Монах Зуиган начинал каждое утро с того, что окликал себя: - Мастер, ты здесь? И отвечал: - Да, господин! - Протрезвись! - говорил он себе чуть позже. И отвечал: - Да, господин, я сделаю это. Потом добавлял: - А теперь будь внимателен. Не позволяй им одурачить себя. - О, нет, господин, не позволю, не позволю Спойлер (Наведите указатель мыши на Спойлер, чтобы раскрыть содержимое) Раскрыть Спойлер Свернуть Спойлер Эта дзенская притча кажется абсурдной, но она полна глубокого смысла. Мастер, монах, окликает самого себя - вот что такое медитация: окликать самого себя. Он говорит: «Ты здесь?» И сам же отвечает: «Да, господин, я здесь». Это попытка, чрезвычайная попытка стать бдительным. Вы можете это использовать, это очень полезно. Гуляя по улице, внезапно обратитесь к себе по имени: «Ты здесь?» Внезапно мышление останавливается, и вам приходится ответить: «Да, я здесь». (c)
У Чатралвы (1872-1952) был довольно большой, уютный, залитый солнечным светом дом, наполненный религиозными предметами и книгами. Однажды его посетил известный лама по имени Ринчен Даргье. Войдя в комнату Чатралвы, лама вместо того, чтобы сесть, продолжал оглядываться. Чатралва резко спросил его: «А-ве! Что ты потерял?» Лама ответил: «Я слышал, что ты Чатралва, отшельник. Но на самом деле ты собрал достаточно, чтобы называться богатым человеком». Чатралва ответил: «Чатралва означает того, кто избавился от своих эмоциональных привязанностей к мирским материальным предметам или к самой жизни. Это не значит быть бедным и жаждать их, как это делают многие». Тулку Тхондуб
Притча о Будде «Горчичное зерно» Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.
Чему учат вещи Однажды Мастер рассказывал, что любая вещь может чему-нибудь научить человека. Один человек спросил: — А разве могут чему то научить человека такие вещи как, например, телефон, поезд или телеграф? Мастер ответил: — Телефон учит тому, что все, сказанное человеком, может быть услышано очень далеко. Поезд помогает понять, что опоздав всего на минуту, можно опоздать насовсем. Телеграф - тому, что за каждое слово нужно быть готовым заплатить.
Шаман сидел на самой вершине горы и ждал. Вот-вот должен был появиться тот, кого Шаман ждал уже очень и очень давно. Наконец сзади раздались шаги и пришедший человек подошел к Шаману и сел рядом с ним. - Приветствую тебя, Шаман, - с почтением в голосе сказал Человек. -Здравствуй, путник, - ответил Шаман. Они сидели молча, Шаман и Человек. Сидели долго. - Ты стар и мудр, Шаман, - вдруг произнес Человек, - Мне кажется, что моя жизнь ненастоящая. Что она полна иллюзий. Я хочу избавиться от них. Скажи, как мне это сделать? - А скажи, Человек, зачем ты на них смотришь, на эти иллюзии? - Наверное… - Человек задумался, - Наверное потому, что боюсь увидеть, что за ними. - Вот тебе и ответ. Ищи свои страхи, за каждым из них - иллюзия. Шаман сидел на вершине горы и ждал. Прошло три года с визита Человека. И вот-вот он должен был прийти вновь. Наконец сзади послышались шаги и свист напеваемой песенки. Расположившись рядом с Шаманом, Человек сказал: - Спасибо тебе, Шаман. От моей прежней жизни не осталось и следа. Семья развалилась, друзей не осталось, родственники отвернулись от меня. Но я счастлив. Так что спасибо тебе, Шаман. - Я рад это слышать, - ответил Шаман, а затем, посмотрев на Человека, прищурился и сказал, - Но разве ты избавился от всех своих страхов? Разве тебя больше ничего не тревожит? - Ты прав. Я боюсь. Я боюсь стареть. - А с чего ты решил, что ты должен? - Ну как, - искренне удивился человек, - Все стареют, ну и я должен. - А если не должен? - снова прищурился Шаман. - То есть ты хочешь сказать, что это тоже иллюзия? Шаман сидел на вершине горы и ждал. Прошло много лет с момента прихода Человека. Но Шаман знал, что тот придет еще. Сзади раздались шаги. - Здравствуй, Шаман. - Здравствуй, Человек, - ответил Шаман. - Я вижу, ты все так же молод и полон сил. - Да. И спасибо тебе за это. Но у меня остался еще один вопрос. Человек замялся: - Смерть. Я очень боюсь смерти. - Ты ведь уже понял принцип, - усмехнулся Шаман. - Ах, вот оно что! Значит, и смерть тоже? - Да. И смерть тоже. - А ты? - хотел было спросить Человек, но остановился. Потому что отвечать было уже некому. Он сидел на вершине один. - И ты, - ответил Человек сам себе. Долго сидел Человек на вершине горы. Очень долго. Наконец он встал и произнес: - Есть еще одна вещь, которую я боюсь. Та единственная вещь, которую я боялся всегда. И в этот миг мир вокруг исчез. Человек шел. Шел в нигде. И в руках у него были кисточки и краски...
Дочери как сыновья У одного бая было трое дочерей и ни одного сына. Бай страдал: «Дочь — не сын. Козлятина — не мясо. Осёл — не транспорт. Чай — не еда», — приговаривал он. Дочери выросли, вышли замуж и покинули отчий дом. Бай со своей старухой остались одни. В один год случился страшный джут (стихийное бедствие), и вся скотина бая, не выдержав голодной зимы, погибла. Совсем оставшись без средств к существованию, бай выехал к своим дочерям. Дочери его, посоветовавшись, решили помочь отцу, кто чем может. К какой из них бы он ни приехал, его дочери с зятьями сначала кормили мясом, поили чаем, потом давали сотню баранов, десяток другой коров и лошадей и провожали с почётом домой. Бай, возвращаясь домой, приговаривал: «Дочь как сын, если отца не забывает, козлятина вкусна, если достаточно жирна, осёл хороший транспорт, если дорога удалась, чай приятно пить, если на душе легко». Так бай благодарил Всевышнего за то, что он послал ему дочерей. Казахская притча
Будда предложил интересную притчу об идеях и понятиях. Один молодой торговец пришел домой и увидел, что разбойники ограбили и сожгли его жилище. Прямо за руинами дома лежало маленькое обугленное тело. Он подумал, что это останки его сына. В действительности мальчик был все еще жив: после того как дом сгорел, разбойники забрали его с собой. Не зная об этом, торговец был уверен, что нашел тело сына. Он горевал, плакал, бил себя в грудь и рвал на себе волосы. Затем он приступил к церемонии кремации. Этот человек очень сильно любил своего ребенка. Сын был смыслом его жизни. Торговец так тосковал по нему, что не мог даже на мгновение отойти от его праха. Он сшил мешочек из ткани и положил прах внутрь. Он носил его при себе днем и ночью, не снимая ни во время работы, ни в минуты отдыха. Однажды его сын сбежал от грабителей. Он пришел в новый дом, построенный отцом, и посреди ночи взволнованно постучал в дверь. Отец в это время плакал, прижимая к груди мешок с прахом, но спросил: «Кто там?» «Это я, твой сын!» – ответил мальчик через дверь. «Ты бесстыжий шутник, а не мой сын. Мой ребенок погиб три месяца назад. Передо мной его прах». Мальчик продолжал стучаться в дверь и горько плакать. Он снова и снова умолял впустить его, но отец отказывался. Мужчина твердо верил, что его ребенок уже мертв, а незваный гость – это бессердечный человек, который пришел его мучить. Наконец мальчик ушел, и отец навсегда потерял сына. Будда сказал: если вы захвачены одной идеей и считаете ее истинной, то упускаете шанс узнать истину. Даже если истина сама придет и постучится в вашу дверь, вы откажетесь открыть свой ум. Поэтому, если вы привержены жестким представлениям об истине или об условиях, необходимых для вашего счастья, будьте осторожны. Тик Нат Хан
Здесь все ходят босые Крупный промышленник, который занимался производством обуви, решил расширить рынок сбыта своей продукции. Для этого он послал в африканские страны двух экспертов, чтобы те изучили рынок и сделали необходимые выводы. Через некоторое время приходит факс от первого эксперта: «Спешу сообщить, что рынок безнадёжен! Здесь все ходят босые!» Вслед за этим приходит факс от второго эксперта: «Спешу сообщить, что рынок просто великолепен! Здесь все ходят босые!»
Китайская ностальгия Есть старая китайская притча о человеке, которого одолела жажда путешествий. В один прекрасный день он оставил жену, детей, дом, покинул свою деревню и отправился в путь. Шёл он три дня и три ночи, а когда свалился усталый спать, перевернулся во сне и утром, не ведая того, пошёл в обратном направлении. Он шёл три дня и три ночи и подошёл к деревеньке, похожей на его родную деревню, из очень знакомого дома вышла женщина с очень знакомым лицом, а за её юбку держались трое чумазых ребятишек — точь-в-точь, как его собственные. И он вошёл в этот дом, стал жить с этой женщиной и кормить этих детей. И был бы совсем счастлив… но всю жизнь его мучила тоска по Родине.
Притча и персик Учитель суфийской мудрости всегда рассказывал притчу в конце каждого урока, но ученики не всегда понимали ее суть… — Учитель. – обратился к нему однажды вечером ученик, — ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь их значения. — Прошу прощения за это, — извинился учитель. – Позволь мне в знак признания своей ошибки угостить тебя вкусным персиком. — Спасибо, учитель, — радостно ответил ученик. — Я бы хотел сделать тебе приятное и сам очистить этот персик. Ты не возражаешь? — Большое спасибо, — ответил ученик. — Хочешь, я порежу его тебе на кусочки, чтобы было удобнее есть? — Конечно… Но я не хочу злоупотреблять твоим великодушием, учитель… — Это не злоупотребление, ведь я сам тебе предлагаю. Я лишь хочу сделать тебе приятное… Позволь мне и разжевать его прежде, чем ты его получишь… — Нет, учитель. Я не хочу, чтобы ты это делал! – ответил удивленный ученик. Учитель помолчал. — Если бы я объяснял суть каждой истории, это было бы все равно, что предлагать вам разжевать плод за вас.
7 чудес света Однажды в школе проходил урок на тему "Семь чудес света". Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд. Когда учитель собирал тетради он заметил, что одна девочка еще не закончила. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь. Ученица ответила: – Да. Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес. Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Девочка некоторое время колебалась, но решилась прочитать. – Для меня семь чудес света это: 1. Видеть 2. Слышать 3. Двигаться 4. Осязать 5. Чувствовать 6. Смеяться 7. Любить. В классе воцарилась тишина.
Знания и мудрость Мастер считал, что человек должен приобретать и знания, и мудрость. Когда его спросили, в чём разница, он ответил: — Знание достигается чтением книг и посещением лекций, а мудрость — чтением той книги, которой являешься ты сам. Позже он добавил: — Но это совсем непростая задача: в каждую следующую минуту жизнь преподносит новое издание.
Притча "Двадцать пять способов прихода денег" Одному учителю надо было вернуть долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а гуру был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной записке написал ещё двадцать шестой. Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нём не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда учитель открыл отдельную бумажку. Там написано: «Жизнь не нуждается в советах».
- У тебя одежда мятая. - Она у меня всегда такая. Не складывается как-то с утюгом.. - Ужасно неприятно на тебя смотреть. Противно просто. - Ну не смотри. - Как "не смотри"?! Ты тут стоишь! Как помойное ведро в гостиной. - Ок, смотри. Но я не прошу у тебя замечаний о моей одежде. - Ну и что, что не просишь. Мне не нравится, и я об этом говорю. - Ты хочешь решить свою проблему за мой счёт? - С чего ты взял? - Не нравится тебе, а измениться должен я. Одежду другую носить. - Эммм... ну, нет, так чтоб сразу. Носи, что хочешь. Только мне не нравится это. - Хорошо. Я ношу, что хочу, а ты чувствуешь, что хочешь. Я не прошу тебя по-другому чувствовать, ты меня не просишь по-другому одеваться. - Подожди, тут что-то не так.. - Что именно тебе не так? - Почему, если мне твоя одежда не нравится, я не могу об этом сказать? - Потому что всё мое - это личное пространство. Вход сюда - по приглашению. Если я не прошу говорить, что ты думаешь о моей одежде, а ты говоришь - то вламываешься без приглашения. Это агрессия. - Да ну, какая агрессия! Ты что! - Скрытая. Делать замечания, давать оценку и сравнивать без просьбы - это скрытая агрессия. И неприятные метафоры использовать, тоже. - Да не агрессия это, а брезгливость. - Брезгливость - это форма гнева. Как и отвращение, пренебрежение, неприязнь, неприятие, раздражение. А поведенческое выражение этих эмоций - есть агрессия. - Черт! Выходит, я проявляю к тебе агрессию. Еще и скрыто. Но я не хочу. Почему так выходит? - Потoму, что чувствуешь гнев, а открыто выразить не можешь. По разным причинам не можешь. - Но пoчему гнев-то? Откуда? - Гнев - этo энергия, которая "выдаётся" психикой на твой запрос на изменения. И раз уж она выдана, назад взята быть не может. И ты, не использовав её по назначению, от неё избавляешься. В форме скрытой агрессии, например. - А ещё как избавляются? - Напрямую: нападая физически или вербально. Или в форме аутоагрессии: заболевают, теряют вещи, деньги, влипают в неприятности и тд. - А на какие же изменения мой запрос? Это тебе лучше знать. - Как мне узнать, если я не знаю? - А посмотри, на что ты злишься, это и будет ответ. Если злишься, значит, хочешь, чтобы было по-другому. Спроси себя: как должно быть? А потом найди, где в твоей жизни это самое "не так". И поймёшь, что не чужая одежда тебя злит, а то, что хочешь изменить что-то у себя и не можешь. - Ну да, чужую одежду сразу видно, а свои проблемы - нет. Запрос на изменения говоришь? Пойду думать. Прости за одежду. И - спасибо тебе. Фредерик Перлз
Древняя притча "Не оставлять следов" Умирая, дзэнский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, всё, что он написал, и всё, что он сказал. Всё это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из книг костёр. Ученики начали кричать и вопить. Бокудзю, видя такое, сказал: — Я собираюсь уходить и не хочу оставлять за собой следов. Я не должен оставить ни одного отпечатка своих ног. Отныне тот, кто пожелает следовать за мной, должен будет следовать за собой. Тот, кто захочет понять меня, должен будет понять себя. Вот почему я уничтожаю все эти книги.
Притча "Любовь к Мастеру" Манджушри был первым учеником Будды, который стал просветлённым. И Будда спрашивал каждый день: — Где Манджушри? Но тот избегал его. Наконец, Будде удалось найти его. Это было ночью, когда Манджушри спал. Будда сказал: — Тебе не удастся скрыть от меня этот факт! Я знаю, что произошло. Так почему ты избегаешь меня? Тебе бы следовало прийти за подтверждением. Манджушри ответил: — Я знаю, что Это случилось, но я не хочу от тебя никакого подтверждения, потому что подтверждение означает, что ты скажешь: «Манджушри, уходи! Неси мое Слово людям». А я не хочу никуда идти. Я хочу остаться с тобой. Поэтому, пожалуйста, не считай меня просветлённым.
У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: — Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь. Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали разговаривать в ауле, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: — Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ? На что мать ответила: — Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ никогда не здоровайся первым означает — вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое означает — проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой. Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускавшийся в плавание по морю, и тем более как сын земли, никогда не видевший морских просторов, сидя в пустом трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались успокоить его. Однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему больше никакого удовольствия. Тогда предстал перед ним мудрый хаким, его придворный лекарь. — О властелин, если ты дозволишь, я смогу его успокоить. Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море. Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за стенку борта и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан был изумлен и спросил лекаря: — Какая мудрость скрывалась за этим поступком? Лекарь ответил: — Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода. А потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски палубы корабля под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза. Восточная притча
Мастер путешествовал со своими учениками. Однажды вечером они попросились на ночлег в богатый дом. Хозяин нехотя пустил их переночевать, кинул им в конюшне охапку сена, подал один кувшин с водой и кусок черствой лепешки. Наутро мастер велел ученикам собрать все деньги, которые у них были, и отдать их с благодарностью хозяину. На следующую ночь они попросились на ночлег в бедную хижину. Хозяин зарезал последнего барана, сделал плов, уложил их спать на коврах в доме. Наутро мастер разбудил своих учеников еще до того, как проснется хозяин, поджег дом и велел всем немедленно уходить. Весь день ученики тягостно молчали. Вера боролась в них с возмущением. Наконец мастер разрешил им задать мучившие их вопросы. Поднялся крик. Все возмущались тем что богачу достались последние их деньги доброму человеку они вместо благодарности сожгли дом. — Ну что ж, — сказал им мастер, — малому знанию не понять большого знания. Знайте же, что богачу не хватало именно наших денег для того, чтобы ввязаться финансовую авантюру, которая разорит его дотла. А бедный человек всю жизнь жил на золоте и не знал об этом. Теперь, разбирая остатки сгоревшей лачуги, он обнаружит в тайнике большой кувшин с золотыми монетами. Восточная притча
Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал: — Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю. Восточная притча