ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Сутра 2.9 “Самосохранение и привязанность к жизни – наиболее тонкая форма страдания, присущая даже мудрецам”. «Любовь к жизни питается самой жизненной силой. Стремление сохранить свою жизнь настолько сильно, что не щадит даже мудрецов. Поэтому цепляние за жизнь – источник страданий как для ученых мужей, так и для невежд. Нетрудно представить, насколько привязанность к жизни сильна в обычном человеке, если даже высоко образованные, сведущие люди порой не в состоянии совладать с нею. Патанджали говорит о том, что каждый человек уже почувствовал вкус смерти и запомнил его. Этот след является источником страха. Абхинивеша – это инстинктивный человеческий недостаток, который путем йогической практики можно обратить в интуитивное знание, развить из него способность проникать в суть вещей. Занимаясь асанами, пранаямой или дхьяной, садхака проникает в глубины самого себя. Он постигает единство потока разума и познает течение энергии своей самости. Он начинает осознавать, что жизнь и смерть – лишь две стороны одной медали. Он понимает, что пока жив, его жизненная сила (поток его самости) активна, а когда умирает, она растворяется во вселенной. Осознание этого освобождает садхаку от привязанности к жизни, и он одерживает победу над страхом смерти. Таки образом, он избавляется от страданий и приближается к кайвалье. Авидья – первопричина страдания. Будучи детищем авидьи, абхинивеша тоже порождает боль. Осознав единство жизни и смерти, ученик избавляется от авидьи и отныне пребывает в спокойствии и умиротворении». Б.К.С. Айенгар «Йога-сутры Патанджали. Прояснение»