Притчи

Тема в разделе 'Литература', создана пользователем Анахата, 1 фев 2014.

  1. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл

    От чего зависит реальность мира
    Некий философ, последователь Нагарджуны, доказывал всем, что мир нереален. Он спорил об этом на каждом шагу, и слухи о философе докатились до царского дворца. Царь велел привести философа к себе и сказал ему:
    – Ты и впрямь думаешь, что мир нереален? Прежде чем ответить, подумай хорошенько! Я человек дела, а не слов, и докажу тебе, что мир реален.
    – Я думал над этим вопросом долгие годы, и теперь у меня нет сомнений в том, что мир нереален, – ответил философ.
    Тогда царь велел привести философа в закрытый двор и запустить туда слона, который отличался большой злобностью. Слон бросился на философа, тот пытался спасаться бегством, и когда слон настиг его, взмолился:
    – О мой господин! Спаси меня! Я отказываюсь от своего мнения, теперь я вижу, что мир реален!
    Царь велел привести философа к себе и снова задал ему вопрос, реален ли мир.
    – Мир нереален, – ответил упрямый философ.
    – Ты ведь только что, когда слон хотел убить тебя, утверждал совсем другое! – возмутился царь.
    – Слон, злобность слона, человек, которого ты видишь перед собой, человек, который утверждал, что мир реален, – все это нереально.
    – А если я снова прикажу привести слона?
    – Тогда я снова скажу, что мир реален,^35^ – пожал плечами философ.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Притча об ИСТИННОМ Смирении

    Авва Афанасий переписал на прекрасном пергаменте,
    который стоил восемнадцать золотых монет, весь Ветхий и Новый Завет.
    Однажды некий брат пришёл к нему и, увидев книгу, унёс её.
    В тот же день авва Афанасий захотел почитать из книги.
    Обнаружив её исчезновение, он понял, что её взял тот брат,
    но не послал спросить его из опасения, как бы тот не прибавил к воровству ложь.
    Между тем брат отправился в соседний город, чтобы продать книгу,
    и запросил за неё шестнадцать золотых монет. Покупатель сказал ему:
    — Доверь мне книгу, чтобы я мог узнать, стоит ли она таких денег, —
    и принёс книгу святому Афанасию со словами:
    «Отче, взгляни на эту книгу и скажи мне, должен ли я, по твоему мнению,
    купить её за шестнадцать золотых монет? Стоит ли она этих денег? »
    Авва Афанасий ответил:
    — Да, это хорошая книга. Она стоит этих денег.
    Покупатель отправился к брату и сказал ему:
    — Вот твои деньги. Я показал книгу авве Афанасию.
    Тот нашёл её прекрасной и счёл, что она стоит не менее шестнадцати монет.
    Брат спросил:
    — Это всё, что он сказал тебе? Не прибавил ли он чего-нибудь ещё?
    — Нет, — ответил покупатель, — больше ни слова.
    — Хорошо, — сказал брат, — я передумал. Я больше не хочу продавать эту книгу.
    И он поспешил к авве Афанасию и с плачем умолял взять свою книгу обратно.
    Авва отказался со словами:
    — Иди с миром, брат, я дарю её тебе.
    Но брат ответил:
    — Если ты не возьмёшь её, я никогда не буду иметь покоя.
  3. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл

    Притча рассказанная Ошо

    Великий король имел трех сыновей. Одного из них он хотел сделать своим наследником. Но это было трудно сделать.
    Все три сына были умны и смелы. Все были одного возраста. И не было возможности выбрать.
    Тогда король спросил великого мудреца, и мудрец предложил ему идею. Король вернулся домой, позвал трех сыновей к себе, дал каждому по сумке с семенами цветов и сказал, что он собирается паломничать по святым местам. "Это займет несколько лет " год, два, три, может быть, и больше. А вот задача для вас: вы должны будете возвратить мне эти семена, когда я вернусь. Тот, кто сохранит их лучше, и будет моим наследником". И он отправился паломничать.
    Первый сын подумал: "Что мне делать с этими семенами?" Он закрыл их в железный шкаф, решив, что, когда отец вернется, он отдаст их ему такими, какими они были.
    Второй сын подумал: "Если я закрою их в шкаф, как это сделал мой брат, они погибнут. А мертвое семя " это не семя". Он пошел на базар, продал семена и сохранил деньги. Он подумал: "Когда вернется отец, я пойду на базар, куплю семена, которые будут еще лучше этих".
    А третий сын пошел в сад и разбросал семена по всему саду.
    Прошло три года, отец вернулся.
    Первый сын открыл свой сейф. Семена сгнили. Отец сказал: "Разве это те семена, что я дал тебе? Из них никогда не появятся благоухающие цветы. Эти семена испорчены, они дурно пахнут. Это не мои семена". Сын настаивал, что это те самые семена, которые отец дал ему. Отец назвал его материалистом.
    Второй сын помчался на рынок покупать семена. Вернувшись домой, он вручил их отцу. Отец сказал: "Но это не те семена. Твоя идея лучше, чем у твоего брата, но в тебе еще нет того, чего я ожидал". Отец назвал второго сына психологом.
    Он пошел к третьему сыну с надеждой и страхом. Что же тот сделал с его семенами? Третий сын повел его в сад, там росли тысячи цветущих растений. И сын сказал: "Это семена, которые ты мне дал. Как только они будут готовы, я соберу семена и верну их тебе".
    Отец сказал: "Вот ты то и есть мой наследник. Только так и надо было обойтись с этими семенами.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Истинное процветание

    Один богач попросил Сенгая написать что-нибудь, чтобы процветание его семьи продолжалось от поколения к поколению. Сенгай взял большой лист бумаги и написал:

    "Отец умер, сын умер, внук умер".

    Богач рассердился:

    "Я просил тебя написать что-нибудь для счастья моей семьи. Зачем ты так шутишь?"

    "Я и не собирался шутить, - объяснил Сенгай. - Если твой сын умрет раньше тебя, тебя это сильно огорчит тебя. Если твой внук умрет раньше сына, это разобъет вам сердца. Если в твоей семье от поколения к поколению будут умирать в том порядке, в котором я написал, это будет естественным ходом жизни. Я называю это истинным процветанием".

    101 дзенская история
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Сказка о кролике

    Один старый буддийский монах поселился высоко в горах, собираясь провести остаток своей жизни в молитвах. Этого доброго монаха очень любили все животные, которые были его единственными товарищами. Но времена были тяжелые, пищи было мало, и старый монах ослабел от голода. Когда слух об этом дошел до зверей, они стали раскапывать свои скудные запасы и рыскать по склонам в поисках пищи.

    Наконец они собрались перед входом в пещеру старого монаха и положили перед ним свои дары. Белка принесла орехи, медведь принес сладкие дикие ягоды, енот принес свежую рыбу из холодных горных ручьев. Каждый принес в подарок голодающему монаху какую-нибудь еду.

    Каждый, но не кролик, который был очень-очень беден. Все звери были удивлены и долго обсуждали скупого кролика. Беспечный кролик быстро соорудил ярко пылающий костер, и, когда пламя стало лизать небо, он повернулся к монаху и сказал: "Извини, но я очень беден. У меня нет еды. Ешь, пожалуйста, мое мясо".

    И прежде чем его успели остановить, кролик прыгнул в огонь.


    Мицуги Саотомэ, "Айкидо и гармония в природе"
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Рассказ о Крише Готами

    В Тибете, когда я был еще мал, я слышал рассказ о Крише Готами, молодой женщине, которой повезло жить во времена Будды. Когда ее первому ребенку было около года, он заболел и умер. Убитая горем, прижимая к себе его крошечное тело, Криша Готами бродила по улицам, умоляя всех встречных дать ей лекарство, которое возвратило бы ее дитя к жизни. Одни пренебрегали, другие смеялись, некоторые считали ее сумасшедшей, но наконец ей встретился мудрец, сказавший, что единственный во всем мире, кто может совершить нужное ей чудо, – это Будда.

    И она пришла к Будде, возложила тело своего ребенка к его ногам и рассказала ему свою историю. Будда выслушал ее с бесконечным состраданием. Затем он ласково сказал: "Есть только один способ помочь твоему горю. Иди в город и принеси мне оттуда горчичное семя, взятое из дома, в котором никогда не было смерти".

    Криша Готами тут же радостно отправилась в город. Она остановилась у первого же дома и сказала: "Будда велел мне принести горчичное семя, взятое из дома, в котором никогда не было смерти".

    Но ей ответили: "В этом доме умерло много людей". Она пошла в следующий дом. "И не сосчитать, сколько в нашей семье умерло", – сказали ей там. И так она посетила третий, и четвертый, и следующий дом, пока не обошла весь город и поняла, что условие Будды невыполнимо.

    Она отнесла тело своего ребенка на кладбище и простилась с ним, а затем вернулась к Будде. "Ты принесла это горчичное семя?" – спросил он.

    "Нет, – сказала она. – Я начинаю понимать урок, который ты стараешься мне дать. Горе ослепило меня и я думала, что только я одна пострадала от руки смерти".

    "Почему ты вернулась?" – спросил Будда. "Чтобы попросить тебя научить меня истине, – ответила она, – о том, что есть смерть, что может быть за смертью и вне ее, и есть ли во мне что-то, что не умрет, и что это такое".

    И Будда стал учить ее: "Если ты желаешь познать истину о жизни и смерти, то должна постоянно размышлять вот над чем: во вселенной есть только один неизменный закон, и он состоит в том, что все должно меняться, и что все преходяще. Смерть твоего ребенка помогла тебе увидеть, что мир, в котором мы находимся – сансара – это океан невыносимого страдания. Есть один путь, и только один, выхода из бесконечного круга рождений и смертей сансары, и это путь к освобождению. И потому, что сейчас боль подготовила тебя к учебе, и твое сердце открывается истине, я покажу его тебе".

    Криша Готами преклонила колени у его ног. Она следовала за Буддой всю оставшуюся жизнь. Говорят, что к смерти она достигла просветления.


    Согьяр Ринпоче
  7. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл


    Притча о гвоздях
    [​IMG]
    Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
    В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
    Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
    Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
    — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
  8. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл

    [​IMG]
    Напоминание
    Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
    — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
    Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
    Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
  9. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл

    Ничего такого, что было бы неправдой.

    [​IMG]
    Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
    Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
    К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
    — Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
    Он улыбнулся и ушёл.
    Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
  10. Оффлайн
    Парамагати

    Парамагати Пользователь

    Притча из "Иллюзий" Ричарда Баха.

    Однажды жили-были существа в одной деревне на дне большой прозрачной реки. Течение реки молча проносилось над ними всеми – молодыми и старыми, богатыми и бедными, добрыми и злыми. Течение шло своей собственной дорогой, зная лишь свое собственное хрустальное Я. Все существа, каждое по-своему, крепко цеплялись за стебли и камни на дне реки, ибо цепляться было их образом жизни, а сопротивление течению – тем, чему каждый учился с рождения.
    Но одно существо сказало наконец: «Мне надоело цепляться. Хотя я не могу этого видеть, но я верю, что поток знает, куда он течет. Я отцепляюсь, и пусть он несет меня, куда захочет. Цепляясь, я умру от скуки».
    Другие существа засмеялись и сказали: «Глупец, отцепишься – и поток, которому ты поклоняешься, швырнет тебя о камни и разобьет вдребезги, и ты умрешь скорее, чем от скуки!»
    Но он не обратил на их слова внимания и, глубоко вздохнув, перестал держаться, – и сразу же его закрутило течение и швырнуло о камни.
    Однако он отказался прицепиться снова, и поток высоко поднял его, свободного, со дна, и больше он уже не был в синяках и не ушибался.
    А существа на дне, для которых он уже был чужим, кричали: «Смотрите, он летает! Свершилось чудо! Смотрите, Мессия пришел спасти нас всех!»
    А он, несясь в потоке, сказал: «Я не более Мессия, чем вы. Река с восторгом принимает нас, свободных, если только мы осмеливаемся отцепиться. Наша истинная работа – в этом путешествии, в этом приключении!»
    Но они еще громче кричали: «Спаситель!», и все так же цеплялись за камни и веточки, и когда они снова взглянули вверх, его уже не было, и они остались одни и стали создавать легенды о Спасителе.
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Королевски двор собрался в ожидании прибытия короля, когда вошел суфий-факир в лохмотьях и уселся на место, предназначенное для короля. Главный министр в ужасе воскликнул: «Кто ты такой, что явился сюда в таком виде? Ты вообразил себя министром?»

    — Министром? — переспросил суфий, — я больше чем министр.

    — Но ты не можешь быть главным министром. Я — главный министр. Может, ты — король?

    — Я не король, — ответил суфий, — я больше чем король.

    — Ты император? Пророк?

    — Нет, больше чем пророк.

    — Ты что, думаешь, что ты Бог?

    — Но ничто не может быть больше Бога!

    — Да, верно, — сказал суфий, — я и есть это Ничто.
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Есть прекрасная суфийская история, в которой идет речь об одном из суфиев, который выкрикивал публично: «Я — Бог!», и набожная толпа забросала его до смерти камнями.

    В ту ночь одному из тех, кто бросал в него камни, приснился сон. В этом сне он увидел Бога, который с распростертыми объятиями встречал убитого суфия. И тот человек, бросавший камни, спросил Бога: «Ты отправил в ад фараона за то, что он сказал: „Я — Бог“. Суфий сказал то же самое, а ты приветствуешь его в раю».

    Бог ответил: «Когда фараон говорил „Я — Бог“, он думал о себе. Когда же суфий говорил „Я — Бог“, он думал обо Мне.
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Нищий постучал в дверь и попросил милостыню.

    – Сожалею, но сейчас дома никого нет, – ответил голос из-за двери.

    – А мне никого и не надо, – сказал нищий, – я прошу только хлеба.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Притча от Ошо.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Фалес (первоначальник греческой философии) сказал, что между жизнью и смертью нет никакой разницы.
    — Почему же ты не умираешь? — спросили его.
    — Потому что нет никакой разницы…
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Рождение и смерть

    Госю пришел к дзэнскому наставнику Юи-э и сказал: «Многие годы я практиковал дзэн, но так и не преуспел. Прошу вас, укажите мне дорогу».

    «В практиковании дзэн нет никакой хитрости. Нужно лишь освободиться от рождения и смерти», — ответил наставник.

    «Как же вырваться из круга рождения и смерти к свободе?» — спросил Госю.

    «Каждая мелькающая в твоем сознании мысль есть рождение и смерть», — повысив голос, произнес Юи-э.

    И тут Госю испытал невиданный прежде восторг, почувствовав себя так, словно он сбросил с себя непосильную ношу.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Всегда начинай с себя

    Одна семейная пара переехала жить в новый дом. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая вывесила просушить выстиранное бельё.

    – Посмотри, какое грязное у неё бельё, – сказала она мужу.
    Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
    – Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.

    И так было всякий раз: когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

    В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она воскликнула:
    – О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!
    – Да нет, – сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  19. Оффлайн
    Парамагати

    Парамагати Пользователь

    Однажды Учитель позвал своих учеников, когда они расселись вокруг, Учитель взял чистый лист бумаги, и, обмакнув кисть в тушь, поставил точку посередине листа.
    -Что вы здесь видите?- спросил Учитель.
    -Мазок кисти!- ответил один ученик
    -Чёрную точку! – последовал ответ другого ученика.
    -А я вижу пятно от краски!- сказал ещё один ученик.
    Учитель сильно расстроился ответам своих учеников, заплакал, и ушёл в свою келью. Ученики испугались, что неправильно ответили Учителю и этим страшно расстроили его. Чтобы исправить свою ошибку ученики поспешили найти Учителя в его келье. Когда они пришли, то спросили Учителя:
    -Учитель скажите нам, чем мы вас так расстроили?
    И тогда Учитель ответил своим ученикам:
    -Когда я спросил у вас, что вы видите, вы ответили: «мазок кисти», «чёрную точку», и «пятно краски», но никто из вас не сказал, что видит лист бумаги!
    -Никто из вас не заметил лист бумаги!- разочарованно сказал Учитель.

    Чаще всего мы с вами видим только эту «чёрную точку», суету повседневности, не замечая «белый лист» — пространство, в котором всё происходит. Если убрать этот белый лист, исчезнет и чёрная точка.
  20. Оффлайн
    Mitiay

    Mitiay Креакл