Падмасамбхава. «Побуждение к духовной практике» «Цогял, разве ты не слышала, что все твои предки умерли? Разве не видела, что твои сверстники и соседи умирают? Разве не замечала, что умирают твои родственники, и старые, и молодые? Разве не наблюдала, как несут трупы на кладбище? Возможно ли, чтобы ты забыла, что и за тобой придёт смерть? Если это ни к чему тебя не побуждает, то время освобождения не придёт никогда! Самый главный корень благих качеств – всем сердцем воспринять непостоянство, поэтому никогда не забывай угрозы смерти! Самое важное из всех понятий – непостоянство, поэтому никогда не упускай его из вида! Самый главный корень дурных деяний – вера в то, что всё вечно, поэтому вырви его! Если всем сердцем не примешь понимание [непостоянства], зло нагромоздится горой. Разъясню это: простые люди не стремятся к освобождению, знатные самодовольны и привязаны к своему непомерному самомнению, богатых обуяла жадность, невежественные тешатся дурными делами, ленивые пребывают в сонливости, практик возвращается к мирской суете, учитель Дхармы впадает в восемь мирских забот, а йогин, которому недостаёт веры и усердия, преследует цели этой жизни. Всё это обусловлено тем, что непостоянство не воспринято всем сердцем. Если мысль о непостоянстве поистине влилась в твой поток бытия, все благие качества пути освобождения нагромоздятся горой. Поэтому зароди внутреннее убеждение о бесполезности любых мирских дел! Зароди убеждение, что все мирские цели тщетны! Отбрось бессмысленную суету этого мира! Твёрдо вступи на путь освобождения! Не цепляйся за материальное! Не принимай пять скандх за саму себя! Пойми: всё, что отвлекает, есть Мара! Пойми, что желанные объекты чувств – просто обман! Всегда ощущай, что медлить нельзя! Смотри на мирские дела как на своего врага! Ищи истинного учителя! Избегай дурного общества! Удались в одинокий ритод! Не откладывай духовной практики! Соблюдай обеты и самаи! Соедини душу с Дхармой! Если так поступать, йидам дарует сиддхи, дакини пошлют благословение, будды дадут уверенность, и ты быстро достигнешь просветления – всё это произойдёт благодаря тому, что непостоянство воспринято всем сердцем. И в минувшие времена, и ныне все будды и их сыновья и дочери, все видьядхары и сиддхи освободились от сансары, потому что восприняли непостоянство всем сердцем»
Смерть и её неотвратимость 1. Мирская жизнь подобна гонке, где финал — смерть — нельзя отложить. С самого рождения физического тела смерть отсчитывает каждый его миг. 2. Пребывая в вечном сопровождении Времени, люди не ведают, что случится с ними завтра. Согласно своим деяниям, человек может умереть на родине или в чужих землях. 3. Когда иссякает запас накопленных действий, смерть приходит без малейшего промедления. 4. Внезапно в жизнь врываются вестники Времени, безжалостно избивая и уводя на тропу смерти. 5. Когда смерть приходит, никто не может спастись. Рано или поздно она забирает всех. 6. Когда обрушивается мощный жезл смерти, даже сильнейший воин или великий царь не устоит. 7. Смерть не внемлет тому, кто жесток, кто сражается или кто — герой битвы. 8. Ей не важно, храбр ли ты, свиреп или величайший злодей. 9. Она не признаёт ни силу, ни богатство, ни гордыню, ни всевозможные добродетели. 10. Смерть не считает никого знаменитым, богатым или исключительно отважным. 11. Ей безразлично, владыка ли ты мира, знаток ли колдовства и уловок. 12. Не важно, владеешь ли ты конями, слонами или ведёшь за собой народы как славный царь. 13. Смерть не различает, кто выше других, кто политик, кто богач или кто раздаёт жалованье. 14. Она не видит разницы между сборщиком податей, купцом или жестоким правителем, известным повсюду. 15. Ей не важно, носишь ли ты священные знаки, торгуешь ли, чья ты жена или принцесса ли ты. 16. Смерть не смотрит на причину и следствие, на касту, на жреца, творящего благие дела. 17. Она не признаёт ни учёность, ни процветание, ни великую мудрость. 18. Ей безразлично, умен ли ты, уважаем, ведийский ли знаток или человек высокой нравственности. 19. Она не скажет: «Он — сказитель мифов», «Он — последователь Вед», «Он совершает огненные жертвоприношения» или «Он — астролог». 20. Смерть не считает важным, хранишь ли ты священное пламя, внимаешь ли писаниям, читаешь ли мантры или обладаешь «Полным Знанием». 21. Она не скажет: «Он — учёный», «Он — знаток Вед» или «Он всеведущ». 22. Ей не важно, убийца ли ты жреца, коровы или многих женщин и детей. 23. Она не признаёт ни мастеров классической музыки, ни знатоков ритмов, ни философов, ни учителей. 24. Смерть не скажет: «Он — йог», «Он — отшельник» или «Он умеет обмануть смерть». 25. Ей безразлично, бдителен ли ты, достиг ли совершенства, знаменитый ли врач или изгоняющий злых духов. 26. Она не различает отшельника, аскета или того, кто отрёкся от ума. 27. Смерть не скажет: «Он — великий мудрец», «Он — великий поэт» или «Он — нагой, погружённый в самадхи». 28. Ей не важно, мастер ли ты хатха-йоги, раджа-йоги или пребываешь в вечной отрешённости. 29. Она не считает, холост ли ты, носишь ли дреды или живешь без пищи как йог. 30. Смерть не скажет: «Он — святой» или «Он — духовный учитель, умеющий исчезать». 31. Ей не важно, независим ты или зависишь от других. Лишь смерть поглощает всех живых существ. 32. Одни уже на пути к смерти, другие прошли половину, третьи достигли старости. 33. Смерть не различает ребёнка, юношу, добродетельного или красноречивого. 34. Ей безразлично, опора ли ты для многих, щедр ли ты, красив и умен. 35. Она не скажет: «Он — заслуженный», «Он — слуга Бога» или «Он совершил особые благие дела». 36. Но хватит слов. Кто может избежать смерти? Знайте: рано или поздно все пойдут этой дорогой. 37. Все существа — из четырёх потоков жизни, с четырьмя видами речи, 8,4 миллиона видов — все придут к смерти. 38. Даже если в страхе бежать от неё, смерть не отступит. Её не избежать, что бы ты ни делал. 39. Смерть не спросит, дома ли ты, иностранец ли или вечно постишься. 40. Она не признаёт ни великих, ни Вишну, ни Шиву, ни воплощений Бога. 41. Пусть слушающие не гневаются. Смерть известна всем. Рождённый неизбежно пойдёт её путём. 42. Не сомневайтесь в этом. Смерть ясна и понятна всем — великим и малым. 43. Даже сомневающийся не избежит её. Всё рождённое умрёт. 44. Осознав это, обрети Предназначение жизни, и даже после смерти продолжай жить в славе. 45. Все существа — большие и малые — умрут. Это несомненно. Нет иного ответа о смерти. 46. Многие богачи ушли, многие долгожители ушли, даже самые влиятельные сошли в обитель смерти. 47. Многие храбрецы ушли, многие хитрецы ушли, многие воины полегли в битвах. 48. Многие силачи ушли, многие, жившие в великие эпохи, ушли, многие цари и династии канули в Лету. 49. Многие благодетели ушли, многие мудрые ораторы ушли, многие искусные спорщики ушли. 50. Многие океаны знаний ушли, многие горы силы ушли, даже боги богатства сошли в царство смерти. 51. Многие великие достиженцы ушли, многие искатели приключений ушли, многие организаторы и труженики ушли. 52. Многие воины ушли, многие благотворители ушли, многие защитники веры всех мастей ушли. 53. Многие герои ушли, многие прославленные ушли, многие благородные цари ушли. 54. Многие упрямцы ушли, многие труженики ушли, многие искусные спорщики на все темы ушли. 55. Многие учёные ушли, многие грамматисты ушли, многие спорщики с разными мнениями ушли. 56. Многие аскеты ушли, многие отрёкшиеся ушли, многие мыслители, применявшие тонкий разбор, ушли. 57. Многие домохозяева ушли, многие игравшие разные роли ушли, многие наслаждавшиеся увлечениями ушли. 58. Многие жрецы и учителя ушли. Бесчисленные существа ушли бесчисленными путями. Что ещё сказать? 59. Но хватит. Так ушли все. Остались лишь те, кто обрёл Знание Себя и познал свою Истинную Природу (Сварупу — тождественную Брахману). Дасбодх