Кто следует небу, следует Дао. Кто следует Дао, выпал из круга вещей. Смена жизни и смерти — не для него. Лао-цзы
“Свами, сказано, что Истинное Я (Атма) охватывает всё. Означает ли это, что Оно присутствует также и в мёртвом теле?” “Ого! Это то, что вы хотите узнать? — ответил Бхагаван. — А такой вопрос возник у мёртвого тела или у вас?” “У меня”, — сказал этот садху. Бхагаван: «Во время сна ставите ли вы вопрос о том, существуете вы или нет? Только после пробуждения вы говорите, что существуете. В состоянии сна Истинное Я тоже существует. На самом деле нет такой вещи как мёртвое или живое тело. То, которое не движется, мы называем мёртвым, а то, которое движется, мы именуем живым. В сновидениях вы видите любое число тел, живых и мёртвых, и они не существуют, когда вы просыпаетесь. Точно так же весь этот мир, одушевлённый и неодушевлённый, не существует. Смерть означает растворение эго, а рождение означает новое рождение эго. Имеются рождения и смерти, но они принадлежат эго; не Ваши. Вы существуете независимо от того, имеется ли чувство эго или нет. Вы есть его источник, но не само чувство эго. Освобождение (мукти) означает нахождение источника этих рождений и смертей и разрушение чувства эго до самих его корней. Это — Освобождение. Оно означает смерть с полным сознательным восприятием. Если человек умирает подобным образом, он одновременно снова рождается, и в том же месте, с Ахам спхураной, известной как “Ахам, Ахам (Я, Я)”. Человек, рождённый таким образом, не имеет любых сомнений». "Письма из Раманашрама"
Вопрос: Что происходит с индивидуальностью во время смерти? Ратан Лал: Даже при жизни нет никакой индивидуальности. Есть только понятие, концепция. Это тенденции или устремления ума. Движение этих тенденций, то есть отражённого Сознания, воспринимается невежественностью как само Сознание. Поэтому возникает ложное представление о делании. Истинное Я не задевается рассеянным светом ума, который проецирует свои скрытые тенденции как объекты, подобно как это происходит в театре теней. Этот спектакль по ошибке принимается за Реальность. Идентификация эго с Сознанием разрушается после реализации. Идентификация эго с телом исчезает при разрушении скрытых тенденций. Отождествление эго со свидетелем уходит в результате переживания Высшего Я. Некоторые люди имеют большую веру в мир, чем в Реальность Сознания. Они воображают, что Сознание зависимо от тела, в то время как истинно обратное. Нужно перестать рассматривать видимое как более реальное, чем его базис. Созерцайте Атму - Истинное Я - которое соответствует Солнцу, освещающему всё, несмотря на облака. Мысли приходят и уходят подобно облакам. Истинное Я остаётся. Вот ваша практика! Её кульминация - пребывание в Боге.
Вопрос: Куда отправляется душа после смерти тела? Пападжи: Вы думаете, что душа находится в теле, и эта предпосылка заставляет вас спрашивать, что происходит с ней, когда тело умирает. Я говорю: «Тело находится в душе». Если бы вы понимали это, вы бы не задали этот вопрос. Кришна говорит: «Все существа находятся во Мне, но я не в них». Все тела, все существа находятся в Я, но вы, похоже, думаете, что Я прячется где-то в теле и что со смертью тела душа уходит куда-то в другое место. Вопрос: Так что же такое смерть? Пападжи: Смерть – это идея, которая пугает вас, потому что вы отождествляете себя с телом, которое однажды исчезнет. Человек, задающий этот вопрос, думает, что он родился, и предполагает, что должен умереть. Если вы не отождествляете себя с телом, вы не умираете.
Ты есть Бытие, не «был», не «буду», а «Бытие». Ты — та Безвременность, куда смерть не может проникнуть, ибо где нет времени, там нет и смерти. Эта Безвременность — Сейчас, и Это есть Бытие. Пападжи