Душа - не человек, душа - не Бог, Душа - не Шива, не факир, не йог, Душа - не шейх, что рассуждает длинно, Нет у неё ни матери, ни сына. Кто ведает, когда придёт конец Той, чья обитель - бренный сей дворец? Душа - не нищий и не царь вселенной, Душа - не жрец и не супруг почтенный, Не плотник и не брахман, не аскет, Ни крови у неё, ни тела нет. Никто не видел жизнь её доныне, Никто не слышал о её кончине. Лишь тот о гибели её скорбит, Кто совесть потерял и всякий стыд. Когда к добру и правде путь обрёл я, То стал сильней, страх смерти поборол я. Душа, как на бумаге след чернил, Останется: я суть её открыл! Кабир
Пока вы ведете себя как тело, присутствует страх смерти, когда жизненное дыхание оставит тело навсегда. Если слова вашего Гуру не смогут пробудить вас, страх смерти останется. На самом деле нет никакой смерти, только забывание отождествления с телом. Махарадж
В: Теософия говорит о танхе, означающей жажду перерождения. Какова её причина? Махарши. Жажда родиться заново есть желание переродиться так, чтобы прекратить последующие рождения. В данное время дух является умирающим, его надо оживить так, чтобы после нынешней кажущейся смерти имело место такое рождение заново. Забывчивость вашей подлинной природы есть настоящая смерть; память о ней есть возрождение. Оно кладёт конец последующим рождениям. Вечная жизнь – ваша.
Быть истинным последователем Будды - значит быть наполненным покоем. Есть ли в глубоком сне счастье или несчастье? Погружаясь в состояние глубокого сна, вы чувствуете себя хорошо. Точно так же, когда вы узнаете, что вы такое, смерти не будет, вместо нее будет событие, наполненное радостью. Слово «смерть» означает только забывание о том, что вы некто. Это погружение в божественную субстанцию, которая и есть ваш настоящий дом. Вы должны познать Того, кто освещает оба состояния глубокого сна и бодрствования, а также является свидетелем их прихода и ухода. Махарадж
Махарши: В книге "Самореализация" написано, что в происшествии (у Черепашьей скалы, в 1912 году) я потерял сознание и появились симптомы смерти, тогда как на самом деле я всё время сохранял сознание. Я мог чувствовать остановку физического сердца и, равным образом, действие незатронутого Сердечного центра. Это состояние длилось около четверти часа.
«Субъективность», не имея никакого объективного существования, не может умереть — поскольку нет вещи, которая могла бы подвергнуться исчезновению, — как не может и родиться — поскольку нет вещи, способной обрести существование. Следовательно, «она» должна быть вечна (безвременна, за пределом концепции «времени»). Только объекты могут рождаться и умирать, только объекты могут восприниматься, только об объектах можно думать, только объекты можно вообразить, только объекты могут казаться существующими. И «существует» лишь видимость (феноменальность). На что бы ни указывало слово «субъективность», это не может быть воспринято, не потому что это что-то непознаваемое, а потому что «это» по определению вообще не «что-то». И, тем не менее, и неизбежно, «это» должно быть всем, что есть, и всем, что мы есть. Так что же это? Никакое не «что». Просто чистое феноменальное отсутствие, отсутствие которого и есть мы (ТО, что мы есть). Вэй у Вэй
Кто не хочет полного удовлетворения? Но оно невозможно, пока вы верите, что являетесь телом. Полное удовлетворение - естественный результат реализации своей истинной природы. Идея смерти сопровождает отождествление с телом. Когда присутствует отождествление с телом, страх смерти увеличивается день ото дня. Несведущий обеспокоен ложными концепциями прошлых и будущих рождений. С рождением истинного знания всем концепциям приходит конец. Вы можете освободиться от всех проблем, живя как сознание. Сознающий все не имеет начала и не является творением времени. Необходимо получить опыт своей истинной природы, которая не подвержена смерти. Вы должны так сильно верить в своего Гуру, что Его присутствие должно ощущаться внутри вас. Если вы его не чувствуете, вам придется столкнуться с печальной смертью. Вы должны развить в себе убежденность в Неизменном, без желания доказывать его. Вы должны реализовать истину слов Гуру.Тогда ужасная для всех смерть станет переживанием бессмертия для вас. Блаженство Мудреца, оставляющего тело, невозможно описать словами. Он истинный йогин, который реализовал Свою вечную природу. Если вы не тело, к чему придавать чрезмерное значение его сохранению? Пока вас отвлекает видимость, реализации не будет. Полная свобода - быть свободным от всех надежд и желаний хорошей жизни. Сознающий сознание не является сознанием. Для Сознающего ничто не остается тайной. Зачем нам жертвовать своей целостностью, проявляя слишком большой интерес к телу, которое когда-нибудь сгинет? Наше существование очень коротко, как времена года. Когда оно закончится, не останется никаких переживаний. Махарадж
В глубоком сне, в самадхи или после смерти происходит забывание своего существования. Эта потеря памяти совершенно естественна для всех человеческих существ. Поэтому нет никакого смысла в нашем страхе смерти, есть только постоянное забвение нашего существования. Махарадж
В: Я чувствую, как будто я почти там, но мне кажется, что меня ждет какое-то переживание смерти. Бывает ли переживание смерти в таких случаях? Пападжи: Когда капля дождя падает на землю, она боится. Это падение является переходным периодом. Капля дождя боится, что она пропадет. Она упадет и будет разрушена. Но когда она попадает в океан, этот страх исчезает, потому что капля дождя становится самим океаном. Страх придет. Этому не может быть никаких объяснений, кроме одного - эго, причиняющее беспокойство, чувствует, что оно умирает. По той причине, что мы так много лет отождествляли себя с этим эго, мы верим в то, что мы умираем. Когда мы действительно живем, мы свободны. Когда мы касаемся вечности, это переживание смерти является тотальной смертью. В мире каждый умирает только затем, чтобы возродиться. Поэтому, на самом деле, никто не умирает. Существует возможность действительной смерти эго, смерти невежества. После такой тотальной смерти эго не возродится снова. Вы становитесь вечными. Тотальная смерть - это никогда не возрождаться вновь! Когда вы становитесь вечным, избавившись от этого круга, тогда ваша смерть - это тотальная смерть. Некоторое время вы можете переживать страх, но затем придет потрясающее счастье.
Как-то я ехал на машине от Бангалора до моих рудников. Я остановился, чтобы залить немного воды в радиатор своего джипа. Я пошел к озеру и там увидел змею. Она схватила лягушку за одну ногу. Тем временем рядом пролетали какие-то мухи, и лягушка поедала этих мух. Я был удивлен. Что делать? Я мог бы взять палку и освободить лягушку. Но змея питается лягушками, а лягушка питается мухами. И в такой ситуации я наблюдал за этой драмой. Если я вытащу лягушку из пасти змеи, то тем самым я плохо обойдусь со змеей. Лягушка уже наполовину мертва и останется несчастной на всю свою жизнь. И я не могу спасти мух, поэтому я подумал, что будет лучше, если я исчезну отсюда и не стану вмешиваться в мировой порядок. Не беспокой ни одно существо, и тебя не будут беспокоить. Подобно лягушке с момента нашего рождения, с самого первого дня мы находимся во рту смерти. Каждую минуту она всасывает нас в себя. Миг, которым было вчера, уже закончился. Эта змея уже преуспела в нем. Один день нашей жизни прошел. Мы наслаждаемся разного рода удовольствиями и развлечениями, не зная, что наша плоть и кровь уже во рту змеи, которая не отпустит никого. Помните об этом - одна нога уже во рту змеи - и, возможно, вы уделите внимание чему-то еще. Только зная себя, мы можем избежать этой змеи, называемой смертью. Тогда вы узнаете, что вы не тело, и тогда смерть возьмет только тело, а не то, что пребывает в нем; пребывающее в нем вечно. Когда вы знаете, кто вы, смерть не может коснуться вас. Вы будете горевать о смерти этого тела не больше, чем вы печалитесь, когда снимаете свою кофту. Миллионы раз вы уже терпели эту смерть, поэтому сделайте это сейчас в последний раз. Устраните все, что вы со временем утратите. Устранить - это значит не отождествлять себя, не быть привязанным ко всему, что является тленным. Нет смысла пытаться сохранить его. Ваша жизнь станет очень ровной, когда у вас не останется мыслей. Пападжи
Как следует, никто не умирает. Всюду дурное возрождается опять. Но если я умру, то снова жить не буду, чтоб не пришлось мне снова умирать. Кабир
Разве надо горевать, если смерть вступила в дом? Надо, надо горевать лишь о том, что мы живём! Пусть умрёт весь мир, но я, твёрдо знаю, не умру, Ибо встретил я того, кто ведёт меня к добру, Но сияния добра в суете не видишь ты, Потому что обольщён бренным блеском суеты. Водочерпии стоят у колодца дней, их пять; Без верёвки тем глупцам хочется воды набрать. Но подумай - и поймёшь эту суету сует: водочерпиев здесь нет и колодца тоже нет! Кабир
Истина опасна! Опасна для всех тех людей, которые прожили жизнь в фантазиях, прекрасной лжи, красивых снах, утопии. Все эти люди воспринимают истину как врага, ведь она неизбежно пошатнёт всё, во что они верили и во имя чего жили. Истина - это смерть для всех возможных видов лжи, какой бы она утешительной ни была. Почему общество было против Сократа? Почему люди были столь нетерпимы к Мансуру? Почему ортодоксы, верующие, благочестивые были против Иисуса? Единственная вина этих людей: все они говорили о том, что невероятно беспокоило человеческий сон. Никому не нравится, когда его будят посреди прекрасного сна. А у людей нет ничего, кроме снов. Повсюду можно встретить торговцев снами, которые продают людям сны, эксплуатируют людей и ничего не отдают им взамен. Все религии до сегодняшнего дня были торговлей снами, эксплуатирующими человеческие слабости. Да, человек слаб. Каждый, кто родился, должен будет умереть. Истину смерти скрыть невозможно. Когда внезапно ты видишь голую правду, ты чувствуешь враждебность к человеку, который преподнёс тебе такой шокирующий подарок. Тебе хотелось бы верить, что это не так, но ты понимаешь, что это именно так и есть. Отсюда и гнев - иначе зачем было убивать Сократа, Иисуса и других? Да, ложь может быть удобной, очень комфортной. А правда в самом начале очень неудобна и не комфортна. Ложь всегда сладка в начале и горька в конце; правда горька вначале и сладка в конце. Ошо.
Человек силен, когда он неотделим от существования. Когда он от него отделен, то совершенно бессилен. Включенные в существование, вы обладаете безграничной силой, выключенные – ощущаете полную пустоту. К несчастью, миллионы людей выключены, а отсюда все страдания, чувство бессилия, ощущение пустоты и бесполезности. У каждого бывают моменты, когда жизнь кажется совершенно бестолковой. В ней, кажется, нет никакого смысла. Но мы продолжаем жить, потому что боимся совершить самоубийство. Мы боимся смерти. Жизнь, пусть даже пустая, кажется знакомой и привычной. Никто не знает, что произойдет в смерти и после смерти, поэтому лучше жить как-нибудь с надеждой на лучшее. Люди выключены, и в этом вся проблема. Религия означает искусство включения людей в существование. Тогда вы так полны силы, что она переливается через край. Вы можете поделиться ею, и она не иссякнет. В действительности, чем больше вы будете ее отдавать, тем больше она будет прибывать. – Ошо
Все наши страхи коренятся в великом страхе смерти. Смерть - это концепция. Смерти нет. Тело будет исчерпано, это неизбежно, но срок ваш не истечет. Вы бесформенны. Вы бессмертны. Когда вы познаете себя, воцарятся изобильный покой и счастье. И, самое главное, призрак смерти, который преследовал вас на протяжении всей вашей жизни, исчезнет раз и навсегда. Когда вы знаете, что вы не являетесь телом, когда вы знаете, что ваше Я вечно, что вы бессмертны, у вас больше не будет никаких трудностей с решением любых проблем, которые встанут на вашем пути. Рамакант Махарадж
Верить в смерть и умереть - великий грех. Истинное знание рождения Рамы избавляет вас от шока и неприятности смерти. Махарадж
Когда умирает тело, являющееся пространством сердца, по невежеству люди печалятся, ошибочно считая, что «это я умираю». Как при разрушении горшков и прочего пространство остается незатронутым, так когда умирают тела, пребывающее в телах Сознание всегда остается незатронутым. Чистое Сознание, Атман, тоньше тончайшего пространства и меньше наимельчайшей частицы. О Рама, оно есть восприятие самого себя, и оно не разрушимо, подобно пространству. Оно нигде, никогда и никак не рождается и не умирает. Только Брахман проявляется как иллюзия мира. Эта единая неподвижная реальность не имеет начала, середины или конца и не подвержена рождению и смерти. Зная это, будь счастлив. ЙВ
После смерти не останется ни родственников, ни друзей. Почему бы не обрести комфорт этого состояния прямо сейчас? Я поджарился без огня и поглотил сам себя. Махарадж
Смерть - просто концепция, которую нельзя убрать воображением. Вы должны освободиться от концептуализации. Махарадж