Шримад Бхагаватам. Избранное

Тема в разделе 'Эриль', создана пользователем Эриль, 16 ноя 2024.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нарада:

    В здешнем мире близость рождает небрежение. Человек, живущий на берегу священной Ганги, отправляется в дальние страны, дабы в тамошних водах искупить свои грехи.

    Ничто ни внутри, ни снаружи не умалит всеведение Бога: время, творение и уничтожение вселенной. Даже Его собственные перемены не властны над Ним.

    Он един, неповторим и неподражаем, Он не подвластен печали и не ответствен за Свои дела.

    Он не бывает увлечен сменой состояний Природы, хотя порой кажется, что Он облекает Себя плотью из зримых стихий и имеет пространственные величины.

    Так непросвещенному уму Солнце кажется скрытым облаками, мглой или небесным телом.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мудрецы:

    — Знатоки Закона согласны в том, что никакой поступок не принесет горьких плодов, если с искренней верою совершать его как жертву Богу Вседержителю — Правообладателю всех жертв.

    Кто взирает на мир очами мудрости, тот учит, что труд, посвященный Богу, есть легчайший способ обуздать ум и обрести совершенную свободу. Труд во имя Бога приносит радость и умиротворение.

    Людям благородного сословия — дваждырожденным надлежит жертвовать для Бога плоды своего честного труда.

    Разумный сдерживает страсть к накопительству жертвоприношениями и благодеяниями.

    Привязанность к родичам он преодолевает исполнением семейного долга.

    Мудрый не трудится ради райских удовольствий после смерти, ибо знает, что все радости в здешнем мире бренны.

    Время не жалеет даже небожителей. Лишь порвав семейные узы ради покаяния и воздержания, человек способен вкусить сладкий плод подлинной свободы.

    Три долга в своей жизни обязан отдать дваждырожденный: богам, мудрецам и предкам.

    Долг богам отдается жертвоприношением; мудрецам — изучением священных книг; чтобы отдать долг предкам, нужно родить и воспитать хороших детей.

    Кто не исполнил эти три долга, тот родится на Земле и будет страдать, как в аду.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Васудева Кришне и Балараме:

    — Дети мои, свидетельствуя ваш жизненный путь и ваши дела, все пророки земные и небесные заключили, что Вы Сам Господь Бог, в двух Лицах сошедший на Землю к людям.

    Кришна, Владыка всего сущего! И Ты, Баладева, вечный хранитель воды и тверди! От Вас происходят все стихии мира, и Вы соединяете их в творение.

    Вы оба есть Бог над природою и Создатель природы — Маха-Вишну.

    Все, что существует где бы то ни было и когда бы то ни было, существует внутри Вас, при Вас, благодаря Вам, от Вас, для Вас и в связи с Вами.

    Господи, из Твоего нутра Ты создаешь обозримое вселенское разнообразие, а затем входишь в него Самолично как Мировая Душа.

    В этой ипостаси — Единой жизненной силы и сознания всех живых существ — Ты держишь в единстве все мироздание.

    Все свойства осязаемых стихий суть Твои свойства, ибо жизнь и плоть вселенной, столь разные по своей природе, подчинены Тебе и зиждятся в Тебе. А всякое движение начинается с Тебя.

    Блеск Луны и жар огня, свет Солнца, мерцание звезд и всполохи молнии, незыблемость гор, стойкость запаха и твердь Земли — все это свойства Твоего Существа, все это Ты.

    Господи Всемогущий, Ты вода и ее вкус, ее способность утолять жажду и питать живое. Ты воздух, преобразующийся в телесное тепло, живучесть, умственную и телесную силу, усилия и движения.

    Ты стороны света и их вмещающие свойства. Ты вездесущее пространство и заключенный в него звук.

    Ты предвечное, непроявленное звучание, первый слог Ом. Ты звук, преобразованный в слова речи. Ты значение слов и смысл речи.

    Ты способность чувств являть предметы. Ты каждый бог, управляющий ощущениями.

    Ты дозволение от богов к чувственной деятельности. Ты способность разума принимать решения. Ты способность живых существ помнить.

    Ты самость в помрачении, что порождает осязаемые стихии. Ты самость в возбуждении, что порождает телесные чувства. Ты самость в просветлении, что порождает богов. Ты совокупное непроявленное вещество, на коем зиждется бытие.

    Ты единая нерушимая Сущность среди разрушимых предметов, подобно тому веществу, что остается неизменным, покуда претерпевают изменения предметы, из которого они сделаны.

    Своей обманчивой природою Ты проявляешь в Себе качества помрачения, возбуждения и просветления, которые первично Тебе не присущи.

    Следовательно, сотворенные существа и преобразования природы не существуют, покуда не проявлены в Тебе.

    В безвременье меж творениями Ты пребываешь Сам в Себе в Своей непроявленной действительности.

    Всякий, кто не познал Тебя сущностью бытия и целью существования, пребывает в полном невежестве, даже если постиг все хитросплетения наблюдаемых вещей и явлений.

    Такие умудренные невежды принуждены бесконечно вращаться в порочном колесе перерождений и призрачных существований.

    Редко душе выпадает удача родиться в человеческом обличии, в добром уме и здравии.

    Если же она проживет человеческую жизнь в погоне за призрачной вещью, не познав своей истинной сути, то вынуждена будет родиться вновь, дабы вновь испытать соблазны Твоей обманчивой природы.

    Ты связал обитателей здешнего мира узами чувственного влечения: привыкнув к своей плоти, душа мыслит себя плотью; а тех, кто связан с нею плотскими узами, — детей и родичей — она мыслит своею собственностью.

    О Кришна, О Баладева! Очевидно, что Вы не дети мне: Вы Владыки здешнего мира и Творцы его Создателя. Вы низошли на Землю, дабы избавить кормилицу от бремени ее правителей.

    О Кришна, О Баладева! О Господь, Спаситель страждущих! Я припадаю к Твоим лотосным стопам в надежде снискать убежище — подле Твоих стоп избавляются от страха все верующие в Тебя и преданные Тебе.

    Мне опостылели прелести мира, мне опостылели чувственные утехи. Ныне я осознал, Господи, что не связан с Тобою родственными узами, ибо Ты — вечный мой Владетель, а я — вечный Твой раб.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Кришна Васудеве:

    - Дорогой отец Мой, все, что говоришь ты, — истина. Действительно, все сознательные существа, все явления и предметы связаны меж собою и связаны с Высшим Существом.

    Не только Я, но и ты, о лучший из Ядавов, и почтенный Брат Мой, и все жители Двараки суть единое бытие и должны пониматься неотличными друг от друга.

    Все сущее — движущееся и недвижимое — есть проявление Единого бытия.

    Высший Дух един и единствен. Он вечен и лучезарен, запределен чувствам и вмещает в себя все качества.

    Он творит разнообразное бытие своими множественными силами, пребывающими в трех состояниях.

    Единая Истина являет себя во множестве качеств. Один волею Своею становится разнообразен.

    Образуя предметы, стихии пространства, воздуха, огня, воды и земли делаются то осязаемы, то неосязаемы, то меньше, то больше.

    Так и Мировая Душа, будучи единым, приумножает Себя во множестве.


    --

    Вняв слову Всевышнего, Васудева изжил в себе порок двойственности.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Шрутадева Кришне:

    — Наше единение с Тобою, Господи, свершилось, конечно, не сегодня.

    Мы, живые создания, связаны с Тобою с того мига, как Ты сотворил вселенную с ее силами и законами и Духом Своим наполнил ее жизнью.

    Господи, подобно спящему человеку, Ты производишь в Своем сознании новый мир и входишь в него в качестве главного действующего Лица.

    Ты являешь Себя в сердце всякому, кто наделен благим разумом, кто непрестанно внемлет повестям о Тебе, глаголет о Тебе, поет Твою славу, преклоняется пред Тобою и помышляет о Тебе.

    Пребывая в сердце всякой твари, Ты отдаляешь Себя от тех, кто увлечен суетными делами в зримом мире.

    Никто не способен объять Тебя силой оружия или мудрости, но Ты милостиво являешь Себя из сердца всякому, кому посчастливилось восхититься свойствами Твоей Личности.

    Я склоняюсь пред Тобою в почтении, ибо Ты Суть жизни.

    Всякий, кто постиг неизменное среди перемен, созерцает Тебя в образе Мировой Души, прочим чадам Твоим Ты предстаешь Смертью, Владыкою времени.

    Одним чадам Твоим Ты являешь Себя нетленным Духом, другим — осязаемым сотворенным Существом, просветляешь угодных Тебе рабов Твоих и погружаешь во тьму неведения тех, кто отвратился от Тебя.

    Ты — Высшая Душа, я — Твой слуга на все времена. Ныне, узрев Тебя, я позабыл о всех горестях и печалях, коими наполнена жизнь человеческая.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Кришна Шрутадеве:

    “О благородный муж, мудрецы, коих ты видишь пред собою, пришли в твой дом для того лишь, чтобы благословить тебя во всех твоих стараниях.

    Они всюду странствуют со Мною, прахом стоп своих очищая мир от скверны.

    Известно, что человек искупает грехи свои, изо дня в день созерцая изваяние Бога в храме, прикасаясь к Нему и поклоняясь.

    Избавляется он от греха и в местах богомолья или омываясь в священных реках. Однако всех плодов такой благочестивой деятельности можно достичь, лишь обратив на себя взгляд святого мудреца.

    Брахман по самому своему рождению есть самое совершенное Мое творение в здешнем мире, но он еще более поднимается над прочими тварями, если стяжает такие качества как воздержание, ученость и самообладание.

    Если же он становится предан Мне, ему вовсе нет равных во всем мироздании.

    Даже Я в Своей ипостаси всемогущего Вишну не дорог Себе так, как дорог Мне ты, о благоверный брахман.

    Ты дороже Мне Самого Меня. В тебе заключена вся мудрость Веды, как во Мне — все боги мира.

    Не ведая сей истины, миряне высокомерны с неимущими брахманами — презирают и обижают тех, кто неотличен от Меня, кто назначен Мною быть в здешнем мире духовными поводырями.

    Обыватели почитают Мой зримый образ в храме, пренебрегая Моим Словом, что звучит из уст брахманов.

    Постигший единство Моего бытия, брахман видит все движимое и неподвижное во вселенной и все стихии природы как проявления Меня.

    Потому, любезный Мой Шрутадева, тебе надлежит почитать как Меня всех брахманов — мудрых стяжателей духа, что вечно сопутствуют Мне, — и питать в них столь же веры, сколь Ты питаешь в Меня.

    Почитая мудрых брахманов, Ты почитаешь Меня. Никакие дары и подношения Мне не радуют Меня так, как смиренное служение брахману, постигшему светлое единство Бытия”.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Из Всевышнего происходят разум, чувства, ум и жизненный воздух — все то, благодаря чему живые существа способны познавать свойства бытия, утолять свои желания, создавать из жизни в жизнь плоды труда, добиваться высших целей — возноситься в высшие сферы бытия и наконец обретать свободу.

    Те существа, что явились в здешний мир до наших предков, предавались поиску и стяжали знание о Всевышнем, единой Безусловной Истине. Всякий, кто постигает Истину, освобождается от постылых мирских уз и обретает непреходящую желанную свободу.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Свернув в небытие прежде созданную Им вселенную, Высшее Существо, по обыкновению, погрузился в полусон вместе со всеми Своими действенными силами.

    Когда же наступил срок следующему творению, Веда пробудила Всевышнего песней в Его славу, подобно тому как придворный певец пробуждает на заре своего государя песней о его подвигах и добродетелях.

    — Да пребудет с Тобою победа, неодолимый мой Повелитель! — гласила мудрая Веда. — Самой Своею природою Ты наделен всеми достоинствами.

    Потому я прошу Тебя в сей час, отведи покров тьмы ото всех живых душ, покоящихся ныне в Твоем лоне.

    Ты, пробуждающий творческую силу в движущихся и неподвижных существах, порой предстаешь моему взору, когда играешь Своими зримыми и незримыми силами.

    Осязаемый мир неразделимо сплетен с Тобою, ибо в ипостаси вездесущего Духа Ты являешься основой всего бытия, оставаясь неизменен, покуда все создания происходят из Тебя и в должный срок в Тебе растворяются, подобно тому как глина остается неизменна, преобразуясь в изделия, а затем в черепки.

    Посему лишь к Тебе обращают искатели Сути свои мысли, слова и дела. Как ступающий неизбежно касается земли, так мудрый неизбежно приобщается к Тебе.

    О Владыка трех миров, в чудесных преданиях о Тебе находят отдохновение от всех несчастий мудрые мира сего.

    Если слово о Тебе, что блаженным потоком струится с уст святых, смывает всю скверну мира, то благо от прямого служения Твоей истинной природе вовсе не поддается исчислению.

    Подлинно дышит лишь то существо, что отдалось во служение Тебе, все прочие хоть и раздувают грудь, но дыхание их мертво, как дыхание кузнечных мехов.

    Лишь милостью Твоею и волею из первичного вещества изошли стихии и всеобщая самость, образовав потом яйцо вселенной.

    Среди сущностных явлений Ты первое и главное, проникающее вместе с живыми существами в их тела и принимающее образы живых тварей.

    Отличный от зримых и понимаемых проявлений, Ты пребудешь в основе всех оных.

    Те из соискателей Истины, чей взор недостаточно ясен, средотачиваются на Высшем Существе, присутствующем в области пупа.

    Те же, чей взор незамутнен, обращаются к Высшему Существу, пребудущему в сердце, из коего расходится руслами жизненный воздух.

    По восходящим потокам сии соискатели Истины из сердца возносятся в макушку головы, откуда они способны лицезреть Тебя, Господи.

    Минуя высшую точку головы, они устремляются к конечной обители живого существа, откуда нет возврата в здешний мир всепожирающей смерти.

    Являясь в обличии созданных Тобою же живых существ, Ты побуждаешь последних к действию.

    Возбуждающий к деятельности, Ты предстаешь в разном виде разным живым тварям, как огонь горит по-разному, повторяя очертания пожираемых им предметов.

    Потому просветленные существа, отторгнувшие суетные узы, созерцают Твою неделимую неизменную Сущность среди изменчивых, преходящих образов....
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ...Отдельное существо, примеряя на себя вещественные оболочки, созданные его поступками, в действительности не соприкасается с ворожащей вещественной силою, плотною и тонкою.

    Сознательное существо как неотъемлемая часть Высшей Сущности, Обладателя всех сил, вечно остается не тронуто скверной обмана.

    Потому просветленные мудрецы почитают всякую живую тварь как образ Высшего Духа.

    Созерцая Тебя во всех существах, мудрецы склоняются к Твоим лотосным стопам, коим предназначены все жертвы и кои являются источником освобождения души.

    Господи, многие счастливые души укрылись от страстей здешнего мира в глубинах сладостного океана Твоих игр, что являешь Ты здесь в разных Твоих обличиях в назидание Твоим тварям, дабы осознали они свою вечную природу.

    Те счастливые души, что плещутся в волнах блаженных притчей о Тебе, презирают семейный очаг и даже священную вечную свободу. Словно белые лебеди, они находят вечное убежище у Твоих лотосных стоп.

    Если плоть служит заключенному в ней сознательному началу для освобождения и познания Тебя, таковая плоть душе — добрый друг, брат и возлюбленный.

    И хотя Ты вечно являешь милость порабощенной обманом душе, помогаешь ей на каждом шагу ее стези, и хотя Ты Благожелатель каждому, миряне не находят в Тебе источник восторга и вдохновения.

    Напротив, они непрестанно окружают себя новыми образами обмана, отвратив взор от вечной, нерушимой Сути своего бытия.

    Служа тленному, ими же воображаемому миру, несчастные души блуждают впотьмах, обуреваемые страхом и скованные смердящею плотью.

    В непрестанной ненависти к Тебе враги Твои постигают ту же Истину, что и святые отшельники, что воздерживают ум, чувства и дыхание.

    Мы, шрути, услышанная истина Веды и зрящая Тебя всюду, упиваемся тем же сладким блаженством, что и милые Тебе девы, влюбленные в Твои могучие, словно огромные змеи, руки, ибо Ты глядишь на нас теми же глазами, что и на возлюбленных.

    Все твари в здешнем мире, едва родившись, отправляются на смерть. При этом они смеют утверждать, что способны познать Тебя, сущего до возникновения вселенной и породившего первых мудрецов, Брахму и небожителей.

    Возлежа на Своем ложе и вобрав в Свое нутро зримое творение, Ты обращаешь в небытие все предметы, состоящие из плотного и тонкого вещества, прекращаешь существование Времени и явленной Мудрости — Веды.

    Ложны утверждения о том, что: вещество лежит в основе бытия; свойства сознания исчезают с плотью; личность складывается из сознания и вещества; переход вещества из одного состояния в другое суть действительность.

    Мнение о том, что личность появляется на свет вследствие перехода вещества из одного состояния в другое, тоже происходит от невежества.

    Эти и подобные им предположения ложны, ибо не учитывают Тебя — всеобщее сознательное Начало, скрывающееся за явлениями осязаемого мира и недоступное наблюдению.

    Ты вечно наслаждаешься зримым явлением, оставаясь незрим для других....
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ....Весь осязаемый мир — от простейшего образа до сложного явления, наподобие человеческого существа, — состоит из единого вещества в трех его состояниях.

    Кажущиеся действительными, все эти явления суть отражения неосязаемого мира понятий.

    Все, что воспринимается чувствами, есть искаженный образ вымышленных Тобою понятий.

    Потому просветленное око видит Тебя за всеми явлениями осязаемой действительности и самое действительность воспринимает неотличной от Тебя.

    Как золото не перестает быть собою, переплавленное в украшения, так Существо не перестает быть Собою, видоизменившись в вещество.

    Мудрый не отвергает мир, ибо он есть Твой взгляд. Узревший суть мира видит Твой лик.

    Рабы Твои верные, кто чтят Тебя высшим всеобщим Убежищем, попирают смерть с улыбкой на лице.

    Ты словом Веды, точно домашнюю скотину, обуздываешь своенравных мудрецов, сколь глубоки ни были бы их познания здешнего мира.

    Лишь слуга Твой наделен властью даровать другим благо и чистоту сердца, но мудрствование непослушных Тебе чинит миру лишь зло.

    Недоступный для чувственного опыта, Ты, Лучезарный Владыка, поддерживаешь чувственную деятельность всех существ.

    Зримая природа и владыки вселенной приносят Тебе жертвы, принимая их от своих почитателей. Так данники воздают верховному государю часть податей, собранных со своих граждан для своей власти.

    В страхе пред Тобою творец и родоначальники вселенной осуществляют назначенный им судьбою долг.

    О Самосущий Владыка, нет пределов Твоей свободе!

    Лишь после того, как Ты бросишь на нее Свой игривый взгляд, Твоя ворожащая природа порождает на свет движущихся и неподвижных живых существ, возбудив в них чувственные желания.

    Пред Твоими очами всяк равен, для Тебя нет друзей и врагов. Словно небо, Ты вмещаешь в Себя всех и вся, не являя никому Свои свойства. Словно пустота, Ты недосягаем для чувств и мысли.

    О Непреложный Владыка! Будь бесчисленные живые существа вездесущи по своей природе и обладай они неизменными обликами, Ты не имел бы над ними безграничной власти, коей всегда обладаешь.

    Но потому как они суть Твои ограниченные проявления и облики их подвержены переменам, Ты властвуешь над ними безраздельно.

    Воистину то, что обеспечивает явление, владычествует над явлением, ибо производное не может существовать без производителя.

    Обманывается тот, кто полагает, что можно познать Всевышнего Владыку, равно сущего во всех Своих проявлениях, ибо ущербно всякое знание, обретенное чувственным опытом....
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    ...Ни вещественная природа, ни живое существо, пытающееся пользоваться ею в свое удовольствие, не имеют точки рождения во времени, но, соединившись вместе, они на время порождают плотское тело, подобно тому, как при соединении воздуха с водой рождаются пузыри.

    Как реки вливаются в море или собранный пчелами нектар объединяется в мед, живые твари в конечном итоге исчезают в Тебе, Всевышний Владыка, растворив в Твоем бытии бесчисленные свои имена и личные качества.

    Просветленные мужи, постигшие то, как очаровывает людей Твоя колдовская сила, отдаются без остатка во служение Тебе, Дарователю свободы от перерождений.

    Над рабами Твоими не властен страх. Но трепещут от ужаса все, кто не признал в Тебе свое убежище. Для них, свирепо нахмурив брови, Ты вращаешь неумолимое колесо Времени о трех ободах.

    Ум точно дикая лошадь, обуздать которую не в силах даже усердные затворники, подчинившие себе чувства и движение жизненного воздуха.

    Те миряне, что силятся совладать со своенравным умом, но не признающие над собой власти духовного наставника, встречают на восшествии своем бесчисленные препятствия.

    Путь их в высшие сферы полон бедствий и страданий. О Нерожденный Владыка, отвергшие духовного учителя подобны купцам, что отправились в дальнее плавание без кормчего и рулевого.

    Тем, кто принял убежище в Тебе, Ты являешь Свой образ Всемирной Души, Вместилища всякого блаженства.

    И нет им радости больше от обладания слугами, детьми, женами, собственной плотью, домом, богатствами, землями, уютом и здоровьем.

    Кто не оценил красоты Истины о Тебе и домогается плотских удовольствий, даже завоевав целый мир, живет на погребальном пепелище, в гибельном краю, без цели и смысла, без надежды на счастье.

    Мудрецы, истребившие в себе гордыню, счастливо живут в здешнем мире, странствуя по святым местам богомолья, где Ты, Господи, предавался блаженным забавам.

    Потому как рабы Твои верные хранят Твои лотосные стопы в сердце своем, воды, что касались их ног, омывают от грехов весь зримый мир.

    Того, кто однажды обратил свою мысль к Тебе — Всеблаженной Душе бытия, уже не увлечь служением дому, семье и сородичам, кои лишь разграбляют человеческие добродетели....
Статус темы:
Закрыта.