Когда я говорю: «Помните «я есть» всё время», – я имею в виду: «Постоянно возвращайтесь к нему». Я часами сидел, не имея в уме ничего, кроме «я есть», и вскоре покой, радость и глубокая всеохватывающая любовь стали моим естественным состоянием. В них растворилось всё – Остался только покой и неизмеримая тишина. Нисаргадатта Махарадж
Рассмотрим, например, скульптуру в основании гопуры (храмовой башни), как бы несущую всю тяжесть башни на своих плечах. Её поза и взгляд выражают огромное усилие, которое создаёт впечатление, что она удерживает всю нагрузку. Но подумайте, так ли это. Башня построена на земле и опирается на фундамент, тогда как скульптурная фигура – ее часть, выполненная так, словно она несет всю тяжесть гопуры. Разве это не смешно? Но так же выглядит и человек, чувствующий себя делателем. Шри Рамана Махарши
В: Как отличить внутреннее от внешнего на практике? Махарадж: Внутреннее является источником вдохновения, внешнее управляется памятью. Источник нельзя проследить, в то время как у памяти есть начало. Поэтому внешнее всегда определяемо, а внутреннее нельзя описать словами. Типичная ошибка ученика состоит в том, что он представляет внутреннее чем-то таким, чем можно обладать, и забывает, что всё воспринимаемое неустойчиво и, следовательно, нереально. Реально лишь то, что делает возможным восприятие, называйте это Жизнью, или Брахманом , или как-нибудь ещё. В: Нужно ли Жизни тело для её проявлений? М: Тело ищет жизни. Не жизнь нуждается в теле, а тело нуждается в жизни.
В: У меня нет чувства, что мир это ошибка. Махарадж: Вы можете утверждать это только в конце поиска, не в начале. Конечно, когда вы различите и отпустите всё нереальное, останется только реальное. В: А что-нибудь останется? М: Реальное останется. Но не позволяйте словам запутать себя!
В: Как так получилось, что каждый человек создаёт свой собственный мир? М: Когда несколько человек спят, каждый видит свой собственный сон. Только по пробуждении возникает вопрос о различии снов и исчезает, когда становится понятно, что это были просто сны, нечто нереальное. В: Даже сны имеют источник. М: В памяти. И даже тогда то, что вспоминается, это просто ещё один сон. Память о ложном может сотворить только ложное. Сама по себе память не является чем-то плохим. Ложно только её содержимое. Помните факты, но забудьте мнения. В: Что такое факт? М: То, что воспринимается в чистом осознании и не затронуто желаниями и страхами, это факт.
Истинная) природа Нисаргадатты и «твоя» (истинная) природа не отличаются между собой — нет никакого отличия. И пребываешь ли Ты в состоянии отождествления с телом, в состоянии единства, в состоянии осознавания — Твоей (истинной) природе совершенно все равно. Ни одно из этих обстоятельств не сделает Тебя чем-то большим или меньшим. Не важно, познаешь ли Ты Себя в относительном, или в едином, находишься ли в повседневном сознании или в «Я-есть», или вообще в «Я-осознавании», в так называемом Атмане или состоянии света. Во всех этих возможностях Ты реализуешь Себя, однако ни одна из этих реализаций не сделает Тебя реальнее. Какая бы разновидность переживания Себя у Тебя ни была, это не умножит и не умалит Твою Реальность. Карл Ренц
От Карла Ренца ТЕБЕ НЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ФАНТОМА В. В Ладаке ты сказал, что «я-меня» [me] – вечно, что оно здесь навечно. Карл. Да! В. А в Индии говорят, что это не так. [смех] Карл. Ты можешь выбирать! Я оставляю этот выбор за тобой – выбирай, что хочешь! [смех] Прежде всего, ты должен сказать, что такое это «я-меня», или эго, или фантом. Я говорил об этом что-нибудь – чем оно является? Нет? Ты не можешь вспомнить или я ничего не говорил? В. Ты говорил, что природа «я-меня» связана с майей. Карл. Это сознание и есть эго, или майя, или как угодно... это фантом. Но это не так, что «мое» эго – это фантом. Фантомом является сознание. И фантом так же вечен, как и его Природа. Так как же тогда Ты можешь избавиться от фантома? Он вечен потому, что его не существует. Представляешь себе?! Из-за того, что его не существует, он вечен. Если бы он существовал, то ты мог бы убить его – ты, возможно, мог бы избавиться от него. Но из-за того, что его не существует, тебе не избавиться от него, и потому он вечен. Понимаешь теперь? Или нет? Повтори! [смех] Как ты можешь разрушить фикцию? Как ты можешь разрушить то, что воображаешь? Так что оно вечно, ведь ты не можешь избавиться от этого, ибо его не существует! Верно? Это как мираж! Как можно избавиться от миража? «Я-меня» – это мираж!* И в этом смысле оно вечно, ибо оно здесь, но его здесь нет. Если бы оно действительно было здесь, то ты, возможно, мог бы избавиться от него, мог бы сделать что-то. Но поскольку его не существует, ты не можешь ничего сделать. Оно все равно будет здесь в качестве переживания. Верно? Или нет? Это же легко понять! Для этого не нужно особо напрягаться – можно просто понять это... или хотя бы притвориться, что понял. [смех] В. Меня смутило то, что я только что услышал: что эго, «я-меня» – это сознание? То есть, это эго – не мое? Карл. Сознание – это фантом! В этом нет никакого владения! В. Это сознание? Это не «я-меня»? Это сознание? Карл. Сознание – это уже фантом. Это и есть эго Бога. [смех] Ну же, это все, что есть! Ты есть То, что является Самим Богом. А это сознание есть Твое так называемое «я-меня» [me] – Твое личностное переживание в качестве эго, а вовсе не какое-то там личное маленькое телесное эго-тра-ла-ла – нет! Ты есть То, а это сознание является Твоим эго! И Тебе не избавиться от него, ибо это фикция, это воображаемое сознание. И Ты ничего не можешь поделать с ним – оно вечно. Оно бесконечно, ибо не имеет ни начала, ни конца, потому что его не существует! То, чего не существует, не имеет ни начала, ни конца! Так что оно бесконечно. Это и есть определение бесконечного. Если бы оно существовало, то имело бы начало и конец. Но поскольку его не существует, оно не имеет ни начала, ни конца, и потому оно бесконечно и вечно, и Тебе не избавиться от него. Это невозможно! И тебе не нужно понимать это [смеется]. Просто будь Тем. «Я есть То, Я есть То...» [смех] В. Невозможно избавиться от фантома, но можно обнаружить это как фантом? Карл. Нет, это невозможно обнаружить. Ты можешь быть Тем, чем ты являешься, несмотря на этого фантома, а не в результате того, что фантом исчез, или что он здесь или не здесь. Ты можешь быть Тем, что ты есть, только несмотря на присутствие или отсутствие фантома или не-фантома – несмотря! Это никакое не обнаружение Себя в качестве чего-то! Не существует никакого обнаружения этого. Ты просто есть, несмотря на присутствие или отсутствие всего, чего бы Ты ни воображал. Ты есть! Это не обнаружение! Это То, чем ты был, есть и будешь – это не нечто новое! Так что не существует никакого «тебя» и «тебя», обнаруживающего что-то. Это просто бытие Тем, чем ты не можешь не быть – Тем, чем ты был, есть и будешь, – непрерывным, безо всякого прихода или ухода, в любом присутствии и любом отсутствии. Это не обнаружение чего-то – это просто бытие Тем, чем ты являешься! Так что Это не что-то такое, на что можно навесить ярлык или что угодно еще. В этом нет никакого обнаружения. В этом нет ничего из всего, что бы ты ни сказал. Просто Ты есть То, что ты есть – и все! То, чем ты не можешь не быть. Все остальное – это... оно не сделает Тебя ничем, так что из этого не выйдет никакой «реализованный» человек или какой-то «пробужденный» – чушь собачья! Это такое... пффф... Ты не можешь никуда выйти с Этим! Не можешь сказать: «Ты должен реализовать истинного Себя!». Ты никому не скажешь такой чепухи – Ты просто говоришь с Самим Собой! Безо всякого намерения что-то изменить. Чтобы быть Тем, чем ты являешься, ничего не должно случиться для Тебя, ибо Ты был, есть и будешь Тем – и кончено! Так что Ты есть То. Я есть То, Ты есть То, То – То – и конец! Никакая «реализация» для этого невозможна и не нужна. Эти проклятые реализованные люди... убей их всех и будь Тем, что ты есть. Карл Ренц, Берлин, Германия, сентябрь 2018, аудио перевод Ирина Naveen Прим. перев. *Игра слов: me/mirage – «я-меня»/мираж.
От Карла Ренца АБСОЛЮТНОЕ «ВЫХОДА НЕТ» В. Ты говорил, что ты как бы сажаешь семя… Карл. Ммм… это просто способ сказать об этом, но… это не мой план [смеется]. В. Да… ты сказал, что сажаешь семя, чтобы оно могло вырасти в истинное переживание… Карл. Нет, не в истинное переживание! Чтобы оно… чтобы ты мог вырасти из своей детской жалости к себе… во что? Все это о том, что у тебя может просто не остаться места для жалости к себе и для слез о себе. Ибо что-то стало настолько интенсивным, что ты уже не можешь быть недовольным, уже невозможно не видеть этого. И ты больше не можешь притворяться и вести себя так, словно у тебя нет ни малейшего понятия об этом. Ведь сейчас ты ведешь себя так, будто ты маленький, будто ты относительный или какой-то еще, что и порождает эту детскую жалость к себе. В. То есть что-то становится все более и более очевидным? Карл. Да, это абсолютное «выхода нет» становится все большей и большей реальностью. Сейчас твоя идея об этом «малыше» – это все равно что у тебя есть идея выхода из страданий или чего-то подобного. А «семя» – это значит, что ты уже больше не можешь притворяться. Не то чтобы нечто становится более ясным или как-то еще, но Это полностью захватывает власть в Том, чем ты являешься, и уже нет никакого выхода из бытия Тем, что ты есть. То есть Оно, в каком-то смысле, проглатывает «тебя». Это как объятия беспомощности, и это то, что убивает «тебя». В. То есть это «то», что становится все более и более очевидным, и есть То, чем я являюсь? Карл. Нет, Это называют Милостью, а Милость беспощадна, и Она убивает идею о том, что когда-то будет выход из твоего бытия Тем, чем ты являешься, или из этого страдания. Ты будешь терпеть неудачу за неудачей, подобно Будде, который пытался покончить со страданиями этого мира или как-то повлиять на них, но у него ничего не получалось. И потом Это захватывало его все больше и больше, и тогда он стал абсолютным неудачником, и даже не смог не быть, то есть не смог убить Себя. И ему пришлось быть Тем, чем он являлся, а это и есть То, что он называл Буддой. Так что Ты не можешь не быть, и тогда Ты есть То. И это не нечто новое или какое-то еще. Но то, что обычно не увидено, становится совершенно присутствующим: Оно выходит на передний план, а обычно Это всегда на заднем плане – не увиденное. Но если Это все больше и больше выходит на передний план, то потом Оно захватывает власть. Это больше похоже на… не важно что. На самом деле это не совсем так, но просто ради того, чтобы как-то передать это словами, чтобы у тебя было хотя бы малейшее понятие об этом. Ты не сможешь больше cбегать в свои идеи. Ты теперь как кролик, загнанный в этот угол, откуда не сбежать, – в это «выхода нет». В. Когда Это становится все более очевидным, тогда что дальше? Какие дальнейшие попытки, чтобы оно сработало? Карл. Когда я говорю об этом, это всегда звучит так, будто это процесс, но это не процесс. Это просто как… «ты» будешь съеден Тем, чем ты являешься. Быстро или медленно – это не имеет значения, но ты будешь съеден. Это поедает тебя, заглатывает полностью. Есть известное выражение, что ты уже в пасти тигра, так что рано или поздно ты будешь съеден, нравится тебе это или нет. Так что это может занять какое-то время. Сначала он играет с тобой своим языком, и иногда это ощущается как блаженство, или покусывает тебя, но, возможно, случайно ты будешь проглочен полностью. Так что ты уже в пасти тигра, и не имеет значения, когда он проглотит «тебя». «Тебя» больше не будет, но тигр по-прежнему будет там. Поэтому Рамана и все так называемые реализованные сидят на шкуре тигра: они приручили тигра, ибо тигр не смог убить их. Так что идея смерти стала вроде фарса для них, ведь смерть не может коснуться Тебя. А если и смерть не выход… ведь обычно ты, как личность, думаешь: «Когда я умру, то наступит конец» – в этом твоя надежда, что тогда все закончится. Но если Ты видишь, что смерть не может коснуться Тебя, не может уничтожить, тогда больше выхода нет. И присутствие этого «выхода нет» становится все более и более явным, и исчезает последняя надежда на то, что, когда я умру, я буду свободен или вроде того, и хотя бы тогда все это исчезнет. Так что эта никогда не заканчивающаяся история съедает тебя целиком, ибо в этой бесконечной истории нет никакой надежды. Ведь ты видишь, что и то, и это может прийти и снова уйти… и если пред тобой эта нескончаемая история, эта вечность, то и жалость к себе невозможна. Может, поначалу у тебя и есть немного жалости к себе, и ты плачешь над этим или вроде того, но затем Это проглатывает тебя. И тогда не остается никаких слез, а потом… [свистит]… [смех] Так что наихудший сценарий убивает тебя. Это до того наихудший сценарий, что и представить себе невозможно, как это, что это никогда не заканчивается. То, что страдание никогда не заканчивается, – это и убивает страдающего. Идея о том, что страдание прекратится, – вот что поддерживает его живым. Но бесконечная история страдания убивает страдающего. [смех] Видите? Тогда это становится забавным. Тогда ты видишь эту шутку, что ты всегда боялся какой-то воображаемой смерти, ибо вообразил, что рожден. Так что и одно, и другое отпадают вместе. Это как в долю секунды ты есть То, что не рождено в рождении и не умрет в умирании. Так что тогда остается делать здесь? [смех] Тогда просто приходит следующее как следующее. Следующее мгновение – это просто следующее мгновение. Тогда умирание – это просто следующее переживание, но оно ничего не делает с Тобой. Это и есть переживание Раманы, что смерть не может коснуться Его. Что может произойти? Ничего не произойдет в умирании! Так что же делать? [смех] И если выхода нет… Обычно выходом является смерть: «Тогда я буду…». Но если это больше не работает… тогда это съедает «тебя», медленно убивает. [смех] Как может быть жалость к себе, когда чему-то нет конца? Карл Ренц, Берлин, июнь 2019, аудио
Самоисследование является безотказным. Вы не можете делать его неправильно. Независимо от того, насколько плохо вы проводите его, как только намерение узнать, чем вы являетесь, поселяется в вас, самоисследование выведет вас на нужную дорогу. Джон Шерман
Самоисследование означает смотреть прямо на себя, смотреть на бесспорную здешность себя, смотреть на обнаженное чувство бытия, не ожидая ничего от этого, не проецируя ничего. Это чувство бытия, вашего присутствия, является полной истиной о вас. Оно постоянно, неизменно, никогда не исчезает. Оно всегда присутствовало на заднем плане в каждый момент вашей жизни. Оно присутствует во время сна, бодрствования, в сновидениях, во время работы, игр, в процессе мышления; оно находится здесь, когда вы хотите чего-то или не хотите. Оно точно такое же в данный момент, как и когда вам было тринадцать лет, или три года, или тридцать. Это то, что делает невозможным для вас отрицать то, чем вы являетесь. Это единственная на свете истина, и обращение своего взора на истину является лекарством, которое уничтожает ложь о том, что вы являетесь вашей жизнью. Джон Шерман
Не ожидайте каких-либо мгновенных перемен в вашем сознании или каких-либо новых состояний, так как истина не может принести вам этого. Истина не является чем-то новым, она несет вам только истину и лишает вас лжи, которая является единственным источником вашего страдания. Вы можете испытывать много ощущений, хороших и плохих, по мере того как будет отмирать ложь и вместе с ней настоятельная потребность контролировать все и вся, но эти ощущения не имеют значения. Понемногу вы будете чувствовать себя все лучше с каждым днем, независимо от природы этих ощущений, которые как возникают в вас, так и исчезают. И в конце концов вы ощутите состояние покоя, которое никогда не покидало вас. И помните всегда: вы не можете делать это неправильно. Все, что от вас требуется, это твердое намерение прямо смотреть на самого себя, когда вы только можете, и все образуется наилучшим образом. Джон Шерман
Никогда не было такого момента в моей жизни, когда бы я не был тем, чем являюсь на самом деле, и я являюсь ничем иным как несомненным фактом своего существования, который и есть вечная свобода, мир и любовь. Джон Шерман
Сама жизнь никогда не была ничем иным, как инструментом, с помощью которого я ощущаю самого себя, с помощью которого я вижу бесконечное развитие, великолепную и бесполезную попытку показать самому себе, чем я являюсь. Вся наша жизнь состоит в этом. Джон Шерман
Единственное, что нужно сделать, чтобы растворить и рассеять это всеобъемлющее чувство, что что-то не так, что что-то нужно исправить, прежде чем вы сможете получить, наконец, все то, что жизнь может вам предложить - это смотреть на самого себя. Джон Шерман
Относительное видение: «Свамиджи ест творог ложкой». Видение через личные проекции: «Дедушка ест отвратительный творог красивой серебряной маминой ложечкой». Абсолютное видение: «Свамиджи ест Свамиджи при помощи Свамиджи». Свами Праджнянпад
Великая заслуга индийской мудрости в том, что на первое место она ставит «видеть» — не верить, не воображать, не раздумывать, а непосредственно видеть то, что есть. Вы спрашиваете, может ли анализ, нейтральный анализ, без личного вмешательства быть частью видения?Не просто частью... он и есть видение. «Видеть» — значит использовать все ресурсы интеллекта: рассматривать факты, рассуждать, взвешивать, различать, распознавать, устанавливать правила и т.д. Видеть, видеть, видеть — и различать между реальным фактом и эмоциональной реакцией. Свами Праджнянпад
Существует только один критерий, чтобы узнать, действительно вы увидели или только думаете, что увидели: сопровождается ли это эмоцией? Присутствие эмоции говорит о том, что заработало мышление. Когда вы видите — эмоции нет. Свами Праджнянпад
Чувство раскаяния ложно. Ни печали, ни раскаяния — что сделано, то сделано. Даже если вы совершили что-то плохое, когда были подростком, и теперь испытываете стыд, это неверно: того, кто сделал это, больше нет. Он не тот, кто есть сейчас. Свами Праджнянпад