Тукарам

Тема в разделе 'Литература', создана пользователем Эриль, 15 янв 2024.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (137)

    Разве жених отвергнет новобрачную потому, что ею по два года обладали гандхарва и Агни? Корова поедает отбросы, однако она чиста; точно так же и любой поток воды, если в нем присутствуют воды Ганги.

    Дерево пиппала вырастает из вороньего помета; если рассмотреть обстоятельства рождения Пандавов, то окажется, что они появились на свет вследствие греха.

    Шакунтала, Сута, Карна, Шринга и Вьяса – их имена разрушают грех. Вспомните Ганику, Аджамилу, Кубджу, Видуру, вспомните также, кем были Пингала, Вальха, Вишвамитра, Васиштха, Нарада, – было ли их происхождение безупречным?

    Мужчины и женщины, чьи деяния закрывали перед ними врата освобождения, тем не менее, освободились силой своего покаяния и памятования о Хари.

    Тука говорит: Господь Хари не смотрит на происхождение человека; тот, кто принимает происхождение в расчет, отправляется в ад.



    (138)

    Изначальный образ находится за пределами ума и речи; поэтому, чтобы измерить Тебя, и была дана наука преданности.

    С помощью мерила преданности я измерю Бесконечность, ибо, поистине, нет другого способа сделать это.

    Тебя нельзя достичь ни посредством жертвоприношений, аскез и манипуляций с телом, ни с помощью созерцания.

    Тука говорит: о Кешава, прими наше служение, когда мы предлагаем его Тебе в духе простой веры.



    (139)

    Есть ли Ему пределы? Приблизились ли мы к Нему хоть ненамного посредством своих поисков, все новых и новых изучений Того, кто наполняет собою весь мир?

    Атомы и большие массы материи равным образом могут делиться до бесконечности; если шрути говорят, что Он «не то, не то», то они также исчерпали все свои возможности дать Ему определение.

    Для личинки жука, что обитает внутри фрукта, существуют небеса, соответствующие ее размерам, но сколько таких фруктов на одном дереве!

    Бесконечный показал Арджуне в своем теле вновь сотворенные вселенные и мир Кришны.

    Тука говорит: крепко цепляйся за одеяния святых; если ты попытаешься измерить Его, сколь долгая жизнь тебе понадобится?
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (140)

    Йогины созерцают отражение Твоего сияния, мы же воочию видим Твой изначальный образ. Господь стоит в полный рост, уперев руки в бедра, Его тело источает фиолетовое сияние.

    Он пронизывает собой весь мир, и все же обитает вдалеке от него; Он тайно пребывает внутри всего, всегда оставаясь неизменным.

    У Него нет ни формы, ни очертаний, ни имени; мы должны подходить к Нему в душе.

    Нет у Него ни предела, ни деления; к Нему неприменимы категории касты; у Него нет ни семьи, ни касты, ни головы, ни рук, ни ног.

    Радость веры просвещает невежественных через их собственное любовное стремление к Богу, говорит Тука.



    (141)

    Я не способен славить Тебя; шрути стоят пред Тобой неподвижно и безмолвно; четыре состояния речи затихли, беспомощные, – вот каков Твой образ, о Хари!

    Этот образ таков, что наши глаза не могут узреть его, ибо, глядя на него, даже Брахма и прочие божества впадают в заблуждение.

    Брахма и прочие божества находятся в тисках кармы, поэтому они вынуждены скитаться от рождения к рождению.

    Тука говорит: Твои божественные свойства, Твои имена и образы неисчислимы, как же мы можем описать их?



    (142)

    Совершенные йогины сидят, укрывшись в тихих местах, погруженные в созерцание; Он нисходит к ним, чтобы защищать их; Он утоляет их голод и жажду; когда им жарко, Он дарит им прохладу; они научились пренебрегать телесными ощущениями.

    Чье общество приносит им радость, кроме общества Хари? Какое мирское наслаждение волнует их души? Они ни на мгновение не прельстятся положением царей.

    Тука говорит: безмерной милостью Нараяны яд превращается в нектар.



    (143)

    О Господь Вселенной, вот маленький секрет твоей любви; я вспомнил эту историю и расскажу ее Тебе.

    Лань с двумя оленятами беспечно паслась в лесу, как вдруг появился охотник с двумя собаками. С одной стороны он расставил свои сети, с другой поставил собак, с третьей поджег траву, а с четвертой встал сам.

    Олени оказались окружены со всех сторон; они принялись поминать твое имя: «О Рама-Кришна, Бог богов, приди, не медли! Кто, кроме Тебя, спасет нас из этой беды, о Отец, Господь Вселенной?»

    Ты услышал их слова, и они тронули твое исполненное сострадания сердце; Ты послал дождь, который быстро потушил огонь. Ты спугнул зайца, и собаки погнались за ним; лань и оленята вырвались на свободу, радостно крича: «Говинда спас нас!»

    Вот как велико Твое милосердие! Твои почитатели преисполнены любви к Тебе; о Супруг Ракхумаи, восхваляя Тебя, они сердечно радуются, говорит Тука.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (144)

    Если говорить о Его доброте, то Он исполняет все желания; если о сладости, то как сладостно Его имя! Если о милости, посмотри, Он безупречно милосерден; если о смирении, то Его смирение таково, что Он никогда не беспокоит своих слуг.

    Щедрость Его настолько велика, что Он готов отдать даже свою Супругу; Он торжествует над временем и смертью.

    Что касается знания, то Он -- океан мудрости; но все эти качества открываются лишь тем, кто знает Его одного.

    Он стар, как время; невозможно проследить пути, которыми следуют его божественные игры. Среди пастухов Он был простым пастухом, среди слабых женщин – ловким плутом. Его можно назвать простаком, ибо Его можно покорить с помощью веры; можно назвать жадным, ибо Он любит подбирать остатки чужих трапез; можно назвать уродливым, ибо Он влюбился в Кубджу; можно назвать пугливым, ибо Он страшится греха.

    Что касается игр, то Он единственный, кто может в них играть; в танце Он единственный, кто подлинно владеет этим искусством.

    О Господь, Ты скрываешься в глубинах нашего духа, и все же, хотя мы схватываем Тебя, Ты остаешься вне нашей досягаемости.

    Если назвать Тебя лучшим, то, посмотри, Ты наилучший из всех; если худшим, то Ты наихудший.

    Тука говорит: я говорю истину; мой путь поклонения – подлинный.



    (145)

    Если Бог – твой друг, тогда весь мир дружествен тебе. Мы видим это на опыте, тем не менее, люди тревожатся без причины. Если Бог защищает человека, ему не сможет причинить вреда даже огонь.

    Тука говорит: Хари защитил Прахладу!



    (146)

    Тот, кто несет усладу святым, есть смерть смерти, равно как сын богача тоже богат. Если ты станешь внимать Ему, то не услышишь ничего, кроме Единого; Он защищает тебя от изнурения страстными желаниями. Он хочет освободить тебя от любого греха, который ты только можешь на себя взять; не ищи никакого иного источника избавления.

    Тука говорит: тень древа желания – вот самое главное: есть ли такое сострадание, которого было бы не найти там?



    (147)

    Кришна – моя мать и мой отец, моя сестра и мой брат, моя тетя и мой дядя. Кришна мой учитель и лодка моего спасения. Он перевозит меня через реку мира. Кришна – мой собственный ум, моя семья, а также мой самый лучший друг.

    Тука говорит: святой Кришна – мое убежище; я решил никогда не разлучаться с Ним.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (148)

    Послушайте, люди, я расскажу вам, как вы можете получить наивысшую пользу для себя! Вам нужно обратиться сердцами к Владыке Пандхари; если вы воспеваете имя Нараяны, какие путы могут быть властны над вами?

    С этого берега вы можете пересечь океан мирского бытия. Он приведет эпоху Кали к покорности; иллюзия мира рассеется.

    Мирское процветание и все йогические силы суть Его служанки-рабыни. Вот суть всех Писаний, тайный смысл Вед; если ты внимательно посмотришь, то увидишь, что об этом же говорят и Пураны.

    Приблизиться к Нему позволено всем: брахманам, кшатриям, вайшьям, шудрам и людям, стоящим вне варн; детям, блудницам и всем прочим.

    Тука говорит: я бесчисленное множество раз убеждался в этом на собственном опыте; возможно, другие, если им выпадет такая удача, могут, посредством веры, испытать эту радость.



    (149)

    К чему или к кому мы будем обращаться с мольбами, о Наполняющий собою землю и всю Вселенную?

    Кто еще ведает, как исполнить сокровенные желания наших сердец? Что суть другие правители и цари? Кроме Тебя нет в трех мирах никого, кто дарует освобождение, кто спасает нас.

    Когда мы размышляем о Твоих имени и образе, грех и страсть в ужасе уносятся прочь, желания уничтожаются. «Хари» – Пураны по праву называют Тебя этим именем, ибо оно отнимает смерть и последующее рождение у тех, кто находятся в их оковах.

    Зачем мне зря расходовать слова? Для меня совершенно бесполезно прославлять кого-либо, кроме Тебя. О Разрушитель мира, даже Великий Змей утомится, описывая твою славу. Пусть же мой дух, исполненный уверенности, покоится у Твоих стоп; что пользы просить о чем-либо другом?

    Видят люди, что Ты не зря носишь имя «Господь убогих»; Ты спас множество несчастных, множество преступников, множество грешников.

    Тука пребывает у Твоих стоп; о Господь, защити Его! Я молю о том, чтобы Ты позволил мне служить Тебе.



    (150)

    С какими трудностями можем мы столкнуться в житейском море, если Он указывает нам путь и идет впереди?

    Пандуранга – надежный корабль; Он не допустит, чтобы наши стопы или тела промокли. Множество святых уже пересекли этот океан и достигли противоположного берега.

    Тука говорит: сейчас нам выпала редкая возможность, идем же скорее за Ним!
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (151)

    Боевым диском и палицей в руках он постоянно защищает своих почитателей, что склонились у Его стоп, и сокрушает порочных. Непознаваемый принял образ, Несравненный явил нам себя.

    Тука говорит: Витхала исполняет желания каждого человека.



    (152)

    В прежние времена Ты спас множество существ, что обращались к Тебе с мольбой, поэтому они называют Тебя «Господом беспомощных».

    Ты не смотришь на степень греховности, на то, к какому народу или племени относится страдалец, и благородно ли его происхождение; Ты спас Аджамилу и женщину из племени бхилов.

    Ты одарил маленького Дхруву неразрушимой обителью; Ты предложил Упаманье Молочный океан. Когда слон Гаджендра попал в беду, схваченный обитателем вод крокодилом, Ты освободил несчастного из океана мирского бытия.

    Ты спас Прахладу из огня и воды, силою своего имени превратив яд в нектар. Когда на долю Пандавов выпали тяжкие испытания, Ты был их величайшим заступником. Тука говорит: Ты был Господом всех этих беспомощных существ – я знаю об этом из преданий

    минувшего; я принимаю в Тебе прибежище.



    (153)

    О брат, Ганга – не просто вода, баньян и пиппала – не просто деревья, четки из туласи и рудракши – не бусы: это проявления Бога.

    Океан – не обычный водоем; не называй лингам «камнем». Святые – не то, что мирские люди; не называй посох аскета «палкой», а освященную пищу – «пшеницей»; не называй воспевание «Рама-Рама» обычной речью.

    Солнце и Луна – не обычные светила, Меру – не просто гора. Змей Шивы и Васуки – не то, что ядовитые гады.

    Гаруда – не птица. Бык Шивы – не простое животное. Древо желаний – не просто дерево, равно как Камадхену – не просто корова.

    Черепаха, на которой покоится мир, значительнее, чем черепаха, что обитает в пруду. Вараха – не кабан. Брахма выше, чем человек. Лакшми – не просто женщина.

    Священная раковина для окропления – не кость; шелковое облачение Богини – не кусок материи.

    Волшебный камень парикша – не камень: это проявление Богини. Золото – не обычный металл, точно так же как соль – не разновидность песка; подстилки из оленьей или тигровой шкуры, на которых сидят аскеты – не просто шкуры.

    Жемчуг – не кремень, равно как алмазы – не галька; душа – не приживалка, которую ты можешь выгнать, когда пожелаешь. Дварака – не просто городок, точно так же как образ Кришны – не просто статуя.

    Гомати – не просто место паломничества; один их вид приносит освобождение; Кришна – не обычный искатель наслаждений, равно как Шива – не просто аскет.

    Тука говорит: в одном Пандуранге я обрел благо, которое способно даровать все перечисленное выше.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (154)

    Мерзкие и крепколобые демоны трепещут, ибо берег Бхимы в городе Пандхари полон ликующего народа.

    Возглашай теперь громогласно сразу тысячу имен Богини! Витхай входит в тела своих почитателей и изгоняет всех демонов, которые могли обосноваться там.

    Ситу пленил демон, и она возвратилась к жизни в ашоковом лесу; тем не менее, Мать пришла к Ней в образе демоницы с растрепанными волосами. Махишасура довел Прахладу до безумия, но внезапно там появилась, скрежеща зубами, Витхай.

    Когда были уничтожены семь детей Васудевы, Она в должное время пришла Васудеве на помощь. Когда многострадальные Пандавы были вынуждены скитаться по лесам, как безумные, Она поддерживала и защищала их.

    Где бы люди ни сосредотачивали свой ум на Ее имени, туда же немедленно устремляется Она сама; там, где Она замечает веру, Она принимает каждого, каким бы низким ни было его положение среди людей.

    О древняя Богиня нашего рода, о Мать, – говорит Тука, – зачем нам теперь бояться злых духов или слуг Ямы?



    (155)

    Имя Витхалы таково, что оно излечивает болезнь мирского бытия, избавляет от всего груза прошлой кармы. Если ты произносишь его, то устраняешь этим последующие рождения.

    Грех не способен вытерпеть его присутствия, тройственное страдание рассеивается.

    Тука говорит: иллюзия жизни становится Твоей служанкой и простирается к Твоим стопам.



    (156)

    Имя Витхобы всегда истинно, исполнено блага и желанно, оно разрывает все узы, слава его возглашается в обоих мирах.

    Тот, в чье достояние входит вера, очень быстро обретает благо посредством нее; при всей своей простоте, – говорит Тука, – он /Тука/ знает, как победить время и с
    мерть.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (157)

    Не сомневайся, это бренное тело разрушится – почему же тогда ты не воспеваешь Его имя?

    Его имя спасло неисчислимые миллионы /живых существ/; благодаря ему они достигли Вайкунтхи. В трех мирах нет ничего, что сравнилось бы по своей благодатности с Его именем – почему ты не возглашаешь его?

    Тука говорит: Его имя прекраснее Вед; Гопала дарит нам его безвозмездно.



    (158)

    Сами наставники не знают тайны Вед, – какой же просвещенности ждать от всех прочих?

    Воспевать имя Витхобы не трудно; оно мгновенно переносит тебя через океан мирского бытия. Мудрый хорошо знает, что мантры обворожения, равно как обрядовые действа и церемонии, предписанные для различных времен года, не следует практиковать; все остальные – глупцы.

    Тука говорит: мы больше не замечаем предписаний и запретов; этот путь упраздняется.



    (159)

    Отбросив все сомнения, считай того, кто правильно воспевает имена Рамы-Кришны и удерживает в памяти Его цветом подобный грозовому облаку образ, брахманом, каково бы ни было его рождение.

    Украшениями ему служат покой, любовь и сострадание, его терпению нет предела. Тука говорит: все шесть врагов больше не властны над ним; он есть сам Брахман.



    (160)

    Знай, что блаженство, которое приносит Его имя, – это сам Бог. Эти слова – не плод моего невежества, ибо их подтверждает опыт святых.

    «Тому, кто воспевает имя, нужны и другие способы достижения», – не говори так.

    Тука говорит: тот человек достигает счастья через свое слово, у кого и отец и мать чисты.



    (161)

    Это моя единственная опора; я избрал своим занятием возглашать «Витхоба!».

    Я собрался с силами и бросил вызов: я не позволю времени и смерти потревожить меня. Возглашай как можно громче, прерывающимся от чувств голосом, «Хари! Хари!»

    Тука говорит: мы раскрыли истинную суть всех Пуран.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (162)

    Те, кто живут в мире, не могут по-настоящему служить учителю, они не могут отбросить страсть, ибо трепещут в страхе перед вожделением.

    Но не таково Твое имя, о Господь Пандхари! Чтобы воспевать его, никому не нужно предпринимать никаких тяжких усилий; это совершенная сладость, и чтобы вкусить ее, нам не надо омывать лицо.

    Мы не станем жаждать богатства, нам не нужно бояться мира. Одной жизни недостаточно, чтобы исполнилось уготованное нам, а благие дела умножают свои последствия; только имя Витхобы избавляет от печалей мира.

    Ты можешь оставить действие и бездействие, равно как тщательное изучение священных Писаний.

    Тука говорит: имя Витхалы заключает в себе все.



    (163)

    Заставь свою речь смолкнуть, удерживай ее вдалеке от всех объектов чувств. Каждое усилие, что не направлено на /воспевание/ Его имени, приносит лишь усталость.

    Наши замыслы на будущее увлекают за собой ум; здесь нет разницы между заслугой и грехом.

    Тука говорит: да найдет мой дух место своего успокоения в Нараяне.



    (164)

    Пураны повествуют о Нем в форме песен; где бы ни пелась Ему хвала, там присутствует и Он сам, готовый служить своим бхактам.

    Мантра Его имени господствовала в устах Даттатрейи; он вновь и вновь употреблял свою речь лишь на то, чтобы славить Господа, и это даровало ему просветление.

    Это имя – сущность высшей энергии; среди обрядов, что совершают брахманы, оно стоит на первом месте.

    Нарада странствовал по трем мирам с виной в руках и Его именем на устах. Парикшиту было суждено умереть в течение трех дней, но, благодаря воспеванию имени, он избежал этого.

    Слава рыбака распространилась повсюду; он составил историю жизни Рамы еще до того, как Рама появился на свет. Веды называют Тебя воплощенным и невоплощенным.

    Тука говорит: Твое имя одно и то же в обоих аспектах.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (165)

    Бог служит своим слугам, Он не может стерпеть, чтобы они были хотя бы в малейшей нужде, Он отбрасывает угощения, приготовленные для Него, и устремляется им на помощь.

    Вот каков Океан милости, что стоит на каменном возвышении; совершенный в щедрости, он являет себя в обмен на преданность.

    На Его груди виден священный отпечаток стопы, украшение, которое оставили там Его почитатели. Он не испытывает от этого никакого неудобства; Он радостно терпит, что Его попирают ногой.

    Сатьябхама отдает Его в дар; Он не старается это скрыть. Он кладет стопы своего слуги себе на голову и выполняет свою задачу. Он сторожит врата Бали; Он управляет колесницей Арджуны. Он служит своим слугам как истинный их подчиненный.

    Из должного почтения Он не будет тревожить Пундалику, Он скромно стоит позади него.

    Тука говорит: почему ты не поклоняешься столь милосердной Матери?



    (166)

    Если ребенок назовет своего отца «дядей», разве стоит его за это укорять? Если наша вера чиста, то, как бы несовершенна она ни была, Витхала исполнит наши заветные желания.

    Если назвать сахар «камнем», разве от этого он перестанет быть сладким?

    Тука говорит: слова могут быть неправильными, но ни одно слово не окажется напрасным.



    (167)

    Кто сравнится с Тобой в великодушии? Ты даруешь своему слуге счастье находиться подле Тебя. Ты не смотришь, чист он или нечист, или каково его происхождение; Ты очищаешь его своим пребыванием в его теле.

    В его доме Ты будешь есть даже горькую пищу, но Ты не примешь изысканных яств от нечестивых. Ты не покинешь дома своих слуг, даже если Тебя станут там бить, – и это притом, что Ты не будешь посещать умы йогинов.

    Тука говорит: эпитеты, которые Ты носишь, даны Тебе по праву – так говорят четыре Веды.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (168)

    Как Он милосерден! В беспомощных Он находит свою высшую отраду. Он взваливает себе на плечи груз забот о них; Он берется за труд обеспечить их всем необходимым и не дать этому исчезнуть.

    Он заботится о том, чтобы они не уклонились с пути, Он берет их за руку и ведет.

    Тука говорит: такова бывает награда, если ты с абсолютной преданностью следуешь за Ним.



    (169)

    Бог нежно любит человека, который оставил мир, Он вихрем устремляется за ним и берет на себя его радости и печали.

    Благодать Витхалы делает за него все, ему нужно лишь воспевать имя.

    Тука говорит: любящее сердце Витхалы нежно и свободно от хитрости.



    (170)

    Почему ты оставил такого вожатого? И почему ты выглядишь таким несчастным? Твое сердце исполнено страстей; у тебя в руке нет ничего, кроме пыли.

    Пандуранга – царственный и великодушный господин; Ему не нужно ничего, кроме листика туласи и воды; Он жаждет сосредоточенной преданности; тебе не надо спрашивать, какую должность Он дарует тебе, равно как отправлять к Нему просителя ходатайствовать о твоем деле.

    Он сам руководит служением себе и выносит взыскания в том, что касается служения.

    Тука говорит: ты не столкнешься с препятствиями, если пойдешь на встречу с Ним; отправляйся же без лишних слов и обними Его стопы.



    (171)

    О Рама, повелитель Айодхьи, Господь обездоленных, истреби грех и страсти, что встали на моем пути, сделай меня счастливым!

    Ты принял фрукты, которые попробовала женщина из племени бхилов; Ты сам осквернен.

    Тука говорит: Я твое возлюбленное дитя, но мне не по силам постичь твое естество.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    (172)

    Хотя наш Господь столь велик, вера может заставить Его найти пристанище в шкатулке.

    Он принимает образ, который придают Ему почитатели; Он осуществляет свои желания, как только они у Него возникают.

    Хотя Тот, кто дает нам мир, столь велик, Он просит у нас листик туласи и воды.

    Он принимает имя и образ; Он делает себя легкодостижимым, говорит Тука.



    (173)

    Вот Господь Пандхари, понуждаемый нашей верой, стоит, готовый /придти нам на помощь/, и ждет нас. Примем же Его в наши сердца, – Его, чьи пределы невозможно установить.

    Мы забыли о своих телах и заманили Его в нашу ловушку, воспевая Его имя. Когда Он намеревается спасти своих святых, то не разбирает племени, происхождения и репутации.

    Как хорошо, что мы открыли эту тайну; нам больше не надо блуждать в поисках ее разгадки. Он бессмертный, всегда жаждущий помочь своим преданным почитателям, великодушный господин; четырехрукий Бог почитает своих святых.

    По собственному изволению Он становится то огромным, то маленьким; Его образ прекрасен и очарователен; Он исполнен любви к благочестивым, Он являет святым свое почтение, всемерно помогая им -- мы раскрыли эту тайну, поэтому теперь наше главное дело – молить о милости святых.

    Тука говорит: я накрепко свяжу себя с Господом Пандхари в духе безраздельной преданности.



    (174)

    Древо желаний не пренебрегает теми, кто обращается к нему; но Ты лучше всех древ желаний, ибо Ты не требуешь никаких просьб.

    Внемли! Если Ты даешь кому-то дар, он пробуждает в нем чувство гордыни; поэтому Тука, жалобно стеная из-за этого, умоляет: не одаряй меня никаким даром, кроме себя самого!


    КОНЕЦ