Речь не идёт о поиске истины где-то на высшем уровне. Вам надо только освободиться от ложных представлений. Свами Праджнянпад
То, что вы есть на самом деле, настолько безмятежно, что не нуждается ни в каком успокоении. То, чем вы не являетесь, то есть тело, ум и сознание, настолько беспокойно, что не может быть успокоено никакими действиями. Все деяния этого мира направлены на обретение комфорта в ошибочном «я». Нисаргадатта Махарадж
От Карла Ренца СОЗНАНИЕ ИГРАЕТ ТОБОЙ В. Есть ли что-то более ценное в человеческом сознании в сравнении со всем остальным сознанием? Карл. Понятия не имею. А что, существует что-то вроде человеческого сознания? В. Некая живая форма сознания в сравнении с сознанием камня. Карл. Но Сознание выражает себя в качестве человека. У людей нет сознания – не существует никакого «человеческого» сознания. Существует только Сознание, выражающее себя в качестве человека, но это не означает, что существует «человеческое» сознание или сознание животного, или какое угодно. Это просто Сознание, выражающее себя в различиях. Так что не существует такой вещи, как «человеческое» сознание. В. Но почему тогда реализованные [учителя] настаивают на том, что только у человека есть это преимущество… Карл. Это бизнес. Бизнес! Свобода воли – это бизнес. Это все из-за ошибки, или невежества, когда человек думает, что он имеет сознание. А это всегда наоборот: Сознание имеет тебя, играет тобой, а не ты имеешь Сознание. Кто владеет? Кто владелец всего? Сознание владеет всем посредством бытия этим, но никто не владеет Сознанием. Так что Сознание играет тобой, а не ты играешь с Сознанием. Ты мышь, а Сознание тигр. Так кто же с кем играет? А? В. Но случается этот божественный несчастный случай просветления… Карл. «Божественный» несчастный случай означает, что не существует никакого несчастного случая. В. Но это случается более легко, если… Карл. Нет никакого «более легко»! Этого никогда не случается. Потому это и называется «божественным» несчастным случаем: он случается с богом, а не с людьми. Поэтому Рамана [Махарши] даже собаку и оленя называл просветленными, просто чтобы показать, что у людей нет никакого преимущества. У людей есть эта гордыня, что их вид – высший, или что они «ближе» к чему бы там ни было. Возможно, это отдаляет их еще больше... кто знает. Так что быть человеком – вовсе не благословение. Может быть, это как проклятие? А? В. Именно так я и думаю [смеется]. Карл. [Смеется] Проклятие быть человеком… Да, это самое главное: вопрос всегда в том, кто кем владеет, или кто владелец. Кто игрок, и чем играют? Ты действительно думаешь, что можешь играть с Сознанием? В. Иногда пытаюсь… Карл. Ну да, ты пытаешься! Каждый пытается. Потому я вечно и окружен колдуньями и докторами-колдунами, и им подобными. Все они думают, что могут манипулировать Сознанием. Они стараются изо всех сил, и влипают в это по уши, а потом звереют оттого, что «я не могу этого сделать», и рычат… ррр…ррр А иногда Сознание позволяет им иметь такое впечатление, что что-то происходит именно благодаря им, и тогда все становится даже еще хуже. Это как когда у тебя переживание, что через твою медитацию ты подходишь ближе к чему-то: у тебя более глубокое понимание или что-то еще… как будто это ты имеешь это понимание… Кто позволяет тебе понять? Кто это позволяет, чтобы там могло быть понимание? А? Что скажешь? Откуда оно приходит? В. Абсолют делает это. Карл. Абсолют ничего не делает. Все это игра Сознания. В. И нет никакого центра в этом Сознании? Карл. Чего? Центра? Как может быть центр у того, что даже формы не имеет? А? Ему нужно тело, но ты не сможешь найти тела в Сознании. Не сможешь найти никакой формы: «это вселенная, а это центр». Это было бы два Сознания – одно центральное Сознание и другое Сознание, или… и центральное лучше, чем… внешний центр или внутренний центр, или в середине, или ближе… [смеется]… «центр циклона»… только циклон… Гарри и правда может?* Гарри может… Гарри Поттер… [смех] В. То есть всё это Сознание играет тобой спонтанно или…? Карл. Тотальность в качестве Сознания играет всем похожим образом – ты не нечто особое в этом. Ты как один лист вечного Древа Жизни, у которого множество веток и листьев, но все это – одно Дерево-Абсолют, которое… что? И теперь лист верит, что он может контролировать Дерево. В. Это и называется верованием**. Карл. Да, это называется верованием. Но лист опадет осенью, а Дерево сотворит новый лист – другого верующего. Так что ничего не происходит. Возможно, сейчас ты находишься в лете, а на следующий год будет осень, и тогда ты можешь готовиться к Яме***, пока не не будешь готов упасть. Потому на английском это и называется fall****. В. Или, может быть, ты даже никогда не готов упасть – ты просто падаешь. Карл. Ты никогда не готов упасть. Ты будешь отброшен в любом случае. Готов ты или нет, ты будешь отброшен, не переживай. Ждать готовности не требуется. Это как яблоки-паданка: они не обязательно должны быть спелыми, иногда они падают от слишком сильного ветра – у них другая роль. Можешь ли ты чему-то доверять? Этому ты можешь доверять – что ничему нельзя доверять. Все непредсказуемо. Карл Ренц, Берлин, Германия, июнь 2019, аудио
Джед МакКенна Разучись всему. Если бы ты умер для прошлого, если бы ты умер для каждого мгновения, ты был бы полностью живым, потому что полностью живой человек — это тот, кто полон смерти. Энтони де Мелло Учение иезуитского священника и писателя Энтони де Мелло было запрещено Римской католической церковью. Запрет сняли, но католикам все еще рекомендуют избегать его книг. Пойми свою тьму — и она исчезнет, тогда ты познаешь, что такое свет. Пойми, что такое твой кошмар — и он прекратится, тогда ты пробудишься к реальности. Пойми свои фальшивые верования — и они отпадут, тогда ты познаешь вкус счастья. * * * Мудрость приходит к тем, кто не научился ничему, так разучись всему. * * * Монах: «Все эти горы и реки, земля и звезды, откуда они возникли?» Наставник: «Откуда возник твой вопрос?» * * * Если ты видишь себя насквозь, ты будешь видеть насквозь любого. * * * Хочешь знак того, что ты спишь? Вот он: ты страдаешь. Страдание — это знак того, что ты не соприкоснулся с истиной. Страдание дается тебе, чтобы ты мог открыть глаза к истине, чтобы мог понять, что где-то здесь есть фальшь, так же как физическая боль дается тебе, чтобы ты мог понять, что где-то здесь есть болезнь или недуг. Страдание случается, когда ты наталкиваешься на реальность, когда твоя фальшь сталкивается с истиной, и тогда ты страдаешь. А иначе страдания нет. Продолжение...
Когда взгляду ничто не мешает, результатом становится видение. Когда уху ничто не мешает, результатом становится слышание. Когда уму ничто не мешает, результатом становится истина. * * * В тот день, когда ты начинаешь следовать за кем-то, ты перестаешь следовать за истиной. * * * В твоей жизни наступает такой момент, когда ты впадаешь в неистовое безумие, совершаешь самоубийство или становишься мистиком. * * * Никто не боится неизвестного, но вот чего ты действительно боишься — так это потерять известное. * * * Единственный способ быть полезным для тебя — подвергать сомнению твои идеи. * * * Мудрость имеет тенденцию расти пропорционально осознанности своего невежества. * * * Если ты сражаешься с чем-то, ты привязан к этому навсегда. Как бы долго ты с этим ни боролся — ты сам даешь этому силу. * * * Включи свет осознанности, и тьма исчезнет. Продолжение....
Проблемы существуют только в человеческом уме. * * * Единственный путь изменить что-то — изменить свое понимание. * * * Большинство людей не живут осознанной жизнью. Они живут механически, думают механические мысли — обычно не свои, — испытывают механические эмоции, совершают механические действия и механически реагируют. * * * Стремись изменить себя, а не других людей. Проще защитить свои ноги обувью, чем застилать коврами весь мир. * * * Что ты осознаешь — тем ты управляешь, что не осознаешь — то управляет тобой. * * * Все противоречия возникают из привязанностей. * * * Есть только одна причина у несчастья: фальшивые верования у тебя в голове, они так широко распространены, так общеприняты, что тебе никогда не приходило в голову в них усомниться. Продолжение...
Ты ученик лишь потому, что твои глаза закрыты. В тот день, когда ты откроешь глаза, ты увидишь, что ты ничему не можешь научиться у меня или других. * * * Когда сегодня приходишь к пониманию, что ты не так мудр, как думал вчера, ты становишься мудрее. * * * Ты никогда не будешь свободным, пока у тебя есть эго, чтобы защищаться. * * * Представь себе обрюзгшего человека, покрытого слоями жира. Вот таким же может стать и твой ум — обрюзгшим, покрытым слоями жира, слишком тупым и ленивым, чтобы думать, наблюдать, исследовать, открывать, нежелающим быть потревоженным или призываемым к пробуждению. * * * Если ты поищешь в своем сердце, ты найдешь нечто, что сделает возможным понимание, — искру разочарования и недовольства, и если раздуть эту искру в пламя, то оно разгорится в бушующий лесной пожар, выжигающий весь иллюзорный мир, в котором ты живешь, явив твоему изумленному взору царство, в котором ты всегда жил, не подозревая об этом. Конец...
Вопрос: Что мне следует делать, чтобы заставить ум успокоиться? Рамана Махарши: Достаточно продолжать наблюдать за местом, откуда ум возникает.
Гуру раскрывает Истину (суть вопроса) искателю, которому достаточно обладать обычными умственными способностями, и тот понимает, что именно Садгуру до него доносит и «То», чему Он учит. Главная трудность, однако, – на своем опыте реализовать то, что понято интеллектуально. Через разъяснения Садгуру понимается, что такое есть Самость (Атман). Однако призрак сомнения выскакивает в уме искателя в форме вопроса: «Как могу я быть Самостью?», и состояние ума искателя не освобождается от сомнений. Есть интеллектуальное понимание, но нет реализации. Лекарство от этого – решимость исследовать и познать учение. Если не будет постоянного многократно повторяющегося исследования, это не будет полностью впитано и осознано. Сиддхарамешвар Махарадж
Здесь можно установить общее правило, дабы убедить ум искателя в важности повторяющегося исследования. Человек обычных умственных дарований способен понять что-то, если ему это объяснят два или три раза. Если он повторит это десять или двадцать раз, это станет привычкой. Если он повторит это сотню раз, это станет похожим на наркозависимость. Коль скоро он воспримет это тысячу раз, оно станет самой природой, внутренне присущей тому, кто практикует. Если посмотреть на джутовые нити, они такие тоненькие, что колышутся при дуновении ветра. Однако если те же самые нити свить в веревку, она настолько прочна, что даже могучего дикого слона ею можно привязать к колышку. Так же велика и энергия повторного исследования в этом типе практики. Это ведь на самом деле верно, что Парабрахман всеприсущ и вечно свободен! Сиддхарамешвар Махарадж
Смысл майи в том, чтобы доказать, что все переживаемое в двойственности – ложно. Сиддхарамешвар Махарадж
Мы должны молчать, точно как мертвецы. Быть безмолвным, как Бог, это быть Богом. Брахман - это безмолвие. Сиддхарамешвар Махарадж
Ученик спросил Гуй-шаня: «Что такое Путь?» Гуй-шань ответил: «He-сознание есть Путь». «Я не понимаю», — пожаловался ученик. Гуй-шань сказал: «Ты должен понять то, что не понимаешь». Ученик спросил: «Что есть то, что не понимает?» Гуй-шань воскликнул: «Это ты сам, и ничто другое! Т. Клири "Пять домов дзэн"
В: Тогда чем я являюсь? Махарадж: Достаточно знать, чем вы не являетесь. Вам не нужно знать, чем вы являетесь. Потому что, если знанием считается описание в терминах уже известного, воспринятого или концептуального, такая вещь, как самопознание, существовать не может, так как то, чем вы являетесь, может быть описано только в терминах отрицания. Всё, что вы можете сказать: «Я не это, я не то». Вы не можете сказать: «Это то, чем я являюсь». В этом просто нет смысла. То, что вы можете определить как «это» или «то», не может быть вами. Определённо, вы не можете быть «чем-то» ещё. Вы не являетесь тем, что можно воспринять или вообразить. В то же время без вас не может быть ни восприятия, ни воображения. Понаблюдайте за тем, как чувствует сердце, думает ум, действует тело. Сам акт восприятия показывает, что вы не то, что вы воспринимаете. Может ли существовать восприятие, переживание без вас? Переживание должно быть кем-то «пережито». Кто-то должен прийти и заявить, что оно принадлежит ему. Переживание не будет настоящим, если нет переживающего. Именно переживающий делает переживание реальным. Зачем вам переживание, которое вы не можете пережить?
В: Как мне достичь этого? Махарадж: Вам не надо достигать этого, вы есть это. Оно само настигнет вас, если вы дадите ему шанс. Отпустите свои привязанности к иллюзорному, и истинное стремительно и мягко займёт своё место. Перестаньте воображать себя кем-то или считать, что вы делаете то или это, и в вас пробудится осознание того, что вы являетесь источником и сердцем всего сущего. С этим осознанием придёт великая любовь, которая не является ни выбором или склонностью, ни привязанностью, но силой, наделяющей все вещи любовью .
В: В глубоком сне нет ни сознаваемого, ни сознающего. Что же сохраняет чувствительность и восприимчивость тела? Махарадж: Вы определённо не можете сказать, что отсутствовал сознающий. Не было только переживания вещей и мыслей, вот и всё. Но отсутствие переживаний это тоже переживание. Это похоже на то, как если вы входите в темную комнату и говорите: «Я ничего не вижу». Слепой от рождения человек не знает, что такое темнота. Подобно этому, только сознающий знает, что он не сознаёт. Сон это всего лишь разрыв в памяти. Жизнь продолжается.
В: Зачем нужен спокойный ум? Махарадж: Когда ум спокоен, мы осознаём себя как чистых свидетелей. Мы отстраняемся от переживания и переживающего и стоим поодаль, в чистом восприятии, которое находится между и за пределами того и другого. Личность, основанная на самоотождествлении, воображающая «я есть это», «я есть то», остаётся, но только как часть мира объектов. Её отождествление со свидетелем обрывается.
В: Как сделать ум постоянным? Махарадж: Как может непостоянный ум сделать самого себя постоянным? Разумеется, он не может. Природа ума блуждать. Всё, что вы можете сделать, это сдвинуть фокус восприятия за пределы ума. В: Как это сделать? М: Отклоняйте все мысли, кроме одной: мысли «я есть». Вначале ум будет протестовать, но если сохранять терпение и упорство, он уступит и успокоится. Когда вы в покое, вещи начинают происходить спонтанно и совершенно естественно, без какого-либо вмешательства с вашей стороны.
В: Мир тоже существует сейчас. Махарадж: Какой мир? В: Мир вокруг нас. М: Вы имеете в виду ваш мир, не мой. Что вы знаете обо мне, если даже мой разговор с вами существует только в вашем мире? У вас нет причин верить, что мой мир подобен вашему. Мой мир реален, именно таков, каким воспринимается, а ваш появляется и исчезает в зависимости от состояний вашего ума. Ваш мир чужд вам, и вы боитесь его. Мой мир это я сам . Я у себя дома.