Письма, эссе, воспоминания...

Тема в разделе 'Литература', создана пользователем Рцы, 4 май 2014.

  1. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Достоевский и самоубийства

    По свидетельству женщины, навещавшей писателя в 1876 году, он сильно переживал каждое сообщение о самоубийстве.

    А их в тот год явилось много. И о каждом таком новом случае Фёдор Михайлович говорил: «Опять новая жертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке, просто с отчаяния».

    И словно в доказательство его слов осенью того же 1876-го года Достоевский читает в одной из газет заметку: «Из окна 6-этажного дома выбросилась швея Марья Борисова. Борисова приехала из Москвы, не имея здесь никаких родственников, занималась поденною работою и последнее время жаловалась на то, что труд её скудно оплачивается, а средства выходят, поэтому устрашилась за будущее. 30 сентября она села пить чай, в это время хозяйка пошла на рынок и едва успела спуститься с лестницы, как на двор полетели обломки стёкол, затем упала и сама Борисова. Жильцы противоположного флигеля видели, как Борисова разбила два стекла в раме, вылезла на крышу, перекрестилась и с образом в руках бросилась вниз. Образ этот был лик Божией Матери — благословение её родителей».

    Описывая затем в статье свои впечатления от прочитанного, Достоевский говорил, что больше всего в этой истории его поразил образ Богородицы в руках несчастной: «Этот образ в руках — странная и неслыханная ещё в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрёка: просто — стало нельзя жить. “Бог не захотел” и — умерла, помолившись. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль».

    Видимо, не в состоянии отделаться от этой мысли, Достоевский пишет на основе прочитанной истории повесть “Кроткая”, где, по словам критиков, «с изумительной яркостью воспроизвёл всю душевную драму, которая происходила в душе самоубийцы».
  2. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Николай Гоголь был молчалив даже в случаях оскорбления.

    «Отвечать на оскорбление? – говорил он. – Да кто это может сказать, что я его принял? Я считаю себя выше всяких оскорблений, не считаю себя заслуживающим оскорбления, а потому и не принимаю его на себя».
  3. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Эрнест Хемингуэй о своей встрече с Муссолини в качестве журналиста (27 января 1923):

    «Фашистский диктатор объявил, что примет журналистов. Пришли все и столпились в комнате. Муссолини сидел за столом, читая книгу, и на лбу его пролегали знаменитые морщины.

    Он разыгрывал Диктатора. Сам в прошлом газетчик, он знал, до скольких читателей дойдёт то, что сейчас напишут о нём вот эти люди. И он не отрывался от книги. «Когда мы вошли, Чёрно-рубашечный Диктатор не поднимал глаз от книги, так велика была его сосредоточенность...» и т. д.

    Я на цыпочках зашёл к нему за спину, чтобы разглядеть какую это книгу он читает с таким неотрывным интересом. Это был французско-английский словарь, и держал он его вверх ногами»
  4. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами."

    Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

    Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."
  5. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Занимаюсь благоглупостями: ем, пью, сплю, ужу рыбу, был раз на охоте… Сегодня утром на жерлицу поймал налима, а третьего дня мой соохотник убил зайчиху. Со мной живет художник Левитан, ярый стрелок. Он-то и убил зайца. С беднягой творится что-то недоброе. Психоз какой-то начинается. Хотел на Святой с ним во Владимирскую губернию съездить, проветрить его (он же и подбил меня), а прихожу к нему в назначенный для отъезда день, мне говорят, что он на Кавказ уехал… В конце апреля вернулся откуда-то, но не из Кавказа… Хотел вешаться… Взял я его с собой на дачу и теперь прогуливаю… Словно бы легче стало…

    Поставил я в реке и в пруде верши и то и дело вынимаю их из воды: терпенья не хватает… Природу не описываю. Если будете летом в Москве и приедете на богомолье в Новый Иерусалим, то я обещаю Вам нечто такое, чего Вы нигде и никогда не видели… Роскошь природа! Так бы взял и съел ее…

    Гонорар получил, журнал получаю. Природа великолепна, дача роскошна, но денег так мало, что совестно на карманы глядеть. Жениться на богатой купчихе, что ли? Женюсь на толстой купчихе и буду издавать толстый журнал.

    Антон Чехов
    Из письма Н. А. Лейкину
    9 мая, 1885 г.
  6. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    День дождливый, пасмурный, скука страшная. Стала шить, дошила нескончаемое лиловое платье, сейчас пойду на почту. Я уже заранее предчувствовала какое-нибудь еще более гадкое известие. Пошла очень тихо на почту, получила письмо, прочла и увидела, что Феде, видимо, очень хочется еще остаться и еще поиграть. Я ему тотчас же написала, что если он хочет, то пусть и останется там, что я даже его не буду ждать раньше понедельника или вторника. Я предполагаю, что он там и останется. Что же делать, вероятно, это так нужно. Пусть лучше эта глупая идея о выигрыше у него выскочит из головы. Мне было очень грустно.

    Анна Достоевская
    23 мая, 1867 г.
  7. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Много происходит вокруг нас страданий, нам неизвестных.

    Часто в одной и той же улице, в одном и том же с нами доме изнывает человек, сокрушённый весь тяжким игом сурового внутреннего горя, которого вся участь, может быть, зависела от одного нашего пристального на него взгляда, — но взгляда на него мы не обратили.

    Беспечно и беззаботно продолжаем жизнь свою, почти равнодушно слышим о том, что такой-то, живший с нами рядом, погибнул, не подозревая того, что причиной этой погибели было именно то, что мы не дали себе труда пристально взглянуть на него.

    Ради самого Христа, умоляю не пренебрегать разговорами с теми, которые молчаливы и неразговорчивы, которые скорбят тихо, претерпевают тихо и умирают тихо.

    (Николай Гоголь, “Приложения к Ревизору”, 1846 год)
  8. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Ha меня очень сильно подействовал рассказ Тараса Григорьевича Шевченко, записанный в его дневнике.
    Рассказ такой:

    «Шёл я в декабpe по набережной. Haвстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстёгивать свитку. Бог, отвечаю, подаст.
    Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут…
    C того дня, — заканчивает Шевченко, — я всегда подаю любому нищему. A вдруг, думаю, он peшил измерить на мне предел человеческой жестокости.»

    Сергей Довлатов "Марш одиноких"
  9. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Помню, звонит Булгаков в издательство: просит выдать аванс в счёт повести “Роковые яйца”.
    Он просит в самый что ни на есть последний раз, но согласия на это, судя по всему, не следует. «Но послушайте, — убеждает он, — повесть закончена. Её остается перепечатать... Не верите? Хорошо! Сейчас я вам прочитаю конец...»
    Он замолкает ненадолго (мол, «пошёл за рукописью»), потом начинает импровизировать развязку. Речь его изливается так свободно, такими плавными, завершёнными периодами, будто он и вправду читает тщательно отделанную рукопись.
    Через минуту он уже мчится за деньгами.

    Владимир Левшин, из воспоминаний
  10. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Трижды ссыльный революционер Владимир Зензинов о своём главном страхе:

    «Самое страшное воспоминание у меня осталось от нашего преподавателя истории – Вячеслава Владимировича Смирнова.

    Это был маленький и очень тихий человек. Но это была гроза всей гимназии. Требования он предъявлял к нам большие. Мы должны были быть готовы к тому, что он может спросить едва ли не по всему пройденному за год курсу.

    Он никогда не прерывал ученика, никогда не поправлял его, не переспрашивал. Он ждал. Бывало, какой-нибудь отчаянный ученик, сделав ошибку, начинает уже всё путать: мешает годы, события, лиц… Когда несчастный уже окончательно заврётся и в ужасе сам остановится, улыбка вдруг озаряла лицо Смирнова – это всегда казалось очень неожиданным, улыбка совершенно меняла его лицо и казалась даже доброй… Но результат, конечно, был тот же: единица в классном журнале!

    Мы его боялись больше, чем кого-либо другого в гимназии, больше, чем самого директора, и уже после окончания гимназии я нередко просыпался в холодном поту, так как мне приснился сон, что историк вызвал меня и я не знаю урока. Да что там говорить – этот страшный сон мне снится порой даже теперь, через пятьдесят лет!

    Уже будучи взрослым, когда, казалось, я должен был освободиться от детского страха перед ним, мне хотелось встретиться с ним и спросить, почему и зачем он всех нас тогда так мучил?

    Впрочем, не совсем уверен, хватило ли бы у меня на это смелости…»
  11. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Презрение моего дедушки к актёрам имело одно исключение — Чарли Чаплина.

    Однажды вечером он отправился смотреть “Мейбл за рулем” и, вернувшись домой, был в таком восторге от комика — «Знаете, он ведь тоже англичанин?», — что стал его поклонником. «Помяните моё слово, этот парень будет знаменитым», — предсказывал дедушка, не понимая, что предрекает великое будущее человеку, который и без того уже знаменит.

    По мнению дедушки, Чарли Чаплин был единственным оправданием кинематографа. Все остальные в киноиндустрии были дикари, варвары и распутники, полные решимости растлить всё и вся. Единственные фильмы, которые мне разрешал смотреть дедушка, — фильмы с Чарли Чаплином. «Чарли не опошляет жизнь», — говорил он.

    Но уже через девять лет мой дед размахивал оружием с криком: «Я убью этого сукиного сына за то, что он сделал с этим ребёнком!»

    (Лита Грей, ставшая женой 35-летнего Чаплина в 16 лет)
  12. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Спустя год после женитьбы Лев Толстой написал в своём дневнике:

    «Где я, — тот я, которого я сам любил и знал, который выйдет иногда наружу весь и меня самого радует и пугает? Я маленький и ничтожный. И я такой с тех пор, как женился на женщине, которую люблю»
  13. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Я проглотил муху и подумал:

    «Часть её пойдёт, чтобы питать моё тело, а то, что не нужно, выбросится».

    Так и мы все на земле, как проглоченная муха, должны принести пользу на земле, а потом нас выкинут, когда мы умрём.

    И только то останется, что мы хорошее сделали на земле.

    (Лев Толстой, в записях дочери)
  14. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «Каким тоном писать автобиографию? Кажется, я бы всего сильнее выразил чувство отвращения»

    — Николай Страхов
  15. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «Когда меня спрашивают, чем я не доволен, я говорю — тем, что живу. Вот сегодня по радио сообщили о смерти де Голля. Я завидую ему»

    — Никита Хрущёв
  16. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    В 1920 году новая власть приговорила дочь Льва Толстого к 3 годам заключения.

    Причина — Александра Львовна поставила самовар для участников нелегальной организации. Неполный свой срок, скошенный благодаря ходатайствам крестьян, она отбыла в лагере Новоспасского монастыря.

    Годы спустя ей представился случай взглянуть на свой тюремно-лагерный опыт со стороны. В начале эмигрантской жизни в США Александра Львовна посетила тюрьму Сан-Квентин. Там заключённые спросили дочь классика, как кормили в советской тюрьме.

    Женщине в ответ пришлось «объяснить, что такое вобла и как надо было бить рыбу обо что-то твёрдое, прежде чем можно было её укусить». При этом она не стала уточнять, что воблу приходилось бить о могильные плиты, благо, что на территории лагеря находилось разграбленное старинное кладбище.

    Но и без этого узникам Сан-Квентина было достаточно. Переглянувшись, они только заметили: «А мы получаем мороженое по воскресеньям».

    Это был 1931 год, время Великой депрессии.
  17. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Популярность Шерлока Холмса сильно нервировала его создателя.

    Конан Дойл мечтал войти в историю как автор серьёзных исторических романов, а рассказы о сыщике, которые он относил к бульварному чтиву, только отвлекали от более важных вещей. Так что в какой-то момент писатель кардинально решил свою проблему, попросту сбросив Холмса в Рейхенбахский водопад.

    Однако гибель полюбившегося всем героя вызвала в обществе взрыв ярости: редакцию журнала, в котором печаталась серия рассказов о Холмсе, заполнили письма разгневанных читателей и последовали массовые отписки от рассылки.

    Получил свою порцию ненависти и сам Дойл. Одна старушка отправила ему письмо, в котором сказала только: «Скотина!»
  18. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    Иван Тургенев особое внимание обращал на форму рук, и особенно — на длину большого пальца. По его наблюдениям, длинный палец был верным признаком силы характера.

    И говоря это, писатель обычно показывал слушателям свою большую руку с необыкновенно коротким большим пальцем.
  19. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

  20. Оффлайн
    Эриль

    Эриль Присматривающая за кладбищем

    «Денег не жалейте. Тем более не жалейте, что их нет».

    —Антон Чехов, из письма родным, 1889 год.