18 Бхагаван часто говорил, что поскольку в Самости нет страдания, все страдание неизбежно должно являться продуктом ума. Когда я однажды спросил его о том, нет ли способа избежать мирских страданий, он дал мне типичный ответ: «Единственное средство — оставаться в состоянии Самости без потери ее осознания». Проблема страдания была популярной темой диалогов в Холле, поскольку никто из нас, кроме Бхагавана, не обладал иммунитетом от периодических приступов смятения ума. Нижеприведенные вопросы и ответы, которые я в разное время наскоро записал, содержат типичную подборку ответов Бхагавана тем преданным, которые хотели понять или преодолеть страдание. Вопрос: Бхагаван, всю свою жизнь я не испытываю ничего, кроме страдания. Это из-за грешной кармы моих предыдущих рождений? Однажды я спросил мать, был ли я счастлив у нее в животе. Она мне сказала, что в то время очень сильно страдала. Как так вышло, что я набрал столько прегрешений? Почему я так много страдаю? Бхагаван: Мы могли бы сказать, что это происходит из-за пурва кармы (прошлой кармы). Но вместо того чтобы думать о том, что настоящая карма — следствие кармы того, например, воплощения, которое предшествовало последнему, найди, к кому пришло это настоящее воплощение. Если уж это тело приняло рождение, пусть оно задаст этот вопрос. Ты говоришь, что всегда испытываешь страдание. Это только твои мысли. Существует только счастье. То, что приходит и уходит, есть страдание. Вопрос: Как так случается, что так много страданий приходится на долю людей, которые ведут себя добродетельно? Бхагаван: Это хорошо, если страдание приходит к преданным. Доби (мужчина-прачка), когда стирает одежду, сильно бьет ее о камни. Но делает он это только для того, чтобы выбить из одежды грязь. Подобным образом, все страдания даются с единственной целью: очищение ума преданного.Если мы терпеливы, за ними придет счастье. Следующие два вопроса при разных обстоятельствах были заданы мной. Вопрос: Радость и страдание случаются в соответствии с предыдущей кармой. Если у тебя есть желание, чтобы события происходили определенным образом, случится ли в результате именно так? Бхагаван: Если кто-либо совершил много пуний (добрых дел) в прошлом, то прямо сейчас все то, о чем бы он ни подумал, случится. Но он не изменит того, что предначертано. Что бы он ни пожелал, будет в согласии с тем, что в любом случае произойдет. Его желания будут соответствовать тому, что уже предначертано желанием или волей Всевышнего. Если есть множество папам (накопленных прегрешений), плоды этих деяний тоже материализуются в настоящий момент. Плоды избыточных пуний и папам, которые были принесены из прежних жизней, материализуются в этом рождении. В случае Видьяраньи Свами они излились золотым дождем. Вопрос: Когда кто-то делает добрые дела, на его долю достаются страдания. Но другой человек, который совершает много дурных деяний, может не страдать вообще? Почему так? Бхагаван: Каждый получает радость и страдание как результат кармы, принесенной из предыдущих рождений. Принимать терпеливо и то и другое и, оставаясь в Самости, совершать любые действия, в которые случилось вовлечься, не ища в них счастья или страдания, — только это полезно. Исследование «кто я?» ведет к прекращению страдания и обретению высшего блаженства.
19 Вопрос (знатока писаний из Кералы): Я пытаюсь следовать путем добродетели, но для меня это невозможно. Меня не пускают мои самскары (прежние ментальные привычки). Когда они исчезнут? Бхагаван: Спроси себя «кто я?». Твои пурва самскары пропадут, когда ты обнаружишь, кто ими обладает. Вопрос: Когда я медитирую, меня одолевает сон. Я не могу от этого избавиться. Что следует делать? Бхагаван: Если я говорю: «Я пробудился», — следовательно, «я спал». Когда наступает пробуждение, мы должны быть в состоянии, в котором находились, когда спали. Когда приходит сон, мы должны бодрствовать. Вот состояние пробужденного сна. Вопрос: Для меня это невозможно. Бхагаван: Самая главная помеха — мысль: «Для меня это невозможно». Вопрос: Что делать, когда мы ловимся в эту мысль и она нас беспокоит? Бхагаван: Мысль не ловит нас и не мешает нам. Мысль, ловящая нас, мешает самой себе. Вопрос: Если так, то как мне контролировать ум? Бхагаван: Контроль ума подразумевает необходимость второго ума, чтобы контролировать первый. Пытаться контролировать ум сродни тому, как если бы кто-то попытался решить невыполнимую задачу самому измерить длину своей тени. Какими мы были во сне? Мы и сейчас точно такие же (лишенные ума и тела) «Я», какими были, когда спали. Наша первая ошибка в том, что мы оставляем то состояние и принимаем тело в качестве «Я». Вопрос: Аджняна (невежество) должна быть уничтожена. Я прав? Бхагаван: Будет достаточно, если ты разыщешь того, чья аджняна должна быть уничтожена.
20 Бхагаван: Когда я жил в пещере Вирупакша, туда часто приходило много людей, которые приносили всякую еду. И часто посетители принуждали меня съедать огромное количество пищи, содержащей большое количество специй, таких, как вадаи и пайясам. Однажды я решил попоститься, чтобы дать желудку полный отдых. Я знал, что в пещере Вирупакша оставаться опасно, потому что снизу могли опять прийти посетители с угощением для меня, поэтому я отправился на большую прогулку в лес на юго-западном склоне горы. Когда я проходил через тот лес, за мной следовали семь женщин, и каждая из них что-то несла на голове. Когда они меня увидели, я услышал, как они разговаривают между собой: «Тот человек, что идет перед нами, — наш Свами». Когда они убедились в том, что я был «тот самый Свами», они подбежали ко мне. Одна сказала: «Свами, пожалуйста, сядь и прими от нас угощение». Одна дала мне иддли, другая мурукку, третья дала досу и т. д. Так что они начали соревноваться между собой, угощая меня разной едой. Поев и подумав: «О, как хорошо я сегодня попостился», — я встал и пошел от них прочь. У меня была мысль сбежать от них, но женщины кричали вслед: «Свами, ты должен согласиться днем пообедать с нами. Мы тебя не отпустим». Потом они ушли в направлении горы. Думая о том, что сегодня не должен больше им попасться, я не спеша прошел еще немного и сел отдохнуть в тени дерева. Примерно в двенадцать часов дня эти женщины вышли из лесу и направились прямиком ко мне. Как только они приблизились, они стали настаивать, чтобы я отвел их туда, где они могли бы найти питьевой воды. Я отвел их к Сона Тиртхам в лесу, думая про себя, какой чудный у меня сегодня упавасам (пост). Когда женщины утолили жажду, они попросили меня сесть и поесть. Передо мной расстелили банановый лист и подали блюда на все шесть вкусов, включая рис, овощи, самбар, расам, вадаи и пайясам. Я подумал про себя: «О Боже! Того, что я съел утром, хватило бы на три дня. Как мне съесть все это?» Я чувствовал, будто меня набивают едой. «Свами, — поинтересовалась одна из женщин, — почему ты так смотришь? Ешь так, как если бы мы все были Уннамулаи, угощающими тебя». Так женщины преподали мне упадешу (духовное наставление). Как только я закончил есть, они покинули меня со словами: «Свами, с самого рождения мы никогда раньше не ходили в этот лес, но сегодня мы пришли сюда нарвать листьев». Внезапно все они исчезли. «Каковы кудесницы!» — подумал я и продолжил свою прадакшину, медленно продвигаясь через лес. Потом, намереваясь пойти посидеть к Ветрилаи Мандатам, я вышел из леса. Тем временем преданный по имени Рамасвами Айер купил два плода манго величиной с тыкву. Он приготовил из манго расам и принес его в пещеру Вирупакша вместе с приготовленным им рисом. Поскольку меня не было, он поинтересовался, где Свами. Услышав от людей, что Свами, возможно, пошел на прадакшину, он подумал: «Свами пойдет вокруг горы по часовой стрелке. Я пойду против часовой, встречу его и отдам расам и рис». Рамасвами Айер обнаружил меня, сразу как только я вышел из леса. Увидев меня, он тотчас сказал: «Свами, я ходил к пещере Вирупакша, чтобы увидеться с тобой, но не смог тебя там найти. Так что я пошел сюда, пытаясь разыскать тебя на пути прадакшины. Ты должен принять этот расам и рис. Пожалуйста». Я рассказал ему обо всех перипетиях того дня, в том числе о том, как много я уже съел, но он не слушал никаких моих оправданий. Он настаивал на том, что я должен отведать его угощения. Я съел немного, прежде чем сказал: «Хватит, хватит! Сегодняшнее наказание было прекрасным!» Потом я начал свой путь назад в пещеру Вирупакша, едва способный передвигаться. Затем Бхагаван продолжил рассказ и описал еще один случай, который произошел примерно в 1903 г.: «Однажды Паланисвами (который в то время был его личным помощником), еще один человек и я сам шли вдоль ручья по южному склону горы. Мы увидели пожилую женщину, ломавшую сухие сучья для костра на самой вершине дерева. Я посмотрел вверх, чтобы рассмотреть, кто там собирает хворост для костра на такой большой высоте. Женщина тотчас повернулась и глянула на меня. Воздев обе руки, она дала мне упадешу: „Эй ты! Чтоб тебя бросили в погребальный костер! Зачем ты шляешься по лесу, вместо того чтобы тихо сидеть, где сидишь?“ „Мать, — ответил я, — ты права. Я не прав, в самом деле не прав. В наказание я отшлепаю сам себя“. Пока я обдумывал происходящее, я поднял голову, чтобы снова посмотреть на старушку, но ее нигде не было. „О, это еще одна кудесница!“ — решили мы . Потом, побродив еще какое-то время по лесу, мы вернулись в пещеру Вирупакша».
21 Когда посетитель спросил Бхагавана о сиддхах (сверхъестественных силах), тот ответил: «Оставаться неизменно в состоянии Самости — вот вечная сиддха, величайшая из всех сиддх. Все остальные сиддхи являются только прарабдхой джняни, осознавшего истину. Эти другие сиддхи обыденны». Этот ответ очень походил на тот, который я сам получил несколькими неделями ранее. Когда я спросил Бхагавана о сиддхах, он ответил: «Практикование сиддх только еще больше подпитает эго. Величайшая сиддха в том, чтобы не видеть ничего другого, кроме Самости. Все остальные сиддхи придут и сами станут служить совершенному джняни». По этому случаю он привел цитату из «Улладу Нарпаду», стих 35: Осознать Самость, которая всегда присутствует, и остаться таковым есть (настоящая) сиддха. Все остальные сиддхи похожи на те, что являются во сне. Реальны ли они, когда просыпаешься? Впадут ли снова в заблуждение те, кто избавился от иллюзии и утвердился в своем истинном состоянии?
22 В ноябре 1938 г. я вместе с Бхагаваном пошел прогуляться на гору. Когда мы возвращались обратно, я спросил его: «Что я должен делать, чтобы не засыпать во время медитации?» Бхагаван ответил: «Тот, кто медитирует, не должен слишком много работать, ему также не следует переедать. Чем больше наполняешь желудок, тем ниже опускается ментальное состояние. Если желудок почти пуст, возвысишься духовно. Не стоит натягивать струны вины ни слишком сильно, ни слишком слабо. Так же должно содержаться и тело. Со сном то же самое. Треть ночи предназначена для сна. То есть нужно отправляться спать в десять вечера и просыпаться в два часа. Днем спать не следует. Есть еще и другая система. Вставать следует, когда бы ни проснулся, а спать ложиться, как только захочешь. Но не следует думать „я спал“ или „я проснулся». Затем он привел стих 33 «Дэвикалоттары»: Ум часто впадает в дрему или засыпает. Будь бдителен и возвращай его в изначальное состояние снова и снова.
23 Однажды кто-то спросил Бхагавана о рупа (имеющем форму) и арупа (бесформенном) уме. Бхагаван ответил, сказав следующее: «Чистый ум называется манокаша (пространственный, или пустой, ум). Сразу же по пробуждении от сна у всех людей без исключения возникает ясность осознанности ( джнапти ). Это бесформенный ум. Такие мысли, как „я есть тело“, „это мир“, возникают потом. Это ум, имеющий форму. Во время показа кинофильма сначала появляется свет. Только потом на экране появляются формы. Подобным образом, сначала приходит свет Самости и создает пространство для всего, что следует потом». Другой преданный захотел узнать, какой метод ему следует использовать, чтобы сделать ум устойчивым и стабильным. Бхагаван сказал ему: «Достаточно всегда думать об одном. Если ум не подчиняется, снова начинай думать только об одном и том же. Со временем ум станет подчиняться твоим приказам». Третий преданный спросил о мирской деятельности: «Иногда происходит медитация, в другой раз мирская деятельность. В чем разница между ними?» Бхагаван ответил: «Пребывать в медитации и пребывать в действии — одно и то же. Это как назвать один и тот же предмет на двух разных языках; подобно тому как ворона имеет только один глаз, но видит в двух разных направлениях, подобно тому как слон использует один и тот же хобот для двух видов деятельности — дыхания и питья; подобно тому как кобра пользуется своими глазами для двух действий — чтобы видеть и чтобы слышать» . Потом он привел следующий стих из «Кайвалья Наванитам»: "Если ты всегда осознаешь, что Я есть совершенное сознание, какое имеет значение, сколько ты думаешь или что ты делаешь? Все это нереально, как видения сна после пробуждения. Я есть всецело блаженство!" Кажущаяся очевидной дихотомия между медитацией и мирской жизнью подтолкнула меня задать свой собственный вопрос. «Бхагаван, — спросил я, — как может быть, что одинаковую радость получаешь и от мирской деятельности, и от медитации?» Бхагаван объяснил, что все контрастирующие эмоции– продукт ума: «Чья-то радость и чье-то страдание зависят от его ментального состояния. Радость — наше естественное состояние. Страдание случается, когда Самость оставляется и думается, будто тело и ум — это „Я“. Что с этим делать? Мысль, что я есть это тело, набирала силу в течение многих рождений. То, что остается после того как она уничтожена, и есть счастье». Бхагаван не ответил прямо на мой вопрос о разных типах счастья, но тема разъяснилась позже, когда другой преданный задал похожий вопрос: «Бхагаван, в шастрах сказано о многих различных типах ананды (счастья или блаженства). Действительно ли существует так много различных типов?» «Нет, — ответил Бхагаван, — ананда только одна. Та ананда сама по себе есть Бог. Наше естественное состояние — это ананда. Поскольку это пережито внешне, посредством разнообразных чувственных удовольствий, ему и даны разные наименования. Однако, коль скоро испытано наслаждение многими вариантами удовольствия, придется испытать и многие миллионы вариантов несчастья. Но для джняни это не так. Он наслаждается всем тем счастьем, которое переживается каждым в мире как своей собственной Брахманандой (блаженством Брахмана). Брахмананда как океан. Внешние виды счастья подобны волнам, пене, пузырям и ряби. Ананда известна всем во сне. Все живые существа и все люди от нищего до императора одинаково испытывают ананду, когда спят».
24 Вопрос: Свами, как только я услышал ваше имя, у меня появилось огромное желание вас увидеть. И вот я приехал. Каким образом мне пришло такое сильное желание? Бхагаван: Точно таким же образом, каким тебе пришло твое тело. Вопрос: Что является результатом чьей-либо жизни? Бхагаван: Если человек думает, что должен вести себя в соответствии с истинными жизненными принципами, это само по себе является результатом великого тапаса, совершенного в предыдущей жизни. Те, кто так не думает, попусту теряют время.
25 Однажды вечером, когда все мы сидели на горе, Бхагаван рассказал нам о двух случаях, произошедших у пещеры Вирупакша: «В начале моей жизни здесь я как-то раз сидел на камне на горе, когда снизу пришел мальчик, чтобы со мной увидеться. Ему было около восьми. Увидев меня, он сказал с огромной жалостью: „Свами, почему ты так вот ушел, чтобы жить одному безо всякой одежды? “ Я дал ему такой ответ, который удовлетворил бы его ум: „Старшие у меня дома на меня рассердились, поэтому я ушел и пришел сюда“. Мальчик спросил: „Чем ты зарабатываешь на еду?“ Я ответил: „Если кто-нибудь дает мне что-то, я это беру. Если нет, я не ем“. Мальчик был поражен, что мне приходится жить такой трудной жизнью. „Аийо! — воскликнул он. — Пойдем со мной. Я поговорю с начальником насчет работы. Если ты несколько дней поработаешь просто за пищу, он потом положит тебе зарплату“. Я ответил на его предложение молчанием. В другой раз, когда я сидел на скамейке у пещеры Вирупакша, ко мне поднялся маленький мальчик и долго пристально на меня смотрел. Потом у него потекли слезы и он громко зарыдал. Паланисвами, который был внутри пещеры, вышел наружу и спросил его: „Почему ты плачешь?“ „Когда я смотрю на него, мне его так жалко“, — сказал мальчик и продолжил рыдать». Шри Бхагаван, как он часто делал, когда рассказывал истории, оживлял повествование, разыгрывая по ролям действия персонажей. В этом случае он искусно сымитировал речь и рыдания мальчика.
26 Вопрос: В Пуранах говорится, что мокша означает жизнь на Кайлаше, в Вайкунте или в Брахмалоке (индуистских небесах и получение там даршана Бога. Правильно ли это? Или же мокша наступает, только когда кто-то сливается с Брахманом в том состоянии, когда нет осознания тела, мира и ума? Бхагаван: Жизни в Вайкунте и на Кайлаше — это не мокша. Если каждый попадет в Вайкунту и на Кайлаш, где там найти для всех места? Если я должен жить и наслаждаться блаженством вместе с Богом, тогда Бог должен быть джада (бездеятельным). Если он джада, где нам наслаждаться блаженством? Потом Бхагаван привел стих тридцать первый «Улладу Нарпаду», в котором описывается истинное состояние освобождения: Тому, кто разрушил себя (свое эго) и пробужден к своей природе блаженства, в чем еще совершенствоваться? Он не видит ничего, отличного от себя. Кто может постичь его состояние?
27 Несколько человек приехали с юга за даршаном Бхагавана. Среди них был маленький мальчик лет пяти. Он сделал намаскарам, потом приблизился к Бхагавану и с любовью взглянул на него. Бхагаван положил левую руку на голову мальчика и спросил: «Что ты хочешь?» Мальчик твердо ответил: «Я не хочу ничего». «О! — сказал Бхагаван. — Наш человек». Затем, обращаясь к людям, с которыми мальчик приехал, он добавил: «Если он будет оставаться в состоянии „не-желания“, к нему придет все». Это напомнило Бхагавану один старый случай из его жизни: «Когда я жил при храме Пачайямман, моя набедренная повязка порвалась. Я никогда никого ни о чем не просил, так что пришлось зашивать ее самому. В качестве иголки я использовал колючку от кактуса. Я стянул повязку по краям нитью, которую достал из нее же. После ремонта я смог ее носить еще два месяца. В то же самое время у меня было полотенце, в котором дыр было столько, что оно походило на сеть. Однажды пастух, увидев это полотенце и пытаясь надо мной посмеяться, сказал: „Свами, Губернатору [провинции] хочется иметь это полотенце". Постирав и высушив полотенце, я обычно наматывал его на руку, так чтобы никто не видел, в каком оно состоянии. Каким-то образом те, кто был со мной, прознали об этом и принесли три комплекта новых набедренных повязок и полотенец. Они забрали мое старое полотенце и заставили сменить набедренную повязку на новую. Если остаешься в состоянии „нежелания“, все к тебе придет. Вот почему как приязнь, так и неприязнь нежелательны».
28 Морис Фридман: Иногда во время медитации я вхожу в состояние, в котором я ничего не знаю. Это состояние манолайи или манонасы? Бхагаван: Как в манолайе, так и в манонасе вопросов не возникнет. Фридман: Что такое манонаса? Бхагаван: Непрерывно оставаться таким, каков есть, когда не возникает никакого сомнения или мысли вроде «ничего не известно» или «что-то известно» — только это и есть манонаса.
29 Вопрос: В писаниях говорится, что внимание следует сосредоточивать в центре между бровями. Это правильно? Бхагаван: Чувство «я есть» непосредственно очевидно для всякого. Что за радость в лицезрении какого-либо особого Бога, если этим чувством пренебрегают? Нет ничего более глупого, чем думать, что Бог существует только в определенных местах, таких, как точка между бровями. Сосредоточение внимания на этих местах — это просто насильственная форма садханы, целью которой является концентрация ума, для того чтобы предупредить его метания туда-сюда. Исследование «кто я?» — куда более легкий метод контроля ума. Все методы религии хороши только на определенных уровнях развития. Сотворенная умом майя должна быть разрушена самим же умом. Вопрос: Какую пищу должен есть духовный искатель? Бхагаван: Нияма (правило), что есть нужно саттвическую пищу в умеренных количествах, лучше всех прочих ниям. Вопрос: В писаниях рассказывается о разных видах асан (йогических поз). Какая из них лучше? Какую нужно практиковать? Бхагаван: Нидидхьясана (ничем не нарушаемая медитация или созерцание) лучше всего. Достаточно, если практикуется это.
30 В разное время я бегло записывал короткие ответы или утверждения Бхагавана, которые по той или иной причине вдохновляли меня на тот момент, когда были произнесены. Обычно я опускал сам вопрос или контекст ответа, потому что не думал тогда, что они представляют собой что-то очень уж важное. Ниже приведены двенадцать таких записей. 1. Течение реки останавливается, как только она достигает океана и становится с океаном одним целым. Подобным образом, если чей-то ум всегда медитирует на Самость, в конце концов он становится Атмамайям (т. е. он станет одной природы с Самостью). 2. Когда кто-то спросил Бхагавана, как избавиться от гнева, тот ответил: «Разгневайся на гнев. Желание — корень гнева. Отсутствие желания есть абсолютное счастье». 3. Естественное имя каждого — мукти. 4. Тот подлинно человек, кто не перестает удерживаться в состоянии Самости, когда ему приходится заниматься разного рода проблемами, которые приходят сами по себе и без его желания. 5. Тот, кто думает «я есть тело», впадает в грех самоубийства. Тот, кто думает «я есть Атман», — человек, которому ужасно повезло. Момент медитации на «я есть Атман» разрушит всю санчита карму, точно так же, как солнце разрушает тьму. Как карма может остаться неразрушенной в том, кто постоянно медитирует таким образом? 6. Когда приходит сон, бодрствуй. Спи, когда бодрствуешь. Это и есть «спать, не спя». Быть свободным от тревог — спать, не спя. 7. Желание — это майя. Отсутствие желания — Бог. 8. Тот человек, который любит Вседержителя, понимая, что ничего не может быть достигнуто его собственными деяниями, и кто вместо этого ожидает, что всякое действие будет исполнено только Богом, — такой человек всякую минуту ведом Богом по пути истины. 9. Каждый повсюду видит себя. Он находится в том же состоянии, в каком находятся Бог и мир. 10. Естественная преданность — это знать Себя и постоянно оставаться в том состоянии, не забывая его. 11. Бог меньше мельчайшего атома и больше космоса. Все есть формы Бога. Из-за нашего ощущения отделенного мы думаем, что мы индивидуальные личности. Нет в мире заблуждения большего, чем это. 12. Об испорченных других может думать только тот, кто испортил самого себя.
31. Вопрос (подан как список вопросов в письменном виде): а. Сотворил ли Бог мир вначале с таким же количеством различий, какое существует сейчас? Или эти различия появились на свет спустя какое-то время? б. Если Бог общий для всех, почему некоторые люди хорошие, а некоторые плохие? Один хромой, другой слепой, один человек джняни, тогда как многие другие аджняни. Почему он создал все эти различия? в. Существуют ли даже сегодня ашта дик палаки (духи-хранители восьми главных мест), тридцать три крора, или дэва (воплощенных духа) имахариши (великие видящие)? Бхагаван (мельком взглянув на бумагу): Ответ на все эти три вопроса выявится сам собой, если ты спросишь себя, кому эти вопросы пришли на ум? После того как мы сначала познаем себя, если мы затем глянем на сотворенный Богом мир, мы поймем истину. Пытаться познать Бога и мир, не познав себя, есть и в самом деле невежество. Мнения человека, который не знает сам себя, подобны мнениям человека, который сам страдает желтухой и говорит другим, что все вокруг него окрашено желтым. Кто согласится с ним? Маленькое семя содержит в себе большое баньяновое дерево, но что появилось первым: дерево или семя? Что сказать в ответ на этот вопрос? Существует только один настоящий ответ на такие вопросы: «Если познаешь себя, мира не существует». Потом Бхагаван подкрепил это утверждение, приведя четыре строки из собственных философских работ: Разве это не невежество познавать все остальное, не познав Самости, которая есть источник всякого знания? Может ли это быть знанием? («Улладу Нарпаду», стих II, строки 1 и 2). Если у тебя есть форма, мир и Бог тоже будут иметь форму. («Улладу Нарпаду», стих 4, строка 1) Что еще познавать, когда познана Самость как таковая? («Атма Видья Киртанам», стих 3, строка 2) Немного позже Бхагаван дал похожий ответ другому преданному, который хотел получить информацию о Боге и творении. Вопрос: Почему Бог, который предположительно свободен от всяких желаний, сотворил мир? Бхагаван: Этот вопрос будет уместен, только если он существует отдельно от Бога. Почему такие вещи подвергаются сомнению? Кто тот, который спрашивает, прежде всего? Существует ли этот вопрос, когда ты спишь? «Я одно, Бог другое», — кто велел тебе мыслить подобным образом? Только когда мы знаем о собственных характеристиках, мы способны будем узнать о характеристиках Бога. Разве не правильно? Сначала узнай, чем являешься ты, что есть Самость. Что есть Бог, может быть познано позже.
32 Вопрос: Из-за того что у меня слишком много работы, я постоянно забываю медитировать. Если я буду вот так часто забывать медитировать, когда же у меня наступит прогресс? Бхагаван: Ничего страшного. Джняна не приходит за день. Самскары (привычки ума) уйдут только со временем. Сегодня мы можем думать каждые четыре часа: «О, я забываю медитировать». Завтра мы можем вспоминать об этом каждые три с половиной часа, через день каждые три. И так далее. Энтузиазм в отношении медитации постепенно придет. Зачем ты думаешь: «Почему я не помедитировал?» или «Почему я не потрудился?» Если мысли «я делал» и «я не делал» отвергнуты, тогда всякие действия в конце концов будут как медитация. В том состоянии медитацию невозможно отвергнуть. Это состояние сахаджа самадхи. Вопрос: Были ли у меня пуньи в предыдущих рождениях? Бхагаван: Если бы не было, как эти мысли смогли бы прийти тебе в голову?
33 Следующие вопросы были заданы активисткой партии Индийский Конгресс по имени Рамесшари Неру. Вопрос: Каково мнение Бхагавана о возможности для хариджан входить в храмы? Бхагаван: У меня нет особого мнения. Все вещи свершаются по воле Бога. Все, что нужно сделать, делается Богом в надлежащее время в надлежащем месте и надлежащим образом. Вопрос: Хорошо ли человеку заниматься общественной работой? Или вместо этого лучше идти в пещеру и медитировать? Бхагаван: Хорошо и то и другое. Но только тот, кто послужил себе самому, знает, как послужить обществу.
34 Женщина по имени леди Бейтмен приехала в ашрам с друзьями и сопровождением и осталась на несколько дней. Она пришла за даршаном вместе со своей группой и спросила Бхагавана: «Так же как и мы, Бхагаван ест, разговаривает, прибегает к лекарствам от зубной боли и т. д. В чем тогда разница между нами и Бхагаваном? Я не вижу никакой разницы». Бхагаван объяснил разницу между джняни и аджняни, приведя несколько аналогий: «Сразу перед тем как лечь спать, маленький мальчик начал плакать и попросил у матери: „Мама, я голодный. Дай мне рису“. Мать ответила: „Пожалуйста, подожди немного, рис еще готовится". Мальчик уснул раньше, чем рис был готов. Немного позже мать разбудила его и показала ему разные блюда из приготовленного риса: „Посмотри, вот рис и дал, вот расам, вот рис с творогом“. Мальчик был очень сонным, но все-таки смог поесть, прежде чем уснул снова. На следующее утро, сразу как только проснулся, он спросил мать: „Почему вчера вечером ты не дала мне риса?“ Все люди в доме знали, что он поел, но сам мальчик этого не осознавал, потому что для него это был просто вставленный в сон эпизод посередине ночи. Действия джняни чем-то похожи на те, что осуществлял тот маленький мальчик. То есть другие люди видят, что он принимает участие в различной деятельности, но сам джняни не осознает, что он что-то делает. Есть еще две другие похожие аналогии: можно сказать, что состояние джняни подобно состоянию человека, который слушает рассказ, тогда как его ум находится где-то еще, или что он похож на спящего погонщика запряженной буйволами повозки, чья повозка движется по дороге, даже несмотря на то, что он спит. Давайте я приведу еще один пример. Двое людей спали в одном и том же месте. У одного из них был сон, в котором оба они испытывали мучения, пока пробирались через дремучие леса. Другой человек спал хорошо, и сны ему не снились вообще. Тот, кому снились сны, думал, что другой, который спал хорошо, тоже страдает. Тот, кому снится сон, подобен аджняни: он создал для себя мир сна, страдает в том сне, а поскольку он неспособен видеть, что это только сон, он верит, что все люди из его сна тоже страдают. Джняни же, напротив, мир не снится совсем. Он не выдумывает страданий ни для себя, ни для других людей. Так происходит потому, что джняни смотрит на все как на джняну, как на свою собственную Самость, тогда как аджняни видит вокруг себя только аджняну. То, по отношению к чему джняни спит, для аджняни явь. То, по отношению к чему аджняни спит, для джняни явь. Свами Рама Тиртха однажды делал джапу имени Шивы на крыше высокого здания. Человек, бывший аджняни, поднялся к нему и сказал: „Спрыгни отсюда вниз. Тогда и посмотрим, сможет ли тебя спасти то слово, которое ты повторяешь".Свами Рама Тиртха спросил его: „Где верх, а где низ?“ Для джняни, который видит только джняну, таких различий не может существовать. Аджняни подобен человеку, который смотрит только на имена и формы, что появляются на киноэкране. Джняни же, напротив, всегда осознает экран, на котором имена и формы появляются».
35 В 1939 г. двое сотрудников Конгресса пришли в Холл и начали задавать Бхагавану вопросы: Вопрос: Можем ли мы вашей милостью обрести джняну и научить ей людей в мире? Бхагаван: Сначала познайте себя. Оставьте в покое идею об обучении других. Если после вашей реализации останутся этот мир и его люди, можете учить их. Пытаться помогать миру, не познав самого себя, — все равно что слепому пытаться лечить глазные болезни у других. Сначала очистите свои собственные глаза. Если вы это сделаете, то увидите глаза всех остальных как свои собственные. Тогда, если вы видите глаза всех остальных как свои собственные, как вы можете существовать, не помогая им? Вопрос: Почему никто не способен обрести джняну, сколько ни читай махавакью «ахам брахмасми» из «Веданта шастр»? Бхагаван: Знание Себя не в «Веданта шастрах». Знание Себя может быть обретено только через изучение себя. Вопрос: Как изучать себя? Бхагаван: Ты можешь себя изучать, только если существует два «себя» (тот, кто изучает, и тот, кого изучают). Пребывать в качестве Самости и есть изучать Себя. Если изучаешь веды или шастры, ты, возможно, добьешься уважения в мире. Тогда общество будет украшать твою шею гирляндами, читать тебе приветственные письма, предоставит тебе хорошую еду, даст красивое имя и много денег. Но все эти вещи станут большими помехами для джняны и садханы. Вопрос: Тем не менее, сколько мы ни стараемся, страдания, вызванные самсарой, никуда не деваются. Бхагаван: Если мы увидим, кто обладает самсарой, страдание уйдет. Вопрос: Сказано, что можно достичь Самости средствами йоги Патанджали. Так ли это? Бхагаван: Йога означает соединение двух существующих вещей. Согласитесь ли вы с тем, что существует два «я»? Вопрос: Нет. Бхагаван: Где тот, кому нужно достигать знания о Самости? Поскольку мы сами уже являемся Самостью, страдание возникает, только когда мы думаем, что «я есть тело» или что «существует некая Самость, которую нужно достичь». Самость — это не что-то такое, что находится где-то далеко. Нам нет необходимости искать ее, путешествуя на самолетах и поездах. Поступая так, мы будем похожи на человека, который, будучи погруженным в воду, кричит: «Я хочу пить! Я хочу пить!» Если мы хотим достичь Самости, уже являясь Самостью, как такое возможно? Вопрос: Пожалуйста, укажите нам метод, чтобы разрушить ум. Бхагаван: Найдите того, кто этим умом обладает. Если после того как вы добьетесь в этом успеха, ум еще будет существовать, тогда можете поискать метод, чтобы его разрушить. Вопрос: Умом обладаю я. Бхагаван: Кто ты? Ты — это тело? Почему ты не задаешь подобных вопросов, пока спишь? Согласен ли ты, что ум и прана (жизненная сила, которая одушевляет тело) не являются тобой? Вопрос: Не являются. Бхагаван: Ты есть Самость. Если существует что-то отдельное от тебя, ты можешь думать о том, чтобы сделать для него что-то хорошее или плохое. Но если ты сам есть единственно существующий, как может быть какая-то приязнь или неприязнь? Отсутствие желаний — вот абсолютное блаженство. Вопрос: Из-за нашего невежества мы просим вас еще раз. Мы умоляем Шри Бхагавана простить нас и дать нам ответ. Сказано, что нужно выполнять духовную практику (абьясу), чтобы избавиться от ума. Как это следует делать? Бхагаван: Исследование с помощью ума: «Чей это ум, который следует разрушить?» и есть абьяса, чтобы избавиться от ума. Вопрос: Кто я? Я не знаю. Бхагаван: Даже не зная, кем мы являемся, мы хотим добиться чего-то еще. То, чего мы хотим добиться, — это то, чем мы уже являемся. Переживание любого состояния или божественного мира, которое к нам приходит, в конце концов снова уйдет. То, что приходит и уходит, — это не Самость. То, что всегда присутствует в переживании каждого, — только то и есть наша подлинная Самость. То есть мокша. Вопрос: Какую пользу может принести Гуру ученику? Бхагаван: Гуру и Бог могут только обозначить путь, сказав: «Ты есть То». Больше ничего сделать невозможно. Пройти по пути — это работа ученика. Вопрос: Я хочу познать себя. Вы должны указать мне путь. Бхагаван: Ты согласен с тем, что у тебя два «я»? Вопрос: Это то, о чем я ничего не знаю. Что мне следует делать, чтобы заставить ум успокоиться? Бхагаван: Достаточно продолжать наблюдать за местом, откуда ум возникает.
36 Однажды, когда я гулял с Бхагаваном по горе, я обратился к нему с просьбой: «Бхагаван, я ничего не хочу в этом мире, кроме способности не иметь мысли я-есть-это-тело». Мягко кивнув головой, Бхагаван милостиво ответил: «Все великие люди упорно трудились только над этим. Ты тоже есть То».
Беседы с Аннамалаем Свами В течение примерно девяти месяцев 1986 г. американский санньясин по имени Сатья записал и транскрибировал большое количество диалогов, которые происходили между Аннамалаем Свами и приходившими к нему посетителями. Этот раздел состоит из отредактированных наиболее интересных фрагментов бесед, имевших место в тот период времени. Все задававшие вопросы посетители были иностранцами, и большинство из них пришли к Аннамалаю Свами за советом, как правильно медитировать. Аннамалай Свами отвечал, давая им в изящной и убедительной форме краткое изложение учения Бхагавана о духовной практике. Каждая из последующих бесед имеет свой номер и содержит наставления, которые давались в какой-то определенный день, приходящийся на этот период. Мне не удалось идентифицировать тех, кто задавал вопросы, но следует заметить, что в некоторые дни вопросы задавал не один человек, а несколько. Это объясняет то, что в некоторых местах тема резко меняется, а также то, что существуют некоторые очевидные противоречия во взглядах, практиках и опытах посетителей, задававших вопросы. Дэвид Годман