Руми: О капля! Позабудь себя, И Океаном овладей! Бесследно растворись, любя, В жемчужном мареве морей! Тебе везёт, как никому - С тобою жаждет слиться Он! Лишь каплю даришь ты Ему, Берёшь весь Океан в полон!
«Послушай! Я всегда с тобою рядом!» – Ты это обещал. Когда я осознал, Что так и есть, Моя Душа затрепетала. Несчастия приходят От забывчивости. Об этом вспоминай всегда И к Другу возвращайся! Руми
Хотя изысканная пища И напитки в этом мире есть, Но истинное наслаждение Приходит с уничтожением Всех наслаждений И их заменой на восторг Души. Руми
Руми: Есть что-то в нас, что не желает Ни посредников, ни нянь, А просто хочет Быть широкой синевой, Которая соединилась С материнской грудью, Быть Пустотой Божественной. Такой есть способ Этот мир оставить... Не делай ничего, Чтоб получить рукоплескания. Хидр* лодку затопил у рыбака, Но это уничтожение Было добротой. Ты сам – Душа, В которой голод есть и пища, Горение и то, ради чего оно. Запомни это, А затем попробуй Опыт отреченья получить. *Хидр- В иранском религиозном эпосе Хидр является полумифическим героем[1], носителем нравственного начала, который поддерживает и направляет людей на пути добродетели.
Жерар де НЕРВАЛЬ. Золотые стихи Перевод с французского Александра Ревича Что же! Всё в мире чувствует! Пифагор Подумай, человек! Тебе ли одному Дарована душа? Ведь жизнь – всему начало. Ты волей наделен, и сил в тебе немало, Но миру все твои советы ни к чему. Узрев любую тварь, воздай ее уму: Любой цветок душой природа увенчала, Мистерия любви – в руде, в куске металла. «Все в мире чувствует!» Подвластен ты всему. И стен слепых страшись, они пронзают взглядом, Сама материя в себе глагол таит... Ее не надо чтить кощунственным обрядом! Но дух божественный подчас в предметах скрыт; Заслоны плотных век – перед незримым глазом, А в глыбе каменной упрятан чистый разум.
"Совет врага" Просил некий муж: «О мой добрый сосед, Не знаю, как быть, ты подай мне совет!» А тот ему: «Я никогда не давал Советов тому, с кем в душе враждовал. Признаюсь, что издавна я, как змею, К тебе неприязнь в своем сердце таю. Неужто же друга вблизи тебя нет, Который бы дал тебе добрый совет? А я — не советчик: при тайной вражде, И взгляд мой недобр, и совет мой — к беде. Подумай, пребудет ли в целости скот, Когда серый волк твое стадо пасет? Коль с другом ты жизнь разделяешь свою, Тебе и в аду хорошо, как в раю, А если врага повстречает твой взгляд, То сразу и рай превращается в ад… Познав же любви высочайшую суть, К любимому ты безразличен не будь. Постигнув законы, что правят людьми, Всё другу отдай — у себя отними. Тогда избежишь ты сомнений и мук, И в горе советом спасет тебя друг!» Ответил сосед: «Не поверю никак, Что так говорящий — не друг мне, а враг! Ведь я узнаю´ из беседы с тобой, Что скажет и другу отнюдь не любой. Честна твоя речь и исполнена благ: Чем друг-лицемер, лучше искренний враг!» Руми Комментарий «Искренний враг» в данной притче — собственный нафс человека: путем изучения его свойств («подай мне совет») человек начинает осознавать смертельную опасность неограниченного своеволия («когда серый волк твое стадо пасет», т.е. эгоизм господствует над всеми чувствами и стремлениями). Желая одолеть враждебность нафса, суфий вступает на путь служения Богу («другу») и получает способность уже в земной жизни испытывать блаженство общения с Ним («в аду хорошо, как в раю»).
...... Как хорошо, что некого винить, как хорошо, что ты никем не связан, как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан. Как хорошо, что никогда во тьму ничья рука тебя не провожала, как хорошо на свете одному идти пешком с шумящего вокзала..... И. Бродский
Ляжешь, а горькая дума Так и не сходит с ума… Голову кружит от шума. Как же мне быть… и сама Моя изнывает душа. Нет утешенья ни в ком. Ходишь едва-то дыша. Мрачно и дико кругом. — С. Есенин, «Грустно… Душевные муки»
Я счастливый человек на свете: Не благодарю за это никого. Я ухожу куда-то на рассвете И жду к себе ответное тепло. Не плачу я по пустякам при этом. Зачем свои мне нервы теребить? И не желаю удовлетворять ответом, Тем более, кого-то попросить. И в свое счастье не впущу пустышек, Которые так преданно все врут. Для своих милых, преданных «мартышек» Найду хотя бы несколько минут. Потом вернусь, чтобы начать сначала, Чтобы увидеть след свой на песке. В порыве яркого, любовного романа, Храню все похоти от жизни в тишине. И все же счастлив я при этой жизни, Хотя все вытерпел, но не сошел с ума. Я не был в этом тленном мире лишним Среди усмешек, зависти и зла. Геннадий Эсса.
Хотите счастья? И оно вас хочет тоже! Его искали? А оно внутри у вас. Любите сердцем — только искренность поможет: Не ждите завтра, измените все сейчас… Хотите радости, любви и наслажденья: Они здесь рядом — руку протяни. Всего лишь нужно каплю вдохновенья, Чтоб чувства разбудить своей души. Хотите, чтобы помнили и ждали Средь будних, суетливых серых дней? После разлук торжественно встречали И посвящали в тонкости страстей. Для этого совсем немного надо — Всего лишь кучку преданных друзей. Которые всегда чтоб были рядом И шли все вместе впереди планеты всей. Но не желайте вечно жить на свете Наскучит эта жизнь, поверьте мне. Но в счастье также преданно все верьте, Не оставаясь где-то в стороне. Так будет справедливо и достойно И ни к чему куда-то в небеса. Здесь вспомнится вся ваша жизнь невольно, Где была счастьем переполнена душа! Геннадий Эсса.
Простая суть. Лишь тот способен добрым быть, Кому пришлось от злости выть. Лишь тот узнает дружбы цену, Кто испытал друзей измену. И лишь тому любовь дана, Кто ненависть познал сполна. Кто в жизни повстречал врагов, Кретинов или дураков…. Где разошлись дороги наши Из-за ненужных пустяков. Лишь тот способен дорожить Тем, для чего так стоит жить. И верить, и мечтать, и ждать, От радости своей кричать! Искать, поверить и любить. Для этого нам стоит быть! Поэтому ищи, дерзай, И ни о чем не забывай. Не жди к себе пустых признаний: Не будет в этом оправданий. Лишь тот способен все понять, И строки эти прочитать. Кому не все равно по жизни Простую истину познать… Геннадий Эсса.
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна, В сердце истина скрытно храниться должна. И жемчужине, чтобы налиться сияньем, Точно также глубокая тайна нужна. *** Ты едва ли былых мудрецов превзойдёшь. Вечной тайны разгадку едва ли найдёшь. Чем не рай тебе- эта лужайка земная? После смерти едва ли в другой попадёшь... Омар Хайям.
Месяца месяцами сменялись до нас, Мудрецы мудрецами сменялись до нас. Эти мёртвые камни у нас под ногами Прежде были зрачками пленительных глаз. *** Те, что веруют слепо,- пути не найдут. Тех, кто мыслит,- сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" Омар Хайям.
Давно поняв, что цель и смысл пути - в себе самом Безмерное найти, Так откажись от внешнего, умри, для суеты, и оживи внутри. Уняв смятенье, сам в себе открой, незамутнённый внутренний покой. И в роднике извечной чистоты, с Самим Собой соединишься ты. ИБН АЛЬ-ФАРИД
Омар Хайям. В мире временном, сущность которого -тлен, Не сдавайся вещам несущественным в плен. Сущим в мире считай только дух вездесущий, Чуждый всяких вещественных перемен. *** В этом мире неверном не будь дураком: Полагаться не вздумай на тех, кто кругом, Трезвым оком взгляни на ближайшего друга- Друг, возможно, окажется злейшим врагом. *** Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат.
Лазурь, и зелень, и вода — Всё чисто, благостно и ново. Мы все допущены сюда Воспеть доверие Христово. Плыву на лодке. Каждый раз Бобёр куда-то проплывает, То лилии чаруют глаз, То цапля серая взлетает. Ни суеты, ни слов пустых. Земля в сияниях небесных. О, сколько же покоя в них И в меньших братьях безсловесных! О, Богосотворенный сад, Исполненный благословенья!.. И листья, и трава слезят Творцу слезой благодаренья. Иеромонах Роман 23 июля 2006 Скит Ветрово
Мне снился сон. Я был мечом. В металл холодный заточен, Я этому не удивлялся. Как будто был здесь ни при чем. Мне снился сон. Я был мечом. Взлетая над чужим плечом, Я равнодушно опускался. Я был на это обречен. Мне снился сон. Я был мечом. Людей судьей и палачом. В короткой жизни человека Я был последнею свечой. В сплетеньи помыслов и судеб Незыблем оставался я. Как то, что было, есть и будет, Как столп опорный бытия. Глупец! Гордыней увлечен, Чего хотел, мечтал о чем?!. Я был наказан за гордыню. ...Мне снился сон. Я БЫЛ мечом. Мне снился бесконечный путь, Пронзающий миры. И в том пути таилась суть Загадочной игры, Игры, чьи правила — стары, Игры, чьи игроки — мудры, Они не злы и не добры... И я кричал во сне. Мне снился обнаженный меч, Похожий на меня, И яростно-кровавый смерч Масудова огня, И бились о клинок, звеня, Копыта черного коня, Что несся на закате дня... И я кричал во сне. Мне снилась прожитая жизнь — Чужая, не моя. И дни свивались в миражи, Как сонная змея. И шелестела чешуя, Купался лист в воде ручья, И я в той жизни был не-я... И я кричал во сне. Стояли двое у ручья, у горного ручья, Гадали двое — чья возьмет? А может быть — ничья? Стояли двое, в дно вонзив клинки стальных мечей, И тихо воды нес свои израненный ручей... Стояли два меча в ручье — чего ж не постоять? И отражал, журча, ручей двойную рукоять, И птиц молчали голоса, и воздух чист и сух, И упирались в небеса вершины Сафед-Кух, Вершины Белых гор... Но нет мечей, есть лишь ручей — смеясь и лопоча, Несется он своим путем, своим Путем Меча, Сам по себе, один из двух, закончив давний спор, В глуши отрогов Сафед-Кух, заветных Белых гор... Легенды — ложь, легенды врут, легенды для глупцов, А сталь сгибается, как прут, в блестящее кольцо, И нет начала, нет конца у этого кольца, Как рая нет для подлеца и меры для скупца... Мне снился сон. Спроси — о чем? Отвечу — ни о чем. Мне снился сон. Я был мечом. Я был тогда мечом. Я был дорогой и конем, скалою и ручьем, Я был грозой и летним днем, Прохожим и его плащом, Водою и огнем... (с) Г.Л. Олди
ОЖИДАЕМОЕ В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19). Попущение Божье вершится уже, Все участники — вольно, невольно: Если пагубно мирное время душе, То всегда начинаются войны. Что напрасно роптать, проклинать и корить, Если любящим Бога нельзя повредить? Иеромонах Роман 23 сентября 2022
Глубоким сном должны мы мир назвать - И в этом я сегодня убедился Мир - сон... А я когда-то думал - явь, Я думал - это жизнь, а это только снится! Отомо Якамоти
Ужасный сон отяготел над нами... Ужасный сон отяготел над нами... Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами, Воскресшими для новых похорон. Осьмой уж месяц длятся эти битвы, Геройский пыл, предательство и ложь, Притон разбойничий в дому молитвы, В одной руке распятие и нож. И целый мир, как опьяненный ложью, Все виды зла, все ухищренья зла!.. Нет, никогда так дерзко правду божью Людская кривда к бою не звала!.. И этот клич сочувствия слепого, Всемирный клич к неистовой борьбе, Разврат умов и искаженье слова — Все поднялось и все грозит тебе, О край родной! — такого ополченья Мир не видал с первоначальных дней... Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей! Ф. И. Тютчев