Это был суицид. Другие убивали ceбя посредством яда или револьвера. Я убивал себя минутами и чаcами. Анри Барбюс
Альбер Камю "... Ещё недавно он смотрел на смерть с животным ужасом, а теперь понял, что бояться её-значит бояться жизни. Страх смерти можно оправдать только безграничной привязанностью ко всему, что есть в человеке. Кто не решался действовать, чтобы вознестись на новую высоту, кто малодушно упивался собственной немощью, те не могут бояться смерти, памятуя о том приговоре, который она выносит их прошедшей в пустую жизни. Такие никогда не жили в полную силу, да и жили ли они вообще? Смерть навсегда лишает живительной влаги тех странников, кто не сумел утолить свою жажду при жизни. А для других оказывается роковым и благостным событием,отвергающим и уничтожающим их бытие, но равно принимающим и смирение, и бунт. ..."
Что это значит — умереть? Я знаю, что об этом думают обычные люди: если я, скажем, выпью серной кислоты, я умру, то же самое произойдет, если я утону, задохнусь от угарного газа и т.д. Я знаю, что Наполеон повсюду носил с собой яд, что Джульетта у Шекспира яд выпила, что стоики считали самоубийство мужественным действием, тогда как все прочие считают его трусостью, что человек может умереть от сущего пустяка, что даже самый серьезный человек порой не может удержаться от смеха при мысли о смерти, что можно избежать некоторых видов смерти, — и так далее и тому подобное... Тем не менее, несмотря на все это поразительное знание, несмотря на это завершенное знание, я совершенно не способен рассматривать смерть как что-то, что я понял. А что если смерть окажется настолько безжалостной, что придет завтра! Уже сама эта неопределенность, если только экзистирующий человек понимает ее и удерживает в своем сознании, так что она входит и примысливается к любой другой идее как раз потому, что она так неопределенна, эта неопределенность уже создает невероятные трудности. Сёрен Обю Кьеркегор
Господи Боже мой! Откуда я пришел сюда, в эту – сказать ли – мертвую жизнь или живую смерть?.. ...О тлен, о ужас жизни, о глубина смерти! Августин. Исповедь.
Человек не ведает смертного часа и притом страшится его; напротив, лебедь предчувствует смерть и встречает ее песнью, являя философское отношение к кончине. (С)
Чем бы я ни был, я только немощное тело, слабое проявление жизненной силы и господствующего начала. Оставь книги, не отвлекайся от дела, время не терпит. Пренебреги своим телом, как будто ты при смерти. Оно лишь кровь да кости, бренное плетение нервов, жил и артерий... Аврелий
Умерь жажду книжного знания, чтобы не роптать, когда придет смерть. Уходя из жизни, храни спокойствие духа, воздав богам искреннюю, сердечную благодарность... Аврелий
Что такое смерть? Если взять ее самое по себе и отвлечься от всего, что вымышлено по ее поводу, то тотчас же убедишься, что она не что иное, как действие природы. Бояться же действия природы – ребячество; смерть же не только действие природы, но и действие полезное ей. Аврелий
Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе – сновиденью и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное – чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Аврелий
Мишель Уэльбек "... в последнее время я стал бояться ночей, когда мой разум обретал свободу передвижения, потому что разум мой сознавал, что отныне моё существование стремиться к смерти, и не упускал возможности мне об этом напомнить..."
Если откажешься снимать "корону" с головы, корону могут снять вместе с головой. Чтобы не встретить Смерть из-за своего самомнения, уничтожай самомнение мыслями о Смерти. Саид Ши
"Умные чемоданы", которые ездят за своими хозяевами, уже есть. Пора придумывать "умные гробы". На колёсиках. Чтобы ездили за владельцами и напоминали о Смерти. Устал от рутины? Забыл о Вечном? Нет сил? Отдохни в гробу несколько часов. Такой релакс очень мотивирует ценить жизнь, время и ресурсы. Саид Ши