Просветлённые о Смерти

Тема в разделе 'Тема смерти', создана пользователем Эриль, 8 окт 2019.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Подобно тому как сон — не конец жизни, но лишь освежающая пауза между двумя периодами активности, так и смерть — не конец, но часто лишь отдых в непроявленном состоянии, наступающий между двумя последовательными проявленными существованиями в разных телах.

    Свами Чинмаянанда
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Рождение и смерть в сравнении с Атманом

    Уддхава задал следующий вопрос:

    «Те, чей ум отвернулся от Господа, переселяются вновь и вновь, рождаясь в низших и высших формах жизни — таких как боги, животные и другие, — в соответствии с благими и дурными поступками, совершёнными в прошлых жизнях.

    Но как возможно это переселение для всепроникающего и единого «Я»? Как может вечная реальность рождаться и умирать? Прошу, объясни мне это!»

    Кришна начал своё объяснение.

    Ум человека (читта) является хранилищем всех впечатлений от прошлых действий. Чтобы человек мог испытать последствия своих прошлых поступков, к уму прикреплены пять органов чувств. Вместе это образует тонкое тело, которое и переселяется, переходя из одного физического тела в другое в соответствии с действиями, совершёнными в предыдущих рождениях.

    Атман же полностью отличен от тонкого тела. Он не приходит и не уходит.

    Однако, когда Атман отождествляет себя с тонким телом (Линга-шарира), возникает иллюзия, будто именно Атман переходит от рождения к рождению.

    Когда Джива (так называют Атман, отождествлённый с телом) принимает тело за своё собственное, это называется рождением.

    Подобно тому, как во сне Атман отождествляет себя со сновидческим телом, и сон кажется реальным, пока длится.

    Когда же по той или иной причине Джива забывает о теле, это называется смертью.

    Погружаясь в размышления о различных объектах мира, Джива полностью забывает о прошлом и своём прежнем теле — подобно тому, как во втором сне мы забываем о теле из первого.

    Каждая часть нашего тела непрерывно меняется, но поскольку это происходит постепенно, мы этого не осознаём. Таким образом, рождение и смерть на самом деле происходят каждое мгновение.

    На самом деле, даже заблуждающийся человек не рождается и не умирает.

    Всё это — иллюзия, подобно тому как огонь никогда не умирает по-настоящему: когда дрова разжигаются, кажется, что огонь рождается, а когда они сгорают — что он умирает.

    Весь этот мир, в котором «Я», как кажется, воспринимает различные объекты, столь же нереален, как и мир сновидений.

    Атман вечен и изначально свободен. Поэтому не следует искать наслаждения в объектах, воспринимаемых чувствами.

    Пока Джива продолжает размышлять об этих объектах, она не может вырваться из бесконечного цикла рождений и смертей.

    Необходимо понять, что всё многообразие видимого мира порождено невежеством относительно нашей истинной сущности. Подлинное освобождение обретается через самопознание.

    Свами Шантананда Пури "Суть Уддхава-Гиты"
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    У Бхагавана был опыт переживания смерти в течение нескольких минут. Но когда истинное различение возникает в вас, тот же самый процесс медленно начинается в вас, и это – вайрагья.

    Вы начинаете видеть, что повсюду бродит смерть. Так говорят Упанишады: смерть слоняется вокруг вас, в разных формах.

    Человек становится пробужден, он начинает видеть, что больше не может соблазнять себя какой-то поверхностной жизнью.

    Деньги не помогут ему. Здоровье не поможет ему. Ни родственники, ни друзья, ни его собственное тело. И все, что он знает, он забудет, он не может этого удержать.

    И тогда он ищет что-то, не сделанное из материи или мыслей. То, что вечно...

    Ночур Венкатараман
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Вся тапасья – это собрать эту пульсацию в теле, всю нервную систему, ум, эго - привести к совершенному ритму. И это требует всего нашего внимания, всей нашей бдительности.

    Если мы этого не сделаем, истинная самодостаточность, радость не случится.

    Интеллектуально вы можете быть убеждены, но перед вами остается время, всё время.

    А время – это смерть.

    Когда вы пробуждаетесь к факту, что в вас присутствует такой огромный провал, в котором нет пробужденности, нет медитативности, вы видите, что в этом самом интервале, на всей его протяженности, сидит Яма.

    Смерть сидит там.
    Везде, где есть что-либо иное, чем Бог.

    Вы можете включить всю свою логику, чтобы сказать что-нибудь вроде: «Я должен зарабатывать, я должен работать, чтобы жить, я должен выживать». Это и есть смерть.

    Как гласит «Пурана Вачана», вы не можете написать все эти сентименты Яме, потому что он не знает сострадания.

    .Яма не знает милосердия.

    «Yamah samyamatamaham», - говорит в «Гите» Бхагаван, «Яма – величайший контролер, дисциплинер». У него нет сострадания.

    «У него» означает «у времени».

    Простая логика такова: когда приходит смерть, вы не можете сказать: «Я освобожусь к двум». Вы не можете ей сказать: «Мне надо выдать замуж дочь».

    Вот почему говорится, что Яма немилосерден, бог смерти – не имеет сострадания.

    Если ты хочешь проснуться, просыпайся сейчас. Просыпайся сейчас, просыпайся сейчас, просыпайся сейчас.

    Каждый момент, каждый момент, каждый момент, каждый момент – поддерживай эту пульсацию пробужденной.

    Потому что ты пробудился к серьезности смерти. Это и есть жизнь Бхагавана [Раманы]. Опыт смерти.

    И тогда все это становится очень важным: нама-джапа очень важна, атма-вичара очень важна, одинаково важны любые простые вещи [в этом направлении].

    У свами Вивекананды есть такое высказывание: «Пусть немногие души живут для Бога, и только для Бога. И пусть весь мир убирается! Никаких компромиссов!»

    Если у вас есть вот такая сильная устремленность, то все будет очень простым.

    Но если вы говорите: «Я припасу тут у себя в кармане немножечко мира», - то вот именно это количество мира создаст для вас проблемы. Это секрет. Отречение – вот секрет.

    Тьяга – это не внешняя санньяса. Тьяга означает полностью, full time. Когда вы спите, вы ничего не можете поделать, но когда вы бодрствуете – никакой другой работы.

    В нашей деревне один старый человек заполнял анкету по какому-то случаю. Там была графа «род занятий», и он написал: «Ишвара вичарам». «Поклонение Господу».

    Никакой другой работы.


    Ночур Венкатараман
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В индуизме смерть — это одно из переживаний в жизни, когда тонкое тело решает навсегда покинуть своё нынешнее местопребывание в данной физической структуре.

    Оборудование ума-интеллекта, сохраняющее отдельное эгоцентричное представление о себе, продолжает своё существование, и его обычно называют «усопшей душой» или «предком».

    Эти «усопшие души» живут вместе в своём собственном мире, называемом «миром праотцов» (Питрилока).

    Свами Чинмаянанда
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    "ИЗ ВЛАСТЕЛИНОВ Я – ЯМА"
    (Бхагават Гита 10.29)

    «Яма» — это мифический Владыка Смерти, Главный Вестник Разрушителя.

    В Индии мы почитаем и грозное, печальное и трагическое, ибо для нас Бог — Основа как для хорошего, так и для плохого, для приятного и неприятного.

    Нас не удовлетворяет никакая теория компромисса, посредством которой мы отвергаем в Боге всякую связь с тем, что нам не нравится.

    Нравится нам это или нет, Принцип Смерти — это управляющий фактор, который контролирует и регулирует жизнь и в каждый момент готовит прогрессивное поле для творческого развития повсюду.

    Детство должно умереть, прежде чем юность сможет проявиться. Я должен покинуть школу, чтобы поступить в колледж. Шаг за шагом я должен умирать, чтобы родиться на следующем этапе.

    Сам по себе прогресс — это лишь частичная картина жизни; это лишь косоглазое видение тотальной динамики жизни. Каждому развитию предшествует предварительное разрушение.

    Уничтожение, таким образом способствующее позитивному прогрессу, называется «собственным творческим искусством Смерти».

    Ни одна новая вещь не может быт создана, если мы соответственно не уничтожим то, что существовало прежде.

    Мы приходим к этому утвердительному, но логическому выводу, когда достаточно усваиваем наблюдаемый физический закон мира, что «две вещи не могут оставаться в один и тот же период времени, занимая одно и то же пространство».

    Когда художник пишет цветок, он не только наносит краску на холст, чтобы изобразить свой предмет, но его творческое искусство — это постоянное уничтожение слоя краски, который ранее был нанесён на холст!

    Таким образом, когда жизнь рассматривается в её целостности, Принцип Смерти имеет не меньшее значение, чем сам Принцип Творения.

    Если бы Смерть не функционировала разумно почти с той же скоростью, что и Творение, в жизни произошёл бы неимоверный потоп вещей; и сама жизнь была бы задушена собственными масштабами и численностью.

    Если бы не было Смерти, пра-пра-прадед нашего пра-пра-прадеда мог бы до сих пор жить в нашей собственной двухкомнатной квартире!

    Даже при небольшом росте населения весь баланс и политический мир в мире рушатся. Что же произошло бы, если бы Смерть не служила нам так же искренне, как Творец?

    Действительно, из всех властителей Смерть — главный, и приведённая здесь аналогия незаменима и в высшей степени уместна.

    Свами Чинмаянанда
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Ум должен впитать Истину и научиться видеть Единство повсюду.

    Нигде нет множественности.
    Нигде нет раздельности.

    Тот, кто видит двойственность,
    падёт в глубины смерти.

    Тот, кто видит раздельность и живёт согласно этому пониманию, будет идти от смерти к смерти.

    Неведение своей истинной природы и отождествление с эго есть смерть.


    Ночур Венкатараман
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Можешь ли ты найти хоть одно чистое, приятное вещество во всем теле? Всё грязное! Кал, моча, слюна, желчь… да это тело какая-то кладовка, где держат самые грязные вещи!

    Однако ж, при том, что тело представляет собой столь отвратное хранилище, еще никто и никогда не чувствовал, что это он грязный, не так ли? В отношении себя не только отсутствует чувство, что ты грязен, но ещё и присутствует ясное чувство чистоты!

    Точно также, никто и не чувствует вовсе, что собирается умирать. Есть ощущение, что смерть – это вообще не про меня.

    Тело стареет с каждым днём; оно увядает. Человеку стукнет шестьдесят, семьдесят и вот уже восемьдесят лет, но он по-прежнему говорит: «Я в порядке!»

    Он не терпит разговоров о смерти – зачем заглядывать так далеко? А как его заденет, если кто-нибудь назовёт его старым!

    Вывод таков, что ты не являешься ни телом, ни органами, но ты есть бессмертное, неизменное, вечное, чистое фундаментальное состояния бытия Шивой.

    Ганпатрао Махарадж
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Я — ВСЕПОГЛОЩАЮЩАЯ СМЕРТЬ (БГ 10.34) — Смерть, великая уравнительница, повергает и скипетр, и корону до уровня нищенской чаши и посоха.

    Всякая существующая вещь сохраняет свою обособленность лишь в течение своей жизни, благодаря индивидуальным связям с другими вещами и существами.

    После смерти мудрый и глупец, добрый и злой, сильный и слабый, правитель и подданный — все обращаются в прах, уравненные в единообразии, которое не признаёт внутри себя никаких различий.

    Свами Чинмаянанда
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Всё это — игра Господа, Он создал всё. Эта игра разыгрывается на сцене сновидения, где ничто не реально.

    И всё же мы приходим в эту игру и, забыв о своём истинном наследии, думаем, что это наш дом, пока мы плачем, рыдаем и смеёмся друг с другом.

    Но когда наши кармические долги за эту жизнь выплачены, мы уходим, как посетители постоялого двора.

    Мы расстаёмся друг с другом после лишь краткого пребывания, не имея прочных отношений ни с кем вообще.

    Чаран Сингх
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нашим желаниям и страстям нет конца, и мы должны возвращаться в этот мир, чтобы исполнить их. Едва мы покидаем одно тело, как другое уже готово для нас. Мы едва избавились от одних оков, как на нас надевают новые, покрепче.

    Непрестанно нас погоняют невидимые ангелы Смерти. Какие только страдания мы не переживаем, какие пороги и водовороты не преодолеваем, какие удары могучих волн не принимаем, какие яростные бури и свирепые ураганы не выдерживаем. И каждое последующее звено в цепи нашей жизни прочнее предыдущего.

    Осознание обмана этой драмы приходит только тогда, когда мы просыпаемся — в момент нашей смерти.

    В тот миг, когда смерть смыкается над нами, всё в этом мире — друзья и родственники, богатство и имущество, имя и слава, каста и вероисповедание — остаётся позади.

    Только тогда мы понимаем, что наше время было потрачено впустую на иллюзию, на попытки присвоить то, что никогда не может стать нашим.

    Тем не менее, мы упорно принимаем эту иллюзию за конечную реальность. Мы продолжаем чувствовать себя несчастными и неудовлетворёнными, потому что наша душа, будучи отделённой от Отца, постоянно тоскует по своему Источнику.

    Святые постоянно говорят нам, что нет прочного мира и счастья вовне, в этом мире.

    Вместо того чтобы пытаться найти его снаружи, они говорят, что мы должны попытаться найти этот мир и счастье внутри себя.

    Не любовь к преходящему, а любовь к Вечному будет нашей истинной опорой, нашим истинным подкреплением, ибо только она принесёт нам прочный мир как здесь, так и в потустороннем.

    Чаран Сингх
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    28. СМЕРТЬ

    1427. СМЕРТЬ – В ЧЁМ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ?

    Ответ: Смерть – это неправильное название. Смерть можно рассмотреть с точки зрения жизни.

    Сама жизнь не знает смерти. Поэтому с точки зрения самой жизни смерть – это неправильное название.

    Никто никогда не испытывал смерти, и никто не может представить себе свою собственную смерть. По этой причине смерть – это неправильное название.

    Чтобы понять, что смерти нет, достаточно вспомнить так называемое состояние сна, в котором вы видите свою собственную смерть или смерть родственника. Но, пробудившись, вы понимаете, что и люди во сне, и их смерть были иллюзией. Точно так же следует рассматривать смерть в состоянии бодрствования.

    Таким образом, смерть – это неправильное название.



    340. КТО УМИРАЕТ?

    Тело и жизненный принцип — единственные две фундаментальные сущности, участвующие в перемене, называемой смертью.

    Из них «тело» всегда было мертвой и инертной материей и потому не может умереть снова. Жизненный принцип всегда неизменен, поэтому он тоже никогда не может умереть.

    Жизненный принцип не входит в состав тела. Вы говорите, что умираете. Откуда вы это знаете? Кто это знает? Вы не можете заметить ничего без свидетеля.

    Свидетель может быть только тогда, когда речь идет о чем-то известном. Но вы никогда не знаете смерти.

    Между двумя умственными активностями нет ничего известного, а значит, не может быть и свидетельствования.

    Что касается смерти, вы просто даете имя неизвестному и на время откладываете этот вопрос. Поэтому смерть — это неправильное название.



    793. КАК Я БЕССМЕРТЕН?

    Смерть происходит во времени. Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Они никак не влияют на принцип "Я". Поэтому с одной точки зрения можно сказать, что для принципа "Я" это вечное настоящее.

    Строго говоря, даже это неверно. Потому что время существует только в связи с кажущимся "Я". Деятельность кажущегося "Я" можно разделить на пять классов: действия, восприятия, мысли, чувства и знание. Какую из этих пяти функций вы предпочитаете?

    Если вы выберете любую из первых четырех, вы автоматически умрете после каждой такой функции. Но опыт показывает, что вы так не умираете.

    Поэтому вы должны быть последним - знающим, - который один продолжается через все деятельности и никогда не умирает.

    Вы знаете даже смерть. Поэтому вы превосходите и смерть.



    659. КАК ПЯТИЛЕТНИЙ МАЛЬЧИК ПОЗНАЛ СМЕРТЬ И БОГА

    Ананда, пятилетний мальчик, постоянно мучился мыслями и кошмарами о смерти, которая считается неизбежной.

    Гурунатан: Разве ты не был маленьким ребёнком несколько лет назад?

    Мальчик: Да. Да.

    Г: Где он сейчас?

    М: Он ушёл.

    Г: Куда? Ты можешь вернуть его?

    М: Нет. Нет. Это невозможно.

    Г: Значит, он умер. Не так ли?

    М: Нет. Но я здесь.

    Г: Я говорю о младенце, которым ты был когда-то. Он ушёл навсегда и никогда не сможет вернуться. Это то, что я называю смертью. Ты плакал, когда младенец исчез?

    М: Нет. Но до сих пор я этого не осознавал.

    Г: Точно так же и этот мальчик умрёт, и ты станешь юношей. Затем юноша тоже умрёт, и ты станешь стариком. Все эти смерти одна за другой ты принимаешь спокойно, не так ли?

    М: Да, конечно.

    Г: Тогда почему ты плачешь и боишься, когда умирает старик? Разве это не то же самое, как многие смерти, которые у тебя уже были?

    М: Да. Если это значение смерти, я больше не буду плакать или бояться её.

    Г: Почему ты не грустил, когда младенец в тебе умер? Потому что ты знал, что умирает только младенец, а ты не умираешь. Точно так же, умирает только старик в тебе. Ты знаешь, что никогда не умрёшь. Ты знаешь свои многие смерти с младенчества. Точно так же ты — знающий смерти своей старости.

    М: Да! Да! (С сияющим лицом.) Теперь я понимаю. Я больше никогда не буду бояться смерти.

    Г: Теперь ты бессмертен, Вечный. Это и есть Бог. Ты понимаешь меня?

    М: Да, Гурунатан.

    И мальчик поклонился, слёзы капали на стопы Гурунатана.



    737. ЧТО ТАКОЕ РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ?

    «Ничто» не может быть источником «чего-то» — «Я». Если «Я» рождено из «чего-то», это «что-то» все еще со мной.

    Значит, я никогда не рождался, и поэтому для меня (и для любого) нет смерти.

    Перестать бояться смерти можно только через твердое убеждение в чем-то прочном и постоянном внутри себя.



    530. СМЕРТЬ

    Смерть — это отделение грубого тела от тонкого тела или ума от тела. Поэтому «вы», как джива, умираете каждое мгновение.



    820. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СМЕРТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕМ?

    Не всегда. Смерть — это освобождение, если это окончательная смерть, то есть смерть всего объективного, включая даже самскары.

    Но обычная смерть — лишь частичная, являясь смертью только грубого тела. Это не более чем изменение и не заслуживает названия смерти.

    Настоящая смерть — это перенос вашего центра от эго к свидетелю.



    753. МОГУ ЛИ Я УМЕРЕТЬ С РАДОСТЬЮ?

    Конечно, можешь! В чем цель твоей жизни? Счастье. Если ты можешь обрести его здесь и сейчас, разве ты не умрешь с радостью? Не прекращая эту жизнь, а познав смерть. Именно так умирают все джнянины. Поэтому познай себя и превзойди смерть.

    Кришнаменон
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Маулана Рум:

    Умри, о друг, до своей смерти,
    Если желаешь ты жить.

    *

    Гуру Амар Дас:

    Тот, кто умирает при жизни
    И от смерти вновь приходит к жизни,
    Такой обретает спасение.

    *

    Шамс-и-Табриз:

    Каким благословением было бы,
    Если бы ты смог вывести свою душу из тела,
    И, оставив сей гроб позади,
    Взойти к небесам внутри.
    Если бы твоя душа покинула твоё тело,
    Ты был бы спасён от меча Смерти:
    Ты вошёл бы в Сад, не знающий осени.

    *

    Даду:

    Умри же, о Даду, прежде
    Чем гонцы смерти явятся;
    Что необычного в том, чтобы умирать
    Как умирают прочие?

    *

    Амар Дас:

    Весь мир боится смерти.
    Через милость Мастера,
    Тот, кто умирает при жизни,
    Постигает Божественный Порядок.
    О Нанак, кто такою смертью умрёт,
    Тот обретёт жизнь вечную.

    *

    Кабир:

    Весь мир продолжает умирать после смерти,
    Ибо никто не умирает настоящей смертью.
    Кабир умер смертью,
    Которая заставит его никогда больше не умирать.

    *

    Маулана Рум:

    О душа, воспрянь!
    Поднимись выше, пока смерть не настигла тебя,
    И узри царство вечного покоя и блаженства.

    *

    Амар Дас:

    О Нанак, тот, кто умер, чтобы жить,
    Его приход сюда плодотворен.

    *

    Палту:

    Все умирают; без исключения умирает весь мир,
    Но мало тех, кто знает, как умирать.
    Тот, кто умирает при жизни, о Палту,
    С лёгкостью пересекает океан мира.

    О Палту, умри ты до своей смерти.
    Всем предстоит умереть,
    Но побеждают смерть те,
    Кто умирает до своей смерти.

    *

    Кабир:

    Высоко то дерево,
    Плод его — в небесах внутри;
    Редка та птица, что вкусит его.
    Лишь тот съест тот плод, о Кабир,
    Кто умрёт при жизни.

    *

    Соами Джи:

    Нет иного пути, кроме Шабд, чтобы освободить себя от этого глиняного кувшина тела… Твоя Обитель там, где физического тела не существует — так почему же ты привязан к этому телу?

    *

    Гуру Нанака:

    Дом, который ты желаешь достичь после смерти,
    Обрети его через умирание при жизни.

    *

    Мауралана Рум:

    Пока ты не умрёшь при жизни,
    Как ты получишь истинную пользу?
    Поэтому умри и выйди из своего тела.
    О человек, ты умирал много раз,
    Но всё же остаёшься за завесой,
    Ибо метода истинного умирания
    Ты не познал.

    *

    Рам Дас:

    Я спросил благожелательного Сатгуру:
    «Как мне переплыть трудный океан, о Господи?»

    «Живи в Воле Сатгуру и умри при жизни.
    Умри при жизни, переплыви океан существования
    И слейся с Именем Гуру.
    Такой удачливый, благодаря преданности Истинному Имени,
    Достигает союза с Высшим Существом.»

    *

    Намдев:

    Через Слово, переданное Гуру,
    Я реализовал своё истинное «Я»,
    И, всё ещё живя,
    Научился умирать;
    Теперь у меня нет страха смерти.

    *

    Висоба Кечар:

    «Смерть мы превосходим, О Нама,
    Когда переживаем её при жизни».

    *

    Нанак:

    Если ты умрёшь при жизни, ты познаешь всё
    И испытаешь милость Господа внутри.
    Такой, о Нанак, обретёт истинное уважение
    И распознает Господа во всех существах.

    О Нанак, когда Господь милостив к кому-то,
    Он приводит его в контакт с Сатгуру;
    Такой человек, по милости Гуру,
    Умирает при жизни
    И больше никогда не сталкивается со смертью.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    "Люди любят спрашивать, что случится после смерти. Да ничего не случится! Почему ты думаешь обо всем этом? Прежде твоего существования ты думал о том, что придешь в этот мир и станешь кем-то: мужчиной, женщиной, русским, американцем или индийцем? Зачем мне думать о том, что случится после исчезновения этого мира?"

    Рамакант Махарадж
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Смерть – это лишь событие в состоянии бодрствования.

    Кришнаменон