Обращение к Брахме О великий владыка, жизнь твоя отмерена сроком вселенной. Ничто на свете не укроется от твоего взора. Взгляни на тьму, что удушает твое мироздание. Мы гибнем с ним вместе. Предводитель богов, хранитель вселенной, ярчайшая звезда на божественном небосклоне, тебе известны помыслы всех твоих тварей. Рожденный от незримого Отца в лоне матери Природы, ты хранишь все Его знание и всю ее силу, воплощая собою всякое творчество. В тебе покоятся все ряды вселенной. Из тебя происходит разнообразие жизни. Родитель мира, всякий, угодивший тебе, непременно вознесется в обитель блаженства. Твоею милостью достигают успеха усмирители плоти и чувств. Твоим благословением душа соединяется с единым безмятежным Духом, воспарив над печалью и радостью. Точно волы с продетою в носу веревкою, смертные шествуют в миру, ведомые твоими законами. Беда тому, кто пойдет наперекор твоей воле.
Брахма: Прискорбно наблюдать мне, как смертные восторгаются прелестями зримого мира, избегая слышать о красоте царства нетленного. Грустно внимать их речам о вещах, что оскверняют слух и помрачают разум. Воистину, всякий, кто отвращается от Вечного и предается беседам о суетном, увлекает себя во мрак адского безумия. Сколь велика удача для души родиться в человеческом обличии, столь велико несчастье не извлечь из этого выгоды. Я мечтаю низойти с небес, дабы стать одним из людей, ибо человеку дана возможность, следуя высшему закону, возыметь представление об Истине в ее изначальном виде. Но пренебрегши своею удачею, человек обрекает себя на долгие муки в аду. Чье тело покрывается испариной, сердце ликует и дыхание прерывается, едва услышит он имя Господа, тот непременно вознесется в надмирную обитель, пусть никогда он и не усмирял плоти и не держал обетов.
Кумары: — Всемогущий Владыка, немногие способны видеть Тебя, хотя Ты и пребываешь в сердце всякого существа. Бесконечно необозримый, ныне Ты предстал нашему взору. Ты — Безусловная Истина, сущая вне добра и зла. Облик Твой — чистая благодать, что открывается чужому взору лишь Твоею милостью. Нет большего упоения для сердца, чем лицезреть Тебя, Господи, но дано оно лишь немногим мудрецам, кто безоглядно предан Тебе и чужд внутреннего сомнения. Тот, кто способен видеть вещи в истинном свете, внемлет и говорит лишь о Тебе, ибо все прочее полагает не стоящим внимания. Что там райские наслаждения, если даже свободу просветленный мудрец презирает как вещь, конечно, вздорную. Пуще райских чертогов мил нам ад, если в нем мы будем помнить о Тебе, Господи. Да не иссякнут медовые ручьи прославляющих Тебя песен, что блаженным потоком льются в наши уши. Да украсятся наши уста стихами, что поют о Тебе, как украшаются листья туласи от прикосновения к Твоим стопам. Мы в покорной радости склоняемся пред Тобою, милостиво явившим нам Свой образ, и скорбим о тех несчастных, кому не довелось лицезреть Тебя — не довелось окунуться в безбрежный океан упоенного блаженства. Tы — источник и душа жизни. В бесчисленных обликах Твоих Ты защищаешь праведников и караешь нечестивцев. Ты — опора закона и добродетелей, вечное, неизменное и неистощимое Начало бытия. По Твоей милости ищущие спасения избавляются от привязанностей и погружаются в вечную Безмятежность. Средоточие закона и правды, Ты трижды в век нисходишь в сотворенный мир и спасаешь его от беззакония. Ты — надежная опора всякому: невежде и мудрецу. Являя облик Свой, как нынче, Ты спасаешь чад Своих от тревог, коими одержимы даже боги и брахманы. Будучи высшей Истиной, Tы покровительствуешь тем, кто ищет истину,— всем кротким и праведным душам. Потому величают Тебя Хранителем мира, ибо Ты силою истребляешь порок, беспорядок и беззаконие.
Всевышний: Нет существа более дорогого Мне, чем праведник, обретший истину в Духе. Могущество Мое столь велико, что, лишь произнеся Мое имя, подлый дикарь-собакоед способен искупить все свои грехи. Последний грешник обретет спасение, преклонив голову пред местом, коего коснулась стопа Моя. Я не прошу Удачу быть со Мною, она сама домогается Меня, презрев просьбы мирян о снисхождении. Сам же Я считаю Себя рабом Своих рабов, им, но не Богине удачи, обязан Я Своим благополучием. Дары, что приносят Мне жрецы, возливая масло в Мои огненные уста, не так радуют Меня, как пища, коей коснулись уста брахманов, которые отдают Mне все плоды своих трудов и неизменно довольствуются тем, что Я посылаю им. Я повелеваю обманчивою силою, чьею прелестью зачарована всякая тварь. Воды, что коснулись стоп Моих, очищают три мира, проливаясь с главы Шивы, неподвластного Моим чарам, до самого дна вселенной. Сам же Я, Коего мир почитает средоточием чистоты и святости, посыпаю Свою голову прахом со стоп брахманов, дабы знали смертные, пред кем им надлежит преклоняться. Коровы и кроткие служители духа — плоть от плоти Моей. Лишь в смертельном безумии можно полагать, что Я отличен от них. Как взбесившихся гадюк, посланцы ее величества Смерти рвут на части подлецов, дерзнувших отделить Меня от любезных Моему сердцу коров и брахманов. Я исполняю любое желание того, кто почитает дваждырожденных. Нужда не грозит тому, кто с улыбкой и радостным сердцем встречает упреки и брань брахмана. Кто видит в священнике Меня и старается, как любящий сын, умилостивить его любезными речами, тот очень дорог Мне и не будет Мною покинут.
Воля Бога непостижима и неотвратима. Даже познавшие все тайны бытия не ведают замысла Божьего. Волею Его творится, сохраняется и уничтожается многообразие мира. Лишь Он, и никто другой, Древнейший из живущих, сумеет отвести от вас вашу беду.
При виде Спасителя сердце подвижника наполнилось покойной радостью. Он склонился пред Всевышним, сложив молитвенно ладони у груди. — О благодатный Господь, — молвил мудрец, — ныне я знаю, для чего мне даровано зрение. Знаю, ради какой цели труженики духа удаляются от мира, смиряют страсти, истязают обетами плоть. Несчастные чада Твои, что очарованы игрою света, молят Тебя ниспослать им плотские радости, столь приятные поедателям испражнений. Ты милостиво дозволяешь им в полной мере испить горькую брагу мирской суеты. Те же, кто жаждет спасения от бурь, бушующих в море обмана, сыщут его на ладье Твоих лотосных стоп. Волею Твоею Ты создал соблазны, пред которыми я не в силах устоять. Ты породил похоть и предметы ее насыщения, заключив нас, слабых детей Твоих, в порочный круг. Лишь в тени Твоих благословенных стоп душа способна отринуть соблазны плоти. Лишь упиваясь медом сказаний о Тебе, мы можем возродиться к жизни счастливой, свободной от тревог. Колесо Твое о трех ступицах вращается вокруг оси вечной Безмятежности — Брахмана. У колеса сего тринадцать спиц, триста шестьдесят сочленений и шесть ободов, полотно его украшено листьями, коим нет числа. Стремителен бег колеса времени, с каждым оборотом которого сокращается срок, отпущенный вселенной в целом и отдельным ее живым тварям. Но лишь вручивший Тебе свою жизнь без остатка не будет стерт в жерновах колеса вечного времени. Точно паук, Ты плетешь из Своей плоти сеть бытия, хранишь ее и в должный срок поглощаешь. Оставаясь неподвижен и безучастен, не касаясь единого вещества, Ты разворачиваешь, наблюдаешь и отправляешь в небытие целое мироздание. Являя детям Своим грубые и тонкие сплетения вещества, Tы дозволяешь им сполна испить из смрадного колодца похоти и стяжательства. Господи Всемогущий, разумея, какую беду я навлекаю на себя, вымаливая сиюминутные удовольствия, я прошу Тебя не дать мне забыть среди соблазнов мира нынешний образ Твой, украшенный гирляндою с листьями туласи. Господи Милосердный, в назидание заблудшим душам Ты создал чарующий мир обмана, дабы несмышленые чада Твои, испробовав горечь разочарований, навечно отвратились от лжи и ступили под сень Твоих лотосных стоп. Владыка, Заступник малых мира сего, я склоняюсь пред Тобою.
Когда настала пора возобновить деятельность существ, заснувших в прошлое творение, Сверхсущество силою времени вывело из равновесия неподвижное, непроявленное вещество, придав оному три состояния. Движимое судьбами существ вещество, находящееся теперь в состоянии возбуждения, породило их мнимое «я», из коего в свою очередь возникло несколько первостихий, каждая из которых разделилась на пять вторичных. Сами по себе, не связанные друг с другом стихии не образуют полноценного мира. Объединяющим началом отдельных стихий является Сверхсущество, Кто удерживает их вместе в виде сверкающего золотого яйца. Более тысячи лет лучезарное яйцо покоилось на водах Предвечного океана, не проявляя признаков жизни, после чего первичный Хранитель Вишну вошел в него в образе вселенского Хранителя, возлежащего на змее Ананте. Впоследствии из пупа вселенского Вишну вырос лотос, сияющий, словно тысяча солнц. В лотосе том покоились души, заснувшие в пору прошлой кончины вселенной. Первым волею Высшего Существа на вершине цветка пробудился к сознанию будущий творец — Брахма. Сверхсущество, возлежащее в водах вселенского яйца, явило Себя Брахме в его сердце, тем самым наделив творца разумом, необходимым для воссоздания вселенной. Обретя способность творить, Брахма поначалу создал из собственной тени пять покровов сознания — помутнение рассудка, отождествление себя с плотью, помрачение, самообман и безумие. Ужаснувшись этим пяти нечистотам, творец порешил мысленно избавиться от оных. Темные сущности, вылезшие из мрака сознания, принялись пожирать отверженный Брахмою покров разума, что принял образ ночи. Потому в ночное время у живого существа просыпаются голод с жаждою. Расправившись с тенью творца, ненасытная нечисть с криками: «Не щади четырехголового! Жри его!» — бросилась на хозяина тени. Перепуганный не на шутку, взмолился предводитель богов: — Не ешьте меня, чада мои, бесы и черти, пощадите вашего батюшку! Образумив первенцев, Брахма создал светлых и миролюбивых существ — богов. Отделив от себя свой сияющий облик, что стал днем, он даровал его любезным чадам своим, которые весьма обрадовались родительскому дару. Так ясный день сделался телом небожителей.
Дабы поведать миру о потусторонней, прекрасной действительности, творец создал из лика своего вас, брахманов — тружеников духа, наделенных мудростью, тайной силою, воздержанностью и бесстрастием. В помощь брахманам и дабы уберечь их от напастей, тысячерукий и тысяченогий владыка создал из рук своих нас, икшатриев — хранителей закона. Вы — сердце творца, мы — его сила. От сотворения мира служители духа и служители закона помогают друг другу вершить дела, являя образец совершенного согласия между вечным и временным.
Даже отшельники не отказываются от даров, что сами падают к ним в руки. Брать подарки судьбы не грешно даже принявшему обет нестяжательства. Смешон, кто отвергает дары богов и сильных мира сего и тут же просит оные у мирян. Презрен он даже среди презренных.
Он творит, хранит и отсылает в небытие зримое мироздание. Мириады вселенных существуют, покуда Он дозволяет им это. Всякая власть исходит от Него. И Он рождает отцов, что наводняют вселенную живыми тварями.
Кто отдался воле Всевышнего, тому не страшны никакие напасти — умственные или телесные, причиняемые природой или людьми. Видя суть вещей, ты не будешь знать страха и тревог, горя и сомнений. Пред тобою будут распахнуты врата в вечную счастливую Безмятежность.
Все, чего добивается человек усилиями ума и плоти, когда-нибудь канет в небытие. И лишь дары Верховного Владыки останутся с тобою навечно, неподвластные времени. Одним движением брови Господь обратит в прах все, чего достигла ты в жизни, но сокровище, обретенное ныне тобою благодаря смиренному служению мужу, пребудет с тобою вечно. Так по слову могучего волхва обрела Девахути сокровище, недоступное ни знатным, ни богатым, ни сильным мира сего. Познала она творение мира и действие стихий, постигла начало, конец и середину времен, проникла в тайну вечного волнообразного и кругового возвращения событий. И тогда просияло ее лицо загадочною улыбкою, будто давно ожидала она этого часа. Для души, что не признала бренный мир своим домом и во всем уповает на Всевышнего, нет ничего невозможного и любые чудеса ей под силу. Не страшны ей ни опасности, ни смерть.
Кто связует себя узами не для исполнения долга, тот мертвец. Кто исполняет долг не для обретения свободы, тот мертвее мертвого. Кто, обретя свободу, не жертвует ею ради настоящей любви, тот мертвее всех мертвецов.
Мудрец Кардама: Небеса смилостивились над несчастными душами, томящимися во тьме невежества. Не одну жизнь, полную страданий и разочарований, переживает душа, прежде чем испытает отвращение к призрачному миру и устремит взор свой к лотосным стопам Всевышнего. Однажды Господь милосердный является в доме мирянина, дабы утешить нерадивое заблудшее чадо Свое и направить к нетленному бытию. Сдержав слово, данное рабу Своему, Ты сошел в мир, чтобы озарить его светом Истины. Твои облики бесчисленны и вне чувственного постижения. Одно лишь созерцание Тебя — уже благо для верного Твоего раба. К стопам Твоим повергаются прозревшие в Истине. Tы — средоточие богатств, отрешенности, славы, знания, силы и красоты. В великом почтении я склоняюсь к лотосным стопам Твоим. Ты вне чувственного постижения, Ты — Высшее Существо, Обладатель совокупного вещества. Ты — время и причина бытия. Ты всеведущ, Ты делишь бытие на три состояния и хранишь оное в Себе. Ты — единоличный Владетель всех сил и стихий, Создатель и Разрушитель.
Всевышний: В молитвах своих обращайся ко Мне, Я помогу тебе одолеть смерть и призову к вечной жизни подле Меня. Разумом созерцай Меня вовне и внутри себя. Я явлюсь тебе высшею лучезарною Сущностью, пронизающею все мироздание, пребывающею в сердце всего живого. Созерцая Меня, ты избавишься от скорби и страха. Знание, что отворяет врата в вечную жизнь, Я поведаю твоей любезной супруге, дабы и она достигла своей заветной мечты — свободы от страха, рожденного самообманом.
С тех пор, верный обету молчальника, Кардама все дни свои посвящал мыслям о Высшем Духе, и в Нем Едином искал он убежище. Так, не отягощенный земными заботами, до конца дней своих странствовал он по свету, гнушаясь всякого огня и крова. Убежищем сделался ему Единый Дух, Кто творит вещество в трех его состояниях, оставаясь не подвержен их влиянию, Кто выше истины и обмана, причины и следствия, сущего и призрачного, Кого возможно постичь лишь безраздельной преданностью. Невозмутимый, благосклонный ко всем и каждому затворник освободился от всяких уз и истребил в себе ложную самость, что принуждает существо воображать себя веществом. Безразличный к двойственности, созерцая свое истинное «я», он сделался безмятежен, как водная гладь во время безветрия. Свободный от пут самообольщения, Кардама обрел себя в служении Единому Существу, всеведущему Владыке, Кто пребывает в сердце каждой живой твари. Он узрел Единый Дух во всех сущностях и все сущности — в Едином Духе, Кто есть единая Душа жизни. Свободный от обожания и отвращения, Кардама покойно закончил свой земной путь и ступил в обитель Единосущего Духа.
Воистину, нет большего упоения сердцу, чем внимать сказаниям о Том, пред Кем трепещет малое и великое, Кто чарует всех и каждого, Кто повелевает всеми силами и стихиями, Кто сведущ во всяком знании, в Чьих руках все пути счастья.