Икона "Всевидящее Око Божие" Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер Если принимать себя за форму, то мир и Бог также будут ею. Если не принимать себя за форму, то кто может видеть свои формы и как? Может ли видимое иметь природу, отличную от природы глаза? Истинное Я, Око, — это бесконечное око. Если видящее око — это глаз из плоти, видны грубые формы; если глаз вооружен линзами, становится видна форма даже невидимых вещей; если этим глазом будет ум, будут видны умственные формы; таким образом, видящий глаз и видимые объекты имеют одну и ту же природу; то есть, если глаз сам по себе форма, он не видит ничего, кроме форм. Но ни физический глаз, ни ум не имеют никакой возможности видеть самих себя. Реальный Глаз — это Истинное Я; так как Он, будучи чистым бесконечным Сознанием, Реальностью, не имеет формы, Он не видит форм. Махарши
"Давайте посмотрим на картины гоанского художника Ангело да Фонсека, который создавал картины на христианские сюжеты в индийском стиле. Фонсека родился в 1902 году в большой католической семье и ещё в детстве понял, что хочет быть художником. Сначала он учился в Бомбее, однако западный подход к живописи не устроил молодого артиста, и он поступил на учебу в знаменитый Шантиникетан под руководством Абанидранатха Тагора (художника и племянника Рабиндраната Тагора). К концу своего обучения Фонсека был полон решимости преобразовать индийское христианское искусство. И во многом ему это удалось. Оцените смуглокожее Святое Семейство и Деву Марию с цветком лотоса в руке." (с)
Тибетские танки - это религиозные картинные композиции, которые играют важную роль в буддийской традиции Тибета. Они являются не только художественными произведениями, но и учебными средствами, помогающими практикующим визуализировать и понять основные концепции буддизма. Одним из часто изображаемых элементов на тибетских танках является "колесо бытия", также известное как "бхавачакра" на санскрите. Колесо бытия представляет собой символическое изображение круговорота перерождений, цикла сансары. Сансара - это циклическое существование, в котором существа переживают рождение, старение, болезнь и смерть, и снова рождаются в новых формах. Колесо бытия показывает путь, по которому существа блуждают в сансаре и как можно освободиться от этого круговорота. Визуально колесо бытия представлено в виде круга, разделенного на различные сферы и сегменты, которые содержат различные изображения и символы. В центре колеса находятся три животных: петляющий дракон, петляющий петух и свинья, которые представляют желание, ненависть и неведение соответственно - три коренных порока, ведущих к сансаре. Вокруг центральных животных находятся кольца, которые представляют шесть миров существования: мир богов, демонов, людей, животных, голодных духов и адского мира. Каждый из этих миров соотносится с определенными характеристиками и страданиями. Внешние кольца колеса бытия содержат изображения шести основных состояний существования, известных как "шести путей перерождения": рождение, старение, болезнь, смерть, причинно-следственная зависимость и путь к освобождению. Основной смысл изображения колеса бытия на танках заключается в напоминании о кармической связи и необходимости преодоления страданий сансары. Оно призывает практикующих осознать причины и последствия своих действий, развить мудрость и сострадание, и стремиться к освобождению от круговорота перерождений.
Адинатх Джайадхар: Разные люди интересуются иконографической символикой, что означают различные предметы на иконах. Я немного раскрою тему. Черепа на короне То, что для других есть всесторонняя проблема – для Бога, дживанмукты – лишь украшения короны: а) пять побежденных омрачений; б) пять подконтрольных сил; в) свобода от порабощенностью пятью материальными элементами. Месяц Власть над временем и неподвластность времени. Времени подвластно все, однако, для Бога время – лишь украшение, один из признаков божественной славы и величия. Гирлянда-ожерелье из отрезанных голов и черепов. а) ожерелье – неволя цепи инкарнаций для сансарина. Для Бога, дживанмукты, кто вне сансары – это украшение, признак божественной власти и контроль над «силами сансары». На этом уровне перерождения – лишь игрушка, дарующая радость. И игрок волен вообще не играть в эту игру; б) головы – буквы санскритского алфавита. Кобра вокруг шеи Наличие в тебе даже при видимом внешнем отсутствии: а) Шакти; б) божественной основы; в) возлюбленного объекта. Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер Змея через плечо у Бхайравы а) символизирует подлинный брахманский шнур – мастерство в каула тантре, кундалини йоге; б) не тот дважды рожденный брахман, кто родился в брахманской касте и получил брахманское посвящение, а тот, кто может контролировать свои энергии. Абхайа-мудра Гарантия защиты. Уверение Бога в том, что садхака пути защищен иштадэвами. Варада мудра Гарантия наделения и дарования. Уверение Бога в том, что иштадэвы даруют садхаке в пути все, что нужно для успешной и гармоничной самореализации. Палица а) методы прямого введения и прямого вхождения в изначальное состояние; б) молниеносный путь; в) пратьябхиджна. Меч а) каула тантризм; б) искусные методы освобождающего жонглирования энергиями. Магия тантры. Восточная форма меча Именно на Востоке особо хорошо развилось и сохранилось учение. Посох, увенчанный черепом, со змеей, ползущей вверх а) жезл мастера этого пути; б) путь, процесс прохождение пути, путник и плод пути – едины. Черно-красно-белая змея символизирует садхаку этого пути. Посох символизирует путь. На верхушке посоха, по предположениям, должен быть плод пути, его завершение, цель, символизируемая драгоценным камнем или лотосом. Однако на конце посоха – лишь пустой, мертвый череп. Подойдя к тому, что должно быть целью пути, плодом, не находимым больше нигде в мире, садхака ничего такого не обнаруживает. То, что он находит в конце, при завершении пути - оказывается было всегда, в каждый момент прохождения этого пути. Святая цель находится везде и все время, а не только в месте и времени завершения пути. Просто ранее садхака не умел обнаружить это везде и всегда присущее ему сокровище. Серебряный колокольчик Голос божественной интуиции, внутренней мудрости, идущий из глубин нашего духовного сердца. Если вокруг нас такая ночь, что глаза не в силах разглядеть правильного пути, то мы пойдем верной дорогой, ориентируясь на голос глубинного сердца. Пылающий метеор-звезда Звезда в небе – символ Бога, цели пути. Метеор – искорка той звезды, пришедшая к нам. Это огонь шактипата, мудрости, милости Бога, содержащийся в Махакаламарге. Сова с тремя глазами а) это мать Бхайрави, пришедшая в зооморфной форме для помощи мистикам пути; б) это совершенный мистик, мастер, учитель - крылатый, могучий, видящий во тьме, имеющий три видения, слышащий в двух диапазонах. Копье Однонаправленность ума, энергии, тела на прохождение пути и достижение цели. Цельность и мощь садхаки, пробивающего все препятствия, все элементы жизни которого посвящены одной задаче. Капалическая чаша с ядовитой сомой а) волшебная чаша учения каула тантры, попадая в которую даже яд становится лекарством; б) интоксиканты вводят сансарина в еще большее сумасшествие, слабость и иллюзии. Однако каула-тантрик может использовать даже их силу для отрезвления, пробуждения и обретения силы. Четки и стрекало для управления слоном Без ежедневной садханы, при всей ее неброскости и повседневности, невозможен успех на пути. Все самые сильные учения будут бессильными в руках того, кто пренебрегает ежедневной садханой. Хочешь, не хочешь – у тебя просто нет другого выхода, кроме как усмирить свои страсти, лень, помехи, невнимательность, и практиковать свою садхану. Струнный музыкальный инструмент Этот путь - есть путь искусства, красоты, свежести, творчества. Идти по этому пути Махакалабхайравы и Махакалибхайрави – улавливать повсюду, всегда и везде красоту божественного совершенства. Путь приятен садхаке, он красив, завораживает и наслаждает. Садхака осознанно вплетает мелодии себя, своего пути в общую музыку и ритм мироздания, вибрирующую мантру совершенства Бога. Лук и стрела а) сила и преимущества этого пути: чтобы победить врага-препятствие не всегда надо вступать с ним в прямой контакт, бороться, тратить время и пачкаться. Есть такие методики, пользуясь которыми ты устраняешь врага-препятствие не притрагиваясь к нему, находясь от него на темпоральном или пространственном расстоянии; б) дуга лука – основа, тетива – метод, стрела – внимание сознания, стрельба – обретение результата. Скорпион а) победа над духовным материализмом. Есть лица, которые обесценивают духовные учения и методы путем выхолащивания их сути, искажения их смысла, придания им иной направленности. Одни церковники делают это из глупости, другие - из страха. Некоторые из клерикалов посредством этого стяжают материальную выгоду. В результате от духовного учения и пути остается лишь одна оболочка. Истинный мистик, адепт живого пути, не позволяет омертвить в себе учения, символы, методы. Он также разоблачает духовный материализм попадающихся ему на пути клерикалов, тем самым спасая их самих и их паству; б) алхимическая способность переваривать свой собственный яд. Свиток с узором Теория учения, неотъемлемая от практики. Нельзя презреть постижение доктрин, метафизики и символов учения, обозвав их «умствованиями интеллекта», «сухой философией», «условной метафизикой», «мертвыми значками и картинками», и уповать при этом лишь на йогические упражнения и опыт, полученный с помощью них. В подлинном пути Черной Йамалы не существует некой оторванной от практики теории и некой практики, существующей помимо доктрин учения. Чтобы реализоваться дживанмукти, обретя непрерывность трансцендентного знания, надо сначала овладеть феноменальным мистико-магическим знанием. Надо знать картину мира садханы, ее вселенную, пути, законы. Надо знать, как и когда пользоваться медитативными техниками, и что является признаками успеха в них или ошибки в них. Узор на свитке символизирует то, что постижение учения и реализация методов согласно учению, происходит по определенной схеме, подобной красивому, гармоничному узору, рисуемому художником. Узоры пути разных мистиков одной школы в чем-то похожи, а в чем-то различаются. Реализовать себя – значит нарисовать прекрасный и уникальный узор, вписывающийся на триедином уровне в гармонию пульсирующего и сверкающего узора мироздания. Боевая чакра а) Шива-Бхайрава и Вишну – по сути одно, по форме проявления – в чем-то различное; б) природа реальности, условно описываемая как вечное движение мировой силы, при вечной незыблемости мировой основы, которая порождает это движение силы. Череп с проросшим через дыру в нем цветком Понимание закона взаимосвязи и чередования жизни и смерти и умение использовать его при следовании пути садханы. Все красоты и блага жизни – преходящи и уходящи. Смерть ведет к новой жизни. Смерть и умирание красивы, просто надо уметь это видеть. Для полноценной и успешной каула практики надо использовать все жизнеутверждающее и все смертоносное, и расцвет, и разложение. Простой черный необработанный камень-шивалингам а) Бог есть простой, прочный и цельный; б) Бог везде, даже в самых заурядных и грубых предметах. Надо развивать способность видеть это; в) Бог и его учение соединяют воедино противоположности и пронизывают все три мира, являясь осью всего. Зеркало а) пратьябхиджна. Достичь цели мистического пути – значит посмотреть на себя, в себя, и увидеть кто ты есть на самом деле; б) чтобы победить недостатки и развить достоинства, надо знать свои особенности; в) чтобы достичь успеха в жизни, надо знать мир, его природу и законы. А чтобы познать это, надо познать самого себя. Микрокосм есть макрокосм. Драгоценный камень-кристалл а) пятиконечная форма символизирует драгоценность учения Панчаратны, и то, что на самом деле, при более глубоком постижении, пять сокровищ являются лишь пятью гранями одной цельной драгоценности; б) Бог-реальность подобен кристаллу-алмазу: целен и нерушим, но многогранен. Чистейший. Бесцветно прозрачен, однако сверкает всеми ярчайшими цветами радуги – вроде ничто, однако природа и основа всего в мире, в целом и по отдельности.