Пока старость, эта тощая цапля, приносящая страдания телу и живущая на вершине древа тела, кричит, ужаленная змеей болезней, откуда-то на нее налетает неожиданный филин смерти, любящий густую непроглядную тьму. Как за вечерними сумерками следует тьма ночи, так за старостью тела следует его смерть. Видя издалека древо тела, покрытое цветами старости, обезьяна смерти спешит к нему со всех ног. Могут казаться прекрасными и пустой город, и дерево без оплетающей его лианы, и даже безводная пустыня! Но нет ничего привлекательного в ветхом иссохшем теле. Как ястреб быстро заглатывает свою добычу, так и старость, несущая кашель и хрипы, скоро пожирает человека. Как девушка, увидев цветок лотоса, спешит сорвать его, чтобы всего лишь на миг украсить свои волосы, так старость безжалостно срывает и выбрасывает тело. Как быстрый ветер, несущий клубы пыли, со свистом обрывает листья с деревьев, так старость сотрясает и ломает изветшалое тело. Как увядает красота лотоса под выпавшим снегом, так разрушается и дряхлеет тело на склоне лет. В лунном свете дряхлости на вершине головы старца распускается белый лотос неизлечимых болезней. Бог смерти Время, сам Ишвара, глядя на голову убеленного сединами деда как на зрелую тыкву, съедает ее. Старость подобна реке Ганг. Она вырывает с корнями дерево этого тела и уносит его своим потоком. Как кошка пожирает мышь, так старость пожирает юность, желая урвать себе кусок мяса. Она успокаивается, только проглотив его. Что в этом мире может быть противнее визга и воя шакала старости в лесу тела? Сжигая эту бренную оболочку, огонь старости горит, шипя, кашляя, чихая и источая черные клубы дыма страданий. Старость подобна кривому узловатому плющу, с высохшими цветами и белыми увядшими побегами рук. ЙВ
Тело – дерево, побелевшее от камфары старости. Огромный слон смерти за миг без труда вырывает это дерево из земли. Старость подобна белому опахалу и флагу болезней тела и умственных расстройств, которые слуги несут впереди своего господина Смерти Даже те, кого не смогли победить другие враги и кто прячется на недоступных вершинах в горах, – даже их достигает демон старости. В холоде преклонного возраста, в разрушенном доме тела, органы чувств совсем не могут двигаться, как замерзшие дети. Старушка дряхлость танцует под ритм хриплого кашля с клюкой вместо третьей ноги, то и дело спотыкаясь и падая. Старость – опахало на конце палки тела, полного смрада дурных устремлений мира сансары. Когда над городом этого тела восходит луна старости, тут же расцветает цветок белого лотоса смерти. В покоях телес, побеленных старостью, дружно живут вместе слабоумие, бессилие, болезни и прочие напасти. Старость побеждает любое существо, а за ней следуют смерть и небытие. На что может надеяться здесь глупец? Что хорошего в этой жизни, которую невозможно удержать и трудно прожить счастливо? Старость в мире непобедима. И удивительно огромное стремление людей жить. ЙВ
Ничто в этом ужасном мире, который только кажется приятным, не предназначено для полного умиротворения ума. Детство проходит в глупых придуманных играх, потом олень разума попадает в ловушку жены и семьи, затем тело стареет и дряхлеет. Весь мир обречен на эти страдания. Когда на лотос тела опускается морозный туман старости, пчела жизни тут же покидает его и озеро сансары для человека пересыхает. Покрываясь жухлыми цветами, лиана человеческого тела дряхлеет и вянет, и по мере старения растет ее стремление к смерти. ЙВ
Чтобы порадовать жену и семью, человек делает то одно, то другое, кажущееся необходимым, и в таких заботах скоро приходит старость, ум дряхлеет и увядает. Как осенние листья облетают с дерева, также скоро и жизнь приближается к концу. Куда, умерев в конце концов, уходят люди, так и не постигшие своей природы? Человек весь день может заниматься разнообразными бессмысленными мирскими делами. Но потом, возвращаясь домой, не имея различения и не сделав ничего хорошего днем,как он может спокойно спать ночью? Когда человек побеждает всех своих врагов, окружает себя богатством и роскошью и уже наслаждается этими радостями, – откуда-то к нему приходит смерть. ЙВ
Время беспощадно. Как вода капля за каплей точит скалу, оно день за днем стачивает жизнь беззаботного мирянина, отбирая все, чем он дорожит, ради чего неуемно трудится. Шримад Бхагаватам
Дневник Корнея Чуковского — яркая иллюстрация того, что с каждым новым годом день рождения превращается из весёлого праздника в ещё один повод задуматься о том, зачем мы живём. 1919: "Моё рождение. Я думал, что страшно быть 37-летним мужчиной,— а это ничего". 1923: "Вот мне и 41 год. Как мало. Когда мне наступило 19 лет — всего 22 года назад — я написал: "Неужели мне уже 19 лет?.." Теперь же напишу: "Неужели мне ещё 42-й год?". 1940: "Сегодня мне исполнилось 59 лет. Никогда не думал, что доживу до такого возраста". 1950: "Мне 68 лет сегодня. Ощущение жертвы, которую тянут верёвками на виселицу. Сегодня я оделся особенно тщательно, долго умывался, причесывался — туалет перед казнью. 68 лет! Помню тот день, когда Репину исполнилось 68 лет,— каким смертником казался он мне". 1953: "Вот наступил день моего рождения. Дряхлый, хилый, но счастливый — предсмертно счастливый — изобильно позавтракал". 1955: "Ну вот, Корней, тебе и 73 года! До сих пор я писал дневник для того неведомого мне Корнея Чуковского, каким я буду в более поздние годы. Теперь более поздних лет для меня уже нет. Для кого же я пишу это?". 1965: "Мне 83 года. Вчера был доктор велел никого не принимать. Если придут поздравители, всех примут внизу — и угостят, а ко мне наверх — никого! Вчера была Леночка Лозовская, вылепила под моим окном бабу, вот и всё моё развлечение: глядеть на неё из окна". 1967: "В каждой телеграмме — за каждым пожеланием долголетия скрывается: "Знаем, что ты скоро помрёшь". После этого Корней Чуковский прожил ещё два года, но больше к теме дня рождения не возвращался. Разве что отметил иронично в начале очередного нового года: "Идущие на смерть приветствуют тебя!"
Вот и похороны. Смотрю на это обожаемое лицо, которое столько целовал — и чувствую, будто меня везут на эшафот. И мне кажется, что я в первый раз вижу похороны и в первый раз понимаю, что такое смерть. И как остро ощущаешь те перемены, которые происходят в мире без неё. Когда теряешь друга и спутника всей твоей жизни, начинаешь с изумлением думать о себе — впервые задаёшься вопросом: "Кто же я таков?" — и приходишь к очень неутешительным выводам. И ещё одно: когда умирает жена, с которой прожил полвека, вдруг забываются последние годы, и она возникает перед тобою во всем цвету молодости, женственности — невестой, молодой матерью, забываются седые волосы. И видишь, какая чепуха— время, какая это бессильная чушь. — из дневника Корнея Чуковского о своей жене, 1955 год
Неумолимо скоротечна жизнь твари. Всякий живет сто своих лет — ничтожная тварь и могучий творец. Отмерен век рожденного на свете. Половину своего срока смертный взбирается на вершину могущества, далее путь его отмерен вниз к бессилию и небытию. Жизнь творца, кажущаяся человеку бесконечностью, составляет миг в бытии Всевышнего, Кто есть Причина всех причин, Сущий вне добра и зла. Время перемалывает в своих безжалостных жерновах все, что образовалось путем сложения, — от сдвоенной частицы до первозданного сидельца во вселенском лотосе. Всякий, кто присвоил себе образ в зримом мире, обречен быть уничтоженным временем. Шримад Бхагаватам
На фото полковник Андрей Васильевич Желудов (1922-2010 ) прощается со своим прошлым. В котором освобождение Севастополя, орден Славы III степени, орден Красной Звезды, две медали "За боевые заслуги", как минимум три ранения... Это его последняя фотография. Автор фото : Юрий Желудов .
Одна моя близкая знакомая, которой исполнилось семьдесят лет, сказала мне, что каждое утро она смотрит в зеркало и не верит своим глазам, когда видит в нем свое старческое лицо. «Я никогда не любила старух, а теперь сама стала старухой». Она говорит о том, как все изменилось, о друзьях, которых больше нет в живых. Она обеспокоена тем, кто будет о ней заботиться, если она заболеет. Она боится, что скоро ей придется идти в дом престарелых, который она презирает. «Есть лекарства от болезней, но нет лекарств от старости. Вся моя жизнь изменилась. Я теперь сплю и ем не так, как раньше. Я даже иду в ванную не так, как раньше. Мои движения сильно замедлились. Ничто не является таким, каким я его привыкла видеть. Кто бы мог подумать!» Для многих старость приносит чувство, что они моложе своего тела. Лишь некоторые дорастают до разотождествления с ним. Многие хотят избавиться от тела задолго до того, как оно умерло. Умственное представление о теле меняется медленнее, чем само тело. Тело превращается в пепел, хотя в сердце еще полыхает пламя. Многие испытывают затруднения при ходьбе, хотя все еще носят с собой образы своей спортивной молодости. «У меня сели батарейки». Тело больше не преисполнено жизненной энергии. Мышцы становятся дряблыми, кожа покрывается веснушками, веки свисают. Для тех, кто принимает тело за себя самого, – это ад. Но я слышу, как другие при этом говорят, что их сила перешла в сердце, и что именно в сердце они находят теперь счастье. «Это похоже на древесный сок, который на зиму уходит в корни». Для некоторых мир так быстро меняется, что они чувствуют себя не у дел, непригодными, чужими в обществе, в котором раньше играли самую активную роль. Чтобы убить время, они подолгу смотрят телепередачи, в которых исповедуется «культ молодости» – ведь 80 процентов актеров находятся в возрасте от двадцати пяти до сорока лет, тогда как только 20 процентов населения живут в этом возрасте. Это напоминает страну, в которой наказывают за старость. Неудивительно, что многие чувствуют себя жертвами... Стивен Левин
Картина «Время приказывает старости уничтожить красоту» написана итальянским художником Помпео Батони в 1746-м году.
Время тоже есть образ Всевышнего, в котором Он присутствует в вещественном мире и принуждает оный меняться. Всякий, кто не знает этого, вынужден бояться течения времени. Господь Бог — Выгодополучатель всех жертв. В облике времени Он собирает дань с тех, кто, возомнив себя собственником, скупится жертвовать Ему плоды своего труда. Всевышний пребывает в сердце каждого, и лишь с Его дозволения одно существо причиняет смерть другому. Всевышний ни к кому не питает пристрастия и неприязни, у Него нет ни друзей, ни врагов. Однако если какая душа ищет соития с Ним и уповает на Него, Господь изнутри подсказывает ей путь сближения с Ним. Всякого же, кто поворотился к Нему спиною, Господь, обернувшись Временем, погружает во мрак страха и обмана. Время не имеет начала и конца. В образе Времени Всевышний являет Себя в переменчивом мире, где, как в темнице, заключена душа. В обличии Времени Господь творит и уничтожает мир. Время властно над всем сущим, самое же Оно подвластно Всевышнему. Время принуждает живых существ появляться на свет из чрева друг друга. Время несет смерть всем и каждому и само умирает по воле Всевышнего. Точно гонимые ветром облака, летят заключенные в плоть души над бездонной вечностью, понукаемые всемогущим временем. В облике Времени Господь повергает в прах все усилия смертного. Скорбью устлан путь того, кто грезит о счастье в сиюминутном мире. Сбитая с толку игрой света и тени, душа старается не думать о том, что плоть и ее принадлежности, как дом, земля и имущество, обречены на погибель. Великий обман внушает несчастной душе, что окружающие образы будут существовать всегда. Даже угодив в ад, душа не желает расставаться со своим, обреченным на смерть телом, ибо умудряется находить островки удовольствий посреди моря страданий... Шримад Бхагаватам
Ты скрыт от взора, но власть Твоя очевидна. Я не вижу Делающего, но вижу дела Его. Я не вижу времени, но вижу, как оно разрушает все. Образы внешнего мира сменяют друг друга подобно зверям, что пожирают себе подобных. Время отнимает у нас богатства, молодость, власть, и даже память о нас растворяется в вечном времени. И нельзя противостоять этой силе, ибо она — невидимая рука Твоя. Как ветер рассеивает облака, время обращает в прах все в видимом мире. Несчастные глупцы кладут свои жизни на алтарь зыбкого благополучия. Они трудятся от зари до зари ради бренных благ, ради спокойствия в обреченном на гибель мире. Воистину, безумны алчущие власти, богатств и славы. Но ничто не укроется от Твоего всевидящего ока, и в должный срок Tы в облике времени проглатываешь их, как змея проглатывает мышь, и они исчезают в утробе вечности. Шримад Бхагаватам