(Махарадж говорит о себе) Тело охвачено старостью, моя миссия выполнена. Вы приходите сюда, и это хорошо, но моя миссия завершена. Моя душа на пороге ухода из этого тела. Я счастлив. Я аплодирую! (хлопая в ладоши) Мне хочется аплодировать, потому что я готов уйти. Я больше не «привязан» и не удерживаюсь кем-то или чем-то, нет больше никакой привязанности. Забвение — это благородное и высочайшее забвение — не наступит, пока все сомнения не будут изгнаны. Пока сомнения не искоренены, этот покой не воцарится.
Тело умирает. Что это значит? Просто мысль «я есть», эта концепция, исчезла. Ничего не случилось с тем, кто переживает это событие. Тот, кто знает, что имеет дело с концепцией и что она исчезнет, не испытывает ни рождения, ни счастья, ни несчастья, ни смерти. Нисаргадатта
Нисаргадатта М: Нам нужна смерть без страданий. Большинство великих мудрецов Индии умерли от рака. Здесь, около трёхсот лет назад, был мудрец по имени Тукарам. Он совершал бхаджаны, и в последний момент растворился в пустоте. Ни боли, ни тела, ничего. Всё, что он оставил, — это, вероятно, свои сандалии и свою ситар, этот струнный инструмент. Он просто испарился. Было ещё три или четыре таких мудреца в Индии, которые просто исчезли. Была также Мирабай; она растворилась в идоле. На юге был мудрец из Бенгалии. Он пришёл в Пури (город в штате Орисса) и тоже растворился в идоле; никаких останков. Так вот, я говорил, что это идеал; если бы они могли передать всем нам свою технику, мы были бы им безмерно благодарны. Духовность необходима, чтобы поддерживать себя в жизни. После того как вы понимаете, в чём дело, вы приходите к заключению, что смерть — это иллюзия. Джняни — это тот, кто пребывает в Абсолюте, кто есть не что иное, как Абсолют. Джняни, который понял и превзошёл это сознание, не желает продлевать жизнь индивидуального сознания. Он оставляет сознание его истинной природе, спонтанности; он не вмешивается. Никто не может сказать о джняни, что у него есть хоть какое-то родство: все могли бы быть частью его семьи или никто. Только джняни знает, что ничего нет, не будет и никогда не было. Для джняни индивидуальность была полностью устранена; есть только проявленное сознание, чего ему вполне достаточно. П: Он говорит, что он не отождествляется с этим. М: Джняни превзошёл индивидуальное сознание, хотя его связь с этим сознанием ещё есть. Это сознание, это ощущение «я есмь», представляет собой тотальность проявления, потому что оно не ограничено и не обусловлено телом как «индивидуумом».
Вимудхатма — заблудший. Тот, кто нечувствителен к присутствию Божественного, Атмана, отождествляет себя с ограниченным эго. Результатом этого заблуждения является хаос становления. Такой человек постоянно пытается быть тем или этим, пытается изменить природу, пытается что-то делать или не делать. В этом иллюзорном процессе он в полусне идет в логово смерти. Ночур Венкатараман
Махарадж: (Он только что получил лекарства от своего врача и список того, что можно и чего нельзя делать.) Я не беспокоюсь о поддержании этой жизненной силы, потому что какой бы ни была болезнь, она пришла не ко мне, а к этому ощущению существования. Отныне, эти делания и не-делания будут зависеть от того, чего хочет сделать эта жизненная сила. Я не буду принимать указаний от врача. Итак, что захочет сделать жизненная сила, то я и сделаю; и что захочет сделать ощущение существовать, то я и сделаю. Переводчик: Этот вопрос с лекарствами поднимается многими мудрецами, которые страдали от той же болезни, или, скорее, чьи тела от неё страдали. П: Самые известные, на мой взгляд, все болели раком: Рамакришна, Рамана Махарши и Нисаргадатта. Их преданные объясняли, что эти мудрецы приняли болезнь из-за кармы, которую они взяли на себя; это очень грубое объяснение. Придаёт ли Махарадж этому какое-либо значение? Это кажется ужасным бременем. М: Что касается меня, у меня нет никакого переживания какого-либо рождения. Только на определённом этапе мне рассказали, что эта (форма) родилась и что это был «я». Вот что мне рассказали; с чужих слов. Невежда хочет жить как можно дольше. Он хотел бы отодвинуть момент смерти как можно дальше. Но какую пользу может ожидать джняни, существуя в мире лишнюю минуту? Хорошо бы, чтобы дыхание (жизни) ушло тихо, без лишнего шума. Джняни – это тот принцип, который прогоняет жизненную силу и индивидуальное сознание. Поняв, что такое индивидуальное сознание и жизненная сила, я никогда ни у кого не спрашивал, правилен ли мой взгляд или нет. Как только вы поняли всё это, вам не нужно оставаться здесь дольше. Что до меня, поняв эту жизненную силу и индивидуальное сознание, я не испытываю интереса ни к тому, ни к другому. Люди приходили сюда, и я говорил. Почему я говорил? Потому что время жизни должно быть использовано. Даже это – простое развлечение. Надо же что-то делать; это отвлечение, чтобы провести время, жизнь. Это называют передачей знания, но что это за игра? Партия в карты, развлечение. Название – духовное знание, но это как партия в карты.
"...Как только вы поняли всё это, вам не нужно оставаться здесь дольше. Что до меня, поняв эту жизненную силу и индивидуальное сознание, я не испытываю интереса ни к тому, ни к другому. Люди приходили сюда, и я говорил. Почему я говорил? Потому что время жизни должно быть использовано. Даже это – простое развлечение. Надо же что-то делать; это отвлечение, чтобы провести время, жизнь. Это называют передачей знания, но что это за игра? Партия в карты, развлечение. Название – духовное знание, но это как партия в карты." ***** да, всё это пустое коротаем время как можется..,из серии))))
В момент смерти мысли о неудовлетворённых желаниях становятся причиной нового рождения. Человек, бредущий в джунглях мира материи в поисках быстро отцветающих удовольствий, расплачивается за материалистичные желания очередным воплощением. Тот же, кто освободился от желаний, обретает совершенство в Духе. Кришна советует посвятить всю свою жизнь, вплоть до момента смерти, достижению освобождения. Иисус уверяет: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон (больше не будет воплощаться)» (Откр 3:12). Чтобы сойти с карусели рождений и смертей, душе, прежде чем она оставит тело, необходимо освободиться от земных желаний и эгоизма. Если человек умирает, не обретя такой свободы, он будет вынужден опять родиться на земле. Жить в невежестве глупо и вредно. Такая жизнь чревата несказанными несчастьями; люди даже не подозревают, в какую бездну проблем их могут завести эго и неудовлетворённые мирские желания. Не оставляйте усилий. Не будьте нетерпеливы. Как только вы достигните цели, все ваши проблемы, скопившиеся на протяжении множества инкарнаций, мгновенно решатся — подобно тому, как свет, включённый в темной комнате, которая была заперта в течение многих недель, сразу же рассеивает мрак. Как только человек познает вкус высшего состояния воссоединённости с Духом, все его желания сразу же будут удовлетворены полностью и навсегда. После этого он уже не удовлетворится никакими меньшими наслаждениями — подобно тому, как человек, в распоряжении которого находится янтарный мед, совершенно равнодушен к прогорклой черной патоке. Парамханса Йогананда
Мы должны повторять себе, что мы не тело, но жизненная сила и сознание; и это наша природа. Чтобы знать это, не нужно практиковать; это здесь, это самоочевидный факт. Только после того, как это сознание сошло на меня, я становлюсь осведомлённым о различных видах потребностей, желаний, амбиций, счастья, несчастья, боли и благополучия; всё это следует за появлением сознания. До этого не было ничего. Мы приняли за себя само физическое здание, возведённое для защиты жизненной силы. В этом вся трудность. Если существует вневременное знание, это должно быть знание нашей истинной природы. Прийти к теоретическому знанию, что я есть Брахман, возможно только если я придерживаюсь гораздо более лёгкого и простого опыта — подружиться с самой этой жизненной силой. Когда говорят, что ты и есть жизненная сила, прогресс гораздо быстрее. Бывают падения, несчастные случаи; тела раздавливаются, бывают потери жизни и конечностей, но жизненная сила не затрагивается этим. Тот, кто создал этот мир и кто заботится о его функционировании, не мучается, ибо существует бесчисленное множество форм, которые постоянно создаются для работы жизненной силы. Так что если некоторые из них раздавливаются, создатель не беспокоится. (смех) Нисаргадатта
Недавно умер близкий родственник и партнёр. Эта личность, теперь считающаяся умершей, полезна ли она мне, полезен ли я ей и полезна ли она себе? Независимо от того, что люди говорят о смерти, что произошло? Внимательно изучите, что произошло, и с тех пор не привязывайтесь к этому человеку. Это пример чистого знания. Человек, который ушёл, независимо от того, что ушло, остались ли у него какие-либо воспоминания обо мне? Тогда почему я должен хранить воспоминания о нём или о том, что ушло? Нисаргадатта
49. Хотя рождение и смерть каждый миг одолевают тела, действуя с неумолимой скоростью времени, они никогда не наблюдаемы Атманом, как и в случае пламени огня¹. ¹Пламя подвержено переменам и колебаниям, но сам огонь (как принцип) – нет. Уддхава Гита (гл.2)
Для dehi, того, кто обитает в теле, нет смерти. А телу невозможно выжить. Тело ограничено временем, оно подвержено изменениям, и оно продолжает непрерывно меняться. Нет времени, когда тело бы не менялось. Поскольку оно постоянно меняется, его называют sharira или deha. Deha означает то, что будет кремировано, а sharira - то, что распадается, то, что будет зарыто. Выбор, таким образом, только между этими двумя! Тело всегда подвержено смерти и всегда умирает. Не то чтобы однажды оно умрет. Скорее, оно продолжает умирать все время. Вы не можете остановить это. А вот того, кто обитает в теле, невозможно уничтожить. Оба эти факта должны быть ясно поняты. Таким образом, нет никакой причины для скорби. То, что для скорби нет причин, - это видение писания. Свами Даянанда
Большинство считает, что у них важная работа. Что важно то, что они делают каждый день. В какой-то степени они, конечно, правы. Но однажды вам придется умереть. Будете ли вы обеспокоены своей работой, находясь на смертном ложе? Будете ли вы беспокоиться по поводу своей семьи, мира, политики или чего-то еще? Находясь на смертном ложе, вы будете полны страха. Потому что вы покидаете этот мир и все, что есть в нем. И вы отправляетесь неизвестно куда, в такое место, о котором вы никогда раньше не слышали. Вы понятия не имеете, куда вы отправляетесь, это что-то неизвестное для вас. Следовательно, в этот момент вы откажетесь от всех ваших хитростей, от всех ваших желаний, от всех ваших нужд. Зачем же ждать до тех пор? Почему бы вам не отказаться от этого прямо сейчас? Ибо, если вы откажетесь от этого прямо сейчас, то вы войдете в Реальность, где нет никакой двойственности: ни рождения, ни смерти, ни хорошего, ни плохого... Роберт Адамс
Секрет жизни состоит в том, чтобы «умереть до смерти» – и узнать, что смерти не существует. Экхарт Толле
Ученики часто спорили о том, что такое добро и что такое зло. Иногда ответ был очевиден, иногда нет. Если мастеру и случалось присутствовать при таких спорах, он не принимал в них никакого участия. Но однажды его все-таки спросили: - Правильно ли убить того, кто хочет убить меня, или неправильно. - Откуда мне знать? — прозвучал ответ. Ученики были шокированы. - Как же тогда отличить добро от зла? Мастер ответил: - Следует еще при жизни умереть для себя. Умереть полностью, тотально. А затем поступайте так, как считаете нужным. Все ваши действия будут правильными.
Незрелое общество боится смерти, но по мере развития его больше страшит не смерть, а новое рождение, ведущее к новой жизни в несовершенных условиях. Свами Чинмаянанда
Достигнув Меня, эти МАХАТМЫ (великие души) не возвращаются к рождению, которое есть обитель страданий и преходяще, достигнув Высшего Совершенства, ОСВОБОЖДЕНИЯ. (Бхагават Гита 8.15) Оценивая благо, обретаемое Совершенной Душой через осознание Высшего «Я», говорится, что «ДОСТИГНУВ МЕНЯ, ВЕЛИКОДУШНЫЕ БОЛЕЕ НЕ ПОДВЕРЖЕНЫ ПОВТОРНОМУ РОЖДЕНИЮ». Для философски мыслящего, перерождение — это отправная точка всех страданий и несовершенств. Кришна также говорит в стихе, что перерождение есть «ОБИТЕЛЬ СТРАДАНИЙ И ПРЕХОДЯЩЕ». В истории мысли Упанишад весьма примечательно то, как цель жизни, которая изначально рассматривалась как «состояние бессмертия» (Амритаттва), позже стала пониматься как «отсутствие повторного рождения» (На-пунар-джанма). Вначале стремлением искателя было положить конец неизбежному и самому ужасному из всех переживаний, именуемому «смерть». По мере углубления знания через верную оценку событий жизни, вскоре стало ясно для исследователей внутреннего мира, Риши, что смерть на самом деле не имеет никакой власти над теми, кто понял, что она есть не что иное, как одно из различных переживаний в жизни. Смерть никоим образом не может прервать непрерывность существования индивидуальности. Те неутомимые мыслители в логике своих размышлений пришли к заключению, что рождение было началом всех страданий, и поэтому целью жизни, если её вообще возможно достичь, должно быть «СОСТОЯНИЕ ОТСУТСТВИЯ ПОВТОРНЫХ РОЖДЕНИЙ». Сон о перерождениях и их судьбах принадлежит иллюзорному эго, которое есть не что иное, как Нерождённое Высшее «Я», отождествившееся со своими обманчивыми оболочками из материи. Электричество, ограниченное лампой, — это свет; когда лампа разбивается, свет, являющийся следствием, сливается со своей причиной — током, единым, без второго, везде одинаковым, освещающим все лампы в мире. Подобно этому, Высшее «Я», ограниченное данным умом и разумом, — это эго (Джива), которое страдает от перерождений, мук несовершенства, болезней, упадка и смерти. Эго вновь открывает, что оно есть ничто иное, как Высшее «Я», как только инструменты ума и разума успокоены. Тот, кто таким образом переживает Высшее «Я» как свою собственную истинную природу, осознаёт, что у него никогда не было никакой связи с инструментами чувств и понимания. Подобно тому, как пробудившийся человек больше не имеет связи со своей собственной женой и детьми из сна, эго завершает свой путь через тернистую тропу страданий и ограниченности, когда пробуждается к духовному познанию Высшего «Я». Таким великим душам более нет нужды проявляться на плане множественности, чтобы получать повторяющиеся удары скорби и страданий. Свами Чинмаянанда