Любые границы будут мешать, в какой-то момент, они начинают невыносимо жать. Самый большой страх человеческого существования, общий для всех людей, это страх смерти. Это и есть граница определения себя как человека, который родился и должен будет умереть. Человек хочет избавиться от ограниченности себя как смертного существа, и тем самым избавиться от страха смерти, своего конца. Но смерть обязательна для любой ограниченности. Конца нет только у бесконечного, то есть неограниченного. Только когда я знаю, что я уже безграничен, мне нечего бояться. *** Каждый хочет освободиться от страха смерти, ограниченного существования. Каждый хочет быть безграничным. И правильное понимание своей природы - это все, что для этого требуется. Свамини Видьянанда Сарасвати
Смерть, болезнь, старение, боль, изменения, расставания - это факты этого изменяющегося мира, в изменяющемся мире они естественны и неотъемлемы. А страдания — это несогласие по поводу этих фактов, выраженное внутренне или внешне в мыслях, словах или действиях. Страх и скорбь относительно фактов - это и есть страдания. Знание истины себя и мира полностью уничтожает любые страдания. Миру самсары свойственны изменения шести типов – рождение, рост, существование, видоизменение, старение, смерть. Это главные характеристики мира, и они являются причиной страданий, если принимаются на свой счет. Искатель полагает себя ограниченным существом, подверженным этим изменениям. *** Арджуна считает смерть очевидной неприятной реальностью, злом. Он не понимает, что те, по ком он страдает, в реальности вечны. Ведическое высказывание «Ты есть То» означает, что и ты есть вечность и бесконечность, и они тоже есть вечность и бесконечность с высшей точки зрения. Мысль об их смерти есть причина страдания Арджуны, потому что смерть не принимается никем из живых существ. Тому, кто считает себя живущим, смерть представляется неприятным и страшным событием, достойным сожаления. Смерть и страдания не принимаются, потому что они не является моей природой. Если бы разрушение, смерть, болезнь и страдание были бы моей природой, тогда я был бы с этим согласен! То, что является природой, не может приводить к противоречию, оно никогда не вызывает сопротивления. То, от чего мы пытаемся освободиться, что не принимается, не может быть моей природой. Сам факт неприятия человеком смерти и разрушения уже говорит, что смерть и разрушение не относятся к его природе. Знание своей природы – фундаментальный вопрос, и в зависимости от того, как человек отвечает на него, он будет по-разному определять свою жизнь и расставлять в ней приоритеты. Если я не знаю себя, принимаю себя за что-то другое, я буду страдать. Арджуна не знает разницу между тем, кто он есть, и между тем, чем он не является. Он путается в этом, и все его страдания проистекают из этого. Он, не зная себя, принимает себя и своих учителей и родственников за смертных существ. Он не различает Атмана (себя, свою природу) и анатмана (не-себя). Он не разбирался с этой проблемой, никогда о ней не размышлял глубоко. Эту проблему разрешает только различение, понимание разницы между тем, что я есть и чем я не являюсь. Если есть такое различение, то ошибка не совершается и страданий нет. Мудрые, знающие свою собственную природу, не страдают. Но если ты считаешь себя чем-то маленьким и ограниченным, ты платишь за это свое неверное понимание страданием. Понять истинный смысл себя - значит окончить все страдания. Свамини Видьянанда Сарасвати
Если ты страдаешь, значит ты не знаешь своей природы, потому что только тогда страдания возможны. Узнай свою собственную природу, и перестань страдать. Глупо страдать из-за невежества. Но даже не зная своей природы, нет смысла страдать из-за разрушения и смерти, нет смысла страдать о неизбежном. Это ничего не меняет, ты не можешь этого изменить. И даже страдать о том, что ты можешь изменить, тоже бесполезно, - ведь лучше не страдать, а изменить то, что можно. Страдать о смерти бесполезно, потому что умершему это уже не поможет, страдать о болезни тоже не поможет, потому что больному не поможет, если ты будешь просто лить слезы о его болезни. О своей болезни страдать тоже не поможет, потому что эмоции и страдания только мешают излечению. Именно поэтому в сложных случаях тяжелобольных вводят в состояние искусственной комы, что отключает эмоции, мысли и страдания по поводу болезни, которые будут только мешать выздоровлению. Организм знает и без твоих страданий, как ему лучше излечиться. Если есть такая возможность, пребывание в искусственной коме способствует улучшению тяжелого состояния больного тела. Даже с чисто практической точки зрения, не говоря даже о возвышенных материях, страдание бесполезно. Полезно различать и знать болезнь и смерть, но бесполезно страдать по этому поводу. Страдание — результат неразличения, непонимания. Что может измениться, обязательно изменится, и что родилось, обязательно умрет. Это надо знать и принимать во внимание, но не имеет смысла страдания по этому поводу. Страдания возникают, только когда мы забываем о неизбежных законах жизни и делаем вид что рожденное никогда не должно умереть, потому что я так хочу. Потому что мне этот человек дорог, или мне дорого это тело. Само наше несогласие с естественными фактами жизни, которое происходит из непонимания, и является причиной страдания. Факт тот, что кто родился, тот обязательно умрет. Смерть может быть для ограниченной личности неожиданна и внезапна, ведь никто не знает, когда она наступит. Но она обязательно наступит, это факт. Чтобы не было страдания по поводу смерти, надо различать естественные факторы и понимать, к кому они относятся. Тело родилось, и значит, обязательно умрет. Не может умереть только тот, кто не рождался и не умирал. Мудрые, которые знают себя как нерожденного и неподверженного смерти, не страдают по поводу смерти и разрушений, потому что они знают, что они вне всего этого. Тело обязательно умрет, но это не касается бессмертного меня. Знающие свою природу не скорбят ни о живых, ни об умерших. Свамини Видьянанда Сарасвати
Мудрые не страдают ни о прошлом, ни о будущем, потому что знают истину самих себя. Есть замечательная байка про льва, который жил в лесу. Он ходил каждый день по лесу с блокнотом, и встречая разных животных им сообщал «Та-а-ак, лиса! Придешь сегодня ко мне на обед, я тебя съем», «Волк! Придешь сегодня ко мне на ужин, я тебя тоже съем». И записывал в свой блокнотик. Весь лес боялся этого льва, все плакали, но их же уже записали, им сообщили, что надо прийти! И они послушно шли к этому льву каждый день на завтрак, на обед и на ужин, и он их съедал в полном соответствии с установленным списком. Никто не смел его ослушаться! Все предварительно прощаются со своими родными и близкими, и утирая слезы идут к нему на обед. Но в один прекрасный день, повстречался льву заяц. Лев ему говорит прийти завтра на завтрак. Заяц стоит перед львом, весь дрожит от страха и спрашивает, заикаясь «А может быть, не надо?» Лев так же спокойно отвечает «Т-а-аак! Зайцу – не надо, вычеркиваем!» Заяц испугался, засомневался и задал очевидный вопрос, который никто никогда не задавал льву. Спросив сквозь страх, он получил ответ, и вдруг оказалось, что совсем не обязательно было становиться обедом или ужином для льва. Зайцу оказалось не надо, и зайца вычеркнули. Он может не приходить. Всем остальным, значит, было надо. Они плакали, шли, и их съедали. Так же и здесь - чтобы оказаться бессмертным существом, надо просто отказаться от идеи, что ты смертен. Мудрые и есть такие зайцы, которые набрались смелости, переступили через свой страх и спросили, действительно ли надо быть ограниченным существом, нельзя ли по-иному? Оказывается, что можно. Знающие секрет больше не боятся льва, не боятся смерти и не затронуты страданиями. Все это было необязательным, просто никто обычно не задает нужного вопроса. Несмотря на то, что все вокруг считают себя ограниченными, все общество и весь мир действуют из понятий об ограниченности, достаточно задать правильный вопрос и правильно понять ответ, чтобы узнать, что совсем не обязательно страдать и умирать. Это твой выбор - считать себя смертным существом или знать себя как бессмертное существо. Мудрые знают, что не только они бессмертны, но и все остальные смерти тоже не подвержены. Они просто выбирают не задавать вопросов, и продолжают страдать, считая себя смертными ограниченными существами. Если мы хотим страдать, мы будем страдать, а если мы не хотим страдать, то есть путь для избавления от страданий. Этот путь не изменить мир, а просто понять то, чем ты на самом деле являешься. Свамини Видьянанда Сарасвати
Для полного избавления от страха смерти необходимо понимание себя как бесконечного Сознания, осознание своей бессмертной природы. Такое понимание полностью освобождает от страданий и невежества относительно рождения и смерти. Каждый хочет знать себя как бессмертное существо, никто не отказался бы от такого знания. Каждый хочет быть, и быть всегда. Никто не хочет быть смертным. Одно это уже показывает, что мое естественное состояние - вне смерти. Смерть вызывает отторжение и страдания, и поэтому она не может быть моей природой. С тем, что является моей природой, я бы не испытывал страданий. Я не хочу смерти, смерть — это не моя природа. Бесконечность, безграничность, блаженство - это моя истинная природа! Свамини Видьянанда Сарасвати