Маринуйся в своем собственном существе, развивайся в своей мудрости, созревай в понимании, будь тверд в своих убеждениях, будь сильным в своем Я. Муджи.
Жизнь не может быть против тебя, потому что ты сама жизнь. Менять мир - не ваше дело. Изменять себя - не ваша обязанность. Пробудиться к своему истинному «я» - это ваша возможность. Вы должны быть собой без «вас», и весь шум прекратится. Настоящий вы - бесформенный свидетель внутри. Человека, шумного, только воображают. Признать это - свобода. Когда ты можешь вынести свою пустоту, ты свободен. Природа иллюзии такова, что когда вы видите сквозь нее, она исчезает. В конце концов, в мире нет диалогов; это все божественный монолог. Когда вы свободны от заблуждений, вы можете наслаждаться иллюзиями. Муджи.
Настоящее осознание (самдив) — это состояние чистого свидетельствования без малейшей попытки сделать что-либо с наблюдаемым событием. Ваши мысли и чувства, слова и действия могут также быть частью события, вы наблюдаете всё это, не заботясь ни о чём, в безграничном свете ясности и понимания. Вы точно понимаете всё, что происходит, потому что это не затрагивает вас. Это может показаться состоянием холодной отчуждённости, но на самом деле это не так. Находясь в нём, вы обнаруживаете, что любите всё, что видите, какова бы ни была природа этого. Эта неизбирательная любовь — истинный критерий осознания. Если её нет, значит вы просто заинтересованы — по каким-то личным соображениям. Махарадж
Махарадж: Когда вы понимаете, что вы не личность, а чистый и спокойный свидетель, и бесстрашное осознание — это само ваше бытие, вы становитесь этим бытием. Это источник, Неистощимая Возможность. ------- Вы не тело и не в теле. Такой вещи, как тело, не существует. Вы совершенно не понимаете себя. Чтобы понять себя правильно — исследуйте. ------ Пребывая с собой, с «я есть», наблюдая себя в повседневной жизни с живым интересом, с намерением понять, а не судить, с полным приятием всего, что может возникнуть, просто потому что оно есть, вы подталкиваете глубинное подняться на поверхность и обогатить вашу жизнь и сознание его пленяющими энергиями. Это великая работа осознания, она удаляет препятствия и высвобождает энергию через понимание природы жизни и ума. Интеллект — это дверь к свободе, а живое внимание — мать интеллекта.
Я хочу снести все ваши концепции и ввести вас в состояние без концепций. Всё, что вы понимаете, вы понимаете только сквозь призму ваших представлений. Не потерять из поля зрения своё истинное Я - это медитация Нисаргадатта Махарадж
Тот, кто знает, не говорит: "Думаю, что я знаю". Он действительно Знает. Да, "Он Знает". Сам ум – это шум. Болтать – это его природа. Поэтому пытаться контролировать его какими бы то ни было средствами – значит, просто его подавлять. Когда будет Понимание, тогда ум станет безмолвным. Махарадж
Обычному человеку чрезвычайно трудно постичь факт, что для того, чтобы тотальная трансформация в виде пробуждения могла произойти, не требуется ничего, кроме глубокого понимания своей истинной природы. ----- Редок в мире тот, кого больше не интересуют переживания. В нём истинное понимание уже произошло. ------ Истинное понимание происходит только после того, как неведение в форме всего концептуального знания оказывается отброшенным. ----- Когда семена мышления и концептуализации сжигаются в пепел чистым Пониманием, наступает освобождение от сновидения, которое мы называем пробуждением. --- Окончательная истина заключается в том окончательном понимании, в котором нет того, кто бы достиг понимания этой окончательной истины. ----- Понимание Природы – не интеллектуальное занятие, а прямое переживание в ментальной тишине. ---- Интеллектуальное понимание основано на причине и следствии, относящихся ко времени. Интуитивное понимание безвременно, в нем причина и следствие есть одно целое. ---- Молчание ума, являющееся результатом глубокого понимания, представляет собой естественную, спонтанную медитацию, которая просто происходит. ----- Единственное истинное понимание заключается в том, что ничего не существует, что нет даже того, кто понимает. ----- Просветление – это просто понимание, в котором нет понимающего. Это полное отречение, в котором нет никого, кто отрекался бы от чего бы то ни было. ----- Истинное понимание идёт снаружи. Оно не находится в измерении пространства-времени. Поэтому мы можем назвать это только Милостью. Быть открытым и восприимчивым к этому другому измерению можно только под воздействием Милости. ----- Ты не можешь бороться с эго. Прими его и отпусти. Это понимание постепенно отодвинет эго на задний план. ----- На определённой стадии интеллект должен увидеть, что то, что он пытается понять, находится вне пределов его понимания, что оно относится к абсолютно другому измерению. ----- Чрезвычайно важно осознать тот факт, что ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ВСЁ, что не может быть и речи о том, чтобы изменять или исправлять ТО, ЧТО ЕСТЬ, и что, следовательно, сам вопрос о каком-либо методе или технике "достижения" просветления является совершенно неуместным. ---- Понимание Истины никак не относится ко времени. Воистину оно предшествует концепции времени. Когда оно достигается, это происходит внезапно, как вспышка вневременного постижения. Это означает внезапное прекращение процесса длительности, долю секунды, когда функционирование самого времени приостанавливается и происходит соединение с тем, что предшествует относительности, прямое постижение Абсолюта. ---- И что же тогда делать индивидууму? Просто позволить истинному пониманию глубоко проникнуть в само его бытие, пассивно и терпеливо, с тем, чтобы все иллюзии и препятствия постепенно отпали сами по себе. ----- Для достижения понимания Реальности необходим совершенно особое, интуитивное видение, посредством которого достигается постижение факта, что нет ничего, что можно было бы видеть и никого, кто бы это мог видеть. ----- Привязанность к вещам этого мира отпадает только тогда, когда есть ясное понимание нашей Истинной Природы. ------ Понимание того, что наша истинная природа на самом деле ни в чём не нуждается, и является единственным истинным отречением. Р. Балсекар
Понимание – это всё, но любое усилие понять является препятствием к этому. Данный тупик исчезает сам собой, когда эго признает, что оно попалось в собственную ловушку. Эго уничтожается, будучи разоблачённым как иллюзия, которой оно и является, и это само по себе и есть Понимание. ---- Когда вы слышите не поверхностное значение слов Истины, а слушаете таким образом, что слушатель в вас исчезает – вместе с говорящим, тогда реальное значение слов может проникнуть глубоко, и ваше ошибочное понимание исчезнет само по себе. Больше нет ничего, что нужно было бы делать. ---- Внешний мир совсем не интересует человеческая дилемма относительно страдания. Всё это находится в фиктивном "я" индивидуальной личности. Осознание этого факта и представляет собой конечное Понимание. ---- Конечное понимание не может произойти ни через привязанность к материальным удовольствиям, ни через усилия обнаружить и ухватить бесконечный Абсолют. Оно приходит через признание того, что вселенная есть объективное тело субъективного Я. ---- Когда вопрошающий ум, интеллектуально создающий проблемы, постепенно приходит к пониманию, что чем больше проблем он создает, тем плотнее завеса между Я и пониманием, тогда наступает безмолвие. ----- Окончательным доказательством Истины является отсутствие любых мыслей. Видеть это – значит, потерять это. Поэтому чистое понимание есть всё, – и не как средство, а как результат. ----- Понимание никогда не является постоянной величиной, она представляет собой свободный поток, текучий процесс самой природы, осуществляющий свободное орошение через слияние мысли и действия. ----- Единственное заключение, к которому мы можем прийти диалектически, это то, что концептуально невозможно достичь понимания того, чем мы являемся, ибо ум не может выйти за пределы самого себя. ----- Лишь то, что спонтанно, может быть правильным, ибо оно свободно от обособленности и, таким образом, от эго. В истинном и свободном существовании нет мыслей и, следовательно, нет обособленности от других. А спонтанное, свободное от мыслей существование может произойти лишь из спонтанного Понимания. ------ Кем является тот, кто думает, что он может что-то делать и может достичь чего-либо? Как только наступает понимание того, что индивидуальная личность – это лишь ошибочная концепция, что тело – лишь переживание в сознании (как и любой другой феномен) и что нет никого, кто мог бы проявлять волеизъявление, как может стоять вопрос о ком-то, делающим что-то? На самом деле наши жизни проживаются не нами, а через нас. ------- Трансцендентное понимание, о котором говорят мудрецы, не может быть передано или перенесено. Оно должно произойти в свободном от усилий безмолвии феноменальной пустоты, и нет никакой возможности заполучить его посредством действий или усилий. Р. Балсекар
В: Есть ли некий инструмент, который мы можем использовать для того, чтобы разрушить этот барьер между мной и истинным переживанием? Балсекар: Кто что должен устранить? В этом состоит понимание. Нет никакого «кто» и нет никакого «что», которое следует разрушить. Понимаете? В этом понимании возникает конечное понимание.
В: Есть ли какая-то последовательность в продвижении, общая для всех ищущих? Я имею в виду — проходят ли все через одни и те же стадии? Р. Балсекар: В буддизме есть прекрасное описание не только того, как просветленные видят мир, но и того, как происходило то, что они так его видят. Сюда входят три стадии понимания. Первая ступень понимания — это когда все видится вовлеченным индивидуумом. Вторая ступень — когда есть определенный уровень понимания. Третья - полное понимание. Вначале горы и реки видятся как горы и реки. Индивидуальный отождествленный субъект видит объект. Это полное вовлечение. Это то, что делает обычный человек. Вторая стадия — горы и реки больше не видятся как горы и реки. Объекты видятся как отраженная объективизация субъекта. Они воспринимаются как иллюзорные объекты в Сознании и поэтому как нереальные. И, наконец, горы и реки опять видятся как горы и реки. После пробуждения они воспринимаются как само Сознание, проявляющееся в виде гор и рек. Субъект и объект не рассматриваются как отдельные.
В: Если понимание возникло, оно не может уже исчезнуть? Балсекар: Понимание не может исчезнуть, потому что оно не появлялось! Понимание — это То-что-есть. Понимание — это Сознание. Понимание всегда было и есть здесь. Появилось лишь неверное понимание. Неверное понимание уйдет, и понимание останется в точности там, где оно всегда было. В:Но неверное понимание может всегда вернуться, не так ли? Балсекар: Да, до тех пор, пока убежденность не станет полной, неверное понимание появляется и исчезает. Поэтому-то у вас наблюдается то духовный подъем, то депрессия. Эти периоды вполне нормальны, пока просветление, понимание, убежденность не станет полной, тотальной. Просветление — это состояние, в котором все сомнения исчезают навсегда. Никакие сомнения не могут возникнуть вновь. Это значит, что неверное понимание растворилось полностью. В:Что должно произойти, чтобы никаких сомнений больше не было? Балсекар: Должное время и должное место, и должный организм — вот и все. Пока не наступит должный момент в должном месте, взлеты и падения будут продолжаться. Поскольку процесс находится в длительности, в феноменальности, в дуальности, взлеты и падения, которые вначале являются очень резкими, постепенно с углублением понимания становятся более плавными.
Кто-то спросил меня: «Говоря концептуально, с феноменальной точки зрения, принимая все это — какова последняя стадия перед тем, как произойдет просветление?» Я сказал: «Все просто. Это настоящее, истинное ощущение безразличия относительно того, произойдет просветление в этом организме тела-ума или нет». Практически, это предпоследняя стадия понимания. Нет больше никакого «я», которое желает просветления. Балсекар
Когда возникает понимание, ощущение свободы появляется само по себе. И не будет никого, кто мог бы поставить это под сомнение, ибо ситуация будет такова, что не будет никого, кто будет хотеть знать «кто» или «что» имеет ощущение. Когда возникает понимание, ум не имеет возможности задавать вопросы. В этом различие между интеллектуальным пониманием и интуитивным пониманием, интуитивным убеждением. Балсекар
В: Нужна ли «внутренняя работа или внутреннее развитие» (например, работа с темными сторонами, с программами, с догмами)? Некоторые Учителя говорят «нет», так как мы уже свободны и нет ничего, что бы можно было бы сделать. Что это означает? Ренц: Чтобы быть тем, чем ты являешься на самом деле, не нужно никакой работы или развития. Все концепции пути, развития или даже прозрения возникают с первоначальной «я»-идеей. Эта идея создает время, пространство, а с этим и всю Вселенную. И до тех пор, пока эта «я»-идея кажется реальностью, что означает разделение (двойственность, страдание), существует желание единства, а значит, и жажды найти выход, который положил бы конец страданию. Следовательно, эта первая ложная «я»-идея дает начало всему ложному и тому, что из этого следует. Только лишь абсолютное понимание, что твоя сущность находится до «я»-идеи, что все иллюзорное является иллюзорным и что в этом кроется корень всех проблем, — это и означает быть тем, что ты есть. Когда ты то, что ты есть, или, лучше сказать, как ты есть, абсолютно, до Всего и Ничто, — все концепции разрушаются.
Махарадж: Вас ослепляет навязчивая идея о том, что вы должны быть тем-то и тем-то. В: Как мне избавиться от этой идеи? Махарадж: Если вы доверяете мне, поверьте, когда я говорю вам, что вы есть чистое осознание, которое озаряет сознание и его беспредельное содержание. Осознайте это и живите соответственно. Если вы не верите мне, тогда загляните вглубь, задавая себе вопрос «Кто я?», или зафиксируйте свой ум на «я есть», которое есть чистое и простое бытие.
В: Хорошо, вы сказали, что я есть Высшая Реальность. Я верю вам. Что я должен делать дальше? Махарадж: Я уже говорил. Осознать, чем вы не являетесь. Тело, чувства, мысли, идеи, время, пространство, бытие и небытие, это или то — ничто конкретное или абстрактное, на что вы можете указать, не является вами. Но просто говорить об этом бессмысленно — вы можете без конца повторять эти слова, а результат будет по-прежнему нулевой. Вы должны постоянно наблюдать за самим собой, особенно за своим умом, каждое мгновение, ничего не упуская. Такое наблюдение необходимо для отделения «я» от «не-я».
В: В чём цель медитации? Махарадж:: Видеть ложное как ложное — это медитация. Это должно происходить всё время. В: Нам говорят медитировать регулярно. М: Намеренные ежедневные упражнения в различении истинного и ложного и отбрасывании ложного — это медитация. Существует много видов медитации для начинающих, но все они в конце концов сливаются в одно.
Я делал то, что мой Гуру говорил мне делать. Он говорил мне концентрироваться на «я есть» — я так и делал. Он сказал мне, что я нахожусь за пределами всего воспринимаемого и постижимого, — и я поверил. Я отдал ему своё сердце и душу, всё своё внимание и всё своё свободное время. В результате веры и искренней настойчивой практики я реализовал себя (сварупа) за три года. В: Никаких подсказок для меня? М: Укоренитесь прочно в осознании «я есть». Это начало, а также конец всех усилий.