Смерть в "Шримад Бхагаватам"

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 3 май 2025.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Смерть родителя дает представление о собственной грядущей смерти, а появление ребенка — о своем минувшем рождении.

    Кто сознает, как твари претерпевают зачатие, рост в утробе, рождение и смерть, тот не обманывается двойственностью сотворенного мира.

    Кто видит, как дерево рождается из семени и умирает, родив плоды, тот не помыслит себя деревом.

    Подобно этому, кто видит рождение и смерть плотских образов, тот порывает связь с собственным телом.

    Кто не способен отличить себя по сути от своего тела, образованного природою, тот неизбежно, устремляясь к предметам ощущения, ввергает себя в круговорот рождения и смерти.

    Скитаясь дорогами судьбы, творимой собственными поступками, сознательное существо воплощается мудрецом или небожителем, если прикоснется к умиротворенному свойству природы.

    Если же оно увяжет себя с возбужденным свойством, оно родится демоном или человеком. Если же коснется помраченного свойства, оно родится призраком или животным.

    Подобно тому, как зритель подтанцовывает танцору, а слушатель подпевает певцу, частица сознания, бездействующая по своему естеству, вынуждена мнить себя обладателем наблюдаемых свойств природы и перенимать оные.

    Подобно тому, как проточная вода создает впечатление движущихся на берегу деревьев, ощущение от обладания свойствами природы создает впечатление собственной деятельности.

    Как при вращении глаз кажется, что земля плывет кругом, прикосновение к свойствам природы меняет видение действительности.

    От соприкосновения со свойствами природы рождается зримый мир, который есть непрерывное сновидение.

    Желание наслаждаться предметами зримого мира держит душу в круговороте перерождений.

    Кто размышляет о предметах ощущения, которых в действительности не существует, тот обречен рождаться, тревожиться о смерти и умирать.

    Жизнь в вещественном мире суть дурное сновидение.

    Потому отврати взор твой от предметов наслаждения. Подлинного счастья не сыскать в мире, что порожден от отождествления себя с трехсвойственной природою.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Колесо четырех веков – Сатьи, Треты, Двапары и Кали – не останавливается на Земле ни на миг, увлекая в свои жернова всех ее обитателей.

    Все цари, как и все прочие люди, проходят по Земле одним и тем же путем – они рождаются, обзаводятся имуществом, теряют все и исчезают бесследно в небытии.

    Всякий человек после смерти обречен стать просто именем, которое, впрочем, тоже забудется.

    Так что тот, кого ныне именуют великим государем, уже завтра будет называться червем, испражнением и прахом.

    Кто чинит страдания живым существам, дабы ублажить свое обреченное быть прахом тело, тот злейший враг себе, ибо деяниями своими мостит себе дорогу в ад.

    Сколь долго ни мнил бы себя человек властителем земли и бренным телом из плоти, воздуха и огня, он однажды оставит тело свое и владения свои и сгинет, забытый во мраке небытия.

    Много веков прошло с той поры, государь. Были царства и цари, и от них остались имена, годные разве что для пересчета в притче.

    Были длинные беспощадные войны, после которых имена полководцев сияли в веках, точно звезды, но время стерло даже самое память о них.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Однажды Земля-матушка посмеялась над царями, что завоевывали ее друг у друга:

    — Забавно мне смотреть на то, — молвила она, — как игрушки в руках смерти изводят себя стараниями овладеть мною.

    Тщетны труды даже самых мудрых властителей, ибо направлены они на благо бренного тела, век коего столь же короток, сколь век пузыря в воде.

    Пусты все вожделенные плоды.
    Несбыточны все земные надежды.

    Силою воли эти цари подчиняют себе друзей, мещан, сородичей, вельмож, советников и чиновников; снаряжают войско с могучими слонами и завоевывают вражеские земли, расширяя свои владения, покуда не достигнут морских берегов.

    Обольщенные властью, вожди земные не видят призрака смерти, что крадется за ними по пятам, поджидая своего часа.

    Захватив сушу, они устремляются за богатствами в море. Но обретшему власть над собою не нужна власть над миром.

    Свобода – вот вожделенная цель всякого, кто умеет владеть собою. Свобода – награда тому, кто подчинил себе ум и чувства.

    Благородные потомки Ману в назначенный срок оставляли земное царствие и удалялись отшельниками в леса. Нынче же глупцы держатся за власть надо мною до конца дней своих.

    Дабы овладеть мною, алчные глупцы враждуют с собственными отцами, сыновьями и братьями.

    "Эта земля моя! А ты мне враг!" – возглашают они сородичу, и убивают, и гибнут сами за клочок суши, который не принадлежит им и принадлежать не может.

    Много властителей знавала я на моем веку — Притху, Пурураву, Гадхи, Нахушу, Бхарату, Картавирью, Арджуну, Мандхату, Сагару, Раму, Кхатвангу, Дхундхуху, Рагху, Тринабинду, Яяти, Шарьяти, Шантану, Гайю, Бхагиратху, Кувалаяшву, Какуштху, Наишадху, Нригу, Хираньякашипу, Вритру, Намучи, Шамбару, Бхауму, Хираньякшу, Тарака и Равану, сумевшего терзать целый мир. Все они были доблестные, непобедимые витязи, стяжавшие великую славу на поле брани и в делах государства.

    И никого из них не пощадило время.
    И остались от них лишь имена.

    Эти имена доблестных витязей не для того, чтобы ты искал их славы, но дабы осознал, как мимолетны блага земные и достижения.

    Пусть былые властители мира послужат тебе примером тщетности человеческих усилий, а житие их побудит тебя к отрешенности от суеты и тлена.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Последнее наставление Парикшиту:

    Тебе, о царь, должно оставить мысли о смерти, кои есть удел животных.

    Человеку же не подобает думать о том, чего нет.

    Ты не рождался и не умрешь, ибо существуешь до появления твоего тела и после исчезновения оного.

    Ты не возродишься в детях и внуках, кои происходят от твоего семени, но пребудешь вечно отдельно от плоти и всего, что порождено ею и с нею связано.

    Ты различен с телом, как огонь различен с поленом.

    Когда во сне ты видишь усекновение твоей головы, ты вспоминаешь, кто ты есть наяву.

    Знай, государь, что тело, сложенное из пяти стихий, есть сон для нерожденного и бессмертного сознания.

    Подобно тому как пространство разбитого горшка соединяется с общим пространством, сознание, освободившись из темницы плоти и ума, соединяется с бескрайним вездесущим Сознанием.

    Тело твое, свойства и поступки производятся лишь в уме, который сам порожден самообманом.

    Ограничив себя самомнением, мыслью и ощущениями, сознание вовлекает себя в череду призрачных существований.

    Как пламя происходит от сочленения фитиля, масла, емкости и жара, так круговерть перерождений происходит от соединения ума, тела, действия и сознания.

    Перейдя в состояние переменчивости — возбуждения, помрачения и просветления, сознание запускает собственное колесо рождений, смертей и томления.

    Вернувшись же в состояние недвижения, сознание разрывает цепь своих страданий и перерождений.

    Ты в твоей истинной сути не подвержен творению и разрушению.

    Ты лучезарен, как свет, но ныне сокрыт под саваном плоти и мыслей.

    В тебе как в пространстве покоится все мироздание. Ты неизменен, неделим, безначален и бесконечен.

    О Государь! Нынче же погрузись мыслями в Вездесущее.

    Разумом ты узришь свое существование. Узришь себя сокрытым пеленою чуждой тебе плоти.

    Насланный брахманским проклятием летучий змей не причинит зла тебе подлинному. Посланники смерти не властны над душою, но душа властна над смертью.

    Прими в себя мысль: "Я высшая безмятежная Сущность. Высшая сущность – Я".

    Войди в Высшую Сущность, лишенный ощущений, желаний и былых впечатлений.

    Ты не увидишь, как змей Такшака вонзит тебе в стопу свой клык, полный жгучего яда.

    Не почувствуешь прикосновения его гибкого языка, ибо тело твое суть одно целое со Вселенною, а Вселенная суть твое сознание.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Жизнь и смерть воплощенной души и ее странствие по дорогам мира предопределены ее благодеяниями и злодеяниями. И никто не вправе вторгаться в чужую судьбу.

    Всякий, нашедший гибель от змеи, разбойника, огня, молнии, голода, болезни или иной причины, лишь пожинает плоды своих прошлых дел.


    КОНЕЦ
Статус темы:
Закрыта.