Ум играет очень важную роль в драме поиска и пробуждения. Он меняет свой характер в ходе поиска, постепенно преобразуясь из невежества в знание, из тьмы в свет. Вся история о том, как Самость открывает себя Самости, разворачивается в уме, хотя в конечном итоге она не принадлежит уму. Когда ума нет, как в глубоком сне, кому заботиться о рабстве и освобождении? Это ум думает, и это ум способен изменить свое мышление. Это в уме прорастает семя тоски по реальности и принимает форму. Таким образом, ум, который в невежественном и недисциплинированном состоянии является врагом, становится величайшим другом, верно служа делу понимания. Ум должен быть подобен преданному слуге, который приводит дом в порядок для отсутствующего Хозяина. Когда работа завершена, и Хозяин возвращается домой, слуга исчезает. Путь Птицы
Когда ты реализуешь Самость, цель исчезает, и ты понимаешь, что не приобрел ничего, чего у тебя уже не было, и никуда не уходил. Пункт назначения всегда был у тебя под ногами. Путь Птицы
Бессмысленное и повторяющееся поведение ума иногда может утомлять, и часто хочется просто выключить его. Однако, по природе ума — обрабатывать опыт и думать, так же как по природе пищеварительной системы — перерабатывать пищу и затем удалять отходы. Проблема возникает, когда ты принимаешь этот спонтанный умственный процесс за себя. На этом пути ты исследуешь природу ума и понимаешь, что такое ум, чтобы он перестал быть проблемой и больше не был препятствием. В конечном итоге ум должен разрушить свое собственное невежество. Ум на самом деле — не что иное, как Самость. Концепция, что есть какой-то индивидуальный "мыслитель", — всего лишь воображение. Метод, которым это раскрывается, — самоисследование, в котором ум обращается к самому себе и спрашивает: "Кто я на самом деле?" Сила, которая есть знание, сознание, ищет свой источник и проникает в ум. Наконец, понимается, что ума на самом деле нет. Сознание приходит к концу своего поиска, осознавая, что только оно и есть. Тогда оно говорит с полной убежденностью: "Я — Единый, я — реальность". Путь Птицы
С точки зрения сознания вообще нет никакого творения, нет никаких ступеней и стадий его проявления. Нет, не было, и не будет ничего помимо его самого. С точки зрения сознания есть только сознание, а все ступени и взаимосвязи существуют лишь для существа, которое оказалось в структуре иллюзорного мира. Свамини Видьянанда Сарасвати
Нужно просто увидеть структуру причинно-следственных связей, и понять как в этой структуре возникает то, что я до сих пор по ошибке считаю собой, и как возникают творимые моим Я миры. Ты наблюдаешь структуру и видишь в ней место, которое занимает твое иллюзорное я. И такое наблюдение, это единственная работающая методика избавления от морока восприятия мира с точки зрения индивидуального отдельного я. Результатом понимания всего этого, будет освобождение от власти иллюзии, и окончательное расставание с ней. Свамини
Ответ находится совершенно на виду, и его никто не прячет, кроме твоего собственного непонимания. Свамини
«Превратив обычное видение в видение знания, ты увидишь, что весь мир наполнен Брахманом». — Шри Шанкара