Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    491. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МЫСЛЬ «Я» ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ?

    Некоторые утверждают, что мысль «Я» теоретична. В таком случае придётся признать, что вы сами являетесь теорией, чего, как я полагаю, вы никогда не допустите.

    Следовательно, мысль «Я» более практична, чем все кажущиеся практичными вещи.



    23 августа 1952 года

    492. ЧТО ТАКОЕ СВИДЕТЕЛЬ?

    Свидетель — это то, что неизменно («Я») среди изменений.

    Изменения не могут проявляться без неизменного. Но неизменное существует независимо от всех изменений.

    Изменения могут происходить только в неизменном. Однако при исследовании оказывается, что изменения — это ничто иное, как само неизменное.

    Все изменения происходят в неизменном. Но само неизменное никогда не меняется.



    493. КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО МЕДИТИРОВАТЬ?

    Лучшее время — при пробуждении, но до того, как вы полностью проснётесь, чтобы медитация стала первым действием после выхода из Реальности, сияющей между двумя состояниями.



    494. КАК НАСТРОИТЬ СВОЮ САДХАНУ?

    Природа действует естественно и упорядоченно. Ваша садхана никогда не должна противостоять течению природы или идти против него, но всегда должна быть в гармонии с её ходом и в конечном итоге превзойти природу. В противном случае придётся тратить много энергии на противодействие силам природы.



    495. ЧТО ТАКОЕ БЕЗУМИЕ?

    Это понятие различается у невежественного человека и у ведантиста.

    Невежественный человек называет ведантиста безумцем, а ведантист считает невежественного человека таковым. Однако ведантист видит положение невежественного человека и также знает своё. Поэтому он искренне сочувствует его плачевному состоянию.

    Но невежественный человек знает только своё положение, да и то с фундаментальной ошибкой, жертвой которой он является. Он неспособен даже представить себе положение ведантиста, и поэтому его мысли о ведантисте совершенно бессмысленны.

    Так называемое безумие ведантиста — это истинная Истина и величайшее благо для этого мира.



    496. КАК МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА ВЕЩЬ?

    Одна вещь не может доказать ничего, кроме себя самой. Это установленный факт, верный во всех сферах.

    Поэтому, смотря объективно, мы видим одну вещь — Реальность. Затем, смотря субъективно, мы обнаруживаем, что принцип «Я» — единственное, что существует, и это «Я» не требует доказательств.

    Объективное не может существовать независимо от этого «Я», следовательно, принцип «Я» — единственная окончательная Реальность.



    497. КАК БЫЛА ОТКРЫТО АДВАЙТА?

    Об этом говорится в следующем стихе Упанишад:

    1. Созданные органы чувств направлены вовне.

    2. Поэтому ваш ум и чувства становятся экстравертными и не направлены на внутренний Атман.

    3–4. Но одна великая душа направила ум внутрь, желая достичь бессмертия, и таким образом узрела Атман — глубочайший принцип.

    Дхира означает «смелый», тот, кто осмеливается направить ум внутрь, к Атману.



    498. ЧТО ТАКОЕ САМСКАРА?

    Это отпечаток, оставленный в уме прошлыми мыслями, чувствами, восприятиями и действиями, который, как считается, влияет на последующую деятельность.



    499. ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Я ЕСТЬ Я-ЕНИЕ»?

    Невежественный человек видит только изменения в этом мире и не знает неизменной основы за всеми изменениями.

    Поэтому Ачарья сначала пытается показать неизменное «Я» как отличное и отдельное от изменяющегося тела, чувств и ума.

    Затем ученику предлагают утвердиться в этом принципе «Я» и смотреть оттуда на изменяющийся мир. Тут же изменения кажутся иллюзией, и он понимает, что изменения — это не что иное, как выражения неизменного «Я». И это само неизменное.

    Таким образом, когда я говорю, что мир сияет, это означает, что я сам выражаюсь или сияю.

    Иными словами, «Я есть Я-ение», потому что сияние — не функция, а моя истинная природа.



    26 августа 1952 года

    500. КАК ПРЕВРАТИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ В ПОМОЩЬ НА ПУТИ К АБСОЛЮТУ?

    Сознание участвует в формировании чувственных восприятий, а чувственные восприятия участвуют в формировании объектов.

    Из них только Сознание существует само по себе. Следовательно, объект — это только Сознание.

    Сознание — суть как восприятий, так и объектов. Уже доказано, что мысли и чувства — ничто иное, как Сознание или Покой.

    Единственные препятствия, с которыми обычно сталкиваются на духовном пути, — это мысли, чувства, восприятия и объекты. Они становятся препятствиями только тогда, когда акцент делается на объектной, материальной стороне, а субъект игнорируется.

    Но когда вы начинаете подчёркивать субъективную часть, которая, как доказано, есть чистое Сознание, объекты с этого момента становятся средствами или помощниками, направляющими ваше внимание к Истине.

    Например, если бы какого-либо из этих так называемых препятствий не существовало, как бы вы смогли осознать свидетеля и подняться к Абсолюту?

    Когда есть объект, Сознание присутствует, чтобы осветить его. Эта важнейшая роль Сознания очень часто остаётся незамеченной.

    Подчёркивайте эту ключевую часть Сознания во всех своих действиях, и вы с удивлением обнаружите, что все они превращаются в средства или указатели на ваше истинное «Я» — принцип «Я».

    После этого даже самая сильная боль указывает на истинное «Я». Когда вы говорите врачу, что испытываете боль в какой-либо части тела, вы делаете это не как страдающий, потому что страдающий может только страдать, но не может говорить.

    Только знающий может что-либо сказать о переживаемой боли. Таким образом, боль показывает вам, что в конечном итоге вы — знающий, истинный субъект.

    Следовательно, мир только помогает вам познать себя. Очевидно, мир был создан для того, чтобы доказать вас.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    30 августа 1952 года

    501. ЧТО ЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ И НЕИЗВЕСТНОЕ?

    Просто от того, что вы что-то узнали, сама вещь не претерпевает никаких изменений. Вы признаёте, что сначала она была неизвестной, и лишь потом стала известной.

    Говоря, что она известна, вы на самом деле делаете только следующее:

    Ваш ум накладывает некоторые атрибуты на изначально неизвестное. Вы знаете лишь эти наложенные атрибуты.

    Неизвестное же остаётся фоном для этих атрибутов и по-прежнему остаётся неизвестным.

    Таким образом, рассматривая объективно, мы обнаруживаем, что вещь, которая была Реальностью, находится за пределами как известного, так и неизвестного, оставаясь неизменной основой для обоих.

    Теперь, рассматривая субъективно, вы обнаруживаете, что между двумя мыслями вы остаётесь в своём собственном величии, и именно эта Реальность выражает себя в ваших мыслях, чувствах и восприятиях.

    Таким образом, как субъективно, так и объективно, вы знаете только Реальность.

    Или, другими словами, вы никогда не можете сказать, что познали её или не познали. Истинный субъект и объект находятся за пределами известного и неизвестного.

    Таким образом, субъективная и объективная Реальность едины.

    До появления объекта существовало лишь неопределимое «оно». Именно из него возникли субъект и объект. Когда видишь, что многообразие проистекает из неопределимого Единого, многообразие исчезает.

    Многообразие возникает из Меня, и потому не может повлиять на Меня.



    502. КАК ОТВЕЧАЕТ БОГ?

    С уровня феноменального мира, предполагая, что Бог всемогущ, можно спросить: почему Он не отомстил за умышленное разрушение [султаном] Типпу храмов, которые считались цитаделями Бога?

    Ответ: Была разрушена лишь цитадель, а не сам Бог. Более того, Бог присутствовал и в разрушителе. Поэтому, вероятно, Бог предпочёл возвысить разрушителя любовью и терпением, желая также, чтобы мы извлекли из этого урок и не поддавались низменным страстям обычного человека.



    503. ПОДНОШЕНИЯ ЛИЧНОМУ БОГУ ПО УКАЗАНИЮ КАРЬЯ-ГУРУ.

    Каждый раз, совершая подношение, вы на самом деле жертвуете небольшую часть своего эго вместе с подношением.

    Однако следует быть осторожным, чтобы одновременно не раздувать эго, заявляя, что вы совершили такое подношение, поступок или самопожертвование.

    Постепенно эго ослабевает. В конце концов, оно может исчезнуть полностью, и вы станете единым с Богом, не оставляя ничего, что можно было бы желать или подносить.

    Но на поздних этапах эго становится настолько тонким и незаметным, что с ним будет крайне трудно работать. Ваше положение относительно эго становится весьма неопределённым.

    Таинственная женщина, ухаживавшая за матерью Шри Шанкары, была не чем иным, как персонифицированной «видья-вритти» (познавательной активностью ума).

    «Видья-вритти» также исчезает или преобразуется в Истину, когда проявляется Абсолют. Именно поэтому женщина так спешила исчезнуть до появления Шри Шанкары — Мудреца, высшей Истины.

    В выражении «ты помнишь» есть некое усилие. Но когда вы говорите «ты пребываешь в воспоминании», то в этом нет никакого усилия.



    31 августа 1952 года

    504. КАК ГЛУБОКО ОСМЫСЛИТЬ МЫСЛЬ?

    Нам часто советуют глубоко задуматься о некоторых духовных идеях. Для этого прежде всего требуется однонаправленное внимание. Чтобы обрести такое внимание, необходимо глубокое стремление сердца к этой цели.

    Это стремление создаётся постоянным размышлением над самой этой мыслью. Когда это стремление опускается глубоко в область сердца, считается, что ваша мысль проникла глубоко.



    505. ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИЯ?
    (Её значение и употребление)


    Согласно словарю, функция означает действие плюс обязательство. Но в Веданте функция означает только действие.

    Когда к глаголу неполного предикативного значения добавляется причастие, оно обозначает как состояние, так и функцию. Но что касается глагола в настоящем времени, он обозначает только функцию.



    1 сентября 1952 года

    506. ПРИВОДИТ ЛИ КАКОЙ-ЛИБО ПУТЬ К АБСОЛЮТУ?

    Да. Любой путь приводит к Абсолюту, при условии, что посвящение дано Карана-гуру (Мудрецом).

    Согласно Мудрецу, Бог — это лишь другое имя, данное Абсолюту, и обозначает ту же Реальность, скрытую под всеми нагромождёнными атрибутами. Бог воспринимается как Владыка всей вселенной и, следовательно, превосходящий саму вселенную.

    Преданность Богу создаёт в преданном дух самоотдачи. Его эго постепенно ослабевает, пока наконец не исчезает совсем, оставляя его одного.

    Выйдя за пределы эго, он становится единым с Богом. И, пребывая в Боге, он оказывается за пределами вселенной, как сама высшая Реальность.



    507. ЗНАЧЕНИЕ БРАКА

    Брахманская система брака является идеальной индуистской формой брака. Он завершается произнесением супругами брачной мантры. Она означает: «Вы не расстанетесь даже после смерти».

    То, что сохраняется после смерти, может быть только «Атманом», который един. Муж и жена — лишь символы или искатели, а брак понимается как посвящение пары в высшую Истину, Атман, на что указывает брачная мантра.

    В брачной жизни они развивают искусство бескорыстной любви, жертвуя интересами низшего «я» ради партнёра. В конце концов, они приходят к пониманию, что каждый из них любит другого не ради другого, а ради «Я» в другом — «Я», которое неделимо и едино.

    Таким образом, они достигают высшей Истины, следуя идеальной брачной жизни, конечно, после посвящения Карана-гуру, без необходимости в какой-либо другой садхане.

    В этом секрет непобедимых сил, обретённых и используемых сдержанно прославленными «пати-вратами» ведической эпохи, такими как Анасуя, Панчали и другие.




    508. ВОСПРИЯТИЕ НИКОГДА НЕ ДОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОБЪЕКТА.

    Все объекты указывают на «тебя» — чистое Сознание.

    Сознание никогда не доказывает существование какого-либо объекта.

    Верёвка воспринимается как змея, и воспринимается только змея. Но змеи там нет. Следовательно, восприятие не доказывает существование объекта.



    509. ЭТАПЫ ПРОГРЕССА БХАКТ СОГЛАСНО «БХАГАВАД-ГИТЕ»

    «Четыре типа людей поклоняются Мне, о Арджуна: страждущий, ищущий знания, стремящийся к богатству и мудрый, о лучший из Бхарат.»
    (Бхагавад-гита, 7.16)

    «Артха-артхи» — низший тип, желающий лишь мирских удовольствий и благ.

    Наслаждаясь милостью Бога в виде мирских удовольствий в течение долгого времени, он начинает задумываться о всемогуществе, доброте и других высших качествах Господа.

    Естественно, в нём пробуждается стремление приблизиться к Богу и в конечном итоге познать Его. Таким образом, он становится «джиджнясу» — искренним искателем.

    Это желание постепенно углубляется, и он начинает игнорировать и жертвовать интересами своего низшего «я» всё больше, пока наконец не становится готовым пожертвовать даже жизнью ради достижения цели. Так он становится «артой», взывающим из глубины сердца к постижению Реальности.

    На этом этапе (если не раньше) он удостаивается привилегии встречи с Мудрецом (Карана-гуру) и посвящения в высшую Истину. Постепенно он утверждается в Истине и становится «джняни».

    Таким образом, четыре этапа проходятся в указанном порядке.



    2 сентября 1952 года

    510. МУДРЕЦ ИЛИ ДЖИВАН-МУКТА

    Мудрец или дживан-мукта — это не что иное, как сама высшая Реальность, и его невозможно описать словами.

    Тем не менее, чтобы дать обычному человеку хотя бы намёк на это, можно сказать что-то, смутно указывающее на это.

    Для обычного человека Мудрец кажется таким же дживой, как и он сам. Но с точки зрения Мудреца (если предположить, что такая воображаемая точка зрения существует), он — не что иное, как Атман, Реальность, а значит, мукта.

    Таким образом, термин «дживан-мукта» является ошибочным, будучи воображаемым продуктом двух противоположных перспектив, которые невозможно согласовать.

    Это можно пояснить далее. Для искателя, который является дживой, реальным является только мир, а всё остальное, включая даже Атман, нереально.

    Но для Мудреца реальен только Атман, а мир нереален. Следовательно, между ними нет ничего общего.

    Таким образом, оставленный наедине с собой, искатель беспомощен, поскольку ему невозможно связаться с Мудрецом и подняться к Абсолюту. Нет моста между миром и Реальностью.

    Поэтому, по божественной милости — если можно так выразиться — Мудрец нисходит как Гуру, чтобы преодолеть эту пропасть и поднять ученика из глубокой бездны.

    Теперь рассмотрим видимую деятельность обычного человека и Мудреца. Оба имеют три разных перспективы, в соответствии с которыми они действуют в жизни.

    1. Первая и низшая — это экстравертная перспектива («бахья-дришти»), приписывающая реальность миру объектов. Обычно она встречается у маленьких детей и совершенно невежественных людей.

    2. Внутренняя перспектива («антар-дришти») подчёркивает тонкую деятельность ума. Здесь информация получается без помощи органов чувств. Всё грубое становится здесь тонким.

    3. Интровертная перспектива («антар-мукха-дришти»): здесь всё грубое и тонкое перестаёт существовать, растворяясь в знании.

    У Мудреца и невежественного человека есть все три перспективы. Но Мудрец осознаёт их все и знает, что реальна только последняя.

    Мирской человек осознаёт только первые две перспективы. Время от времени он неосознанно оказывается в третьей перспективе, но не замечает этого и не придаёт этому значения.

    Мудрец, со своей точки зрения, имеет только одну перспективу — третью.

    В случае разумного взрослого человека, обладающего и первой, и второй перспективами, он может при необходимости действовать и через первую перспективу, не теряя акцента на второй.

    Например, встречая незнакомца, он сначала замечает лишь качества и тонкие атрибуты человека, такие как его профессия, квалификация, цель визита и т. д., но при желании может также обратить внимание на его внешность, цвет кожи и другие физические детали, которые относятся к первой перспективе.

    Точно так же Мудрец, хотя и утвердившийся в третьей перспективе, может (если пожелает) спуститься к любой из двух других перспектив и действовать через них, не теряя своей опоры в третьей.

    Так действует Гуру, внешне опускаясь до уровня ученика в грубом плане и постепенно поднимая его оттуда через тонкий план к Абсолюту. Но сам Гуру всегда остаётся в Абсолюте, позволяя своему телу и уму спускаться и поднимать ученика из феноменального мира.
Статус темы:
Закрыта.