Письма, эссе, воспоминания...

Тема в разделе 'Литература', создана пользователем Рцы, 4 май 2014.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Лев Толстой, дневники, 1888 год

    5 декабря

    Преступно спал. Встал поздно, пошел купить подметки Сереже брату. Встретил доктора, и неприятно. А надо, чтоб приятно было.Утро шил калоши. Ходил без цели гулять.
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Более всего меня настораживало отношение Фрейда к духовным проблемам. Там, где находила свое выражение духовность - будь то человек или произведение искусства - Фрейд видел подавленную сексуальность.
    А для того, что нельзя было объяснить собственно сексуальностью, он придумал термины «психосексуальность».
    Я пытался возражать ему, что если эту гипотезу довести до логического конца, то вся человеческая культура окажется не более чем фарсом, патологическим результатом подавленной сексуальности.
    «Да, - соглашался он, - именно так, это какое-то роковое проклятие, против которого мы бессильны». Я не был готов согласиться с этим и еще менее готов был с этим смириться.

    Карл Юнг
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Эмпедокл был довольно хвастлив.

    А после того, как ему удалось излечить женщину, которую другие врачи вылечить не смогли, он возомнил себя богом.

    Собрав 80 человек на вершине вулкана Этна, он объявил всем, что стал бессмертным и бросился в жерло вулкана.

    Закончилось это плачевно, вулкан выбросил обратно лишь одну сандалию самоубийцы.

    Большинство людей посчитали его сумасшедшим. Но с другой стороны, этим поступком он все же обессмертил свое имя.
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «Сиротская зима продолжается. Время как бы остановилось. В предрассветный час жутко... и слышу я: проснись, писатель, друг мой, и больше не жди к себе нечаянной радости, подарка и желанного гостя, закрой калитку и ложись спать прямо в заплатанных штанах и дырявых валенках».

    Зимнее отчаяние из дневников Пришвина, 1932 г.
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Мамин эпистолярный стиль несколько похож на издевательство.

    Она настолько держит меня в неведении относительно своего быта, времяпровождения и т. п., что я начал просто теряться.

    Тут один омский поэт делал доклад о съезде. Я задал ему вопрос о маме. Он сказал, что она «в творческом подъёме» и что к ней приезжали английские студенты справляться о здоровье.

    А я об ней знаю только, что ей нравятся корейские стихи XVII века и «что она ходит платить за телефон».

    (Лев Гумилёв о письмах Анны Ахматовой)
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Он явился к моим дверям однажды вечepoм — мокрый, тощий, избитый, запуганный насмерть, белый, бесхвостый и косоглазый кот. Я впустил его и накормил. И он остался. Научился мне доверять.

    Ho oднажды приятель, подъезжая к дому, пepeexaл его. Я отнёс к ветеринару то, что осталось. Ветеринар сказал: «Шансов немного, вот таблетки, его хребет переломан, но он был сломан и раньше, и как-то сросся. Если он выживет, то никогда не будет ходить. Взгляните на снимки: в него стреляли, дробь осталась внутри. Ещё у него когда-то был хвост, но его отрезали».

    Я забрал кота домой.Cтояло жаркое лето, самое жаркое за много десятилетий. Я положил его на пол в ванной. Дал ему воды и таблеток. Ho он не притронулся ни к еде, ни к воде. Тогда я обмакнул палец и смочил его губы и стал его уговаривать. Я не отходил от него ни на шаг и разговаривал с ним, и нежно гладил его, a он в ответ смотрел на меня бледными голубыми косыми глазами.

    Шли дни. И вот он впервые сдвинулся с местa. Oн пополз на передних лапах (задние не работали). Добрался до своего лотка и залез в него. Я услышал трубы, возвестившие здесь, в этой ванной, и всему городу, o возможной победе.
    Я болел за кота — мне тоже досталось от жизни, не так как ему, но всё же нe cлабo.

    Oднажды утром он встал на ноги, вновь упал и посмотрел на меня вопросительно. «Ты сможешь» — ответил я.
    Oн пытался снова и снова, вставая и падая несколько раз и, наконец, смог сделать десяток шагов. Он шатался, как пьяный, задние ноги никак не хотели идти, он снова упал, отдохнул и опять поднялся.

    Ocтальное вы знаете: сейчас y него всё в порядке.
    Oн косоглаз и почти беззуб, но кошачья ловкость вернулась, и это особое выражение глаз никуда не делось.

    Koгда я даю интервью, меня спрашивают о жизни и литературе, a я напиваюсь, сгребаю в охапку моего косоглазого, подстреленного, пepeexaнного, обecxвостченного кота и говорю: «Вот, взгляните».

    Ho oни не понимают и переспрашивают: «Вы говорите, на вас повлияла проза Селина?» «Нет!» — я поднимаю кота. — «Ha меня влияет то, что происходит! Например, вот это! Вот это! Вот это!»
    Я потрясаю котом и поднимаю его к потолку в этом прокуренном, пьяном свете, но он спокоен, он понимает…
    И на этом все интервью заканчиваются.

    Ho иногда я всё-таки горд, когда вижу картинки в журналах: вот это я, a это — мой кот, на фотографии вместе. Он тоже знает, что это всё чушь, но всё-таки иногдa oт этого легче.

    Чарльз Буковски,
    «История одного упрямого сукина сына»

    ri7slAX3kRI_1.jpg
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Корней Чуковский о поступке Анны Ахматовой, который потряс его до глубины души:

    Как-то в 20-м году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась большая и красивая жестянка, полная свepxпитательной, свepxвитаминной «муки», изготовленной в Англии фирмою «Нестле». Одна чайная ложка этого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо сытным обедом. A вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Мы все, собравшиеся в тот день у Анны Андреевны, от души позавидовали обладательнице такого богатства.

    Гости стали расходиться по домам. Я замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. Она выбежала вслед за мной на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
    — Это для вашей… для дочки… Для Mypoчки…
    И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
    Напрасно повторял я: «что вы! это никак невозможно!.. да я ни за что… никогда…» Передо мною захлопнулась дверь и, сколько я ни звонил, не открылась.
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    94-лeтняя бритaнкa Мэри Xoбсон измeнилa свoю жизнь, зaнявшиcь пeрeвoдами руccкой клаccики.

    Ee случай не имеет аналогов в истории образования. Сначала Мэри Хобсон стала самой пожилой в мире студенткой, а затем аспиранткой и, наконец, доктором философии и профессором Лондонского университета, переводчиком и ученым-словесником, подарившим англоязычным читателям блистательные переводы Пушкина и Грибоедова.
    Aнглийская писaтельница и пeреводчица Мэри Хобсон рeшила выyчить русский язык, когда ей было 56 лет. Она закончила университет уже после 60 и получила докторскую степень в возрасте 74 лет. Теперь, когда Мэри может свободно говорить по-русски, больше всего радости ей доставляет перевод русской классики: она уже перевела "Евгения Онегина" и другие произведения Пушкина, "Горе от ума" Грибоедова — и даже получила специальные награды за эти работы.
    Как так случилось, что Мэри Хобсон (Mary Ноbsоn) взялась за изучение нового языка в довольно-таки немолодом возрасте? Сама писательница рассказывает, что в то время она находилась в больнице после операции на ноге, и ее дочь Эмма пришла ее навестить вместе с огромной толстенной книгой — "Война и Мир" Толстого в переводе на английский. "Мам, просто трудно придумать более удобного случая, чтобы ты смогла вот это все осилить," — сказала тогда Эмма своей маме.
    Мэри вспоминает, что тогда она была так захвачена сюжетом, что даже пыталась сама нарисовать план военных действий, так как в книге не было иллюстраций. Удивительно, но до этого момента писательница ни разу не сталкивалась с русской литературой, и это была ее первая прочитанная книга, написанная русским писателем. "Я читала так жадно, как только может голодный человек набрасываться на еду."
    Toгда Мэри прочитала весь роман всего за три дня — буквально проглотила его. И отложив книгу в сторону, она внезапно осознала, что ей этого мало. "Я вдруг поняла, что я, можно сказать, и не читала книгу вовсе. Я читала перевод. И поэтому я решила выучить русский."
    Забавно, но именно этот роман Мэри взяла для себя вместо учебника по изучению русского языка. Предложение за предложением она расшифровывала русские слова с помощью словаря. Это заняло у нее два года, но она сделала это. "Я читала роман, как поэзию, по предложению за один раз. Я выучила таким образом очень и очень многое. Например, я до сих пор помню, в каких местах я встретила то или иное слово впервые.
    Сначала Мэри решила пойти на курсы изучения русского языка, но они были только по вечерам, и 56-летней Мэри это было слишком тяжело — сфокусироваться по вечерам получалось не всегда, а после серьезной нагрузки еще и заснуть не удавалось. И тогда, к счастью, подруга Мэри, русская по происхождению, предложила свою помощь. "Читать на русском очень тяжело. Но какая же в этом языке потрясающая грамматика!"
    Образование по славистике было для Мэри первым образованием. Всю свою взрослую жизнь она ухаживала за своим больным мужем, растила своих четырех детей и сражалась с периодической успешностью с депрессиями. И только после того, как женщина нашла свою страсть — а именно так она характеризует свою увлеченность русским языком, — она решила полностью изменить свою жизнь. "Где-то там была жизнь, которой у меня никогда не было. И вот пришло время прожить эту жизнь."
    Мэри ушла от своего мужа. Она сильно мучилась от чувства вины, но считала это правильным решением. И вот однажды она позвонила в университет на факультет славистики и восточно-европейской культуры и спросила, принимают ли они взрослых студентов. "А тех, кому уже 62?" — уточнила тогда Мэри.
    Мэри вспоминает, как страшно ей было зайти в новый класс в первый день учебы. "Я обошла университет дважды, прежде чем решилась зайти внутрь. Единственное, что меня заставило не убежать, это что потом моим детям будет за меня стыдно." Но учеба пошла хоть и тяжело, но определенно успешно. В какой-то момент Мэри даже отправилась на 10 месяцев в Москву для практического освоения языка.
    "Почти неделю я боялась poт открыть, как бы не ляпнуть что-нибудь лишнее или неправильное. А потом подумала — xeй, я тут 10 месяцев, если я не буду говорить, я же сдохну. Пришлось рискнуть. Хуже всего давались шутки. Смеялась почему-то только я."
    Тогда Мэри накупила огромное количество книг русской классики. "Из-за девальвации рубля в 1991г. я впервые почувствовала себя богатой. И сразу купила 200 книг." 75 из них Мэри удалось передать со школьниками — каждый из них увез по три книги в своих чемоданах. Остальное пришлось тащить самой.

    "Если бы я тогда не пошла в университет, если бы не начала учить русский, я бы вряд ли дожила до этого возраста. Новый язык заставляет твой разум работать, и таким образом и физически ты тоже остаешься активным. Это все меняет. Русский язык открыл для меня целый новый мир. Hoвых друзей, новый взгляд на окружающие меня вещи. Для меня это — самое потрясающее, что случилось в моей жизни.

    Screenshot_20240212-131224_1.jpg
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Фрейд увидел сон: о чем он был - рассказывать не буду. Я объяснил его, как сумел, но добавил, что сказал бы много больше, если бы Фрейд поведал мне о некоторых обстоятельствах своей личной жизни. Фрейд бросил на меня странный подозрительный взгляд и сказал: "Но я ведь не могу рисковать своим авторитетом!" В этот момент его авторитет рухнул. Эта фраза осталась на дне моей памяти, она явилась концом наших отношений. Фрейд поставил личный авторитет выше истины.

    Карл Густав Юнг
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Фёдор Достоевский рассказывает другу, как осознал себя русским:

    «Мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга. Совсем новым человеком сделался... О! Это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга!

    Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Ужаснейший вздор! Я только так и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа.

    Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно.

    Ах, если бы вас на каторгу!»
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    28 ноября.
    Глупо спорил в умной комнате .

    • Лев Толстой, дневники
    1857 г.
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В стихотворении Ахматовой “Надпись на поэме” выражена мольба о спасении.

    И обращена она не к Богу, не к Музе и не к другу, а к… рукописи. Она, сама рукопись, служит поэту собеседником и хранителем её тайн.

    Стихотворение было написано в начале сороковых годов в Ташкенте, где Анна Андреевна оказалась после эвакуации из осаждённого Ленинграда. Строки о спасении рукописи из «кровавого месива» – это не просто риторика. О реальной истории в их основе писала Эмма Герштейн:

    «Когда посадка на самолёт была уже закончена, объявили, что можно поместить ещё одного человека, если пассажиры бросят свои вещи. Будто все согласились, но Ахматова сказала, что в таком случае она останется в Ленинграде, без своих вещей она лететь не может. Свидетели её осудили, заподозрив в ней барахольщицу. В действительности она спасала свою рукопись».

    Когда через две недели, эвакуированная уже из Москвы в Чистополь, Ахматова встретилась там с Лидией Чуковской, в руках её был узел, который она «судорожно прижимала к груди».

    «Спаси ж меня, как я тебя спасала, И не пускай в клокочущую тьму...»



    И ты ко мне вернулась знаменитой,
    Темно-зеленой веточкой повитой,
    Изящна, равнодушна и горда…
    Я не такой тебя когда-то знала,
    И я не для того тебя спасала
    Из месива кровавого тогда.
    Не буду я делить с тобой удачу,
    Я не ликую над тобой, а плачу,
    И ты прекрасно знаешь почему.
    И ночь идет, и сил осталось мало.
    Спаси ж меня, как я тебя спасала,
    И не пускай в клокочущую тьму.

    6 января 1944. Ташкент


    Лидия Чуковская вспоминала слова Анны Ахматовой: «...я нашла надпись, сделанную мною в Ташкенте в 44 году. Я о ней наглухо забыла... Я вам ее прочту, только помните, и дайте мне слово, что она никогда не прилипнет к «Поэме»... И зачем это я, дура, сходной строфой ее написала? Другой не нашла?

    Она произнесла короткое стихотворение, горестное, открытое, будто дала мне потрогать рукою свою беззащитность и боль.
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В зарубежных книгах об Адольфе Гитлере рассказывают о случае, когда он навсегда зарёкся напиваться.

    Произошло это в 15 лет, когда он получил свидетельство об окончании четырёх классов реальной школы в Штейре. Вместе со своими друзьями Адольф тогда решил отпраздновать это дело в одном крестьянском трактире.

    На этом воспоминания о том вечере в общем-то и заканчиваются. Следующее, что Адольф помнил, это как его разбудила молочница, которая нашла его на дороге. Отряхнувшись, он направился к своей квартирной хозяйке, которая, накормив его, участливо спросила про свидетельство.

    Адольф полез в карман, но, к своему ужасу, свидетельства там не обнаружил. Тут же была придумана убедительная история, что документ просто унесло ветром, но хозяйка квартиры не поверила и, дав свои деньги, направила Адольфа обратно в школу — за дубликатом.

    Заканчивается история прозаически. Пока он шёл туда, свидетельство, а точнее четыре его обрывка, уже были доставлены в школу. Будучи без памяти, Адольф перепутал его с туалетной бумагой.

    В таком виде Адольф его, как сообщается, и забрал. И тогда же поклялся, что больше никогда в своей жизни не будет так напиваться.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Поставить женитьбу своей главной целью, заменяющей всё другое, есть большая ошибка.

    Ну, женились, а потом что? Если цели жизни другой не было до женитьбы, то потом, вдвоём, ужасно трудно, почти невозможно найти её. Даже наверное, если не было общей цели до женитьбы, потом уж ни за что не сойдёшься, а всегда разойдёшься.

    Женитьба только тогда даёт счастье, когда цель одна, — люди встретились по дороге и говорят: «Давай пойдём вместе». «Давай», — и подают друг другу руку, а не тогда, когда они, притянутые друг к другу, оба свернули с дороги. Всё это потому, что одинаково ложное понятие, разделяемое многими, то, что жизнь есть юдоль плача, как и то понятие, что жизнь есть место увеселения.

    Жизнь есть место служения, при котором приходится переносить иногда и много тяжёлого. Обыкновенно женящиеся совершенно забывают это. Им кажется, что женитьба и рождение детей и составят самую жизнь, но это — обман. Если родители проживут и нарожают детей, не имея цели жизни, тогда они теряют свои человеческие свойства и делаются племенной скотиной.

    Цель в жизни должна быть не радость женитьбы, а то, чтобы своей жизнью внести в мир больше любви и правды. Женитьба же затем, чтобы помогать друг другу в достижении этой цели.

    (Лев Толстой, из письма к сыну)
  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем