Тема смерти в живописи

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Лакшми, 6 дек 2018.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    plyaska-smerti-2-6327498.jpg

    Ганс Гольбейн Младший. Из серии «Пляска смерти». 1524–1526
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    1413394400.jpg

    Три возраста женщины и Смерть, Балдунг Гриен, 1510г.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    1413394399.jpg

    Триумф Смерти, болонский мастер, 1350г.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Marena-553x768.jpg

    Марена, Вячеслав Шайнуров, 2009г.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Bezimeni-40.jpg

    Раскрыть Спойлер

    Очень интересна работа финского художника Лео Лехтинена. Картина под названием «Цветы Смерти» показывает нам, что самые привычные и обыденные вещи могут нести в себе грустный или даже немного пугающий подтекст. Вот, например, цветок каллы. Очень нежный и красивый цветок с тонким ароматом ванили. Неспроста многие невесты по всему миру предпочитают вступить в новую жизнь с букетом белых калл. Ведь с ними связано несколько завораживающих старинных легенд. И в каждой из них рождение цветка связывается с женской непорочностью и красотой. В одной из них девушка, отказавшаяся выйти замуж за жестокого вождя из варварского племени, обратилась цветком каллы. В другой – прекрасные и необычные в своем сходстве с девичьим станом цветы выросли на том месте, куда упало покрывало из цветов, сплетенное юношей для своей возлюбленной. Но также калла – это цветок смерти. Существует поверье, что живущее в доме растение зацветает к чьей-либо смерти. И, если приглядеться, можно увидеть на месте необычного цветка желтую церковную свечу в обрамлении похоронного савана. Да и сам белый цвет считается некоторыми народами не только свадебным, но и похоронным.

    Вот что пишет Лео Лехтинен о своей работе: «Недавно был на свадьбе, где было много белых калл: у невесты, на свадебном столе, на капоте мерседеса. Все радовались. Но за день до этой свадьбы друзей я хоронил любимую бабушку. На крышке гроба, в венке, на могиле было море все тех же калл. Я сам положил огромный букет калл, которые она очень любила. Поэтому на свадьбе я невольно хоронил новый брачный союз, не мог избавиться от скорби и грусти».

    Подобные произведения искусства тем и важны, что учат нас смотреть на привычные вещи под новым углом. И помогают нам ценить не только саму жизнь, но и осознать важность каждого счастливого воспоминания. Ведь то, что приносит нам радость, для кого-то другого может ассоциироваться с печалью и скорбью.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_13.jpg

    "СМЕРТЬ - ДРУГ" Альфред Ретель, 1851
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_14.jpg

    "СМЕРТЬ - ВРАГ" Альфред Ретель, 1851
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_23.jpg

    «Автопортрет с символами vanitas», Давид Байи, 1651. Заметили мыльные пузыри?

    Раскрыть Спойлер


    Vanitas vanitatum et omnia vanitas

    Еще один поджанр искусства на тему memento mori называется vanitas (рус. «суета, тщеславие»). Этот художественный мотив был особенно популярен среди художников Золотого века Голландии в XVI и XVII веках. Термин восходит к библейскому стиху «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas). Вообще, начало первой главы из Книги Екклесиаста, посвященное мимолетности и непостоянству нашей земной жизни, звучит как вдохновительное послание для деятелей этого пугающего искусства:

    2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
    3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
    4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
    5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
    6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
    7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
    8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
    9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
    10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
    11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

    В жанре vanitas неотвратимость смерти по-прежнему является основной темой, но при этом делается дополнительный акцент на быстротечности и незначительности земной славы и удовольствий. Общие символы, встречающиеся на полотнах в жанре vanitas, включают: череп (представляет неизбежность смерти); мыльные пузыри (краткость жизни и хрупкость земной славы); курительная трубка, песочные и механические часы (быстротечность времени с каждой минутой приближающего вас к смерти); гнилые фрукты и увядшие цветы (старение и разрушение земных вещей); музыкальные инструменты и ноты (эфемерная природа жизни); ветхие, помятые книги (земные знания); кубки, игральные карты и кости (роль случая и удачи в жизни).

    Основной целью искусства в жанре vanitas является напоминание зрителю о том, что жизнь слишком ценна, чтобы растрачивать ее на пустые и бессмысленные вещи.


    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_24.jpg

    Якоб де Гейн (старший), 1603. Помимо привычных символов vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.

    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_30.jpg

    Симон Ренар де Сен-Андре, 2-я пол. XVII в.


    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_31.jpg

    Хармен Стенвейк, ок. 1640

    memento-mori-tema-smerti-v-iskusstve_29.jpg

    Сиимон Ренар де Сен-Андре, сер. XVII в.

  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Французский художник Бенджамин Джин сталкивает в своем творчестве реальность с бессознательным, и следует философии иррациональности. Он считает, что своими работами заставляет зрителя противостоять своему земному тщеславию и скрытым желаниям.

    GGVffq-YtvY.jpg
    Раскрыть Спойлер


    apeeOEpUY54.jpg
    P2oJ1c1S810.jpg
    PS72_OBaIVE.jpg
    Urzm5I6afJc.jpg
    3YDf8tGQxP0.jpg
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    LQoJtRofu2g.jpg

    Художник: Сергей Загаровский
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    uhG6cJZVVfQ.jpg

    The Old Man and Death— Джозеф Райт
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Сюрреалистические картины Джеффа Кристенсена.


    -RtFTv6IMnQ.jpg
    Раскрыть Спойлер


    JYWhGHbAKkQ.jpg

    kKB2sn9Gd90.jpg

    soWz9DOftpI.jpg

    uiMm1lVpihk.jpg

  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    William Strang

    SzeOMmAUWgA.jpg
    Раскрыть Спойлер

    qoKs9inyTXw.jpg
    Ltg7ifqgT-s.jpg
    CadExn1-eQo.jpg
    BIBmFIs3qKU.jpg
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Новогодняя ночь", художник Сергей Андрияка.

    s5-tMfAc1Pk.jpg
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Bruno Héroux, A Dance of Death, 1943

    a8qkLLA-Z1g.jpg