Никто, никакие обстоятельства, ситуации, вообще ничто не может, само по себе, помешать тебе быть истинным Собой. Отбрось эту глупую и пагубную убежденность и покойся в доме неиссякаемой свободы, мудрости и любви - в царстве Отца твоего внутри твоего сердца. Муджи
П: Можно ли наблюдать мир без присутствия эго? Махарадж: Когда вообще есть эго? Эго есть, когда у вас присутствуют определённые реакции. Вы принимаете поставку всего наблюдаемого совершенно спонтанно. Вы цепляетесь за это, регистрируете это, реагируете на это, и только тогда возможно эго. Вот вы видите, что некий строительный материал лежит на дороге. Вы считаете, что вы плотник, и начинаете прикидывать как можно использовать этот материал. Процесс мышления начался, началось эго. Если же вы никто, вы не будете волноваться насчёт этого материала, вы посмотрите на него и пойдёте себе дальше, вы забудете о материале как только он пропадёт из поля зрения. Однако если вы примете это на свой счёт, вы начнёте размышлять о нём, держать его в уме, вот и эго.
позволь мне упасть, если я должен упасть. тот, кем я становлюсь, поймает меня. Баал-Шем-Тов (1698-1760)
Когда "я" ушло, то и "ты" тоже ушло. Либо остаются и "я" и "ты", либо нет ни того ни другого. Сиддхарамешвар Махарадж
В: Тем не менее, вы осознаёте безграничные страдания мира? Махарадж: Конечно, осознаю, и гораздо острее вас. В: И что вы делаете? М: Я смотрю на всё глазами Бога и понимаю, что всё хорошо. В: Как вы можете говорить, что всё хорошо? Посмотрите на войны, эксплуатацию, жестокий конфликт между государством и его гражданами. М: Все эти страдания созданы человеком, и в его власти положить им конец. Бог помогает, сталкивая человека с результатом его действий и требуя восстановления равновесия. Карма это закон, утверждающий справедливость. Это целительная рука Бога.
В: Каждое утро я беру газету и с отчаянием читаю, что беды всего мира нищета, ненависть, войны не ослабевают. Мои вопросы касаются несчастья, его причины и его исцеления. Не отмахивайтесь от меня, говоря, что это буддизм! Не вешайте на меня ярлык. Ваши настойчивые утверждения об отсутствии причин лишают мир всякой надежды на изменение. Махарадж: Вы в замешательстве, потому что верите, что вы находитесь в мире, а не мир в вас. Кто был первым: вы или ваши родители? Вы воображаете, что были рождены в определённое время, в определённом месте, что у вас есть мать и отец, тело и имя. Это ваша ошибка и ваша беда! Разумеется, вы можете изменить свой мир, если будете над этим работать. Пожалуйста, работайте! Кто вас останавливает? Я никогда не отговаривал вас. Есть ли причины или нет, вы сами создали этот мир, вы можете и изменить его. В: Мир с отсутствием причин находится абсолютно вне моего контроля. М: Напротив. Мир, в котором вы единственный источник и основа, находится всецело в вашей власти. Что было создано, всегда может быть разрушено и создано заново. Всё желаемое сбывается, если вы действительно этого хотите. В: Я хочу только знать, что делать с несчастьями мира. М: Вы создали их из своих собственных желаний и страхов, вы сталкиваетесь с ними. Всё это происходит потому, что вы забыли самого себя. Придавая реальность фильму на экране, вы любите людей из этого фильма, страдаете вместе с ними, хотите им помочь. Но это неправильно. Вы должны начать с себя. Другого пути нет. Конечно, вы можете работать. От работы вреда не будет.
Махарадж: Человек, который вращается вместе с Землей, непременно будет переживать периоды дня и ночи. А тот, кто поселится на Солнце, никогда не узнает тьмы. Мой мир не ваш. Как я это вижу, вы все исполняете роли на сцене. В ваших приходах и уходах нет ничего реального. И все ваши проблемы совершенно ненастоящие!
В: Вас совсем не волнует состояние мира? Посмотрите на ужасы Восточного Пакистана . Неужели это совсем вас не трогает? М: Я читаю газеты, я знаю, что происходит! Но моя реакция отличается от вашей. Вы ищете лекарство, а я забочусь о предотвращении; Пока есть причины, обязательно будут и результаты. Пока люди склоняются к разделению и разобщению, пока они эгоистичны и агрессивны, такие вещи будут происходить. Если вы хотите, чтобы в мире были покой и гармония, вы должны обрести покой и гармонию в своих сердцах и умах. Такие перемены нельзя ввести по приказу, они должны прийти изнутри. Те, кто ненавидит войну, должны вытеснить войну из своего организма. Без людей, пребывающих в покое, как вы собираетесь обрести покой в мире? Пока люди такие, какие они есть, мир должен быть таким, каков он есть. Я делаю своё дело, пытаясь помочь людям понять, что они единственная причина своего собственного несчастья. В этом смысле я полезный человек. Но каков я в себе, каково моё нормальное состояние не может быть объяснено в терминах социального сознания и полезности. Я могу говорить об этом, используя метафоры и иносказания, но я остро осознаю, что это всё не то. Не то чтобы этого нельзя было пережить на опыте. Это и есть сам опыт! Просто это нельзя описать в терминах ума, которому необходимо разделять и противопоставлять, чтобы понять. Мир подобен листу бумаги, на котором что-то напечатано. Чтение и значение будут меняться от читателя к читателю, но бумага неизменный фактор, всегда присутствующий, но редко воспринимаемый. Если чернила удалить, печать не оставит никаких следов на бумаге. Таков и мой ум впечатления приходят и уходят, не оставляя следов.
В: Несомненно, войны и революции не являются снами. Больные матери и умирающие от голода дети это не сон. Богатство, приобретённое обманом и используемое во вред, это не сон. М: А что же? В: Сон нельзя разделить с другими. М: Как и бодрствующее состояние. Все три состояния бодрствующее, сон со сновидениями и сон без сновидений субъективны, персональны, личностны. Они все происходят и содержатся в маленьком пузырьке сознания, называемом «я». Истинный мир лежит за пределом «я». В: «Я» или не «я», но факты реальны. М: Конечно, факты реальны! Я живу среди них. Но вы живёте фантазиями, а не фактами. Факты никогда не сталкиваются, а ваша жизнь и ваш мир полны противоречий. Противоречия это признак иллюзорности, реальное никогда не противоречит себе. К примеру, вы жалуетесь, что люди унизительно бедны. Однако вы не делитесь с ними своим богатством. Вы обеспокоены войной поблизости, но едва ли вспомните о ней, если она идёт где-то далеко. Изменчивые состояния вашего эго определяют ваши ценности. «Я думаю», «я хочу», «я должен» возведены в ранг абсолюта. В: Тем не менее, зло реально. М: Не более реально, чем вы. Зло это неправильный подход к проблемам, созданным непониманием и злоупотреблением. Это порочный круг. В: Можно ли разбить этот круг? М: Не нужно разбивать фальшивый круг. Достаточно увидеть его таким, какой он есть, несуществующим.
Вопрос: Значит, мир нельзя спасти? Махарадж: Какой мир вы хотите спасать? Мир вашей собственной проекции? Спасите его сами. Мой мир? Покажите мне мой мир, и я сам им займусь. Я не знаю никакого мира, отдельного от меня, который я могу спасти или не спасти. Какое вам дело до спасения мира, когда всё, что нужно миру, – быть спасённым от вас? Уйдите с картинки и посмотрите, останется ли что нибудь, что нужно спасать. Нисаргадатта Махарадж
-Тогда почему мое волеизъявление не может этого достичь? - Потому что «твое волеизъявление» – это очень точное определение того, чем ты не являешься, и очень полное объяснение того, почему ты не можешь жить как то, что ты есть. - Другими словами, оно мешает мне обрести просветление? - Мы тут пытаемся говорить здраво, а не нести чушь! Нет у тебя никакого «меня», которому можно в чем либо помешать, ты не можешь ничего «обрести», и не было никогда такой «вещи», «опыта», или «состояния», как «просветление», которое некто или никто мог бы «обрести»! - Мой вывод оказался несколько – как бы это сказать – неудачным! - Не неудачным, а совершенно идиотским! Попробуй еще раз. - То, что ты говорил о волеизъявлении, было, возможно, способом сказать, что «применение» мнимой свободы воли – это в действительности проявление того, чем я не являюсь? - Верно. Когда ты знаешь, что не можешь ничего делать непосредственно, когда «свободная воля» скрыта или отсутствует, тогда то, что ты есть, присутствует и становится доступным. Вэй-у-Вэй
Пусть случается все, что случается, оно немногого стоит. Ты можешь попрошайничать или восседать на троне - где бы ты ни был, ты счастлив, поскольку ты Блажен по природе своей. Это Знание Себя подобно ценному алмазу, который сияет всегда. Где бы он ни находился, его сверкание не меркнет. Сиддхарамешвар Махарадж
Вопрос: Что такое ум? Махарши: Ум — это сознание, которое наложило на себя ограничения. Изначально вы не ограниченны и совершенны. Потом вы принимаете ограничения и становитесь умом.
Нисаргадатта Махараджа спрашивали на сатсанге по поводу войны в Пакистане. В: Сейчас Восточный Пакистан наполнен страданиями и кровопролитием. Как вы на это смотрите? Как вы это воспринимаете и какова ваша реакция на это? М: В чистом сознании никогда ничего не происходит. В: Пожалуйста, сойдите с этих метафизических высот! Какая польза страдающему человеку знать, что его страданий не осознаёт никто, кроме его самого? Относить всё к иллюзии — значит добавить к травме оскорбление. Бенгальцы Восточного Пакистана — это факт, и их страдания — это факт. Пожалуйста, не анализируйте их вне существования! Вы читаете газеты, вы слышите, что говорят люди вокруг. Вы не можете сослаться на незнание. Теперь всё-таки скажите, как вы относитесь к происходящему? М: Никак. Ничего не происходит. В: В любой день прямо у вас на глазах могут начаться беспорядки, возможно, люди будут убивать друг друга. Вы же не сможете сказать, что ничего не происходит, и оставаться безучастным. М: Я никогда не говорил о том, чтобы оставаться безучастным. Вы вполне можете увидеть, как я брошусь кого-нибудь спасать и сам окажусь убитым. Однако для меня всё равно ничего не произойдёт.
Махарши. Убеждение в реальности мира является таким стойким, что поколебать его нелегко. По этой причине мир не становится более реальным, чем сам человек. П. Сейчас идет китайско-японская война. Если это лишь воображение, не мог бы Шри Бхагаван представить противоположное и положить конец этой войне? Махарши. Бхагаван спрашивающего является такой же мыслью, как и китайско-японская война. (Смех.)
Верить, что в сансаре есть нечто достойное, чтобы за него бороться — значит лишить себя подлинного желания практиковать Дхарму. Только тогдa, когдa человек сможет по-нaстоящему оценить, нaсколько нa сaмом деле безысходнa и бессмысленнa сaнсaрa, в его уме возникнет подлинное стремление следовaть духовному пути. Дзонгсар Кхьенце Ринпоче
За кажущейся случайной и хаотичной последовательностью событий, происходящих в нашей жизни или в мире, таится нераскрытый высший порядок и цель. Это прекрасно выражено в дзенском изречении: «Падает снег, каждая снежинка на своем месте». Мы не можем постичь этот высший порядок посредством думанья о нем, потому что все, что мы о нем думаем, — это содержимое, тогда как более высокий порядок исходит из не имеющего формы мира сознания, из вселенского разума. Но мы можем на мгновение увидеть его и даже более того — сонастроиться с ним, а значит — быть осознанными участниками раскрытия и осуществления этой высшей цели. Даже внутри ситуации, кажущейся неприемлемой и наполненной болью, сокрыто глубокое благо, а внутри любой катастрофы содержится семя благодати и милосердия. Экхарт Толле
Когда у вас возникнет желание или страх, помните, что не сами желание или страх неправильны и должны уйти, а личность, которая желает и боится. Бессмысленно бороться с желаниями и страхами, которые могут быть совершенно естественными и справедливыми. Махарадж
Не ищи покоя. Не пытайся найти состояние, отличное от твоего нынешнего состояния. Иначе ты обрекаешь себя на внутренний конфликт и неосознанное сопротивление. Экхарт Толле