СОДЕРЖАНИЕ 1. Субстанция и атрибуты. 2. Понятие о Телесми. 3. Каждый феномен есть аспект ноумена, запечатленный в среде. 4. Закон слияния и отождествления. 5. Понятие о плане. 6. Восприятие как запечатление отблесков неизменного динамического ноумена на различных планах. 7.
Творчество есть выявление Субстанцией Своих атрибутов через претворение Своего Целостного Нераздельного Сознания в Сознание Тварное, являющееся совокупностью отдельных сознаний, присущих каждому отдельному атрибуту - аспекту Субстанции. Отдельный атрибут рождается в тот миг, когда Субстанция начинает сознавать Себя Самое в сознании, свойственном данному аспекту; сознание атрибута есть, ergo (следовательно), модус Самосознания Субстанции. к содержанию
Каждый модус Самосознания Субстанции определяет ему свойственную среду; совокупность всех модусов, т.е. Целостное Утвержденное Самосознание Субстанции, определяет общую целостную среду как вторичную Реальность, свойственную Субстанции, как утвержденному Первообразу. Эта среда, Телесми, (инертная основа, носитель некой воли; отсюда слово талисман) есть Второе Творческое Начало и участвует в каждом конкретном акте творения автоматически с Субстанциональным Началом; эта автоматичность, отсутствие субстанциональной воли, и определяет вторичность Начала Телесми. «И подобно тому, как Единое произродило из Себя все, применяясь, так все вещи в миру из одной инертной возникли среды, посредством ее применения», — гласит Изумрудная Скрижаль Гермеса. к содержанию
Отсюда непосредственно вытекают следующие определения ноумена и феномена, - основных факторов феноменальной природы. Всякий феномен мироздания проистекает и утверждается в бытии тем, что в некоторое априорное мгновение он был слит с динамическим ноуменом, порождавшим в своем движении динамическую цепь феноменов. Иначе говоря, каждый феномен есть не что иное, как аспект ноумена, запечатленный в среде. Под ноуменом я понимаю субстанцию по отношению к тому относительному миру, в котором имеют место ее атрибуты или феномены. к содержанию
Всякая индивидуальность является деятельным и активным ноуменом, оказывающим перманентные воздействия на те или иные препятствия (т.е. пассивности) в их последовательности; отождествляясь с ними на мгновение, он тем самым запечатлевает в этих пассивностях свой облик, следуя далее по своему пути. Каждый такой отпечаток после отхода ноумена, в свою очередь, отходит от породившей его пассивности, ибо с ней он непосредственно уже не имеет ничего общего и переходит в общую экономию природы, становясь ее фактором. Все это и приводит нас к постижению закона слияния и отождествления: когда какая-либо высшая активная динамическая сила соприкасается с частным препятствием ее свободному и независимому движению и развитию, т.е. пассивностью, эта последняя ориентирует в высшей активности некоторый частный конкретный аспект, являющийся активным подобием пассивного препятствия и имеющий как феноменальную подчиненность ноуменальной силе, так и свое собственное независимое существование. (примером действия этого закона может служить отождествление активного динамического сознания с личностью. Поэтому Махарадж говорит, что личность - это отражение Абсолюта в уме. Однако его высказывание нужно понимать не буквально, а так, как написано в этом законе) к содержанию
Каждый феномен, рассматриваемый как таковой, по отношению к ноумену определяет тот план, в котором он действует. В мире столько планов, сколько в нем феноменов, Всякий план есть некоторое условное, вообще говоря, но абсолютное для человеческого сознания сечение космоса, которое вызывает во всяком соприкасающемся с ним ноумене выявление феномена, т.е. некоторого координированного сечения ноумена, окрашенного рядом свойств и качеств, индивидуально присущих этому сечению. к содержанию
Динамический ноумен, выявляя из своего существа по мере своего движения инволютивный ряд феноменов, сам по себе остается неизменным, ибо он не теряет ничего, и весь этот процесс есть лишь постепенное запечатление его отблесков на различных координатных плоскостях. Выполнив свой путь, ноумен вновь восходит ввысь и, растворяясь в ноуменальном мире, навсегда уходит из пределов человеческого восприятия. к содержанию