Мудреца спросили: — Можешь ли ты объяснить, какова цель жизни человека? — Не могу, — ответил он. Тогда его спросили: — А в чём хотя бы смысл жизни? — Не знаю, — ответил мудрец. — А что тогда знает о жизни твоя мудрость? Мудрец улыбнулся: — В жизни не так важны цель и смысл. Главное — ощущать её вкус. Ведь лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
Жил на свете Мастер по имени Рибху. Среди его учеников выделялся Нигадха. Мастер возлагал на него большие надежды. Но однажды Нигадха объявил о своем уходе. Ему предложили должность в его родном городе, и он намеривался вести жизнь, посвященную обрядам официальной религии. Мудрец любил своего ученика и понимал, что работа в качестве священника не соответствует его способностям. Однажды он, переодевшись в крестьянина, отправился в город, где жил его ученик. В городе проходила ярмарка, люди высыпали на улицы наблюдать процессию императора. Мастер подошёл к ученику и спросил: — Что это за суматоха? Нигадха ответил: — Это едет процессия императора. Мастер спросил: — О, император? Но где он? — Ты что, деревенщина, не видишь, он на слоне ! — ответил Нигадха. — Да, я вижу двух, — сказал крестьянин, — но который из них император, а который слон ? — Что? — воскликнул Нигадха. — Вы видите двух и не знаете, что человек сверху — это император, а животное внизу — это слон ? О чём можно ещё говорить с таким человеком, как Вы? — Прошу Вас, не сердитесь на такого невежду, как я, — взмолился крестьянин. — Но Вы сказали "сверху" и " снизу ". Что это значит? Нигадха не на шутку рассердился и сказал: — Если ты, деревенщина, не понимаешь слов, то я объясню тебе по-другому. Нагнись, сейчас все поймёшь! Крестьянин нагнулся, Нигадха взобрался ему на спину и сказал: — Теперь знай. Я — сверху, как император, а ты — снизу , как слон . Ясно? — Нет еще, — тихо сказал крестьянин. — Вы сказали, что Вы сверху, как император, а я снизу , как слон . Император, слон , сверху, снизу — всё это приблизительно ясно. Но прошу Вас, скажите, что Вы подразумеваете под "я" и "ты"? Нигадха был поставлен в тупик. Как объяснить словами, что такое "я" и "ты"? Тут его осенило. Он в тот же миг упал на колени перед Мастером со словами: — Кто еще кроме моего Мастера Рибху мог отвлечь мой разум от поверхностного физического существования к Истине бытия?
Всем известная притча в стихотворной форме. Однажды пришёл к мудрецу ученик. - Учитель, я весь в нетерпеньи! - Сказал он тому, кого слушать привык, За годы свои обученья. - Скажи, что мне делать? Я очень хочу Достичь совершенства быстрее В познании истины! Хоть и молчу, Но жажду, поверь, стать мудрее. Учитель сказал: - Подожди, не спеши, Пройдёт пусть какое-то время, Так нужное для неокрепшей души, И это случится, поверь мне. - Нет, ждать не могу я! - Вскричал ученик. - Хочу, чтоб сейчас всё случилось! - Упорствовал он, говорил напрямик, Что ждёт озаренья, как милость. К учителю долго ещё приставал, Так жаждал реализоваться. Был молод и глуп этот юный нахал, Но искренен, надо признаться. И вскоре совсем уж ему надоел С той просьбой, довольно настырной. - Ну, раз озаренья сегодня хотел, Пойдём-ка, - промолвил вдруг мирно Мудрец. И пошли они дружно к реке, Где берег спускался полого. Оставив следы на прибрежном песке, Зашли даже в воду немного... Учитель толкнул резко ученика, Тот в воду нырнул с головою. Мудрец придержал его тело слегка, Чтоб дольше побыл под водою, Потом отпустил, и юнец в тот же миг, Как пуля, вскочил, задыхаясь. - Ты что это сделал, жестокий старик? - А тот всё молчал, улыбаясь. - Ну, что ты почувствовал, мой юный друг? Нарушил безмолвье учитель. - И что за вопрос? - Крик раздался вокруг. - Я думал о смерти, мучитель! Ещё бы мгновение, наверняка, Я умер бы тут под водою! - Отлично! - сказал, усмехаясь слегка, Мудрец. - И не спорь вновь со мною. Пойми, неуёмный, что только тому Откроется сразу, мгновенно, Та истина, что всем другим ни к чему, Кому она станет бесценной, Кому это необходимо, поверь, Как воздух, когда под водою Ты чувствуешь через мгновение смерть И жаждешь дышать всей душою!...
Исламская притча. Вор украл что-то там на базаре, его поймали и собрались отрубать руку. Но вор оказался не промах и объяснил, что он просто не мог не украсть, ибо на то была воля Аллаха. Но стражник оказался тоже не пальцем деланный и ответил, что он всё понимает, воля Аллаха и всё такое, поэтому руку он тоже будет рубить исключительно по воле Аллаха. Итого: есть у вас Свобода Воли или её нет, результат будет ровно один и тот же.
Ле-цзы попросили однажды рассказать, как он учился ездить верхом на ветре. В ответ он рассказал об обучении, которое проходил под руководством своего учителя Лао Шана: С тех пор, как я стал служить ему, прошло три года, и мой ум не осмеливался больше размышлять о правильном и ложном, а уста не смели говорить о полезном и вредном. Лишь тогда удостоился я взгляда учителя. К концу пятого года произошла перемена: ум стал размышлять о правильном и ложном, уста заговорили о полезном и вредном. Лишь тогда я удостоился улыбки учителя. К концу седьмого года произошла новая перемена. Я дал волю своему уму размышлять о чем угодно, но его уже не занимали добро и зло. Я дал волю устам моим произносить все что угодно, но они не заговорили о полезном и вредном. Лишь тогда учитель позвал меня и усадил рядом с собой на циновку. Прошло девять лет, и мой ум отпустил поводья мыслей, мои уста были свободны для речи. О правильном и ложном, о полезном и вредном уже не ведал я, для меня ли, для других. Внутреннее и внешнее сочетались в единстве. Не было различий между зрением и слухом, слухом и обонянием, обонянием и вкусом. Все стало одним. Мой ум замолчал, мое тело растворилось, плоть моя и кости слились в одно. Я перестал осознавать, на что опирается тело, на что ступает нога. И несомый ветром, как лист с дерева или сухая шелуха, я в конце концов не сознавал, то ли ветер оседлал меня, то ли я ветер.
Древняя притча «Покорная змея» В окрестностях одной деревни жила змея. Издали она пугала своим шипением, а на прохожих нападала. Никто не знал, что делать. В деревню пришёл путник-садху, крестьяне попросили заступиться за них. Садху пошёл к змее и учтиво обратился: — Оставь крестьян, они — не пища, тебе не угрожают. Почему же ты угрожаешь им? Ты питаешься мышами и мелкой живностью, зачем мучить несчастных людей? Выполни мою просьбу: отступись. Змея, растрогавшись, согласилась. Год спустя садху проходил мимо той же деревни и снова увидел змею. Вид у неё был жалкий: глаза не было, изо рта текла кровь, а тело было изранено от головы до хвоста. — Что с тобой? — спросил садху. — Твои слова, о Учитель, изменили меня. Я поступила, как ты мне велел, но теперь крестьяне бьют меня палками. Дети и те забавляются, швыряя камнями. Но я, Учитель, выполняю твою просьбу. — Безмозглая! — воскликнул садху. — Я же не просил, чтобы ты и шипеть перестала!
— Мастер, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым, но как это сделать? — Для начала забери у людей право решать кто ты. — Как это, Мастер? — Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают. Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право. И у меня тоже.
Буддисты говорят,что даже услышать о просветлении в данном воплощении - невиданная удача. Не известно кем и где вы воплотитесь в следующей жизни. Притча о черепахе. Однажды Шакьямуни спросил у своего ученика Ананды: – Что ты думаешь о том, что родился человеком? – Я очень этому рад, – ответил тот. И тогда Будда поведал ему следующую притчу. На дне бескрайнего моря жила слепая черепаха. Один раз в сто лет она выплывала на поверхность воды, где дрейфовало бревно. Посередине этого бревна было маленькое отверстие. Под дуновениями ветра кусок дерева раскачивался с запада на восток, с юга на север. – Как ты думаешь, Ананда, – промолвил Шакьямуни, – может ли случиться так, что черепаха, которая поднимается на поверхность моря один раз в сто лет, попадет головой в отверстие в том бревне? – Очень сложно представить, чтобы такое произошло, Учитель, – удивился Ананда. – А можешь ли ты утверждать, что это абсолютно невозможно? – продолжал Будда. – Возможно, за миллионы и миллиарды лет это и случится, но думается мне, что это так сложно, что можно сказать – это невозможно. Тогда Шакьямуни изрек: – Ананда, родиться человеком еще сложнее, чем слепой черепахе просунуть голову в отверстие в дрейфующем бревне.