Рамеш Балсекар

Тема в разделе 'Современные мастера адвайты', создана пользователем Эриль, 17 ноя 2023.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава II/47

    Все, что ты можешь делать — это работать ради самой работы. Ты не имеешь права на плоды этой работы (последствия твоих действий не находятся в твоих руках). Но пусть этот факт не склоняет тебя к бездействию.


    Это наиболее часто цитируемый стих Бхагавад Гиты, и в то же время, самый трудный для полного принятия всем сердцем: как человеческое существо может действовать без мотивации?

    А именно это ему и предписывается делать!

    Вся дилемма заключается в ошибочной концепции, предполагающей, что если человека призвать к работе без ожидания плодов его действий, он будет склонен к уклонению от работы.

    Это непонимание основано на представлении, что человеческое существо обладает свободой воли в принятии решения насчет того, работать ему или нет.

    Никто не любит, когда ему говорят о том, что он не имеет свободы воли.

    И все же давайте взглянем на состояние мира в настоящий момент: уже много лет он находится на грани катастрофы, переживая один кризис за другим.

    Вопрос — огромный вопрос — остается: человек, несомненно, обладает огромным интеллектом (даже побывал на луне!); также подразумевается, что он обладает свободой воли — тогда почему он не в состоянии объединить свой разум и свободу воли, чтобы сделать мир лучше?

    Здесь есть еще один аспект.

    Существует огромное количество людей с высокоразвитым интеллектом, лидеров в соответствующих областях, которых очень интересует, что ожидает их в будущем.

    Если они действительно верят в свою собственную свободу воли, почему они так интересуются астрологией и другими подобными явлениями?

    Если вы поразмыслите над этим, то единственный разумный вывод, который вы сможете сделать, будет заключаться в том, что человек действует таким образом по той причине, что он не имеет контроля над своими мыслями и эмоциями.

    То, что он считает своими действиями, на самом деле является лишь реакциями данного конкретного организма на внешний импульс: на возникающую мысль, на событие, свидетелем которого он становится, или на слова, которые он слышит.

    Каждый организм реагирует в соответствии с теми природными характеристиками, на которые он был запрограммирован: физическими, ментальными, интеллектуальными, поведенческими.

    Еще одна трудность истинного принятия этого учения заключается в аргументе, гласящем, что оно якобы ведет в «фаталистическому» умонастроению.

    Этот фаталистический аргумент выражается в виде вопроса: если меня не будут интересовать плоды моего действия, и если я действительно не имею никакой свободы воли, зачем мне вообще работать?

    Ответ поразительно прост: вы не сможете быть бездеятельным какой бы то ни было промежуток времени, поскольку энергия, заключенная в организме, будет принуждать вас к действию — к действию, соответствующему природным характеристикам данного организма.

    Другими словами, сам выбор между действием и бездействием не находится в ваших руках.




    Глава II/69

    То, что является ночью для пребывающего в неведении, для обладающего знанием Атмана является временем полного пробуждения и осознания.

    Те, кто пребывают в неведении, находятся в состоянии бодрствования в дневное время, являющееся для мудреца ночью.


    В этом стихе противопоставляется видение мира отождествленного индивидуума и пробужденного джнани.

    Все, что воспринимается чувствами пребывающего в неведении индивидуума, кажется ему реальным — и для него реально лишь то, что воспринимается через его органы чувств.

    Для мудреца же все видимые объекты не являются реальными, они представляют собой лишь изменяющиеся проявления неподвластного чувственному восприятию Реального.

    Другими словами, эгоцентричный, отождествленный индивидуум, полностью пробужденный к миру чувственного восприятия, пребывает во сне по отношению к реальному, Атману, переживанием которого наслаждается мудрец.

    До тех пор пока индивидуум продолжает оставаться в своем мире желаний, Реальное — Атман — остается для него полнейшей тайной.

    Лишь когда он приходит к постижению того, что ум — это не что иное, как набор нескончаемых желаний, наступает возможность его пробуждения от ночи отождествления с чувствами к миру джнани.

    Рамана Махарши сказал:

    «Есть только две вещи: сон и мироздание. Когда вы засыпаете, все перестает существовать; вы просыпаетесь, и все появляется. Если вы научились „спать“ во время бодрствования, вы можете быть просто наблюдателем.
    Это истина».
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава III/4

    Отказ от деятельности не является тем путем, который ведет к свободе от действий. Нельзя достичь совершенства, просто прекратив действовать.


    В этом стихе проводится различие между деятельностью, бездействием и недеянием.

    Свобода от действий означает не бездействие, а отсутствие ощущения себя исполнителем.

    Намеренное уклонение от деятельности означает лишь деятельность в отрицательном смысле и ничем не отличается от позитивной намеренной деятельности.

    Если действия просто происходят — в силу того, что энергия, заключенная в организме тела-ума, не позволяет ему оставаться бездеятельным какой бы то ни было период времени — тогда такая деятельность свободна от ощущения себя исполнителем и поэтому именуется не деятельностью или бездействием, а недеянием.

    Недеяние — это деятельность, в которой отсутствует ощущение себя как исполнителя, в то время как и намеренная деятельность и намеренное бездействие включают в себя это ощущение себя исполнителем.

    Существенное различие между определенными видами деятельности или бездействия заключается в наличии или отсутствии ощущения себя исполнителем в этой деятельности или бездействии.

    Именно отсутствие ощущения себя действующим лицом ведет к совершенству — а не деятельность или бездействие как таковые.

    Китайская философия даосизм говорит об этом так:

    «Недеяние мудрого человека не является бездействием. Ему нельзя научиться. Его нельзя поколебать ничем. Мудрец пребывает в покое, потому что он недвижим, а не потому что он желает находиться в покое. Сердце мудрого человека спокойно».

    Другими словами, из покоя мудрецов рождается их недеяние, в действительности являющееся эффективной деятельностью, поскольку такое недеяние свободно от вовлечения эго.




    Глава III/5

    В действительности человек не может ни на мгновение оставаться свободным от активности (включая ментальную активность, как сознательную, так и подсознательную). Энергия, заключенная в организме тела-ума, будет автоматически порождать действия согласно природным характеристикам данного организма.


    Этот стих дает ответ на обычные возражения против осуществления деятельности без ожидания и желания плодов этих действий, заключающиеся в том, что якобы это приведет к «фаталистическому» отношению к жизни, то есть у человека не будет никакой мотивации и, следовательно, он будет склонен к тому, чтобы вообще ничего не делать.

    Другими словами, если вы не сможете иметь плодов своих действий, то вы и не захотите действовать.

    Но факт заключается в том, что на самом деле плоды деятельности будут зависеть от судьбы данного организма, поскольку заключенная в нем энергия, будет продолжать порождать активность в соответствии с природными характеристиками, которыми организм был наделен во время зачатия.

    Эти природные характеристики зависят от наличия тех или иных генов — ДНК — данного организма и от той обусловленности, которую этот организм получил от той среды, в которой он вырос.

    Существенный момент состоит в том, что никто не имеет контроля ни над ДНК, ни над средой, в которой организм рождается: никто не может выбирать себе родителей и, точно также, никто не может выбирать среду, в которой он рождается и подвергается обусловленности.




    Глава III/6

    Человек, который отказывается от совершения определенных физических действий, но не может контролировать свой ум, отвращая его от объектов чувственных желаний, обманывает самого себя. Такой человек может лишь называться лицемером.


    На самом деле не очень трудно удерживать себя от совершения определенных действий.

    Но намного труднее удерживать ум от размышления над этими самыми действиями, которых человек насильственно лишил себя.

    Такое отношение, сохраняющееся длительное время, означает самообман, и, как следствие, такой человек вскоре будет известен как лицемер.

    В действительности лицемер не может не изобличать самого себя, поскольку ум, который не может воздерживаться от чувственных удовольствий, обретает склонность как раз к таким действиям, и очень скоро индивидуум оказывается вовлеченным в те самые действия, которые он насильно стремился избежать.
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава III/17,18

    Но тот, кто научился находить наслаждение, удовлетворение и покой в Атмане, или в своем Высшем Я, свободен от обязанности выполнять те или иные действия.

    Такому человеку ничего не нужно приобретать посредством того или иного действия; также ему нечего терять, если он воздерживается от действий. Он не зависит ни от кого и ни от чего.



    Тому, кто вышел за пределы своего эго, больше не нужно выполнять повседневную работу в качестве самодисциплины, этот процесс становится для него природным осуществлением его самореализации.

    Такому человеку Мудрости не нужно работать для того, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, которые у обычного человека растут день ото дня.

    Он полностью довольствуется самой Божественной Природой — это дает ему вечное удовлетворение.

    Когда наконец обретается удовлетворение в самой самореализации, желания больше не могут возникать, а при отсутствии вовлечения в желания нет и вопроса о каком-либо действии, призванном удовлетворять эти желания;

    также для такого самореализованного человека не существует и каких-либо обязанностей, которые волнуют только того, кто имеет желания.

    Какую бы работу такой человек ни выполнял, все просто происходит, без малейших следов вовлечения и ощущения себя исполнителем.

    Такому самореализованному человеку, закрепившемуся в переживании своего Высшего Я, для достижения удовлетворения не нужно зависеть от какого-либо предмета или человека, ибо он всегда пребывает в вечном.




    Глава III/27, 28

    Все действия совершаются заключенной в организме тела-ума энергией в соответствии с природными характеристиками данного организма.

    Человек, пребывающий в иллюзии своего эго, думает: «Я являюсь исполнителем».

    Но тот, кто постиг функционирование энергии в своем организме, не вовлекается в действия, являющиеся результатом привязанности органов чувств к их соответствующим объектам.


    То, что обычный человек считает «своими» действиями, на самом деле представляет собой лишь реакции, порождаемые мозгом в ответ на контакт органов чувств с соответствующими объектами.

    Так, когда глаз видит или ухо слышит нечто, мозг реагирует на это событие в соответствии с природными характеристиками данного организма-ума и порождает соответствующую реакцию.

    Именно эту естественную реакцию на событие обычный человек ошибочно и принимает за свое действие.

    Мудрый же человек, Таттвавитх — тот, кто познал Реальность — понимает, что происходит на самом деле и не вовлекается ни во что.

    Другими словами, мудрый человек рассматривает все события как действия Бога и, следовательно, не делит их на «хорошие» и «плохие».

    Рамакришна Парамахамса давал своим ученикам такой простой совет:

    «Будьте абсолютно уверены в том, что вы являетесь лишь инструментом, который управляется Богом, и тогда вы можете делать все, что хотите».
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава III/ 33, 34

    Даже в случае с мудрым человеком, заключенная в его организме тела-ума энергия порождает действия согласно его природным характеристикам. Все живые существа следуют своим природным наклонностям. Какая польза от внешнего сдерживания?

    Привязанность и отвращение органов чувств по отношению к соответствующим объектам является естественнымш процессом. Следует избегать лишь вовлечения, являющегося главной помехой и препятствием
    .


    В этом стихе ясно указано, что организм тела-ума производит действия строго в соответствии с природными характеристиками этого организма — физическими, ментальными, поведенческими.

    Все эти действия зависят от судьбы данного организма.

    Как только обретается ясное понимание этого факта, происходит осознание того, что — независимо от того, произошла самореализация в этом организме или нет — организм тела-ума будет реагировать на внешний импульс:

    мысль или что-либо видимое или слышимое, воспринимаемое обонянием или осязанием — и эта реакция будет строго соответствовать природным характеристикам данного организма.

    Единственное различие между мудрым и обычным человеком заключается в реакции на эту реакцию.

    В то время как обычный человек будет вовлекаться в эту естественную реакцию, мудрец будет свободен от такого вовлечения: как само событие, так и реакция на него будут просто наблюдаться без личностного вовлечения.




    Глава III/35

    Лучше человеку выполнять свой собственный долг, пусть даже несовершенным образом, чем брать на себя чужой — с успехом.

    Лучше умереть, выполняя свой собственный долг: исполнение чужого долга приведет вас к большой духовной опасности.



    Слово «дхарма» имеет в санскрите несколько значений, и подходящее значение выбирается в соответствии с контекстом.

    Здесь под словами «свой собственный долг» следует понимать долг, соотносящийся с природными характеристиками человека.

    Долг — дхарма — цветка состоит в том, чтобы расцветать и источать аромат.

    В то время как большая часть природы исполняет свой долг без каких-либо проблем, ум человека постоянно приводит его в замешательство, заставляя его решать, какой дхарме ему следовать.

    Если природные характеристики человека предписывают ему быть бухгалтером, то, как указывает стих, для него будет самоубийством пытаться по каким-то другим причинам стать врачом или адвокатом.

    Данный стих адресован Арджуне и, в частности, указывает ему на следующее:

    ты рожден быть воином, ты обучен воинскому искусству, твоя дхарма заключается в том, чтобы сражаться — независимо от того, победишь ты или проиграешь — даже если тебе придется умереть при исполнении своего долга.

    Таким образом, Арджуна получает предупреждение, что если он попытается вести тихую и спокойную жизнь Брамина, это приведет его к большой духовной опасности.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава IV/10

    Освободившись от похоти, страха и гнева, полностью погрузившись в Меня и найдя во мне свое прибежище, закалившись и очистившись в пламени Мудрости, многие люди вошли в Мое Бытие.


    Этот стих вселяет в ищущего глубокое воодушевление. Он говорит о том, что, следуя тому пути, который наиболее соответствует природным характеристикам организма — пути действия, пути преданности и поклонения, или же пути знания — многие смогли достичь конечной истины, Абсолюта.

    Господь Кришна уверяет Арджуну, что достижение Абсолюта, высшего Бытия, не является такой уж невыполнимой задачей, как обычно считается.

    Каким бы путем ни следовал человек, ему необходимо освободиться от ощущения себя исполнителем, то есть не вовлекаться в переживания привязанности, страха и гнева.

    В конечном счете, первостепенное значение имеет полное доверие по отношению к Богу, или Безличностной Реальности.



    Глава IV/18

    Тот, кто видит недеяние в деянии, и деяние в недеянии, является мудрейшим среди людей. Даже совершая то или иное действие, он пребывает в полном покое своего Высшего Я.


    Те, кто попали под влияние машины денег и власти, не находят радости ни в чем, кроме деятельности и изменений.

    Каждый раз, когда возникает возможность действовать, они ощущают потребность действовать: в своем неведении они не могут ничего с этим поделать.

    Они находятся в неумолимом движении, подобно той машине, частью которой они являются.

    Будучи пленниками феноменального мира, что еще они могут делать, как не подчиняться требованиям материи!

    Сердце же мудрого человека пребывает в покое.

    Как сказал один даосский мудрец:

    «Это зеркало небес и земли, это стекло, отражающее все сущее. Пустота, тишина, покой, безмолвие, недеяние — вот уровень неба и земли.
    Это совершенное Дао.
    Мудрецы находят здесь свое место отдохновения. Предаваясь отдыху, они пусты».

    Именно из пустоты мудреца возникает тишина, а из тишины — деяние, являющееся недеянием.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава IV/19

    Мудрецы утверждают, что воистину мудр тот, кто действует без желания и без стремления заполучить плоды своей деятельности. В этом случае действия не оказывают на него влияния, ибо они оказываются растворенными в мудрости Моих знаний.


    В этом стихе вновь подчеркивается важность деяния мудреца, являющегося настолько естественным, что кажется недеянием: на самом деле это деяние, которое есть недеяние.

    Даосский мудрец говорит об этом так:

    Человек, в котором Дао действует беспрепятственно, не наносит своими действиями вреда ни единому существу.
    Но он не знает о себе того, что является «добрым» и «мягким».

    Человек, в котором Дао действует беспрепятственно, не переживает по поводу собственных интересов, но он и не презирает тех, кто свои интересы лелеет.
    Он не стремится к тому, чтобы заработать много денег, но он не превозносит и бедность.

    Он следует своим путем, не полагаясь на других, но не гордится тем, что в одиночестве идет.



    Глава IV/24

    Брахман — это ритуал, Брахман — это подношение, Брахман — это тот, кто делает подношение огню, являющемуся Брахманом. Если в каждом действии человек видит Брахмана, то во истину он будет Брахманом поглощен.


    Этот стих индусские монахи читают перед едой в качестве молитвы, и под «огнем» здесь подразумевается огонь голода, джатхарагни.

    Метафора, используемая в данном стихе, подразумевает хорошо известный ритуал, описанный в Ведах — Йагну.

    Каждая Йагна содержит в себе четыре существенных фактора: 1) божество, к которому взывают и которому делают подношение; 2) огонь, в которое бросают подношение; 3)материал, из которого состоит подношение и, 4) человек, совершающий Йагну.

    Смысл чтения этого стиха в качестве молитвы перед едой заключается в том, что потребление пищи является необходимым процессом для всех существ, включая мудреца, который рассматривает действие употребления пищи как джнанайагну: и пища, и тот, кто ее принимает, и процесс переваривания — все это является модификациями Брахмана — подобно тому, как волны являются частью океана.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава V/5

    Мудрец, рассматривающий знание и действие как единое целое, обладает истинным пониманием: оба пути ведут к одной цели. Последователи Карма Йоги достигают свободы наравне с теми, кто стремится к знанию.


    В этом стихе Господь Кришна делает категорическое заявление, что ни Джнана Йога, ни Карма Йога (то есть ни путь знания, ни путь действия) не являются единственным путем к освобождению. Можно достичь цели, следуя любым из этих путей.

    Большинство ищущих желает знать, какой путь к освобождению является «лучшим».

    Это ошибочная идея, основанная на неверном представлении, что человек сам может выбирать себе путь. Факт же заключается в том, что никто не принимает решение становиться ищущим: человек становится на путь поиска по той причине, что это его судьба и что такова воля Бога.

    Природные характеристики организма тела-ума — над которыми никто не имеет контроля — определяют то, что будет целью поиска данного человека.

    Другими словами, именно воля Бога определяет, к чему человек будет стремиться — к деньгам и власти или к освобождению.

    Так что духовный ищущий не должен считать себя выше тех, кто стремится к обретению материальных вещей.

    Пройдем еще дальше: если сам поиск не является объектом выбора, как мы можем выбирать путь? Наша судьба и природные характеристики наших организмов тела-ума будут естественным образом диктовать нам выбор пути.

    Воля Бога направит нас к тому пути, которым нам предначертано следовать.
    Следовательно, ищущий должен испытывать огромное удовлетворение от осознания того, что все пути ведут к одной и той же цели.



    Глава V/8,9

    Мудрец, чье внимание полностью сконцентрировано на Брахмане, постоянно ощущает «я ничего не делаю». Он в совершенной степени утвердился в мысли, что чувства просто реагируют на объекты чувств — независимо от того, что он видит, слышит, обоняет, осязает и т. д.

    Что бы он ни делал — двигался, спал, дышал, говорил, опорожнял желудок или брал что-либо рукой, открывал и закрывал глаза — он знает, что он абсолютно ничего не делает.


    В этом стихе подчеркивается идея того, что существенной чертой Самореализации или Просветления является полное уничтожение ощущения себя исполнителем — какая бы деятельность не совершалась через данный организм тела-ума.

    Рамакришна Парамаханса говорит:

    «Тот, кто знает, что он является лишь инструментом в руках Господа, свободен от эгоистических желаний. Он понимает, что является лишь механизмом, с помощью которого Бог выполняет Свою работу. Такой человек не может никому причинить вреда. В нем больше нет яда эгоизма.

    Стальной нож становится золотым от прикосновения философского камня. Хотя его форма остается неизменной, для резки этот нож больше не годится.

    Подобным образом, и джнани сохраняет кажущуюся индивидуальность, но ни в нем, ни через него действия, основанные на неведении, больше не производятся».




    Глава V/15

    Вездесущий Господь не берет на заметку заслуги и пригрешения кого бы то ни было.

    То-что-есть всегда является совершенным. Свет Атмана затмевается тьмой иллюзии, и таким образом человеческие существа впадают в заблуждение.



    Этот стих разбивает в пух и прах концепцию того, что Бог сидит где-то на небесах, подсматривает за тем, что творится внизу и тщательно записывает каждый грех и каждый добродетельный поступок всех без исключения человеческих существ, чтобы в положенное время наказать или наградить их.

    Должно быть ясно, что такая концепция основана на полном неведении. И она не может овладеть мыслями человека, если он полностью убежден в том, что ни одно действие не может произойти без воли Бога.

    Если существует абсолютное принятие Божественной воли, личностная воля существовать не может, поэтому не может быть и никаких вопросов по поводу какого бы то ни было греха или добродетели.

    Данная концепция сразу порождает такой аргумент: если то, что я совершаю убийство, является волей Бога, почему я должен нести наказание?!

    Ответ изумительно прост: нет никакого «вы», которое может быть наказано или награждено; совершение убийства было волей Бога, а также судьбой данного человеческого организма, и то, что он понесет наказание за данное действие, также является волей Бога и судьбой этого организма.
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VI/6

    Воля и намерение человека — это единственный друг Атмана. Та же воля и то же намерение действует в качестве врага. Ибо когда человек обладает самоконтролем, его воля является другом Атмана. Та же воля человека, который не покорил свое низшее «я», действует в качестве врага.


    В этом стихе ясно говорится о том влиянии, которое ощущение себя исполнителем оказывает на психику индивидуума.

    Пока индивидуум считает, что он контролирует свою судьбу, что именно его свобода воли определяет его будущее в этом мире, его воля и намерение — его ум — будут оставаться его врагами.

    Тот же ум будет другом тому, кто искренне принимает тот факт, что преобладающей может быть только Божественная воля, что он сам является лишь инструментом в руках Бога.

    Это вопрос или полного отдавания себя Богу, или ощущения личного выбора и ответственности, ощущения себя исполнителем: первое — это знание, второе — неведение.




    Глава VI/30, 31

    Йогин, который видит Меня во всем и все — во Мне, никогда не забудет обо Мне, и Я никогда не буду потерян для него.

    Он вечно пребывает в единстве со Мной и поклоняется Мне как обитающему во всех живых существах. Такой Йогин всегда остается во Мне, каков бы ни был его образ жизни.



    Суть этого стиха заключается в том, что при всем видимом многообразии вселенной, все пребывает в единстве, и Йогин — мудрец — видит истину за кажущейся реальностью вселенной и таким образом становится единым с этой единственностью.

    Ноумен и феномен, потенциальная энергия и энергия, приведенная в движение, мысль и действие — все это на самом деле едино; дуальность присутствует лишь в феноменальности.

    Океан остается неизменным независимо от того, есть на его поверхности волны или нет. Это похоже на игру океана с волнами.

    Подобным образом и энергия переводит свою потенциальность в действительность феноменального мира, но по своей сути они не являются двумя различными вещами.

    Вследствие взрыва энергии любви Непроявленный Ноумен превращается в феноменальное проявление — в жизнь и существование, как мы их знаем — но по сути есть лишь Единственность.

    Когда эта любовная пьеса отыграна — когда энергия истощается — проявленные феноменальные объекты сливаются с непроявленным Ноуменом в единое целое.

    Как сказано в Бхагаватам:

    «Подобно тому, как паук плетет свою нить, вытягивая ее из собственного рта, играет с ней и затем вбирает обратно, так и вечно неизменный Господь, не имеющий формы и атрибутов и являющий собой абсолютное знание и абсолютное блаженство, творит всю эту вселенную из Себя, играет с ней какое-то время, а затем вновь вбирает в Себя».

    Тот, кто действительно видит Истину, приходит к постижению своей собственной природы как своего Высшего Я.
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VII/3

    Из многих тысяч людей, может быть, только один стремится к свободе. А из тех, кто стремится к свободе — и считает, что достиг успеха в этом — едва ли один познал Истину Моего Бытия во всей ее полноте.


    Без определенного уровня врожденной проницательности, данной Богом, так легко неправильно понять многие стихи Бхагавад Гиты.

    Таким образом этот стих можно истолковать неверно, будто Господь Кришна перекладывает ответственность за неудачу в постижении Высшего Я на индивидуального ищущего и приписывает неуспех его недостаточному упорству.

    Однако должно присутствовать осознание того факта, что к чему бы ищущий ни стремился, этот поиск происходит через индивидуальный человеческий организм в соответствии с данной Богом судьбой.

    Если кто-то стремится к обретению денег или власти, то это происходит потому, что Бог желает, чтобы он делал это. Если же человек стремится к духовности, то, опять же, это происходит только по Милости Бога.

    Этот стих нужно рассматривать как констатацию Господом Кришной того факта, что очень редко встречаются люди, которые стремятся к свободе и совершенству, и еще реже встречается тот, кто познал Истину во всей ее полноте.


    С другой стороны, Господь уже уверил (IV/10) ищущего в том, что

    «освободившись от похоти, страха гнева, погрузившись в Меня и найдя во мне единственное прибежище, закаленные и очищенные огнем мудрости, многие люди вошли в Мое Бытие».

    Факт заключается в том, что не каждый ищущий может стремиться к полному совершенству.

    Это вопрос Божественной Воли: все, что человек может сделать — это принять эту Божественную Волю и не позволить своему желанию свободы стать препятствием.

    Это значит, что в этом процессе достижения пробуждения ищущий должен отдать себя на Волю Бога. То, что он является ищущим, само по себе является Милостью Бога: отдайтесь этой Милости и оставьте все этой Воле.

    Подобным образом успокаивает ищущего и Рамана Махарши: «Твоя голова уже находится в пасти тигра, убежать невозможно». Зачем проявлять нетерпение?!
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VII/4, 5

    Моя природа (пракрити) состоит из восьми частей: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта и эго. Помни, что за всем этим находится Вечный принцип, являющийся источником жизни вселенной — Сознание, пребывающее во всех существах.


    Этот стих проводит различие между проявленной материальной вселенной и Вечным принципом, который лежит в основе этой вселенной и дает ей жизнь.

    Материальная вселенная представляет собой лишь внезапное, спонтанное, одновременное проявление в Сознании, порожденное самим же Сознанием: Сознание — это все, что на самом деле есть.

    В материальном проявленном мире человек представляет собой лишь один из объектов; по сути нет никакой разницы между структурой человеческого существа и неодушевленного объекта.

    Таким образом, индивидуальная обособленность человека в действительности представляет собой лишь миф.

    Следовательно, человеческое существо представляет собой лишь снящийся персонаж в этом снящемся мироздании — просто еще один объект — обладающий органами чувств, позволяющими ему воспринимать предметы, познавать и делать различие между тем, что он воспринимает.

    Если он видит безличностность во всем этом, понимает, что сам он является лишь еще одним объектом в проявленной вселенной, обладающим определенными способностями, такими как чувственное восприятие и интеллект, то это становится первым шагом на пути к постижению безличностности всего мироздания.

    В постижении безличностности проявленной вселенной заключено понимание того, что все, что представляет собой простую видимость, никак не может иметь собственного существования, что Сознание есть Вечный принцип, являющийся источником жизни всей этой вселенной.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VII/12, 13

    Знай, что все, принадлежащее состояниям саттвы, раджаса и тамаса, исходит из Меня: они содержится во Мне, но Я — не в них.

    Посредством ментальных состояний и умонастроений — являющихся выражением этих трех гун — весь мир вводится в заблуждение. Таким образом, мир не может познать Меня как то, чем я на самом деле являюсь: Всевышний и бессмертный, я стою в стороне от всего этого.



    Индивидуальный человеческий механизм тела-ума на самом деле есть не что иное, как индивидуальный рисунок динамической энергии.

    Это все, чем любой индивидуум является: энергией, вибрирующей и пульсирующей на невероятной скорости в виде определенного рисунка.

    И этот рисунок обладает качествами, которые характерны лишь для данного организма тела-ума.

    Нет двух людей, которые обладали бы одинаковыми характеристиками.

    Писания именуют такое сочетание характеристик дхармой, изначальной природой.

    В другом стихе Господь Кришна велит Арджуне действовать согласно своей изначальной природе: лучше следовать собственной дхарме, даже несовершенным образом, чем следовать в совершенстве чужой дхарме.

    Он добавляет, что следование чужой дхарме таит в себе духовную опасность.


    Арабский мудрец Монуаму говорит:

    «Познай, откуда берутся печаль и радость, любовь и ненависть, почему происходит пробуждение и засыпание, даже если человек не желает этого, почему человек влюбляется, даже не желая того — и если ты тщательно изучишь все эти явления, ты найдешь Бога в себе и в других, в атоме, ты найдешь в себе путь, ведущий за пределы тебя самого».
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VII/19

    Развив свою способность к различению на протяжении многих жизней, мудрец делает Меня своим прибежищем, зная, что Васудева (Брахман) — это все, что есть. Как же редко встречается такая великая душа!


    Мудрец Аштавакра говорит нам о том, что такое связанность и что такое освобождение.

    Вот его слова:

    «Связанность — это когда ум желает чего-либо или горюет о чем-то; освобождение — это когда ум не желает и не печалится, не принимает и не отвергает, не ощущает ни счастья, ни несчастья».

    Человеческий же ум, получивший образование и подвергшийся обусловленности, не способен осознать, что отсутствие желание включает в себя и желание знания своей собственно природы: желание означает не только хотение заполучить ту или иную вещь, оно включает в себя также желание обрести свободу от связанности.

    Где бы не возникало желание, там всегда присутствует индивидуальное «я», испытывающее это желание, и следовательно, пребывающее в «рабстве».


    Аштавакра также говорит:

    «Связанность — это когда ум испытывает привязанность к каким-либо чувственным переживаниям; освобождение — это когда ум отрешен от каких бы то ни было чувственных переживаниях».

    Ум — это «я», испытывающее привязанность к чувственным переживаниям.

    Как же возникает это «я», личностное отождествление?

    В процессе рождения проявленного мира и его функционирования — для того, чтобы эта Божественная игра или лила могла иметь место, чтобы могли возникнуть отношения любви и ненависти — Сознание (или Бог) отождествляется с каждым индивидуальным организмом и создает «я», которое и испытывает желание и печаль, привязываясь к всевозможным переживаниям.

    Когда происходит внезапное осознание того, что это «я» представляет собой лишь концепцию, которая на самом деле не существует, отождествление с организмом — принимающее форму обособленной сущности, исчезает.


    Господь Кришна говорит о том, что этот процесс создания «я» и его разрушения — что означает освобождение от рабства отождествления и привязанности — занимает много жизней.

    И наконец, происходит внезапное осознание того, что все, что есть — это Сознание, что все, что происходило, происходит и произойдет, является выражением воли Бога, а не результатом усилий несуществующего «я».

    Само это внезапное постижение, являющееся выражением Божественной воли в виде Милости Бога, означает просветление или пробуждение.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VIII/5

    Если во время смерти, оставляя свое тело, человек концентрирует свое сознание на Мне одном, он станет един со Мной — и в этом нет никакого сомнения.


    У даосского мудреца Хуан-По есть интересное высказывание, которое соотносится с контекстом данного стиха.

    Он говорит:

    «Если бы обычный человек перед смертью мог видеть пять элементов сознания как пустоту; четыре физических элемента как составные части „я“; истинный Ум как бесформенный, не появляющийся и не исчезающий; свою природу — как нечто не берущее свое начало в его рождении и не прекращающееся с его смертью, но как цельный и недвижимый в самих своих глубинах; свой Ум и окружающие объекты как Единое целое — если бы он действительно мог осуществить это, то получил бы просветление в мгновение ока.

    Он больше не был бы опутан Троичным Миром: он был бы тем, кто выходит за пределы мира…

    При виде величественного зрелища всех Будд, явившихся поприветствовать его и окруженных всякими диковинными вещами, он не испытывал бы желание приблизиться к ним.

    Узрев всевозможные ужасающие формы, окружающие его, он не ощущал бы страха. Он просто был бы самим собой, свободный от концептуальных мыслей и единый с абсолютом. Это является основополагающим принципом».
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава VIII/20, 21

    За проявленным и непроявленным находится Ноуменальное сознание, вечное и неизменное, не растворяющееся даже во время общего космического растворения.

    Это неподвластное уничтожению Непроявленное Сознание описывается как высшее состояние Бытия. Те, кто достигаю Его, не возвращаются обратно.



    Святой Джнанешвар в своей «Анубхавамрите» (Переживание Бессмертия) говорит об этом: о возникновении сознания — Я есть — из изначального состояния пленума, или чистой потенциальности, когда сознание не осознает себя.

    Лишь когда из изначального первичного состояния единственности возникает ощущение присутствия — Я есть — тогда сознание приходит в движение и порождает в пределах самого себя тотальность проявленного мира.

    Это движение сознания одновременно порождает концепцию знания, видьи (Я есть — ощущение безличностного присутствия), и неведения, авидьи (когда это безличностное сознание или ощущение присутствия отождествляется с каждым живым объектом, образуя обособленную сущность).

    Единственность потенциального пленума — Я-субъект — в процессе возникновения проявленной вселенной подвергается дихотомии и разделяется на субъект и объект, при этом каждый объект считает себя субъектом-наблюдателем в противовес всем другим наблюдаемым объектам.

    Именно это — отождествление в виде индивидуальной личности — и является концептуальной «связанностью» индивидуума как обособленной сущности.

    «Освобождение» заключается в постижении того, что нашей истинной природой является безличностное сознание (Я есть То; То есть Ты), а не индивидуальный организм тела-ума, с которым сознание себя отождествило.

    Когда происходит такое постижение — трансформация, или паравритти — псевдосубъект перестает быть объектом и освобождается от наложенных друг на друга противоположностей (субъект/объект); и посредством этой пустоты, или «ничего», псевдосубъект возвращается к изначальной субъективности, являющей собой потенциальный пленум.

    Джнанешвар объясняет, что Абсолют — Ноумен — Субъект не может быть объектом для самого себя или кого-то еще, ибо он представляет собой чистое бытие.

    Он есть извечный субъект — субстрат — который объективно проявляет себя, растягиваясь в концептуальном пространстве-времени с тем, чтобы стать воспринимаемым в виде феноменальных объектов.

    Эта тотальная потенциальность — Я-субъект — не может быть целью процесса познания, ибо в этом случае она была бы объектом.

    Глаз может видеть все, но он не может видеть самого себя!
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава IX/2, 4

    Это знание, выше которого нет ничего, это высшая тайна, дающая совершенную чистоту. Это знание дает истинную добродетель, и практика его относительно легка, но видимо оно лишь для глаза мистика.

    Так человек приходит к вечной Истине.
    Вся вселенная пронизана Мною в той извечной форме, которая не воспринимаема чувствами. Все существа пребывают во мне, но Я — не в них.



    В этом стихе Господь Кришна называет Адвайту высшим знанием, высшей тайной, с помощью которой человек приходит к главной, вечной Истине.

    Самоисследование является относительно легким методом, поскольку оно не требует формального выполнения какой-либо дисциплины в течение предписанного периода времени: постижение может произойти путем непосредственного переживания Высшего Я, и как только это непосредственное переживание происходит, ощущение себя исполнителем, «я» полностью и навсегда уничтожается.

    Этот высший метод является великим очищающим фактором, поскольку он не требует выполнения какой-либо строгой дисциплины и тем не менее способствует внутреннему очищению ищущего.

    Однако он доступен не для всех: постичь его может лишь мистик, тот, кто обладает восприимчивостью по отношению к этому учению. Те, кого природа наделила стремлением к обретению материальных благ или власти, не будут даже испытывать интерес к поиску своего Высшего Я.

    Таким образом, данное учение (о том, что вся вселенная пронизана Им в Его вечной непроявленной форме, неподвластной восприятию органами чувств) недоступно для тех, чья дхарама, комплекс природных характеристик, не позволяет открыться этому учению.

    Как выразился святой Джнанешвар, это учение будет доступно только тому, кто способен видеть свое лицо без помощи зеркала!

    Наконец, Господь Кришна говорит в этом стихе о том, что все существа пребывают в Нем, но Он — не в них.

    Одной этой фразой Господь Кришна дает описание принципов имманентности и трансцендентности.

    Все существа представляют собой часть отражения или проявленного выражения непроявленного: таким образом, непроявленное имманентно присутствует во всех существах, и в то же время находится вне пределов всего мироздания.

    Субстанция может существовать без тени, но тень не может существовать без субстанции: то есть субстанция имманентно присутствует в тени, и вместе с тем — находится вне ее пределов.
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава X/13

    Лишь тот из смертных, кто знает Меня как нерожденного, не имеющего начала, как Властителя вселенной, кто свободен от воздействия иллюзии, тот незапятнан никакими грехами.


    Под «тем, кто знает Меня» подразумевается не тот человек, который считает, что он верит в Бога, или в Безличностный Ноумен, имманентно присутствующий в проявленной вселенной и в то же время выходящий за его пределы.

    Это знание означает полное и глубочайшее постижение — абсолютную веру — в Бога, а не просто религиозную набожность.

    Такое глубокое постижение означает полную веру в то, что все, что бы ни происходило, является волей Бога, что ни одно человеческое существо не может иметь собственной свободы воли и быть хозяином своей судьбы.

    Это также означает принятие — полное принятие — всего того, что Бог совершает в Своей безграничной мудрости, без какого-либо оценивания с точки зрения наших собственных стандартов честной игры!

    Вы будете осуждать не организм тела-ума, через который было произведено действие Бога, вы будете осуждать самого Бога, если будете оценивать происходящее в мире по своим собственным стандартам.

    Рамакришна Парамаханса говорил:

    «Будьте абсолютно уверены, то есть полностью принимайте то, что вы являетесь механизмом, который управляется Богом, и тогда вы можете делать все, что вам хочется!»

    Ваши желания будут находиться в строгом соответствии с теми природными характеристиками, которыми Бог наделил ваш организм.

    Таким образом, что бы вы ни желали и что бы вы ни делали в тот или иной момент, обязательно должно быть частью действия Бога, независимо от того, что вы считаете это действие своим.

    Если вы действительно принимаете тот факт, что все действия являются действиями Бога, как вы можете вообще связывать себя с концепцией «греха»?

    Именно с этой точки зрения Господь Кришна говорит:

    «лишь тот из смертных (кто убежден в том, что все происходит в согласии с волей Бога) свободен от греха и заблуждения — заблуждения, вызываемого ощущением себя исполнителем».
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава X/10, 11

    Тем, кто всегда осознает присутствие своего Господа, кто постоянно и с глубокой преданностью служит Мне, тому я дарю Йогу различения, которая освещает путь, ведущий ко Мне, и направляет ищущего.

    Оказывая милость Своего сострадания, Я, обитающий в подверженных неведению сердцах, становлюсь светочем знания, рассеивая тьму невежества.



    Человеческому существу, природной склонностью которого является любовь к Богу и преданность — путь Бхакти — практически невозможно непосредственно постичь высшую тайну, о которой Господь Кришна говорит в стихе IX/2 как о главном методе очищения.

    В этих же двух стихах он говорит о том, что когда преданность ищущего достигает максимальной глубины — и когда остается только преданность и любовь к Богу, без малейших следов индивидуальности, тогда он наделяет его необходимой восприимчивостью — дарует ему Буддхи-Йогу, Йогу различения — которая приводит его к непосредственному переживанию Высшего Нетленного Я и которая является высшим очищающим методом, ведущим к полному уничтожению ощущения себя исполнителем.

    Даже сам тот факт, что человек становится ищущим, является Милостью Бога, и дальнейший успех на этом пути также определяется Божественной Милостью.

    Когда тьма неведения рассеивается под воздействием светоча знаний в виде Буддхи-Йоги, Йоги знания и различения, Высшее Я раскрывается во всей своей славе как Единое-без-второго, пронизывающее собой все сущее во всей своей полноте.

    Это событие высшего значения в полной мере является проявлением Божественной Милости, а не чем-то, что может быть достигнуто преданным посредством его собственных усилий.




    Глава X/20

    Я есть Атман, обитающий в сердце каждого смертного существа: Я их начало, их жизнь и их конец.

    Это центральная тема Бхагавад Гиты, и Господь Кришна особо подчеркивает это.
    Значение этого стиха является предельно ясным, и его можно с большим успехом использовать для медитации.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава XI/32, 33

    Я явился сюда в виде Времени, великого разрушителя всего живого. Воины, собравшиеся в две вражеские армии, противостоящие друг другу, погибнут — независимо от того, нанесешь ты удар или остановишь свою руку.

    Итак, встань и сражайся. Завоюй царство, богатство и славу. Будь же просто Моим орудием, которое приблизит их конец — они уже убиты Мной — о, искусный лучник.


    Все, что рождается или создается, должно умереть — это закон природы, и в этом процессе человеческие существа становятся видимой причиной и орудиями.

    В действительности, им ничего не остается, как быть просто орудиями, поскольку они не обладают свободой воли или выбора.

    В этом стихе Господь Кришна говорит Арджуне, что хотя Арджуна рассматривает себя как убивающего, а своих врагов — как тех, кого ему предстоит убить, на самом деле Он, в облике Времени, уже убил их.

    Арджуне нет нужды сокрушаться по этому поводу, а грусть его вызвана тем, что он ощущает себя исполнителем.

    И здесь Господь снова напоминает Арджуне о том, что он не может быть ничем иным, как орудием для осуществления того, что происходит как часть функционирования Тотальности.

    Исподволь Господь говорит Арджуне, чтобы он не задавался вопросами по поводу функционирования Тотальности, чтобы он наслаждался «царством, богатством и славой», что является его судьбой — не забывая при этом и о том, что он так же будет подвергнут разрушению и уничтожению по причине течения Времени.

    «Я есть время», говорит Кришна. То есть Время — это концепция, являющаяся частью концепции пространства и времени, которая возникает в Сознании вместе с проявленным мирозданием.

    Для того, чтобы произошло рождение этого мироздания, чтобы могли быть созданы объекты, должна присутствовать концепция пространства; Время же необходимо для того, чтобы могло происходить наблюдение этих проявленных объектов.

    Другими словами, Пространство-Время является необходимым атрибутом проявленного мироздания как такового.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава XII/12

    Концентрация, практикуемая человеком, обладающим способностью к различению, определенно превосходит механическое повторение ритуала или молитвы.

    Поглощенность Богом в течение дня — когда ты постоянно сохраняешь его в своем сердце — еще лучше, чем концентрация.

    Но превосходит все эти практики отречение — отказ от роли исполнителя и ожидания плодов своих действий — которое приносит мгновенный покой ума.



    Каждый ищущий рано или поздно начинает мучиться вопросом, какую духовную практику ему выбрать.

    Он не понимает, что на самом деле он не обладает свободой воли, чтобы он мог выбирать тот или иной путь: он должен обладать природной склонностью к определенной духовной дисциплине, иначе его усилия будут растрачены впустую.

    Однако вопрос насчет того, какая практика лучше, остается. Здесь Господь Кришна дает ответ.

    Может случиться так, что определенный подвижник, в силу различных причин и обстоятельств, способен лишь на то, чтобы в течение определенного времени повторять ритуал или молитву.

    Даже это, при данных условиях, довольно хорошо — лучше, чем вообще ничего — поскольку, как Господь Кришна подчеркнул в одном из предыдущих стихов, никакая духовная практика не может быть тщетной.

    Однако определенная концентрация ума лучше, чем механическое повторение.

    Лучше концентрации является поглощенность Богом в течение дня.

    «Поглощенность Богом» не подразумевает, что вся другая деятельность должна быть исключена, это было бы в высшей степени непрактично.

    Имеется в виду то, что вы должны сохранять Его в своем сердце постоянно — что означает истинную убежденность в том, что все, что есть, является Богом, или Тотальностью, и что именно эта высшая воля всегда является преобладающей.

    Однако, говорит Господь, отказ от ощущения себя исполнителем является самым важным фактором.

    До тех пор, пока сохраняется ощущение себя действующим лицом — «я выполняю практику повторения молитвы, я обращаюсь к Богу, я медитирую» — такая практика будет относиться к низшему уровню.

    Лишь тогда, когда присутствует глубочайшая убежденность в том, что все, что есть, является Сознанием — что лишь воля Бога является господствующей, и никакой личностной воли или усилия быть не может — тогда будет достигнут покой ума.
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Глава XIII/22, 23

    Высший Брахман — Пуруша — обитающий в теле, именуется также Наблюдателем. Он вызывает осуществление всех действий, санкционирует их, так сказать, испытывая все наши переживания. Он есть бесконечное Бытие, верховный Атман.

    Тот, кто имел непосредственное переживание этого Брахмана, Пуруши и постиг Его как Пракрити и гуны, не будет больше рожден, независимо от того, как он прожил эту жизнь.



    НОУМЕН и феноменальные объекты, непроявленное и проявленная вселенная, Шива и Шакти, Пуруша и Пракрити — это то, что можно назвать родителями вселенной, источником взаимосвязанных или полярных противоположностей: одно представляет собой тотальную потенциальность, второе — тотальность всего того, что воспринимаемо чувствами.

    Важный момент заключается в том, что они лишь кажутся различными, на самом же деле он включают в себя друг друга и, как таковые, на самом деле не являются чем-то различным.

    Они являются противоположными аспектами того, что осталось бы при их взаимном отрицании; это ТО, что предшествует процессу зарождения, или ТО, что предшествует возникновению Сознания.

    Уберите все видимые проявления, все, что воспринимаемо чувствами, все, что представляет собой реакцию в виде пристрастий и отвращения — и то, что останется, и будет чистой субъективностью без малейшего следа объективности.

    Как об этом сказал святой Джнанешвар, кроме этих двух, во вселенной больше ничего не существует; и пока Пуруша спит, Пракрити действует в этом мире, неся ответственность за функционирование мира — подобно тому, как домохозяйка принимает на себя ответственность за дом в отсутствие мужа.

    Однако муж знает обо всем, что происходит — в качестве Наблюдателя.

    Другими словами, вся множественность феноменальных объектов в этом мире не имеет собственного существования, ибо они являются лишь видимостью в пребывающем в движении Сознании.

    Когда это сознание в движении забывает свою тотальную, или безличностную природу (Пуруша пребывает в состоянии сна) и начинает отождествляться с каждым из множества живых объектов, эти объекты принимают на себя псевдосубъективность и ощущение себя исполнителем (а также ответственность за то, что происходит в мире).

    Далее Джнанешвар объясняет:

    «Эти двое — Шива и Шаки — находят единство в своей изначальной единственности и обретают двойственность — лишь ради возникновения концептуального мироздания.

    Эти двое становятся по отношению друг к другу субъектом и объектом, но оба в своей единственности представляют собой субъективность.

    Различие между Шивой и Шакти заключается лишь в имени и форме, они имеют одну и ту же сущностную „субстанцию“.

    Дуальность мира носит лишь концептуальный характер — подобно схожему запаху от двух цветов одного и того же растения, или той картине, которая предстает обоим глазам».

    Интересно вспомнить замечания Рамакришны Парамахансы по этому поводу:

    «Вселенная возникла в результате единения Пуруши и Пракрити. Глава семьи сидит себе где-то, погруженный в свои мысли. Хозяйка занята домашними делами, вникая во все подробности.

    Время от времени она знакомит своего мужа с тем, что происходит и при необходимости спрашивает его совета.

    Муж выражает свое одобрение и дает дальнейшие указания. Таким образом функционируют и Пуруша с Пракрити.

    Когда обретается глубокое понимание всего этого, говорит Господь Кришна, тогда процесс пробуждения оказывается завершенным, и новых жизней в дополнение к тому организму тела-ума, через который это окончательное пробуждение произошло, больше не требуется».

    Опять же, будет интересным привести в данном контексте следующие слова Рамакришны Парамахансы:

    «Когда необожженные горшки разбиваются, гончар делает из них новую посуду. Когда же разбивается горшок, который уже прошел процесс обжига в печи, его осколки больше не нужны.

    Так и жизнь, отмеченная неведением, требует своего продолжения (для дальнейшей обработки). Но для человека, чья Карма сожжена в огне знания, этот процесс завершен. Он входит в Абсолют».




    Глава XIII/29, 30, 31

    Тот является истинно видящим, кто воспринимает все действия, совершаемые организмами тела-ума, как происходящие по инициативе Пракрити. Он видит, что Атман не совершает действий.

    Тот, кто видит, что все многообразные существа пребывают в Едином, объединены Брахманом и исходят из одного лишь Брахмана, тот видит и самого Брахмана.

    Бесконечный Атман, не имеющий ни начала, ни конца, не подвержен никаким изменениям и разрушению. Поэтому, хотя Он обитает в теле (в виде жизненной силы), сам он ни действует, ни может быть запятнан этими действиями или их результатами.



    Эти стихи очень важны, но они объясняют сами себя и не нуждаются в комментариях.