ПРИТЧА О МОЛОДОЙ ДУШЕ "У одной доброй, мудрой старушки спросили: — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его".
АЛМАЗ В КАРМАНЕ БУДДЫ В Лахоре, городе ювелиров, жил один профессиональный карманник. Однажды он увидел, что какой-то человек купил прекрасный бриллиант, которого он ждал долгие годы, бриллиант, который он просто был обязан заполучить. Поэтому карманник последовал за человеком, который купил бриллиант. Когда тот приобрёл билет на поезд до Мадраса, вор тоже взял билет до Мадраса. Они поехали в одном купе. Когда владелец бриллианта отправился в туалет, карманник обыскал всё купе. Когда человек уснул, вор продолжил поиски, но безуспешно. Наконец поезд прибыл в Мадрас, и человек, купивший бриллиант, оказался на платформе. В это время карманник подошёл к нему. — Простите, господин, — сказал он. — Я профессиональный вор. Я испробовал всё, но безуспешно. Вы прибыли, куда вам надо, и я вас больше не побеспокою. Но я просто не могу не спросить: куда вы спрятали бриллиант? Человек ответил: — Я видел, что ты следишь за тем, как я покупаю бриллиант. Когда ты оказался в поезде, мне стало ясно, что ты охотишься за ним. Я решил, что ты, должно быть, ушлый малый, и поначалу не мог придумать, куда положить бриллиант, чтобы ты не сумел его найти. Но, в конце концов, я спрятал его в твоём кармане. Бриллиант, который ищешь ты, находится рядом с тобой — ближе, чем твоё дыхание. Но ты обыскиваешь карманы Будды. Вытряхни всё из карманов своего ума. Ищи там, где нет расстояния и ничего не надо делать. Но для тебя это слишком просто.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ КРИЧАТ? (притча) Как-то раз Учитель спросил своих учеников: – Почему люди кричат, когда ссорятся? Один ученик ответил: – Потому что они злятся. – Но почему они кричат? – повторил Учитель. – Ведь они находятся рядом друг с другом. Сердиться, ругаться, ссориться можно и тихо. Ученики задумались, стали высказывать разные предположения, но ни одно из них не устроило Учителя, и наконец он объяснил сам: – Когда люди злятся и ссорятся, их сердца отдаляются. Люди чувствуют, что становятся далеки друг от друга, поэтому и кричат, пытаясь докричаться через разделившее их расстояние. Поэтому чем сильнее люди ссорятся, тем громче они кричат. - Вот почему влюбленные говорят тихо, – продолжил Учитель. – Их сердца, наоборот, сближаются, поэтому им достаточно говорить шепотом, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее их любовь, тем ближе они становятся, и в конце концов даже перешептывание им уже не нужно – они так близки, что понимают друг друга без слов. Всегда помните об этом, когда спорите, – не позволяйте своим сердцам все сильнее отдаляться, не произносите резких слов, увеличивающих расстояние между вами. Иначе придет день, когда это расстояние станет столь велико, что вы уже не сможете докричаться друг до друга и не найдете обратного пути для сближения.
Один представитель иного учения — вайдао преподнёс Будде две вазы с цветами. Будда сказал: «Оставь это!» Вайдао поставил одну из двух ваз, что были у него в руках. Будда снова сказал: «Оставь это!» Вайдао поставил другую вазу. Однако Будда вновь сказал: «Оставь это!» Вайдао, разжав ладони, промолвил: «Обе мои руки уже пусты, что же ты ещё просишь оставить?» Будда изрёк: «Я прошу тебя оставить не эти вазы, а все страсти и заботы, что несёшь ты в себе. Если оставишь их, то во все последующие времена будешь свободен от оков жизни и смерти».
Радость Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. Как только поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха и вдруг восхищённо закричал: — "Папа, видишь, все деревья идут назад!". Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были немного сконфужены тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге: — "Папа, видишь, озеро и животные...Облака едут вместе с поездом!". Пара смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека, в котором его отец, казалось, не находил ничего странного. Пошёл дождь, и капли дождя коснулись руки молодого человека. Он снова переполнился радостью и закрыл глаза. А потом закричал: — "Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?". Желая хоть чем-то помочь, пара, сидящая рядом, спросила пожилого мужчину: — "Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?" Пожилой мужчина ответил: — "Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл глаза..."
Притча об обиде с глубоким смыслом Ученик спросил учителя: — Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. — И это всё? — недоумённо спросил ученик. — Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил: — То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Однажды к Будде пришёл человек и коснувшись его ног, спросил: — Есть ли Бог? Будда посмотрел на него и сказал: — Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый: тупой и упрямый, сколько её ни бей, она всё равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий: этих лошадей не нужно бить. Просто показываешь им хлыст и этого достаточно. Ещё существует четвертый тип лошадей, очень редкий: им достаточно и тени хлыста. Говоря всё это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой. При этом присутствовал Ананда, и что-то внутри него стало протестовать. Он решил: "Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях." Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание. Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах. Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии ещё час. Лицо его было умиротворённым и светлым. Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушёл. Когда он вышел, Ананда воcкликнул: — Для меня это непонятно, он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание, как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания. Какое единение, какое умиротворение. Что было передано? Почему он так благодарил тебя? Будда ответил: — Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном, но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он — редкий человек, ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о Высшем говорить нельзя, о нём можно только молчать; и в этом молчании Оно познаётся. Это трансцендентный опыт, и он находится за пределами ума.
Жил в Тобольске один юродивый, звали его, если правильно помню, Григорий. Ходил он в рваной одежде и зимой и летом. Однажды сердобольные люди подарили ему новые штаны. Григорий, не долго думая, надорвал их посередине и надел. Идёт, а через дырку голый зад сверкает. У Григория был замечательный голос и он очень любил петь в храме на клиросе. Один раз на службе он подпевал хору семинаристов, заглядывая в ноты, переходил с места на место, а зад голый так сверкает через дыру в штанах. Сзади стояла монахиня и всё это наблюдала. Терпела, терпела и говорит Григорию: "Григорий, как тебе не стыдно, с голым задом в храм Божий пришёл". Григорий оборачивается и серьёзно так говорит: "Посмотри, какие иконы, какая роспись, какая красота, а ты, дура, куда смотришь!"
Попал человек в рай. Смотрит, а там все люди ходят радостные, счастливые, открытые, доброжелательные. А вокруг всё как в обычной жизни. Походил он, погулял, понравилось. И говорит архангелу: — А можно посмотреть, что такое ад? Хоть одним глазком! — Хорошо, пойдём, покажу. Приходят они в ад. Человек смотрит, а там вроде бы на первый взгляд всё так же как в раю: та же обычная жизнь, только люди все злые, обиженные, видно, что плохо им тут. Он спрашивает у архангела: — Тут же всё вроде так же, как и в раю! Почему они все такие недовольные? — А потому что они думают, что в раю лучше.
Моя дхарма слишком дорого стоит Однажды к Дзэн-Мастеру Хиянг Бонгу пришел ученик и сказал: «Мастер, научите меня, пожалуйста, Дхарме». Хиянг Бонг ответил: «Извините, но моя Дхарма очень дорога». — Сколько она стоит. — Сколько вы можете заплатить? Ученик сунул руку в карман, вытащил несколько монет и сказал: «Это все мои деньги». — Даже, если вы предложите мне кучу золота, величиной с гору, — сказал Хиянг Бонг, — моя Дхарма все же будет слишком дорога. Поэтому ученик ушел практиковать Дзэн. После нескольких месяцев усердной тренировки он вернулся к Хиянг Бонгу. — Мастер! Я отдам вам всю свою жизнь, я сделаю для вас все, я буду вашим рабом — сказал он — Пожалуйста, учите меня. — Даже если бы вы предложили мне 1000 жизней, моя Дхарма все же стоила бы слишком дорого. Отверженный ученик ушел опять. Еще через несколько месяцев усердной тренировки он вернулся и сказал: «Я дам вам свой ум. Теперь вы будете меня учить?» Хиянг Бонг сказал: «Ваш ум — это сосуд с вонючими отбросами. Мне он не нужен. И даже, если бы вы предложили мне 10000 умов, моя Дхарма все же стоила бы слишком дорого». Опять ученик ушел, чтобы заниматься усердной тренировкой. Через некоторое время он пришел к пониманию, что вся вселенная пуста. Поэтому он вернулся к Мастеру и сказал: «Теперь я понимаю, как дорога ваша Дхарма». Хиянг Бонг сказал: «Сколько же она стоит?» Ученик закричал: «КАТЦ!!!» Хиянг Бонг сказал: «Нет, она дороже». На этот раз ученик, уйдя, был в полном смущении и глубоком отчаянии. Он поклялся не видеть Мастера вновь до тех пор, пока не достигнет высшего пробуждения. Со временем такой день пришел, и он вернулся. «Мастер, теперь я действительно понимаю: небо синее, трава зеленая». «Нет, нет, нет, — сказал Хиянг Бонг — моя Дхарма даже еще дороже этого». Тут ученик разозлился. «Я уже понял, мне не нужна ваша Дхарма, вы можете запихать ее себе в задницу!» Хиянг Бонг засмеялся. Это еще больше разозлило ученика. Он резко повернулся и бросился из комнаты. Когда он уже выходил через дверь, Хиянг Бонг позвал его: «Подожди минуточку!» Ученик повернул голову. «Не потеряй мою Дхарму», — сказал Хиянг Бонг. Услышав эти слова, ученик просветлел. Посыпание Будды пеплом
Притча об осле В старой индийской деревне прачка ( тот, кто работает сборщиком грязного белья в деревне и ходит к реке, чтобы постирать, высушить, сложить и принести обратно, чтобы заработать на жизнь) однажды забыл веревку, которой он обычно привязывает своего осла, на котором он перевозит всю свою одежду. Он дошел до реки и уже у реки он начал причитать и жаловаться на несправедливую жизнь не понимая как же привязать животное, чтобы оно не убежало. Он был в большом затруднении и чуть не плача собирался идти назад, но мимо проходил мудрец, который спросил его, в чем проблема, и человек объяснил ему свою проблему. Мудрец сказал ему: "Ничего страшного, покажи ослу, будто ты привязал его воображаемой веревкой, и проблема будет решена". Человек сделал то, что сказал ему мудрец, и, конечно, когда осел почувствовал, что его привязали, все наладилось. Осел ходил вокруг дерева на том же расстоянии что и обычно, когда был привязанным, не делая никаких попыток убежать, и пребывая в полной уверенности что его точно привязали. Закончив свою работу, мужчина нагрузил осла чистой одеждой и попросил идти его обратно в деревню, но осел не двинулся с места. Ведь он до сих пор был совершенно уверен в том, что он был привязан. Это по сути и называется “наложением”. Осел не был связан ничем но ему представлялось обратное и он действовал исходя из ложных представлений. Человек пошел к тому же мудрецу, который жил неподалеку, и объяснил ему новое затруднение. Осел упирался и не хотел никуда идти. Мудрец выслушал его и сказал ему следующее: "Так же как ты изобразил что привязываешь его точно так же теперь покажи, что ты будто бы отвязываешь его, и он увидев это подумает что его отвязали". Мойщик вернулся к ослу и сделал то, что ему было велено, притворившись, что отвязывает осла. Осел встрепенулся и пошел по дороге. Теперь он стал отвязанным и больше его ничего не удерживало. Это называется снятием наложения. Именно так ведут себя человеческие существа, веря в несуществующие условия, в религии, политику и т.д., которые накладывались друг на друга на протяжении всей истории. Принятие решения остановиться на основе знания и анализа этих несуществующих условий и снять гипноз, чтобы показать, что мы не связаны и способны освободиться, называется снятием наложения. Ведантическая Притча
Какие люди живут в этом городе? Мудрец и ученик сидели у ворот своего города. К городу подошёл путник и спросил: — Что за люди живут в этом городе? — А кто живёт там, откуда ты пришёл? — спросил мудрец. — Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. — Здесь то же самое, — ответил мудрец. Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. — А кто живёт там, откуда ты пришёл? — спросил мудрец. — Прекрасные люди, добрые и отзывчивые. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться, — ответил путник. — Здесь ты найдёшь таких же, — сказал мудрец. — Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди? — спросил мудреца ученик. — Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему мудрец. — Просто каждый находит только то, что умеет искать.
Мудрая притча «Раненый дважды» Моу, сын царя Вэй, пошёл к мудрецу Чжуан-цзы за советом. — Вот я стою здесь с тобой, — начал он, — и смотрю на море, на то, как волны разбиваются о камень. Тело моё здесь, но сердцем я далеко отсюда, у городских башен царства Вэй. Как же мне быть? — Цени жизнь, — ответил Чжуан-цзы. — Тот, кто ценит жизнь, презирает выгоду. — Это я знаю, — сказал царевич. — Но я не могу себя побороть. — Если не можешь побороть себя, тогда живи как живётся и не насилуй дух, — сказал Чжуан-цзы. — Не уметь себя побороть и притом насильно себя удерживать означает «быть раненным дважды». А тот, кто «ранен дважды», долго не проживёт.
Одного пустынника монахи выбрали игуменом в своём монастыре. Он долго отказывался, но они настояли. Тогда он подумал: «А я и не знал, что достоин. Верно, есть что-нибудь во мне хорошее!». В этот момент явился ему ангел и говорит: «Монах, что ты возносишься? Там в этом монастыре люди много грешили, и заслужили суровое наказание. Вот потому ты и был выбран, что хуже игумена не найти.
Измени голос Голубка увидела в роще сову и спросила: — Откуда ты, сова? — Я жила на востоке, а теперь лечу на запад. Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила: — А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края? — Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос. — Напрасно ты покинула родные края. Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья. Китайская притча
Мудрая притча «Противоречие» К дзэнскому мастеру пришёл ученик и спросил: — Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о кармах, что всё это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого ещё не было? Мастер повёл его в сад и сказал: — Вот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!
Кельоглан и старик Старик спрашивает Кельоглана: — Скажи, почему ты всё время улыбаешься? Кельоглан отвечает: — Потому что жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на уныние! Старик подумал и сказал: — Тогда почему ты постоянно жалуешься на всё? Кельоглан: — Потому что жизнь слишком длинная, чтобы терпеть это молча!
О ЖЕЛАНИЯХ Лошадь и верблюд В прежние времена Лошадь, обращаясь к солнцу, говорила: — О, щедрое солнце, дающее всему живому жизнь! Меня называют одним из самых красивых животных. Однако, думаю, кое-что в моём теле можно сделать ещё прекраснее. — И что же? — спросило, улыбаясь, солнце. — Если бы мои ноги стали ещё длиннее и стройнее, а моя шея стала такой же длинной, как у лебедя, это бы ещё бы больше украсило меня. Если бы моя грудь была пошире, я бы стала сильнее, а для того, чтобы всегда возить на спине людей, не помешало бы неснимающееся седло на спине. — Ну что ж, — весело ответило солнце, — будь по-твоему. — И опустило на землю верблюда. — Вот животное, сделанное точно по твоему описанию. У него длинные ноги, вытянутая, как у лебедя, шея, широкая грудь и готовое седло. Ну как? Ты хочешь стать такой же? – Н-н-нет! — заикаясь от испуга, сказала лошадь. С того дня и появились на земле верблюды. Казахская притча