НАПОМИНАНИЕ ПОЗНАЮЩЕМУ, ЗАХВАЧЕННОМУ МЫСЛЯМИ Реализация своей истинной природы означает распознавание чистого «экрана сознания», независимо от постоянных изменений на нём. И значит, что для вас не должно быть различий между бодрствованием, сновидением и глубоким сном! А это, в свою очередь, зависит от того, на чём постоянно сфокусировано ваше внимание. Если оно сфокусировано на голом «экране» сознания, то с ним не происходит никаких изменений, с вами не происходит никаких изменений, потому что вы и есть этот «экран» до мыслей. От того, на чем сфокусирован ваш постоянный интерес, а значит и ваше внимание, зависит, умрёте вы или будете жить вечно. Чистый «экран» сознания предшествует мышлению; если ваше внимание не на мыслях, а на самом «экране», то вы не будете замечать их, как не замечаете болтовню на вокзале, когда ждёте объявления вашего рейса, или когда вы ждёте зелёный огонёк на переходе, не обращая внимания на несущиеся мимо вас машины. Если ваше внимание сфокусированно на мыслях, то помните, что вы умрёте. Лакшми
Смерть – это небрежение мудрыми, жизнь – пребывание в их обществе. Плодом нахождения подле них является обретение рая, освобождения и прочего. Йога Васиштхи
Этот психосоматический комплекс, что был рождён, будет наслаждаться и страдать в течение выделенного ему отрезка времени. Но если я знаю, что я не тот, кто переживает это всё, но я знающий его, тогда какое мне дело? Это всё предельно ясно. Я лишь наблюдаю как тело, ум и сознание смеются или страдают. В страдании тело может кричать, всё в порядке, пускай себе кричит. Если оно радуется, оно может посмеяться. Я же знаю, что это всё временные явления, и если тело захочет уйти, пусть уходит. Пока я говорю с вами, передаю знание, в то же самое время я испытываю нестерпимую боль, такую, что если бы она стала хоть чуточку сильней, я бы начал ныть. Но пусть она делает, что хочет, мне нет никакого дела до этого. До тех пор, пока вы не узнали, что же такое представляет собой это сознание, вы будете бояться смерти. Однако когда вы действительно поймёте чем является сознание, тогда страху больше нет места, и идея умирания также отпадёт. Это сознание связано временем, но знающий это сознание — вечный, он Абсолют. Нисаргадатта Махарадж
Важность этого человеческого тела Это человеческое тело было обретено после стольких трудностей. Только после того, как вы приняли 84 лакха (миллиона) рождений и служили человечеству, вы получили это рождение. Манго растёт на дереве и предлагается человеку. Тень, отбрасываемая деревом, полезна людям, равно как и древесина, которую оно даёт. Во многих отношениях, деревья и все виды живых существ стремятся служить человечеству, поскольку, все они "считают" человека - Богом. Это человеческое тело, заработанное тяжёлым трудом, было получено, и теперь для этого тела существуют два пути, которые могут быть приняты. Один из них - это путь освобождения (т.е. Самореализация), а другой путь ведёт Высшее «Я» через этот безконечный цикл рождений и смертей. Если затем достигается освобождение, человек становится "Богом богов". Но если этим пренебречь, тогда, это Высшее «Я» / параматма, снова попадает в этот цикл мирского существования, где ему пришлось пережить рождение за рождением, будучи лошадью, ослом, собакой, свиньёй и т. д. После обретения этого человеческого тела у вас остаётся единственная обязанность - стать Богом и тем самым, обрести Высшее Блаженство. Еда и сон являются общими для животных и людей, но Знание Себя возможно только в этом человеческом рождении. Таким образом, только Знание Себя отличает вас от остального животного царства, и поэтому, его следует обрести. В противном случае, это будет просто: «Он пришёл таким, каким ушёл», и это человеческое рождение будет потрачено зря. Поэтому, спросите себя: «Кто я? Откуда я пришёл? Зачем я пришёл сюда и куда я иду?» Если вы узнаете ответ на все эти вопросы, только тогда, вас можно будет назвать человеком. Не тратьте впустую это драгоценное человеческое тело, не зная этих вещей! Если однажды вы не получите что-то, что наполняет живот, это не потеря; для животных смыслы рождений были только в еде. Теперь, когда у вас есть это тело, используйте его не только для еды и обретите это знание Атмана! Выполняйте свои мирские дела, но используйте эту жизнь для обретения Знания Себя! Вы - это Высшее «Я», поэтому, не посвящайте эту жизнь только мирским делам! Это «Я», в котором отсутствуют мысли, приняло себя за тело и стало не лучше лошади. Но не используйте эту "лошадь" только для приобретения мирских объектов; будьте её всадником и достигнете Знания Себя! В противном случае, вы станете совсем как лошадь, и вас побьют. "Человечество" сядет на вас, и когда вы захотите пить, они дадут вам есть траву, а когда вы захотите поесть, они поставят перед вами воду. Раньше, это «Я» не обращало внимания на Святых и поэтому, превратилось в дживу, и ей пришлось выдержать столько избиений. Чему вы научились из всего этого? Посмотрите вокруг и посмотрите на это состояние пребывания в качестве дживы; слушайте, что говорят Святые, и используйте это тело, чтобы стать мудрыми. В этом мире, страдания встают перед вами, чтобы вы могли стать мудрыми. Поэтому, в этот самый момент пробудитесь!!! Пробудись!!! Но если вы слишком ленивы чтобы приобретать эти знания, то что тогда случится, скажите мне? Что ж, однажды вы зевнёте и с широко открытым ртом умрёте. Ваши миллионы безполезны для вас, когда вы умираете. И: ни ваши любимые, ни родственники, никто не сможет вас спасти. Единственной пользой от вашей жены, братьев и других людей – будет, оплакивать вас. Теперь поймите, что этот мир заинтересован только в получении и предоставлении удовольствий и ни в чём другом. Вы прилагаете столько усилий, чтобы хорошо есть и пить, но ничего не делаете для этого Абсолютного Достижения / парамартха. Из-за своей лени, вам наскучивают эти беседы и бхаджаны, а затем, когда вы возвращаетесь домой, что вы делаете? Только едите, спите и храпите - что-нибудь ещё? Здесь мы говорим о знании, которое освободит вас от этого цикла рождений и смертей, но вы плачете, как ребёнок, которому нужно принять горькое лекарство от своей матери. Я говорю о том, что избавит вас от этой болезни, называемой мирским существованием, и хотя вы стоите на виселице времени, вы всё равно не можете перестать смотреть на свои часы. Ценность этой человеческой жизни и сказанного слова просто не понята. Только в момент смерти вы придёте к пониманию. Если очень богатый человек умирает и есть доктор, который может заставить его прожить ещё пятнадцать минут и заставить его немного поговорить, то его родственники готовы потратить десятки тысяч рупий на эти пятнадцать минут и два-четыре слова. Теперь, просто подсчитайте, исходя из этого, насколько ценна эта жизнь, которую вы пропускаете в безполезных надеждах, планах и пустых разговорах. Тогда вы можете осознать, что эта драгоценная жизнь просто выброшена, если вы не приложите усилий, чтобы познать Себя! Сиддхарамешвар Махарадж - из бесед
Единственное, что горит в аду, это та часть вас, которая не может отпустить вашу жизнь - ваши воспоминания и привязанности. Сжигая их, вас не наказывают, но освобождают вашу душу. Если вы боитесь умирать и цепляетесь, вам покажется, что демоны отрывают вашу жизнь. Если же вы сохраняете спокойствие, тогда демоны - это поистине ангелы, освобождающие вас от земли. /Мейстер Экхарт/
По полу ползет муравей с крупинкой сахара на спине. Внезапно на него наступает человек и давит его. Конец. Мгновенная смерть. Мы находимся в той же ситуации, что и муравей, поскольку смерть может прийти в любой момент. Когда ты умираешь, ты ничего не можешь взять с собой, даже свой ум. Так почему бы не умереть для мира сейчас? Аннамалай Свами
Ты есть чистое Сознание, лишенное недостатков. Когда ты – истинное сияющее Сознание, вездесущее и вечное, откуда взяться счастью или страданию, о Рама? Откуда взяться рождению и смерти? У тебя нет родственников, почему ты печалишься о них? Какие родственники могут быть у Атмана, чистого Сознания, в котором нет ничего помимо самого себя? Это тело – только средоточие материальных частиц, меняющееся во времени и пространстве. Атман, Сознание, не появляется и не пропадает. Ты бессмертен. Почему тогда ты страдаешь оттого, что умрешь? Не существует разрушения в чистом бессмертном Сознании. Когда разбивается горшок, пространство в нем не пропадает; так же, когда прекращает существование тело, Сознание не умирает. Как не исчезает жар пустыни, когда в нем улетучивается мираж реки, так же не разрушается Сознание, когда гибнет тело. Почему у тебя возникает желание, являющееся бессмысленным заблуждением? Когда Сознание недвойственно, что еще оно может пожелать? Когда тело разорвано на куски, нераздельное Сознание не разрушается. Это так даже для того, кто не обладает совершенным знанием, и тем более это очевидно для имеющего понимание. Йога Васиштхи
Удовлетворение, которое приходит из внешнего мира, скоротечно. Оно полностью будет утеряно со смертью. Человеческая жизнь дана тебе с единственной целью осознать Я. Если ты умрешь, не осознав Я, твоя жизнь потрачена впустую. Смерть может прийти в любое время. Я тебе это говорю, для того чтобы ты осознавал свою смерть. Если ты постоянно будешь осознавать возможность того, что в любой момент можешь умереть, у тебя будет больше рвения. Попробуй развивать это осознание и посмотри, изменится ли от этого твоя садхана. Аннамалай Свами
Однажды Махарадж в ходе своей беседы объяснял присутствующим, почему смерть вызывает такой громадный ужас у среднего человека, в то время как для него это желанное переживание, поскольку оно означает освобождение от ограниченности, которую феномен тела естественным образом навязывает сознанию. Как только тело «умирает», проявленное сознание высвобождается, что подобно тому, как капля воды сливается с океаном. В этом месте Махарадж почувствовал, что у одного из посетителей возник вопрос. Махарадж взглянул на него и сказал: «Вы, кажется, хотите задать вопрос». Посетитель был слегка напуган, наверное потому, что он не успел сформулировать вопрос должным образом, чтобы прояснить те сомнения, которые возникли у него в уме. Тем не менее он начал говорить: «Махарадж, вы сказали, что во время смерти дыхание, жизненная сила, оставляет тело и смешивается с внешним воздухом; сознание также оставляет тело и сливается с безличностным сознанием, мертвое же тело так или иначе уничтожается. Ничего не остается от той конкретной физической формы, которая была создана и в положенное время разрушена. Если этот процесс одинаков и для человека, пребывающего в неведении, и для джняни, какая необходимость становиться джняни?» Ответ Махараджа был таков: «Когда вы говорите о человеке, пребывающем в неведении, и о джняни, о том, что пребывающий в неведении должен стать джняни, разве вы не подразумеваете существование независимого, автономного индивидуума, способного проявлять личную волю согласно своему выбору и решению? Если в том процессе, посредством которого феноменальная вселенная проявляется, место для таких независимых сущностей? Без какой основной концептуальной структуры проявление феноменального мира было бы невозможным? Если бы не было концепции «пространства», создающего объем, мог бы объект быть видимым в трех измерениях? А без другой концепции – «времени» – то есть без продолжительности, в которой объект может быть познан, могло бы это видимое проявление объекта быть воспринято? Итак, если структура, которую мы называем «пространство-время», сама по себе концептуальна, могут ли объекты, видимые в этой концептуальной структуре пространства-времени, какими и являются все человеческие существа, быть чем-то иным, нежели концептуальными, воображаемыми фантомами? Так что поймите глубоко и раз и навсегда, что никакой концептуальный объект, хотя и принимаемый ошибочно за обособленную сущность, не может иметь никакого независимого существования или личного волеизъявления. Никто не рождается, никто не умирает. То, что рождается, является лишь концепцией. Нет никакой сущности, которую нужно было бы освобождать. Непонимание этого факта и представляет собой рабство неведения; осознавание же его является свободой Истины. Запомните: истина – это абсолютное соответствие Реальности. Это непоколебимое знание истинной природы человека. Это полное отрицание «сущностности». Балсекар
В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал только об одном: что будет после смерти. Мастер только смеялся и ничего не отвечал. После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа. — Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, — ответил Мастер. — И все-таки — есть жизнь после смерти или нет? — упорствовал один из учеников. — Есть ли жизнь до смерти — вот в чем вопрос, — загадочно заметил Мастер.
Восприятие существовало всегда, до того, как возникло что-либо воспринимаемое. И только это восприятие, или назови его неусыпностью или осознанностью, есть то, что есть ты. До того, как утром тело просыпается и «я» заявляет о себе и констатирует: я есть это и должен то, — до того эта осознанность уже существует. И знаменитый вопрос «Кто я?» как раз направлен на то, что существует до того. До воспринимаемого. До «я». Так далеко он направлен. На эту тайну Бытия, которая непостижима. Но это есть ты. И возникает ли в этой дали естественная или искусственная смерть, не затрагивает то, что ты есть. Карл Ренц
Махарадж: «Само упоминание об этой болезни – раке – обычно повергает пациента в шок. Но моя реакция совершенно иная: кто болен? Безусловно, то, что было „рождено“, в положенное время „умрет“. Со временем материал, являющийся источником данного психосоматического механизма, износится и будет объявлен „мертвым“, сознание, пребывавшее в этом механизме, высвободится и сольется с имманентным всепроникающим сознанием. Как же насчет меня? Никогда никакого „я“ не было, никогда никакого „я“ не может быть. Я всегда присутствовал на абсолютном уровне. Мое относительное отсутствие будет моим абсолютным присутствием, а мгновение «смерти» будет мгновением высочайшего экстаза, последним чувственным восприятием психосоматического механизма.»
«Если бы вы могли осознать истинное положение дел, вы бы, подобно мне, не переживали по поводу жизни и смерти. В действительности между ними нет совсем никакой разницы. Разве вы не были „мертвы“, прежде чем вы родились? Что такое тьма, как не отсутствие света? Что такое „смерть“, как не отсутствие „жизни“, или что важнее – не является ли „жизнь“ лишь отсутствием „смерти“? „Жизнь“ начинается с образа в сознании, и когда этот образ прекращает существовать, мы называем это „смертью“. Страх смерти является производным от желания жить, желания увековечить свое отождествление с иллюзорной сущностью „я“, обособленной от „вы“. Те, кто знает реальность, знают также ложность „жизни“ и „смерти“. Махарадж
На самом деле не может быть никакого индивидуума, который бы рождался, жил и умирал. Есть лишь проявление, видимость в сознании, обычно известная как «рождение» – иллюзия в пространстве. Когда эта проявленная видимость проходит отведенный ей период времени и приближается к своему концу, происходит другая иллюзия во времени, известная как «умирание». То-чем-мы-являемся никогда не «рождается», никогда не «живет» и никогда не «умирает». Махарадж
Ты думаешь, что твоя жизнь бесконечна и что медитацию можно отложить на потом. С такого рода отношением ты умрешь, полный сожалений, а не покоя. Аннамалай Свами
Пока выполняешь какую-то работу, мысли свои на сто процентов удерживай на Я. Ты есть то, что о себе думаешь. Ты становишься тем, что думаешь. Если ты постоянно думаешь о Я, то им и станешь. Если ты живешь и умираешь с мыслями о работе и семье, то переродишься в том месте, где будет еще больше работы и семейных дел, чтобы о них волноваться. Аннамалай Свами
Вопрос: Что вы думаете о распространенном веровании в то, что последние мысли человека определяют его следующее рождение? Аннамалай: Богач, который был очень сильно вовлечен в мирские дела, умирает у себя в постели. Он зовет свою жену: «Где мой старший сын?» Та отвечает: «Он стоит рядом с тобой у изголовья кровати». Его жена знала, что ее муж умирает, и еще она занималась медитацией. «Не беспокойся о мирских делах в такой час, — посоветовала она. — Расслабься и мирно пребывай в Я. В такой момент это самое главное». У мужа на уме было другое. «Где мой средний сын?» — спросил он. «Он тоже стоит у твоей постели. Попробуй просто помолчать». «Тогда где же мой младший сын? — потребовал тот человек. — Мне нужно знать и про него тоже». «Он здесь в комнате, вместе с тобой. Все мы здесь вместе с тобой». «Кто же тогда присматривает за нашей лавочкой, если все собрались здесь?» — спросил умирающий и спустя несколько секунд отошел в мир иной. Так же и в жизни: проведешь ее в мирских мыслях, они и будут теми мыслями, которые наполняют твой ум в момент смерти. Но если твоя жизнь посвящена садхане, достижению внутреннего мира, тогда в момент смерти таковым и будет состояние, в котором ты умираешь.
Рамана Махарши: "Что с того, если кто-то умер? Что с того, если кто-то погиб? Умрите сами – погубите себя сами". В этом смысле после смерти человека страдания нет. Что подразумевается под такой смертью? Разрушение эго, хотя тело еще живет. Если эго сохраняется, то человек боится смерти. Такой человек оплакивает смерти других. Ему не надо будет этого делать, если он сам умрет раньше них (пробудившись от сновидения-эго, что соответствует убийству чувства эго). Опыт глубокого сна ясно учит, что счастье состоит в существовании без тела. Мудрец также подтверждает это, говоря об освобождении, наступающем после отказа от тела. Таким образом, мудрец ждет сбрасывания тела. Так же как рабочий, несущий тяжесть на голове, чтобы заработать деньги, не получает удовольствия от подобной поклажи и с облегчением и радостью сбрасывает ее, как только донесет до цели, так и мудрец несет свое тело, ожидая надлежащего и предопределенного момента, чтобы сбросить его.
Время и смерть — это одно и тоже, жить во времени значит жить в смерти. Как только исчезает время, исчезает смерть. В тот самый момент, когда время исчезает и часы вашего ума останавливаются, вы входите в мир вневременного, в мир вечного, в мир Абсолюта. Ошо
15. Откуда здесь взяться страданию, мучающему глупца? Однако твари и невежи рождаются только для того, чтобы страдать. 16. Невежественные глупцы рождаются, чтобы только умереть, они появляются беспрестанно, подобно пене на воде. 17. Видя, что каждый день повсюду убиваются огромные количества животных на бойнях, чему здесь печалиться? 18. Ветер убивает каждый день миллионы различных комаров и мошек, о чем здесь печалиться? 19. Повсюду в горах и лесах охотники охотятся на бесчисленное множество животных, о чем здесь печалиться? 20. В океане большие рыбы без жалости глотают стаи мелких рыб, чтобы удовлетворить свой голод, - о чем здесь печалиться? 21. Голодная стрекоза ловит крошечных насекомых и сама попадается в сети голодного паука, которого, в свою очередь, съедает оса. 22. Осу глотает лягушка, а лягушку - змея, за змеями охотятся птицы, а мангуст ловит и птиц, и змей. 23. Мангуст попадается кошке, а кошка - собаке; медведь охотится на домашних животных, и его самого убивает тигр. 24. Лев побеждает тигра, и льва пожирает восьминогий могучий зверь шарабха, который погибает, падая и разбиваясь о камни в попытке перепрыгнуть облако. 25. Ветер разгоняет облака, а горы останавливают ветер; молнии раскалывают горы, но сами повинуются Индре. 26. Индра создан Вишну, Вишну рождается как разные существа, которые стареют и умирают и проходят через состояния радости и печали. 27. Даже большие и умные существа - пища для мелких блох и вшей, живущих на их теле. 28. В толпе существ и элементов без конца одно поглощается и уничтожается другим, один ест другого и пытается спастись от третьего. 29. Самые разные существа, включая блох, вшей и муравьев, постоянно умирают и рождаются. 30. В океанах рождаются рыбы, киты, крокодилы и прочие водные обитатели; в земле появляются бесчисленные черви, многоножки и другие существа. 31. В небесах летают птицы и насекомые, в лесах бродят львы, тигры и олени. 32. В телах живых существ тоже живут разнообразные существа, и в деревьях - разнообразные жуки и черви. 33. В щелях камней живут черви, скорпионы и лягушки, и даже в навозе копошатся бесчисленные многоножки и личинки! 34. Ты можешь радоваться или печалиться, сопереживая этим бесчисленным существам, проходящим через бесконечные рождения и смерти. 35. К чему радоваться или печалиться о неизбежном вращении круга сансары с его бесконечными рождениями и разрушениями? 36. Миллионы существ рождаются и умирают, подобно тому, как на дереве во множестве вырастают и опадают листья. Йога Васиштхи