ты ищешь, находится там, откуда ты ищешь”, — так это или нет? [Тишина] Если ум держится за идею о том, что есть некое окончательное “Это”, которое необходимо достичь, занимаясь какой-нибудь практикой, то он представляет истинное Я как некое неуловимое явление или образ, который всегда недоступен и полностью недосягаем. Так путь к абсолютной Истине превращается в грандиозную эпопею или сложнейшее путешествие. По мере углубления духовного поиска мы переживаем мгновения ясности и настоящего покоя. Нас воодушевляют эпизодические проблески чистого бытия. Затем перед нами встает вопрос: идут ли эти переживания непосредственно от истинного Я или же все это иллюзорные проекции ума? Мысль о том, что мы уже, возможно, есть истинное Я, почти никогда не рассматривается. - Это становится предельно ясно. Я очень долго что-то искал. А потом осознал, что мог бы вообще никогда ничего не увидеть, потому что наблюдение — это все, что есть. И что бы я ни увидел, это было бы всего лишь явлением. - Остановись на этом. Разжевывать здесь больше нечего. Благодаря этому ты сюда и пришел. Я всегда сначала спрашиваю, в чем твои проблемы. Представь, что ты десять лет провел в тюрьме, потом тебя освободили, а ты начал причитать: “Почему я так долго был в тюрьме?” — это бы свидетельствовало о том, что ты до сих пор сидишь в тюрьме! Эти мысли приходят к тебе вновь и вновь, потому что ты обслуживаешь их по высшему разряду, на все пять звезд! [Смех] Я называю их “мысли-воры”. Пападжи говорит: “Пусть они будут как воры в пустом доме”. Самое драгоценное, что у тебя сейчас есть — это твое внимание. Питание и физические упражнения способствуют росту тела. Убеждения, намерения и заинтересованность укрепляют ум. Но “я” также растет из-за отождествления с телом и интереса к нему. Если “Я” не заражено отождествлением с работой тела и ума, оно сохраняет нейтральное восприятие. Точно также, когда ты едешь за рулем по какой-то открытой местности, через твое восприятие проходит все многообразие впечатлений, но твое внимание ни на чем не останавливается. Это некоторое подобие нейтральности. - У меня сохранилась привычка обращать больше внимания на одни вещи, чем на другие. Я вижу, что это происходит из-за того, что внимание обычно привязывается к тем вещам, которым я придаю значимость и важность. - Когда ты действительно достигнешь ясного видения и осознаешь, что не существует никакой фактической личности, придающей значимость вещам, кроме некоего представления, вполне естественно возникающего в сознании, — тогда змей лишится своего яда. Тебе не придется убивать его, он умрет сам, если в этом будет необходимость. Жизнь выражается в спонтанном танце, который берет свое начало в тотальности. Ей не нужен рассказчик, она просто есть. Когда ум сонастроен со светом сердца, наше тело действует спонтанно и руководствуется тем, что необходимо в данный момент. Ощущение двойственности не исчезает, но я повторю: ты не заложник этого ощущения. Напротив, оно видится как игривый танец Всевышнего, принимается и приносит наслаждение. Это состояние непостижимо. Никто не может установить для него правила или поставить его на какую-то колею. У существования нет никаких карт. Оно — единственный источник для всего проявленного. Мы есть Это. (Муджи. «За пределами Сознания»)
"Человек не любит быть учеником, он любит быть учителем. Если бы только человек знал, что величие и совершенство великих, приходивших время от времени в этот мир, заключалось в их бытии учениками, а не в учительстве! Чем более велик учитель, тем лучшим учеником он был. Он учился у каждого: у великих и ничтожных, мудрых и глупцов, старых и молодых. Он учился у их жизней и изучал человеческую природу во всех ее аспектах. Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобно пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце" Хазрат Инайят Хан
Не искушайся иллюзией (майей). Ты должен разрушить иллюзию. Майя одинаково пренебрегает всеми. Только тот искатель, чья духовная практика осталась незаконченной, снова получает человеческое рождение и человеческие качества. Майя не боится никого, кроме знающего Брахман. Многие принадлежат культу майи, и очень немного последователей у пути Знания. По сути своей ты – воплощение Божественного и разрушение иллюзии предписанная тебе программа. Помни, что майя всегда наблюдает за тобой и всегда начеку. Не теряй из виду свой источник, свой настоящий дом. Если хочешь стать зверем, подобно слонам, лошадям и т. д., тогда можешь считать этот мир своим домом. Гордись своей Истинной Природой. У нашего рождения только одна цель – перебить хребет привязанности к мирскому. Нужно не только достичь собственного освобождения, но и освободить других. Если живешь с убеждением, что ты являешься Богом, тогда наверняка будешь Богом. Сиддхарамешвар Махарадж
Любая боль, любой аспект бытия, существует для того, чтобы быть пережитым тем абсолютным переживающим, которым ты являешься. Избегания не существует. Ты не можешь уйти от того, что ты есть. И любая боль – это одно из Я-переживаний твоей бесконечной природы. Не от чего убегать. Ты не можешь уйти от того, что ты есть. Никогда! ( Карл Ренц )
С.: Но судя по тому, что я читал, Рамана рекомендует всем заниматься самоисследованием. К.: Я бы тоже это рекомендовал. С.: Но если это не приближает тебя к Себе, зачем что то делать? К.: Если ты хочешь прекратить страдание, поскольку это в сновидении, тогда самоисследование, возможно, уничтожает страдающего. Но посредством этого ты не будешь становиться Тем, что ты есть. Так что да, если ты хочешь положить конец страданию, тогда самоисследование, вероятно, может положить конец страданию, положив конец страдающему. Поскольку в самоисследовании ты просто уделяешь свое внимание тому, что является вниманием. Больше нет времени, нет прихода, нет ухода, нет ни прошлого, ни будущего, нет места для «я», для страдающего. Так что ты можешь положить конец страданию. Или страдающему. Но ты не можешь достичь Того, чем ты являешься. Да, возможно, посредством самоисследования можно прекращать страдание. Но посредством самоисследования ты никогда не можешь достигать Того, чем ты являешься. Так что все это – психотерапия. / Карл Ренц /