Королю Джанаке однажды приснилось, что он нищий. Проснувшись, он спросил своего Гуру Васиштху: «Кто я – король, которому снится, что он нищий, или нищий, которому снится, что он король?» Гуру ответил: «Ты ни тот, ни другой, ты – оба. Ты есть, но ты не то, чем себя считаешь. Ты есть, потому что ты ведёшь себя соответственно, тебя нет, потому что это не продлится долго. Можешь ли ты быть королем или нищим вечно? Всё меняется. Ты то, что не меняется. Кто ты?» Джанака сказал: «Да, я не король и не нищий, я бесстрастный свидетель». Гуру сказал: «Это твоя последняя иллюзия – то, что ты считаешь себя джняни , что ты другой, что ты выше обычного человека. Ты снова отождествляешь себя со своим умом, в этом случае с хорошо ведущим себя и во всех отношениях образцовым умом. Пока для тебя существует хотя бы малейшее различие, ты далёк от реальности. Ты находишься на уровне ума. Когда уходит «я есть я», приходит «я есть всё». Когда уходит «я есть всё», приходит «я есть». Когда уходит даже «я есть», остаётся только реальность, и в ней все «я есть» сохраняются и прославляются. Различие без разделения – это то Предельное, до которого может дотянуться ум. За пределом этого любая деятельность прекращается, потому что в нём достигаются все цели и исполняются все намерения». Шри Нисаргадатта Махарадж. Ответы и наставления
Единственные истинные слова – «я есть», всё остальное – умозаключение. Но умозаключение превратилось в привычку. Уничтожьте все привычки думания и видения. Чувство «я есть» – это проявление более глубокой причины, которую вы можете назвать Я, Богом, Реальностью или как то ещё. «Я есть» существует в мире, но оно является ключом, который может открыть дверь за пределы этого мира. Шри Нисаргадатта Махарадж
Желания, страх, беспокойство, радость – они не могут появиться, если нет вас, которому они являются. Однако, что бы ни происходило, оно указывает на ваше существование как на центр восприятия. Не обращайте внимания на эти указатели и осознавайте то, на что они указывают. Это очень просто, но это нужно сделать. Значение имеет только настойчивость, с которой вы возвращаетесь к себе. Нисаргадатта Махарадж
Постоянно напоминайте своему уму о непостоянстве и смерти. Лучшее, что можно делать, это каждый день повторять: "Сегодня я умру". Это разрешает все проблемы. Лама Сопа Ринпоче
Аннамалай: Для осознания, реализации Я тебе не нужно времени, все, что тебе нужно, — это верное понимание. В каждый момент отождествления себя с телом и умом ты идешь в направлении эго и страдания. В тот момент, когда ты отказываешься от этого отождествления, ты движешься в направлении подлинного Я, в сторону счастья.
Находясь в текстовке ролей, вы думаете , что знаете, но убрав эти тексты - оказавшись наедине с собой- сможете ли вы стать самому себе учителем на пути самопознания, и что будет в этом случае вашей опорой. Ведь все внешние опоры рано или поздно уйдут. Важно не количество чьих то прочитанных текстов, а самоосознания вне их, вне концепций ума. Varda Ma
Ходишь или сидишь, ешь или спишь, всегда наблюдай за умом, неустанно и беспрерывно. Вот чему стоит научиться. Миларепа
Сознание, понимание, наблюдение – различаются лишь концептуально. Это все одно и то же Сознание, которое в процессе растождествления себя с индивидуальным становится пониманием, которое в свою очередь становится наблюдением. Но по сути это одно и то же Сознание. Балсекар
Любые миры – во сне; иные миры и этот – всего лишь нереальность, кажущаяся реальностью. Между этими восприятиями нет ни малейшей разницы. Они похожи, как волны в океане, поэтому весь этот мир неразрушим, ибо никогда не был сотворен. В силу отсутствия собственной отдельной природы то, что видится, – это исключительно Сознание. ЙВ
Лила спросила: Почему, о богиня, скажи мне, мы столь долгое время обманываемся неверными понятиями двойственности и единства? Сарасвати ответила: Ты заблуждаешься с незапамятных времен, поскольку тобой не исследована природа непостоянного мира. Непонимание возникает само по себе и пропадает в случае правильного размышления. Заблуждение мгновенно исчезает при размышлении, оставляя только истину, в которой нет невежества. Поэтому нет ни заблуждения, ни невежества, ни несвободы, ни освобождения – этот мир является незатронутым, неподвижным, чистейшим Сознанием! Пока ты не размышляешь сосредоточенно о своей природе и сущности мира, ты не пробуждена и погружена в невежество и заблуждения. Но теперь ты пробуждена и освобождена, и отличаешь реальное от нереального. В твой ум попало семя, ослабляющее привычные понятия. ЙВ
Побуждаемый желанием получить счастье, человек гоняется по миру за предметами, людьми и ощущениями. Он накапливает деньги, обретает известность, положение и власть, путешествует, развлекается, женится, заводит детей и так далее. На этом пути он испытывает множество страданий и печалей. В какой-то момент жизни он чувствует: "Все, с меня достаточно, я должен выбраться из этой гонки. Я больше не буду оставаться рабом мира и своего ума. Я не хочу быть покинутым миром. Я хочу покончить не только с какими-то разочарованиями, но со всеми печалями, которые постоянно появляются, раз и навсегда. Я хочу освободить себя от всех ограничений, чувства пустоты, безнадежности и беспомощности. Я буду искать то, что дает полноту и что неизменно". Такое желание называется "мумукшутвам" (желание освобождения - прим. Влад). (перевод Маха Влад из книги Свами Теджомаянанда "Таттва-бодха")
Невежественный человек может подумать, что у него много проблем и ошибок, но если он пойдет к джняни, джняни не увидит ни одной. Он увидит просто человека, не осведомленного о Я, не осознающего истины. Он его за то не осудит, а просто почувствует сострадание к его невежеству. В природе ума видеть некоторые вещи правильными, а некоторые неправильными. Если вы отказываетесь от всех идей о добре и зле, правильном и неправильном, вы пребываете только в качестве Я (Естества). Маленькие дети и джняни похожи в том, что ни в чем не видят правильного или неправильного. Аннамалай Свами
Понимание несуществования видимого мира называется истинным знанием и должно быть достигнуто. Практика этого знания приводит к нирване, которая и есть освобождение. Потоки полного различения и мудрости без остатка смывают заполнившие ум тьму невежества и заблуждения долгих снов существования, как холод зимы изгоняет все тяжелые осенние туманы. ЙВ
"Я исповедовал все религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути различных сект индуизма. И я понял, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же Богу... И вам следует приобщиться ко всем этим верованиям и пройти по этим путям. Я вижу, что все люди враждуют во имя религии: индусы, магометане, брахманисты, вайшнавы и т.д. И они не понимают, что тот, кого зовут Кришна, зовется также Шива, или Первоначальная Энергия, или Иисус, или Аллах, Единый Рама, обладающий тысячами имен... Все ищут одну и ту же Сущность, меняется только климат, темперамент и имя... Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожится. Он достигнет Его..." Шри Рамакришна
Махарадж: До встречи со своим Гуру я знал множество вещей. Сейчас я не знаю ничего, потому что всё знание находится во сне и потому не имеет ценности. Я знаю себя и не нахожу в себе ни жизни, ни смерти, только чистое бытие — не быть тем или этим, а просто быть. Но в тот миг, когда ум, потягивая из своего запаса воспоминаний, начинает воображать, он наполняет пространство объектами, а время событиями. Если я не знаю даже этого рождения, как я могу знать прошлые рождения? Это ум, сам находящийся в движении, видит всё движущимся, и сам создавший время, беспокоится о прошлом и будущем. Вся вселенная выросла в сознании (маха таттва), которое возникло там, где есть совершенный порядок и гармония (маха саттва). Как все волны находятся в океане, так и все вещи, физические и ментальные, находятся в осознании. Отсюда важность осознания, а не его содержимого. Углубите и расширьте своё осознание себя, и все блага потекут к вам рекой. Вам не нужно ничего искать, всё придёт к вам естественно и без усилий. Пять чувств и четыре функции ума — память, мышление, понимание и эго, пять элементов — земля, вода, огонь, воздух и эфир, два аспекта созидания — материя и дух, — все они содержатся в осознании.
Каково понимание, таков и ум. В этом он утверждается, и лишь огромным усилием можно его изменить. Уверенность в том, что в веревке существует змея, превращается в убежденность в отсутствии змеи только благодаря усилиям ума. Без усилий неверная убежденность таковой и остается. Каково понимание, таков и ум; каков ум, таковы и действия – это ясно каждому и понятно даже ребенку. ЙВ
Для понимающих истину, для постигших себя как единое чистое Сознание, для знающих свою природу пространства Сознания в этом мире нет ничего реального. Для познавшего свою природу чистого Сознания иллюзия мира воистину развеивается. Когда пропадает обман змеи, видимой вместо веревки, откуда взяться иллюзии змеи? Когда становится несомненным несуществование мира, может ли иллюзия остаться реальной? Когда понимается призрачность воды в мираже, откуда взяться снова мысли о воде? Когда ты сам во время сна познаешь природу дживы, будет ли реальна приснившаяся смерть? Только бессмертному в собственном сне может явиться смерть! Для мудрых и чистых сердцем все вокруг есть только огромное пространство, подобное осеннему небу, чистое, прекрасное и безграничное, и понятия «я» и «мир» – лишь бессмысленные слова, фигуры речи, а не реальность. ЙВ
Ты пытаешься постоянно умничать, т.е. найти при помощи ума какой-то ключик к пониманию и осознанию. Но никакого ключа нет! Как нет и замка! Понимание или осознание невозможно открыть. Оно может только случиться. Ты не можешь ускорить его или как-то создать. Все попытки ускорить или понять понимание заканчиваются крахом, еще большим непониманием. К пониманию не существует ни ключей, ни отмычек! Только единственно существующая естественность, которая есть сама по себе. Понимание само произойдет тогда, когда ему нужно будет произойти. Его не надо хотеть и не надо что-то для этого специально делать. Все будет делаться и происходить в соответствии с тем, как и должно делаться и происходить. Ты ничего не можешь для этого сделать. Чем больше ты разделяешь целое на составные части, тем дальше ты уходишь от понимания этого целого. Не пытайся делить целое, пробуй осознать его таким как оно есть. Евгений Багаев