Репин Илья Ефимович" Голгофа", 1921-1922 гг., Музей Принстона В 1921–1922 гг. Репин создает "Голгофу". Пишет её на грубом холщовом обороте линолеума. Когда закончился запас французских холстов с матовым полумасляным белым грунтом, в ход пошли линолеум или клеёнка, покупавшиеся в Куоккале, где жил художник, в магазине при железнодорожной станции. Первоначально она принадлежала норвежскому доктору Ааллу, купившему её прямо с выставки в Финляндии в 1926 г. Картина висела в столовой доктора. Она обладала настолько сильным воздействием, что на время обеда её закрывали занавесом. В 1979 г. эта картина была передана сыном доктора Аалла, известным коллекционером и меценатом Кристианом Ааллом, в Художественный музей Принстонского университета, где и хранится до сих пор. На очень трагичной по колориту картине Голгофы изображены лишь тела казненных разбойников и стая собак. Крест, на котором был повешен Христос пустует и лежит на земле, что в купе с тлеющем огоньком в глубине пещеры отсылает нас к совсем другому сюжету - "Воскресения". По мнению британского исследователя Д. Джексона, «интерпретация классической темы распятия, без присутствия Христа, с изображением собак, лижущих кровь — беспрецедентный случай в истории искусства». "Голгофа" Репина. Крест без Христа. Где тело? Где душа? 2. Светает. Лижут кровь собаки. Туманом Утро разгоняет ночь. Голгофа Пропиталась красным, Крестами Означая боль. Руками Вывернутых чресел Возделись К небесам мольбой. В пещере Тихо тлеет пламя, Готовясь Вознестись слезой ... 3. Ночь и начало дня Смешаны в сумрачных красках. Тело пустое, душа Где-то в небесных сказках. Слишком земная боль Кровью прольётся в склепы. Неутолимый вой Псов, как посланцев смерти. Голод их и обход - Мёртвой горы лобзанье. Крест Ешуа падёт? Иль призовёт терзанья Будущих перемен: Нас ожидают муки? - Все мы когда-то умрём, К небу возденем руки. Станет святой земля? Или покинет Небо То, что спасти нельзя, Тех, кто отринул веру... Ночь 28-29 июня 2019. ©Ales
Эдвард Мунк "Мертвая мать" На полотне изображена девочка, испытывающая огромное горе: ее мама умерла от туберкулёза. Искусствоведы сразу обратили внимание на схожесть судеб художника и героини картины: в 5 лет Мунк пережил смерть матери, через 9 не стало его любимой сестры Софьи, потом брата Андреаса, а младшей сестре поставили диагноз шизофрения. Картина похоже в какой-то мере отражает его тоску, безумие и отчаяние. У него никогда не было своей семьи, в 1902 году он пережил тяжелейший нервный срыв, после которого долго лечился. Прожил 81 год, написал 1200 картин, 4,5 тысячи эскизов и почти 20 тысяч графических работ, но при этом не был счастлив. «Болезнь, безумие и смерть были темными ангелами, которые присматривали за моей колыбелью» – так писал он о себе.
Теодор Жерико - Эстетика смерти. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот "Медузы"» (1818–1819). Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных штудий. Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Не довольствуясь этим, Жерико всюду ищет модели, которые могли бы послужить ему правдивыми образцами. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца, искавшего всюду цвет, свойственный умирающему».