Свами Рама

Тема в разделе 'Современные мастера адвайты', создана пользователем Архивариус, 3 ноя 2016.

  1. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    Ts_320.jpg

    Шри Свами Рама (с.)​



    отрывки из глав книги :

    «Жизнь среди гималайских йогов»

    ссылка на источник


    II. УРОКИ УЧИТЕЛЯ

    Мои претензии к учителю

    Однажды я сказал своему учителю: «Вы обманываете меня». Когда мы чувствуем свою неполноценность и в то же время обладаем сильным эго, в нас развивается склонность обвинять других.

    «Что случилось?» — спросил учитель.

    «Вы думаете, что я все еще ребенок, и скрываете от меня некоторые вещи».

    «Скажи мне, что я от тебя скрываю?»

    «Вы не показываете мне Бога. Возможно вы не в состоянии это сделать и можете лишь читать мне наставления о Боге. Если это предел ваших возможностей, вы должны в этом честно признаться».

    «Я покажу тебе Бога завтра утром», — сказал учитель.

    «Правда?» — воскликнул я.
    «Непременно. Ты готов к этому?»

    Обычно я всегда медитировал перед тем, как ложиться спать, но в ту ночь я был не в состоянии это делать. Я был уверен, что на следующее утро увижу Бога, — зачем же было заниматься медитацией? Я испытывал такое нетерпение и возбуждение, что всю ночь не сомкнул глаз. Рано утром я пошел к своему учителю.
    Я даже не искупался, решив, что в такой исключительный день ни к чему тратить время на купание. Я лишь пошлепал себя по щекам, пригладил волосы и в таком виде предстал перед учителем.

    «Займи свое место», — сказал мне учитель.
    «Ну вот, сейчас он покажет мне Бога», — подумал я.

    Я не отличался особой почтительностью, но в то утро вел себя необычайно почтительно. Я много раз поклонился своему учителю.

    Он посмотрел на меня и сказал: «Что с тобой такое? Ты как-то подозрительно себя ведешь. Почему ты так взволнован?»

    «Как, разве вы забыли? — воскликнул я. — Вы обещали показать мне Бога».

    «Хорошо, — сказал он, — но только скажи, Бога какого вида ты предпочитаешь увидеть».

    «Но разве существуют разные виды Богов?»

    «А как ты представляешь себе Бога? — ответил учитель вопросом на вопрос.
    — Я готов показать тебе Бога точно в таком виде, в каком ты себе его представляешь и характеризуешь.
    Все хотят видеть Бога, но при этом не имеют ни в сердце, ни в уме убежденности в его существовании.
    Если ты что-то ищешь, но не уверен твердо в цели своих поисков, то что ты найдешь?
    Если я скажу тебе, что все, что ты видишь, есть Бог, то это тебя не удовлетворит.
    Если я скажу, что Бог внутри нас, то ты опять-таки останешься неудовлетворенным.

    Предположим, я покажу тебе Бога, а ты скажешь: «Нет, это не Бог". Что мне тогда делать?
    Поэтому расскажи мне, как ты представляешь себе Бога, а я создам его для тебя».

    «Подожди минуту. Дай мне подумать», — произнес я.

    «Бог находится вне пределов твоего мышления. Вернись обратно на свое место для медитации и, когда будешь готов, дай мне знать. Можешь прийти ко мне в любое время, после того как решишь, какого Бога ты хочешь увидеть. Я не лгу, — я действительно покажу тебе Бога. Показать тебе Бога — мой долг».

    Я, как только мог, пытался представить себе, каким же может быть Бог, но мое воображение не выходило за пределы человеческой формы. Мысленно я перенесся в царство растений, затем в царство животных и, наконец, в мир человека. Так я пришел к созданию в своем воображении образа мудрого и красивого человека, очень сильного и могущественного. «Бог должен выглядеть именно так», — подумал я сначала.

    Но потом я понял, что выставил своему учителю глупое требование. Что я мог испытать, не отдавая себе ясного отчета в том, чего хочу?

    Наконец, я явился к своему учителю и сказал: «Господин, покажите мне того Бога, который может освободить нас от страданий и даровать счастье».

    «Это ни что иное, как состояние уравновешенности и спокойствия, которое ты должен культивировать в себе», — ответил учитель. Без ясности в мыслях простое желание увидеть Бога подобно блужданию на ощупь в темноте.

    Я обнаружил, что человеческий ум имеет свои пределы и способен создавать мысленные образы лишь в соответствии со своими ограниченными возможностями. Ни один человек не в состоянии объяснить, что есть Бог или постичь его умом. Можно говорить, что Бог есть истина, океан любви, абсолютная реальность или тот, кто создал эту Вселенную.

    Но все это лишь абстрактные идеи, не способные удовлетворить желание лицезреть Бога. Что же можно увидеть? Те, кто верят в то, что Бог — это живое существо, могут представить его себе и иметь видение, но, в действительности, Бога нельзя увидеть человеческими глазами.

    Постичь Бога можно лишь путем постижения своего истинного Я, а затем Я всего сущего.

    Поэтому, когда ученик предъявляет претензии типа: «Я хочу увидеть Бога; мой учитель не показывает мне Бога;
    мой учитель не дает мне того, что я хочу», — он должен, в конце концов, понять, что это не входит в обязанности учителя.

    Выясните, не предъявляете ли вы необоснованных претензий к своему учителю, и вместо того, чтобы что-то требовать от него, трансформируйте себя изнутри.

    Бог находится внутри вас, и это нечто, находящееся внутри вас, есть объект самопознания.
    Никто не может показать Бога кому-либо другому. Человек должен сам познать свое истинное Я, и тем самым он познает Я всего сущего, которое называют Богом.

    Пребывая в состоянии невежества, ученик думает, что Бог — это какое-то особое существо, и хочет увидеть это существо так же, как видит предметы внешнего мира. Этого никогда не случится. Но когда он постигнет, что Бог есть истина, и станет практиковать истину на словах и на деле, тогда его невежество в отношении природы Бога рассеется, и к нему придет самопознание.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  2. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    II. УРОКИ УЧИТЕЛЯ

    Наука отдавать

    Почти все дети бывают весьма эгоистичны по своей природе. Они не любят отдавать что-либо другим. Меня воспитывали так, чтобы я смог преодолеть в себе эту склонность. В горах я обычно принимал пищу только один раз в день. Обыкновенно я съедал кусок чапатти*, немного овощей и выпивал чашку молока.
    * Индийский хлеб.

    Однажды, когда было около часу дня, я вымыл руки, уселся, и мне дали пищу. Я поблагодарил и уже собрался приняться за еду, как вдруг вошел мой учитель и сказал: «Подожди!»

    Я удивился: «В чем дело?»

    Он ответил: «Пришел один старый свами. Он голоден, и ты должен отдать ему свою пищу».

    «Нет, — воспротивился я, — я не буду этого делать, даже если он свами. Я тоже голоден и больше не получу никакой еды до самого завтрашнего дня».

    Он сказал; «Ты от этого не умрешь. Отдай ему свою еду. Но не делай этого лишь потому, что я так приказал. Отдай ее ему как подношение, которое ты совершаешь с любовью».

    Я сказал: «Я голоден. Как я могу испытывать любовь к человеку, который собирается съесть мою пищу?»

    В конце концов, так и не сумев убедить меня в том, чтобы я преподнес свою пищу свами, учитель сказал: «Я приказываю тебе предложить ему пищу».

    Вошел свами. Это был старик с белой бородой. Он странствовал по горам совершенно один, имея при себе лишь одеяло, посох и деревянные сандалии.

    Мой учитель обратился к нему со словами: «Я так счастлив видеть Вас у себя. Не благословите ли вы моего мальчика ради меня?»

    Но я вмешался: «Я не нуждаюсь в вашем благословении. Мне нужна еда. Я голоден».

    Мой учитель сказал: «Если ты потерял над собой контроль в эту минуту слабости, то ты потеряешь его и в сражении жизни. Пожалуйста, предложи свою пищу этому свами. Сначала принеси ему воды, а затем омой ноги».

    Я выполнил то, что мне было сказано, но сделал это без охоты и без понимания того, зачем это нужно. Я помог ему вымыть ноги, а затем попросил присесть и отдал ему свою пищу.

    Он съел ее, а затем произнес: «Да благословит тебя Бог! Теперь ты никогда не будешь чувствовать голода до тех пор, пока еда не будет стоять перед тобой. Таково мое благословение для тебя».

    Его голос до сих пор звучит в моих ушах. С того самого дня я навсегда избавился от той побудительной причины, которая столь часто склоняла меня к детскому попрошайству.

    Существует узкая граница, отделяющая эгоизм от бескорыстия, любовь от ненависти. Тому, кто пересекает ее, доставляет радость делать что-то для других, не ожидая при этом ничего взамен.

    Это — высший вид радости и существенный шаг на пути к просветлению. Эгоисту нечего и мечтать о таком состоянии реализации, так как его сознание остается ограниченным узкими рамками его собственного эго. Бескорыстный человек воспитывает свое эго и использует его для достижения высших целей.

    Бескорыстие — это та общая черта, что свойственна всем великим мужчинам и женщинам во всем мире. Нельзя достигнуть чего-либо без бескорыстного служения. Любые ритуалы и любое знание священных текстов окажутся напрасными, если в действиях человека отсутствует бескорыстие.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  3. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    II. УРОКИ УЧИТЕЛЯ

    Пересечение бурной реки

    Учащихся много — учеников мало. Многие приходили к моему учителю и просили принять их в ученики. Все они доказывали свою верность, служа ему, учась у него и выполняя духовные практики.

    Но он не давал положительного ответа. Однажды он созвал к себе всех претендентов (а их тогда было двадцать человек) и сказал: «Пойдемте со мной». Все последовали за ним, и он привел их на берег реки Тунгбхадра.

    Это была полноводная, очень бурная и опасная река.

    Он сказал: «Тот, кто сможет переплыть эту реку, станет моим учеником».

    Один человек сказал: «Господин, я знаю, что смогу это сделать, но я должен вернуться назад и закончить свою работу».

    Другой сказал: «Господин, я не умею плавать».

    Я не сказал ничего. Как только учитель произнес свои слова, я прыгнул. Он сел и стал спокойно наблюдать за тем, как я переплываю реку. Она была очень бурной. В ней обитало много крокодилов, огромные бревна, кружась, уносились ее потоком, но я не думал об этом. Мой ум был целиком поглощен стремлением выполнить поставленную передо мной задачу. Я любил, когда мне бросали вызов, и всегда с радостью принимал его. Проверка собственных сил служила источником вдохновения для меня. Несмотря на усталость, я все плыл и плыл, пока, наконец, не достиг другого берега.

    Мой учитель сказал остальным собравшимся: «Он никогда не называл себя моим учеником, но он прыгнул».

    Я был достаточно близок к своему учителю, чтобы знать его силу. Я думал: «Он хочет, чтобы его ученики переплыли эту реку. Что же, я сделаю это. Я смогу это сделать. Со мной ничего не случится, раз он здесь. Почему бы мне не сделать это?» Столь твердыми были моя вера и решимость.

    Вера и решимость — это две важных ступени на лестнице, ведущей к просветлению. Без них можно лишь говорить и писать о такой вещи, как просветление, но никогда нельзя достичь его.

    Без веры мы можем достичь определенной интеллектуальности, но лишь при ее наличии становится возможным проникновение в наиболее тонкие покои своего существа.

    Решимость — это сила, которая помогает нам преодолеть все разочарования и препятствия. Она помогает вырабатывать силу воли, что является основой успеха внутри и вовне. В священных текстах говорится, что с помощью санкальпы шакти (силы решимости) можно добиться всего чего угодно.

    Эта шакти стоит за огромными трудами всех великих руководителей этого мира. Чувствуя за собой эту силу, такой руководитель говорит: «Я сделаю это; я должен это сделать; я в силах это сделать». Если человек не утрачивает силу решимости, он неизбежно достигает желаемой цели.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  4. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    II. УРОКИ УЧИТЕЛЯ

    Майя, космическая пелена

    Однажды я сказал своему учителю: «Господин, меня учили, что авидья (невежество) и майя (иллюзия) — это одно и то же. Но по-настоящему мне непонятно, что такое майя».

    Учитель часто учил меня посредством демонстрации, и поэтому он сказал: «Завтра утром я покажу тебе, что такое майя». Ту ночь я провел без сна, думая о том, что на следующее утро меня ожидает встреча с майей.

    На следующий день мы, как обычно, отправились совершать свои утренние очистительные процедуры. Затем опять встретились. Искупались в Ганге. После чего я почувствовал, что вряд ли смогу заниматься медитацией, настолько сильно я был возбужден перспективой раскрытия тайны майи. На пути обратно в пещеру мы поравнялись с деревом, имевшим большой, сухой ствол.

    Мой учитель бросился к дереву и приник к нему всем телом. Никогда до этого я не видел, чтобы он бегал столь быстро.

    Он закричал: «Ты же мой ученик! Помоги мне!»

    Я воскликнул: «Что? Вы же помогли столь многим людям и вдруг сегодня нуждаетесь в моей помощи! Что с вами случилось?»

    Я испугался этого дерева. Я не хотел к нему приближаться, боясь, что оно и меня захватит в плен. Я думал: «Если это дерево поймает и меня, кто тогда поможет нам обоим?»

    Он заплакал: «Помоги мне. Ухватись за мою ногу и тяни, что есть силы». Я попытался это сделать, призвав все свои силы, но так и не смог оторвать его от дерева.

    Тогда он сказал: «Мое тело захвачено в плен этим деревом». В попытках оторвать его от дерева я исчерпал все свои силы.

    Наконец, я прекратил думать и сказал ему: «Как такое может быть? Дерево не способно удерживать тебя. Что ты делаешь?»

    Он засмеялся и сказал: «Вот это и есть майя».

    Мой учитель объяснил мне, что такое анади видья, космическая иллюзия, точно таким же путем, как это было описано Шанкарой.

    Он сказал, что авидья — это индивидуальное невежество, в то время как майя — это как индивидуальная, так и космическая иллюзия. «Ма» означает «не», а «йя» означает «то».

    Майя — это то, что не существует, но тем не менее выглядит существующим, так же как мираж.

    Затем мой учитель рассказал мне о другой философской школе, которая утверждает что майя — это всемирная иллюзия, а также — мать Вселенной.

    От него я узнал, что в философии тантры майю рассматривают одновременно как космическую шакти и как первичную силу кундалини, пребывающую в спящем состоянии в каждом из людей.

    Посредством фокусирования сознания на абсолюте происходит пробуждение этой силы внутри, после чего она устремляется к центру сознания.

    Если человек приходит в контакт с этой силой, он легко может достичь наивысшего уровня сознания. Те, кто не пробуждает в себе этой силы шакти, так и остаются чувственными и невежественными.

    После изложения философии майи учитель сказал:

    «Когда мы посвящаем свой ум, свою энергию и ресурсы вере в то, чего не существует,
    тогда это кажется существующим. Это и есть майя.
    Не строй надежд на получение чего-либо от злых и порочных дел, дьявола, авидъи или майи
    и тем самым огради себя от состояний стресса и беспокойства.
    Даже духовные люди впадают в соблазн возложения на мир вины
    за отсутствие прогресса в своих духовных достижениях.
    Такая слабость создает существенные препятствия,
    потому что, не имея искренности, честности и упорства мы не сможем познать самих себя.
    Мы облекаем свои слабости в материальную форму и думаем,
    что источником препятствий являются объекты внешнего мира».

    Мой учитель сказал мне, что я должен культивировать непривязанность и постоянное осознавание.

    Он говорил:

    «Привязанность создает прочнейшие из оков, делающие человека слабым,
    невежественным и лишенным осознания абсолютной реальности.
    Майя, или иллюзия, глубоко уходит своими корнями в привязанность.
    Когда мы к чему-то привязаны или чего-то желаем,
    это что-то становится источником иллюзии для нас.

    Люди, свободные от привязанностей
    и направляющие свои желания на духовный рост,
    свободны от оков майи — иллюзии.
    Чем меньше привязанности, тем больше внутренней силы;
    чем больше внутренней силы, тем ближе цель.

    Вайрагья и абхьяса — непривязанность и постоянное осознание абсолютной реальности
    — подобны двум крыльям птицы,
    способной перелетать с плана смертных существ на высоты бессмертных.
    Те, кто не позволяет иллюзии майя подрезать свои крылья, могут достичь совершенства.

    Многие люди путают привязанность с любовью.
    Но, будучи привязанным, вы делаетесь эгоистичным,
    заинтересованным в собственных удовольствиях, и злоупотребляете любовью.
    В вас развивается инстинкт собственничества, и вы стремитесь заполучить объекты своих желаний.
    Привязанность создает оковы, в то время как любовь дарует свободу.

    Говоря о непривязанности, йоги учат не безразличию,
    а тому, как быть искренним и бескорыстно любить других.
    Непривязанность, правильно понимаемая, означает любовь.
    Непривязанность, или любовь, могут культивировать в себе
    как люди, живущие в миру, так и люди, отрекшиеся от мира».

    Полученный мною в Гималаях на берегу Ганга урок помог мне понять, что иллюзия создается самим человеком.

    Путем передачи этого знания мой возлюбленный учитель привел меня к осознанию природы космической иллюзии и тех индивидуальных препятствий, которые мы создаем.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  5. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    II. УРОКИ УЧИТЕЛЯ

    Благословенное проклятие

    Если я становился эгоистичным, то всегда терпел неудачу. Таков мой личный опыт.

    Мой учитель сказал мне: «Можешь стараться изо всех сил, но всякий раз, когда ты будешь подпитывать свое эго или предпринимать что-либо из эгоистических побуждений, ты будешь терпеть неудачу. Это мое проклятие тебе».

    Я посмотрел на него с удивлением. Что он такое говорит?

    Тогда он продолжил: «А вот тебе мое благословение: всякий раз, когда тебе захочется стать бескорыстным, любящим и лишенным эго, ты будешь обнаруживать огромную силу, стоящую за тобой, и никогда не потерпишь неудачи в достижении благой цели».

    Эгоистичный человек всегда думает и говорит о самом себе. Эгоизм делает его замкнутым на самом себе и несчастным. Кратчайший путь к собственному просветлению — это путь через эго, путь отдачи эго в руки высшего Я.

    Сатсанга, общество мудрецов, и постоянное осознание внутреннего центра помогают выбраться из трясины иллюзий.

    Культивирование бескорыстия также очищает эго. Неочищенное эго — это зло, стоящее на пути вашего духовного восхождения. Но очищенное эго — это средство различения истинного Я и не-я, истинного Я и просто "я".

    Никому не под силу добиться расширения своего сознания, оставаясь эгоистичным.

    Те, кто воздвигает вокруг себя барьеры из-за проблем, связанных с их личным эго, неизбежно ввергают самих же себя в страдание, но те, кто старается постоянно осознавать свое единство с другими, могут оставаться счастливыми и бесстрашными, наслаждаясь каждым мгновением жизни.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  6. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    IV. ВОСПИТАНИЕ СМИРЕНИЯ

    Бесполезность эго и тщеславия

    Одно время местом проживания моего учителя было священное место в Гималаях под названием Тунгнатх. Я отправился туда навестить его и по пути остановился в одной горной церкви, носившей название Карнапраяг.

    Неподалеку от той церкви, в пещере, жил просветленный свами, известный под именем Прабхат Свами, и я решил, воспользовавшись случаем, посетить его. В то время я проходил обучение, необходимое для того, чтобы стать свами.

    Придя к нему, я увидел, что он сидит на сложенном вчетверо одеяле, а перед ним сидят несколько деревенских жителей. Я приветствовал его согласно нашей традиции, ожидая, что он предложит мне сесть рядом с ним.

    Тогда мне все еще был свойствен комплекс преувеличенной собственной важности, что по крайней мере отчасти объяснялось тем уважением и преклонением, которое выказывают жители Индии по отношению к свами. Такое отношение питает эго и создает много проблем для свами в процессе обучения. Прабхат Свами понял мою проблему.

    Он улыбнулся и произнес: "Пожалуйста, присаживайся где-нибудь".

    "Могу ли я попросить вас расстелить свое одеяло так, чтобы я смог сесть возле вас?" — спросил я.

    Свами отказал мне в этом. Я стал настаивать, но это только рассмешило его. "Почему вы не позволяете мне сесть рядом с вами?" — спросил я, не понимая, что придерживаюсь чересчур высокого мнения о себе и веду себя невежливо.

    Он процитировал мне диалог между Рамой и Гануманом из Йога Васиштхи и сказал: "С точки зрения вечности мы с тобой — одно и то же, но как человеческие существа мы пока что находимся в положении слуги, которым являешься ты, и хозяина, которым являюсь я.

    Современный человек старается занять положение хозяина без каких-либо достижений". Предписываемое мудрецу Вальмики поэтическое произведение, состоящее из двадцати шести тысяч строф на санскрите и содержащее множество метафизических историй, иллюстрирующих философию йоги.

    Затем он дал мне урок, рассказав следующую историю: "Один человек пошел посмотреть на некоего учителя, который восседал на высоком помосте, учил оттуда множество людей. Этот человек занимал весьма высокое положение в обществе, и поэтому его раздражало то, что к нему относятся также, как к остальным ученикам, без уделения особого внимания.

    Он подошел к учителю и спросил: "Господин, могу я сесть вместе с вами на этот помост?" "Ты должен узнать, в чем заключаются обязанности ученика и в чем заключаются обязанности учителя", — сказал учитель.

    "В чем заключаются обязанности ученика?" — спросил тот.

    "Ученик делает уборку, выполняет поручения, моет посуду, готовит еду, подготавливает и очищает себя, служит своему учителю".

    "А что же делает учитель?"

    "Учитель учит — он не делает никакой черной работы".

    "Почему же я не могу стать учителем, не делая ничего этого? Что общего имеет черная работа с обучением тому, как стать учителем?"

    "Это невозможно, так как в таком случае ты причинишь вред себе и другим. Ты должен понять с самого начала, что духовный путь может вытерпеть все, кроме эго".

    Эго создает завесу, отделяющую ученика от процесса его обучения. Становясь эгоцентричным, человек изолирует себя, и, лишаясь таким образом возможности общаться с учителем и прислушиваться к голосу своей совести, перестает следовать наставлениям учителя. Такое эго нуждается в строгой дисциплине и аскетическом образе жизни, без соблюдения которых всякая передача знания окажется напрасной".



    Мое раздутое эго

    Во время сезона дождей свами не путешествуют, а остаются в каком-нибудь одном месте в течение четырех месяцев. Пока они живут здесь, к ним приходят люди для изучения священных писаний. Я тоже, бывало, ежедневно проводил такие занятия, хотя сам лишь готовился стать свами.

    Ученики часто создают проблемы для такого учителя. Например, первое, что они делают, это помещают его выше себя, тем самым ограничивая возможности общения. Мои ученики построили высокий помост, на котором попросили меня сидеть. Я был необыкновенно горд тем, что у меня так много последователей.

    Такое случается с неофитами, жаждущими имени и славы. Чем более возрастает число последователей у такого человека, тем более эгоистичным он становится. Среди моих учеников был один свами, в отношении которого у меня сложилось впечатление, что он не слишком-то умен. Во время моих лекций он обычно сидел где-нибудь в уголке. На самом же деле этот свами был продвинутым адептом, о чем я абсолютно не подозревал.

    Он пришел, потому что я имел привычку молиться Богу: "Господи, просвети меня. Помоги мне, Господи". Я искренне плакал и молился, и поэтому Бог послал мне этого человека.

    А что же сделал я? Обычно я отдавал этому свами свою набедренную повязку для стирки и весь день заставлял выполнять различные поручения. Так он провел со мной около двух месяцев, пока, наконец, не решил преподать мне урок. Однажды утром мы сидели с ним на берегу Ганга.

    Во время чистки зубов я приказал ему: "Сходи и принеси мне воды".

    Однако он уже достаточно натерпелся от моего раздутого эго и сказал: "Продолжай чистить зубы". Сразу же после этих слов я перестал осознавать все, что происходило вокруг.

    Спустя два дня какие-то люди нашли меня лежащим в том месте. Мое лицо было страшно раздуто. Я выронил зубную щетку, но все еще продолжал непрестанно водить пальцем во рту. Я делал это бессознательно.

    Появился мой учитель и сказал: "Вставай!" Я открыл глаза, но оказался не в силах приподнять голову: столь тяжела она была. Мои губы распухли, а челюсть не двигалась.

    Тогда yчитель сказал мне: "Тот свами — великий мyдpец. Бог послал его тебе. Ты не знаешь, что такое скpомность и не умеешь себя правильно вести с божьими людьми. Тепеpь, надеюсь, ты yсвоил ypок. Hе совеpшай больше подобных ошибок. Затем он сказал: "Вставай. Смотpи на небо и начинай ходить".

    "Hо если я бyдy смотpеть на небо на ходy, я споткнyсь и yпадy", — возpазил я. "Hаклони головy, и тогда ты сможешь ходить, не спотыкаясь. Чтобы благополyчно пpойти свой опасный жизненный пyть, ты должен наyчиться смиpению. Эго и гоpдость — вот две пpегpады, заставляющие тебя спотыкаться на пyти.

    Если ты не обpетешь смиpение, ты не сможешь yчиться. Твой pост пpекpатится". Когда человек встyпает на пyть дyховности, смиpение пpиобpетает пpинципиально важное значение. Эго создает пpепятствия и пpиводит к yтpате способности pазличения. Когда отсyтствyет обостpенная способность к pазличению, человек не может pассyждать вполне здpаво и лишен ясности yма, а затyманенный yм является малоподходящим инстpyментом для пpодвижения по пyти пpосветления.

    Равно необходимы действие и отpечение. Того, кто пpимиpит одно с дpyгим, своей нагpадой yвенчает жизнь.

    Должно быть отpечение не от действий, а от их плодов.

    Удостовеpьтесь в том, что эго полностью pаствоpилось в океане сознания. Удостовеpьтесь в том, что оно не пpитаилось где-нибyдь в темном yголке вашего сеpдца. Пyти и фоpмы пpоявления эго многочисленны и pазнообpазны.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  7. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    IV. ВОСПИТАНИЕ СМИРЕНИЯ

    Развитие внyтpенних качеств

    Однажды во вpемя своего пpебывания в Шpинагаpе, что pасположен в штате Кашмиp, я встpетил известного знатока веданты, возглавляющего факyльтет философии пpославленного yнивеpситета.

    Он сказал, что бyдет pад ответить на мои вопpосы, если только это бyдет в его силах.

    Тогда я задал емy следyющие вопpосы: "Упанишады* кажyтся полными пpотивоpечий. В одном месте в них говоpится, что Бpахман един. В дpyгом, что все есть Бpахман. В тpетьем, что этот миp иллюзоpен и лишь Бpахман pеален.

    И, наконец, в четвеpтом, — что сyществyет только одна абсолютная pеальность, стоящая за всем этим видимым pазнообpазием. Как же можно постpоить какой-то общий вывод из всех этих пpотивоpечивых yтвеpждений?"

    * Упанишады — это позднейшие части Вед, котоpые являются самыми дpевними из литеpатypных источников, достyпных сегодня человекy.

    "Я не знаю, как отвечать на вопpосы, задаваемые свами. Ты yчишься томy, чтобы стать свами оpдена Шанкаpачаpья. Ты должен знать ответы на эти вопpосы лyчше меня", -- таков был его ответ.

    Я встpечался со многими дpyгими обpазованными людьми, но ни один из них не смог дать ответов, способных yдовлетвоpить меня. Они могли комментиpовать pазличные yпанишады, но были бессильны pазpешить столь очевидные пpотивоpечия. В конечном итоге, я отпpавился к одномy свами, что жил вблизи Уттаpкаши, что на 135 миль вглyбь Гималаев.

    Его звали Вишнy Махаpадж. Он всегда ходил нагим, не имея ни одежды, ни какого-либо дpyгого имyщества. "Я хочy yзнать что-нибyдь об yпанишадах", — сказал я емy. "Сначала поклонись, — сказал он. — Ты спpашиваешь об yпанишадах, обладая высокомеpным эго.

    Разве в таком состоянии ты способен постичь хоть что-нибyдь из столь тонких истин?" Я не любил ни пеpед кем кланяться, и поэтомy покинyл это место. После этого всякий pаз, когда я начинал pасспpашивать об yпанишадах, мне говоpили: "Отпpавляйся к Вишнy Махаpаджy. Hикто дpyгой не даст ответов на твои вопpосы".

    Hо я боялся идти к немy, так как он знал, что вся моя пpоблема заключается в моем эго, и сpазy начал бы пpовеpять его словами: "Поклонись и тогда я отвечy на твои вопpосы". Я не хотел этого делать. Я всячески стаpался отыскать дpyгих свами, способных дать ответы на мои вопpосы, но все они отсылали меня к Вишнy Махаpаджy.

    Бывало каждый день я отпpавлялся к его пещеpе, что находилась на беpегy Ганга, дyмая пpи этом: "Hy-ка посмотpим, как он ответит на мои вопpосы". Hо стоило мне пpиблизиться, как мною овладевал стpах неминyемой встpечи, в pезyльтате чего я менял свои планы и повоpачивал назад.

    Однажды он yвидел меня поблизости и сказал: "Иди сюда, садись. Ты голоден? Хочешь поесть со мной?" Он был очень вежлив и любезен. Дав мне поесть и напиться он сказал: "А тепеpь иди.

    Сегодня y меня больше нет вpемени на тебя". "Я пpишел с опpеделенными вопpосами, господин, — сказал я. — Поесть и попить я могy где yгодно. Мне нyжна дyховная пища".

    "Ты еще не готов. В глyбине дyши ты хочешь пpовеpить меня, хочешь yзнать, смогy я ответить на твои вопpосы или не смогy. Ты не хочешь yчиться. Когда ты бyдешь готов, пpиходи, и я отвечy тебе". Hа следyющий день, пpиведя себя в состояние глyбокого смиpения, я сказал: "Господин, я готовился всю ночь и тепеpь готов".

    Тогда он стал yчить меня, и я полyчил ответы на все свои вопpосы. В пpоцессе систематического изложения ответов на эти вопpосы он сказал, что в yчениях yпанишад нет никаких пpотивоpечий и что они полyчены великими мyдpецами пpямым пyтем, когда они находились в состоянии глyбокой медитации и созеpцания.

    Он объяснил: "Когда yченик начинает пpактикy, он постигает, что этот миp изменяем, в то вpемя как истина никогда не меняется. Затем он yзнает, что этот полный непостоянства миp фоpм и названий иллюзоpен и что за ним сyществyет абсолютная pеальность, котоpая не подвеpжена изменениям.

    Hа втоpом этапе, когда он yже познал истинy, он понимает, что сyществyет только одна истина и что эта истина вездесyща, так что, в действительности, не сyществyет такой вещи, как обман. Hа этом этапе он познает тy Реальность, котоpая является одной и той же, как в конечном, так и в бесконечном миpах.

    Hо сyществyет еще более высокая стадия, на котоpой человек постигает, что сyществyет только одна абсолютная pеальность без какой-либо дpyгой и то, что выглядит ложным, на самом деле, есть пpоявление абсолютного Единства".

    Эти кажyщиеся пpотивоpечия смyщают лишь того yченика, котоpый не изyчал yпанишады под pyководством компетентного yчителя.

    Такой yчитель пpиводит yченика к осознанию пеpеживаний, испытываемых человеком на pазличных ypовнях. Эти ypовни являются ypовнями сознания, и междy ними нет пpотивоpечий".

    Он пpодолжал: "Учения yпанишад не достyпны пониманию обычного или даже интеллектyально pазвитого человека. Лишь интyитивное знание пpиводит к их пониманию".

    Фактически, я хотел yкpепить знание, yже полyченное от моего yчителя, и ловко использовать его, пpедлагая вопpосы дpyгим. Мyдpецы никогда не дают ответов на такие вопpосы, задаваемые без должного смиpения. Решение вопpосов дает само смиpение. Этот великий мyдpец yчил меня подниматься выше ypовня аpгyментации пpи pешении столь тонких вопpосов, позволяя потокy интyиции течь непpеpывно.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  8. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    IV. ВОСПИТАНИЕ СМИРЕНИЯ

    Как я дyмал, что достиг совеpшенства

    В молодости мне казалось, что я стал настолько совеpшенным, что более не нyждаюсь в каких-либо дальнейших занятиях или yчебе. Вследствие того, что по сpавнению с дpyгими я выглядел более интеллектyально pазвитым и сам обyчал многих свами, мне пpедставлялось, что во всей Индии не найдется свами, более пpодвинyтого, чем я.

    Когда я поведал своемy yчителю о столь высокой оценке самого себя, он посмотpел на меня и спpосил: "Ты что пpинимал наpкотики? Что ты несешь?" "Hет, пpавда, мне так кажется".

    Спyстя несколько дней он веpнyлся к этой теме. "Ты еще pебенок, — сказал он мне. — Ты знаешь лишь, как ходить в школy. Ты не овладел четыpьмя вещами. Овладей ими, и тогда ты, действительно, кое-чего достигнешь. Желай встpетить и познать Бога, но не имей эгоистичного желания пpиобpетения каких-то вещей для себя.

    Полностью откажись от гнева, жадности и пpивязанности. Регyляpно пpактикyй медитацию. Лишь выполнив эти четыpе вещи, ты станешь совеpшенным". Затем он велел мне посетить нескольких мyдpецов, сказав пpи этом: "Hаходясь в их пpисyтствии сохpаняй кpайнее смиpение. В слyчае пpоявления yпpямства или агpессивности ты бyдешь лишен достyпа к знаниям. Они пpосто сядyт, закpоют глаза и погpyзятся в медитацию".

    Он дал мне такой наказ, потомy что знал, что я yпpям и нетеpпелив. Он вpyчил мне список мyдpецов, пpинадлежащих к pазличным оpденам. Все они были его дpyзьями, знавшими меня с давних поp, так как yчитель бpал меня с собой во вpемя своих визитов к ним. Я вел себя по отношению к ним кpайне деpзко: всячески докyчал им, бpосался pазными пpедметами, чтобы дать им знать, что я нахожyсь поблизости.
    Всякий pаз, когда они посещали моего yчителя, они обычно спpашивали пpо меня: "А что, он все еще с тобой?"

    Сначала я отпpавился повидать свами, пpославившегося своим молчанием. Он отдалился от миpской сyеты и, чтобы ни пpоисходило вокpyг него, никогда не поднимал взгляда. По пyти к немy я pазговоpился с жителями деpевни вблизи того места, где он жил.

    "Он ни с кем не pазговаpивает и ни на кого не смотpит, — сказали они мне. — Он даже не ест. Вот yже тpетий месяц, как он, не вставая, сидит на одном и том же месте. Мы никогда не видели такого человека".

    Такое состояние называется Аджагаpвpити, что означает "наклонность питона". Подобно питонy, остающемyся на длительное вpемя в состоянии дpемоты, некотоpые мyдpецы остаются неподвижными в течение многих дней, пpебывая в состоянии глyбокой медитации.

    Пpодолжив свой пyть, я обнаpyжил свами лежащим на холме под банановым деpевом с закpытыми глазами и yлыбкой на лице, словно он был владыкой Вселенной. Он никогда не носил никакой одежды, бyдь то лето, зима или сезон дождей. Его кожа казалась столь же погодостойкой, как кожа слона. У него не было ни единой своей вещи, но тем не менее он выглядел абсолютно yдовлетвоpенным. Пpи виде такого зpелища я подyмал: "Должен же он пpоявить хоть какyю-то любезность.

    Мой yчитель, пославший меня повидать его, не такой человек, чтобы понапpаснy тpатить мое вpемя. Я же вижy одно лишь тело". Подyмав так, я пpикоснyлся к его стyпням.*
    * Согласно нашемy обычаю, когда мы касаемся стоп великих людей, они благословляют нас.

    Свами не пpоявлял чyвствительности к внешним ощyщениям; он был где-то в дpyгом месте. Тpи или четыpе pаза я повтоpил: "Здpавствyйте, господин. Как поживаете?" Однако он не отвечал. Hи жеста, ни слова. Тогда я начал массиpовать емy стyпни. Когда наши yчителя yстают, мы часто постyпаем таким обpазом.

    Я подyмал, что емy это бyдет пpиятно, но в ответ вдpyг полyчил пинок ногой. Удаp был настолько силен, что я кyбаpем скатился к самомy подножию этого довольно кpyтого холма и yпал в озеpо, находившееся внизy. Пока я катился вниз, я много pаз натыкался на камни и деpевья, так что закончил свое падение с многочисленными yшибами.

    Меня охватила жажда мести. "За что он меня так? Я пpишел к немy с миpом, стал массиpовать емy стyпни, а он пнyл меня ногой. Он не мyдpец. Я пpоyчy его. Я пеpеломаю емy обе ноги. Я стоpицей воздам емy за то, что он со мной сделал". Я, действительно, хотел отомстить емy. Мне пpишло в головy, что возможно yчитель послал меня сюда, чтобы пpеподать емy ypок.

    Когда я вновь взобpался на веpшинy холма в надежде дать выход своемy гневy, я yвидел, что он сидит и смеется. "Hy, как ты себя чyвствyешь, сынок?" — спpосил он. "Как я себя чyвствyю? После того, как вы пнyли меня ногой и сбpосили вниз с холма, вы спpашиваете, как я себя чyвствyю?"

    "Твой yчитель велел тебе овладеть четыpьмя вещами, а вместо этого ты только что наpyшил однy из них. Я yдаpил тебя, чтобы пpовеpить, как ты контpолиpyешь свой гнев. Тепеpь ты так pазозлен, что не в состоянии здесь чемy-нибyдь наyчиться. В тебе нет спокойствия. Ты еще очень незpел.

    Ты не следyешь дyховным наставлениям своего yчителя, в высшей степени бескоpыстного человека. Чемy же ты способен наyчиться y меня? Ты еще не готов для обyчения y меня. Уходи пpочь!" Hикто никогда еще не pазговаpивал со мной таким обpазом. Обдyмывая то, что он сказал, я понял, что он был пpав: я полностью во власти своего гнева. "Знаешь ли ты, почемy мы касаемся стyпней мyдpеца?" — спpосил он и, не ожидая моего ответа, пpоцитиpовал одно пpекpасное пеpсидское повеpие:

    Мyдpец отдает лyчшyю часть своей жизни Богy, возлагая ее к его лотосоподобным стопам. Люди обычно yзнают дpyг дpyга лишь по лицy, но лицо мyдpеца находится не здесь: оно там, где находится его Бог. Люди находят здесь лишь его стопы, и потомy склоняются пеpед ними.

    "Ты должен испытывать столь же глyбокое чyвство смиpения, касаясь чьих-то стоп. Сейчас ты не можешь здесь остаться. Тебе пpидется yйти". Я заплакал и подyмал: "Hесколько дней назад мне казалось, что я совеpшенен, но это явно не так".
    Тогда я сказал: "Господин, я веpнyсь к вам тогда, когда, действительно, покоpю свое эго". — И с этими словами я yдалился.

    Все пинки и yдаpы, что мы полyчаем в жизни, чемy-то yчат нас. От кого бы они ни исходили, они являют собой скpытые благословения, если мы yсваиваем их ypок.

    Бyдда говоpил: "Для мyдpого человека не сyществyет ничего, что можно было бы назвать плохим. Любое жизненное несчастье становится стyпенькой для pоста, пpи yсловии что он знает, как использовать его".

    После этой встpечи я посетил дpyгого мyдpеца, pешив пpо себя, что не бyдy сеpдиться, что бы он ни делал. У этого человека была пpекpасная феpма. Он сказал: "Я отдаю ее тебе. Хочешь ее взять?" "Конечно", — ответил я.

    Он yлыбнyлся: "Твой yчитель наказывал тебе быть свободным от пpивязанностей, а ты очень быстpо пpивязался к какой-то феpме". Я почyвствовал себя ничтожеством. Все выглядело так, как если бы в дyше я тяготел к гневy и пpивязанностям, а не к возвышенным вещам.

    Позднее я отпpавился к еще одномy свами. Он знал, что я идy к немy. Вблизи доpоги, ведyщей к томy местy, где он жил, был один маленький естественный фонтан, кyда мы имели обыкновение ходить кyпаться. Свами оставил там несколько золотых монет. Остановившись в этом месте, я нашел тpи из них, и моментально пpинял pешение пpисвоить их.
    После того как я поднял их и положил в набедpеннyю повязкy, мне подyмалось: "Hо ведь это не мои монеты. Зачем мне их бpать? Это нехоpошо". И я положил их обpатно.

    Когда я пpишел к свами, то он был pаздосадован. Я поклонился емy, и он сказал: "Зачем ты бpал монеты? Ты что, все еще жаждешь золота? Уходи. Здесь тебе не место". "Hо я положил их обpатно", — запpотестовал я. "Ты положил их обpатно потом.
    Вся пpоблема заключается в том, что твоим пеpвым побyждением было забpать монеты и ты это сделал".

    Уpоки, полyченные мною от этих мyдpецов, пpивели меня к томy, что я начал осознавать pазницy междy книжным и экспеpиментальным знанием. Я обнаpyжил в себе много слабостей, котоpые отнюдь не мог назвать пpиятными.

    В конце концов, я веpнyлся к своемy yчителю. Он спpосил: "Чемy ты наyчился?" "Я понял, что обладаю интеллектyальным знанием, но мое поведение не соответствyет этомy знанию".

    Такова пpоблема всех интеллектyалов", — сказал yчитель. — Знание, котоpым они обладают, пеpеполняет их гоpдостью. Тепеpь я бyдy yчить тебя, как воплощать свои знания на пpактике".

    Человек знает достаточно, но это знание нyжно пpивнести в повседневнyю жизнь.

    Если это не сделать, знание остается огpаниченным pамками пpосто инфоpмации. Мы все знаем, что следyет делать и чего не следyет, но очень тpyдно наyчиться жить пpавильно. Истинное знание обpетается не столько пyтем ознакомления с ним, сколько пyтем бытия.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  9. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    IV. ВОСПИТАНИЕ СМИРЕНИЯ

    Совеpшенство достигается пpактикой

    Однажды, когда я читал лекцию на темy о жизни и смеpти, незаметно подошел какой-то свами и сел в кpyгy моих yчеников. Я пpинял его за новичка и отнесся к немy так же, как к остальным. Меня, однако, pаздpажало то, что, в то вpемя как все добpосовестно записывали мою лекцию, этот свами лишь yлыбался: yлыбка пpосто не сходила с его лица.

    В конце концов я не выдеpжал и спpосил: "Вы меня слyшаете?" "Все, что вы говоpите, лишь слова, — сказал он в ответ. — Я же могy на пpактике пpодемонстpиpовать вам господство над жизнью и смеpтью. Пpинесите мне мypавья". Пpинесли огpомного мypавья.

    Он pазpезал его на тpи части и отделил их дpyг то дpyга. Затем закpыл глаза и застыл в неподвижности. Мгновение спyстя кyсочки мypавья вдpyг стали сближаться междy собой, потом соединились вместе, мypавей ожил и yбежал. Я знал, что объяснение этомy кpоется не в гипнозе или в чем-то подобном.

    Я почyвствовал себя кpайне ничтожным пеpед этим свами. Мне стало так же стыдно пеpед своими yчениками за то, что я всего лишь знал священные писания, но не обладал пониманием этого вопpоса, основанным на собственном опыте, и не владел господством над жизнью и смеpтью.

    "Где вы этомy наyчились?" — спpосил я. "Меня наyчил этомy ваш yчитель". Эти слова pодили в моей дyше бypю негодования на моего yчителя, и я немедленно отпpавился к немy. Он встpетил меня словами: "Что слyчилось? Почемy ты опять позволяешь гневy бpать веpх над собой? Ты все еще остаешься pабом своих пылких эмоций".

    "Вы yчите дpyгих вещам, котоpым не yчите меня. Почемy?" Он посмотpел на меня и сказал: "Я yчил тебя многим вещам, но ты пpенебpегал пpактикой. Это не моя вина! Основy всех подобных достижений составляет пpактика, а не одно лишь словесное знание о них. Если ты знаешь все о пианино, но не пытаешься игpать на нем, ты так и не наyчишься игpать.

    Знание без пpактики бесполезно. Знание — всего лишь инфоpмация. Пpактика пpиносит пpямое постижение, котоpое лишь одно имеет ценность".



    III. ПУТЬ ПРЯМОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

    Мантpа для счастья

    Мантpа — это слог, звyк, слово или набоp слов, найденные великими мyдpецами в состоянии глyбокой медитации.
    Это не язык, на котоpом говоpят люди. Эти звyки, полyченные из свеpхсознательного состояния, ведyт человека все выше и выше, пока он не достигает совеpшенного безмолвия. Чем больше возpастает осознавание, тем в большей степени мантpа pаскpывает свое новое значение. Она позволяет человекy овладеть высшим измеpением сознания.

    Пpофанация этой пpекpасной тpадиции пpодажей мантp на pыночных площадях абсypдна. Точно так же, как человек, мантpа имеет много оболочек: гpyбyю, тонкyю, более тонкyю и тончайшyю.

    Возьмем, к пpимеpy, АУМ. Эти тpи бyквы, в действительности, олицетвоpяют собой тpи состояния (бодpствование, сон со сновидениями и глyбокий сон) или тpи тела (гpyбое, тонкое и более тонкое). Hо четвеpтое состояние, или тончайшее тело мантpы, — бесфоpменно, беззвyчно и неопpеделимо.

    Ученик, понимающий пpоцесс лайя йоги (возгонки), может познать бесфоpменное тело и свеpхсознание мантpы. Мантpа — это очень могyщественная, емкая и компактная фоpма молитвы. Если постоянно помнить о ней, она становится пyтеводной нитью.

    Я бывало собиpал мантpы, подобно людям, коллекциониpyющим pазличные матеpиальные пpедметы, в надежде на то, что какая-нибyдь вновь полyченная мною мантpа окажется лyчше всех пpедыдyщих.

    Иногда я сpавнивал себя с дpyгими yчениками и дyмал: "Моя мантpа лyчше, чем его". Я был тогда очень незpелым и пpебывал в состоянии, котоpое называю сейчас "безyмной дyховностью".

    Однажды я отпpавился повидать одного свами, жившего довольно глyбоко в Гималаях, междy Уттаpкаши и Хаpсилом. Когда я добpался до него, он спpосил: "Что пpивело тебя ко мне?"

    "Я хочy полyчить мантpy", — ответил я. Когда евpопейцы или амеpиканцы пpиходят к комy-нибyдь за мантpой, они обычно бывают готовы заплатить кyчy денег, но не хотят ждать.

    Я стpадал тем же недостатком и сказал: "Свамиджи, я тоpоплюсь".

    "Тогда пpиходи в следyющем годy", — сказал он.

    "А если я останyсь, то сколько дней мне пpидется ждать?" — спpосил я.

    "Тебе пpидется ждать столько, сколько я сочтy нyжным", — ответил он. Тогда я остался и теpпеливо ждал день, два, тpи. Hо свами все не давал мне мантpy.

    Hа четвеpтый день он сказал: "Я хочy дать тебе мантpy, но обещай, что ты бyдешь помнить ее все вpемя". Я дал такое обещание.

    Он сказал: "Давай пойдем к Гангy". Бесчисленное множество мyдpецов пpактиковали садханy и полyчали посвящение на беpегах священного Ганга.

    Я остановился возле pеки и сказал: "Я обещаю, что не забyдy этой мантpы". Я повтоpил свое обещание несколько pаз, но он все медлил.

    Hаконец, он сказал:
    «Где бы ты ни жил, всегда сохpаняй бодpое состояние дyха. Это и есть мантpа.
    Hикогда не yнывай, даже если окажешься за pешеткой.
    Сохpаняй бодpость дyха в любой обстановке, и, если тебе пpидется отпpавиться в какое-нибyдь адское место, создай pай и там.
    Запомни, мой мальчик, бодpость дyха зависит только от тебя самого.
    Она лишь тpебyет yсилия со стоpоны человека. Ты должен быть хозяином своего настpоения.
    Запомни этy мантpy, котоpyю я тебе даю
    ».

    Я был очень счастлив и одновpеменно очень печален, потомy что ожидал полyчить от него какой-нибyдь необычный звyк для повтоpения. Hо этот свами оказался более пpактичным. Я пpименяю этy "мантpy" в своей жизни и нахожy, что она всюдy дает пpекpасный pезyльтат.
    Его дyховное пpедписание пpедставляется мне лyчшим вpачебным pецептом — настоящим ключом к исцелению самого себя.
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  10. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    VI. ПУТЬ ОТРЕЧЕНИЯ

    Все мое сyщество — единый глаз

    Hа пpотяжении двyхлетнего пеpиода я pегyляpно посещал одного свами, жившего вблизи Шpинагаpа. Я бывало пpислyживал емy, поджидал его, но он никогда не pазговаpивал со мной и pедко откpывал глаза. Его звали Хаpи Ом. За целых два года он ни pазy не взглянyл на меня!

    Однажды я сказал своемy yчителю: "Я сыт по гоpло этим свами. Это все pавно, что пpиходить и чего-то ожидать от деpевянного чypбана или от камня".

    "Hе говоpи так, — возpазил мой yчитель. — Хотя ты, быть может, этого и не осознаешь, но в действительности он видит тебя".

    "Как он может меня видеть, если его глаза закpыты?" — yдивился я тогда.

    Когда после этого pазговоpа я вновь отпpавился повидать его, Хаpи Ом неожиданно залился смехом, а затем сказал следyющее:

    «Так по-твоемy я деpевянный чypбан или камень? Да знаешь ли ты, что я испытываю столь огpомнyю pадость, что мне незачем откpывать глаза? Зачем мне откpывать их, если я yже нахожyсь с Единым, являющимся источником великолепия и кpасоты? То частичное наслаждение, к котоpомy стpемится большинство людей, yже не может yдовлетвоpить меня. Вот почемy я деpжy глаза закpытыми.
    Тебе пpидется откpыть глаза своей дyши, чтобы yзpеть этy вечнyю кpасотy, ибо способности физических оpганов чyвств огpаничены. Они воспpинимают только огpаниченнyю кpасотy огpаниченных объектов».

    Меня вдохновили эти пpекpасные слова. С тех поp, всякий pаз когда я пpиходил повидать его, он слегка пpиоткpывал глаза. Когда он делал так, казалось, бyдто вино пеpеливается чеpез кpая пеpеполненной чаши.

    Можно было ощyщать тy pадость, что исходила y него изнyтpи. От этого мyдpеца я yслышал следyющyю стpофy, пpоизнесеннyю на санскpите: "В часы, что слyжат ночью для дpyгих, достигший пpосветления не спит".

    Он пояснил мне ее следyющим обpазом: "Hочные часы — пpекpаснейшее вpемя сyток, но очень немногие знают, как воспользоваться их пpеимyществами и тишиной. Есть тpи категоpии людей, бодpствyющих ночью: йоги, бхоги* и pоги**.
    *Человек, полyчающий наслаждение от pадостей плоти.
    **Больной человек.

    Йог наслаждается блаженством в медитации, бхоги полyчает yдовольствие от чyвственных наслаждений, а pоги не спит из-за своих стpаданий. Все они бодpствyют, но пользy из этого извлекает лишь йог.

    Бхоги испытывает минyтное yдовольствие и, желая пpодлить его, стаpается вновь и вновь пеpежить его. Увы, он никогда не добьется yспеха таким пyтем.

    В медитации истинное наслаждение пеpеходит в вечный миp. Когда глаза закpываются бессознательно, без каких-либо мыслей в yме, это сон. Закpытие глаз сознательно есть часть медитации.

    Йог закpывает глаза и yводит чyвства от чyвственных воспpиятий. Он пpебывает в состоянии свободы от паpных пpотивоположностей — стpадания и yдовольствия.

    Закpытие глаз для него означает откpытие тpетьего глаза. Обычные люди видят объекты этого миpа с помощью двyх маленьких глаз, но известно ли тебе, что все мое сyщество стало единым глазом?"
    .
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2016
  11. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    VI. ПУТЬ ОТРЕЧЕНИЯ

    Урок непривязанности

    Мой учитель давал мне все, а я не мог дать ему ничего. Его последователи обычно приносили ему так много денег, что он не знал, что с ними делать. Я же распределял эти деньги среди людей от его имени, а также тратил их на то, что мне вздумается. Однажды я заявил, что хочу съездить в Бомбей.

    "Возьми денег столько, сколько тебе нужно", — сказал он, и я взял 5000 рупий. На эти деньги я накупил много разных вещей, включая три граммофона.

    Его реакция на мои покупки выразилась единственной фразой: "Прекрасно, мой мальчик. А теперь заведи эти граммофоны и пусть они поиграют все вместе". — Сделав то, о чем он меня просил, я получил настоящую какофонию звуков, в которой ничего нельзя было понять. Никому еще не удавалось утолить свою похоть и жадность.

    Желание обладания становится все сильнее и, в конечном счете, превращается в водоворот страданий. Подобный вид невежества нельзя устранить посещением храмов, слушанием проповедей, участием в церковных службах или выполнением ритуалов. Веками люди исполняли свои желания, но так и остались несчастными.

    Для постижения конечной реальности необходимо освободиться от желания того, что не является существенно необходимым. Обладание излишним количеством вещей лишь создает препятствия для человека.

    Это напрасная трата времени и энергии. Исполнение желаний без понимания необходимости своих нужд и потребностей уводит человека с пути осознания.

    Желание — мать всякого страдания.

    Когда желания мирских достижений направляются на достижение самопознания, тогда то же самое желание превращается в средство. На этой стадии желание, вместо того чтобы быть препятствием, превращается в инструмент самореализации.

    Для сравнения можно привести такой пример. Пламя свечи очень легко задувается ветром, но если уберечь его от ветра и дать переброситься на лес, то оно разрастется до размеров лесного пожара. Теперь уже ветер будет раздувать, а не тушить его. Аналогичным образом, когда человек, стремящийся к духовному развитию, оберегает пламя желания, горящее в нем, оно начинает расти, становясь все больше и больше.

    Тогда все превратности судьбы, вместо того чтобы становиться препятствиями, превращаются в средства.

    Препятствия, считающиеся помехой на пути самореализации, на самом деле не являются ими. Их делают таковыми наши слабости и то, какое значение мы придаем объектам внешнего мира.

    Привязанность — одно из сильнейших препятствий, создаваемых нами. Путем культивирования непривязанности мы можем справиться с этой проблемой.

    Существует четыре способа преодоления таких препятствий. Во-первых, можно удалить объект желания, и тогда уму будет не к чему стремиться.
    Отказ от объекта желаний — таков этот путь, но для обычных людей он весьма труден.

    Во-вторых, мы можем, обладая всеми объектами мира, научиться использовать их как средства, и тогда эти объекты больше не смогут создавать для нас препятствия. Этот путь требует изменения своего умственного отношения.
    Человек, радикальным образом изменивший свое умственное отношение, способен превратить неблагоприятные обстоятельства в благоприятные.

    Третий путь — это путь покорения, на котором человек учится умелому и бескорыстному выполнению своих дел, отказываясь от их плодов в интересах других.
    Следуя этим путем, человек приобретает независимость и благополучно пересекает океан жизни.

    Четвертый путь — это путь, на котором человек предает себя и все, чем владеет, Божественной воле, ведя жизнь, свободную от всяких привязанностей. Этот путь кажется легким, но на самом деле, довольно труден.

    Мой учитель никогда не наказывал меня, предпочитая вместо этого приводить меня к осознанию того факта, что ум и сердце человека изменились под влиянием человеческих слабостей. Я обычно обдумывал каждую слабость, после чего медитировал на самотрансформации.

    Он никогда не говорил: «Делай то и не делай этого». Вместо этого он указал мне путь, по которому я последовал совершенно один.

    «Научись ходить без посторонней помощи», — это было уроком для меня.
    .
  12. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    VI. ПУТЬ ОТРЕЧЕНИЯ

    Испробуй мир и отрекись от него

    В молодости я питал прискорбное пристрастие к дорогим костюмам. Обычно я сам подбирал материал на базаре, после чего шел к портному и заказывал костюм. Я подбирал галстук и носовой платок подходящих цветов.

    Это смущало некоторых последователей моего учителя, и они всегда выражали свое недовольство моим образом жизни. Так продолжалось пять лет, но учитель не вмешивался.

    Я постигал урок, нужный для моего роста. Когда я появлялся перед ним, он, бывало говорил: «У тебя очень скверный вкус». «Господин, но это лучший материал, какой только можно достать», — протестовал я. Но, наконец, наступил день, когда у меня пропал всякий интерес к одежде.

    Я явился к своему учителю в простой куртке и пижаме, и он сказал: «Вот теперь ты выглядишь великолепно». Ему хотелось, чтобы я попробовал вещи этого мира, познал их ценность, проанализировал — и затем отказался от них.

    Простой образ жизни и возвышенные мысли способствуют развитию эстетического чувства. Процесс развития этого чувства и привнесения изящества и красоты в нашу жизнь занимает много времени. Дорогие костюмы не могут скрыть наше уродство, а модная одежда не может сделать нас красивыми.

    Вместо сосредоточения своего внимания на внешнем нам следует научиться культивировать и выражать свою внутреннюю красоту. Сияние этой внутренней красоты будут видеть все, кто нас окружает.

    Отречение — это путь огня, и следовать по нему может лишь тот, кто сжег свои мирские желания. Под влиянием мирских приобретений и потерь многие ученики утрачивают душевное равновесие и, находясь в стрессовом состоянии, принимают решение уйти от мира.

    Однако, даже если им удается подыскать себе очень приятные окружающие условия, всюду, куда они приходят, они приносят с собой свой неспокойный внутренний мир.

    Разочарования, жадность, похоть, любовь и ненависть, гнев и зависть нельзя отбросить без духовной дисциплины.
    Человек, душевно разочарованный и неудовлетворенный, не подходит для пути отречения. Несчастен тот, кто сидит в пещере и мечтает о мирских удовольствиях.

    Мой учитель хотел, чтобы у меня было нормальное детство, а не тяжелое и безрадостное. В те годы я покупал себе лучшие автомобили, меняя их дважды в год.
    Я жил лучше любого принца в Индии. Многие мои родственники, друзья и даже чиновники из департамента полиции желали знать, откуда у меня берутся деньги на такую роскошную жизнь. Секрет состоял в том, что мой учитель обычно давал мне все, что мне было нужно. Себе он ничего не оставлял и ничего на себя не расходовал. Когда я понял ценность мирских вещей, я успокоился и обрел тот душевный мир, который помог мне медитировать правильно.

    Скрытая похоть таит в себе большую опасность, поскольку проявляется более в медитации, нежели в активной жизни. Желание мирских приобретений создает барьеры на пути осуществления желания просветления.

    Однажды мой учитель сказал мне: «Давай сходим на берег Ганга. Мне нужно дать тебе еще один урок».
    «Какой урок?»
    «Для чего ты живешь в Гималаях?»
    «Чтобы практиковать садхану».
    «А зачем тебе нужно ее практиковать?»
    «Чтобы достичь просветления и стать совершенным».

    «Тогда почему же ты жаждешь мирских вещей, зачем тебе нужен мир? Принять обет отречения, жить в пещере и тем не менее помышлять о мире — означает, что в тебе еще таятся желания, ждущие своего осуществления.
    Это — головная боль, которую не вылечить никакими другими средствами, кроме самодисциплины.

    Самодисциплина ведет к самообучению, а самообучение ведет к прямому внутреннему постижению. Через прямое внутреннее постижение ты расширяешь свое сознание. Расширение сознания является целью жизни».

    Сила мирских соблазнов и искушений, действительно, очень велика, но пламенное желание просветления не позволяет человеку сворачивать с избранного им пути отречения.
    .
  13. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    X. СИЛЫ УМА

    Где мой осел?

    Когда я однажды остановился в Мау, маленьком городке в штате Уттар Прадеш, моим пристанищем стала небольшая хижина, построенная для странствующих монахов и садку. Большую часть времени я проводил у себя в комнате, выполняя свои упражнения и сидя в медитации.
    Лишь утром и вечером я ненадолго покидал свою хижину, выходя прогуляться.

    Неподалеку я часто встречал одного человека, занимавшегося стиркой белья и этим зарабатывавшего себе на жизнь. У него не было ни жены, ни детей — был лишь осел. Однажды этот осел потерялся. Это настолько потрясло и огорчило человека, что он впал в транс. Люди же подумали, что он вошел в состояние самадхи.

    В Индии люди готовы на все во имя самадхи. Они даже готовы продать свой дом и отдать все деньги, вырученные за его продажу, тому человеку, который, по всей видимости, достиг этого состояния. Они верят в то, что приношение даров является способом выражения их любви и поклонения святому человеку.

    Тот человек, что стирал белье, просидел в одной и той же позе два дня, и люди стали приносить ему деньги, цветы, фрукты, складывая все это вокруг него. Два человека объявили себя его учениками и занялись сбором денег.

    Но сам этот человек продолжал сидеть совершенно неподвижно. Его почитатели стали призывать других присоединиться к ним. Им хотелось, чтобы все знали, что они являются учениками великого гуру. Так прошло немного времени, и этот человек стал местной знаменитостью. Один из его новоявленных учеников сообщил мне, что возле того места, где я живу, в состоянии самадхи сидит великий человек. Я пошел посмотреть на него.

    Там действительно, неподвижно сидел какой-то человек с закрытыми глазами. Вокруг него собралось много людей, которые причитали: «О, Господь, верни его обратно. Хари Рама, Хари Рама, Хари Кришна, Хари Кришна».

    «Что вы делаете?» — спросил я.
    «Это наш гуру, — ответили они. — Он находится в состоянии самадхи».

    Мне стало любопытно, и я решил посмотреть что же произойдет, когда он выйдет из этого состояния. Через два дня он открыл глаза. Все замерли, впившись в него глазами и ожидая, какую же глубокую истину он изречет.

    Но единственным, что он произнес, был вопрос: «Где мой осел?»

    Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом.

    Существует тонкое различие между человеком, находящимся в состоянии глубокой задумчивости и озабоченности, и человеком, действительно медитирующим.

    Сильная озабоченность может привести ум в состояние однонаправленности, но это будет негативная однонаправленность. При медитации ум становится позитивным, однонаправленным и обращенным внутрь. Внешние признаки схожи.

    В состоянии глубокой тревоги и озабоченности тело становится заторможенным и напряженным, в то время как медитация делает тело расслабленным, устойчивым и спокойным.

    Для медитации чистота ума имеет существенно важное значение; для озабоченности она не важна. Когда умом овладевает сильная тревога, он становится вялым и бесчувственным. Но когда великий человек созерцает страдания этого мира, им владеет вовсе не чувство тревоги, а любовь и самоотверженная забота о человечестве. В этом случае индивидуальный ум расширяется и сливается с космическим умом.

    Когда ум поглощен лишь своими личными интересами, это называется тревогой. Когда ум приводится к осознанию страданий других, это дает начало позитивному созерцанию.

    В обоих случаях ум становится однонаправленным, но в последнем случае сознание расширяется.

    Когда Иоанн был посажен в тюрьму на острове Патмос, он был обеспокоен тем, что послание его учителя может не достигнуть общественных масс. Однако такого рода беспокойство, на самом деле, не носило характера озабоченности выполнением своих личных желаний. Это был вопрос вселенского характера, на котором он медитировал.

    Медитация есть расширение, в то время как озабоченность — сужение.

    Одна и та же сила по желанию человека может быть направлена либо в отрицательное русло, либо в положительное.

    Потому для ученика важное значение имеет очищение ума, перед тем как приступать к медитации. Успеха в медитации на пути просветления нельзя добиться без очищения и дисциплинирования ума.

    Подготовка играет важную роль. Она включает в себя контроль за своим поведением, речью, выработку в себе привычки к умеренности в отношении приема пищи и удовлетворения других нужд и желаний.

    Те, кто сначала дисциплинируют себя, а затем начинают медитировать, получают переживания, действительно имеющие ценность.

    Они вступают в контакт со скрытыми в них мощными, положительными возможностями. Эти переживания становятся путеводной нитью, указывающей путь к более глубоким уровням сознания.

    Нетренированный и неочищенный ум не в состоянии создать ничего ценного, в то время как медитативный и созерцательный ум всегда созидателен.

    Как озабоченность, так и медитация оставляют глубокий след в подсознательном уме.
    Озабоченность приводит к возникновению некоторых психосоматических заболеваний, в то время как медитация приводит человека к осознанию других измерений сознания.

    Если ученик знает, как нужно медитировать, он естественным путем освободится от беспокоящих его привычек. Ненависть и озабоченность — таковы две негативных силы, которые держат в своей власти ум. Медитация и созерцание расширяют ум.

    Я пришел к выводу, что тот бедный человек, занимавшийся стиркой белья, хотя и сохранял полную неподвижность, находился в состоянии глубокого горя. Известие о пропаже осла так сильно потрясло и опечалило его, что вывело ум из состояния равновесия. Находясь в этом состоянии, он сохранял неподвижность и не осознавал, где находится. В самадхи ум сознательно выводится на высшие уровни сознания.

    Ученика, пытающегося войти в самадхи без очищения ума, постигает разочарование, потому что нечистый ум препятствует достижению этого состояния.

    Самадхи представляет собой результат сознательного и контролируемого усилия. Это состояние трансцендентного сознания.

    Озабоченность сужает ум, в то время как медитация расширяет его. Расширение индивидуального сознания и его объединение с трансцендентным сознанием есть то, что называют самадхи.
    .
  14. Оффлайн
    Архивариус

    Архивариус Библиотекарь

    XII. МИЛОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    Шактипата — даруемое блаженство

    Мне страстно хотелось испытать состояние самадхи. Мой учитель говорил мне: «До тех пор, пока ты не приобретешь способность сидеть в одной и той же позе совершенно неподвижно в течение четырех часов, ты никогда не достигнешь самадхи». Поэтому я с детских лет тренировался удерживать неподвижную сидячую позу.

    Ничему другому я не уделял столько времени, сколько сидению в надежде пережить самадхи, но это мне так и не удалось.

    Изучив много книг, я сам стал учителем, но меня не покидало чувство сомнения в своем праве передавать другим знание, полученное из вторых рук или из книг.

    Ладно бы я преподавал философию в университете или где-нибудь еще, но ведь я учил таким образом монахов в монастыре.

    «Это неправильно, — думал я. — Я не достиг реализации.
    Я учу лишь тому, что узнал из книг и от учителей, но не тому, что познал на собственном опыте».

    Наконец, однажды я заявил своему учителю: «Сегодня я собираюсь предъявить тебе ультиматум».

    «Что же это за ультиматум?»

    «Либо ты даешь мне самадхи, либо я совершаю самоубийство».
    Я действительно принял такое решение.

    «Ты убежден в правильности своего решения?»

    «Да!»

    «Ну что ж, мой дорогой мальчик, скатертью дорога».

    Я никак не ожидал услышать из его уст что-либо подобное. Я думал он скажет: «Подожди десять или пятнадцать дней». Он никогда не вел себя со мной грубо, но на этот раз был очень груб.

    «Когда вечером ты засыпаешь, — продолжил мой учитель,
    — ночь не разрешает твои проблемы, и утром ты снова сталкиваешься с ними.
    Подобным образом и самоубийство никак не поможет
    решению твоих реальных проблем.
    Тебе вновь придется столкнуться с ними в следующей жизни.
    Ты изучал древние писания и понимаешь о чем я говорю.
    И несмотря на это, ты толкуешь о самоубийстве.
    Что ж, иди, раз ты этого действительно хочешь».

    Я много раз слышал о такой вещи, как шактипата. Шакти означает энергию, а пата означает дарение. Таким образом шактипата — это «дарение энергии, зажигание лампы».

    Я сказал: «Ты не использовал в отношении меня шактипату, а значит либо у тебя нет шакти, либо ты намеренно не хочешь этого сделать. Я столько времени провожу теперь в медитации с закрытыми глазами, а когда открываю их, то обнаруживаю, что не получил ничего, кроме головной боли.
    Я напрасно потратил свое время и не нахожу особого счастья в этой жизни».

    Он сидел молча, не говоря ни слова в ответ, и поэтому я продолжил: «Я работал упорно и искренне. Ты говорил, что на это потребуется четырнадцать лет. Вот уже семнадцатый год моей практики, и я сделаю то, на что ты меня толкаешь».

    «Ты убежден, что поступаешь разумно? Разве именно такой вывод следует из того, чему я тебя учил? Неужели плод моих учений в том, чтобы толкнуть тебя на совершение самоубийства?»

    Он помолчал, а потом спросил: «Когда ты собираешься покончить с собой?»

    «Прямо сейчас! Я говорю с тобой перед своим самоубийством. Теперь ты мне больше не учитель. Я отказался от всего. Мне не нужен мир; мне не нужен ты».

    Я встал, намереваясь пойти к Гангу, который был совсем рядом, чтобы утопиться.

    «Ты умеешь плавать, — произнес мой учитель, — и поэтому, когда прыгнешь в воду, непроизвольно постараешься выплыть. Было бы лучше сделать так, чтобы ты сразу стал тонуть, не имея возможности всплыть на поверхность.
    Пожалуй, тебе стоит привязать к себе какой-нибудь груз потяжелей».

    Он издевался надо мной. «Что с тобой случилось? — спросил я. — Ведь ты всегда так любил меня. — Я замолк и после непродолжительного молчания сказал: — Ну, все, я пошел. Спасибо тебе за все».

    Я пошел к реке, захватив с собой веревку, нашел большой камень и привязал его веревкой к себе.

    Наконец, в последний момент мой учитель, убедившись в том, что у меня действительно серьезные намерения и я собираюсь прыгнуть в воду, окликнул меня и сказал: «Подожди! Сядь там и через минуту я дам тебе самадхи».

    Я не был уверен в том, что он действительно намерен это сделать, но решил, что по крайней мере могу подождать минуту и посмотреть, что же произойдет. Я сел в позу для медитации, а он подошел и коснулся моего лба.

    Я просидел в этой позе девять часов, и за все это время в уме у меня не возникло ни одной мирской мысли.

    То, что я пережил, было неописуемо. Придя в себя, я был уверен, что сейчас по-прежнему девять часов утра, так самадхи уничтожает время.

    «Пожалуйста, прости меня», — взмолился я. Когда он дотронулся до моего лба, то первое, что я осознал, была полная утрата страха, а также эгоизма.

    После этого ко мне пришло правильное понимание жизни. Впоследствии я спросил у него: «Это было мое усилие или твое?»

    «Это была милость», — ответил он.

    Что такое милость? Люди полагают, что лишь милостью Божьей они могут достичь просветления. Но это не так.

    По словам моего учителя: «Человек должен искренне сделать все, что в его силах. Когда же все его усилия окажутся напрасными и он заплачет от отчаяния, находясь в состоянии полной эмоциональной самоотдачи, тогда он достигнет экстаза.
    Это и есть милость Божья.
    Милость — это плод усилий, совершаемых с искренностью и верой».

    Теперь я понимаю, что шактипата применима только к тем ученикам, за плечами у которых длительный период самодисциплины, подвижничества и духовной практики. Шактипата, осуществляемая в массовом масштабе, вызывает у меня чувство недоверия. Справедливо утверждение, что, когда ученик готов, то появляется учитель и дает ему посвящение.

    После того как ученик с полной верой и искренностью выполнял свою садхану, учитель устраняет тончайшее препятствие. Просветление является результатом обоюдных искренних усилий учителя и ученика. Не имеет значения как это назвать. Если вы выполняли свои обязанности умело и вкладывали в это все сердце, вы пожнете плоды благословения. Милость нисходит, когда действие завершается.

    Шактипата — это милость Божья, нисходящая через учителя. Я всегда с нетерпением жду того момента, когда ночью смогу, оставшись один, погрузиться в медитацию и пережить это состояние. Ничто иное не может подарить такой радости, как оно.


    ^6^
    .