Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер Очень интересна работа финского художника Лео Лехтинена. Картина под названием «Цветы Смерти» показывает нам, что самые привычные и обыденные вещи могут нести в себе грустный или даже немного пугающий подтекст. Вот, например, цветок каллы. Очень нежный и красивый цветок с тонким ароматом ванили. Неспроста многие невесты по всему миру предпочитают вступить в новую жизнь с букетом белых калл. Ведь с ними связано несколько завораживающих старинных легенд. И в каждой из них рождение цветка связывается с женской непорочностью и красотой. В одной из них девушка, отказавшаяся выйти замуж за жестокого вождя из варварского племени, обратилась цветком каллы. В другой – прекрасные и необычные в своем сходстве с девичьим станом цветы выросли на том месте, куда упало покрывало из цветов, сплетенное юношей для своей возлюбленной. Но также калла – это цветок смерти. Существует поверье, что живущее в доме растение зацветает к чьей-либо смерти. И, если приглядеться, можно увидеть на месте необычного цветка желтую церковную свечу в обрамлении похоронного савана. Да и сам белый цвет считается некоторыми народами не только свадебным, но и похоронным. Вот что пишет Лео Лехтинен о своей работе: «Недавно был на свадьбе, где было много белых калл: у невесты, на свадебном столе, на капоте мерседеса. Все радовались. Но за день до этой свадьбы друзей я хоронил любимую бабушку. На крышке гроба, в венке, на могиле было море все тех же калл. Я сам положил огромный букет калл, которые она очень любила. Поэтому на свадьбе я невольно хоронил новый брачный союз, не мог избавиться от скорби и грусти». Подобные произведения искусства тем и важны, что учат нас смотреть на привычные вещи под новым углом. И помогают нам ценить не только саму жизнь, но и осознать важность каждого счастливого воспоминания. Ведь то, что приносит нам радость, для кого-то другого может ассоциироваться с печалью и скорбью.
«Автопортрет с символами vanitas», Давид Байи, 1651. Заметили мыльные пузыри? Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер Vanitas vanitatum et omnia vanitas Еще один поджанр искусства на тему memento mori называется vanitas (рус. «суета, тщеславие»). Этот художественный мотив был особенно популярен среди художников Золотого века Голландии в XVI и XVII веках. Термин восходит к библейскому стиху «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas). Вообще, начало первой главы из Книги Екклесиаста, посвященное мимолетности и непостоянству нашей земной жизни, звучит как вдохновительное послание для деятелей этого пугающего искусства: 2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! 3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? 4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. 5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. 6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. 7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. 8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. 9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. 11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. В жанре vanitas неотвратимость смерти по-прежнему является основной темой, но при этом делается дополнительный акцент на быстротечности и незначительности земной славы и удовольствий. Общие символы, встречающиеся на полотнах в жанре vanitas, включают: череп (представляет неизбежность смерти); мыльные пузыри (краткость жизни и хрупкость земной славы); курительная трубка, песочные и механические часы (быстротечность времени с каждой минутой приближающего вас к смерти); гнилые фрукты и увядшие цветы (старение и разрушение земных вещей); музыкальные инструменты и ноты (эфемерная природа жизни); ветхие, помятые книги (земные знания); кубки, игральные карты и кости (роль случая и удачи в жизни). Основной целью искусства в жанре vanitas является напоминание зрителю о том, что жизнь слишком ценна, чтобы растрачивать ее на пустые и бессмысленные вещи. Якоб де Гейн (старший), 1603. Помимо привычных символов vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения. Симон Ренар де Сен-Андре, 2-я пол. XVII в. Хармен Стенвейк, ок. 1640 Сиимон Ренар де Сен-Андре, сер. XVII в.
Французский художник Бенджамин Джин сталкивает в своем творчестве реальность с бессознательным, и следует философии иррациональности. Он считает, что своими работами заставляет зрителя противостоять своему земному тщеславию и скрытым желаниям. Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер
Сюрреалистические картины Джеффа Кристенсена. Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер
William Strang Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер