Рамеш Балсекар

Тема в разделе 'Современные мастера адвайты', создана пользователем Эриль, 17 ноя 2023.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Наблюдение

    Ранее вы говорили о приходящих мыслях, о том, что человек подобен марионетке. Позднее вы говорили о мудреце как свидетеле, наблюдающем мысли. Как это может быть?

    Это очень хороший вопрос. Мудрец не наблюдает за мыслями. Мысли наблюдаются.



    Это Сознание?

    Это Сознание. И если ум думает, если средний человек думает: «Я наблюдаю», это не что иное, как самообман.

    Это ум, наблюдающий работу ума. Это не наблюдение. Ум, который наблюдает за умом, горизонтален в феноменальном времени, он постоянно сравнивает и оценивает реакции.



    * * *

    Даже когда нет никакого «я», процесс тела-ума все равно продолжает оставаться. Когда вы говорите о наблюдении после просветления, после того, как исчезает «я», – есть ли какое-либо ощущение отдельности того, что наблюдает, от того, что проявляется как феномен?

    Наблюдение – это ноуменальное функционирование. Нет никакого «свидетеля», наблюдающего что-либо, что является как раз отсутствием ума. Если есть ум – есть «я», наблюдающее события, и поэтому есть оценивание и сравнивание.

    В данном же случае сравнивания нет. Это чистое наблюдение, в котором нет наблюдающего как индивидуума.

    Поэтому свидетель, наблюдающий – это ошибочная концепция. Наблюдающего нет никогда. Может быть только наблюдение как в ноуменальном функционировании.

    Во время бесед с Махараджем, когда кто-нибудь говорил: «Я наблюдаю», Махарадж останавливал его и заявлял: «Это не наблюдение».
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Продолжение функционирования обусловленности

    Вы говорили об обусловленности ума и о том, что просветленное существо свободно от обусловленности. Но Махарадж был обусловлен вашим приходом на пятнадцать минут раньше, и он расстраивался, когда вы приходили только на пять минут раньше. Был ли его ум обусловлен?

    Да, это хороший вопрос. Когда Махараджа спрашивали: «У вас есть мысли?», он говорил: «Не только мысли, но и желания, и эмоции возникают. Но нет вовлечения. Мысли и желания могут возникать, но они просто наблюдаются».

    Даже после просветления организм продолжает функционировать, и он может функционировать только в соответствии со своими врожденными характеристиками.

    Одним из качеств Махараджа было нетерпение, и это как раз и было признаком нетерпения.



    Однако он был обусловлен, каждый день ожидая вашего прихода на пятнадцать минут раньше?

    В доме сидели посетители и ждали. Поэтому в силу его природы возникало нетерпение.

    У джняни мысли и волнения возникают, и они просто наблюдаются. После них ничего не остается.

    Можно было видеть, как Махарадж страшно сердился на кого-либо, но буквально через минуту этот человек говорил что-нибудь, и Махарадж был счастлив.

    Никогда не оставалось и следа после какой-нибудь реакции. Реакция была спонтанной, и она принималась.

    Но если бы понимание не было полным и истинным, тогда этот организм думал бы: «Я должен быть джняни, я не должен сердиться. Я должен помнить о том, чтобы никогда не сердиться».

    Махараджу было абсолютно все равно. Гнев возникал – и ладно.

    Даже после просветления диапазон различий между организмами тела-ума, с которыми произошло просветление, огромен.

    Махарадж по своей природе был очень вспыльчив, в то время как Рамана Махариши отличался спокойствием и очень редко сердился.

    Это различие между изначальными, врожденными характеристиками соответствующих организмов.

    Они продолжают функционировать в той или иной степени в соответствии с теми же качествами.

    Так что просветление не порождает какой-то особый ген просветленного существа.



    Причинность

    Если в джняни нет больше личностного, остаются ли причины и следствия? Продолжает ли закон причинности воздействовать на джняни?

    О да, вся эта драма основана на причинности.

    Происходят определенные действия, и они имеют свои последствия. Эти последствия становятся действиями для следующих последствий. Процесс причины и следствия продолжается все время. Это причинность, являющая собой эволюцию.



    Однако для джняни...

    Джняни не интересует причинность. Причинность имеет место, а джняни просто наблюдает, он – свидетель. Все, что происходит, просто наблюдается, включая его собственную роль в этом.



    Но для тела-ума джняни причинность все же остается?

    Конечно, тело-ум джняни являются частью причинности и функционирования.

    Все, что происходит через это тело-ум, происходит в точности так же, как все действия и их последствия в любом другом механизме тела-ума.



    Значит, спонтанные действия, которые происходят через джняни, имеют свои последствия, которые могут вернуться к нему?

    «Которые могут вернуться к нему».
    К кому «к нему»? Действия, которые имеют место через механизм тела-ума джняни, даже после просветления, несомненно, будут иметь последствия на тело.

    Если джняни говорит, а какие-то люди слушают, то это событие говорения/слушания обязательно будет иметь отзвук, последствия – можно надеяться, благоприятные!

    Такое говорение, конечно, может изнурить тело. Но джняни не переживает по этому поводу.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мысли, желания и эмоции

    Если вы сердитесь, что вы с этим делаете?

    К себе я еще подойду, но давайте возьмем вас. Что на самом деле происходит, когда вы говорите, что вы сердитесь? Скажите мне, когда вы говорите, что вы сердитесь, что вы действительно имеете в виду?



    Я бы сказал, что у меня какая-то привязанность к чему-то, или что я неверно воспринимаю...

    Нет-нет, я говорю не о причине гнева. Я говорю не о причине того, что вы сердитесь. Когда вы говорите, что вы сердитесь – это может быть только в настоящем моменте, вы понимаете?

    Раньше гнева не было. Гнев возникает в настоящий момент, верно?



    Да.

    Значит, когда вы говорите, что вы сердитесь, в действительности вы имеете в виду, что в настоящий момент есть гнев, верно?



    Да.

    Таким образом, то, что возникает, это ощущение гнева, какова бы ни была его причина. Возникает переживание гнева в этом настоящем моменте.

    Затем, когда вы вовлекаетесь в этот гнев и говорите: «Я сержусь», происходит то, что вы оказываетесь горизонтально вовлеченным в этот гнев.

    Возникновение гнева вертикально. Вы не имеет над ним никакого контроля.

    Возникновение мысли или эмоции не подчиняется вашему контролю. Это то, что приходит извне. Это может быть что угодно.

    Может появиться ощущение радости безо всякой на то причины? Или возникает чувство страха, и вы думаете: «Почему мне страшно?»

    Эта мысль или чувство гнева являются тем, что возникает само по себе, и никто не имеет над этим контроля, независимо от того, произошло просветление или нет.

    Итак, когда чувство гнева возникает, вы оказываетесь горизонтально вовлеченными в него и говорите: «Я не сержусь. Почему я сержусь? По той или иной причине мне не следовало бы сердиться».

    Но все это горизонтально, во времени.

    Изначально возникновение этого гнева вертикально, в настоящем моменте.

    Джняни не вовлекается горизонтально, во времени.

    В вашем случае вы сердитесь, досадуете и решаете попытаться понять, что такое гнев и как от него избавиться, что вы можете сделать, чтобы отомстить или что-то еще. (Смех.) Это горизонтальное вовлечение.



    И вы не рекомендуете это.

    Рекомендовать это?! Если это приносит вам удовольствие, пожалуйста, наслаждайтесь этим.

    А теперь я вернусь к тому, что происходит, когда я сержусь.

    Все дело в том, что «я» не сержусь. Я не имею контроля над возникновением мысли или страха, или гнева, или чего-то еще. Возникновение какой бы то ни было мысли, эмоции или чувства не зависит от организма.

    Вопрос стоит так: «Что происходит с организмом, когда в настоящий момент возникает гнев?»

    Вы вовлекаетесь в него. Я – нет.


    Чувство гнева должно возникнуть, если я не имею над ним контроля. Затем чувство гнева наблюдается. Вовлечения нет. Этот гнев возникает вертикально, он наблюдается и прекращается. Горизонтального вовлечения нет.



    Вы имеете в виду, что вы наблюдаете за ним и позволяете ему уйти?

    Нет. Я не позволяю уйти. В этом-то все дело.



    Вы принимаете его?

    Нет. Я не принимаю его. Я ни принимаю его, ни отбрасываю, потому что это означало бы...



    Вы сразу признаете его?

    Он наблюдается.
    Без посредничества наблюдающего
    .
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Можно ли сказать, что просветление – это своего рода участие в игре, в которой нет ни страдания, ни разочарования?

    Нет. Например, есть печаль, и вы это видите, вы участвуете в игре, но не отвечаете на нее.

    После просветления тело-ум продолжает оставаться организмом, и этот организм реагирует на внешнюю мысль или событие в соответствии со своими природными характеристиками.

    Но в тот момент, когда реакция возникает, она наблюдается и прекращается. Нет горизонтального вовлечения.

    Возьмем, к примеру, удовольствие. Однажды меня спросили: «Если вы увидите, что кто-то действительно обладает пониманием, и вы увидите преображение, будет ли вам приятно?»

    Чувство того, что приятно, возникает. Оно должно возникнуть. Но оно наблюдается и затем исчезает.

    Если в семье случается какое-то горе, печаль возникает, но она не переходит в продолжительность. Организм тела-ума не живет с этой печалью.

    Переполняющее чувство горя может возникнуть, но после этого организм продолжает вести себя как раньше.



    Это относится к страху?

    Да, конечно, это относится и к страху. И особенно, когда есть какая-то негативная эмоция, как эта.



    Я все время размышляю об этой концепции функционирования и желания. Было бы правильным сказать, что желание продолжает существовать на безличностном уровне даже после того, как «я» исчезает?

    Мысли, желания, эмоции могут возникать, но горизонтального вовлечения нет. Они возникают, они наблюдаются, они прекращаются.



    Но само функционирование... мне трудно понять идею функционирования без желания.

    Желания могут возникать, но они не обязательно вызывают вовлечение. В случае с обычным человеком желания чаще всего ведут к вовлечению.

    Например, Махарадж любил курить. Если у него возникало желание закурить, он брал сигарету. Его механизм тела-ума имел склонность к этому. Если он ощущал голод, он ел, если ему хотелось пройтись, он шел на прогулку.



    Но не является ли эта склонность тем же, что и желание?

    Именно. Желания возникают, поскольку они являются частью сознания. Но индивидуальный организм, после того, как происходит просветление или понимание, называйте это как хотите, просто наблюдает желания. Вовлечения нет.



    Тем не менее они ведут к действию.

    Если это желание подобно голоду или жажде, эта мысль актуализируется в действие.



    Без участия ума?

    Правильно.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Простите, если я затрагиваю личное. Когда вы нам недавно зачитывали кое-что, я заметил то, что я бы назвал эмоциональной реакцией. В вашем голосе была дрожь и слезы, ваше поведение внешне очень заметно изменилось. Можно узнать, что это было?

    Это просто возникло! Это было движение в Сознании, над которым у меня не было контроля.



    Была ли связана с этим какая-то мысль или образ?

    Организм тела-ума, в котором произошло просветление, не превращается в некое растение. Мысли будут возникать. Эмоции будут проявляться. Но нет вовлечения в эти мысли или эмоции, или желания. Они просто случаются.

    Нет никакой личностной реакции, как, например, смущения. Не было бы и ощущения: «Какой же я чувствительный».



    А как насчет боли? Боли в теле. Есть ли страдание и на каком уровне?

    Вы имеете в виду это тело? Конечно, есть. Обязательно.



    Но из-за того, что «вы» не существуете, вы как бы не имеете к нему отношения?

    Верно.



    Рамеш, вы сказали, что джняни, самореализованный человек, будет отождествляться со своим телом, но не как исполнитель. Относится ли то же самое к эмоциям и мыслям?

    Да! Конечно. Что бы ни возникало, он не отождествляется с этим. Это просто наблюдается. И еще одно: джняни вообще никогда не осознает, что он – джняни.



    Нет необходимости быть джняни?

    Вот именно. Нет необходимости. Все, что происходит, просто происходит. Это как раз то, что я часто не мог понять.

    Как только произошло просветление, больше нет никакой необходимости помнить, что просветление произошло! Если такая необходимость есть, это значит, что просветления не было.



    Пока я не спрашиваю вас – в каком состоянии вы находитесь?

    Когда будет вопрос и будет ответ, но при обычных обстоятельствах никогда не возникает нужда задаваться вопросом: «Верно или неверно я это делаю? Я должен быть джняни, я не должен делать этого».



    Если индивидуум считает себя джняни, он отделяет себя от других – это как раз то, что джняни не делает. Верно?

    Верно.



    Рамеш, когда это произошло с вами, почувствовали ли вы, что потеряли интерес к мирским вещам?

    Нет, единственным различием была потеря ощущения того, что я являюсь исполнителем.

    Так случилось, что в этом организме всегда присутствовало это ощущение, что организм не является исполнителем, что все, что происходит, является частью функционирования Тотальности, и что это являет собой судьбу этого организма.

    Так что эта трансформация не была настолько грандиозной, как вы можете подумать. По крайней мере в этом организме тела-ума трансформация была более или менее спонтанной, но это не была коренная трансформация.

    Я всегда был убежден в двух вещах: первое, что все это иллюзия, что ничего в самом деле не имеет значения, и, второе, что все происходящее происходит само по себе, и я не могу изменить это.



    Случалось ли так, что вы обнаруживали, что теряете желания относительно различных вещей?

    Нет-нет, желания не исчезают. Желания возникают, но желание – это лишь мысль. Эмоция – это мысль. Эмоция, желание, мысль – они просто возникают, но вовлечения не происходит.

    Что бы ни возникало, если оно наблюдается, то оно просто исчезает. Но возникновение этой мысли, эмоции или желания – это нечто, находящееся вне контроля организма.

    Природа ума такова, что он либо вовлекается в мысль, либо, если нет «я», возникновение мысли наблюдается, и она исчезает.



    А иногда согласно этой мысли, если так должно быть, происходит действие, правильно? Иногда вы действуете в соответствии со своим желанием, а иногда вы смотрите на него, и оно просто исчезает?

    Мысль возникает, и обычный ум вовлекается в нее – «это хорошо» или «это плохо», или что-то еще – и затем решает действовать. Но это действие в любом случае будет одним и тем же.

    Индивидуум думает, что это он принимает решение, но решение относительно действия было уже принято в Тотальности.

    В случае с джняни вмешательства размышляющего ума не происходит.

    Возникает такая мысль, как «я голоден», и если этой мысли требуется действие, я иду и ем.



    Если нет никакой еды, вы ощутите голод?

    Очень редко было так, что мне совсем нечего было есть.



    (Смех.) Это лучший ответ.

    Это лучший возможный ответ. И я скажу вам почему. Вы спрашиваете меня как индивидуум индивидуума, что бы этот индивидуум делал при определенных обстоятельствах.

    Я говорю о том, что я не знаю, что случится при таких-то обстоятельствах, в таком-то гипотетическом случае.

    Если взять кого-то, кто отличается активностью и чья основная природа состоит в присвоении чего-либо, то в этом случае организм, вероятно, выхватил бы пищу у кого-либо, у кого она есть – независимо от того, было просветление или нет.

    Но если организм по своей природе более пассивен, вероятно, он бы не беспокоился на этот счет.



    Значит, вы могли бы рассердиться?

    Да, гнев может возникнуть. Махараджа однажды спросили: «Махарадж, почему вы сердитесь?» Он ответил: «Кто сердится?» И это не была игра слов.

    Гнев возникает, и затем он исчезает. Он не бурлит бесконечно.



    Вы бы не могли совершить действие, поддавшись гневу?

    Я говорю о том, что гнев может привести к действию, да. И этот гнев мог бы привести к действию, которое привело бы к наказанию этого организма тела-ума. Конечно.



    Даже в случае с джняни?

    Да. На самом деле нет никакого джняни. После просветления какое бы событие не происходило: возникновение гнева, действие к которому оно ведет и которое наказывается – все это наблюдается. Не как «мое» действие, а как часть функционирования Тотальности.



    Значит, любой человек может стать просветленным существом, даже несмотря на свое несовершенство, даже если у него есть желания, если он поступает ошибочно – при условии, что есть убежденность, что он не является исполнителем, что он есть лишь инструмент?

    Когда происходит просветление, организм не становится совершенным. Он целостен, а цельное включает в себя обе противоположности.

    Стремление к совершенству является ключевой, основной глупостью, и джняни понимает это. Это основа понимания. Что бы ни произошло – все является частью функционирования Тотальности.



    И это приносит внутренний покой?

    Внутреннее спокойствие, или покой.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Действие

    Похоже, что джняни не оказывается вовлеченным, что сам джняни является Сознанием, которое не вовлечено, но функциональная связь продолжается?

    Да, поэтому-то и нет вовлечения. Есть просто наблюдение события пока есть нечто, что можно наблюдать. Если наблюдать нечего, это состояние переходит в состояние не-наблюдения.



    Что тогда в этом состоянии будет побуждать просветленного человека делать что-либо? Кажется, он просто реагирует на обстоятельства?

    Когда я говорю «просветленный человек», следует помнить, что вообще нет такого существа как просветленный «человек». Так что вопрос о мотивации не возникает. Все действия, которые имеют место через такой механизм тела-ума, являются спонтанными.

    Ум не вмешивается прежде, чем происходит действие. Это я и имею в виду, говоря, что действия джняни не обязательно должны отличаться рассудительностью или логичностью.



    Бывает ли когда-нибудь замешательство в действии, когда думаешь, как бы поступить, вместо того, чтобы действовать спонтанно? Может быть замешательство?

    Нет, неотъемлемым аспектом спонтанности является отсутствие замешательства. Замешательство – это состояние ума. В спонтанности ум полностью отсутствует.



    Значит, действие случается. А неверное суждение – оно тоже случается?

    Нет. В действии и его спонтанности нет замешательства, нет и суждения или ошибочного суждения.

    В действительности суждение и неверное суждение подобны. В суждении об этом или о том присутствует замешательство.



    Мне кажется, вы говорили, что сострадание или любовь – это способ, которым джняни отвечает на человеческую потребность, но может показаться, что в одно время он обращает внимание на эту потребность, а в другой ситуации может показаться, что он ее игнорирует. Я считал, что если и есть что-то последовательное, так это любовь, но, очевидно, это не так.

    Состояние сострадания предшествует эмоциональным состояниям в дуальности; любовь – ненависть, сочувствие – отсутствие сочувствия.

    Основополагающее состояние сострадания всегда присутствует.

    В дуальности, какое бы событие ни происходило, оно не является действием джняни. Если некое действие должно помочь кому-либо, тогда то, что внешне воспринимается как сострадание, будет иметь место.

    Но в случае с другим человеком, если он не должен получить помощь, тогда отсутствие действия будет выглядеть как игнорирование потребности.

    В обоих случаях просветленный человек не проявляет беспокойства как индивидуум.

    Ошибка заключается в том, что действие соотносится с этим просветленным человеком.

    Нет никакой связи между действием, которое происходит, и просветленным механизмом тела-ума, через которое оно происходит или не происходит. Организм является просто инструментом.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Реакция на событие

    Вы говорили, что когда есть ясное видение, размышляющий ум имеет меньше простора для вредительства. Вы говорили о человеке, живущем в феноменальности? Имеет ли джняни меньший простор?

    Размышляющий ум джняни давно уничтожен. Размышляющий ум – это «я». Размышляющий ум – это эго.



    Может ли джняни испытывать ужас?

    Джняни не испытывает ужаса. Ужас может произойти. Ужас может возникнуть в Сознании.



    Благодаря врожденным характеристикам джняни?

    Верно. Организм реагирует. Если просветление произошло, в организме, относящемся к соматотоническому типу, такому, когда организм всегда готов к борьбе, реакцией может быть не ужас, а готовность сопротивляться.

    Но если организм относится к более мягкому типу, например, к висцеротоническому, тогда может возникнуть ужас, и этот организм будет сопротивляться.

    Я хочу сказать, что при гипотетических обстоятельствах то, как организм, в котором произошло просветление, будет действовать – неизвестно.

    Но с точки зрения джняни нет никого, кто бы переживал, какова бы ни была реакция.

    «Какова будет рекция?» – это размышляющий ум, который проецирует мысль: «Что „я“ буду делать при таких обстоятельствах?» Понимаете? Эта гипотетическая ситуация является чистейшей выдумкой размышляющего ума, а в случае джняни этого не будет.

    Один из редких посетителей Махараджа, который был индусом, считал, что его пассивное мировоззрение индуса делало его слабым, и он изменил свою религию, став воинственным сикхом.

    Однажды он сказал: «Махарадж, вы опять говорите одну и туже вещь: „Вы должны принять то, что есть“. Я не могу принять этого. Если я завтра явлюсь сюда с группой других воинственно настроенных людей и начну избивать находящихся здесь, что вы будете делать?»

    Махарадж ответил: «Я не знаю». Все засмеялись. Прекрасная шутка. Но Махарадж увидел, что я пристально смотрю на него, и сказал: «В чем дело? Ты не считаешь, что это была хорошая шутка?»

    Я ответил: «Было это шуткой или нет, я не знаю. Но вы не могли произнести слов, которые были бы более точными». Он смотрел на меня, и он знал, что я имею в виду.

    Другой посетитель спросил: «Что происходит между вами и Махараджем?» Мы говорили, конечно, на языке маратхи. Я взглянул на Махараджа. Без санкции Махараджа ничего не говорилось и не совершалось. Он был строг!

    Одним из его указаний было следующее: «Никто не должен обсуждать мое учение без моего присутствия». Он не хотел создания некоего Клуба Махараджа, где бы люди встречались и обсуждали такие вопросы, как политика.

    После того как Махарадж дал свое согласие, я сказал тому посетителю, что – как я понял слова Махараджа – вопрос был задан индивидуумом другому индивидууму, но здесь нет индивидуума.

    Так что точным ответом на вопрос: «Что случится при этих обстоятельствах?» будет: «Я не знаю».

    Индивидуум же говорит: при таких-то и таких-то обстоятельствах я сделаю то-то и то-то. Здесь индивидуума не было. Если завтра это произойдет, может, Махарадж ничего не сделает, а другие люди из числа присутствующих будут сопротивляться.

    При тех же обстоятельствах в другой день может произойти нечто совершенно противоположное – Махарадж может схватить трость и начать сопротивляться.

    Даже если размышляющий ум делает предположение, что в таких-то обстоятельствах он будет знать, что он будет делать, все может произойти не так, как он предсказывает.

    Например, солдат с огромным послужным списком сказал бы: «Это просто. При таких обстоятельствах я бы сделал то и не делал бы этого». А в пылу самого события этот же солдат, имеющий за плечами громадный опыт, мог бы и убежать. С другой стороны, человек, который всегда отличался робостью, мог бы совершить фантастически героический подвиг.

    На последней мировой войне человек, который имел самое большое количество медалей, был даже не офицером, он был, кажется, капралом, и в пылу сражения он действовал с такой отвагой, что имел самое большое количество наград.

    Думать о том, что произойдет при каких-то гипотетических обстоятельствах, есть лишь пустая трата времени. Но это не значит, что работающий ум совершая свою работу, совсем ничего не проецирует.

    Работающий ум использует память так же, как и размышляющий ум.

    Работающий ум пользуется информацией памяти.

    В действительности он должен использовать память, чтобы выполнение его работы могло быть более эффективным. Но волнение не является частью работающего ума.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «Кто я?» для просветленного

    По-моему, вы говорили, что когда происходит просветление, и человек не отождествляется с индивидуальным телом, его тело становится Тотальностью.

    Нет, нет, нет, не тело.



    Нет. Я говорю, что когда Сознание больше не отождествляется с индивидуальным телом...

    Как исполнитель. Но отождествление с телом должно продолжаться
    .

    Иначе как тело будет функционировать? Поэтому я и сказал: «Иисус или Будда, или любой другой мастер, если его окликнуть, он отвечает».

    Отождествление с телом продолжается. Более того, если есть понимание, что он не является исполнителем, остается необходимость использовать слова «я» и «мое».

    Если бы я все время говорил «Рамеш», это звучало бы нелепо и было бы глупо. Почему мне не использовать слово «я» и «мое», говоря о теле? Если я знаю, что Рамеш не является исполнителем, почему бы мне не использовать эти слова?



    Может, я выражаюсь неверно... Если бы я спросил вас или кого-нибудь другого, достигшего Богореализации: «Кто вы?», мгновенной реакцией было бы: «Я есть Тотальность пространства», верно?

    Я бы скорее сказал: «Я не являюсь этим аппаратом тела-ума, за который вы меня принимаете».



    Как я понимаю, то, о чем говорится в литературе, это Сознание, ставшее Тотальностью, когда оно не ограничено более отождествлением с эго-умом-телом.

    Да.



    В этой ситуации я просто пытаюсь представить: если бы я отождествил свое тело с Тотальностью пространства, тогда все явления, все тела были бы в пределах моего тела?

    Нет. Тело – это совсем другое. Как только вы достигли растождествления себя с телом как исполнитель, вам нет необходимости отождествляться с чем-либо еще. В этом-то все дело.



    Но все-таки самым близким было бы пространство – вечное пространство, которое содержит в себе все.

    Да, но дело в том, что вы думаете, что вы являетесь Тотальностью. Кто думает, что он Тотальность? Нет необходимости отождествления с Тотальностью.



    Но если бы Сознание осознавало себя, тогда, очевидно, все явления были бы в пределах этого Сознания. Это как в аналогии с аквариумом: в аквариуме находится лишь часть аквариума. Я просто пытаюсь вообразить. Если Сознание отождествляется с Тотальностью пространства, тогда Сознание не должно быть привязано к этому телу более чем к другому телу, поскольку все тела находятся в пределах этого Сознания.

    Да, это так, но нельзя сказать, что различия не видны. Различия, разнообразие не только очевидно, но и постигается с чувством изумления, что может быть такое огромное многообразие, и что все это многообразие пронизано глубоким единством.

    Даже не возникает мысли, что «я являюсь Тотальностью». В этой мысли нет необходимости.

    Когда отождествление с этим организмом тела-ума как с индивидуальным исполнителем исчезает, дальнейшие выводы оказываются ненужными. Достигается полное понимание всего в этом громадном многообразии.

    Я расскажу вам шутку про этот вопрос: «Кто вы?» Один мой друг в Сан-Франциско как-то разыскивал меня и позвонил Рэю спросить, приехал я или нет. Рэй ответил: «Нет, еще не приехал, а кто вы?», на что Адриен ответил: «Это, мой друг, очень, очень глубокий вопрос».



    Но джняни не посчитал бы это глубоким вопросом. Как я понимаю это, единственным ответом, который дал бы джняни, был бы...

    Он сказал бы: «Я Рамеш».
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Добродетель

    Можно ли назвать джняни добродетельным?

    Добродетелью можно назвать жизнь мудреца, свободную от мыслей о себе, отличающуюся спонтанным умением решать общественные и практические дела.

    Лао Цзы так сказал о таком существовании:

    «Высшая добродетель не является намеренной добродетелью; и поэтому это добродетель.

    Низшая добродетель не позволяет быть недобродетельным, поэтому это не добродетель.

    Высшая добродетель не использует силу, но ничего не остается несделанным.

    Низшая добродетель использует силу, но ничего не достигает».

    Обычный человек желает быть добродетельным, хочет, чтобы о нем знали как о добродетельном. Лао Цзы сказал бы, что это не есть добродетель.

    Естественно, добродетельный человек занят своим делом, и все, что происходит через него, добродетельно, поскольку нет личного намерения.

    Нет ничего личного, что бы он желал от кого-либо. Естественное существование, мужественная жизнь основана, таким образом, на внутреннем ощущении в отличии от искусственной добродетели, основанное на соблюдении определенного свода правил.

    Такое искусственное следование правилам обязательно сопровождается страхом и чувством вины.

    Добродетель и невыставляемая напоказ естественность мудреца часто остаются незамеченными из-за своей обыденности.

    Может быть, это из-за того, что своего рода духовная анонимность придает естественную и не бросающуюся в глаза окраску, как у птиц и животных.

    Еще одна цитата из Лао Цзы:

    «Величайшее совершенство кажется несовершенным, но его действие нетленно. Великая полнота кажется пустой, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота кажется кривой. Великая ловкость кажется неуклюжей. Великое красноречие кажется речью заикающегося».

    Добродетель и непретенциозная естественность мудреца не является намеренным самоуничижением, это не мазохистское самоистязание.

    И это не притворное смирение в присутствии чего-то более великого.

    Часто можно заметить, как один и тот же человек становится воплощением смирения перед теми, кто выше его по рангу и в то же время со своими подчиненными ведет себя пренебрежительно.

    Смирение часто является облачением, которое то надевают, то снимают.

    Что же касается простого, спонтанного существования, то смирение является его частью.

    Истинно смиренный человек не станет задавать себе вопрос: «должен ли я выглядеть смиренным или нет?» Это более напоминает невинную практичность кошки.

    Мудрец хорошо осознает всю искусственность, которая отличает мир людей.



    Как возникает эта естественность? Можно ли ее приобрести?

    Этот вопрос основывается на том же желании, что и желание узнать секрет настоящего профессионала, хорошо знающего дело, с помощью какого-либо постепенного метода или через получение словесной информации.

    Можно ли попросить объяснить, как нужно танцевать, вместо того, чтобы наблюдать и повторять? Зачем людям читать книги для того, чтобы понять совокупление?

    В мифлогии многих культур встречается тема о том, что человек отпал от милости или оттделился от природы, и ему пришлось заменить ее технологией.

    Как сказал Лао Цзы: «Когда великое Дао было потеряно, возникли идеи гуманности и справедливости. Когда возникли знания и ученость, появился великий обман. Когда семейные отношения перестали быть гармоничными, возникли идеи о хороших родителях и преданных детях. Когда в стране наступил беспорядок и разброд, возникли идеи о лояльных правителях».
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нравственность и моральные ценности общества

    Сократ и Иисус Христос были осуждены на смерть за нарушение моральных устоев общества, в котором они жили.

    Верно. За преступления против норм морали, царивших в то время.



    Это, кажется, дает мне ответ на большинство волнующих людей вопросов относительно связи между нравственностью на повседневном уровне, политическом и социальном, и состоянием Сознания, о достижении которого вы говорили. Они не соотносятся между собой.

    Верно. Видите ли, Иисус Христос был распят не без причины. Причина этого была в тех критериях, которые господствовали в обществе и законодательстве того времени. Но это не помешало Иисусу делать именно то, что он делал.



    Я не думаю о добре и зле с точки зрения законов общества. Я думаю об этом в другом смысле.

    С точки зрения просветленного человека этот вопрос вообще не возник бы.

    Любое действие является спонтанным. Он никогда не решает заранее. Он не может решать, ибо нет ощущения, что он является исполнителем.


    Вопрос «Должен я или не должен делать это?» не возникает.



    В действиях просветленного нет преднамеренности?

    Верно. Нет преднамеренности. И если вы считаете это добродетелью, то, конечно, это добродетель. Но то, как эта добродетель обернется в спонтанном действии – никто сказать не может.



    Есть ли в этом понимании преднамеренность, основанная на любви?

    Преднамеренности нет.



    Совсем?

    Совсем. (Смех.) Либо делать добро, либо делать зло.



    А просто быть инструментом...

    В этом состоит главное понимание.

    В момент действия нет того, чтобы ум говорил: «Следует или не следует мне делать это?», а затем: «Ну, какая разница? Ведь я не исполнитель, я – инструмент».

    Вот это, опять же, работа ума. А его нет, вы понимаете? Размышляющего ума нет. Размышляющий ум – это ум исполнителя.




    Как только ощущение «я» и обособленности исчезает, не возникает ли поток любви?

    Да. Но что вы подразумеваете под любовью?



    Ощущение единства.

    Можно назвать это любовью, или чувством сострадания, или как-то еще. Можно назвать это состраданием, можно назвать это любовью, можно назвать это терпимостью, можно назвать это невозмутимостью, можно назвать это покоем. Это все ярлыки, и они не имеют значения. Нет вообще необходимости в каких-либо ярлыках.



    А можно ли сказать, что просветленный человек никогда бы не планировал убийство?

    Да. Можно так сказать.



    Если взять высказывание Иисуса, что Бог есть любовь, оно не является полным?

    Да. Но, понимаете, это высказывание могли понять люди, к которым он обращался.



    Другими словами, сам Иисус должен был иметь понимание, о котором мы говорим?

    Конечно! И он часто говорил: «Я и Отец мой едины. Царство Божие внутри».

    На этот счет не может быть никаких вопросов.

    Иисус обладал полным пониманием. Но, передавая это понимание другим, он должен был опускаться до уровня тех, кто его слушал
    .
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Смерть

    Можно ли сказать, что нет никакой разницы между Сознанием-в-покое и Сознанием-в-движении?

    Существенной, глубинной разницы нет.



    То, что мы воспринимаем, является Сознанием-в-движении во всем его изумительном многообразии?

    Да, верно.



    Значит, смерть – это лишь прекращение движения воспринимающей части? Со смертью прекращается и восприятие?

    Восприятие должно прекратиться во время смерти организма тела-ума, независимо от того, произошло просветление или нет.



    Но если есть понимание, что восприятие является безличностным действием, тогда не будет ощущения того, что что-то теряется, это будет только...

    Вы имеете в виду момент смерти? Когда случится смерть?



    Нет, до того.

    А!



    Значит, не будет никакого страха потерять что-то, не будет привязанности?

    Ничего этого не будет.
    Поэтому смерть многих святых описывается как прекрасное событие.

    Смерть не рассматривается как нечто, происходящее со «мной», поскольку «я» не существует.

    Процесс смерти просто наблюдается.

    А для того чтобы наблюдение могло иметь место, не должно быть больше никакого «я».


    И нет никакого страха?

    Вы правы. Не будет ощущения страха или потери.



    Есть ли какая-нибудь разница между смертью организма тела-ума обычного человека и джняни?

    Никакой. Абсолютно никакой. Ужасная путаница создается из-за того, что этот организм тела-ума рассматривается как джняни, как индивидуум, как просветленный индивид.

    Вы думаете, что организм внезапно преобразуется в ничто. Ничего этого не происходит!

    После просветления, или пробуждения, организм тела-ума продолжает функционировать более или менее также, как он функционировал раньше.

    Организм тела-ума будет функционировать согласно своим естественным характеристикам.



    Значит, ощущение того, что я являюсь исполнителем, устраняется. Но то же самое происходит и тогда, когда умирает организм тела-ума обычного человека. Ощущение того, что «я являюсь исполнителем» также исчезает. Значит никакой разницы нет?

    Никакой. Что касается механизма тела-ума, то никакой разницы после смерти нет. И нет никакой разницы в Сознании.

    В одном случае Сознание прекратило отождествлеие до того, как умер организм тела-ума, а в другом случае организм тела-ума прекратил отождествление с наступлением смерти.



    И это единственная разница между джняни и обычным человеком?

    Верно!
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава 7. Безличностный процесс растождествления


    Общее обсуждение

    Каково переживание внезапного растворения всего?

    Прямой и незамедлительный ответ таков: «Кто хочет знать?» Но посмотрите на это таким образом.

    Это будет в точности как пребывание в глубоком сне.

    Каждый человек знает, что такое глубокий сон, но если вас попросят описать, каково переживание пребывания в глубоком сне, что вы можете сказать по этому поводу?

    Смысл вопроса на самом деле не в самом вопросе, а в том, что «я» желает знать, на что это похоже.

    Само событие как событие не принимается. Всегда присутствует вопрос «Кто?»

    Например, слово «случай» означает, что нечто произошло без преднамеренности, без причины, и все же мы спрашиваем: «Кто был причиной этого случая?»

    Ум всегда желает знать – кто несет ответственность. Именно этот вопрос «кто?» является основой всех проблем.

    Если событие принимается и если принимается то, что инструмент, через который произошло событие, несущественен, то трансформация от личностного к безличностному, от индивидуального ко всеобщему становится намного проще.

    Есть история о том, как мастер прочитал ученикам прекрасный буддийский текст. Как только он закончил читать, тут же был задан вопрос: «А кто его написал?» Учитель сказал: «Если бы я сказал вам, что его написал Будда, вы бы ежедневно поклонялись ему и подносили цветы. Если бы я сказал, что его написал патриарх, вы бы также с почтением относились к нему, но без того благоговения, как если бы автором был Будда. Если бы я сказал, что его написал один из монахов, вы бы не знали как принять эту информацию. А если бы я сказал, что его написал повар, вы бы начали смеяться над ним».

    На самом же деле «кто» не имеет значения. Вы видите красивую картину и сразу же спрашиваете: «Кто ее нарисовал?»

    Нет принятия того, что значимо само событие.

    Для того чтобы действия могли иметь место, создаются инструменты, «кто».

    «Кто» – это лишь инструмент, через который происходят события. У меня всегда было ощущение, что легче всего понять это, если принять весь мир, все функционирование Тотатльности как создание писателя-романиста.

    Определенные действия создаются через определенные организмы. Эти действия имеют свои результаты, последствия. Поэтому писатель создает новые персонажи, через которые эти события могут произойти.

    Не действия создаются для инструментов, организмов, а организмы создаются с определенными данными характеристиками, чтобы определенные действия могли иметь место.

    Когда это понимание становится основой повседневной жизни, вы можете говорить и делать то, что является наиболее подходящим.

    Когда Христос говорит, что мы не должны заботиться о завтрашнем дне, он не предлагает, чтобы мы отказались от всякой ответственности. Отсутствие беспокойства о завтрашнем дне должно сочетаться с «зарабатыванием хлеба в поте лица своего».

    Объедините эти два аспекта – и у вас будет мантра для прекрасного естественного существования.

    Именно беспокойство о завтрашнем дне вызывает напряжение.

    Наша повседневная жизнь полна напряжения. Весь смысл «Бхагавадгиты» изложен в словах Кришны, обращающегося к Арждуне:

    «Тебе была дана определенная роль в этой пьесе-сновидении. Ты должен играть эту роль без какого-либо беспокойства о последствиях. Все, что ты можешь делать, это играть свою роль наилучшим образом. Последствия не находятся в твоих руках».

    Если это простое учение постигается, делать больше нечего. Это понимание состоит в том, что изменение является основой жизни, что противоположности представляют собой взаимосвязанные полярности, и они не являются чем-то непримиримым, чем-то, по отношению к чему мы можем делать выбор.

    Тогда размышляющий ум не вмешивается и не подавляет работающий ум, и работающий ум имеет полную свободу концентрироваться на том, что он вы выполняет.

    Когда происходит это понимание, то правилом, а не исключением становится то, что в конце дня ваша работа оказывается выполненной более эффективно, в более короткие сроки и почти без напряжения.

    «Итак, что мне это даст?» – спрашивает «я». Если вы ожидаете что-то от этого, это ничего вам не даст.

    Без ожидания чего-либо – а основой этого понимания является прекращение самого ожидания – понимание начинает действовать своим магическим, чудодейственным путем.

    Работающий ум совершает свою работу без подавления со стороны размышляющего ума. Работа оказывается выполненной быстрее, эффективнее, без напряжения. Так что польза есть.

    Понимание и жизнь неразрывны.

    Понимание вызывает определенные изменения в жизни человека, и эти изменения настолько естественны, настолько спонтанны, что очень часто они даже остаются незамеченными.

    Интересно, что эти изменения заметят другие. Поскольку вы действуете естественно, обычно вы не ждете никаких изменений.

    И изменение происходит. Изменение происходит, и его видят другие. Как вы можете его заметить?

    Вы продолжаете делать в точности то, что делали раньше, без ожидания и желания чего-либо. Каким-то образом те, с кем вы общаетесь, улавливают это. Люди говорят: «Джон как-то изменился!»

    Изменение произошло, человек больше не беспокоится о том, чтобы угодить кому-то, и он не переживает, ожидая удовлетворения от мира.

    Люди приходят к нему, свободно обсуждают с ним свои проблемы, просят его совета, и поскольку в нем нет корысти для себя, этот совет обычно отличается открытостью.

    Это будет даже не совет. Это будет скорее анализ самой проблемы. Он даже сам не будет понимать причину своей растущей популярности.

    А очевидный факт состоит в том, что эта популярность возникла по той простой причине, что у него не было желания быть популярным. Человек просто продолжает жить своей обычной жизнью.

    Таким образом, понимание имеет свои последствия, очень хорошие последствия, сказывающиеся не только на вашем физическом и умственном здоровье, но и на тех с кем вы общаетесь.

    Но есть и опасность! Если понимание недостаточно глубоко, то для человека, слывущего мудрецом среди группы людей, это может оказаться очень трудным делом.

    Если «мудрец» захочет продолжать быть мудрецом, спонтанность будет утеряна, и скоро это обнаружится.



    Почему мы сегодня находимся здесь?

    По всей видимости, вы все чего-то ищете.

    Что вы ищете? То, что вы ищете, определенно не то, что можно видеть или слышать, или обонять, или осязать.
    Значит, то, что вы ищите, не является объектом.


    Итак, искомое не есть объект. Кто же ищет? Тот, кто ищет должен быть субъектом. Субъект ищет объект, и то, что вы ищете, вы считаете объектом.

    Но чем является тот, кто совершает поиск? То, что ищет, в основе своей является объектом.

    Когда вы думаете, что вы ищете, что, по-вашему, вы ищете? Мы думаем с точки зрения «я», которое ищет, но на самом деле ищет организм тела-ума и говорит: «Я ищу».

    Этим нечто является Сознание. Так что в действительности то, что, как вы думаете, ищет, является объектом, и этот объект представляет собой часть тотальности проявленного.

    И в этом проявленном нет никакой разницы между какими бы то ни было объектами.

    Все объекты являются лишь видимым проявлением в Сознании. То, что вы считаете субъектом, «собой», на самом деле является объектом, воспринимаемым другим объектом, который сам в свою очередь считает себя субъектом.

    Некто другой видит вас. Для него вы являетесь объектом, а он сам – субъектом. Но по сути оба – и наблюдатель, и наблюдаемый – являются объектами.

    Что представляет собой этот парадокс? Кто ищет и что? Единственным удовлетворительным ответом является то, что Сознание ищет себя.

    Субъект ищет самого себя. Сознание, которое отождествилось с каждым индивидуальным человеческим организмом, называет себя «я». Это «я» – лишь концепция.

    Безличностное Сознание отождествилось с личностным сознанием. И личностное сознание ищет свой источник, Вселенское Сознание. Сознание как субъект ищет само себя.

    Это и есть та особая игра, которую индуистская философия называет лила. Объяснения для нее нет.

    Мистики с древнейших времен утверждают, что этот мир является видимым проявлением в Сознании, воспринимаемым тем же Сознанием, и что все это проявление являет собой безличностный процесс.

    Сегодня ученые говорят, что весь проявленный мир является самопорожденным процессом, то есть все просто происходит само по себе.

    Этим безличностным процессом является поиск, с которым мы себя отождествляем. Мы думаем: «Я ищу нечто», имея в виду, что «я» ищет чего-то. И тогда поиск становится глубочайшей тайной.



    Почему индивидуум считает себя обособленным субъектом?

    То, что все, что есть, является Сознанием и весь мир представляет собой лишь видимое проявление в Сознании постижимо, по крайней мере, для интеллекта. Но неприемлемо – и все из-за этого плотного тела.



    Хорошо, как я могу считать все это лишь видимостью?

    Отождествление с телом настолько тотально, что дает нам ощущение обособленности.

    А эта обособленность является лишь концепцией, которая основана на том, что индивидуальное тело кажется плотным.

    Является ли тело на самом деле плотным?

    Мистики всегда утверждали, что тело – это лишь видимость, это лишь пустота.

    И ученые сегодня пришли к выводу, что тело представляет собой лишь определенного вида вибрацию энергии.

    Клетки постоянно разрушаются, и новые клетки постоянно рождаются, энергия продолжает существовать, но энергия эта лишена субстанции.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Внезапное понимание

    Вы говорили, что ищущий и эго отличны друг от друга?

    Нет. Это одно и то же. И поэтому поиск должен начаться и индивидуума. Поиск начинается с индивидуума и заканчивается, когда индивидуальный ищущий достигает осознавания того, что то, что он все это время искал, есть то, чем является он сам, что ищущий – это искомое, что индивидуального ищущего никогда и не было.

    Но все это начинается с индивидуума и может прийти к полному завершению только тогда, когда это «индивидуальное я» полностью уничтожается, когда достигается интуитивное осознавание, в котором нет индивидуального постигающего.

    Поэтому и говорят, что это внезапное понимание.



    И тогда ищущий исчезает.

    Да, ищущий исчезает. Когда ищущий исчезает, когда исчезает длительность и когда исчезает время – это понимание становится внезапным.

    Это понимание может быть только в другом измерении. Не во времени.



    Является ли поиск неизбежным?

    Поиск неизбежен. Верно.



    Тогда и просветление неизбежно?

    Да, конечно. Но оно неизбежно как безличностный процесс, для которого должен быть конец.

    А то, в каком организме тела-ума оно произойдет, вас не касается. Это понимание.

    В каком бы организме тела-ума оно не произошло, просветленным станет не организм тела-ума. Это лишь объект, через который произойдет безличностное событие.

    Поэтому вас не должно волновать, в каком организме тела-ума это произойдет. Эта концепция «я» не эволюционирует.

    Физический организм эволюционирует таким образом, чтобы в конечном счете это безличностное событие могло через него произойти.


    * * *

    Я не могу понять. Мне кажется, что у меня есть выбор. Вместо того, чтобы пойти сегодня на пляж, я решил прийти сюда.

    Предполагаемая свобода выбора и волеизъявления – это лишь концепции.

    Что так трудно понять? Сам интерес к истинной природе вселенной и роли в ней человеческого существа является намеренной частью изначальной объективации.

    Желание узнать нашу истинную природу само по себе является частью функционирования Тотальности.

    Мы должны найти свою истинную природу. И обнаруживая свою истинную природу, мы приходим к осознаванию того, что мы не есть то, чем мы кажемся, как индивидуальные объекты.

    Мы есть то, зеркально отраженной объективизацией чего является весь этот проявленный мир.



    И все же это сплошное разочарование.

    И поиск, и всевозможные разочарования – все это часть этого процесса. «Я» желает познать Высшее «Я», свой источник – и это подобно игре в прятки.

    Рамана Махариши однажды сказал одному из своих учеников, который страстно желая познать свою истинную природу, находился в угнетенном состоянии:

    «Когда ты достигнешь понимания, ты будешь вспоминать этот случай отчаянного желания познать с великим изумлением».

    До того, как этот момент наступит, шутка эта остается огромной трагедией. Пока не будет достигнуто осознавание того, что этот поиск, который начинается с индивидуума и заканчивается уничтожением индивидуального, является бесплодным, это действительно трагедия.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Безличностное функционирование Тотальности

    Рамеш, в этом проявленном мире Сознание отождествляется с механизмом, который именуется «я».

    Да.



    Жизненный процесс воспринимается личностно.

    Да.



    Когда происходит растождествление, отождествленное сознание достигает понимания, что все является безличностным процессом.

    Да.



    Значит, все «мои» выборы делает Сознание.

    Да. Сознание может решить съесть фунт шоколадного печенья, но результатом может быть неважное самочувствие.

    Другим решением может быть употребление определенных продуктов или, возможно, занятие медитацией, и в результате механизм тела-ума будет чувствовать себя прекрасно.



    Если этот процесс рассматривать как безличностный – просто как свидетель наблюдать безличностные события, выбор, который делается Сознанием относительно того, что делать, что есть, где сидеть или медитировать – тогда все в порядке. Если же его рассматривать по другому, то это усиливает, укрепляет «я».

    Видите ли, какие бы действия ни происходили – едите вы мороженое или медитируете – в данный момент вы не можете делать что-либо иное.



    Медитирует ли этот механизм тела-ума или нет, посещает занятия или не посещает занятия – на самом деле значения это не имеет.

    Именно так.



    У меня есть желание съесть шоколад. Но мне говорили, что это вредно для меня. Возникает конфликт.

    Да, а то, что случается, является как раз тем, что должно случиться.



    Но мой ум колеблется.

    Ум будет колебаться, но в конце концов вы примете решение – вы будете думать, что приняли решение – что не станете есть шоколад и, значит, останетесь здоровы. Или если вам предначертано не быть здоровым, тогда вы подумаете, что вы решили съесть шоколад.



    Так что, избежать этого я никак не могу.

    В том-то все и дело, вы «завязли». Можно выразить это так: вы говорите: «Я неудачно вложил деньги, и поэтому я разорился». Или кто-то другой говорит: «Я удачно вложил деньги, и поэтому я получил прибыль».

    Я же говорю – если вы должны были обанкротиться, в ваш ум придет мысль вложить деньги туда, где это невыгодно.

    Если вы должны разбогатеть, вам в голову придет определенная мысль, и благодаря ей вы сделаете удачное вложение капитала.



    Это не мой выбор.

    Это не ваш выбор. Вы думаете, что это ваш выбор, и вы должны считать это своим выбором, в этом-то вся шутка, понимаете?



    Вот так проблема!

    Да, это проблема, и более того, вы должны иметь эту проблему до тех пор, пока процесс растождествления не достигнет определенной точки.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Г-н Балсекар, не является ли этот вопрос: «Кто желает знать?» ядом для всех других концепций? Дает ли он состояние полнейшего покоя ума?

    Вы правы.



    Потому что когда я спрашиваю «кто я?», я прохожу полный круг.

    Именно так. Точно.



    Я не могу выбраться из петли. Я завяз.

    Да. Вы ударяете самого себя ментальной палицей.



    А иногда вопрос «кто?» приводит меня к покою ума, и это отбрасывает меня к Источнику.

    Очень хорошо сказано. Все именно так.



    Значит, в этом суть...

    Это и есть суть! Это на самом деле суть.



    А не должен ли этот вопрос задаваться каким-то особым образом?

    Этот вопрос будет задан в точности таким образом, каким ему предназначено. И если он должен быть задан в определенное время «неправильно», он будет задан «неверно»,



    Это действительно предопределено?

    Абсолютно точно.



    Кем?

    Кем? (Смех.) Видите, появляются «кто» и «что», и «как»!



    Значит, это все этот же извечный, безличностный процесс, функционирующий через этот механизм тела.

    Именно так. И все, что должно быть достигнуто в этом эволюционном процессе, будет достигнуто через этот механизм тела-ума. Ни больше, ни меньше.



    Значит, это «я» распоряжается чужим имуществом?

    Именно. Все так и есть. И одновременно оно принимает на себя чужие проблемы, чужую ответственность. Зачем брать на себя чужую вину, чужую ответственность? Так что, не волнуйтесь, будьте счастливы. Я не могу спеть это, но кто-то другой может.



    В этом присутствует очень глубокая красота и благоговение, что вызывает слезы. Такое счастье.

    Действительно. И это счастье, как вы сказали, есть не что иное, как приятие. Можете называть это капитуляцией, отдаванием себя, если вам так нравится, но это приятие.



    Мой ум спрашивает: «Откуда возникают слезы, откуда берется смех?» Мне кажется, что если бы я мог устранить эту озабоченность вопросом «откуда», я бы был действительно свободным.

    Поставьте это в пассивный залог, и вы будете абсолютно правы.



    Вы имеете в виду «если бы она была устранена?»

    Да. Но если бы вы сказали: «Если бы у меня не было этой озабоченности», это было бы неверно.



    Да, я понимаю. Это придает личностность.

    Да.



    Если бы не было озабоченности относительно источника, была бы полная свобода.

    То-то и оно! И эта ситуация может возникнуть только в должное время, в должном месте и определенным механизмом тела-ума.



    А до тех пор мы постоянно спрашиваем «кто» и «что»...

    Да. До тех пор вы «увязаете» в этом.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Почему все так гоняются за просветлением? Это буквально «много шума из ничего». А когда добираются до него, оно не кажется чем-то грандиозным. Наряду с сексом, это то, что переоценивают больше всего.

    Да, ни секс, ни просветление не являются чем-то грандиозным. Я говорю о сексе и просветлении: принимайте это как оно есть. Зачем столько шума вокруг этого?

    Вся жизнь и существование являются потоком, и если мы принимаем этот поток и входим в этот поток, жизнь может стать исключительно простой.

    Жизнь ставит перед нами проблемы, потому что мы боремся с жизнью, мы не принимаем то, что есть в настоящий момент. Мы хотим быть иными, чем мы есть. Мы хотим иметь нечто иное, отличное от того, что мы имеем.



    Могли бы вы прокомментировать заявления о «тихом внутреннем голосе»?

    Да. Гитлер тоже утверждал, что слышал «тихий внутренний голос», который побуждал его действовать. Он искренне считал себя посланцем Бога на земле, посланным для создания высшей немецкой нации. Этот тихий голос может быть неверно понят.

    Это неверное понимание возникает, когда обращаются к Богу, или Реальности, не отворачиваясь от «я». И тогда тихий внутренний голос превращается в жуткий громкий шум.



    Как можно узнать, истинен он или нет?

    Нельзя узнать! Так что все действия, которые должны были произойти через Гитлера, произошли, потому что они должны были произойти. Гитлер как существо не имел к этому никакого отношения. Гитлер был просто инструментом, через который ужасные события, которые должны были случиться, случились.

    Как вы только что сказали, вы не можете знать, и поэтому самообман является частью функционирования Тотальности в данный период времени. Он не создается Сатаной.

    Все, что есть, это Сознание. Все, что есть, это Бог. Поэтому все, что происходит, происходит по Его Воле.

    Но из-за того, что мы в силу обусловленности связываем Бога только с добром, полностью исключая зло, мы говорим: «Почему это должно было случиться? Зачем вообще должен был быть Гитлер? Почему в истории человечества происходили религиозные преследования?» Ответ таков: «А почему нет?»

    Все это является частью функционирования Тотальности. Тотальность не интересует добро и зло. Так что все, что бы ни происходило в функционировании вселенной в настоящий момент, должно быть принято.

    Неприятие ведет к человеческому несчастью. Пока не произойдет это приятие, пока не случится капитуляция, отдавание себя, пока не будет этой Милости или как бы вы это ни называли – до тех пор вы обречены быть несчастными.

    В июне прошлого года ко мне в Бомбей приехал американец, выходец из Армении. Он путешествовал по Индии в течении марта, апреля и мая, то есть в самое худшее для путешествий время.

    Он сказал, что пересек всю страну с севера на юг с огромной надеждой найти нечто ценное, и все, что он смог обнаружить, были обитатели ашрамов, повторяющие, подобно попугаям, священные писания, и алчные священнослужители, протягивающие руки за деньгами.

    Он был очень глубоко разочарован всем этим и все это рассказывал мне в течении двадцати минут. Я принес ему бутылку охлажденной воды и стакан. Он осушил всю бутылку залпом, и я принес ему еще одну. Поостыв, он сказал: «Можете ли вы мне что-нибудь сказать?»

    Я ответил: «Если вы дадите мне такую возможность!» И тогда он успокоился.

    О себе он рассказал, что работал инженером, достиг больших успехов на службе, имел дочь, и все у него шло хорошо. Однажды он задумался над тем, зачем он стремится заработать еще больше денег, ведь их у него достаточно. Он продал свое дело и начал читать на эту тему, после чего он почувствовал внутренний импульс отправиться в Индию.

    Перед этим он как раз был в ашраме Рамана Махариши. Пребывая там, он рассказал кому-то свою историю, и тот человек дал ему мой адрес и номер телефона. И вот он у меня.

    Я сказал: «Я задам вам один вопрос, ответ на который вам нужно обдумать. Если вы ответите на этот вопрос, вы получите ответы на все свои проблемы».

    Он спросил: «В самом деле?»

    Я сказал: «Конечно! Продумайте – что превратило вас, абсолютно счастливого инженера в несчастного ищущего? Вы бросили свою работу и решили стать ищущим? Что сделало вас ищущим?»

    Мы немного поговорили об этом, и затем я сказал: «Если некая сила сделала вас ищущим, не думаете ли вы, что именно эта сила и ответственна за то, чтобы доставить вас туда, куда вы должны быть доставлены? Зачем столько усилий? Почему вы хотите, чтобы эта жажда прекратилась в какое-то конкретное время?»
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Вы говорите, что нет никакого метода, который можно здесь использовать. Но, делая что-либо, я пытаюсь растождествиться с тем, что находится передо мной и просто наблюдать не вовлекаясь в это. Таким путем Сознание пытается дать мне нечто?

    Да, но не вам. Через этот организм тела-ума происходит эволюционный процесс, и все, что должно произойти в этом организме тела-ума в данном процессе, произойдет.

    Тот прогресс, который должен быть достигнут, будет достигнут. И для того, чтобы это случилось, те практики, которые необходимы, также произойдут.

    Поэтому вы можете видеть людей, которые выполняют определенные практики почти по принуждению – и это потому, что как раз это они и должны делать.

    И когда они пройдут через определенное количество этих практик, может наступить момент, когда возникнет внезапное понимание, что все эти практики «никуда меня не привели».

    И тогда эти практики могут прекратиться. Если это случается, это также является частью функционирования Тотальности.



    Бог – это нечто внешнее или Бог является исконной природой того, что мы называем своей индивидуальностью?

    Я говорю то, что все, что есть, является Богом. Так что вопрос о том, находится Бог снаружи или внутри неуместен.

    Я говорю, что все это – Бог, или Тотальность, или Сознание, которое постоянно функционирует через миллиарды человеческих организмов и все другие организмы, являющие собой инструменты функционирования.

    Все миллиарды человеческих организмов являются просто инструментами, через которые Бог, или Тотальность, или Сознание, функционирует.

    Это единственная сила, которая функционировала все эти тысячи лет, и эта сила функционирует в настоящее время, и эта сила будет продолжать свое функционирование в будущем.



    В конечном счете все сводится к вопросу капитуляции, отдавания себя?

    Да. Пока остается «я», Высшее «Я» войти не может. Более того, «вы» изгнать это «я» не можете. Кто изгонит «я»? Само «я» не изгонит себя. Поэтому конечное событие, Состояние Будды, просветление является событием безличностным.

    Приятие этого факта являет собой самый большой шаг. Вы не можете гоняться за Богом. В должное время и в должном месте Бог сам настигнет вас.

    Тогда вы достигните той стадии, когда вы скажете: «Боже, пожалуйста, я устал. Отпусти меня или возьми меня».

    Рамана Махариши говорит в своих одиннадцати стихах: «Ты привел меня сюда, почему же ты удерживаешь меня в этом подвешенном состоянии? Зачем ты удерживаешь меня в такой печали?»

    Когда я впервые прочитал эти слова, я думал, они относятся к состоянию самого Раманы Махариши, что он еще сам на Пути. Я удивился, узнав, что они были написаны после просветления. Его сострадание вылилось в эти одиннадцать стихов, воплощающих отчаяние ищущего.

    Поиск Бога подобен зубу мудрости. Пока он не беспокоит вас, оставьте его в покое. Когда зуб мудрости начнет причинять вам боль, идите к зубному врачу.

    Духовный поиск начинается не по вашему волеизъявлению, и поиск Бога заканчивается не по вашей воле.

    Поиск Бога начинается с индивидуума и заканчивается с концом индивидуальности, с осознаванием того, что никакого волеизъявления нет.



    Вы говорили, что индивидуум не существует, и все же вы обращаетесь к нам, как к индивидуумам.

    Именно индивидуум нуждается в толчке, чтобы внезапно осознать, что индивидуального нет.

    Духовный поиск начинается с индивидуума и заканчивается с уничтожением этого индивидуума.

    Из-за ощущения себя индивидуальной сущностью возникло обращение к Божественному в виде молитвы. В прежние времена это было обычным, но в настоящее время, особенно на Западе, человек не готов молиться даже Божественному.

    Он не готов к отдаванию себя. Я вижу, что западный человек готов скорее принять такие слова, как «Реальность» или «Сознание». Но почему-то, когда я использую слово «Бог», возникает ощущение какой-то неловкости.

    Посмотрите, что сделала религия с глубоко почитаемым словом. То же произошло со словом «гуру».

    В Индии к гуру относятся с большим почтением. Когда ученик в конце концов постигает все это, он знает, что никакой разницы между ним и гуру нет. И тем не менее феноменально гуру остается для него чрезвычайно важным.

    В Индии отношения между учеником и гуру сохраняются даже после достижения просветления. Но посмотрите, чем стало слово «гуру»... каким-то грязным словом.



    Для меня самое трудное, это когда вы говорите о том, что все это – игра или роман с действующими лицами, так как, несмотря на все трудности, жизнь кажется прекрасной и значимой. У меня такое чувство, что вы отбираете это. Что это теряется.

    Если вы счастливы, живите своей жизнью. Не принимайте ничего из сказанного здесь. Ничего не меняйте. Кто вносит изменения?

    Если изменение должно случиться, оно случится само по себе. Я абсолютно серьезен.

    Вам, как индивидууму, не нужно делать никаких изменений. Продолжайте жить своей жизнью. Если вы любите читать, читайте. Если вы занимаетесь медитицией, медитируйте. Если вы услышали здесь что-то, прекрасно. Если нет – тоже прекрасно.

    Если некое изменение должно произойти в результате всего этого – пусть оно произойдет. Если понимание – на каком-либо из уровней – имеет какую-либо ценность, какую-то значимость, оно должно обязательно проявиться.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Даже если я думаю, что я прогрессирую, это является частью...

    Да, это часть безличностного процесса.



    Бесполезно бороться с этим.

    Верно. Бороться с этим бесполезно. Бесполезно пытаться ускорить этот процесс.

    Должно быть основополагающее понимание того, что это безличностный процесс. И если этот безличностный процесс происходит во времени, в длительности, вы будете продолжать карабкаться.



    Почему я должен продолжать карабкаться?

    Вы не можете не карабкаться. Вы не можете не делать этого. Вы заведены! И выбраться из этого невозможно.



    Я подобен марионетке?

    Да. Важно понять то, что вы не можете ни ускорить этот процесс, ни остановить его. Так что это карабканье продолжается и, как я сказал, вы получаете проблески этого прогресса.

    И когда наступает хотя бы небольшое понимание, что вы не делаете никакого прогресса, что прогресс происходит, тогда обретается определенное количество свободы, свободы от «я», которое желает ускорить продвижение.

    Тогда вы знаете, что это безличностный прогресс. И ему нужно время.

    Если вы должны вскарабкаться по ста тридцати ступеням, то в промежутке между двадцать пятой и сто двадцать девятой ступенями вы можете увидеть свет.

    Но в то же время у вас будет и понимание того, что нет никакого «я», которое было бы вовлечено в этот процесс.

    Так что ощущение свободы уже появилось. Шаг со сто двадцать девятой на сто тридцатую ступень всегда внезапен, ибо вы не знали, что ступеней было сто тридцать.

    Поэтому пробуждение всегда внезапно. Конечное пробуждение всегда внезапно.



    Мне кажется, если бы мы знали количество ступеней, не было бы всей прелести этого процесса.

    Можно и так посмотреть на это.



    Вчера вы сказали: «Мы все были созданы для определенной цели». Мне это немного трудно принять, так как Махарадж, кажется, говорил о том, и я могу согласиться с этим, что нет никакой цели, никакой значимости, что все это концепции созданные человеком.

    Минуточку! Мне кажется, этого недоразумения не будет, если вы не будете мыслить с точки зрения того, что «мы» были созданы. Кто такие «мы»?



    Это я понимаю, но вы говорили, что якобы эти организмы тела-ума были созданы с определенными характеристиками, чтобы определенные действия могли иметь место.

    Да, это верно. В любой конкретный момент времени происходят определенные действия. Эти действия также производятся Сознанием в процессе этого функционирования.

    Действия эти дадут определенные результаты. Затем, для того чтобы произошли последующие действия, являющиеся результатом настоящих действий, должны будут быть созданы организмы тела-ума с необходимыми характеристиками, которые и произведут эти действия.



    Это звучит как готовый сценарий. Мне это очень трудно понять.

    Да, это готовый сценарий. Но индивидуум не осознает этого, пока не произойдет просветление.



    Но почему это должно быть именно так?

    А можете вы сказать – почему нет?



    Почему не могло быть так, что эволюция просто началась, и затем из-за того, что все существует так, как оно есть, стали происходить определенные вещи, а не наоборот?

    «Почему» и «Почему нет?» Именно по этой причине в индуистской философии используется термин лила. Это одно из тех немногих слов, которые имеют такое глубочайшее значение, что очень трудно заменить их какими-то другими словами.

    Мое объяснение слова лила таково: единственный ответ на вопрос «Зачем эта лила?» – «А почему бы и нет?»



    Почему это не может быть полной случайностью?

    Вы думаете, что это происходит случайно? В этом нет абсолютно никакой случайности!



    Рамеш, вы говорили, что каждое следствие имеет причину. Вы это имеете в виду?

    Да.



    Но никакого первоначального плана не было?

    Нет. Все произошло сейчас, одновременно. Все, что было, есть. Все, что есть, есть. Все, что будет, также есть!
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    * * *

    Вы говорите, что нет смысла в усилиях, направленных на то, чтобы наши механизмы тела-ума получили необходимый опыт, когда мы готовы к нему. Зачем же тогда мы приходим слушать вас, и зачем мы читаем книги? Зачем вы приходили к своему учителю и проводили с ним время? Я имею в виду, если это все равно должно произойти, и мы просто развиваемся, значит мы здесь, потому что нам нравится быть здесь, и мы получаем удовольствие слушая это?

    Вы не могли не прийти сюда! Я не могу не быть здесь. То-что-говорит и то-что-слушает должны быть здесь для того, чтобы говорение-слушание могло иметь место как одно событие.

    Вы думаете, что вы слушаете, но слушание происходит через механизм тела-ума, и это является частью происходящего процесса растождествления, просветления.

    И в этом процессе растождествления, в этом эволюционном процессе это является одним из событий.

    Это некое конкретное событие. Таким образом, это слушание происходит через этот механизм тела-ума, так как именно это должно происходить в данный момент, в данном месте. Это часть функционирования Тотальности.




    Тогда я должен отбросить это чувство, что мне нужно добиться чего-то и просто быть там, куда я прихожу, не думая о том, что я прихожу, не желая добиться чего-либо?

    Да. Но все дело в том, что ваше желание быть спонтанным и сама спонтанность – это две разные вещи. Спонтанность произойдет только тогда, когда у вас не будет желания достичь ее.



    Но я не могу...

    В этом и есть парадокс. (Смех.)



    Да. И я не могу пытаться не хотеть...

    Видите ли, это «двойной узел» в этом поиске. Вы можете посмотреть на это в перспективе, если попытаетесь вспомнить, что сделало вас ищущим.

    Вы не принимали решения: «Я буду ищущим», даже если это случилось в какой-то определенный день, в какой-то определенный момент.

    Но что же пришло в тот момент, в тот день, что сделало вас ищущим? Какая-то мысль, какое-то побуждение, какая-то сила превратила этот механизм тела-ума в ищущего.

    Можно это выразить иначе: почему должно быть так, что вы являетесь ищущим, а тысячи других даже не интересуются такого рода вещами? Это не нечто, что вы сделали. Это просто произошло. В этом-то все дело.

    И по мере того как этот процесс продолжается, ищущий, на какой бы путь он не был приведен, узнает, что есть и другие пути. Он говорит: «Идти ли мне туда, делать ли мне то?» Выбор уже сделан за него при рождении, при зачатии.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Важность интеллектуального понимания

    Если бы за просветленным гнался тигр, ощущал бы он дуальность в это время?

    Вы слышали о мудреце по имени Ади Шанкарачарья? Однажды, когда он шел по дороге, царь приказал своему махуту, слуге, присматривающему за слонами, совершить нападение на Шанкарачарью.

    Шанкарачарья бросился бежать и нашел убежище в одной из хижин. Вечером того же дня царь позвал его к себе и спросил:

    «Если все это иллюзия, почему ты убежал от слонов?» Шанкарачарья спокойно объяснил ему, что этот организм тела-ума, именуемый Шанкарачарьей, также является частью иллюзии, и то, что он укрылся в хижине, также часть иллюзии.

    Именно здесь возникает трудность для большинства людей. Человек может сказать в определенное время: «Да, я могу понять это. Я на самом деле могу понять это. У меня всегда было ощущение того, что все это является некой иллюзией, а сейчас я убежден в этом».

    Но у него возникают некоторые вопросы. Он понимает, что это иллюзия, но у него есть определенные вопросы. Что это значит?

    Это означает просто, что тот, кто считает, что понял, что все это иллюзия, желает исследовать нечто в пределах этой иллюзии. Это значит, что он принимает в качестве иллюзии все, кроме самого себя. В этом вся проблема.



    Он хочет получить объяснение, которое, как он считает, не является частью иллюзии, но не будет ли любое объяснение частью этой же иллюзии?

    Да. И любое объяснение утвердит его во мнении, что он отделен от этой иллюзии. Если он действительно понимает, что все это иллюзия, то он должен также понимать и то, что и он, как организм тела-ума, представляет собой часть этой иллюзии.

    И все, что бы ни происходило через этот организм, также есть часть общей иллюзии. Таким образом, если все является иллюзией, какие могут быть вопросы?



    Есть ли какой-нибудь смысл в чтении всех ваших книг?

    Никакого. Никакого, если вы не чувствуете нужду в этом. Но если в этом будет нужда, вы их прочтете. А прочитав их, если вы действительно поймете смысл, вы придете к выводу, что они больше не нужны.

    Но пока вы их читаете, они необходимы. В противном случае, говоря откровенно, вам нет необходимости их читать. В действительности никакого выбора здесь у вас нет.



    С другой стороны, то, что я думал о них, сделало их необходимыми на долгое время. (Смех.)

    Да, действительно. Это верно, потому что не-думание не находится в ваши руках. Как только вы начинаете думать об этом, это уже вовлечение.

    Если же это вовлечение наблюдается, размышление постепенно прекратится.

    Если наблюдение становится более или менее постоянным, этот процесс мышления будет сокращаться, пока вовсе не остановится.