Франция, 1993 год. Доктор Раймонд Мартинот стоит рядом с самодельной морозильной камерой, где он хранил тело своей жены, подвергнув её экспериментальной крионике. Учёный мечтал сохранить жизнь за пределами смерти и надеялся, что будущее наука сможет вернуть её к существованию. После своей кончины он сам был заморожен в той же системе. Однако технический сбой нарушил температурный режим, и в итоге оба тела пришлось кремировать.
"Пришло время предать эти останки земле" В библиотеке Гарвардского университета в марте этого года сняли с книги переплет из человеческой кожи. Книга находится здесь с 1934 года. В ней переплет из кожи умершей пациентки психиатрической больницы. О том, что в Гарварде наконец спустя почти столетие решили избавиться от переплета из человеческой кожи, сообщила университетская библиотека Хоутона на своем веб-сайте. Экземпляр книги французского автора Арсена Уссе был переплетен из кожи, взятой с трупа пациентки психиатрической больницы. В этой книге, впервые опубликованной в 1879 году, автор излагал свои размышления о душе и жизни после смерти. Первый владелец книги, доктор Людовик Буланд, приобрел кожу, будучи студентом-медиком, и сам переплел ее. В записке, приложенной к книге, Буланд написал, что "книга о человеческой душе заслуживает человеческого покрова.
Исследователи обнаружили почти 1000-летнюю мумию монаха внутри статуи Будды из Китая. Считается, что скелет принадлежит монаху Люцюань из китайской школы медитации. Он самостоятельно себя мумифицировал, чтобы подготовиться к загробной жизни, а именно - стать «вечным Буддой». Самомумификация - трудоемкий процесс, требующий от монаха соблюдения строгой диеты, состоящей из орехов, семян и корней в течение 2000 дней. Затем монаха поместили в статую, которая была оборудована воздушной трубкой и колоколом. Каждый день он звонил в колокол, а когда после смерти переставал, гробницу опечатывали и открывали через 1000 дней, чтобы проверить, удалось ли мумифицирование. Из сотен монахов, пытавшихся осуществить процесс, лишь немногие были мумифицированы и почитались в храмах как Будды.
Это все, что остается от человека при кремации. Кремирование обычно занимает от полутора до двух часов, а после кремации человека остается прах объёмом 2-2,5 литра. Важный элемент оборудования крематория – кремулятор, в котором сгоревшие останки измельчаются до состояния праха.
Омежник шафранный - самое ядовитое растение Европы. Токсин, содержащийся в соке растения вызывает спазмы дыхания, при этом человек остаётся в полном сознании. На протяжении многих столетий до 1950-х на острове Сардиния его использовали для эвтаназии стариков. С точки зрения ботаники омежник является дальним родственником моркови. Однако в отличие от хрустящей моркови, богатой витаминами содержит в себе немалый коктейль токсинов. Самым главным и опасным составляющим этого коктейля является энантотоксин, накапливающийся в корнях. Всего 30 граммов свежего корня омежника способны отправить человека на тот свет. Энантотоксин блокирует рецепторы в центральной нервной системе, нарушая передачу тормозных сигналов между нейронами. Результат — неконтролируемое возбуждение нервной системы, судороги и паралич. Энантетин вызывает спазм гладкой мускулатуры, включая диафрагму — жертва задыхается, не имея возможности расслабить дыхательные мышцы. Фалькаринол, тот же токсин, что содержится в моркови, но в концентрации в 100 раз выше, вызывает жжение и онемение слизистых, галлюцинации и дезориентацию. Но самым внезапным действием этого страшного растения является улыбка. Улыбка умирающего - результат избирательного действия энантотоксина на лицевые нервы. Мышцы, поднимающие уголки рта (большая и малая скуловые), сокращаются сильнее, чем антагонисты. Челюсти сжимаются в спазме жевательных мышц. Брови поднимаются из-за спазма лобной мышцы. Получается гримаса, которую греки называли "сардонический смех" — жуткая пародия на радость. На Сардинии процедура ритуальной эвтаназии стариков существовала ещё до нашей эры. Греческий историк Тимей (356-260 до н.э.) писал: "Сарды приносят в жертву Кроносу стариков старше семидесяти лет, заставляя их смеяться, когда их сбрасывают со скалы". Римляне были настолько шокированы этой практикой, что выражение "сардонический смех" вошло в латынь как обозначение злой, вынужденной улыбки. Когда старик становился обузой для семьи — терял зрение, не мог работать, впадал в деменцию — созывался семейный совет. Если принималось решение о "священной смерти", приглашали accabbadora — женщину, специализировавшуюся на проведении ритуала. Процедура была отработана веками. Отвар готовили из корней омежника, собранных в новолуние — считалось, что в это время яд наиболее "милосерден". Корни варили с мёдом и вином, чтобы замаскировать горький вкус. Иногда добавляли опиум или дурман для облегчения страданий, но не всегда — страдание считалось очищением перед встречей с предками. Умирающего одевали в лучшие одежды и сажали на специальный стул лицом к двери — "чтобы душа знала выход". После принятия яда начинался ритуал "проводов". Родственники били умирающего палками — не из жестокости, а веря, что боль поможет душе отделиться от тела. Музыканты играли на лаунеддас — традиционных тростниковых флейтах, чей монотонный звук должен был заглушить предсмертные крики. Католическая церковь яростно боролась с этой практикой, но безуспешно. В 1851 году архиепископ Кальяри отлучил от церкви всю деревню Оргозоло за продолжение "языческих убийств". Деревня продолжала практику ещё сто лет. Последний документированный случай ритуальной эвтаназии омежником произошёл в 1952 году в деревне Луле.
Представьте место, где десятки человеческих тел лежат под открытым небом — на солнце и в тени, под землей и на поверхности, в воде или даже в багажниках старых автомобилей. Звучит как кадр из мрачного сериала, но это реальная научная работа. Такие места называют «фермами тел», и их главная цель — помогать живым, раскрывая преступления. Всё началось в 1981 году в США благодаря антропологу Уильяму Бассу. Однажды он ошибся в определении времени смерти тела солдата Гражданской войны и осознал, как мало наука знает о процессе разложения. Он создал первую лабораторию под открытым небом при Университете Теннесси, чтобы изучать, что происходит с человеческим телом после смерти в разных условиях. Тела для исследований — это добровольные пожертвования от обычных людей, которые завещали своё тело науке. Некоторые хотят помочь криминалистике, другие — избежать дорогих похорон или просто принести пользу даже после смерти. Учёные наблюдают, как тело проходит все стадии разложения: от свежего трупа до активного разложения и, наконец, до скелета. Они фиксируют всё — от поведения насекомых и диких животных до изменений в почве и растительности вокруг. Эти наблюдения — не просто научное любопытство. Они позволяют следователям точно определять время смерти, понимать, переносили ли тело после убийства, и даже устанавливать личность погибшего. Знания, полученные на этих фермах, помогли раскрыть тысячи преступлений и дали ответы многим семьям жертв, годами ожидающих новостей. Конечно, такая работа окружена этическими спорами. Некоторым сложно принять сам факт существования таких лабораторий. Но, как говорят сами исследователи, они учатся дистанцироваться, а их работа имеет глубокий смысл — служение правосудию. Так что же такое «ферма тел» в итоге? Это не место для ужасов, а передовая научная лаборатория, где смерть служит жизни, а последнее желание обычных людей помогает устанавливать истину и спасать чужие судьбы.
Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется. Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом – далеко не редкое явление.