Атмананда Кришнаменон

Тема в разделе 'Священные тексты', создана пользователем Эриль, 14 апр 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    103. ПУТИ К ИСТИНЕ – ТРАДИЦИОННЫЕ И ПРЯМЫЕ

    1136. ЧТО ТАКОЕ ПУТЬ ДЖНЯНЫ К ИСТИНЕ?

    Он включает в себя как традиционный путь, так и прямой путь. Согласно традиционному пути, джняна-садхака, направляемый Джнянином (Карана-гуру), должен пройти четыре определенных этапа в строгой последовательности:

    1. «Узнать это» — из уст Гуру.
    2. «Насладиться этим» — благодаря личным усилиям.
    3. «Стать этим».
    4. «Быть этим».

    Этот метод основан на самскарах двойственности, поэтому учение продолжается даже после «бытия этим». Этот след двойственности еще предстоит преодолеть, чтобы достичь окончательной Истины.

    Но согласно прямому пути к Истине, недвойственность подчеркивается с самого начала, доказывая, что нет ничего, кроме знания. Самскара двойственности немедленно исчезает. Таким образом, «узнать это» — значит «быть этим», и поэтому, по сути, существует только один шаг к окончательной Истине.



    478. В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ УПАНИШАДИЧЕСКИМ И ПРЯМЫМ ПОДХОДАМИ К ИСТИНЕ?

    Все упанишадические методы пытаются исключить тебя из анатмы (не-Я) и утвердить в Атме.

    Но здесь, согласно прямому методу, тебе показывают, что ты никогда не можешь уйти ни от своей собственной тени, ни от своей реальности.

    Тебя просто просят глубоко взглянуть на то, что ты называешь анатмой, и увидеть вне тени сомнения, что это ничто иное, как Атма — Реальность.



    266. КАК ПЕРЕЖИВАЕТСЯ ИСТИНА?

    Согласно традиционному пути, считается, что Истина открывается садхаке как знак божественной милости после долгой практики мананы и нидидхьясаны, предваряемых услышанием Истины от Гуру.

    Но с Гуру, утвердившимся в естественном состоянии и следующим прямым путём к Истине, всё иначе. Он — сама Истина и знает Истину. Ему не нужна милость извне, чтобы вести ученика к Истине. Он точно знает, как объяснить ученику, что есть Истина, и может безопасно привести его к ней прямо здесь и сейчас.

    Однако ученику, конечно, нужно приложить некоторые усилия после этого — чтобы утвердиться в осознанной Истине и достичь естественного состояния.



    266. КАК ПЕРЕЖИВАЕТСЯ ИСТИНА?

    Согласно традиционному пути, считается, что Истина открывается садхаке как знак божественной милости после долгой практики мананы и нидидхьясаны, предваряемых услышанием Истины от Гуру.

    Но с Гуру, утвердившимся в естественном состоянии и следующим прямым путём к Истине, всё иначе. Он — сама Истина и знает Истину. Ему не нужна милость извне, чтобы вести ученика к Истине. Он точно знает, как объяснить ученику, что есть Истина, и может безопасно привести его к ней прямо здесь и сейчас.

    Однако ученику, конечно, нужно приложить некоторые усилия после этого — чтобы утвердиться в осознанной Истине и достичь естественного состояния.



    1030. МЕТОДЫ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

    Методы, обычно используемые для Самореализации, бывают двух видов:

    1. Процесс поглощения (традиционный метод).
    2. Процесс отделения (прямой метод).

    Йогически настроенные джнянины обычно используют первый метод — поглощения.

    Здесь вы пытаетесь очистить ум и сделать его все более саттвичным, пока в конце концов не сделаете его пригодным для поглощения в ваше собственное Я.

    Существует еще одно применение процесса поглощения. Объект находится на расстоянии. Вы приближаете его, видя. Вы приближаете его еще больше, любя. Наконец, познавая, вы поглощаете его в себя.

    Настоящие джнянины используют второй метод — отделения. Обычное «я» человека — это грубая смесь истинного Я с множеством наслоений, а именно: тела, чувств и ума.

    Доказывая с помощью разума и собственного опыта, что вы не тело, чувства или ум, и отделяясь от всего этого, вы остаетесь в своем истинном Я.

    Согласно этому процессу, все — от интеллекта до тела и мира — становятся объектами, которые нужно отделить от вас.



    1199. ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ, ИНТЕРПРЕТИРУЕМЫЙ В СВЕТЕ ПРЯМОГО МЕТОДА

    Традиционный путь реализации проходит через шрути, юкти и анубхаву.

    Космологически это можно назвать шраваной, мананой и нидидхьясаной.

    Но в свете прямого метода их можно интерпретировать следующим образом:

    1. Шрути: Слушание слов Гуру об Истине.
    2. Юкти: Размышление с помощью интеллекта и разума об изложенной Истине.
    3. Анубхава: Глубокое размышление в свете высшего разума об Истине как своей собственной истинной природе — до тех пор, пока Истина не проникнет глубоко в ваше существо как переживание.

    Согласно этому методу, окончательным критерием реализации является то, подтверждает ли высший разум ваш опыт как истинный. Если да, то реализация завершена.



    1359. ЧЕМ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ (ТРАДИЦИОННЫЙ) ПУТЬ ДЖНЯНЫ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЯМОГО ПУТИ?

    В прямом пути (также называемом вичара-марга), если искатель оказывается достаточно искренним и стремится к Истине, Карана-гуру принимает его как ученика. Затем ему раскрывается вся Истина, и искатель, внимающий словам Гуру с полной сосредоточенностью, осознаёт Истину здесь и сейчас.

    Получив сильнейшую уверенность и подтверждение от своего собственного «Бытия» относительно правильности и глубины переживания Истины, он должен держаться за этот опыт своим способом.

    Это удержание со временем делает его истинную природу Истины всё более знакомой, и так он постепенно утверждается в Реальности. Ничто не может быть для него препятствием на любом этапе.

    Но случай искателя, следующего традиционным космологическим путём к Истине, совершенно иной.

    После долгого и трудного курса предварительных практик Гуру однажды объясняет значение афоризма «Тат твам аси» и доказывает, что сущность индивидуального и космоса едина.

    Однако это знание остаётся для искателя лишь косвенным (парокша) или объективным знанием. Чтобы сделать это знание прямым и пережить Истину, он должен продолжать усилия многие годы, медитируя на три разных афоризма один за другим, каждый для определённой цели.

    Основные трудности косвенного переживания Истины (как «Тат твам аси», означающего, что кутастха и Брахман едины):

    1. Отдалённость и чуждость Брахмана;
    2. Кажущаяся малость кутастхи или «Я» в обычном понимании;
    3. Кажущаяся огромность Брахмана, которая тоже является ограничением.

    Средства:

    Глубоко медитируя на афоризм «Ахам Брахмасми», Брахман приводится в непосредственную и близкую связь с «Я».

    Затем, медитируя на афоризм «Брахмаивахам асми», устраняется чувство малости, обычно приписываемое «Я».

    Наконец, медитируя на афоризм «Праджнянам Брахма», устраняется чувство огромности (естественное следствие концепции Брахмана), оставляя Самость как Атман, окончательный принцип «Я».

    Но в прямом методе с самого начала объясняется, что «Я есть Сознание» (соответствуя смыслу последнего афоризма в космологическом пути).

    Это не оставляет места для дополнительных проблем, и искатель мгновенно осознаёт истинную природу себя. Ему нужно лишь держаться этого переживания, чтобы утвердиться в нём.



    1208. ВСЕ КОСВЕННЫЕ ПУТИ К ИСТИНЕ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ПРИХОДЯТ К ПРЯМОМУ ПУТИ

    Бессчетные пути использовались с незапамятных времен для достижения Истины; и мудрецов, которые вышли этим путем, также было немало. Путь, принятый большинством, был космологическим.

    Какую бы садхану человек ни избрал в начале, фактическое постижение возможно только через прямой метод, представленный в афоризме «Праджнянам асми» — «Я есть сознание».

    Этот афоризм космологические подходы принимают только на самом последнем этапе, после того как другие афоризмы исчерпаны.

    Но прямой метод основан на истине этого жизненно важного афоризма, и искатель усваивает его уже на начальном этапе своей садханы. Поэтому его постижение завершается в тот момент, когда он слышит Истину из уст Гуру.


    Содержание
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    104. ПОКОЙ

    850. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИДУТ НА ВОЙНУ?

    Потому что война уже внутри них. Они не нашли внутреннего Мира и потому не могут избежать ни войны внутри себя, ни войны вовне, которая является следствием первой.

    Поэтому старайся ослабить свое эго и обрести вечный Мир внутри. Только тогда ты сможешь преодолеть любую внешнюю войну.



    852. КАК ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ?

    Сначала определи, что владеет тобой в этой ситуации. Если это Мир — уступи. Если это трусость — тогда стой и сражайся.

    Убей своего врага (сначала субъективно — желание, а затем, если нужно, объективного врага).

    Борьба внутри тебя — это борьба между Миром с одной стороны и различными чувствами, мыслями и эмоциями — с другой.



    10. «УМ КАК УМ НЕ ЗНАЕТ ПОКОЯ, А УМ В ПОКОЕ — ЭТО УЖЕ ВОВСЕ НЕ УМ»

    Самое универсальное из всех человеческих желаний однозначно выражено в спонтанном утверждении, которое все произносят: «Я хочу покоя ума».

    Это означает, что деятельность ума никогда не является нашей конечной целью.

    Если беспристрастно изучить это утверждение, становится ясно, что Покой — подлинная цель человеческих устремлений.

    Но, будучи неспособным освободиться от власти ума, человек связывает ум с этим желанием абсолютного Покоя и считает себя тем, кто его обретает.

    Увы, когда ум, освобождённый от всей своей активности, наконец соприкасается с желанным Покоем, он обнаруживает, что растворяется и исчезает в нём, возвращаясь к своей истинной природе.

    Таким образом, каждый — осознанно или нет — ищет свою собственную истинную природу.


    Содержание
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    105. ВОСПРИЯТИЕ И ПЕРЦЕПТ

    571. ВОСПРИЯТИЕ И «Я»

    Восприятие состоит из проявления принципа «Я» и объективной части восприятия. Возьмем, например, «видение».

    Видение не может существовать в непроявленной форме — ни до, ни после акта видения. Но принцип «Я» существует как непроявленный и до, и после акта, и то же самое «Я» проявляется в видении.

    Следовательно, объект — это проявление только «Я», а не органов чувств.

    Это показывает, что когда мир появляется, мир «Я-ет»; или, другими словами, когда что-либо проявляется, я есть «сияние» в нем.

    Все парадоксы растворяются в Мудреце.



    4. КАКОВА ПРИРОДА ОБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ?

    Джнянин — это тот, кто видит Абсолют в разнообразии объектов.

    Незнающие, отождествляющие себя с телом, воспринимают только грубые объекты.

    Отождествляющие себя с умом видят тонкие объекты [мысли, чувства].

    Джняни, пребывающий как Сознание, воспринимает только Сознание.



    1278. В ЧЁМ ИСТИНА ВОСПРИЯТИЯ?

    Я есть Атма, самосветящееся Сознание. Можно сказать, что я сначала проявляю себя как безобъектное Сознание, по своей природе самосветящееся. Именно это безобъектное Сознание выражается как идея или чувственный объект, и вы говорите, что воспринимаете его.

    Но когда происходит так называемое восприятие, кажущийся объект теряет свои ограничения, и его суть — Сознание — предстаёт как безобъектное «Я». Следовательно, вы воспринимаете не что иное, как Само «Я».



    252. ЧУВСТВА КАК ЦВЕТНЫЕ ОЧКИ

    Ваши чувства — словно цветные стекла перед Сознанием. Они искажают видение и создают мир.

    Нужно лишь снять эти стекла (чувства и ум) — и вы увидите Реальность в ее нагой славе.



    1269. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВЫ ВИДИТЕ ОБЪЕКТ?

    1. Сначала вы видите форму. Это относится к области восприятий, которые являются результатом работы органов чувств.

    2. Затем вы соединяете её с множеством концепций, принадлежащих сфере ума.

    3. Наконец, вы приписываете объекту постоянство, которое на самом деле принадлежит вашему «Я» и обозначается как «Оно» по отношению ко всем объектам.

    Всё это вместе создаёт так называемый объект. Но когда вы осознаёте «Оно», которое всегда присутствовало, первые две составляющие естественным образом исчезают. И тогда «Оно», до сих пор неведомое, становится познанным в истинном смысле.



    100. ЧТО ТЫ ВИДИШЬ?

    Я вижу само "видение". Форма - это просто синоним видения, звук - синоним слышания.

    Но видение, слышание и другие восприятия не могут стать объектами восприятия. Поэтому ты на самом деле ничего не видишь, не слышишь, не ощущаешь.

    Форма не существует отдельно от видения - даже в мыслях. Форма - это само видение. Когда это понимаешь, восприятие теряет смысл.

    Реализм (вера в реальность объектов) и идеализм (вера в реальность мыслей) рушатся перед этим пониманием.

    Есть только чистое восприятие без объектов - это и есть сама Реальность. Даже когда ты видишь объект, ты видишь только себя.

    Абстрактное мышление невозможно без конкретных объектов, кроме двух случаев:

    1. "Я - чистое Сознание"
    2. "Я существую"

    Если сосредоточиться на этих мыслях, они скоро исчезнут, оставив тебя в чистом Сознании.

    Эти мысли не должны принимать конкретную форму - они должны раствориться, приведя тебя к "Я", которое всегда сияет как чистое переживание.



    1429. ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПТ?

    Первый ответ: Перцепт [наглядный образ объекта] на самом деле не существует – ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем. Перцепт – это результат восприятия, и он не может существовать независимо от восприятия.

    Таким образом, перцепта не может быть ни до, ни после восприятия.

    Восприятие является частью самого перцепта. Поэтому, если вы попытаетесь воспринять перцепт, часть восприятия должна быть извлечена из него и помещена вовне, чтобы его воспринять.

    Но когда часть восприятия извлечена, перцепт разрушается и исчезает. Таким образом, перцепта нет и во время восприятия.

    Это само восприятие, временно проявляющееся как перцепт.

    Поэтому «перцепт» – это неправильное название. Есть только восприятие. А восприятие, зависящее от Сознания для своего существования, есть не что иное, как сознание.

    Точно так же само Сознание проявляется как идея; и когда Сознание пытается воспринять идею, идея исчезает, и остаётся только Сознание.

    Таким образом, всё есть Сознание.

    Более краткий подход: Перцепт – это не что иное, как объект, и он представляет собой весь мир. Восприятие является частью перцепта, поэтому перцепт – это само восприятие.

    Сознание является частью восприятия, поэтому восприятие – это само Сознание.

    Точно так же Сознание является частью идеи, поэтому идея – это само Сознание.

    Таким образом, мир, как грубый, так и тонкий, есть не что иное, как Сознание.


    Содержание
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    106. ЛИЧНОЕ И БЕЗЛИЧНОЕ

    626. ЛИЧНОЕ И БЕЗЛИЧНОЕ

    Вы есть личное, когда вы осознаёте что-либо.

    Вы есть безличное, когда вы есть само Сознание.



    671. ДУХОВНОЕ ВОРОВСТВО

    Личное в человеке, присваивающее то, что по праву принадлежит безличному, называется «духовным воровством».



    823. В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ ЛИЧНОСТНОГО И БЕЗЛИЧНОГО?

    В принципе, оба восприятия одинаковы. Вы воспринимаете и то, и другое, временно становясь этим.

    Вы направляете свое внимание на безличное и пребываете как это безличное.

    Но для восприятия личностного или объектов вы также используете инструменты органов чувств и ума.

    Вы концентрируете ум (кажущееся «я») на объекте, и в результате временно становитесь этим объектом. Настолько, что когда я там как объект, меня здесь, в теле, нет.



    1161. УВИДЬТЕ БЕЗЛИЧНОЕ В ЛИЧНОМ И ЗА НИМ.

    Личное никогда не может познать ни безличное, ни даже само личное. Именно безличное, стоящее за личным, позволяет ему что-либо познавать, даже в обычном смысле. Попытайтесь увидеть это безличное даже в личном, и это разрешит все феноменальные проблемы. Если эго умирает, а речь продолжается, то что говорит?

    Конечно, само-сияющее «Я», а не эго.

    Когда вы слышите предложение, что связывает уже произнесенные слова? Только «Я». Поэтому увидьте это «Я» через слова, речь, действия и т. д. Это упражнение со временем утвердит вас в окончательной Истине, истинном «Я».


    Содержание
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    107. ПЕРСПЕКТИВА

    684. МАНИЯ УЛУЧШЕНИЯ МИРА

    Вопрос: Оглядываясь вокруг, мы видим, как отдельные люди, сообщества и правительства прилагают титанические усилия, чтобы улучшить мир. Разве это все напрасно?

    Ответ: Сам вопрос духовно неверен и нелогичен. Вопрос предполагает, что вы смотрите вовне через свои чувства и видите несовершенный мир чувств. Вы хотите сделать его совершенным с помощью действий, которые также направлены вовне.

    Ваш мир чувств неразрывно связан с вами через ваши чувства. Кажущееся несовершенство мира — это несовершенство перспективы, которая воспринимает мир. Примените лекарство у источника и сначала усовершенствуйте свою перспективу.

    Когда вы становитесь совершенным, ваша перспектива также становится совершенной, и одновременно мир вашего восприятия также кажется совершенным.

    Когда вы смотрите через чувства, появляются только грубые объекты; когда вы смотрите через ум, появляются только мысли или чувства; а когда вы смотрите через Сознание, которое совершенно, появляется только Сознание, и оно совершенно.

    Видение мира меняется в зависимости от вашей позиции и инструмента, который вы используете. Никакое отбеливание не сделает вашу стену белой, пока вы смотрите через зеленые очки.

    Когда человек становится совершенным, он становится безличным; а безличное не может придавать реальность личному, тем более спускаться, чтобы улучшить его.



    167. НУЖНО ТОЛЬКО СУБЪЕКТИВНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И КОРРЕКТИРОВКА ПЕРСПЕКТИВЫ

    Миры, появляющиеся в разных состояниях, отличаются друг от друга. По мере того как вы меняетесь, миры тоже меняются.

    Оставаясь ограниченным телом и умом, если вы попытаетесь изменить мир, чтобы сделать его красивым или приятным для вашего умственного удовлетворения, всё будет напрасно. Мир останется таким, какой он есть.

    Но если вы измените свою позицию или перспективу и отождествите себя с истинным принципом "Я", мир тоже изменится; не как красивый или приятный, а как Сама Красота и Счастье, единые с принципом "Я".

    Поэтому просто исправьте свою внутреннюю перспективу, и вы будете свободны навсегда и счастливы в любом мире, в котором находитесь. Это возможно только через осознание Истины во всех её аспектах.



    1198. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА

    1. Ученый отождествляет себя с физическим телом и поэтому имеет дело с объектами и их взаимоотношениями.

    2. Йогин и мистик отождествляют себя с умом, как с идеями или идеалами, которые являются лишь тонкими объектами, и воспринимают их соответственно.

    3. Ведантин отождествляет себя с Сознанием, которое является его истинной природой, и видит все как Сознание.



    1206. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

    Человек перемещается беспорядочно между чувственными, ментальными и сознательными планами.

    Невежественный человек считает, что он — это тело, поддерживающее ум внутри, а ум поддерживает Атму, которая еще глубже.

    Но позиция духовного искателя прямо противоположна. Он верит, что Атма удерживает ум, а ум удерживает тело. Духовный искатель должен твердо закрепить свою позицию, прежде чем начинать исследование, чтобы убедиться, что его выводы разумны и правильны.



    1329. КАК ВИДЕТЬ ВЕЩИ В ПРАВИЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ?

    Предположим, вы видите этот стул. Там происходят следующие процессы:

    1. Органы чувств предоставляют форму.
    2. Ум предоставляет концепции или идеи.
    3. Самость предоставляет чувство Реальности.

    Из этих трех первые два пункта разрознены и получают связь только через третий — Самость. Поэтому видеть через неизменную Самость — это правильная перспектива.

    Если вы смотрите через любой из первых двух пунктов, которые изменчивы, вы не можете прийти к какому-либо определенному выводу.

    Первый находится в пространстве, второй — во времени, а третий — за пределами. Таким образом, через первые два пункта вы постепенно приближаетесь, а в третьем вы становитесь едины с вашей собственной Самостью — Истиной.

    Содержание
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    108. УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ

    174. УДОВОЛЬСТВИЕ И БОЛЬ, ХОТЯ И ЯВЛЯЮТСЯ МОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, НЕ ЗАТРАГИВАЮТ МЕНЯ. КАК?

    Я чувствую удовольствие в один момент и боль в другой. Но я остаюсь неизменным на протяжении всего.

    Таким образом, мои удовольствие и боль не проникают в мою истинную природу. Как же они могут на меня повлиять?




    1315. КАК ИСКОРЕНИТЬ СТРАДАНИЕ?

    Вопрос: Хотя мне сказали, что я не тело, не чувства и не ум, я не могу избежать или забыть страдание, когда оно приходит.

    Ответ: Очевидно, вы хотите заменить страдание удовольствием. Истина в том, что и то, и другое — иллюзии, и что вы пребываете как эта Истина даже тогда, когда удовольствие и страдание приходят и уходят.

    Не устранение или забывание страдания является целью, но лишь правильное знание, что страдание и удовольствие суть ничто иное, как ваша истинная природа — Сознание. Поэтому вас не затрагивает все, что бы ни происходило.




    229. ДАЖЕ В СТРАДАНИИ ИЛИ ЛЮБОМ ДРУГОМ ЧУВСТВЕ ЕСТЬ СЧАСТЬЕ. КАК ЭТО ДОКАЗАТЬ?

    Мы часто платим тяжело заработанные деньги, чтобы посмотреть спектакли (например, «Налла-тангал»), полные страданий от начала до конца.

    То есть человек сознательно ищет страдания. Это ясно показывает, что за этим страданием скрывается нечто, приносящее истинное удовольствие.

    Точно так же существует состояние, называемое «вираха-мадхури» (сладость разлуки), которого жаждут преданные.

    История Радхи и Мадхавы — яркий пример этого. Казалось бы, Радха страдала от разлуки с Кришной и молила о воссоединении. Но на самом деле она не хотела, чтобы он вернулся слишком быстро, даже если бы он был готов.

    Она испытывала большее счастье в самом томлении, чем могла бы получить от его исполнения.

    Это особая любовь, которая не стремится к реальному соединению, а желает лишь продлевать тоску без достижения цели. Исполнение же прекращает наслаждение.

    Но счастье, переживаемое в тоске, чище, интенсивнее и длительнее, чем счастье от исполнения. В этой тоске человек на самом деле наслаждается собой, не осознавая этого. Это видно из того, что он не хочет, чтобы его отвлекали или чтобы он забыл об этом томлении.

    Это показывает, что Счастье — основа кажущегося страдания, как и всех других чувств.

    Чтобы испытать Счастье, необходимо отбросить все объекты. Но в случае страдания, напротив, нужно цепляться за объекты, пока оно длится.

    Мир объектов должен исчезнуть, чтобы проявилось Счастье, и должен появиться, чтобы проявилось страдание. Когда страдание лишается всех объектов, оно превращается в само Счастье.

    Точно так же, когда видение лишается формы, оно сводится к чистому Знанию или Сознанию.



    131. БОЛЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ

    Боль и удовольствие — это две стороны одной медали, и фактически они порождают друг друга.

    Чем сильнее вы страдаете, тем больше наслаждаетесь потом, и наоборот. Если голод или жажда были мучительными (что есть чистая боль), то последующее удовольствие от обильной трапезы будет столь же интенсивным. Вы не можете принять или отвергнуть лишь одну из этих фаз.

    Но как только вы осознаете, что источник всего этого — ваше собственное «Я» или истинная природа, любое переживаемое удовольствие или боль становятся вами самими, теряя характеристики удовольствия или боли. И тогда воцаряется вечный покой.




    593. СЧАСТЬЕ, СТРАДАНИЕ И ПРИНЦИП «Я»

    Страдание зависит от многообразия или объектов для своего существования и часто прорывается в шумное насилие.

    Счастье зависит только от одной Реальности — принципа «Я». Когда джива находится в состоянии Счастья (не удовольствия), он неосознанно касается фона. А когда он в страдании, он в несомненной двойственности.

    Когда вы говорите: «Я несчастен», это означает: «Я есть страдание», или что страдание пришло ко мне или слилось со мной, или что я — сварупа страдания. Но страдание не может быть моей сварупой.

    Когда вы говорите: «Я счастлив», это означает: «Я есть Счастье», или что я — сварупа Счастья. Но в этом случае обратное также верно, то есть Счастье — моя сварупа.

    Поскольку я — сварупа страдания, оно может слиться со мной. Но я никогда не могу слиться со страданием. Таким образом, я — сварупа всего.

    Горшок может слиться с глиной, потому что даже когда он кажется горшком, он есть глина и только глина.



    1401. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ СТРАДАНИЕМ И СЧАСТЬЕМ?

    Страдание само по себе — чисто человеческое создание. Оно рождается и существует только в двайте (двойственности).

    Счастье — это адвайта (недвойственность), и оно естественно для человека.

    Двойственность никогда никем не переживается, потому что две вещи не могут быть пережиты одновременно.

    Страдание — это двойственность, а значит, иллюзия. Но недвойственность привносится, чтобы наслаждаться страданием.

    Сознание само проявляется как «восприятие». Вы думаете о нём как о чём-то отдельном от Сознания и даёте ему другое имя — «восприятие». Но нет, это само Сознание.

    Даже это восприятие — рассматриваемое независимо от воспринимающего и воспринимаемого — вовсе не восприятие, а само Сознание.

    Этот процесс можно ещё сократить. Промежуточные шаги можно опустить, и рассматривать только познающего и объект.

    Объект никогда не может существовать независимо от познающего, Сознания, и поэтому он и есть само Сознание.




    1419. Я ЗНАЮ, ЧТО Я – СЧАСТЬЕ И СОЗНАНИЕ, НО ИНОГДА Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НЕСЧАСТНЫМ. ПОЧЕМУ?

    Гурунатан: Какое «Я» является Сознанием или Покоем?

    Ученик: Истинное «Я», Атма.

    Г: Бывает ли это «Я» когда-либо несчастным?

    У: Нет, никогда.

    Г: Если кто-то другой (например, узурпировавшее «Я» – эго) несчастен, почему ты, истинное «Я», должен беспокоиться?

    Теперь слушай. Я объясню твою путаницу. Эго иногда несчастно, потому что оно желает наслаждаться преходящими чувственными удовольствиями и одновременно избегать их противоположности – страдания, неотъемлемой части удовольствия. Это невозможно.

    Удовольствие и страдание – две стороны одной монеты. Ты не можешь выбрать только одну сторону. Либо ты принимаешь обе вместе, либо отвергаешь обе.



    190. СРАВНЕНИЕ СЧАСТЬЯ И СТРАДАНИЯ

    Страдание вызывается и поддерживается лишь непрестанным воспоминанием связанных с ним объектов. Счастье тоже может казаться имеющим объект в начале.

    Но объект и мысль о нём полностью исчезают с приходом счастья, тогда как для страдания необходимо продолжение и того, и другого.

    Таким образом, когда приходит счастье, вас влечёт в вашу истинную природу, где нет места объектам и мыслям.

    Поэтому, если хотите страдания — выйдите из своей природы; если хотите счастья — вернитесь в неё.


    Содержание
Статус темы:
Закрыта.