Рамеш Балсекар

Тема в разделе 'Современные мастера адвайты', создана пользователем Эриль, 17 ноя 2023.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Неверное понимание, происходящее от использования слов

    В книге «Я Есть То» Махарадж все время говорит: «Нет ничего, что вы могли бы сделать, просто будьте в покое, вернитесь к Источнику и пребывайте в „Я есть“». Но я не могу сделать и этого.

    Нет. Как я уже говорил, в течении шести месяцев та же проблема почти довела меня до безумия! Вы говорите о том, что Махарадж предлагает вам делать нечто, что вы не можете.



    Он говорит, что это единственное, что можно сделать. Я же говорю: «А я не могу сделать и этого, так что я в ужасном отчаянии».

    Поэтому я должен был прийти к пониманию, что Махарадж не просил «кого-либо» делать что-либо.

    Часто его спрашивали: «Какое состояние предшествует просветлению или по крайней мере началу этого процесса?» Он отвечал: «Искренность». И во время беседы он использовал эту фразу: «Вы должны быть искренни».

    А вы спросите: «Как мне стать искренним?»

    Но на самом деле он имел в виду, что этот процесс начинается только тогда, когда есть искренность. Приходится использовать слова.

    Однажды один из посетителей сказал Рамане Махариши, что иногда у него бывает такое состояние сознания, в котором все очень пассивно.

    Он слышит звуки, ощущает запахи, но на все это нет никакой реакции. Он спросил Раману Махариши: «Это хорошее состояние? Или это просто ум обманывает сам себя?»

    Рамана Махариши сказал: «Это именно то состояние ума или состояние сознания, которое должно стать целью». Видите?

    Ему приходилось использовать слова: «Должно стать целью», но он не имел в виду, что кто-то должен сделать его целью.

    И он добавил: «Но поскольку это состояние происходит лишь изредка, у вас возникает сомнение. И вы его выразили. Но у вас не будет больше никакого сомнения, когда это состояние будет происходить чаще».

    Так что слова должны употребляться, хотя эти слова могут привести к месяцам страданий. Я могу подтвердить это на основе личного опыта.



    И что же вы делали или не делали?

    Просто ждал, пребывая с этим страданием, пока не наступило понимание того, что Махарадж никому не говорил делать что-либо.

    И затем: «Конечно!» Но это должно было произойти в данном организме. Должно было наступить понимание, что то, о чем говорил Махарадж, было описанием, а не предписанием.



    * * *

    Я считаю, что если ты настоящий ищущий, ты должен искать. Ты должен искать это везде. Ты должен замечать книги, и ты должен читать.

    Верно.


    И тебя как бы тащит этот поиск.

    Все это является частью функционирования Тотальности. А насчет «тащит» хорошо сказано. (Смех.) Это очень точно, ибо это именно то, что происходит.



    Значит, нам нужно просто налить еще пива и наслаждаться им. (Смех.)

    Нельзя было сказать лучше! (Смех.) Если вы не должны выпить это пиво, тогда что-нибудь произойдет, и вам этот стакан пива не достанется.



    Относительно того, чтобы действовать «как будто». Пока я считаю себя индивидуумом, веря в то, что я имею контроль и свободу выбора в своей жизни, эта концепция «как будто» является несколько туманной.

    Видите, вы не можете ничего больше сделать. Что же вам делать?

    Продолжайте делать в точности то, что вы до этого делали. Все, что должно произойти, произойдет в любом случае.

    Если необходимы какие-либо перемены, как я уже сказал, они произойдут. Если ничего не изменится, значит никакого изменения в функционировании Тотальности в данный момент не нужно.

    Так что продолжайте вести себя так, «как будто» у вас есть выбор и «как будто» вы имеете контроль над своей жизнью.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 10. Отношения гуру-ученик

    Введение


    Как впервые возникают отношения гуру-ученик?

    Все организованные религии изначально основываются на вечной философии, утверждающей, что есть основа всего бытия и не-бытия, нечто, что не является вещью и из чего возникло все остальное.

    Но когда изначальные учения начали концептуализироваться, интерпретироваться и обсуждаться непросветленными, исходящими из своего ограниченного понимания изначальной истины, возник громадный разрыв. Разрыв возник между человеком и Богом.

    Этот разрыв возник по той причине, что в процессе интерпретирования изначальной истины индивидуум, и Бог были концептуализированы и стали рассматриваться как сущности. Это создало своего рода иерархию, в которой Бог стал высшей сущностью, которой должны адресоваться все молитвы или поклонения с тем, чтобы индивидуум мог заполучить то, чего он желает.

    Когда возникло это разделение между человеком и Богом, разрыв должен был быть устранен. Это было сделано с помощью многочисленных посредников, которые поместили себя между человеком и Богом, и концепция того, что никакой индивидуум не может достичь Бога без ходатайства этих посредников, всячески поддерживалась.

    По мере того как интерпретации изначальной истины становились все более разнообразными, они в конце концов вырастали в секты и подсекты, каждая из которых имела религиозного руководителя, который становился гуру. Этот религиозный руководитель обладал огромной властью над членами группы, власть эта выходила далеко за пределы влияния закона. Закон применялся только по отношению к мирским делам, но власть, которую присвоили себе религиозные лидеры, расширялась за границы этого мира. Так возникли всевозможные злоупотребления и произошли те ужасные события, которые творились во имя религии.

    Возникает вопрос: «Почему время от времени мы обнаруживаем появление таких ужасных лживых духов, которые приводят к религиозному беспорядку?» Уильям Ло, дает ответ, говоря, что это произошло потому, что «эти люди обратились к Богу, не отвратившись сначала от себя».

    Различные секты обещают сверхчеловеческие и даже сверхъестественные силы и способности, и людей это притягивает. И нужно сказать, что такие способности действительно могут быть достигнуты с помощью определенных видов дисциплины, практикуемых с полной решимостью, точно так же, как результаты достигаются от любого упорного выполнения физической или умственной дисциплины. Нельзя сказать, что эти сверхъестественные способности, или сиддхи, как их называю в Индии, обрести невозможно. Вопрос стоит так: «Зачем? Чего ищущий хочет на самом деле?»

    Когда в 1987 году я был в Лос-Анджелесе, один человек сказал, что он хотел научиться способности ходить по воде, и для этой цели он выполнял хатха-йогу. Он спросил меня, могу ли я ему помочь достичь этой цели. Я должен был сказать ему: «Боюсь, я не могу дать эту способность. Я сам не обладаю такой силой. У меня даже нет желания, чтобы кто-нибудь дал мне эту силу. Я бы сказал: „Нет, спасибо, меня вполне устроит лодка“.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Когда настоящий гуру появляется на этой духовной сцене?

    Настоящий гуру появляется так: в течение всей духовной истории во всех уголках мира происходили определенные спонтанные события, в которых интуитивное прозрение рождало человека, обладающего радикальным, трансцендентным видением. Это видение трансформировало реальность в совершенно иное измерение, в котором то, что ранее воспринималось как реальное, рассматривается как нереальное, а то, что считалось нереальным, переживается как реальное.

    Важно отметить, что в этих редких случаях эти немногочисленные люди осознавали, что все, что с ними произошло, не было достигнуто благодаря какому-то усилию с их стороны, а было спонтанным событием, даром небес, Тотальности.

    В некоторых из этих случаев они ощущали очень глубокую потребность поделиться этим огромным секретом с другими. Но скоро они поняли, что если они будут это делать, у них будут большие проблемы с религиозными руководителями данной местности, а возможно, даже с законом страны. Поэтому они продолжали вести обычную жизнь, как будто ничего не случилось, и никто об этом не знал. Родственники и друзья могли почувствовать, что что-то произошло. Что-то сделало их более добрыми, более сострадательными, чем они были раньше.

    Это изменение не было феноменальным, оно было чисто внутренним, это было изменение перспективы. То, что они ранее видели как реальное – те события и явления, которые воспринимаемы чувствами – более не виделось как реальное. Непроявленное, то, что невоспринимаемо чувствами, переживалось ими как реальное. Они продолжали свою обычную жизнь, но удивлялись, видя, что некоторых людей, стоявших на пороге этого трансцендентального знания, некая сила направляла к их дверям посредством таинственных событий и обстоятельств.

    Большинство, конечно, отличались открытостью и охотно передавали учение тем, кто к ним приходил. Так возникали настоящие отношения между гуру и учеником. Это не было теми отношениями, когда выставляемое напоказ учение, если можно так сказать, «продавалось», но, скорее, это были необычайно молчаливые отношения, основанные на осознавании, что люди, находящиеся на пороге этого знания, были каким-то образом приведены к двери гуру.

    Передача этого знания происходила очень тихо, в очень малом масштабе. Такие ученики, которые сами становились просветленными, чувствовали, что реальность внутри них и реальность внутри учителя идентична.

    Она и не могла быть различной. Это была все та же реальность, которую видел мастер и переживания которой достигали ученики. Несмотря на это понимание, была огромная любовь к гуру, такая глубокая благодарность за познание, которое было передано, что многие ученики даже после просветления сочиняли прекрасные стихи, выражая в них глубокое почтение своему гуру.

    Такая любовь к гуру естественна для восточного ученика. Прежде чем я приехал на Запад, у меня было впечатление, что такая любовь, отличающаяся определенной мягкостью, на Западе не существует. В 1987 году, через несколько недель после моего прибытия на Запад и начала проведения бесед, я был очень удивлен и, должен сказать, очень смущен, когда мне вручили запечатанный конверт со словами: «Это вам».

    Когда я открыл его, я нашел внутри небольшое стихотворение, которое очень глубоко затронуло меня [это были стихи Уэйна, о которых он пишет в «Примечаниях редактора»]. Я никогда не забуду его, в нем нашла отражение огромная любовь к гуру.

    Меня это смутило еще больше, поскольку я никогда не выставлял себя в качестве гуру. Это было чистым совпадением, что Генри Денисон доставил меня в Америку. И вот здесь американец дает мне письмо, суть которого в следующем: «Вот я, взрослый мужчина, имеющий жену, двух детей и процветающий бизнес. Я не могу понять этой огромной, всепоглощающей любви к человеку, которого я впервые увидел пару недель назад».

    Он был ошеломлен, обнаружив в себе такую огромную любовь и сострадание. В тот момент я даже подумал, что это чувство преувеличено, но это оказалось не так.

    Таким образом, гуру выходит на сцену так, как я только что описал. Если определенная группа людей каким-то таинственным образом приводится к их собственному гуру, это могут быть по всей вероятности люди, склонные к бхакти или к знанию или, что еще более вероятно, в них присутствует сочетание и того и другого.

    Настоящий гуру и настоящие ученики являются частью безличностного события, частью спонтанного события в феноменальности, частью функционирования Тотальности.

    Милость гуру проявляется в форме духовных наставлений. На санскрите это звучит «упадеша». Это слово часто неправильно интерпретируют.

    Упадеша может иметь место различными способами: через взгляд в глаза ученика, шепот на ухо – все, что угодно. Буквальное и настоящее значение слова упадеша – восстановление или возвращение к истинной природе.

    Подразумевается восстановление расщепленного ума индивидуума – разделенного на субъект и объект, «я» и другие – в его изначальной целостности и полноте первичного состояния чистого бытия.



    Как можно узнать настоящего гуру?

    Рамана Махариши давал ясный и конкретный ответ. Он говорил: «Тот, кто наставляет ревностного ищущего делать то-то и то-то, не есть настоящий учитель. Ученик уже настрадался от своей деятельности и стремится к покою и отдыху. Что нужно ищущему – так это прекращение активности. Если учитель говорит ему делать что-либо в дополнение или даже вместо того, что он делает, это не поможет ищущему.

    Активность означает создание образов в уме, концептуализацию. Активность, как личное усилие, означает разрушение исконного состояния счастья, сатчитананды, через укрепление эго.

    Если учитель или наставник поддерживает активность, то он является не мастером, а разрушителем. При таких обстоятельствах можно сказать, что либо творец Брама, либо бог смерти Яма явился под маской учителя. Такой человек не является истинным мастером. Он не может дать освобождение подвижнику. Он может только сделать цепи его рабства еще более крепкими».

    Это очень сильные слова. Но их сила и мощь исходит не из личной точки зрения Раманы Махариши. Он был абсолютно беспристрастен. Сила слов исходит только из его сострадания к ищущему.

    Другими словами, на самом деле не может быть деятельности со стороны кого-либо, может быть просто видение в перспективе, только переориентация ума, трансформация, которая происходит спонтанно.



    Но что делать с псевдогуру и тысячами людей, находящимися под их влиянием?

    Этот факт, что тысячи людей действительно посещают их, и эта ситуация является сама по себе частью безличностного функционирования Тотальности, того, Что-есть. Вопрос о том, как это исправить, неуместен.

    Что бы ни существовало в проявлении Сознания, должно приниматься, как факт.


    Есть эволюция, которая происходит от грешника к святому, от ученика, который еще не обладает полным пониманием, к ученику, который достигает конечной реализации. Эта безличностная эволюция есть все, что имеет место, и

    окончательное просветление – это не трансформация какого-либо индивидуума, это трансформация отношения, точки зрения, трансформация отождествленного сознания в его безличностность.

    Наступает понимание, что не может быть никакого индивидуума, который бы достиг просветления. Поэтому все, что человек может сделать, это заниматься своими делами и позволить происходить тому, что происходит. Я знаю, что все это звучит против «обычных» наставлений, но это так.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Даршан

    Однажды я сказал вам, что я чувствую для себя важным проводить время в вашем обществе, так чтобы то, что есть у вас, перешло ко мне. Вы посмеялись. Даже если бы я мог проводить с вами больше времени, просветление может не произойти, верно?

    Поэтому я и смеялся. Даже если бы вы держали годы в своих объятиях, даже тогда этого могло бы не произойти. Просветление не может перейти на другого.



    Но просто находясь рядом с вами...

    Говорят, что близость гуру действительно приносит полезные изменения.



    Каким образом?

    Я не знаю.



    Учителя-тантристы говорят о передаче энергии, шакти. В случае с джняни есть ли какого-либо рода передача?

    Если эта передача должна произойти в определенный момент, это может случиться одним из нескольких путей. Основным и конечным фактом является то, что ничего не может произойти до тех пор, пока есть «я», желающее и ожидающее передачи от другого. Это все, что я могу сказать.




    Слушание

    Вы указывали на то, что молчание является лучшим путем передачи учения. Мне интересно – лучше ли быть молчаливым в присутствии того, кто является пробужденным – в противовес тому, чтобы самому быть безмолвным, и если это так, то почему?

    То есть, суть вашего вопроса в том – необходим ли гуру?



    Где-то так, но я хочу сказать, что когда я нахожусь в присутствии реализованного существа, возникает какое-то качество безмолвия.

    Качество безмолвия, или само безмолвие – это конечный пункт, когда происходит просветление. Присутствие просветления означает полное отсутствие «я». Если феноменальное «я» не исчезло полностью, ноуменальное не может проявиться. Полное уничтожение «я» – это безмолвие, а безмолвие – это просветление.


    Можно ли перенять это качество у учителя, впитать от него, так сказать?

    Можно, если, как я сказал, слушание тотально. И тогда это слушание ведет к приятию того, что ничего не может произойти, приятию того, что то, что ум считает стоящим, не обязательно должно произойти в конкретном механизме тела-ума.

    Приятие этого приводит к восприимчивости, создает понимание, полное приятие Его Воли.
    Полное приятие Его Воли ведет к автоматическому отказу от «моей» воли. Отказ от «моей» воли будет означать отсутствие «я».

    При горизонтальном мышлении одно ведет к другому, но когда происходит понимание, это все становится одним.

    Вертикально – это одно. Горизонтально – одно ведет к другому. Таким образом, вертикально это внезапное приятие Его Воли, полное отдавание себя и безмолвие – все является одним. Поэтому просветление всегда внезапно, безмолвно, вертикально.



    Когда ученик становится просветленным

    Что происходит в отношениях с учителем или гуру, когда сам ученик перестает отождествляться с механизмом тела-ума?

    На самом деле нет никакой разницы между учеником и гуру. Они находятся в одном и том же состоянии. В Индии в силу сложившейся традиции их отношения в определенной степени продолжаются. Но я слышал и читал, что в Китае, когда в ученике происходит просветление, гуру смотрит в его глаза, видит ситуацию, и оба они начинают кататься по земле.

    Оба уже достигли осознавания абсурдности всех усилий, которые совершались для того, чтобы достичь или добиться чего-то, что уже есть.

    В Индии, должен сказать, подобного я не видел. Формальность продолжает оставаться.



    Вы не видели, чтобы они катались по земле?

    Формальность остается.



    * * *

    Когда Махарадж умер... его тело перестало быть предметом отождествления уже задолго до этого, не так ли?

    Отождествление в виде индивидуального существа, обособленной сущности, исчезло уже задолго до того.



    Правильно. Поэтому говорят, что после великой смерти малая смерть не имеет большого значения.

    Это так.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Оставление гуру

    Могли бы вы сказать что-нибудь о расхождении между вами и Махараджем?

    Расхождения не было. Разделение было в моем уме.



    Была такая концепция, что вы отделились от Махараджа. Было ли у вас ощущение какого-либо соединения, подобно растворению этой концепции, исчезновение этой отделенности?

    Да. Не только отделенности «меня» от Махараджа, но и этого «я» от всего остального.



    Были ли эти две вещи в точности одним и тем же? Как, например, ощущение, что Махараджа больше нет? Эта концепция не имела власти больше, чем остальной объективный мир? Потому что гуру может быть очень сильной концепцией, если вы отождествились с понятием «ученик».

    Я знаю, что вы имеете в виду. Я бы хотел сказать, что я всегда чувствовал, что концепция гуру может быть последним препятствием. Она продолжает оставаться очень долгое время. Ты в неоплатном долгу перед гуру. Когда начинаются отношения с Божественным, что бы ты не делал, все кажется недостаточным.

    Концепция гуру как существа, отдельного от тебя, является последним препятствием, которое должно исчезнуть.


    Именно с этой точки зрения Заратустра дал своим ученикам последнее наставление: «Теперь забудьте все, о чем говорилось. Забудьте, все, что я сказал, кроме одного, остерегайтесь Заратустры!»



    Махарадж

    Как и когда люди начали посещать Нисаргадатту?

    Человек по имени Морис Фридман, который в течении тридцати или сорока лет общался с Кришнамурти, а также многие годы общался с Раманой Махариши, каким-то образом оказался у Махараджа.

    Г-н Фридман говорил моему другу: «Не делайте ошибку, пренебрегая Нисаргадаттой, ошибку которую совершил я. Не обманитесь его простой наружностью и его какой-то домашней манерой вести беседу. Не обманитесь. Я совершил эту ошибку, но к счастью, эта ошибка была исправлена».

    Представители Запада начали приходить к Махараджу после того, как была опубликована книга «Я Есть То».



    Принял ли Морис Фридман в конце концов Нисаргадатту в качестве своего гуру? Перешел ли он к нему от Кришнамурти?

    Должно быть, да. Но я не думаю, чтобы он делал какие-нибудь конкретные заявлению по этому поводу.



    Нисаргадатта говорил на каком-то диалекте?

    Он говорил на маратхи. Любопытно, что обычный стиль его речи был самый обыденный, но те слова, которые относились к учению, отличались невообразимой глубиной.

    Он часто говорил, что не знает, откуда появляются эти слова, ведь он практически безграмотен. Он также говорил, что многим из его коллег это не нравилось, так как он не повторял то, что говорил его гуру буквально, слово в слово.



    Не могли бы вы рассказать немного о том, как вы впервые встретили Нисаргадатту?

    Да! Я думал, что никто об этом не спросит! (Смех.) Случилось так, что Джин Данн, которая редактировала книги с беседами Нисаргадатты, написала статью о Махарадже и книге «Я Есть То» в октябрьском номере журнала «Маунтен Пас» за 1978 год, который является официальным изданием ашрама Раманы Махариши и который я выписываю уже двадцать пять лет.

    В статье было большое количество цитат из этой книги. И я немедленно приобрел две книги. Я прочитал их за выходные, а утром отправился к Махараджу.

    Когда я впервые поднялся по лестнице в его комнату, там никого не было, кроме самого Махараджа и его личного помощника. Когда я вошел и встал перед ним, его первыми словами были: «Ты наконец-то пришел. Входи и садись».

    Думая, что он адресует эти слова кому-то другому, я оглянулся, но за мной никого не было. Что произвело на меня самое большое впечатление – это то, что у меня было отчетливое ощущение, что он не осознавал, что он произносил эти слова. Так что эти первые слова были для меня источником огромного вдохновения. Вот так я попал к Нисаргадатте.



    Говорил ли когда-нибудь Нисаргадатта, что вы являетесь его преемником или что-то в этом роде?

    Махараджа не интересовал вопрос о преемнике. Все, что он говорил, это: «Выйдут семь или восемь книг».

    Махарадж также говорил: «Многим людям не нравится то, что я говорю», имея в виду других учеников своего гуру. «Они ожидали, что я буду повторять все в точности так, как говорил мой гуру. Но я не повторяю слово в слово то, что говорил мой гуру. Все, что выходит из меня, является нужным в данный момент».

    Его гуру относился к традиционной цепи преемственности. Одной из отличительных черт Махараджа было то, что он никогда не придавал большого значения преемственности.

    У меня было ощущение, что он считал, что слишком много внимания уделялось цепи преемственности и недостаточно – сути самого учения. В случае со мной он пошел еще дальше. Он сказал: «Когда ты будешь говорить, ты не будешь повторять мои слова буквально». В тот момент вообще не было и речи о том, что я буду говорить!


    Значит, он как бы предсказал это.

    Предсказание случилось, мадам. Его не интересовали предсказания.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Махарадж говорит Рамешу начать проводить беседы

    Как случилось, что вы начали проводить беседы?

    Когда я пришел к Махараджу, одним из моих первых решений было давать на его вопросы прямые ответы без интеллектуального вмешательства и размышления о том, понравился ли ему ответ или нет. Так что, когда бы не задавался вопрос, он получал простой, спонтанный ответ.

    Махарадж понял, что в определенный день со мной что-то произошло. И с этого дня наши отношения изменились. Формальность исчезла, и я мог позволять себе некоторые вольности с ним, чего я не осмеливался делать раньше.

    Моя сестра – консерватор в вопросах религии, и когда она узнала, что ко мне приходят люди, и что мы обсуждаем эту тему, это было для нее ударом, поскольку, как она сама сказала, говорить об этих делах без санкции со стороны гуру является кощунством.

    Поэтому мне пришлось объяснить ей, что у меня было особое разрешение Махараджа на проведение бесед.

    Это разрешение было получено особым образом. Когда я начал переводить, в этом была определенная нужда.

    Любимым словом Махараджа было слово «нужда». Каждое событие происходит с целью удовлетворения какой-то нужды, так что то, что я пребывал у стоп Махараджа, удовлетворяло нужду двумя путями – с точки зрения Махараджа и с моей точки зрения.

    Моя точка зрения была очевидной. Прежде, чем я попал к Махараджу, в течение почти тридцати лет мною владело желание попасть к Рамане Махариши. Я сделал несколько попыток.

    Ни одна из них не увенчалась успехом, так как мне было предназначено сидеть у ног Махараджа, а не кого-либо еще.

    Нужда со стороны Махараджа состояла в переводчике, который бы интуитивно понимал то, что он хотел донести и чье знание английского было бы выше среднего уровня, и который бы также понимал западный ум.

    Таким образом, случилось так, что этот механизм тела-ума, носящий имя Рамеш, отвечал всем этим трем условиям.

    За два месяца до смерти Махарадж был очень болен. Он все время лежал, но все еще мог вставать и подниматься по лестнице в комнату, где проводил беседы.

    Однажды во время беседы он решил спуститься к себе и впервые сказал присутствующим: «Можете продолжать задавать вопросы»; и, указав на меня, добавил: «Ему поручается отвечать на них».

    Он спустился вниз, но вопросов не было, поэтому ясно, что не могло быть и ответов. Двое людей, сидящих около меня, сказали: «Послушайте, если вы не будете говорить, придет Махарадж и рассердится». Я ответил: «Но вопросов нет. Мне было поручено отвечать на вопросы, а не проводить беседу по данной теме». Вернулся Махарадж и спросил, что происходит. Я сказал: «Ничего. Вопросов не было, так что не было и ответов». Он только что-то проворчал в ответ.

    Позже, за два дня до смерти он должно быть вспомнил то, что поручал мне, но он также знал, что тогда я не говорил. Это было за два дня до его смерти, и он был так болен, что мог только шептать.

    Чтобы услышать его, его личный помощник должен был буквально сгибаться и приближать ухо к самым губам Махараджа. Находясь в этом состоянии слабости, он внезапно поднялся на локте и прокричал мне своим обычным голосом, который никто не слышал в течение двух месяцев:

    «Почему ты не говорил?!» – и после этого упал обратно на постель. Честно говоря, я думал, что это конец, но он прожил еще два дня.

    Поэтому я и говорю. Но имейте в виду, путешествовать по миру и говорить с людьми не является моей обычной практикой. Чаще всего я просто сижу дома. Я говорю, поскольку в этом есть нужда. Нужда не с моей точки зрения, а с точки зрения Тотальности.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Кришнамурти

    Когда Кришнамурти говорит: «Вы есть мир, и мир есть вы» – это интуитивное понимание?

    Да. Вы и мир не отделены друг от друга. Это просто означает, что все, что есть, это функционирование Тотальности.

    Каждый имеет свой собственный стиль речи. Поэтому Кришнамурти говорит: «Вы и мир есть одно».

    Я был бы склонен сказать: «Все, что есть, – это Сознание, функционирующее через эту Тотальность проявленного».

    Кстати, я очень уважаю Кришнамурти. Он был великим учителем. Однако, беда в том, что Кришнамурти все же обращался к индивидууму, хотя он и напоминал о том факте, что все, что есть, это то что есть в настоящий момент, здесь и сейчас. Он повторял это бесчисленное количество раз.

    Тем не менее, его роль в жизни состояла в том, чтобы говорить с большим количеством людей, и это должно было делаться на таком уровне, чтобы люди могли его понять. А чтобы это было так, он должен был обращаться к индивидууму.

    Однажды в Бомбей прибыла группа людей из его штата, чтобы послушать, возможно, его последнюю беседу в Бомбее. Они позвонили мне: «Мы приехали послушать эти беседы. Можно прийти после окончания к вам?» Я сказал: «Конечно».

    Мы говорили с ними час-полтора. Когда они уже уходили, один человек из группы подошел ко мне и сказал: «У меня последний вопрос. То что вы сказали, настолько прояснило все, что я удивляюсь – зачем мне нужно было ходить к Кришнамурти в течение тридцати лет?»

    Я сказал: «Махарадж начинается там, где заканчивается Кришнамурти. Тридцать лет, проведенные с Кришнамурти, были, по всей видимости, подготовкой.

    Что заставило вас прийти сюда сейчас? Эти тридцать лет! И если бы вы не занимались этой проблемой все эти тридцать лет, беседа со мной не дала бы такого озарения».

    Он ушел с чувством огромного облегчения.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 11. Метафизические вопросы

    Смысл жизни


    Мне на ум пришел вопрос о смысле жизни. Мне нравится ощущать, что жизнь имеет смысл, ибо я нахожусь в ее середине. А то, что вы говорите, лишает меня этого.

    Да.



    Вот с этим у меня, по-моему, проблема.

    Вы идете на берег моря, там видите ребенка, который строит замок из песка. Когда наступает время идти домой, он разрушает его. Если вы спросите его: «Какой смысл в том, чтобы построить замок с такой любовью, затратив столько времени, – и затем разрушить его?», он, вероятнее всего, скажет вам, что не понимает ваш вопрос. Все, что он может сказать, это: «Мне нравится строить замки, а затем мне нравится разрушать их!» Это просто игра.



    Это «крутой» ответ.

    Видите ли, смысл жизни... кто желает знать?



    В том-то и дело.

    Я понимаю. Определенно. Но не стоит волноваться, все это – часть игры!





    Самадхи

    Меня учили, что через вхождение в самадхи происходит некоторого рода трансформация характера человека.

    Нет, мадам. После того как вы выйдете из самадхи, вы будете все тем же человеком, с теми же характеристиками, с которыми вы были зачаты и рождены.

    Есть очень старая историй о йогине, вошедшем в самадхи. Когда он вернулся в обычное состояние, он сказал ученику: «Я ужасно голоден. Принеси мне еды». Но к тому моменту, когда еду принесли, он опять вошел в самадхи. И наконец когда он снова вышел из самадхи, первое, что он спросил: «Где моя еда?»

    После двадцати дней самадхи или двадцати лет самадхи он возвращается к той же точке.


    * * *

    Если я понимаю вас правильно, когда присутствует какой-нибудь стимул, вы его наблюдаете. Если никакого стимула нет, вы входите в состояние не-наблюдения.

    Да.



    Это то же, что называют словом «самадхи»?

    Нет, это то, что я называю состоянием не-наблюдения, то, что Рамана Махариши называет естественным состоянием.

    Самадхи
    – это аномальное состояние.

    Для среднего человека происходит постоянное вовлечение. Когда это вовлечение, «я» и размышляющий ум исчезают, то, что остается является состоянием наблюдения.

    Все, что бы ни происходило, просто наблюдается. Когда наблюдать нечего, никакие мысли не возникают, тогда ум входит все глубже в состояние не-наблюдения.

    В этом состоянии не-наблюдения слышатся звуки, ощущаются запахи, но очень пассивно. Они не имеют значения, но сознание по-прежнему присутствует, так что оно легко может при необходимости опять войти в состояние наблюдения легко или плавно, без какого-либо намеренного усилия.

    Сознание по-прежнему присутствует, поэтому если кто-то зовет вас по имени или вы слышите какой-то звук, вы возвращаетесь в состояние наблюдения.

    Не-наблюдение является нормальным состоянием, а состояние наблюдения наступает тогда, когда что-то наблюдается.



    Когда вы говорите, что самадхи – это аномальное состояние, имеете ли вы в виду, что не стоит желать самадхи?

    Нет. Просто это не является нормальным состоянием. Самадхи не является нормальным в том смысле, что оно проникает глубже, чем естественное состояние. Это состояние самадхи может случиться.



    Есть ли какая-нибудь ценность в принудительном самадхи?

    Я не знаю. Те, кто входят в него, считают что это так. Вы входите в море, вы выходите, вы высыхаете. Если вы опять входите в море, вы снова выходите и высыхаете. Это происходит снова и снова.

    Махарадж говорил: «Если вы входите в самадхи на два часа, два дня, два года или две тысячи лет и выходите из него – вы опять в феноменальности!» Какой смысл?



    Вы возвращаетесь. Понятно. Нельзя сказать, что вы были трансформированы, пока вы воспринимаете в феноменальности как индивидуум?

    Верно.



    Какая разница между глубоким сном и самадхи?

    Глубокий сон в своей основе является физическим событием. Самадхи – это психическое событие. Ваше тело является психосоматическим аппаратом.

    Глубокий сон является больше соматическим явлением, самадхи – в большей степени имеет отношении к психической части тела.



    Как я смогу узнать разницу, когда я войду в самадхи? Я знаю глубокий сон.

    Это физическое явление, понимаете? Но на самом деле вы это знаете. Такие моменты у вас бывают каждый день. Вы их можете не узнавать, но у вас бывают моменты, когда наступает глубокое ощущение покоя.

    Эти моменты могут быть мимолетными, но тем не менее они существуют. И когда вы выходите из этого состояния, вы осознаете, что в эти моменты вы не осознавали самого себя; когда «я» не осознавало самого себя, было ощущение благости. И затем ум быстренько говорит: «Я хочу еще таких моментов».
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Самскары

    Рамана Махариши часто говорил о самскарах, которые должны быть отработаны. Как я понимаю, то, что вы называете врожденными характеристиками, это нечто подобное самскарам?

    Самскары – природные врожденные характеристики плюс обусловленность, которая возникает в силу особенностей той среды, в которой вы рождены.



    Является ли примером природной характеристики то, что я нетерпелив?

    Да, характеристика темперамента.



    И ко всему этому еще обусловленность?

    Да.



    Но куда деваются эти самскары в момент смерти?

    Эти самскары являются просто мыслями, это не объекты.

    Самскарические концепции попадают в тотальность памяти, и некоторые из них перейдут в какой-то новый организм при его зачатии. Какие из них куда пойдут – мы не знаем.




    Реинкарнация

    Время – хитрая штука. Когда мы говорим о реинкарнации в смысле безличностных тенденций или самскар, имеющих какую-то продолжительность, мы говорим о времени линейно. Подразумевается, что до этой жизни были предыдущие, определенные части которых соединились и создали наше теперешнее феноменальное проявление. С другой точки зрения проявление возникает спонтанно, и если смотреть в этой перспективе, нет никакого линейного времени, и таким образом нет продолжительности.

    Верно. Так что когда мы говорим о реинкарнации таким образом, мы лишь концептуально имеем дело с множеством явлений, с феноменальностью.

    Но с точки зрения джняни, которого нет, все это просто отметается. Другими словами, никогда не было никакого «я» ранее, которое спроецировало бы себя в это новое «я» сейчас.



    Значит, когда мы обсуждаем явление феноменального мира как отождествленные индивидуумы, мы можем воспользоваться феноменальностью и концептуализацией и поиграть с идеей реинкарнации. Затем – с другой точки зрения – когда уже нет никакого «я», все это растворяется?

    Верно. Это становится неуместным.



    Но до сих пор мы играем на сцене феноменальности.

    Мы играем на сцене феноменальной концептуализации.

    Ага! Спасибо.




    Являются ли Бог и Сознание одним и тем же?

    Бог и Сознание – это одно и тоже? Если нет, какая между ними разница?

    Никакой. Нет никакой разницы. Это просто названия. Абсолют, Нирвана, Бог, Вечный Субъект, Сознание и так далее. Все, что есть, – это То. Как вы это назовете – не имеет значения.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мистические особенности присутствия гуру

    Поскольку все материальное – это на самом деле иллюзия, концептуализация, можно ли говорить в терминах состояний Сознания, градаций Сознания?

    Концептуально, конечно.



    Я думал насчет того, что некоторые мастера и гуру, и джняни способны дать переживание высоких состояний сознания другим людям, необязательно даже касаясь их, но просто своим присутствием.

    Да. Вы имеете в виду, что наступает измененное состояние сознания.



    Да, что-то в этом роде. Да.

    Знаете, в 1987 году меня привели в одно место в Лос-Анджелесе, которое называется «Измененные Состояния Сознания», где была масса различных приборов. Там был один резервуар с водой, очень насыщенной солью, в котором можно плавать, и через некоторое время вы входите в измененное состояние сознания.

    Еще там был один механизм, с помощью которого изменяются электрические импульсы тела, и мозг человека может становиться спокойнее.

    Был там и стул, установленный наклонно и оборудованный специальным роликом, который движется вверх и вниз по спине – и через некоторое время вы уже в измененном состоянии.



    Меня интересует, что происходит с гуру и учеником в ситуации, где нет никаких механизмов.

    Если эти измененные состояния сознания можно вызвать специальными приборами, почему такие измененные состояния не могут произойти в присутствии каких-либо особых организмов тела-ума?



    Понятно. Я имею в виду, происходит ли изменение энергии.

    Видите ли, вы можете дать этому любое название, но то, о чем вы говорите, должно обязательно происходить на механическом уровне, на уровне феноменальности.



    В некоторых книгах говорится, что присутствие джняни заставляет исчезнуть самскары присутствующих людей. Что вы скажете?

    Это может произойти, а может и не произойти в зависимости от судьбы данного организма. Но одно определенно. Джняни не скажет, что именно его присутствие вызывает все эти изменения.



    Истинный джняни не скажет. Псевдо джняни может сказать.(Смеется.)

    Видите ли, нечто ложное есть только потому, что есть нечто истинное.




    Биологические изменения после просветления

    Кришнамурти и другие говорят о том, что когда происходит осознавание или понимание, в клетках мозга наблюдаются глубокие изменения, мозг становится совершенно новым. Могли бы вы прокомментировать это?

    Я не знаком с биологическими процессами. Откровенно говоря, мне это и не интересно. Кто-то спрашивал меня относительно кундалини. Я ничего не знаю о кундалини. Честно, я не знаю об этом ничего. Меня эти вещи никогда не интересовали. Один йогин здесь может научить вас кое-чему из этого, но я об этом ничего не знаю.




    Воздействие духовного поиска на тело-ум

    Рамеш, на пути к большему осознаванию я заметил, что мои писательские способности, например, ослабляются... орфография и тому подобное. Я, похоже, нахожусь в состоянии рассеянности, забывчивости. Это не то, что происходит на пути к...

    Нет, боюсь, что нет!



    До того как начался мой духовный поиск, у меня не было этих проблем. Сейчас же мой ум иногда останавливается, и я не могу совершить даже самое простое действие. На простые расчеты мне требуется часы из-за того, что мой ум не думает. Раньше такого со мной не случалось. Что это?

    Мне жаль, но я не могу это объяснить. Но я бы сказал, что было бы неправильным приписывать эти явления духовному поиску. Возможно, определенный путь, определенные практики могут привести к опасным последствиям. Это может произойти. То, что вас выбрали для какого-то конкретного пути, не находилось в ваших руках.



    И еще. Когда я был с Раманой Махариши, мой ум полностью останавливался. Я не мог ни с кем говорить.

    Да, но я бы не связывал это с духовным поиском. Такие фразы, как «остановка ума» могут вызвать неверное понимание.

    В прошлом году один человек, посещавший эти лекции и имевшие определенные обязанности, завязал роман с замужней женщиной.

    Однажды вечером, когда мы все вместе ужинали, он сказал: «Эта женщина так мне подходит, она заставляет мой ум останавливаться».

    Я ответил: «Если вы хотите иметь с ней роман – это ваше дело, пожалуйста, но не ввязывайте в это какой-то духовный аспект!»



    * * *

    Иногда мне нужно выполнить какую-то работу, но мой ум останавливается, и я вхожу в спонтанную медитацию и не могу закончить начатое дело. Имеет ли это какое-нибудь отношение к поиску или прогрессу?

    Нет, это не имеет никакого отношения к вашему духовному поиску. Поиск будет идти своим путем. Так что не нужно винить его в том, что он вмешивается в вашу обычную жизнь и работу. В работающий ум вмешивается не поиск. Вмешивается размышляющий ум. Это «я», которое желает чего-то.

    А также – не может ли быть так, что за всеми этими разговорами о последствиях поиска стоит «я», которое желает создать впечатление особого ищущего?


  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Чудеса

    Каково значение чудес?

    Они не имеют никакого значения.



    Являются ли они того или иного рода развлечениями?

    Чудеса – это просто события, который человеческий ум не может объяснить, обладая своими нынешними знаниями.



    Сознание создает эти чудеса намеренно, с какой-то целью, не так ли?

    Нет. Только для удовольствия.



    Чтобы получать удовольствие от игры. И это сбивает с толку различные существа, заставляя их верить в чудеса.

    Да. То есть вы имеете в виду, что чудеса созданы для того, чтобы псевдосущества, которые считают себя независимыми сущностями, вовлекались все глубже? Да, действительно.

    Таким образом, игра, эта лила продолжается.




    Сиддхи

    Я размышлял о гравитации и левитации. В измененном состоянии сознания тело становится легким, так? Что же происходит с гравитацией? Как получается, что гравитация не действует?

    Видите ли, опять же, ваш вопрос включает в себя некий аспект механики. Поскольку это механистический процесс, когда-то наука даст ему объяснение, если она не способна сделать это сейчас. Все эти любопытные вещи относятся только к уровню механики.

    Сто лет назад ничего не знали о радиоволнах, так что радио было чудом. Возможно, через сто лет все эти сиддхи будут полностью объяснимы с точки зрения науки. Но какой в этом смысл?



    * * *

    Что такое безмолвная передача?

    Концепция, ничего более.



    Как может человек, приходящий к вам, который ничего не знает об Адвайте, узнать о ней, если ему не рассказать словами?

    То, какой результат будут иметь словесные наставления, не находится ни в моих руках, ни в руках человека, который слушает. Единственная разница состоит в том, что я абсолютно беспристрастен, в то время как интерес этого бедняги огромен.



    Как этот человек попадает к вам и получает это понимание?

    Его направляет ко мне некая таинственная сила.



    Это энергия?

    Да, можете назвать это так. Сознание в действии – это энергия.



    Другие учителя, которых я видел, окружены золотистым светом. Я сижу возле них, и мой ум успокаивается. Их присутствие ощутимо. С вами же ничего этого нет. Вы просто здесь, ничего особенного.

    Я рад. Главное в этом понимании – его обычность. У меня есть одно большое преимущество: если будет какое-то влияние, вам не придется думать, было ли оно вызвано этим чудесным физическим присутствием. Если есть влияние, оно есть.




    Манипулирование проявленным миром

    Некоторые люди верят в то, что они создают свою собственную реальность. Они сидят и представляют, что они получают большую прибыль – и большая прибыль приходит. Они говорят: «Я визуализировал большой красный Кадиллак. Смотрите, теперь у меня есть красный Кадиллак».

    Организм тела-ума использовал визуализацию как часть процесса функционирования.



    Эти люди верят в то, что они ответственны за свою собственную реальность, а не просто принимают тот факт, что это функционирует Тотальность.

    Но та реальность, которую, как они считают они создают, находится в этой основной иллюзии. Если какой-то другой организм вовлекается в эту реальность, что происходит тогда? Контролирует этот человек, создающий реальность, жизни других людей, входящих в эту реальность?



    Если проследить вашу мысль до конца, то они якобы должны контролировать, но не могут.

    Верно. То есть, они считают, что их умственный процесс вызывает определенные видимые проявления в Сознании.



    То есть, вы говорите, что если прибыль или автомобиль, или какая-то другая вещь, которую они пытались создать, действительно создается, то все это лишь часть того же плана?

    Абсолютно верно.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Астральные путешествия

    Может ли сознание воспринимать без присутствия физического тела?

    Сознанию требуется психосоматический аппарат, чтобы создать объективное выражение себя.



    Как же тогда происходит астральное путешествие? Если я сижу здесь и внезапно вижу нечто, находящееся за тысячу миль, не может быть, чтобы я видел это своим телом.

    Нет, именно Сознание производит наблюдение через инструмент. Поймите, пожалуйста, вы являетесь не чем иным, как простым инструментом, который абсолютно бесполезен без Сознания.



    Я не могу понять вот что: если я сижу здесь с закрытыми глазами, мое тело не будет присутствовать за тысячу миль отсюда, как же я могу воспринимать то, что происходит там?

    Почему бы и нет? Что заставляет вас думать, что что бы ни происходило во вселенной, должно быть понято индивидуальным инструментом?

    Существует этот инструмент или нет, все, что бы ни происходило во вселенной, будет продолжать происходить. Понимаете?

    Как я уже говорил раньше, теория относительности должна была быть дана человечеству, и она была дана в должное время через инструмент, который был развит в научном аспекте достаточно высоко, чтобы принять ее.

    Что бы ни происходило во вселенной, является функционированием Сознания, которое не нуждается ни в какой концептуальной поддержке какого-либо инструмента.



    Вы хотите сказать, что это один и тот же феномен: Эйнштейн, получающий мысли о теории относительности, и я, воспринимающий нечто за тысячу миль отсюда?

    Да, именно так. Вся проблема возникает из-за того, что «я» заявляет, что оно наблюдало нечто. Забывается самый важный, существенный факт – то, что наблюдение произошло через инструмент. Никакое «я» не имеет к этому никакого отношения.



    * * *

    Иногда люди умирают и видят себя, лежащими на операционном столе и врача, пытающегося вернуть их к жизни. Опять же, все выглядит так, что Сознание может воспринимать без физического тела, поскольку они видят физическое тело со стороны.

    Да, но значит, это физическое тело не было мертвым. То, что считается переживаниями после смерти, не являются, не могут быть переживаниями после смерти. Это могут быть переживания только перед смертью.

    Никакое переживание не может произойти, никакой образ не может возникнуть, если тело мертво.



    Значит, вы хотите сказать, что я не буду иметь переживание своей смерти?

    Вы будете иметь только переживания приближения смерти. Вы можете переживать только приближение состояния глубокого сна. Вы не можете переживать состояние глубокого сна. Понимаете, что я имею в виду? Тот момент перед тем, как засыпаете...

    Эго исчезает...

    Да. Но как только вы засыпаете, кто переживает состояние глубокого сна? Так что вы можете только переживать приближение смерти, но в тот момент, когда наступает смерть, не может быть никакого переживания, поскольку вас нет. Это я и хочу подчеркнуть.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Целительство

    Рамеш, что такое целительство?

    Целительство? Это зависит от того, как вы используете это слово. Врач будет считать целительством исцеление раны. Психотерапевт рассматривает целительство как устранение расщепления в вашем эго.



    Но что является источником всего этого?

    Источником всегда является Сознание.



    Как можно стать полезным инструментом в этом деле?

    Если вы хотите быть полезным, вы можете делать все, что считаете нужным для того, чтобы быть полезным, но будет ли то, что вы делаете полезным или нет и кому это будет полезно – все это будет зависеть от точки зрения тех, на кого будет оказано данное влияние.

    Этот организм тела-ума был задуман и создан с определенными характеристиками, чтобы какие-то конкретные действия произошли через этот организм.

    Все действия, которые имеют место через этот организм тела-ума, ограничены рамками тех природных характеристик, с которыми этот организм был задуман. И все эти характеристики вводятся в момент зачатия.



    Значит, идея состоит в том, чтобы не мешать?

    Никто не может помешать.



    Как же работает процесс целительства?

    Целительство – успешно оно или нет – является действием. Это часть функционирования Тотальности.

    Целитель сознательно совершает то, что он считает лучшим, по мере своих способностей. Но то, какой результат даст это лечение в любой конкретный момент, в конкретном случае, не находится в его руках.



    Направление внимания в момент смерти

    Если вы хотите, покинув тело, войти в самадхи, а не стать амебой, что вы можете сделать?

    Что вы имеете в виду под словом «вы»?



    Значит, все дело в сосредоточении?

    Нет, подождите минутку. Кого вы имеете в виду? Обычного человека?



    Я имею в виду самого себя.

    В таком случае вы предполагаете, что вы будете знать точный момент своей смерти, и в этот момент вы зададите вопрос: «что мне делать – то или это?» Почему вы думаете, что вам будет дана особая привилегия знать точно, когда вы умрете?



    Но я читал, что решающим в момент смерти является правильное направление своего внимания в нужном направлении. Как же это сделать?

    Меня это не интересует. Меня вообще не интересуют какие-либо действия. Вы можете сказать, что вы что-то делаете.

    Я уверяю вас, вы не делаете. Нет никакого индивидуального деятеля.

    Сосредоточение внимания или что-то еще произойдет само, если это должно произойти. Никакое «я» не может иметь к этому отношения.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Смерть

    Когда я был ребенком, в нашей общине были люди, которые умирали в возрасте восьмидесяти лет, и все они знали, когда они умрут, за неделю. Они готовились. Они стирали свою одежду, в которой хотели быть похороненными, и складывали ее рядом со своей кроватью. Они покупали гроб и другие вещи. Они знали точно, но это были очень здоровые люди. И это были самые обычные люди. Они не были продвинутыми интеллектуально. Я – единственный, кто закончил среднюю школу.

    Вот видите, в таком простом существовании интуиция находится на высоком уровне.



    Они знали точно момент смерти.

    Самым важным является не время смерти, а отношение к смерти, понимаете?



    Когда человек умирает, его тело распадается. Когда я просыпаюсь утром, становясь на один день старше, во мне присутствует страх этого.

    «Я» считает, что оно будет продолжать оставаться в этом теле-уме после смерти. Некоторые люди доходят до того, что просят заморозить их тело после смерти. Вот до какой степени может дойти отождествление «я» с телом!



    На Западе к смерти очень плохое отношение. Люди на Востоке легче принимают ее. А здесь такое впечатление, что мы не умираем.

    Нет, на Востоке то же самое. Если не хуже! Не культура, а понимание недвойственности, знание своей истинной природы и истинной природы всего проявленного мира избавляет от страха смерти.

    Мое личное впечатление таково, что понимание недвойственности на Западе определенно глубже, чем на Востоке. На Востоке большинство людей все еще очень беспокоятся о том, чтобы умереть индусом или мусульманином и попасть на особые обособленные небеса. Там все еще очень сильна организованная религия.



    Я не думаю, что я боюсь умирать. Я не хочу умирать, я бы предпочел не умирать, но я боюсь погибнуть в авиакатастрофе или в аварии, или тому подобное.

    То, что вы говорите, подразумевает, что глубоко внутри есть понимание того, что такое смерть, что по сути нет никакого страха по отношению к феномену смерти, но есть страх по отношению к процессу смерти, понимаете?

    Присутствует страх того, что процесс умирания болезненен или что-то в этом роде. Это совсем другое дело.

    Человек, который очень чувствителен к боли, будет иметь сильное беспокойство относительно процесса смерти. Нет ничего неестественного в том, чтобы бояться этого процесса.



    Просветленная корова Махариши

    Я читал, что Рамана Махариши сказал, что иногда животное может стать полностью реализованным существом. Это верно?

    Я знаю, это история с коровой Раманы Махариши. Я не знаю, что Рамана Махариши имел в виду.



    Ладно это не по теме.

    Когда я был в Тибуроне, там был один кот. Его звали ВС. Каждый день, как только начиналась беседа, он вспрыгивал ко мне на колени и оставался там довольно длительное время. И тогда появилась шутка, что «если кто-то и станет просветленным, то это должен быть ВС, кот».
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Духовное воспитание детей

    У меня общий вопрос относительно воспитания детей. Какое окружение является благоприятным для духовного развития детей?

    Я бы от всей души посоветовал не предпринимать никаких усилий для того, чтобы воспитывать детей духовно. Это может создать огромное недоразумение.

    Именно желание воспитывать детей духовно часто приводит к тому, что они вырастают с ощущением огромной вины, и это причиняет им большие страдания.

    Если вы позволите Богу развивать их духовно, как Он считает нужным, и не будете считать, что вы несете за это ответственность, и вы, и дети будете более счастливы.

    Конечно, необходимо вырабатывать чувство того, что хорошо и что плохо, что им нужно делать и что нельзя, если управлять ими до такой степени, что они почувствуют себя связанными по рукам и ногам, то, по моему мнению, это может стать очень тяжелым бременем. Пусть ваше собственное поведение будет для них примером.

    Основой духовности является не вина или бремя. Основа духовности – свобода без усилий. Обычно этого не понимают, и духовность считается чем-то, к чему нужно стремиться с огромными усилиями и сосредоточенностью. Это не так. Я уверяю вас, это не так.

    Не делайте это насильно. Пусть духовный поиск идет своим путем!




    Выхолощенная истина организованной религии

    Когда в Вашингтоне строили здание Верховного суда, кому-то в голову пришла замечательная мысль повесить портреты основателей великих религий. Был сделан заказ на такие портреты, и они были вывешены на стенах. Когда мусульмане обнаружили портрет Муххамеда, они подняли страшный шум. Портрет был снят и помещен в подвал, где он до сих пор и хранится...

    Они не возражали против того, чтобы Пророка поместили в подвал?!



    Наверное, но я подумал о том, что когда Муххамед просил о том, чтобы не делали его изображений, он имел в виду то, что люди должны уделять внимание бестелесому высшему «Я», а не воплощенному в теле эго, сосредоточиваться на атмане, а не на дживе. Если бы он был сейчас жив, он бы не отнесся с таким возмущением к тому, что произошло.

    Да, все всегда действительно зависит от перспективы. Когда вы сужаете перспективу, вы всегда сталкиваетесь с трудностью.

    Если смотреть в широкой перспективе, эта трансцендентальная философия, эта философия Адвайты являет собой основу всех организованных религий.

    Происходит так, что потом появляются толкователи, посредники и сужают эту перспективу. Последующие интерпретации создали в каждой религии огромный разрыв между изначальной философией и ее толкованиями.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 12. Эмоции

    Общее обсуждение


    Всякий раз, когда я сержусь, или мной овладевает какая-нибудь сильная эмоция, я говорю себе, что причиной того, что мной овладела эмоция, является то, что я все еще считаю себя обособленной сущностью. Можно ли сказать, что это является причиной любой сильной эмоции? Или могут быть и другие причины.

    Это единственная причина.



    Хорошо, если то, что человек считает себя обособленной сущностью, является единственной причиной того, что человеком овладевают сильные эмоции или гнев, то я хотел бы вернуться к тому, что вы говорили о том, что Махарадж часто сердился!

    Но это же только словесное выражение. Вместе с тем я также сказал, что если кто-нибудь спрашивал: «Махарадж, почему вы сердитесь?», он очень искренне и спонтанно удивлялся: «Кто сердится?»

    Вы говорите: «Я сержусь, я должен очистить себя». Махарадж же знал, что это не Махарадж сердится. Это очень тонкая, но огромная разница.



    Не пришли ли мы только что к соглашению, что единственной причиной гнева является то, что этот человек считает себя обособленной сущностью?

    Да, но Махарадж не был сущностью, которая сердится. Не было никакого существа, отождествляющего себя с эмоцией, которая спонтанно возникала в механизме тела-ума. Поэтому Махарадж говорил: «Гнев присутствует, я не сержусь. Есть боль, но мне не больно».



    Значит, когда я сержусь...

    Вы говорите: «Я сержусь, я не должен сердиться. Гнев лишает меня энергии и создает кучу врагов». Все это является горизонтальным вовлечением, в длительности.



    Значит, когда я рассержусь в следующий раз, лучше всего будет...

    Нет! Это будет не лучше! Ваша проблема является общей для всех и она очень важна. В следующий раз, когда вы рассердитесь, нужно будет понять, что вы не можете ничего с этим поделать. Это основное понимание.



    Это функция Сознания.

    Да! Дайте этому пониманию шанс.



    Я понимаю это так, что человек действует на автопилоте, и что бы ни происходило с ним, он должен просто позволить этому произойти.

    Именно!


    То-то и оно?!

    Точно! То-то и оно! Это как раз то! И глубокое интуитивное убеждение в этом принесет ощущение огромной свободы. Интеллектуальное же усилие понять это не принесет ничего, кроме глубокого разочарования и отчаяния.


    Это мне и нужно было. Спасибо.



    * * *

    Я иногда ощущаю такую благодарность, что вынужден создавать Бога, которому я был бы благодарен. Мне это непонятно. Я не знаю, что мне делать с таким наплывом чувств.

    Ум говорит: «Я должен что-то делать. Я должен создать что-нибудь, чему я мог бы посвятить свою благодарность». Но зачем?

    Позвольте чувствам наплыть и излиться. Это хорошо. Вы не создавали это чувство благодарности, оно случилось. Позвольте ему произойти. Это естественный результат понимания.

    Интеллектуальное понимание не вызывает такого наплыва чувства благодарности.



    * * *

    Какова функция эмоций?

    Эмоция, как и мысль или желание, возникает в уме. Возникновение какой-либо мысли или эмоции, или желания всегда спонтанно. Вы не можете вызвать определенную эмоцию посредством воли, также вы не можете и помешать ей возникнуть.

    Как только она возникает, вы можете либо вовлечься в нее, как делает обычный человек, либо, если есть определенный уровень понимания, случается наблюдение, и вовлечение в эту эмоцию или мысль, или желание прекращается.



    Соответствуют ли эмоциональные особенности природе данного конкретного индивидуума?

    Да. Как только эмоция возникает, дальнейшее вовлечение, согласно определенной схеме, будет зависеть от характеристик данного конкретного организма. Все так.




    Любовь и сострадание

    Существует ли нечто, что любит нечто другое, или это все безличностно?

    Нет никакого субъекта, который бы любил некий объект.

    Есть
    любовь, есть сострадание, есть смирение, милосердие – как бы вы это ни называли. Различие между проявленным и непроявленным лишь концептуально.



    Тогда это не эмоция?

    О нет! Вовсе нет! Как раз это противоположно эмоции.



    Можно ли сказать, что это любовь ноуменального к феноменальному, поскольку в действительности они являются одним и тем же?

    Да. Почему бы и нет?



    * * *

    Что вы можете сказать о вселенской любви, о которой очень многие говорят? Это еще одна концепция?

    Да, но вселенская любовь – это еще одно название для понимания полярности, понимания того, что все объекты, все человеческие существа являются объективным выражением одного и того же всеобщего Бытия.

    Если вы скажете кому-нибудь: «Возлюби ближнего своего», он может ответить: «Почему я должен любить своего ближнего? Он – отвратительный тип, он пинает мою собаку, загоняет мою кошку на дерево. Почему я должен его любить?»

    Но когда начинает появляться понимание, что все объективные выражения относятся к одному и тому же Бытию, тогда возникает любовь или сострадание.



    Тогда это не просто «Возлюби ближнего своего», а «Возлюби все».

    Да. Это то, к чему приводит понимание. Все в этом проявленном мире является вашим ближним. В действительности, это есть ваше собственное «Я».



    Ваше «Я» в безличностном смысле.

    Да, конечно. Есть прекрасная суфийская история, в которой идет речь об одном из суфиев, который выкрикивал публично: «Я – Бог!», и набожная толпа забросала его до смерти камнями.

    В ту ночь одному из тех, кто бросал в него камни, приснился сон. В этом сне он увидел Бога, который с распростертыми объятиями встречал убитого суфия. И тот человек, бросавший камни, спросил Бога: «Ты отправил в ад фараона за то, что он сказал: „Я – Бог“. Суфий сказал то же самое, а ты приветствуешь его в раю».

    Бог ответил: «Когда фараон говорил „Я – Бог“, он думал о себе. Когда же суфий говорил „Я – Бог“, он думал обо Мне.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глоссарий

    Аватар – Божественное вопложение; нисхождение божества.

    Авьякта– Непроявленное (а – отриц. приставка; вьякта – проявленное) – противоположность вьякты.

    Адвайта – Недуальность (а – отриц. частица без; двайта – дуализм, двойственность, два); доктрина монизма, утверждающая, что лишь Высший Принцип (Брахман) имеет существование, а все феноменальное существование есть иллюзия (Майя). Это самое важное направление в Веданте.

    Ананда – Блаженство; радость (один из трех элементов конечного Принципа: Сат – Чит – Ананда).

    Аум – Слово и звук, обозначающий Брахман, конечный Принцип; символ Высшего «Я», самая священная мантра.

    Ахамкара – Эго.

    Брахма – Один из богов индуистской Троицы; Брахма – творец; Вишну – хранитель; Шива– разрушитель.

    Брахман – Абсолют; Конечная Реальность.

    Бхакти – Поклонение и преданность; обожествление.

    Бхакта – Преданный, приверженец.

    Бхога (бхоги) – Переживание (переживающий) чувственных реакций.

    Вайрагья – Безразличие к мирскому.

    Веданта – букв. «конец Вед»; одна из шести школ индуистской философии.

    Веды – Четыре собрания индуистских священных писаний, составленных за период с 2000 г. до н.э. до 500 г. до н.э.; самый священный источник знаний для индусов.

    Гуру Пурнима – День полнолуния в июле/августе, посвященный гуру.

    Даршан – Встреча; созерцание.

    Джапа – букв. «бормотанье», повторение имени Бога.

    Джива – Индивидуальное отождествленное сознание (в противоположность Шиве, безличностному Вселенскому Сознанию).

    Джняна – Знание; особенно знание своей истиной природы.

    Джняни – Тот, кто знает.

    Дхарма – Присущее, исконное качество; естественная характеристика (также кодекс поведения и долга).

    Дхьяна – Медитация.

    Ишвара – Верховный Господь и хозяин вселенной в индуизме.

    Карма – Действие: принцип причинности.

    Кундалини-йога – Система йоги, в которой выполняется концентрация на психических центрах (чакрах) тела с тем, чтобы пробудить духовную силу, именуемую шакти.

    Лила – Игра Бога; Космос, рассматриваемый как божественная игра.

    Манана – Медитация; различение, основанное на понимании и достигаемое через размышление.

    Майя – Иллюзия; вуалирующая сила, которая скрывает реальное и проецирует нереальное.

    Махавакья – букв. «великое высказывание»; более конкретно подразумеваются четыре цитаты из Упанишад, в которых утверждается реальность высшего «Я»: 1) Ты Есть То; 2) Я есть Брахман; 3) Это «Я» есть Брахман; 4) Праджня (Сознание) есть Брахман.

    Мокша – Освобождение.

    Нама рупа – Феноменальный мир имен и форм.

    Нидидхьясана – оставаться в том же состоянии после глубокой медитации.

    Нисарга – Естественное Состояние.

    Паравритти – Высший (пара) путь действия (вритти); преобразованное действие.

    Праджня – Чистое осознавание; знание, свободное от эго; интуитивное понимание.

    Самадхи – Состояние сверхсознания.

    Четана – Сознание.

    Чит – Вселенское Сознание.

    Яма – Индуистский бог Смерти.



    КОНЕЦ
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Screenshot_20240727-195353_1.jpg


    Комментарии


    Бхагавад-Гита



    Глава II/13

    Обитающее в организме тела-ума Сознание проходит этапы детства, молодости и старости.

    Подобным образом, то же Сознание во время смерти переходит в другое тело.

    У мудрого данный феномен не вызывает переживаний.


    Обитающее в организме тела-ума Сознание, именуемое в этом стихе дехина, представляет собой безличностное Сознание, которое является единым источником жизни для всех живых существ.

    Это безличностное Сознание не волнуют все те стадии жизни, через которые проходит организма тела-ума и которые являются естественным процессом.

    Не волнует его также и тот процесс, который следует за смертью, когда оно отбрасывает одно тело и входит посредством зачатия в другое.

    Лишь отождествленное сознание, эго, очень глубоко переживает не только по поводу различных этапов жизни — особенно потерю юности и приближение старости — но также по поводу того, что находится за пределами смерти.

    Это страх неизвестного.




    Глава II/14

    Ощущения жара и холода, удовольствия и боли — все это является результатом контакта органов чувств с соответствующими объектами.

    Они эфемерны, они приходят и уходят. Все, что тебе нужно делать — это принимать их такими, как они есть, не вовлекаясь ни во что.


    Ясно, что внешние объекты вызывают ту или иную реакцию в организме тела-ума только тогда, когда они входят в контакт с соответствующими органами чувств.

    Ясно также и то, что один и тот же объект может вызывать различные реакции в различных человеческих организмах.

    То, что является привлекательным для одного человека, может быть непривлекательным для другого. То, что кажется привлекательным в одно время, может показаться отталкивающим в другое.

    Дело в том, что реакции органов чувств на соответствующие объекты различны, и они постоянно меняются; к тому же, они то возникают, то исчезают.

    Когда они рассматриваются в этой перспективе, они теряют свою власть и не могут больше вызывать ненужную радость или боль.

    Следует принимать все происходящие изменения с невозмутимостью.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава II/22

    Подобно тому, как человек сбрасывает поношенные одежды и надевает новые, так и обитающее внутри Сознание отбрасывает изношенные организмы тела-ума и входит в новые.


    Этот часто цитируемый стих обычно получает такое грубое толкование:

    «Подобно тому, как индивидуум меняет свои костюмы в соответствии c ситуацией, так и эго отбрасывает одну физическую форму и переходит к другой, которая подходит ему в большей степени (с целью обретения нового необходимого опыта)».

    «Дехи», о котором идет речь в данном стихе, означает не эго, а безличностное Сознание, являющее собой источник жизни для всех живых существ.

    Именно это безличностное Сознание и отбрасывает изношенные механизмы тела-ума и входит в новые, что является частью всеобщей эволюции.



    Глава II/28

    Существа пребывают в непроявленном состоянии до момента рождения. Они проявляются в промежутке между рождением и смертью, после чего вновь возвращаются в непроявленное состояние. Что же может вызывать печаль в этом естественном процессе?


    Люди и события, которые появляются в сновидении, не существовали до начала этого сновидения, и они снова исчезнут с окончанием сновидения.

    Никто не печалится по поводу этого явления. Зачем же горевать по поводу схожего явления, происходящего в жизни, в этом сновидении бодрствования?

    Похоже, таков смысл этого стиха.

    Когда потенциальная энергия непроявленного активизируется и превращается в проявленную вселенную, происходит рождение мира.

    Когда этот всплеск энергии через миллиарды лет истощается, проявленная вселенная вновь преобразуется в потенциальную энергию непроявленного — до тех пор, пока снова не произойдет активизация.

    Этот в полной мере природный процесс не должен вызывать волнений у человека, обладающего способностью к различению.

    Мириады форм жизни появляются только для того, чтобы вернуться к изначальному не-бытию — прежде чем снова войти в определенную форму жизни, и таким образом происходит некий цикличный процесс.

    Так что природу можно рассматривать как ритмическую пульсацию, постоянно меняющуюся и трансформирующуюся, рождающуюся, умирающую и рождающуюся вновь.

    Мудрость состоит в том, чтобы научиться подчиняться этому вселенскому ритму.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава II/30

    Сознание, обитающее во всех живых организмах тела-ума, не может быть уничтожено.
    Так что не нужно горевать ни о ком.



    Необходимо провести различие — тонкое, но очень необходимое — между оплакиванием кого-то и эмоциональной реакцией на потерю близкого родственника или любимого друга.

    Для организма тела-ума является естественным реагировать на потерю человека, который был близок ему, особенно если эта близость длилась долгие годы.

    Хотя такая спонтанная реакция является в полной степени естественной, длительное оплакивание или печаль представляет собой вовлечение эго через отождествление с телом.

    Другими словами, в то время, как эмоциональная реакция носит вполне природный характер, вовлечение представляет собой выражение неведения.

    Как-то Рамане Махарши пришлось пережить глубокую печаль, когда внезапно умер его давний друг. И он тогда дал объяснение, очень схожее с этим.




    Глава II/40

    В этой Карма Йоге ни одно усилие не бывает потеряно, даже если оно оказывается тщетным. Не бывает также никаких неблагоприятных результатов. Даже небольшой объем знаний и опыта защитит человека от великого страха (смерти и перерождения).


    В этом стихе Господь Кришна говорит о том различии, которое существует между тем, что происходит при феноменальном функционировании жизни и при трансцендентном усилии.

    В то время как усилие в обычной жизни может быть потеряно или даже может привести к негативным результатам, это не относится к усилиям, предпринимаемым в области приобретения знания и практики Карма Йоги.

    Недостаточное усилие при выращивании урожая будет тщетным, если процесс не доведен до должного завершения.

    Или, если пациент принимает не то лекарство, которое является для него полезным, результат может оказаться неблагоприятным.

    Однако практика Карма Йоги — это совсем другое. Даже само желание заняться Карма Йогой возникает по Милости Бога.

    Также, и прогресс в продвижении по этому пути будет зависеть лишь от Милости Бога.

    Но замечательной чертой этого йогического процесса является то, что ничего из того, что совершается, не может быть напрасным или дать неблагоприятный результат.

    Данный процесс продолжается, и его скорость зависит от судьбы конкретного организма, через который этот процесс разворачивается.




    Глава II/46

    Веды имеют значение лишь до момента пробуждения. Для пробужденного мудреца — Брахмана — Веды полезны не больше, чем сосуд для воды во время наводнения.


    Для духовного ищущего Веды являются первостепенным источником истинных знаний, и каждый должен обращаться к этой священной книге для их приобретения — точно так же, как селянин должен ежедневно ходить к колодцу для пополнения своих запасов питьевой воды.

    Однако во время наводнения сам сосуд для набора воды теряется в водяной массе.

    Подобным образом, и Веды имеют значение лишь до тех пор, пока ищущий не достигает определенного уровня понимания, пока индивидуум не освобождается от желаний, связанных с чувственным удовлетворением.

    Но для ищущего, который на собственном опыте имел переживание Брахмана, знание Вед теряется в совершенстве Высшего Я, которое адепт переживает на практике.