Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    110. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛЮБВИ

    Три уровня проявления любви:

    1. Низшая стадия (кама) - любовь к объектам:
    - Доминирует эго
    - Рассматриваются только собственные интересы
    - Принцип "только брать"
    - Любовь обусловлена получением удовольствия

    2. Средняя стадия (снеха) - любовь к себе:
    - Эго ослаблено взаимным учетом интересов
    - Учитываются интересы обеих сторон
    - Принцип "и брать, и давать"
    - Включает заботу о благополучии другого

    3. Высшая стадия (према) - чистая бескорыстная любовь:
    - Эго практически отсутствует
    - Нет личных интересов
    - Принцип "только давать"
    - Счастье другого становится своим счастьем


    Любовь проходит три четко различимые стадии в своем развитии от мирского к Абсолютному. Их можно классифицировать следующим образом:

    1. На низшей стадии любви (кама) вы любите другого исключительно ради себя. Лишь за то, что этот другой делает вас счастливым, и ни за что иное. Если желаемое удовольствие не получено, этот другой отбрасывается. Здесь полностью доминирует эго, а ваше участие сводится только к получению, без отдачи.

    2. Вторая стадия (снеха) более возвышенна, менее эгоистична и требует взаимного учета интересов. Вы ожидаете, что другой сделает вас счастливым, но при этом не хотите, чтобы он страдал ради этого. Взамен вы готовы сделать что-то для его счастья. Эта любовь уже не направлена исключительно на низшее "я", поэтому эго значительно ослабляется. Здесь присутствует и получение, и отдача.

    3. Третья стадия (према) - высшая и идеальная форма любви. Вы не ждете ничего взамен от любимого, и от этого ваша любовь не становится меньше. Вы готовы на все, чтобы сделать другого счастливым, и его счастье становится вашим счастьем. Эта любовь бескорыстна. Она называется према и представляет собой Абсолют. Здесь присутствует только отдача, а эго практически мертво.

    Таким образом, видно, что это одна и та же любовь - которая и есть истинный Абсолют - проявляющаяся в этих трех формах, и что она является вашей истинной природой.

    Если убрать ограничения с первой и второй стадий, любовь предстает в своей чистой бескорыстной форме, как на третьей стадии - према.



    111. УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРИНЦИП

    Каждое восприятие неизбежно регулируется и корректируется относительно высшей способностью - буддхи (низшим разумом).

    Эта буддхи в свою очередь контролируется и корректируется более высокой способностью - высшим разумом (видья-вритти), находящимся за пределами ума. Это само Сознание, проявляющееся как функция.

    Обычно мы медленно признаем существование этой способности, так как её часто путают с низшим разумом из-за внешнего сходства их работы.




    112. САМОСВЕТЯЩАЯСЯ ПРИРОДА

    Самосветящаяся природа - исключительная прерогатива Сознания.

    Сознание - свет светов, ибо не требует иного света для своего проявления. Поэтому Сознание самосветящееся.

    Исследование ближайших к вам вещей, таких как "память", легко приводит к настоящему "Я", поскольку нужно продвинуться лишь немного дальше.

    Если память покидает вас, вы становитесь невежественным идиотом. Но станьте "идиотом" за пределами - и вы благословенны.

    "Усни для всего мира, держась за Сознание", - сказал Мудрец.

    Использование глагола "уснуть" в переходной форме, хотя и необычно, особенно значимо. Это означает: отбрось имена и формы и пребудь в основе.

    Точнее выражаясь:

    Чувства воспринимают объекты.
    Я воспринимаю объекты через чувства.

    Ум воспринимает чувства.
    Я воспринимаю чувства через ум.

    Я воспринимаю ум.
    Я воспринимаю ум непосредственно собой.



    113. ТЫ ОДИН ОЗАРЯЕШЬ ОБЪЕКТЫ

    Если объекты освещены, там сияет только твоя истинная природа.

    Когда акцент на освещённых объектах, Сознание кажется ограниченным. Но с позиции самого Сознания оно никогда не ограничено, ибо нет ничего кроме него, что могло бы его ограничить.




    114. ОДИН И ТОТ ЖЕ МИР В ВОСПРИЯТИИ НАУКИ И ВЕДАНТЫ

    Ученые, полагаясь исключительно на низший разум, исследовали мир и пришли к великому объективному обобщению - "материя", сформулировав закон сохранения материи.

    Здесь они зашли в тупик, не найдя способа выйти за эти пределы, поскольку используемый инструмент сам был частью общего ума.

    Позже наука сделала шаг вперед, признав, что материя состоит из атомов. Сегодня ученые допускают, что ядро атома - это энергия, источник материи. Но и здесь они остаются в сфере относительности ума.

    Именно в этот момент Веданта приходит им на помощь, поднимая еще выше.

    Сначала Веданта доказывает, что мир и его объекты - как грубые, так и тонкие, включая используемый ими инструмент ("низший разум") - все объективны и требуют всестороннего переосмысления.

    Для этого им указывают на новый внутренний инструмент - высший разум (видья-вритти), который, превосходя ум, охватывает весь мир ума и чувств.

    С этой новой позиции им показывают, что материя и энергия не могут проявляться или существовать ни мгновения без Сознания, которое является основой и того, и другого.

    Это всего лишь два разных состояния с точки зрения объектов. Они - проявления одной реальности: "Сознания".

    Так Веданта утверждает Истину: весь объективный мир есть ничто иное, как Сознание.



    115. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ОТНОСИТЕЛЬНЫМ И АБСОЛЮТНЫМ?

    Не существует никакого моста, который мог бы перенести вас от относительного к Абсолютному.

    Единственный существующий мост - это Сознание. Но здесь есть только мост, а переходить некому. Поэтому возможен только прыжок, переносящий вас на другой берег.

    Абсолют перестал бы быть Абсолютом, если бы снизошел до указаний в мирских делах. Однако ученик получает наставления от своего Гуру даже в относительной сфере. Таким образом, вас ведут к Абсолюту.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    116. ГЛУБОКИЙ СОН

    Даже низшие шастры признают, что в глубоком сне вы пребываете в своей истинной природе.

    Имена, даваемые индивидуальной душе в глубоком сне - "парамартхика" или "праджня" (Истина или Сознание) - доказывают отсутствие эго и ваше существование как Сознания и Покоя.

    Проблемы возникают лишь при поверхностном рассмотрении вещей.




    117. САМОПРОЯСНЕНИЕ

    Ученик спросил Гурунатана: "Вы говорили, что я - не тело, не чувства и не ум, что мысль есть чистое Сознание, а я - вечный свидетель. Как согласовать это?"

    Ответ: Трудность проистекает из нежелания принять, что мысль состоит из чистого Сознания. Вместо этого вы относите мысль непосредственно к объектам.

    Вам доказано, что вы - чистое Сознание, конечный свидетель всех действий. Эту мысль следует удерживать не во время деятельности, а после неё.

    Осознание себя как вечного знающего после действия освобождает от малейшей привязанности (как деятеля или наслаждающегося), которая могла незаметно проникнуть во время действия.

    Если же удерживать мысль о свидетеле во время действия, это отвлекает ум и мешает деятельности.

    Полная реализация достигается только внутренним преображением. Затем нужно сделать это естественным состоянием.

    Для этого внешне позвольте телу, чувствам и уму продолжать свою деятельность как прежде, но внутренне, после каждого действия акцентируйте аспект Сознания-свидетеля, чтобы не допустить образования новых самскар.

    Эти утверждения сделаны с разных уровней. Говоря, что "Я" в вас - свидетель, я признаю существование мыслей, чувств, восприятий и действий.

    Но утверждая, что мысль есть Сознание, я не стою как свидетель мысли, а проникаю в её суть. Тогда мысль исчезает. Тело, чувства и ум также исчезают.

    Когда они признаются, я - свидетель. Когда же они исследуются и доказываются как Сознание, я перестаю быть свидетелем.

    Тот, в ком присутствует эго, действует или бездействует. Уничтоживший эго не знает ни действия, ни бездействия.




    118. ДЖИВА

    Джива (личное эго) возникает вследствие ложного отождествления Атмана (Истинного Я) с телом, чувствами и умом, или из-за наложения на Атман качеств деятеля или наслаждающегося (Атман + деятель = джива).

    Вопрос "Кто накладывает качество деятеля на Атман?" абсурден по своей сути, так как предполагает существование деятеля до его возникновения.



    119. "КТО?"

    Вопрос "кто?" действует только в сфере дживы или ума. Его ошибочно переносят в сферу Атмана, где нет двойственности. В этом контексте такой вопрос бессмыслен.

    В любой деятельности принцип "Я" остается свидетелем. Деятельность происходит на уровне ума или ниже, но свидетельствование (хотя и называемое функцией) происходит в сфере Сознания - без деятеля, инструмента или объекта.

    Атман нельзя "опустить" до уровня ума, как и ум нельзя "поднять" до уровня Атмана для установления связи.



    120. "ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ - СВИДЕТЕЛЬ" И "БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ"

    Это совершенно разные вещи. Не следует пытаться "знать", что ты - знающий. Эти состояния несовместимы. Твое знание безобъектно и не может быть объективировано.

    Ты всегда свидетель, но не нужно сознательно пытаться играть эту роль. Просто отмечай факт своего вечного свидетельствования.

    Укрепляй убеждение, что ты - знающий, чтобы преодолеть старые самскары о себе как о деятеле или наслаждающемся.

    Хотя суть этих концепций стирается, их тени могут оставаться.

    Достаточно мысленно анализировать, как ты всегда остаешься истинным знающим, повторяя эти аргументы.

    Со временем необходимость в рассуждениях отпадет, и сама мысль будет приводить к этому выводу.

    Постепенно ты обнаружишь, что даже без специальных размышлений об Истине, в деятельности или бездействии, ты будешь безмолвно осознавать себя вечным свидетелем, незатронутым никакой активностью ума и чувств.

    Свидетельствование - это безмолвное осознавание. Не пытайся сделать его активным.

    Сознание никогда не берет на себя ответственность за доказательство существования или несуществования объектов.
Статус темы:
Закрыта.