Свами Праджнянпад

Тема в разделе 'Современные мастера адвайты', создана пользователем Адвайтин, 11 фев 2014.

  1. Оффлайн
    Адвайтин

    Адвайтин Пользователь

    Свами Праджнянпад

    pradjnanpad_swami.jpg
    Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Признание духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяснить новым, оригинальным, а порой и вызывающим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии.
    Раскрыть Спойлер

    Свами Праджнянпад, или Йогешвар Чхатопадхьяя, как его звали первоначально, родился в браминской семье в Западной Бенгалии. Несмотря на раннюю смерть родителей, получил традиционное браминское воспитание, хорошо знал санскрит и Упанишады. По настоянию старшего брата поступил в инженерное училище, но потом перешёл в Калькуттский университет, где изучал физику. Окончил его с золотой медалью, которой награждались особо одарённые студенты.

    Что делать дальше? В глубоком раздумье Йогешвар обратился за советом к профессору С. Бозе, будущему нобелевскому лауреату. Тот посоветовал молодому человеку заняться научно-исследовательской работой. Однако в то же самое время, в 1921 году, в Индии прозвучал призыв М. Ганди к отказу от сотрудничества с британскими властями, и Йогешвар решил посвятить свою жизнь просвещению народа.

    Сначала он преподавал физику в индуистском учебном заведении провинции Бихар, затем по предложению профессора Раджендры Прасада (первый президент Индии после освобождения страны в 1947 году) перешёл в только что открывшийся первый индуистский университет священного города Бенареса, где помимо физики преподавал также английскую литературу.

    Для университетской библиотеки профессор Раджендра Прасад заказывал новейшие книги, изданные на Западе. Благодаря этому Йогешвар познакомился с произведениями 3. Фрейда, которые произвели на него сильнейшее впечатление. В них он нашёл «отсутствующую связь» между ежедневной обыденной жизнью и возвышенными идеалами Упанишад.

    Рассматривая духовную традицию, Свами Праджнянпад неизменно применял научный подход. Он не принимал на веру никакие традиционные наставления, какова бы ни была их общепринятая святость. Так, восхищаясь Упанишадами, которые считал «одним из самых величайших сокровищ человечества», он заимствовал из них только то, что соответствовало его разуму и его собственному опыту. Таким же был его подход ко всем духовным ценностям религиозно-философских учений Индии.

    То, что при жизни Свами Праджнянпад был известен только десяткам учеников, объясняется тем, что он никогда не стремился к распространению своего учения и никогда не искал общественного признания. Он не читал лекций, не писал книг и не создал никакого центра.

    В 1930 году после кончины своего учителя Свами Нираламбы, Свами Праджнянпад унаследовал его маленький ашрам — три хижины в деревушке Чанна примерно в тридцати километрах от города Бурдван в Западной Бенгалии и переехал туда, оставив профессорскую должность в Бенаресе. К окружённому рисовыми полями ашраму невозможно было добраться на автомобиле, там не было элементарных удобств, электричества и водопровода. Ученикам же это место казалось центром мира!

    Когда прекращались муссонные дожди, в этом ашраме Свами Праджнянпад принимал посетителей. В основном это были местные жители: индусы и обитатели соседних деревень. Также его посещали некоторые бывшие студенты и их друзья. Со временем у Свами Праджнянпада появились французские ученики.


    Учение Свами Праджнянпада прежде всего поражает своей оригинальностью и особой способностью опровергать традиционные формулировки или, точнее, интерпретировать их иначе. Приведём несколько примеров.

    1. Как известно, в Индии общепринято различать три способа достижения того, что называют «цель человеческой жизни», «совершенство», «самопознание» или «реализация».

    Эти способы носят название «йога»: йога познания, йога набожности или любвии йога действия. В зависимости от человека и его темперамента предпочтение отдаётся интеллектуальному или сердечному подходу через любовь к Богу или же действию служения другим, которое проповедовал Ганди.

    Однако для Свами Праджнянпада существует только один подход, позволяющий объединить интеллект, сердце и действие, ибо подлинное понимание означает «видеть то, что есть», а следовательно, чувствовать. А чувство выражается в действии, которое само по себе вытекает из чувства.

    2. Принято считать, что для вхождения в духовный мир необходимо покинуть мир обыденной жизни. Для Свами Праджнянпада непривязанность достигается не волевым усилием и не уходом из мира. Непривязанность — непосредственный результат жизненного опыта. «Мир не покидают. Покинуть можно только свой собственный мир. Освобождение приходит в результате жизненного опыта, который предполагает продолжение контакта с миром» — эта точка зрения приводит к парадоксальным следствиям, не совместимым с традиционными учениями;
    Раскрыть Спойлер

    — Не следует отказываться от желаний; напротив, необходимо пытаться удовлетворить их... для того, чтобы увидеть и на собственном опыте испытать, что никакое желание не может быть удовлетворено.

    — Не нужно стремиться уничтожить эго, но следует предоставить ему возможность наибольшего расцвета, чтобы эго объяло всё, и тогда исчезнет чувство отделённости.

    — Согласно Свами Праджнянпаду, по-настоящему человека освобождает только знание. Однако речь идёт не об обычном интеллектуальном или книжном знании, получаемом в школах и университетах, а о знании, проистекающем из опыта окружающего мира. Оно подразумевает работу над нашими ментальными представлениями, эмоциями и действиями.

    Язык Свами Праджнянпада прост, конкретен и естествен, ему чужды возвышенные призывы и абстрактные метафизические рассуждения.

    Наибольшее значение Свами Праджнянпад придавал восприятию фактов такими, какие они есть на самом деле, и вёл по этому пути шаг за шагом каждого ученика.

    Главное, повторял он постоянно, — это «видеть». Видеть означает не только смотреть и наблюдать, но рассматривать, распознавать, изучать... и только потом — но ни в коем случае не прежде — вбирать в себя, то есть принимать или, другими словами, «делать своим». Затем можно действовать, т.е. осуществлять на практике увиденное и прочувствованное. Лишь тот, кто увидел и усвоил, может правильно действовать.

    Человеку сначала следует понять и почувствовать и только потом действовать, ибо обратный порядок вызывает чувство принуждения, которое, по словам учителя, «свойственно только животным и недостойно человека».


    Согласно Свами Праджнянпаду, всё зависит от «видеть», противоположного «думать», которому учитель придаёт негативное значение. Конечно, такое понимание может показаться шокирующим представителю западной культуры, с малых лет приученному к тому, что «думать» — это наивысшее достижение человека. Ведь способность «думать» отличает его от животного и позволяет подняться над предрассудками суеверия и слепой веры.

    Однако, критикуя «думать» — источник мышления, индийский мудрец вовсе не отрицает ум и разум. Напротив, в своём учении он постоянно и тщательно различает интеллектуальность, или правильное употребление интеллекта, и интеллектуализм — пародию на интеллектуальность, отделённую от чувства и действия. Интеллектуализм, присущий мышлению, или, можно сказать, ментальным процессам, называется на санскрите manas.

    Однако в русском языке слово manas традиционно переводится как «разум», «ум», «дух», «душа». Но ни одно из этих понятий не соответствует тому значению, которое вкладывал в слово manas Свами Праджнянпад. Manas для него означает некий «орган», вырабатывающий ошибочные представления о мире. На уровне интеллекта manas выступает как «думать»; на уровне ощущения — как эмоция; на уровне действия — как действие-противодействие.

    Ложные представления о действительности («думать» или «мышление») создают эмоции, в свою очередь побуждающие к действиям, не соответствующим действительности. Такие действия вызывают противодействия. Появление противодействий, в свою очередь, позволяет осознать, что наши представления о мире не соответствуют действительности.

    Иными словами, «мышление» — источник всех наших страданий, Поскольку освобождение от страданий является целью любого духовного поиска, успех его возможен, лишь когда прекращается деятельность «мышления», этого изворотливого обманщика, творца иллюзий и мифов, постоянно вводящего нас в заблуждение.

    Но что происходит в случае уничтожения «мышления»?

    - На интеллектуальном уровне исчезают ложные представления, фантазии, предрассудки, оценочные суждения — одним словом, всё то, что обычно называется «мышление». В результате человек видит действительность такой, какая она есть.

    - На уровне чувств исчезают эмоции. Их заменяют чувства.

    - На уровне действий прекращаются колебания, возникающие на стыке действия и противодействия. Человек обретает возможность действовать по-настоящему: действие происходит само собой, в зависимости от требований обстоятельств.

    Исчезает противостояние ума, сердца и действия, они объединяются в единое целое. Человек становится внутренне целостным. Он живёт в единстве со всем, в не-двойственности. В этом для Свами Праджнянпада, так же как и для Упанишад — цель человеческой жизни. Достижение совершенства, о котором говорят мудрецы и к которому призван каждый человек.
    Последнее редактирование модератором: 14 фев 2020 в 11:22
  2. Оффлайн
    Адвайтин

    Адвайтин Пользователь

    Свами Праджнянпад – Азбука мудрости

    АБСОЛЮТ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (см. Истина)

    Абсолют — это то, что не меняется в зависимости от времени, места и обстоятельств. Абсолют не находится за пределами относительного. Это означало бы, что относительное не есть Абсолют и следовательно, Абсолют не был бы Абсолютом.

    Вы должны приложить максимальные усилия, чтобы дойти — куда? Туда, где вы находитесь. Здесь и сейчас есть всё, но вы этого не видите. Как узнать, есть ли что за оградой? Пока вы сами не приблизитесь к ней, узнать это невозможно. Но если вы внутри ограды, вы не можете знать, что находится за её пределами. Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны подойти к ограде и посмотреть наружу.

    Нет никакого различия между Абсолютом и ограниченным, малым и большим. Это Истина. Истина везде и всегда. Она здесь, здесь и сейчас. Если она не здесь и не сейчас, то говорить о ней бессмысленно.Несомненно, надо стремиться за пределы форм. Но только пройдя через формы.Всё нейтрально, всё абсолютно, всё так, как есть. Это вы превращаете всё в хорошее или плохое, приятное или неприятное.

    Видеть, чувствовать и действовать в относительном, воспринимая его как относительное, — значит достигнуть такого совершенства, когда относительное или изменение не трогают вас. Разговоры об Абсолюте и относительном — иллюзия, интеллектуальная иллюзия! То, что вы видите интеллектуально, чувствуете эмоционально, и то, что вы не можете не осуществлять в действии, — Абсолют это или относительное? Практически вы можете знать только относительное. Именно поэтому вы здесь и сейчас. Это, значит быть Абсолютом здесь и сейчас.

    БОГ

    Понятие о Боге как о личности — полная иллюзия. Она порождена потребностью компенсации земных отца и матери. Понятие о Боге — понятие вечного ребёнка. Люди инфантильны, и хотя они с годами взрослеют, их мышление остаётся детским. Поэтому они нуждаются в личностном Боге.Тяга к форме и привязанность к ней так сильны! Вы не можете жить без форм. Но в то же время хотите избавиться от них! Вы чувствуете в этом насущную потребность. Однако не можете осуществить её. Что же вы делаете в таком случае? Вы пытаетесь заключить в форму бесформенное. Отсюда поклонение идолам и всё прочее.Принижая человека, вы создаёте Бога. Каждый человек - потенциальный Будда. Будда — не существо, а состояние, которое может быть достигнуто каждым.

    ВИДЕТЬ

    1. Необходимость видеть

    Тот, кто не наблюдает за собой, беспрестанно говорит о других. Нужно постоянно помнить об одном: вы всегда подмечаете и презираете в других именно те недостатки и ошибки, которые скрыты и подавлены в вас самих.Пытайтесь постоянно наблюдать за собой. Вы сможете легко избавиться от недостатков и разнообразных ошибок, если, обнаружив их, вы просто посмотрите им в лицо, не подавляя их. Только внимательно осмотрев комнату, вы сможете убрать её.Чтобы измениться, вы должны сначала видеть то, что следует изменить. До тех пор пока вы не знаете, что надо изменить, вы ничего не можете сделать.Освобождение придёт только тогда, когда вы увидите всё таким, как есть, а не через воображение или мысленное усилие.Что-то кажется вам ужасным? Просто посмотрите ему прямо в лицо. Посмотрите, и всё станет ясным. Эмоцию создаёте вы сами, так как не видите вещи такими, как они есть. Майя, или иллюзия, исчезает, как только вы её видите.Что значит видеть? Принимать всё таким, как оно есть, то есть быть с ним на одном уровне. Тогда вы чувствуете, сочувствуете и ощущаете себя в единстве с ним, и затем возникает любовь. Различие или разделение исчезает. Вы становитесь единым.Как только вы видите верёвку, змея тотчас исчезает (Имеется в виду известное сравнение иллюзорного мира, или майи, с верёвкой, которую по невежеству можно принять за змею).Включите свет... Где тьма? Такая древняя, глубокая! Где она? Мгновенно исчезла. Достаточно одной искры.Относительное видение: «Свамиджи ест творог ложкой».Видение через личные проекции: «Дедушка ест отвратительный творог красивой серебряной маминой ложечкой».Абсолютное видение: «Свамиджи ест Свамиджи при помощи Свамиджи».

    2. Как видеть?

    Великая заслуга индийской мудрости в том, что на первое место она ставит «видеть» — не верить, не воображать, не раздумывать, а непосредственно видеть то, что есть. Вы
    спрашиваете, может ли анализ, нейтральный анализ, без личного вмешательства быть частью видения?Не просто частью... он и есть видение.«Видеть» — значит использовать все ресурсы интеллекта: рассматривать факты, рассуждать, взвешивать, различать, распознавать, устанавливать правила и т.д.Видеть, видеть, видеть — и различать между реальным фактом и эмоциональной реакцией.

    3. Видеть то, что есть

    Каждый раз, когда вы видите то, чего не замечали раньше, ваше знание растёт. В свою очередь, это знание даёт возможность видеть ещё больше.Умение видеть вещи такими, как они есть, применяется на всех уровнях восприятия: от самого грубого до самого тонкого.
    Видеть то, что есть здесь и сейчас, и есть созерцание.Есть разница между видеть и думать, что вы видите. Человек редко видит, а чаще думает, что видит.Существует только один критерий, чтобы узнать, действительно вы увидели или только думаете, что увидели: сопровождается ли это эмоцией? Присутствие эмоции говорит о том, что заработало мышление. Когда вы видите — эмоции нет.Посмотрите внимательно: перед вами реальность или вам это только кажется? Легко ли у вас на душе, чувствуете вы себя непринуждённо или нет?Чаще всего люди говорят о том, чего они не видят, и довольствуются повторением услышанных или прочитанных формулировок, не проверенных на собственном опыте. Например, выражение «Этот мир полон страданий» — для них только слова, и они не видят того, о чём говорят.Один, упрекая другого, говорит: «Ты сделал так-то и так-то!» Произнося это, он не видит, о чём говорит.
    Другой говорит: «Он поступил так-то, и я расстроен его поступком». Действие внешнее, а недовольство — внутреннее. Может ли закипеть вода в кастрюле, поставленной не на огонь, а рядом?..Вы не видите того, о чём говорите. Посмотрите на свои слова. Это так легко — видеть! Но вы видите факт и тотчас скрываете его от взора, говоря: «Это не должно быть так» или: «Я вижу, но...» Это «но» указывает на присутствие мышления.

    ВИНОВНОСТЬ (см. Различие)

    Чувство раскаяния ложно. Ни печали, ни раскаяния — что сделано, то сделано.Даже если вы совершили что-то плохое, когда были подростком, и теперь испытываете стыд, это неверно: того, кто сделал это, больше нет. Он не тот, кто есть сейчас.

    ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР

    Всё, что вовне, находится во мне.Всё, что вовне, даёт мне возможность постоянно видеть и наблюдать себя. Внешний мир даёт мне эту возможность. Он всего лишь зеркало.Только я один отвечаю за все мои действия и эмоции. Их причина не вовне, а внутри. Снаружи ничего нет. Ответственность не находится снаружи.Живите в мире, а не в созданном вами мире. Вы всегда живёте в «вашем мире», а не в мире, так как вы постоянно стараетесь жить в том мире, который вам нравится.

    ГАРМОНИЯ (интеллекта, чувств и действий)

    Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек.Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя.Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие.Когда вы понимаете интеллектуально, одобряете чувством и ваше эго говорит: «Да, это моя работа», только тогда работа может быть выполнена осознанно. Один лишь интеллект — машина, только эмоции — безумие.То, что вы есть, выражается интеллектом, эмоциями и действиями. Все они проявляются только тогда, когда вы стараетесь создать что-то другое вместо того, что есть.
    Вам следует высветить истину с помощью интеллекта. Эмоция, возникшая в форме желания, должна найти удовлетворение. Одновременно с этим вы должны понять, что корни желания находятся в самой природе мышления, в привычке желания видеть «что-то другое».Участие в жизни даёт возможность освобождения. Ни слова, ни интеллект, ни что-либо другое.
    Что значит участие в жизни? Вам следует действовать органично, соразмеряясь с вашим интеллектом, эмоциями и действиями одновременно... Не позволяйте одной вашей части властвовать над другими. Пусть все они действуют гармонично.
    Речь не идёт о поиске истины где-то на высшем уровне. Вам надо только освободиться от ложных представлений.
    Сейчас, в вашем положении, обладая интеллектом и умом, вы не можете пускаться в путь вслепую. У вас есть эмоции, не следует изнурять их голодом. Вы испытываете потребность в действии, её не следует подавлять.
    Такая работа на трёх уровнях должна проводиться ежедневно, одновременно и столько, сколько необходимо и возможно.
    Высшее состояние человека, достигшего самореализации, можно выразить тремя фразами:
    «Я выполнил всё, что мне полагалось выполнить. Больше мне делать нечего».
    «Я получил всё, что мне полагалось получить. Больше мне получать нечего».
    «Я дал всё, что мне полагалось дать. Больше мне нечего давать».
    Как это применить к вам, к вашему частному случаю? Если сказанное универсально, то оно должно быть также применимо и к частному. Поэтому в том состоянии, в котором вы находитесь, поступайте так, чтобы в конце дня вы могли бы почувствовать:
    «Да, сегодня я получил всё, что мне следовало получить. Больше я не могу получить!
    Сегодня я дал всё, что мне следовало дать — и ничего больше.
    Сегодня я закончил свои дела. Ничего не осталось недоделанным. Я сделал всё, что мне полагалось сделать. Теперь я удовлетворён. Ничего больше не осталось».
    Эти три аспекта следует рассматривать вместе, полностью и непрерывно, тогда они освобождаются.
    У совершенного человека все три элемента находятся в состоянии совершенства: интеллект — свободен, эмоции — свободны, действие — свободно.
    Последнее редактирование модератором: 14 фев 2020 в 11:36
  3. Оффлайн
    Адвайтин

    Адвайтин Пользователь

    ЕДИНСТВО (недвойственность)

    1.Единство и двойственность.

    Весь мир в целом не может прийти к единству. Думать так — значит предполагать, что весь мир — всего лишь игра природных сил. Если весь мир придёт к единству, то игра природы прекратится, потому что она основана на двойственности. Значит, весь мир стал бы единым... А это бы означало, что природа потеряла бы присущие ей свойства. Разве это возможно? Не тело является препятствием к единству, а сознание того, что вы существуете только в пределах тела. Ваше подлинное «я» — это чувство единства с другими. В состоянии единства вы и пусты и наполнены одновременно. Вы пусты в том смысле, что вы никого и ничего не отвергаете. К вам может прийти кто угодно, и что угодно может случиться. Вы наполнены, так как не испытываете ни к кому и ни к чему ни влечения, ни отвращения. Полное наполнено полностью, и в то же время оно пусто, так как не содержит ничего отдельного от него. Итак, то, что совершенно полно, — пусто. Поскольку оно лишено каких-либо особенностей, предпочтений и чувства собственной исключительности. В нём нет никакого чувства предпочтения. Да. Итак, оно полно. Почему? Постороннее, чужое — всё здесь. Никакого предпочтения. Ни друзей, ни врагов. Другом становится всё. Вопроса о друге не возникает.

    2. Единство всегда здесь.

    Единство не может быть создано. Оно — здесь. Только ваше чувство двойственности стремится его скрыть. Вы не создаёте единство. Если бы вы его создавали, то оно бы также исчезало. Всё, что возникает, исчезает.Когда вы поглощены работой, замечаете ли вы присутствие эго? Нет. Разделения нет.Вы пишете: «Я счастлив и признателен». Быть счастливым означает «опираться» на самого себя. Ничего не отделяя от себя, он вбирает всё. Сначала вы пишете: «Я счастлив». Это единство. Но говоря: «Я признателен», вы выражаете зависимость, то есть разделение.Двое не могут занимать одно и то же место. Один должен уйти. Вас покинут ваши сын, жена, муж и даже Бог, если вы будете считать их отдельными от себя. Вас покинет всё то, что вы считаете отдельным.

    ЖЕЛАНИЕ (см. Удовлетворение желаний)

    Люди, думая, что им чего-то не хватает внутри себя, хотят получить это извне. В действительности же всё есть в нас самих. Когда вы не чувствуете целостности в себе, вас притягивает недостающая часть. Вас притягивает то, в чём вы чувствуете нехватку. Когда вы чувствуете себя мужчиной, вас влечёт к женщине, потому что женщина и мужчина дополняют друг друга. Если вы отделите часть от целого, другая часть будет вас притягивать, чтобы вновь сделать вас целым. Никто не может испытывать влечения к другому, не будучи этим другим потенциально. Желание — это выражение вашей иллюзии, незнания, непонимания или, скорее, следствие вашей проекции на внешний мир. То, что вы проецируете, в действительности не существует. Реальность такова, как она есть. Если вы испытываете сильное чистосердечное желание, то оно обязательно исполнится. Сердце очищается, когда нет страха и сомнения. Всё, что с вами происходит, указывает на то, что вы это притягиваете, хотя можете и не знать этого. «Все мои отношения, все ситуации, в которых я нахожусь, все события, происходящие со мной, — всё это моё и только моё. Некого упрекать. Они мои».

    ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

    Вы то, что вы есть здесь и сейчас, в настоящей ситуации. Это единственное «я», известное вам. Начинайте с него, так как это единственная реальность, осознаваемая вами. И продолжайте идти вперёд, так как вы — лишь динамичный процесс. Будьте верным самому себе интеллектуально, эмоционально и в действии. Это и есть быть Абсолютом здесь и сейчас. Не разрывайтесь между тем, что вы представляете собой здесь и сейчас (относительное), и тем, кем вы должны стать (Абсолют).Такое деление или двойственность — корень всех страданий.Если вы живёте в сейчас, то вы — в бесконечности. Но это парадоксально. Как можно быть в бесконечности, живя в сейчас? Это противоречие. Тем не менее это так. Поэтому в ваших действиях будьте (в единстве) с тем, что вы делаете сейчас. Ни с чем другим. Думая о чём-то другом, вы ограничиваете себя.Для садовника отправная точка — семя, а точка прибытия — дерево. Учитель работает с неграмотным ребёнком, а точка прибытия — ученик, умеющий читать и писать.Примите ваше теперешнее положение полностью, но, несмотря на это, в глубине души помните о точке прибытия.Перепрыгивать — это претендовать или воображать, что вы уже у себя дома, тогда как вы ещё далеко от цели.Вы перепрыгиваете через этапы, когда вы самого себя не принимаете. Вы стараетесь что-то ложно себе приписать. Вы говорите: «Я не это, я — другое». Именно это называется идеализмом...Как будто вы сидите здесь, а стараетесь начать действовать из другого места.

    ЗНАНИЕ

    1. Знать — значит уничтожить разделение между собой и другим.

    Кто страдает? Тот, кто не знает себя. Знать — значит быть. То, что мы есть, определяет основу нашего знания. Лишь живущий в самом себе является самим собой. Он превосходит страдания. Итак, кто же страдает? Тот. кто не знает себя и не живёт внутри себя. Что же тогда? Что существует вовне? Внешний, другой мир, другой человек, другие люди. Живущий в «другом» обречён страдать. Откуда же возникает «другой»? Его создаёт мышление.Вы способны говорить, чувствовать или действовать лишь на том уровне и в том состоянии, в котором находитесь. Вы ничего не можете сделать за его пределами. Таким образом, вы можете задавать любой вопрос, касающийся вашего состояния. Спрашивать же о том, что выше или за вашими пределами, бессмысленно. Поэтому рассуждать о состоянии реализации в каком-то смысле недоступно для вас, следовательно, лучше не говорить об этом.

    2. Интеллект становится чувством.

    Интеллектуальность — это правильная работа интеллекта, а интеллектуализм — излишество интеллекта. Излишество интеллекта — мышление. Интеллект позволяет видеть, а когда видишь, то чувствуешь. Поэтому между интеллектом и сердцем нет противопоставления.

    3. Знать — это быть.

    Если вы что-то по-настоящему знаете, то вы это и есть. До тех пор пока вы не слились с предметом вашего знания, ваше знание не полно, а лишь частично.Знать одно, а жить по-другому — ложь и, следовательно, напряжение. Напряжение это возникает из-за разделения между мыслями и чувствами. Знать — это быть. Если вы по-настоящему не проживаете это, то знания нет. Вы знаете только то, что вы есть.Зная иллюзорность двойственности, вы ей не подвержены. До тех пор пока вас затрагивают любовь и ненависть, удовольствие и страдание, все ваши рассуждения об иллюзорности двойственности — вздор. Иллюзия не может никого затрагивать. Задевает только то, что вы считаете реальным.Когда вы утверждаете, пытаетесь дать точное определение или отметить особенности чего-либо с помощью интеллекта, одновременно переживая это эмоционально и следуя этому в действии, тогда и только тогда вы можете сказать, что вы знаете это. Иными словами, «знать — это быть». Вы есть то, что вы знаете.Когда вы можете сказать, что «познали иллюзию»? Только в том случае, если не возникает никаких реакций на уровне интеллекта, эмоции и действия... Поскольку реакция возможна только с реальными объектами! (Которые вы считаете реальными! Обычно так называемый «нормальный человек» не испытывает единства мысли, эмоций и действий. Отсутствие этого единства говорит о том, что нужно продолжать работу, т.е. растворение иллюзий разделения).

    4. Знание — путь к освобождению и единству.

    Если вы по незнанию коснётесь огня, то обожжётесь, и ваше невежество не защитит вас от ожога! Также и действие, совершаемое без правильного понимания и знания, приносит дурные плоды, и вы неизбежно будете страдать от этого.Отсутствие знания порождает беспокойство. Единственный способ избавиться от беспокойства, боли, печали, недовольства, вспыльчивости и т.д. — это всё знать, так как ничто не очищает так, как знание. В вашем стремлении к знанию вам не следует испытывать чувства вины, стыда, робости, колебания, так как ничто так не очищает, как знание. Посмотрите, что бы вы ни предали огню, плохое или хорошее, — все равно поглощается им и превращается в пепел. Так же и огонь знания одинаково сжигает всё. Привилегия человека — всё знать. Но до тех пор пока вы не знаете всё, ошибки неизбежны, и благодаря им вы растёте и ваше знание расширяется.
    Последнее редактирование модератором: 14 фев 2020 в 11:40
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    ИСТИНА

    1. Истина, или то, что есть.

    Истина — это то, что есть. А что есть? Различие и изменение в пространстве и времени. Что значит истина? То, что есть. Но это неполное определение. Это только одна половина. Вторая половина: ничего и не может быть другого, кроме этого. Истина — это то, что есть, и ничего другого. Мышление же такое сложное и иллюзорное. Действуя предательски, оно всё время старается добавить что-то постороннее. Всё частичное и относительное принадлежит к области не истины. Определение истины: это то, что есть. Если вы чувствуете что-то сейчас, то в этот момент это для вас истина, хотя это и не истина (Поскольку вы испытываете эмоцию, она для вас - истина. Вы не можете отрицать её существование. В то же время она не имеет никакой основы, она ваше творение, созданное вашим мышлением, и потому иллюзорна. Поэтому следует обращаться с ней как с реальной. Отрицать её вы не можете, хотя вы и знаете (пусть даже только интеллектуально), что она - иллюзия). Экспериментируйте с ней, будьте с ней, работайте с ней, и вы обнаружите, что это не истина. Истина действует... её игра повсюду, в каждый момент, в каждом проявлении. Если это истина, она должна быть здесь и сейчас. Поэтому истина выражается всего тремя словами: здесь, сейчас и это. Это есть здесь и сейчас.

    2. Истина проста и легка.

    Истина так проста и так легка. Она заключена в одном слове: «да».Истина проста, непосредственна, и её источник — в ней самой. Поэтому природа истины — это вызов, который должен быть проверен на практике! Истина — здесь, там, везде, сейчас и всегда. Хотя она проста, но её красота и свежесть таковы, что кажутся поразительными изощрённому фокуснику — мышлению.Эмоция — ложь, иллюзия. Это абсолютная истина. Но сейчас эмоция — истина! Это не ложь и не иллюзия, так как она имеет последствия. Это относительно. Относительно — значит, зависит от времени, места и обстоятельств. Истина свободна от времени, пространства и обстоятельств. Но вы живёте во времени, пространстве и обстоятельствах. Поэтому жизнь относительна.

    3. Истина на практике.

    Истина не может быть частичной. Она не может быть ограничена какими-то условиями. Она должна присутствовать везде, всегда, во всех обстоятельствах. Между этим миром и миром духа не может быть никакого барьера. Общее должно быть проверено частным. Истина — это постоянное принятие изменения. Она сводится к одному слову: «да». Всё, что происходит в данный момент, — это истина этого момента... Истина заключается в готовности принять происходящее. Если я испытываю какую-либо эмоцию, то это означает, что я не пребываю в истине. Что такое истина? Она не есть нечто призрачное и воздушное. Для того чтобы быть истиной, она должна быть всегда и везде. Она здесь и сейчас. Что сейчас для вас истина? То, что вы чувствуете и чего не можете избежать. Ваша истина отличается от истины другого. То, что вам кажется реальным, — это истина для вас. Начав с ваших истин, вы должны постичь Истину. Как? Ухватитесь крепко за то, что вам кажется истиной, и будьте верны самому себе здесь и сейчас. Ваша жизнь всегда в истине. Сейчас вы находитесь в истине, будучи индивидом в области действия-противодействия. Чем меньше действий и противодействий, тем ближе вы к истине. Как проверить, нашли ли вы вашу собственную истину? Тем, что вы можете жить только в ней. Истина повелевает. Вы не можете от неё освободиться. Вы живёте с тем, что принимаете за истину. Вы живёте с чем-то, потому что вы это считаете истиной и иначе не можете.

    Ваша истина — это информация о реальном для вас. То, что вы видите и считаете реальным, — истина для вас. И вы действуете соответствующим образом. По-другому поступать вы не можете. Значит, существуют истины. Но есть Истина. Овладеть Истиной невозможно. Можно только быть Истиной. Нужно умереть для жизни мышления, чтобы возродиться к жизни в Истине. Ошибочно говорить: «Будь истинным», так как истина всегда есть. Приобрести её нельзя. Следует себя спрашивать: «Насколько у меня стало меньше не истины?» Вы идёте от не истины к истине или, скорее, к истинам. На каждой стадии столько истин! На какой бы стадии вы ни находились, существует истина этой стадии. Истина — это реализация, что «я — ничто», я — никто». Таким образом, «я — все (или каждый)» и «я — все (или каждая вещь)».


    МЕДИТАЦИЯ

    1. Активная медитация

    Активная медитация — это видеть уловки мышления, видеть свои недостатки, а не стремиться к совершенству, что может дать только временное облегчение. Для вас сейчас медитация заключается только в том, чтобы закрепить в сознании истину неизбежности законов различия и изменения. Оба этих закона должны быть как можно лучше закреплены в вашем сознании и осознаны как неизбежные.

    2. Пассивная медитация

    Пассивная медитация: вы ничего не делаете. Вы будто пассивно в единстве с тишиной. Расслабьтесь физически и ментально — вот и всё. Вы видите тишину и ничего для этого не делаете. Она здесь... Вы видите: «О! Она здесь... Как будто она везде». И как только вы это чувствуете, тишина входит в вас. Потому что тишина здесь, и там, и повсюду. Вы погружаетесь в тишину.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    МЫСЛИ (см. Иллюзия)

    Полагать что-то само собой разумеющимся означает думать. Но видеть — это основываться на фактах. Думать — это удаляться от истины и реальности. Вы — продукт окружения и не видите ничего из того, что выходило бы за ваши привычки и социальные условности. Чтобы видеть нечто другое, вы должны сначала избавиться от привычной манеры смотреть на факты через призму ваших социальных ограничений. Мысли рождаются, когда вы не видите факты такими, как они есть. Освобождение приходит от жизненного опыта и способности видеть, а не от размышлений, потому что только такой опыт даёт твёрдую основу, чтобы видеть факты такими, как они есть, без туманных размышлений, предположений и понятий.

    МЫШЛЕНИЕ

    1. Толкователь фактов

    Мышление — не что иное, как склонность видеть вещи не такими, как они есть, а в соответствии с прошлым опытом. Мышление — это непереваренные эмоции прошлого. Мышление — это думать, то есть предполагать или воображать, вместо того чтобы видеть то, что есть. Из этого возникает желание. У «я» два аспекта: один — реальный, другой — ложный. Реальное «я» не конфликтует с окружающим. Конфликтующее «я» — ложно. Это и называется мышление. Ложное «я» и мышление — одно и то же.

    2. Мышление — фокусник

    Мышление не может видеть и принять то, что есть. Оно всегда отрицает то, что есть, и старается подставить на его место что-то иное. На этом основано отрицание. Мышление фиксирует и делает закостеневшим всё, с чем оно сталкивается: «Это так и всегда будет так». «Только я!» — говорит мышление. Мышление сложно и выражается через противоречия: «да» у него соседствует с «нет» и сомнение с нерешительностью. Мышление достаточно изощрённо, чтобы вас обмануть, или, скорее, обмануть самого себя.


    3. Мышление — создатель

    Мышление движется в порочном кругу. Создаёт свои собственные проблемы и старается их разрешить. Пока вы не видите определённую ситуацию, как она есть на самом деле, на её месте возникает что-то другое. Не принимая того, что есть в действительности, к чему вы приходите? Вам тогда нужно что-то другое. Способность производить это другое и называется мышлением.

    4. Мышление — контролёр

    Мышление и тело совершенно нераздельны. Жар — только болезнь тела. Почему же тогда сильный жар действует и на наши мыслительные способности?Тело и мышление действуют совместно. Полностью. Мышление воздействует на тело, а тело на мышление, они полностью взаимосвязаны. В некотором смысле вы можете это называть «мыслительно-физическим комплексом». Неправильно говорить, что мышление нематериально. Оно материально, но состоит из утончённой материи.

    Загнать мышление в угол и познать его полностью

    Мышление получает удары и чувствует боль, потому что ожидает, что внешний мир будет соответствовать его желаниям. До тех пор пока оно твёрдо не убедится, что всё во внешнем мире различно, оно будет продолжать постоянно получать удары от внешнего мира. Отбросьте здесь всякую терпимость и мягкость. Предатель-мышление ускользнет через малейшую оставленную лазейку, потому что всё существующее стремится выжить и избежать смерти. Но мышление — не сущность. Как только его прижмут к стенке и поставят перед фактами, оно исчезнет. Не оставляйте ему никакой лазейки, а то оно удерёт. Всегда бросайте ему вызов: «Моя природа — быть счастливым и умиротворённым. К чему мне быть несчастным?» Потому что это происходит от мышления, искажающего факты, заменяющего их своими образами.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Практикующая группа

    ОСВОБОЖДЕНИЕ

    1. Быть свободным — значит знать

    Только знание освобождает. Надо знать, что такое эмоция, и тогда вы сможете стать свободным. Нельзя освободиться от того, чего вы не знаете. Быть свободным — это знать... Зная что-то, вы становитесь свободным от этого. Иначе нельзя.Что значит быть свободным? Присутствует что-либо или нет — вам это безразлично. Быть свободным от влечения к женщинам — значит, что вам одинаково безразлично, есть женщина или нет. Вы не испытываете никакого очарования. И не стремитесь избежать чего-то.Зная, что перед вами огонь, вы не обожжётесь. Вы свободны. Вы можете пользоваться огнём, поставить его себе на службу, делать с ним что угодно, и при этом вы не обожжётесь. Таким образом, вы свободны от огня.Быть нейтральным и свободным — одно и то же. Вас это не затрагивает. Вы становитесь единым и беспредельным, потому что всё то, что относительно, вас не трогает. Принятие всего таким, как оно есть, достигает своей высшей точки в не-принятии ничего. Вот это и есть освобождение (тиrti).

    2. Единство интеллекта, чувства и действия

    Обладание сверхъестественными способностями (siddbi) указывает на то, что мышление ещё не совсем исчезло. Привязанность находится в мышлении, внутри вас. Вы не можете освободиться от вашей привязанности каким-либо внешним действием.

    3. Освобождение от мышления и эго

    Освободиться от чего? От моего собственного мыслительного создания, то есть от того образа, который я создал вместо того человека, который существует на самом деле. Освободиться от того отношения к нему, которое я сам создал. Освободиться не «от мира, как он есть», но от «моего собственного мира». Если вы свободны от прошлого, вы совершенно свободны и вместе с тем — вы достигли безмятежности, бесконечности всего... От чего зависит освобождение? От силы и характера мышления. Следовательно, от силы вашего прошлого (Ибо мышление создаётся эмоцией, исходящей из опыта прошлого). Эго должно быть освобождено. А способ его освободить — это его расширить, удовлетворить полностью и целиком. Быть свободным — это только значит избавиться от сознания и претензии: «я кто-то» или «я что-то собой представляю».

    4. Постепенное или немедленное освобождение?

    Действуйте постепенно. Сразу вы не можете измениться из-за силы инерции. Это тоже закон природы. Любое состояние не меняется мгновенно. Оно стремится удержаться. Если вы желаете что-нибудь изменить, старайтесь менять это постепенно. Кому-то понадобится один или два дня. Для кого-то достаточно одного усилия — и всё кончено. Но невежество должно исчезнуть. Не придавайте значения продолжительности пути. Ваше право или, скорее, ваша привилегия — трудиться до завершения работы. Сколько времени надо жевать? До тех пор пока сам факт жевания не будет пережёван! Или когда уже нечего будет жевать. Работа будет закончена, когда не будет никакой необходимости, никакой потребности работать. К кому может прийти мгновенное озарение? К тому, кто к нему готов. Для него оно не мгновенно. Вам оно может показаться мгновенным, потому что он был готов получить то, что получил. Он готов. В противном случае озарение не продлится долго. Представьте себе, например, что эта комната была заперта тридцать или пятьдесят лет. В ней царил полный мрак. Чиркните спичкой: где тьма? Тьмы больше нет, даже если она длилась долго и была кромешной. Как только появляется свет, тьма сразу исчезает. Возможности каждого человека достичь реализации беспредельны. Но вероятность ограничена. Освободитесь от ваших вероятностей. Каждая вероятность — привязанность. Освободитесь от всех вероятностей, и вы станете полностью свободным. Действуйте так, чтобы в итоге, где бы вы ни находились, вы чувствовали себя непринуждённо в любой момент и в любых обстоятельствах. В любом месте вы у себя дома. Никакие условия вас не ограничивают. Вот что значит беспредельные возможности.

    5. Что происходит после освобождения?

    Когда вы привязаны к вашему отдельному сознанию, вы совсем не можете представить или почувствовать то состояние, когда нет чувства отдельности. Несмотря на все ваши старания, вы не можете этого понять; только аналогия может вам дать о нём какое-то представление. Говорить о состоянии освобождения вам в некотором смысле не под силу. Поэтому лучше об этом не говорить. Освободившийся и достигший безмятежности не может сразу изменить свое физическое тело. Оно здесь. Изменение исключительно внутреннее... изменилось внутреннее расположение. На физическом плане изменения не происходит, хотя и есть какое-то влияние внутреннего на физическое. Но физическое остаётся таким, как оно есть. Изменение происходит только внутри. «Поведение свободного человека?» Он ведёт себя, как полагается в общепринятых рамках, но его действия непосредственны и происходят сами по себе, так как действующего лица больше нет. Он не действует, но всегда готов к действию. У него всё устраивается само собой. Кто вы такой, чтобы вмешиваться в происходящее?.. Мудрец совершенно пассивен и одновременно совершенно активен. Каким образом? Он пассивно активен. Когда достигается совершенство? Когда вы видите, что всё нейтрально... действие соответствует условиям... Кажется, что свободный человек действует, но это не так. Действие происходит само по себе, так как он не ответствен. Он не действует по своей инициативе. Если нет чувства отделённого сознания, нет чувства эго! (ибо эго и есть чувство отделённого сознания). Тогда действие происходит, но без действующего лица. Действие произошло. Каким образом? Как того требовала ситуация. При любых обстоятельствах такой человек всё делает играючи. Он везде у себя дома.