Какая разница, найдете ли вы эту свободу, это просветление, или нет. «Вас» уже не будет, так что «вы» не сможете насладиться результатом. Что хорошего может принести вам это состояние? Оно заберет все, что у вас есть. Потому-то его и называют дживанмукти, прижизненное освобождение. При жизни существа тело умирает, но, каким-то образом пережив смерть, остается живым. Это не счастье и не несчастье. Там нет счастья. Вы этого не хотите, не можете хотеть. Вы хотите обладать всем, но там вы все потеряете. Нет никакой свободы без знания, которое определит это именно как «свободу». Но само знание уже отрицает свободу; во-первых, имея знание о свободе, тут же возникает несвобода от этого знания, а во-вторых, знание априори не может быть свободным, так как ограничено самим собой. Пока есть знание, говорить о свободе просто глупо, и следовательно, единственно доступная свобода, это освобождение от любых концепций свободы. Нет концепций, нет и того, кто является их результатом, и кто тогда собирается быть свободным или несвободным?! Кришнамурти У. Г.
Слово «санкальпа» можно перевести как «воля» или «намерение». Бхагаван (Рамана Махарши), как и многие другие Учителя, считал, что джняни не имеют санкальпы. В этом состоянии Я заставляет тело действовать определенным образом и говорить то, что должно быть сказано, но в этих словах и действиях нет выбора индивида. У Нараяны Айера состоялся разговор с Бхагаваном на эту тему, который проливает свет на этот вопрос и дает понимание того, как проявляется сила джняни: «Однажды, когда я сидел рядом с Бхагаваном, я почувствовал себя таким несчастным, что задал ему вопрос: „Разве санкальпа джняни не может отвести от его преданных уготованные судьбой несчастья?" Бхагаван улыбнулся и сказал: „Разве у джняни есть санкальпа? Дживанмукта [освобожденный] не может иметь никаких санкальп. Это просто невозможно“. Я продолжал: „Тогда какова судьба всех нас, которые молятся Вам, просят Вас о милость и спасении? Разве нам не будет пользы или спасения от того, что мы сидим перед Вами или приходим к Вам?" Бхагаван повернулся ко мне и сказал: „…плохая карма человека заметно уменьшается, когда он находится в присутствии джняни. У джняни нет санкальп, но его саннидхи [присутствие] – самая мощная сила. Ему не нужны санкальпы, его руководящее присутствие – самая мощная сила – может творить чудеса: спасать души, даровать душевный покой, даже приносить освобождение зрелым душам. Ваши молитвы не исполняются им, а поглощаются его присутствием. Его присутствие спасает вас, отводит карму и приносит блага – в зависимости от обстоятельств, [но] ненамеренно. Джняни спасает преданных, но не благодаря санкальпе, которой у него нет, а лишь благодаря своему руководящему присутствию, его саннидхи“» (The Mountain Path, 1968 г.)
Я руководствуюсь древним суфийско-пифагорейским принципом в отношении творчества: “Если ты сочиняешь “под кайфом”, редактируй в нормальном состоянии. Если сочиняешь в нормальном состоянии, редактируй под кайфом”. И всегда с группой единомышленников. Тимоти Лири «Семь языков бога»
Все твои мнения нужны лишь для того, чтобы утверждать в себе мнение о собственной значимости. Вэй Дэ-Хань
Красота твоей природы проявится, как только перестанешь собой любоваться. А это, ох, как не просто. Вэй Дэ-Хань
Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле. Франц Кафка
Человек любит музыку больше, чем что-либо еще, потому что музыка является его природой, она исходит из вибраций, и он сам есть вибрация. Существуют два аспекта жизни: первый заключается в том, что человека настраивает его окружение, а второй – в том, что человек может настраивать себя сам. Хазрат Инайат Хан «Мистицизм звука»
Наше искусство — это ослепленность истиной: истинен только свет на отпрянувшем с гримасой лице, больше ничего. Франц Кафка
Вчера пришёл один садху и сел в Холле. Он, казалось, хотел поговорить с Бхагаваном, но не решался. Через некоторое время он подошёл к нему и сказал: “Свами, сказано, что Истинное Я (Атма) охватывает всё. Означает ли это, что Оно присутствует также и в мёртвом теле?” “Ого! Это то, что вы хотите узнать? — ответил Бхагаван. — А такой вопрос возник у мёртвого тела или у вас?” “У меня”, — сказал этот садху. Бхагаван: «Во время сна ставите ли вы вопрос о том, существуете вы или нет? Только после пробуждения вы говорите, что существуете. В состоянии сна Истинное Я тоже существует. На самом деле нет такой вещи как мёртвое или живое тело. То, которое не движется, мы называем мёртвым, а то, которое движется, мы именуем живым. В сновидениях вы видите любое число тел, живых и мёртвых, и они не существуют, когда вы просыпаетесь. Точно так же весь этот мир, одушевлённый и неодушевлённый, не существует. Смерть означает растворение эго, а рождение означает новое рождение эго. Имеются рождения и смерти, но они принадлежат эго; не Ваши. Вы существуете независимо от того, имеется ли чувство эго или нет. Вы есть его источник, но не само чувство эго. Освобождение (мукти) означает нахождение источника этих рождений и смертей и разрушение чувства эго до самих его корней. Это — Освобождение. Оно означает смерть с полным сознательным восприятием. Если человек умирает подобным образом, он одновременно снова рождается, и в том же месте, с Ахам спхураной, известной как “Ахам, Ахам (Я, Я)”. Человек, рождённый таким образом, не имеет сомнений».
"— А ты какой, дедушка, веры? — Никакой веры у меня нет. Потому никому я не верю, окромя себе,- также быстро и решительно ответил старик. — Да как же себе верить?- сказал Нехлюдов, вступая в разговор.- Можно ошибиться. — Ни в жизнь,- тряхнув головой, решительно отвечал старик. — Так отчего же разные веры есть?- спросил Нехлюдов. — Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят… Вер много , а Дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему Духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино." Л.Н.Толстой. «Воскресенье»
Слово индивидуальность (individual) связано с английским словом «undivided», что означает неразделенный. Неразделенная целостность на уровне тела-ума. И такого рода индивидуальность или уникальность не является выражением отдельного «я». Наоборот, она расцветает, когда мы осознаем, что отдельное «я» не существует. Подлинный характер и индивидуальность цветут пышным цветом, как только высвобождаются из тисков бытия отделенным и ограниченным «я». Индивидуальность может выражать себя совершенно по-разному. Это может быть взрыв творчества, активное общение, выход в свет в разных формах. А другие наоборот, просто тихо пойдут домой и будут жить дальше, сами по себе или с семьей, или просто продолжат работать. Возможны все эти противоположные варианты и всё, что между ними. Руперт Спайра
Вот три варианта, доступные для нас — «Я есть что-то», «Я есть ничто» и «Я есть всё» — и мы свободны в каждый момент выбрать, где мы находимся. В зависимости от нашего выбора наш опыт будет отражать любую позицию, которую мы выбрали. Опыт будет словно подтверждать наше состояние. Если мы считаем, что мы являемся телом и умом, объекты, другие существа и мир будут казаться реальными; они будут соответствовать нашей вере и словно подтверждать все воспринимаемое. Если мы считаем, что являемся открытым, пустым присутствием Сознания, для которого или в котором появляются объекты тела, ума и мира, наш опыт будет отражать эту позицию. Мы будем знать себя как отделенный, беспристрастный фон восприятия. Мы будем осознавать нашу врожденную свободу, покой и счастье, которые лежат в основе всех опытов восприятия и переживания. А если мы осознаем себя не только как свидетеля опыта, но также и его субстанцию, другими словами, если мы примем видение «Я есть всё», наш опыт проявленного мира и других существ подтвердит и это понимание. Мы будем испытывать любовь как естественное состояние всякого опыта. Другими словами - восприятие всегда соответствует пониманию. Мы можем по очереди экспериментировать с этими тремя возможностями и увидеть, какой ответ мы получаем от Вселенной. Тот ответ, который приходит к нам в нашем реальном опыте, указывает нам, какой из этих вариантов присутствует. В какой форме опыт действительно убедит нас, что наше видение соответствует реальности? Достаточно ли интеллектуального понимания недвойственности? Конечно, нет. Опыт, который бы убедил нас, что наше понимание, видение или восприятие истинны, должен обладать наибольшей ценностью в жизни. И что же это такое, что мы ценим больше всего в жизни? Это опыт счастья. Это форма, посредством которой Вселенная подтверждает, что наше понимание верно. Счастье или любой из его синонимов, например, покой, любовь или красота, является самым высшим подтверждением. Счастье - это форма, в которой осознание говорит себе «Да», когда освобождается от всех ошибочных представлений и чувств. Руперт Спайра
Справедливость без любви делает человека жестоким Ответственность без любви делает человека бесцеремонным Правда без любви делает человека критиканом Ум без любви делает человека хитрым Приветливость без любви делает человека лицемерным Компетентность без любви делает человека неуступчивым Власть без любви делает человека тираном Честь без любви делает человека высокомерным Обязательность без любви делает человека раздражительным Богатство без любви делает человека жадным Вера без любви делает человека фанатиком
"О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий – одно. Перед собой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе." Ибн аль Фарид
Пока у вас есть множество представлений о себе, вы воспринимаете себя сквозь туман этих концепций. Чтобы познать себя такими, какие вы есть, отбросьте все эти представления. Вы не можете представить себе вкус чистой воды, вы можете почувствовать его, только если удалите все другие вкусы. Пока вы заинтересованы в своём текущем образе жизни, вы не откажетесь от него. Неизвестное не откроет себя вам, пока вы цепляетесь за известное. Только тогда, когда вы полностью осознаете беспредельную печаль своей жизни и взбунтуетесь против неё, вы сможете найти выход. (Нисаргадатта Махарадж)
Не взваливай на себя тяготы мира. Мир не твоя забота. Никто не может спасти этот мир. Оставь это Богу. Твоя забота найти Себя и быть Собой. Пойми: ничто в этом мире не принадлежит тебе, даже “ты”. Все есть Бог и только Бог есть. Когда ты познаешь это, все напряжение и беспокойство исчезнет. Останется лишь чистое пространство твоего истинного Я, ничем не отличное от Бога. (Муджи)