Когда человек видит сны, он создаёт себя (т. е. ахамкару, видящего) и своё окружение. Все они затем вбираются в себя. Единый с наблюдателем становится многим. Подобно этому и в бодрствующем состоянии единый становится многим. Объективный мир является на самом деле субъективным. Махарши
Я обошёл всё в поисках места для медитации. Я не понимал, что оно уже здесь, прямо в моём сердце. Вся медитация прямо здесь, внутри вас. Рождение, старость, болезни, смерть — всё это прямо внутри вас. Я совершил множество путешествий и уже был готов умереть от истощения. И только когда я остановился, я обнаружил то что искал... внутри себя. Аджан Чаа
Видеть феномены как ноумен — это истинное видение. Видеть ноуменально — значит видеть феномены как самих себя, как всё, чем они являются, как их источник и как наш источник. Это означает видеть их не как наши объекты, а как их субъект, не объективно, а субъективно, не как «внешнее», а как «внутреннее». Это воссоединение отделённого с целым, которое есть всё, что мы собой представляем. Вэй у Вэй
С утра до вечера ты шатаешься между радостью и горем, и то, что ты занят своим личным настроением, делает всё только ещё хуже... Это психологическая западня. Желание решить эту проблему — само по себе не больше, чем часть проблемы. Кодо Саваки Роси
Каждый человек есть Я, в действительности бесконечное. Однако каждый ошибочно считает это тело Собой. Чтобы узнать что-нибудь, необходимо освещение. Такое освещающее средство может быть только светом, освещающим этот физический свет и темноту. Отсюда следует, что тот другой Свет лежит за пределами видимого света и темноты. Сам по себе он ни свет, ни темнота, но именуется Светом, поскольку освещает обоих. Он есть бесконечное Сознание. Сознание есть Истинная Природа, Я, которое сознаёт, в котором отдаёт себе отчёт, каждый. Никто не удалён от Себя, Атмана. Поэтому каждый человек является реализовавшим Себя. Но в чём секрет того, что никто не знает этот основополагающий факт и человек стремится осознать Себя? Это неведение вызвано тем, что тело ошибочно принимается за Я. Сейчас Реализация состоит в избавлении от этой ложной идеи, идеи, что человек не реализован. Реализация не есть нечто обретённое заново. Чтобы быть постоянной, она уже должна присутствовать здесь. Иначе к Реализации не стоит и стремиться. После того как устранено заблуждение "Я-есть-тело" или "Я не осуществил Себя", Высочайшее Сознание, или Я, одно остаётся, что именуется Реализацией при нынешнем состоянии знания. Однако истина состоит в том, что Реализация вечна и уже присутствует тут, здесь и сейчас. В конечном счете Реализация равнозначна уничтожению неведения. Ничего больше и ничего меньше. Махарши
Нашу истинную вечную природу невозможно ни испытать, ни осознать с помощью мышления. Ее можно только знать с помощью вивеки без какой-либо необходимости в духовных практиках. Ваше текущее переживание бытия существует между восходом и закатом сознания. Все наши представления о себе связаны временем. Ничто не принадлежит вам, включая вас самих. Поэтому оставайтесь в покое. Никогда не пытайтесь ни обрести, ни отбросить что- либо. Родился ум, не вы. Махарадж
Если этот мир – только сновидение, то как его согласовать с Вечной Реальностью? Махарши: Согласие состоит в осознании его неотделённости от Атмана. П. Но сновидение преходяще и нереально. Оно также противоречит бодрствующему состоянию. М. Переживания бодрствования схожи (со сновидениями). П. Человек живет пятьдесят лет и находит непрерывность в бодрствующем состоянии, которая отсутствует в сновидениях. М. Вы идёте спать и видите сон, в котором переживаете пятьдесят лет за короткий промежуток сна, скажем, за пять минут. При этом также есть некая непрерывность в этом сне. Так что реально сейчас? Период, покрывающий пятьдесят лет вашего бодрствующего состояния или короткая, в пять минут, длительность вашего сновидения? Стандарты времени отличны в этих двух состояниях. И это – всё. Других отличий между этими переживаниями нет.
У освобожденных дживанмукт нет разума, как из камня не появляется росток. Плотные склонности и ограничения, приводящие к повторяющимся рождениям, называются словом «разум», и их нет у знающих истину. Остаточные предпочтения знающих истину, позволяющие им действовать, называются чистой саттвой. Знай, что это не вызывает новых рождений. Освобожденные при жизни дживанмукты, великие мудрецы, пребывающие в саттве, владея органами чувств, живут без привязанностей. Они никогда не пребывают в разуме. Разум глупца называется разумом, разум пробужденного - саттвой. Непробужденный пребывает в разуме, мудрый пребывает в саттве. Разум рождается снова и снова, саттва не рождается вновь. ЙВ
«Тогда кто я?» Если бы кто–то мог сказать это тебе, то сказанное неизбежно оказалось бы бессмыслицей, поскольку являлось бы просто ещё одним объектом, таким же феноменальным, как и все остальные. Однажды ты спонтанно узнаешь, кто ты: наставники имеют в виду именно это, когда часто повторяют: «Ты узнаешь о себе, тёплая вода или холодная», — или ты просто будешь этим знанием. Вэй у Вэй
Тот, кто потерял своё объективное «я», лишился и своего субъективного «я», и нашёл свою необъективность, которая есть отсутствие как субъекта, так и объекта. Вэй у Вэй
Помните: попрошайничать в полуголом виде - не признак отсутствия мирских страстей. Истинное отсутствие мирских страстей всегда помнить об эфемерной природе всего. Махарадж
Только начинающему даётся совет удерживать и исследовать ум. Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проекция Атмана. Ищите, для кого он появляется и откуда возникает. Тогда обнаружите, что коренная причина – "я"-мысль. Идите глубже, и "я"-мысль исчезнет, оставляя одно бесконечно распростёртое сознание Я. Иначе это называется Хиранъягарбха. Когда оно накладывает на себя ограничения, оно проявляется как индивидуумы. Махарши
Речь идёт о Реализации – Осознании Себя, Я. Вы не можете пребывать без Я. Это Я всегда осуществлено, но только вы не признаёте этот факт. Реализация сейчас закрыта нынешней идеей мира, который вы видите вокруг себя, и мысль, связанная с ним, затемняет вашу настоящую природу. Нужно только преодолеть это неведение, и тогда Я откроется. Никакого специального усилия не требуется, чтобы осознать Себя. Все усилия направляются на устранение того, что сейчас закрывает Истину. Махарши
Ты выходишь из абсолютной Тьмы твоего абсолютного Существования, и самое первое переживание – это свет, а второе – пространство, а потом это (плотность) – это естественное переживание Того, чем ты являешься. Но это не что-то особое. Это просто то, что переживает каждый. Ты просто сосредоточиваешься на этом чертовом «я»-бифштексе. И ты действительно воображаешь, что чем-то рискуешь, если этот кусок мяса исчезает. Ренц
Сознание должно отложить в сторону телесную форму и посмотреть на себя. Когда сознание медитирует само на себя, его самосознавание исчезает, то есть оно забывает себя. Это называется самадхи. Махарадж
Когда вы пробуждаетесь в Истинном и Вечном, у вас нет никакого переживания этого. В истинном Я нет ни сознавания себя, ни других, кого можно было бы сознавать. Желания возникают в силу неведения, и вы совершаете все свои действия, но в конце не останется ничего. Вам не принадлежит ничего, что вы хотели бы сохранить и о чем хотели бы позаботиться. Махарадж
П. Способен ли джняни совершить грех? Махарши: Когда аджняни принимает кого-то за джняни, то отождествляет его с телом. Поскольку он не знает Себя и ошибочно считает своё тело Собой, то распространяет это заблуждение и на состояние джняни. Джняни, следовательно, рассматривается пребывающим в телесной оболочке. Более того, хотя аджняни и не является делателем, но представляет себя им и рассматривает действия тела как свои собственные, а потому думает, что и джняни действует подобным образом при активности тела. Но сам джняни знает истину и не запутывается. Аджняни не может определить состояние джняни и, следовательно, этот вопрос беспокоит только его, тогда как у джняни он никогда не возникает. Если он делатель, то должен установить природу своих действий. Атман не может быть делателем. Найдите, кто действует, и Атман откроется.