16 февраля 1568 года испанский король Филипп II приговорил к смертной казни за ересь все население Нидерландов — из 3 млн жителей страны за 6 лет успели казнить порядка 18,6 тыс.
В своём последнем стихотворении, написанном на рецепте лекарства, он предсказал свою кончину. Поэт написал его незадолго до смерти. Вот его отрывок: «Жизнь — алфавит, я — где-то Уже в „цэ“, „че“, „ша“, „ще“, Уйду я в это лето В малиновом плаще» Предчувствие оказалось верным, и 25 июля 1980 года сердце поэта остановилось.
В момент ввода трупа без гроба в полыхающую камеру крематория первым вспыхивает одежда и волосы, лопаются глаза, труп начинает шевелиться из-за сокращения мускулов от высокой температуры: голова откидывается назад, руки, скрещенные на груди, раскидываются, ноги сгибаются в коленях, иногда наблюдается сгибание тела в пояснице и верхняя часть туловища приподнимается. Одновременно начинается горение мышечной ткани конечностей, лица и головы. Наблюдается кипение крови через глазные, ушные и носовые отверстия и через рот. Швы черепной коробки расходятся. Наружу проступают кости конечностей и грудная клетка, голова постепенно отделяется от туловища. Череп разваливается и обнажается мозг, горящий слегка зеленоватым пламенем. Наблюдается горение легких и внутренностей грудной клетки. Несколько позднее, начинается горение внутренностей брюшной полости. Костяк в это время догорает, но пепел его частично сохраняет форму костей. Мозг, легкие, желудок, почки и печень сгорают последними в перечисленном порядке. Интересно, что если имеются злокачественные опухоли, то горение их идет медленнее, и они часто догорают уже после всех остальных органов.
Гробовой портрет Гробовые портреты (польск. portret trumienny ) писались на листовой меди или по листовому олову. Эта форма живописи была наиболее распространена в XVΙΙ и XVΙΙΙ веках среди шляхты. Пяти-, шести- или семигранная форма портрета была связана с формой лобной стороны гроба, так как во время траурных церемоний портрет прикреплялся к гробу со стороны головы покойного. С противоположной стороны были прикреплены эпитафии, с обеих сторон гербовые щиты. После похорон портрет помещали на стену костёла. Самим древним из сохранившихся портретов является портрет короля Стефана Батория (1586 г.). Крупнейшая коллекция гробовых портретов находится в музее в Мендзыжече (Польша).
Документально зафиксированная в исторических записях XVI века, так называемая "танцевальная или танцующая чума", стала единственным явлением в своем роде. В июле 1518 года в городе Страсбурге жители вдруг ощутили непреодолимое желание танцевать. Вспышка «эпидемии» началась, когда женщина по имени Фрау Трофи начала отплясывать на улицах города. В течение недели 34 человека присоединились к танцу, а через месяц их уже было 400. Исторические документы указывают на то, что люди умерли от истощения, вызванного непрекращающимися танцами, от инфарктов и инсультов. Но причины, почему люди не останавливались — неясны. Все закончилось тем, что пляски прекратились так же внезапно, как и начались. Современные теории, объясняющие танцующую чуму, включают массовое психическое расстройство, эрготизм (отравление алкалоидами спорыньи), религиозный экстаз, хорею или «пляску святого Вита», но ни одна из них полностью не может объяснить, что же случилось на самом деле.
В Германии раскопали чумные ямы, содержащие останки тысяч жертв болезни. В городе Нюрнберг нашли восемь ям, в каждой были сотни скелетов людей, болевших чумой.