Смерть – это загадочный процесс, который касается всех материальных форм. Многие люди воспринимают его как устрашающий конец, но это ужас в основном связан с непониманием. Человеческий разум часто ограничен, и страх перед неизвестным, а также привязанность к физической форме, приводят к тому, что одно из самых благодатных событий в жизненном цикле воплощенного сына Божьего рассматривается как нечто, чего следует избегать и оттягивать любыми способами. Смерть – это, по сути, одна из самых обыденных форм деятельности человека. Мы умирали много раз и будем умирать снова и снова. Это всего лишь вопрос сознания. В один момент мы осознаем себя в материальном теле, а через мгновение – в астральном теле и так далее. Пока наше сознание ограничено только физическим телом, смерть продолжает вызывать древний ужас. Но как только мы начинаем осознавать себя как Душу, понимаем, что сознание присуще любой форме существования на любом плане и в любом измерении, страдания от смерти перестают нас тревожить. Для незнающего человека смерть – это катастрофический конец, который подразумевает прекращение всех человеческих отношений, физической активности, разрыв родственных связей, потерю близких и привычного мира. Кажется, что это противоестественно, ужасно и вызывает протест, словно путешествие в неизведанное и бескрайнее. Но мы не уделяем должного внимания тому, что каждую ночь, во сне, мы покидаем свою материальную оболочку, временно умираем для физического мира, но продолжаем жить и действовать в другом состоянии. Человек не понимает, что способен без вреда для себя покидать физическое тело, и ему не удается соотнести смерть со сном. В конечном счете, смерть – это просто перерыв в жизни на физическом уровне. Человек также выходит из тела, как и во сне, только на более продолжительный срок. Процессы ежедневного сна и периодического умирания идентичны, за исключением одной детали: во время сна магнетическая жизненная нить не прерывается и оставляет путь для возвращения в прежнее тело. Однако в момент смерти эта жизненная нить разрывается, и возврата в прежнее плотное тело уже не будет. Тело опустошается, активность прекращается, за исключением процессов разложения тканей. Смерть – часть великой иллюзии, существующей благодаря завесам, которые человек создает сам. Она, как и жизнь, всего лишь процесс существования, показатель прогресса и развития. Со смертью наступает свобода от ограничений физического облика, и начинается продолжение существования, сохранение жизненных интересов. Согласно Закону Природы, смерть наступает при достижении цели в текущей жизни и переходе к новому воплощению. (с)
Сама по себе смерть не вызывает страха. Это просто отделение сознания от тела, и этому событию даётся обозначение «смерть». Нет никакой ужасающей смерти со своей стороны; ужасающую смерть создаёт наш собственный ум. Именно мы делаем смерть ужасающей. Что вызывает у нас тревогу и страх? Что делает смерть такой тяжёлой? Это привязанность, желание, цепляние — к этой жизни, к телу, к имуществу, к семье, к друзьям и прочему. Это цепляние усложняет смерть, принося столько беспокойства и страха. - Лама Сопа Ринпоче
Смерть заберёт не тебя. Она заберёт то, что ты считал собой. Смерть заберёт не твоё. Она заберёт то, что ты считал своим. Смерть приходит в жутком виде для всех, кто вцепился мёртвой хваткой в собственные иллюзии, считая это свободой. Действительно свободных Смерть коснётся так же, как будят любимого человека. Кому - ржавая коса, а кому - нежное прикосновение. Пробуждение к тому, что ты любишь. Не ищи её. Она всегда приходит вовремя. Саид Ши
Потом заговорила аль-Митра: – Теперь скажи нам о Смерти. И он ответил: – Вам хочется узнать тайну смерти. Но где вы найдете её, как не в сердце жизни? Сова, чьи глаза завязала ночь, не может снять покров с таинства света. Если вы подлинно хотите узреть дух смерти, распахните своё сердце перед плотью жизни. Ибо жизнь и смерть едины, как едины река и море. В глубине ваших надежд и желаний лежит молчаливое знание запредельного; И, как семена, спящие под снегом, ваше сердце видит сны о весне. Верьте снам, ибо в них скрыты врата в вечность. Ваш страх перед смертью – лишь трепет пастуха, стоящего перед царём, который вскоре возложит на него руку в знак милости. Разве в трепете пастуха не таится радость от того, что он будет отмечен царём? Но разве не трепет беспокоит его всего более? Ибо что значит умереть, как не встать нагим на ветру и растаять на солнце? И что значит перестать дышать, как не освободить дыхание от его беспокойных приливов и отливов, дабы оно могло подняться, расшириться и безвозбранно искать Бога? Лишь тогда вы будете петь по-настоящему, когда изопьёте из реки молчания, И начнёте восхождение, лишь когда достигнете вершины. И лишь тогда вы исполните свой подлинный танец, когда земля потребует к себе. Халиль Джебран
Когда во время умирания вас будут переполнять сильные эмоции, признайте, что умираете. Признайте, что это самая болезненная вещь для большинства живых существ. Страх смерти возрастает пропорционально уровню нашего цепляния за жизнь. Чем более реальной мы считаем эту жизнь, чем сильнее цепляемся за неё, тем сильнее страдаем. До наступления смерти мы не ощущали этого цепляния так остро, но, умирая, мы по-настоящему чувствуем его. Мы знаем, что все умирающие проходят через этот страх и страдание, так что примите это на себя. Возьмите всё отчаяние, замешательство, безысходность, гнев и страдание, которое возникает в связи со смертью, всё чувство утраты и страх уничтожения, ощущение себя жертвой, и впустите их в себя. Затем отдайте свои мысли любви, сострадания и сочувствия, а также свою заслугу. Выполняйте тонглен таким образом, принимайте и посылайте. Поймите, что в природе ума нет ощущения реальности рождения и смерти — всё иллюзорно. Ничто не может изменить природу ума — вообще ничто. Познайте это на собственном опыте. Вы можете увидеть, что в природе ума ничего не меняется, ничто не изменит пустотную и сияющую природу ума. Смерть — лишь переживание ума, погрузившегося в иллюзию. В природе ума нет ни рождения, ни смерти — смерть не реальна. Покойтесь в природе ума. Когда мозг начнёт отказывать, а тело — слабеть, отдайте предпочтение практике пребывания в природе ума. Если вы покоитесь в природе ума, ничто не может лишить вас сил. Именно к такой смерти следует стремиться. Дзигар Конгтрул Ринпоче
П: Что бы ни делали, будет лучше. Не будет страха. Н. Махарадж: Страха от кого? Когда мы говорим «рождение», это означает рождение времени, а не ваше рождение, время означает дни. Люди отождествляют себя с днями, отсюда и страх смерти, иначе это просто дни. День закончился, значит, закончился. Даже если исполнительность остаётся, это не имеет значения, будьте свидетелем. Вас нет в бытии, всё происходит, вы ничего не делаете. Из-за бытия есть страдание, но вы — свидетель всего, что происходит. Я из той деревни, где нет ни дня, ни ночи. Тысячи солнц выглядят очень, очень тусклыми.
Смерть рассматривается как травмирующий опыт, но поймите что в действительности происходит. То, что родилось, это знание "Я Есть", закончится. То знание, что ограничивалось телом, становится затем неограниченным. Так чего бояться? Нисаргадатта
Тело исчезнет. Известный факт! У вас есть страх, у всех есть какой-то страх из-за привязанности к телу. НИКТО НЕ ХОЧЕТ СМЕРТИ. ВСЕ БОЯТСЯ СМЕРТИ. НО ЕСЛИ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРАВДУ О СМЕРТИ, ВАС ПОКИНУТ ВСЕ СТРАХИ. Спросите себя: «Почему я боюсь смерти?» Пока вы не будете знать Реальность, этот страх в вас будет продолжать бормотать и множиться. Состояние без страха в момент смерти – это и есть настоящее знание, прагматичное знание, Окончательная Истина. Рамакант Махарадж
А что если нас держат в неведении( как во всём и всегда) и смерть тела является абсолютно приятной, благой, долгожданной сюжетной линией всего этого представления, называемого жизнью? И сама смерть тела настолько великолепна...., что мы даже не можем помыслить при жизни...? Ну как..., с рождения тела ты носишь , во первых массу своего тела + массу накопленных концептуальных проблем...+ страх самой смерти .... и вдруг- РАЗ!!..., всё отпадает.., кайф не сопоставим с самым искусным оргазмом......, и взгляд на оставшихся в неведении других людей продолжающихся суетясь тащить непомерную ношу " себя". Очень похоже на то что так оно и есть. Не то что бы- нас как всегда, обманывали.., а то что мы сами себя обманывали укутываясь в своё невежественное КалиЮжное одеяние. НО..... На то, на что я указал выше, относится только к реализовавшим свою сущностную природу, остальным всем, при смерти- "плачь , боль и скрежет зубов",так как— это было бы нелепо, если б было бы иначе, по извечному закону причиноследственной связи, в простонародии называемом- кармой. Дон Хуанович Мохенджо-Дарский.( он же- Калиюжный, он же- Брахманюк, он же- Котов—Магнитофонов.)
Если человек считает себя рожденным, он не может избежать страха смерти. Пусть он узнает, был ли он рожден или имеет ли какое-либо рождение Истинное Я. Махарши
Опасаясь смерти, старости и болезней, я стремлюсь к высшему спокойствию и огромными усилиями достигаю освобождения. Йога Васиштхи
Эпиктет: Что является концом болезни? Ничто иное, как смерть. Поймите раз и навсегда, что не смерть является источником всего злого в человеке, его низости и малодушия, но страх смерти. Именно против этого страха вы должны тренировать себя: все ваши размышления, лекции и практические занятия должны быть направлены на это — тогда вы узнаете, что только так человек достигает свободы.
Роси Ясутани: Все, что мы видим в мире, — иллюзия, лишенная субстанции и похожая на ужимки марионеток на экране. Вы боитесь смерти? Вы не должны ее бояться: убивают ли вас, умираете ли вы своей естественной смертью, смерть не более субстанцио нальна, чем ужимки марионеток. Другими словами, она не более реальна, чем разрезание воздуха ножом, чем лопание пузырей, которые появятся снова и снова, независимо от того, как часто они будут лопаться. Однажды, постигнув мир природы Будды, мы становимся безразличными к смерти, т. к. мы узнаем, что родимся снова через влечение отца и матери. Мы рождаемся тогда, когда наши кармические отношения побуждают нас к рождению, и умираем тогда, когда наши кармические отношения принуждают нас умереть. В каждый момент мы есть ничто иное, как выражение наших кармических отношений, с изменением которых мы меняемся тоже. И то, что мы называем жизнью, есть ничто иное, как процесс трансформации. Если мы не меняемся, мы безжизненны. Мы растем и стареем потому, что мы живы. Очевидностью того, что мы живы, является тот факт, что мы умираем. И мы умираем именно по тому, что живы. Быть живым — это и есть рождение и смерть. Созидание и разрушение означает жизнь. Когда вы правильно поймете этот фундаментальный принцип, вы не будете волноваться ни по поводу своей жизни, ни по поводу своей смерти. Вы обретете устойчивый разум и будете счастливы в своей повседневной жизни. Даже если небо и земля перевернутся, вы не испытаете страха. Даже если взорвется атомная или нейтронная бомба, вы не испытаете страха. До тех пор, пока вы и бомба едины, чего вам бояться? «Это невозможно», — скажете вы. Но хотите вы этого или нет, вы должны быть едиными с бомбой, разве не так?
Человек боится смерти ,подспудно чуя ,что ему придётся снова родиться , а снова родиться ,это не факт что попадёшь " на праздник", скорее попадёшь ( по причинноследственному закону/ кармы)на бойню свиньёй,на которой сейчас работаешь шкуродёром. Шриманши.
И: Как избавиться от страха? Махарши: Что такое страх? Это только мысль. Если существует что–либо, кроме Атмана, то есть и причина для страха. Кто видит все отдельным от Атмана? Сначала возникает эго и воображает объекты внешними. Если же эго не поднимается, то живет единственно Атман и нет ничего внешнего. Наличие внешнего по отношению к себе подразумевает существование наблюдателя внутри. Сомнение и страх будут уничтожены его розыском. Не только страх, но и все остальные мысли, сосредоточенные вокруг эго, исчезнут вместе с ним.
Внемлющий Истине, даже сам того не зная, рвет цепь перерождений. Внемлющему Истине неведом страх смерти, ибо страх сам боится Истины. Шримад Бхагаватам
И: Как преодолеть ужасный страх смерти? Махарши: Когда этот страх захватывает вас? Разве он приходит, когда вы не сознаете своего тела, как, например, во сне без сновидений? Он преследует вас только когда вы полностью «бодрствуете» и воспринимаете этот мир, включая и собственное тело. Если же вы не воспринимаете их и остаетесь своим чистым Я, как в глубоком сне, то страх не может коснуться вас. Если вы проследите страх смерти до того объекта, утрата которого его вызывает, то обнаружите, что этот объект не тело, а ум, который в нем функционирует. Многие были бы очень рады избавиться от подверженного болезням тела и всех проблем и неудобств, которые с ним связаны, если бы им удалось удостоиться непрерывного сознавания. Ведь именно это сознавание, сознание, а совсем не тело, человек боится потерять. Люди любят существование, потому что оно есть вечное Сознавание – их собственное Я. Почему же тогда не держаться за это чистое Сознавание прямо сейчас, будучи в теле, и не освободиться от всякого страха?