У правителя города была красивая жена, которая вертела мужем, как ей вздумается. Все дела – назначения и увольнения, наказание и помилование – правитель решал только по указке жены. Жители города пришли к Насреддину и стали просить его отучить правителя потакать капризам жены. Насреддин стал ждать подходящего случая. Однажды Насреддина позвали в гости к правителю. Он взял с собой жену и наказал ей: - Когда мы будем подходить к дому правителя, накинь на меня это седло и садись верхом, а я повезу тебя по двору. Как только они вошли во двор, жена оседлала Насреддина и уселась верхом. Жена правителя заметила это, позвала мужа, и они вдвоем стали наблюдать за представлением. Жена пустила Насреддина вскачь, он заревел по-ослиному и стал брыкаться. Правитель и его жена от смеха чуть не лопнули. Наконец правителю стало невмоготу, он вышел во двор испросил Насреддина: - Молла, ради чего ты вытворяешь все это? - Я весь во власти жены,- отвечал Насреддин.- Что бы она не велела мне, всегда исправно исполню. Если даже она захочет ездить на мне верхом, то и тогда я не могу перечить ее воле. Правитель понял намек Насреддина и впредь не стал слушаться жены.
Жена муллы Насреддина была больна, и ее прооперировали. Несколько дней назад она вернулась из больницы. Кто-то из соседей спросил у Насреддина: — Ну как твоя жена? Она уже вернулась из больницы? — Нет, она все еще говорит о ней, — ответил Ходжа.
В присутствии повелителя мира Тимура зашел спор о пророках и чудесах. - Такие чудеса, какие творили пророки,- сказал в запальчивости Насреддин,- каждый смертный может совершить. - Ну а ты тоже можешь сотворить чудо? – спросил у Насреддина первый визир Тимура. - Могу. - И воскресить мертвого можешь? - Да. - Великий эмир, прикажи этому болтуну совершить чудо. - Дай! мне, Тимур, свой меч,- попросил Насреддин. Когда Тимур вынул из ножен свой меч и вручил Насреддину, тот воскликнул: - Ваше всемогущество, прикажи своему визиру встать на колени. - Что ты хочешь делать? - Я отрублю этому болтуну голову. Мы малость отдохнем от его разговоров, а потом я приставлю ему ее, и он оживет. И ты убедишься, что я был прав. Тимур обратился тогда к визиру; - Что ты скажешь? - О великий Тимур! Я хотел только испытать этого человека. Теперь я убедился, что он действительно умеет творить чудеса. Стоит ли проверять его? Счастье визира, что Тимур ценил его как помощника и не разрешил Насреддину сотворить на этот раз чуда.
- О мой мастер! - воскликнула ученица. - Я страстно жду прихода всепоглощающей Любви, но в то же время боюсь, что она проглотит меня целиком. - При первом же ее появлении смело бросай ей в пасть свой страх, - посоветовал учитель, и она несомненно им подавится.
Однажды в компании друзей Ходжа стал сетовать на старость. - Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, - вдруг заметил он, - я силён так же, как и много лет назад. - Откуда ты это знаешь? - спросили его. - У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребёнком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас…
Однажды прекрасным утром Ходжа шел домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить себе путь, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом. -Отличный день, день счастливых поисков! - воскликнул Ходжа Мулла, сворачивая в чащу. Не успел он оглянуться, как оказался на дне замаскированной волчьей ямы. -Хорошо, что я пошел коротким путем, - подумал Мулла, лежа на земле. -Если уж посреди такой красоты могла случиться эта неприятность, то на пыльной и скучной дороге могло произойти все что угодно.
Зачастил, как-то, Насреддин из Бухары в Багдад, Верхом на ослике - туда, пешком идёт назад. Туда-соломы два тюка, обратно-ничего. Один таможенник всегда обыскивал его, Но ничего не находя и выбившись из сил, он как-то, обыск завершив, с досадою спросил: -Ну что ты возишь, Афанди? Ты,как обычно,чист... -Да нет, смеётся Насреддин: -...ведь я -контрабандист! Прошло с тех пор немало лет, Ходжа разбогател, Купил в Египте дом большой и отошёл от дел. И вдруг в Каире повстречал того, кто сбившись с ног, Искал, на чём хитрец Ходжа построить бизнес смог. -Салам! Не виделись с тобой лет десять, Насреддин, Но мне покоя не даёт с тех пор вопрос один: Достопочтенный Афанди, ответь без лишних слов, что контрабандой ты возил? Ответил тот: - Ослов!
Перевозя некого ученого через бурную реку, Насреддин сказал что – то грамматически неправильное. - Разве ты никогда не изучал грамматику? - спросил учёный. - Нет. - Значит, ты потерял полжизни. Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру: - Учился ли ты когда-нибудь плавать? - Нет, а что? - Значит ты потерял всю жизнь - мы тонем!
Однажды Эмир решил заставить всех жителей Бухары говорить только правду. Для этого перед городскими воротами поставили висилицу. Всех входящих опрашивал начальник стражи. Если человек, по его мнению, говорил правду, то его пропускали. В противном случае - вешали. Перед воротами собралась большая толпа. Никто не решался даже подойти близко. Насреддин же смело направился к начальнику стражи. - Зачем ты идешь в город? - строго спросили его. - Я иду, чтобы меня повесили на этой висилице, - ответил Насреддин. - Ты лжешь! - воскликнул начальник стражи. - Тогда повесьте меня. - Но если мы повесим тебя, то твои слова станут правдой. - То-то и оно, – улыбнулся Ходжа, – все зависит от точки зрения…
Как-то раз Ходжа зашёл в лавку. Хозяин подошёл, чтобы обслужить его. Насреддин сказал: - Прежде всего главное. Видел ли ты, как я зашёл в твою лавку? - Конечно! - А видел ли ты меня когда–нибудь раньше? - Никогда в жизни. - Так откуда же ты знаешь, что это я?
-Ходжа! Хотел ли ты быть падишахом? -Да ни за что! Я уже пережил троих. Но, ни один падишах не увидит смерти Ходжи Насреддина!
Стояла душная летняя ночь и поэтому Ходжа с женой спали на крыше своего дома. Жена во сне всё время локтем отталкивала Ходжу и просила: - Отодвинься, мне жарко... Утром, проснувшись, жена не обнаружила ходжу рядом с собой. Его не было дома, его не было в саду, его не было на базаре, в чайхане, у соседей, у друзей... Его нигде не было. Через неделю пришёл человек с запиской от Ходжи: - Если тебе до сих пор жарко, то я могу отодвинуться ещё дальше.
Однажды Ходжа смотрел в окно и увидел, как мулла бежит под дождём. -Мулла, почему бежишь, ведь дождь благодать божья? Мулла пошёл медленно и весь вымок. На следующий день мулла смотрит в окно и видит, как Ходжа бежит под дождём. -Ходжа, почему бежишь, ведь дождь благодать божья? -Не смею топтать благодать божью.
Однажды к Ходже Насреддину забрались воры. Он проснулся и спрашивает: - Что вы делаете? - Деньги ищем и драгоценности! - Ну если найдете, меня позовите! Я их и днем-то найти не могу, а уж ночью...
Однажды в чайхане Насреддин похвастался: - Я вижу даже в полной темноте! - Тогда почему вечерами ты шагаешь домой, освещая путь фонарём? - Чтобы другие люди не сталкивались со мной.
Ходжа Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды. Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка очень грязная, сказал: - Послушай, уважаемый, ты бы выстирал свою рубашку! - Но ведь она снова загрязнится, не так ли? - заметил, смеясь, Насреддин. - А ты снова выстирай! - Опять запачкается! - Ещё раз выстираешь. - Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?
Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город. - Что с тобой? - спросил он. Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал: - Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок! - Да, плохо дело, посочувствовал Насреддин. С этими словами он выхватил мешок из рук человека и пустился бежать прочь по дороге. Потеряв всё своё имущество, человек разразился слезами и продолжил путь в угнетённом состоянии духа. Тем временем, Ходжа забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги, чтобы человек непременно заметил находку. Когда тот увидел свой мешок, валяющийся на пути, он рассмеялся от радости и вскричал: - Ох, мой мешочек! А я-то думал, что совсем тебя потерял! "Вот как легко осчастливить человека", - наблюдая за ним из придорожных кустов и посмеиваясь, подумал Насреддин.
Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Насреддину. - Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? - спросил Насреддин. - Потому что я тебя старше! - вскричал человек, оглаживая бороду. Тогда Насреддин заметил: - Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова!
Однажды ночью к Ходже домой забрался вор. Жена проснулась и стала расталкивать Ходжу. - Молись, чтоб он хоть что-нибудь нашел в нашем доме, - пробормотал Ходжа, переворачиваясь на другой бок, - а отнять у него будет не так уж и трудно...
«Куда, зачем и откуда течет эта вода – она не знает и не думает об этом, – горестно размышлял Ходжа Насреддин. – Я тоже не знаю ни своего пути, ни отдыха, ни дома.»