Однажды Мулла Насреддин бил мух и сказал жене: — Я убил двух женщин и двух мужчин, две мухи — женщины и две — мужчины. Жена удивилась и спросила: — Как ты узнал, какие из них женщины, а какие — мужчины? Он ответил: — Две из них сидели на зеркале.
Дочь Насреддина сосватал человек из соседнего аула. Сваты и свахи посадили невесту на верблюда и двинулись в путь. Ходжа долго смотрел вдогонку каравану, потом вскрикнул и пустился вдогонку. Через полтора часа, вспотев и запыхавшись, он догнал караван. Растолкав женщин, Насреддин протиснулся к дочери и сказал: — Чуть не забыл, дочь моя. Когда будешь шить, не забудь завязать в узелок конец нитки, а то нитка выскочит из ушка и иголка останется без нитки.
Принёс однажды Насреддин на мельницу пшеницу и начал там перекладывать зерно из чужих мешков в свой. — Что ты делаешь? — спрашивает его мельник. — А я дурак,— отвечает он. — Если ты дурак, почему ты не сыплешь свою пшеницу в чужие мешки? — Я обыкновенный дурак, а если бы я делал, как ты говоришь, я был бы набитый дурак.
Как-то переезжал Насреддин из одного города в другой и соседи увидели, что всё имущество его — две подушки и два одеяла. — Что же это, ходжа, столько лет вы жили с женой, а ничего, кроме этого не нажили! — Нажили мы имущества много, да дочерей у нас было ещё больше.
Моллу Насреддина на старости лет пригласили быть почётным мировым судьёй. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин выслушал потерпевшего и сказал: — Да, ты прав. Но он ещё не слышал обвиняемого! Секретарь суда шепнул ему на ухо: — Вы ещё не привыкли к установленному порядку, господин судья. Поймите, так нельзя поступать. Вы теперь должны выслушать другую сторону, прежде чем принять решение. — Хорошо, — кивнул Насреддин. Другой человек, грабитель, рассказал свою историю. Насреддин выслушал и произнёс: — Ты прав. Секретарь растерялся и снова шепнул Насреддину на ухо: — Что вы говорите? Оба не могут быть правы! — И ты прав, — ответил Насреддин.
Насреддин задержался на базаре до ночи. До дому далеко, и он решил переночевать у друга. Хозяева уже поужинали и укладывались спать, когда к ним пришёл ходжа. Друг постелил ему хорошую постель и ушёл спать в другую комнату. Долго ворочался Насреддин в постели, но голод не давал ему покоя. Не вытерпев, ходжа постучался к другу. — Что случилось? — спросил тот. — Да в головах у меня низко. Дай пару лепёшек подложить под подушку, а то никак уснуть не могу.
Однажды Ходжа Насреддин пришёл в гости к одному своему знакомому. Обеда у того не оказалось и он поставил перед ним масло и мёд. Ходжа съев всё масло, придвинул к себе мёд и стал есть его без хлеба. — Ходжа, не ешь один мёд, — сказал хозяин, — он сожжёт тебе сердце. — Одному Аллаху известно, у кого из нас сейчас горит сердце, — ответил Ходжа Насреддин.
Выстроив дом, друг Насреддина пригласил его к себе и долго водил по комнатам и службам, хвастаясь и похваляясь. Насреддин был голоден, а хозяин дома и не заикался о еде. Наконец дошли до кухни, и Насреддин надолго задержался в ней. — Я вижу, вам больше всего понравилась кухня, — сказал хозяин. — Отличная кухня! Всякому, кто попадает сюда, сразу хочется есть!
Когда Молла заболел, родственники пришли проведать его. Они сидели так долго, что надоели ему. Он не вытерпел, встал с постели и сказал: - Ну всё, я уже выздоровел, расходитесь по домам.
Подавая к обеду плов, молодая жена Ходжи Насреддина неуверенно сказала. - Вроде бы всё как нужно сделала, и рис хороший, и баранины достаточно, и соль и специи не забыла, а на вкус, как будто чего то не хватает. Ходжа попробовав, только что приготовленный плов и невесело подтвердил: - Да, не хватает. И я знаю чего не хватает. Умения готовить плов.
Однажды по дороге Ходжу Насреддина встретили разбойники и ограбили. Они отобрали у него деньги, отняли осла и начали его колотить. Наконец Насреддин не вытерпел и воскликнул: - За что же вы меня бьете? Разве я не вовремя пришёл, или мало принёс?
Шёл как-то Насреддин по дороге, увязался за ним молодой цыган и стал выпрашивать у него хоть что-нибудь. Ходжа цыган терпеть не мог, он шёл, не оборачиваясь, и раскошеливаться вовсе не собирался. — Эй, господин! — крикнул наконец цыган. — Дай мне хоть монетку, а то я сделаю такое, чего никогда ещё не делал. Ходжа обернулся, кинул ему монетку, а потом спрашивает: — Что же такое ты собирался сделать? — Э, господин, — отвечал цыган, — если бы ты ничего не подарил, пришлось бы, видно, мне взяться за работу! А этого я ещё никогда не делал.
Пришёл однажды Ходжа к конопатчикам и увидя костёр, спросил, что это они делают с кораблём. - Топим смолу, замазываем щели, и тогда корабль быстрее плывёт. Ходжа вернулся домой, связал ослу ноги и развёл костёр. Как только приложил он головню к ногам осла, тот разорвал верёвки и побежал что есть силы. - Вот ведь хитрец, – подумал Ходжа, – я только собрался смазать его смолой, а уж он как бежит!
⛏ Взял как-то раз ходжа в руки кирку и стал копать яму. Пришёл его сосед и спросил, что он делает. - Соседи все спрашивают, – отвечал ходжа, – как быть с землёй, сваленной после ремонта посреди улицы, вот я и хочу весь этот мусор закопать сюда. - Хорошо, – сказал сосед, – но что ты будешь делать с той землёй, которую ты выкапываешь из ямы? Услышав эти слова, ходжа рассердился и сказал: - Ну, знаешь, в такие тонкости я не вникаю.
Спал однажды Насреддин вместе с сыном. Вдруг среди ночи слышит: в дом крадутся воры. Насреддин толкнул сына под бок и зашептал на ухо: — Вот дураки, они же у нас ничего не найдут. Сын говорит: — Я их сейчас испугаю. — Нет, нет, молчи. У меня голос сильнее. Я так закричу, что они испугаются и может быть, уронят что-нибудь из украденного. А мы подберём.