НЛП -нейролингвистическое програмирование

Тема в разделе 'Наука', создана пользователем Nemo, 31 янв 2014.

  1. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

  2. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

  3. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

  4. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

  5. Онлайн
    Mitiay

    Mitiay Пользователь

  6. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    prostye-i-effektivnye-tekhniki-i-uprazhneniya-nlp.jpg
    Простые и эффективные техники и упражнения НЛП

    Как справиться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас положительные или негативные ситуации, с помощью простых и эффективных техник и упражнений НЛП.
    Раскрыть Спойлер


    НЛП знает один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего». Если перефразировать известные слова про «Учиться, учиться и ещё раз учиться», то заповедь НЛП можно сформулировать так: «Визуализировать, визуализировать и ещё раз - визуализировать».

    Если Вы уже знакомы с НЛП по нашим предыдущим статьям (или сами изучали этот жанр психотерапии), то Вы знаете, что работа клиента по самоисцелению (в НЛП) заключается в том, чтобы представлять каждую свою положительную или негативную ситуацию в виде фильма и прокручивать его в голове - то так, то эдак.

    Вот именно в этом «то так то эдак» и заключается секрет НЛП-успеха. И эта работа для очень неподготовленного человека (да ещё и не визуала) очень сложна.

    Тем не менее, если просто начать пробовать, то уже вскоре Вы сделаете грандиозные успехи (по сравнению с тем, что умели, а точнее - совсем не умели) раньше. А научившись манипулировать с «фильмами» событий, Вы получите ключик от заветной двери - за которой - исцеление и умение осознанно выбирать себе счастливую долю, отказавшись от того комка нервов, который имеет обычный, среднестатистический человек...

    ***

    В этой статье я перечислю ряд очень простых, наверное самых простых техник НЛП.

    С них-то и нужно начинать тренироваться быть волшебником...

    Смысл всех этих техник НЛП практически сводится к одной задаче: если учесть, что в основном, все люди делают из мухи - слона (и страдают от этого), то задача НЛП-психотерапии будет обратной: как научиться превращать «слона» обратно в муху - иными словами, как справляться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас гамму негативных эмоций и расшатывают нервы.

    Итак,

    Упражнение НЛП №1 «Мелочи жизни» (из серии «слоны и мухи»)
    Вы можете не поверить (особенно, если не практикуететехники НЛП, а только слышите о них время от времени), так вот - вы можете не поверить, но это - работает.

    Итак, возьмём негативную ситуацию, которая произошла в Вашей жизни.

    Возьмём самую простую, но обидную историю. Вы катались по морю на прогулочной яхте, зазевались и уронили в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет, любимый Вами.

    Что делать? Тренеры НЛП как-то прислушались к поговорке: «Не переживай, это всё - мелочи», а поскольку НЛПисты, как и все уважающие себя психотерапевты, понимают всё буквально, они заставили своих пациентов БУКВАЛЬНО представить себе крупную негативную ситуацию как МЕЛОЧЬ - то есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах. (Напомню, речь всегда идёт о прокручиваемом в голове фильме).

    Итак, ваша задача - сначала представить себе Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и всю негативную ситуацию с его падением в воду прокрутить в голове также - красочным фильмом.

    Ну а затем... Затем представьте, что Вы «перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился от Вас на несколько сотен метров, на километр, на несколько километров... Вы уже не видите браслет, вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле различимая точка....

    Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её совсем, эту точку - что глаза портить, пытаясь разглядеть какую-то мелочь?

    Этот пример - точен с точки зрения психологии. Человеку свойственно терять интерес к предмету, который он оставляет далеко позади себя, когда предмет теряет очертания и уменьшается, по мере того, как расстояние между предметом и наблюдателем стремительно увеличивается.

    Вспомните себя в поезде, наблюдающим в окне какой-нибудь странный и интересный объект, проплывающий за окном на ещё слабом ходу. Вы смотрите-смотрите, но вот поезд набрал ход, завернул, и странный объект уже почти, что не видать... И тогда Вы машете на всё это рукой, и Ваше внимание переключается на что-нибудь более захватывающее, например, на жареную курицу, завёрнутую в масленую бумагу.

    Принцип этого упражнения НЛП понятен. Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит, уменьшился до микроскопичсеских размеров...

    Для того, чтобы вам было проще выполнить это упражнение самостоятельно, мы предлагаем вам обратиться к психологическим картам.

    Перед вами стоит задача: уменьшить «картинку» тревожащей вас ситуации.

    Для этого вам нужно постараться придумать такую «историю», (с абсурдом, юмором и фантазией), в которой тревожащий вас предмет уменьшался бы до … микроскопических размеров.

    Разумеется, для такого креативного фантазирования вашим лучшим подспорьем, будирующим и юмор и фантазию, станут наши психологические карты.

    В первом раскладе всего три позиции.

    ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ
    Что меня тревожит? Осознанно, 1 карта из колоды "1000 Дорог". (Для лучшей «глубинной» работы вытащите эту карту осознано, и тогда вы увидите, что же вас тревожит подспудно на самом деле).

    ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

    Здесь, в этом мире – это такое маленькое-премаленькое, просто размером с комара или с блоху. Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог".

    ПОЗИЦИЯ ТРЕТЬЯ

    Что мне нужно делать, на что смотреть, куда мне двигаться, чтобы этот предмет действительно попал в такой мир (контекст), где он не представляет никому (и мне) никакой угрозы, где он смешон, мал, хрупок, никому не заметен, не страшен и не интересен. Как мне его туда переместить?


    Пример


    1. Клиентку тревожат всякие официальные письма, квитанции, счета. Это её реально нервирует. (Карта «Почтовая служба»).

    2. Но! Все эти «письма» покажутся сущей ерундой (из серии «да нам бы ваши проблемы» или «пусть это будет самая большая неприятность в вашей жизни») в контексте следующей карты... «Темница тайн». Вас не пытают? Вас не бросили в зиндан? Ну и ладненько – что вы себе нервы портите, у вас всё в жизни прекрасно, потому что бывает по-настоящему скверно, но это не ваш случай...

    3. А что должна предпринимать сама клиентка, чтобы это всё перестало быть только метафорой и как следует заработало в её жизни? Она должна представить себя «ледоколом», который прокладывает путь жизни другим корабликам, взламывая льды (карта «Ледники бездействия»). Клиентка поняла это как совет – продолжать упорно реализовываться в помощи другим людям тем, что ты умеешь делать лучше всего и для чего ты создан – не думая ни о чём, кроме вот этой святой работы, вот этой психотерапевтичной самореализации, вот этого позитивного делания на благо социума, умножающего Добро и Благоприятные Варианты случайного развития жизненных ситуаций... (Делай что должно и будь что будет).

    nlp1.jpg
    Упражнение НЛП №2 «Неумелый фотограф засветил плёнку»
    Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

    И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати - Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд - три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, ... и так далее)..

    Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

    Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу - делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

    Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.
    Помогает.
    Есть техника НЛП - обратная этой.

    Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

    Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

    Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами.

    У вас есть такие воспоминания, которые отпечатались в вашей памяти чёткой аляповато-яркой картинкой и несут в себе огромную разрушительную силу? Устроим постирушку с отбеливателем.
    Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

    Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

    В этом раскладе мы будем работать с колодой "1000 Жизней", которой будет ассистировать колода "1000 Идей".

    Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода "1000 Жизней" здесь как нельзя кстати.

    В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.

    ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ
    Кто этот человек? Осознанно (по запросу) 1 карта "1000 Жизней". (Например, учительница в школе моего ребёнка).

    Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту "1000 Жизней", чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет...

    ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

    Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности. В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

    Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..


    Пример
    1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

    2. Ну а на каком же фоне "Рекордсмен" может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.

    nlp2.jpg

    И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

    Упражнение НЛП №3 «Через 50 лет» или «Двадцать лет спустя»
    Вариант названия для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

    Чтобы снизить интенсивность переживания, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет ... 50 лет спустя.

    Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

    Как писал поэт Некрасов:
    Не всё ж читать вам Бокля!
    Не стоит этот Бокль
    хорошего бинокля...
    Купите-ка бинокль!


    Сложно выполнить эту технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты. Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.
    Итак, этот приём люди, даже незнакомые с психологией, используют часто: «Как будет выглядеть мой враг, когда пройдёт 50 лет?». В фантастической повести Хайнлайна «Дверь в лето» главный герой даже лёг в анабиоз, чтобы увидеть морщины на лице девушки, которая его предала и насмеялась над ним.
    Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

    Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

    В этом Раскладе всего 2 Позиции.

    ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

    Этот человек сейчас.

    ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

    Этот же человек 20 лет спустя

    В раскладе участвуют карты "1000 Жизней": первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

    Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

    Пример
    1. Клиентку раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

    2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».

    nlp3.jpg
    Подробнее...
  7. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Ad-i-gemorroy.jpg

    Ад и геморрой

    Зачем гневающемуся человеку даётся болезнь — рассуждения с точки зрения Гемары
    Раскрыть Спойлер


    Начнём с «этического дискурса» — с религиозного, иудейского разбора человеческих грехов.

    Еврейский свод религиозных текстов — Мишна, сопровождается объяснительными «дидактическими материалами» и «рабочими тетрадями». Называются они — Г'мара (Гемара). Гемара нужна, чтоб Мишна была понятна.

    Так вот, в «Гемара» в части «Недарим» есть чёткое объяснение, какой из грехов человеческих — самый тяжкий. Интересно? А то!

    Так вот, там сказано: «За каждое нарушение какой-нибудь благой заповеди имеется своё индивидуальное наказание в аду. За каждый грех — свой отдельный вид наказания, своя «комната» ада. Но!

    Над тем, кто позволяет себе гневаться — властвуют абсолютно все «комнаты» ада», все виды ада.

    И вот мудрецы задают себе вопрос: а почему так? Разве убийство не более тяжкий грех, чем гнев? Нет, не более. Просто вы путаете причины и следствия, корни и надземную поросль...

    И тут же мудрецы отвечают:

    «Когда человек гневается, он полностью теряет контроль над собой. Перестаёт быть собой вообще. И тогда-то он способен совершить (и совершает!) каждый грех из всех существующих...

    Но этот рассказ о «вершках и корешках» наших злых дел — только пролог к нашей истории.

    В этой истории есть ещё более интересные и парадоксальные нюансы.

    Гнев, Гемара и геморрой

    Вот, например, такой нюанс. Когда мудрецы и толкователи рассказывают о «всех комнатах ада», которые ждутгневающегося, они превосходят самого Данте Алигьери.

    А потом заканчивают перечень атских аттракционов таким вот коротеньким добавлением. «И ещё гневливый человек будет страдать... геморроем».

    Ну, насмешили...

    После всех адских прелестей загробного мира, всё заканчивается...угрозой геморроя. Смешно? Парадоксально? Нелогично?

    Ну почему же... Давайте сюда аналогию!

    Ведь это всё равно что, в сердцах «угрожая» ребёнку-младшекласснику, произнести перед ним такую грозную тираду, размахивая поварёшкой:

    «Если ты не будешь, как все, слушать учителя в классе, ты

    • станешь двоечником,
    • свяжешься с плохой компанией,
    • тебя выгонят из школы,
    • загремишь в армию,
    • пойдёшь работать дворником,
    • станешь наркоманом
    и ещё... я больше никогда не спеку тебе блины с брусничным вареньем».

    ***

    Как вы думаете?.. Мне кажется, что практически любой нормальный ребёнок из всей этой тирады «услышит» только последнее — про блины с брусничным вареньем.

    И возможно, реальная угроза лишиться любимого ритуала своего воскресного утра, заставит ирода слегка поднапрячься в школе.

    ***

    Абстрактно-схематически мы это поименуем вот как:категория «Непосредственное ощущение» против категории «Абстрактное знание».

    Что «ближе к телу»? Конечно — непосредственное ощущение!

    Для человека — физическая болезнь его тела всегда понятнее и ощутимее всех абстрактных рассказов про грядущий ад.

    Именно поэтому мудрецы-талмудисты — амораи — увенчали свой рассказ «О наказании гневливых»... геморроем.

    Про муки ада они ведь тоже не врали. Они вообще — всё время говорили честно. Но «услышим» мы мудрецов Талмуда, амораев, и поверим им (на всякий случай) только тогда, когда в потоке их речи явственно прозвучит единственно знакомое и важное нам слово — «геморрой».

    И услышат это даже неиудеи. С.
  8. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    anna-karenina.jpg

    Болезнь «Анна Каренина», которая есть у нас всех

    Порок души Анны Карениной можно назвать так: «Я вижу мир правильно, и я вижу, что он – неправильный, это же очевидно». Как сказкотерапия может «вылечить мир уродов»?
    Профилактика и лечение пред-суицидальных состояний.

    Раскрыть Спойлер

    Знаете, отчего умерла Анна Каренина? (Только не шутите – «оттого, что она бросилась под поезд»).
    Анна Каренина погибла не от того, что её бросил Вронский (и не от того, что будто бы «она поняла, что она тоже его разлюбила и поэтому теперь ей больше жить незачем» – как говорят иные тонкие психологи женской души).

    И конечно она погибла не от того, что её отвергла родная социальная среда – высшее общество Петербурга. Она его сама первая легко отвергла.
    От этого всего люди не бросаются под поезда. Это всё то, что называется рядовым словом – «проблемы, беды, неприятности, кризисы, жизнь...» Но от проблем, бед, неприятностей, кризисов и жизни – люди не бросаются на рельсы.
    Точнее, не все люди бросаются от жизни сразу на рельсы... А вот это уже интересно. Почему же бросаются?

    Так от чего погибла Анна Каренина?..
    Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу, как только «её организм ослаб». Ну вот от тех самых неприятностей ослаб.
    Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая. Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка или молниеносный рак. Поговорим об этом, чтобы нам в минуту неприятностей не обнаружить в себе тот самый порок души, который нас и уничтожит.
    Порок души Анны Карениной можно назвать так: «Я вижу мир правильно, и я вижу, что он – неправильный, это же очевидно».

    Но вначале давайте-ка предысторию...

    Коренные причины и архетип «русского типа» пред-суицидных настроений
    Анна Каренина – главная и, пожалуй, самая «грамотная» с точки зрения психиатрии – героиня-самоубийца в русской культуре и литературе.

    Если русский человек «заболевает суицидом», то обязательно «по каренинскому типу».
    Такова уж сила и механизм взаимодействия Великих Текстов с их читателями – или просто пассивными «носителями» определённой национальной культуры и её невидимых кодов.
    Нет, русские не будут обязательно бросаться под поезд и обязательно из-за расставания с любимыми. Не то.
    Неважно как и по какому незначительному поводу кончает с собой человек по каренинскому типу.
    Важно, что всему этому предшествует одинаковая философия и одно и то же состояние души.
    Какой, грубо говоря, патологический взгляд на мир, приводит к тому, что человек может с этим миром патологически легко расстаться?

    Так что же такое это «русское самоубийство» по каренинскому типу?
    Это, друзья мои, такой взгляд на мир, когда вам видится, что мир вокруг вас состоит из одних уродов и одного уродства.
    Вот это и есть «русское самоубийство по каренинскому типу», точнее – идейная и психологическая подготовка к нему.

    Школа как воспитательница патологии
    Открою вам один секрет: всех нас научили вопиюще неправильно понимать, «что хотел сказать Толстой», описывая мысли и чувства Анны. Слава Богу, что этот роман всё-таки не особо проходили в школе.
    Но и вне стен кабинета литературы средней школы – тоже есть «ненавязчивая культурная трактовка», и она лилась на нас буквально из каждого утюга...
    Рассуждая с нами о Карениной, нас научили самоубийственному взгляду на мир. А кто таковым не обладал, тому его подарили.

    Тест на ваше восприятие финала Анны Карениной
    Сейчас я вам дам в качестве психологического теста – небольшой отрывок из романа. Вам нужно будет только честно выбрать из трёх вариантов ответа – ваш, родной, «как вам кажется и как всегда бы казалось, если бы вы об этом думали».

    Вот он – знаменитый отрывок из «русской психологической прозы 19 столетия».
    Конец 7-ой части романа. Через 4 страницы Анна бросится на рельсы. Толстой-то написал гениально. Но мы же как всегда ни черта не поняли или поняли всё ровно наоборот!

    Финал 7-ой части
    «Прошли какие-то молодые мужчины, уродливые, наглые и торопливые. Прошёл и Пётр с тупым животным лицом. Шумные мужчины затихли и один что-то шепнул об ней другому, разумеется что-нибудь гадкое. Она села в купе на испачканный (когда-то – белый) диван. Пётр с дурацкой улыбкой приподнял свою шляпу. Наглый кондуктор захлопнул дверь. Дама уродливая, с турнюром (Анна мысленно раздела эту женщину и ужаснулась на её безобразие) и девочка, ненатурально смеясь, пробежали внизу.
    «девочка – и та – изуродована и кривляется!» – подумала Анна. Чтобы не видеть никого, она быстро встала и села к противоположному углу в пустом вагоне. Испачканный уродливый мужик прошёл мимо этого окна. Она, дрожа от страха, отошла к противоположной двери. Кондуктор отворял дверь, впуская мужа с женой. И муж и жена казались отвратительны Анне. Анна ясно видела (Ванга! – Е.Н) как они надоели друг другу и как ненавидят друг друга.
    И нельзя было не ненавидеть таких жалких уродов».

    А теперь 3 варианта ответа на вопрос к заданию «О чём этот отрывок?»
    1. Толстой – талантливо, ярко и правдиво-беспощадно изобразил угнетающую русскую действительность той России, которая и подтолкнула бедную Анну под колёса поезда. (Ответ хитрого отличника).

    2. Да Толстой сам какой-то человеконенавистник, как и все «заумные интеллигенты». Я мрачные книжки не читаю. Зачем вы мне это дали? (Ответ весёлого троечника).

    3. А теперь – единственно правильный ответ, друзья. Гармонирующий с наукой психиатрией! Читаем абзац ниже.
    Правильный ответ – что именно хотел нам всем показать Толстой
    «Толстой художественными средствами – моделирует – как выглядит отражение Мира в сознании самоубийцы. То есть, человека, для которого – немыслимо дальнейшее существование.
    В патологическом, уродливом сознании Анны уже не осталось ничего человеческого и живого.
    По сути, она убита, раздавлена, мертва ещё за 4 страницы до того места, где описан механический акт самоубийства.
    Толстой надеется, что здоровый и умный Читатель этого отрывка сам поймёт: это восприятие мира – невозможное, крайнее, уродливое, нечеловеческое, граничащее с Небытием – становящееся им (небытием)...
    Толстой психологически подготавливает читателя к логичности самоубийства героини, объясняя, что «снятием противоречия» между уже мёртвым сознанием и ещё живым телом может быть только – честная смерть».
    (Алексей Пурин «Пиротехник или романтическое сознание»)

    Психология «Ответа отличника»
    А честно скажите, какой ответ теста из трёх выбрали бы вы, если нам не разжевали это всё грамотно психиатры?

    Самый страшный ответ, конечно – первый. (Толстой гневно показал убогую действительность царской России).
    К сожалению, именно это нам и втолковывали лет сто!
    Зачем это было нужно? Очень просто! Именно так воспитывались «социальные преобразователи».
    Таких людей потом легко можно вовлечь в любую политическую деятельность под лозунгом «Преобразуем убогий мир».
    Однако, преобразование мира – это иллюзия, утопия. Всё, что мы можем сделать за годы своей недолгой жизни – это попытаться … преобразовать … себя.
    Ну, например, не быть таким злюкой. А где уж нам мир-то преобразовывать?..
    Здоровому человеку всегда понятно: болен отнюдь не мир вокруг Анны. Больна сама Анна. Так больна, что через 4 страницы бросится под колёса.
    Однако, идеология, которая вечно с кем-то вовне боролась (а потом хотела просто задним числом оправдать революцию прошедшую и все будущие) учила нас прямо иному.
    Чему-то вроде: «Вокруг вас мир уродов? Вы правы! Вот и Толстой так же считал! Идите к нам, потому что мы строим на земле рай, в котором никакие Анны не будут плакать».
    Однако ведь в агрессивные революционеры берут не всех, не все и сами пойдут...
    А все, кто остались не у преобразовательских дел, но как следует обработанные этой философией, остаются с насильно воспитанным у них -
    фокусом зрения самоубийцы
    Итак, дорогие отличники... Это не мир был «плохой», это Анна была «плохая». А вы не поняли.

    Разбираем ответ «троечника»
    Он уже гораздо поздоровее, но и он таит в себе подвох.
    Троечник понимает, что в этой «галерее уродов» что-то не так.
    Но троечник лениво думает: «Ну это же – Толстой! Это всё не про меня, не про нас, слишком заумно и не современно ни капельки».
    Вот на этой ошибке троечника и ловят. Ага, не веришь, что мир плох? Сейчас мы подойдём к тебе по-другому...
    Троечнику подводят того автора, которого он может воспринять как «своего» и «современного». Которому «поверит».
    Писатель посовременнее и попроще излагает троечнику ту же «философию Анны Карениной».
    Троечник поддаётся: «Ну, если такой пацан сказал, «как всё плохо» – то значит, это правда!»
    Вот и троечник тоже заболел фокусом зрения самоубийцы. Можно не мухлевать с Анной Карениной.


    Как защитить и вылечить себя от «фокуса зрения самоубийцы»?


    Сказкотерапия «мира уродов»

    Во-первых, как и в лечении любой болезни – профилактика: устранение возможности контактов с очагом заразы.
    Это значит вот что. Напишите себе на карточку ту самую длинную цитату из «Карениной» с её правильным анализом на обороте – и так и ходите. Периодически прикладывайтесь. Ничего вам не напоминает? В вас? В окружающих? В том, что вы читаете, слушаете и смотрите? Чему жмёте «лайки» и ставите «классы»?
    Та же самая «философия» Анны за 4 страницы до поезда – льётся на вас весь день? Вы только такое искусство и любите?
    Отпишитесь от паблика, покиньте группу, удалите из друзей, не читайте, не смотрите, мягко прервите (не споря).

    Анна была хорошая, порядочная и когда-то – по-настоящему живая женщина. Только один раз заведя такую философию на полную громкость – она как честный человек чтут же через 4 страницы шагнула под поезд.
    Если вы видите, что человек поёт эти песни, но под поезд шагать что-то не торопится, задайте себе вопрос – почему?
    Вспомним, что пишет знаток психиатрии и романа Толстого – Алексей Пурин:
    «Уже мёртвое сознание и ещё живое тело». В патологическом, уродливом сознании людей, производящих подобные смыслы, уже не осталось ничего человеческого и живого.
    Зачем же вы общаетесь с такими людьми? Зачем прислушиваетесь и присматриваетесь к их фильмам, книгам, ЖЖ-блогам, арт-проектам, мыслям, афоризмам?
    Анна не зарабатывала деньги и не нуждалась в модной скандальной славе – она сильно, остро страдала и тут же – умерла. Ибо такого рода страдания несовместимы с жизнью. Это и хотел показать – классик Толстой.
    Анну можно жалеть. Людей же, которые поют «песню Карениной» годами и десятками лет, но при этом имеют ровный загар и свой бассейн на вилле – нужно обходить стороной как мусорные кучи.
    Для примера приведу вам «творчество» нелюбимого мною деятеля современной культуры – Ларса фон Триера. Он не бросится под поезд ни через 4 ни через 44 фильма. Значит, нам можно не внимать его липовому «отчаянию». У нас у самих слишком много своих дел.

    Что делать, если я и сам периодически чувствую и вижу мир глазами Анны Карениной за 4 страницы до самоубийства?
    А вот тут, собственно, вам и поможет – сказкотерапия!
    Так от чего погибла Анна Каренина?..
    Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу как только «её организм ослаб» от неприятностей.
    Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая. Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка Поговорим об этом.
    Если ваш глаз выхватил из потока бытия картинку «люди – уроды и их нельзя не ненавидеть» – запомните эту ситуацию. И тут же — напишите историю, сказку, которая объяснит, исцелит этот кусок реальности.
    Как же писать «сказку»? Каким инструментом мы будем исцелять реальность, то есть – себя?

    А знаете ,чего не хватало Анне Карениной за балами? Какого фокуса зрения? Ей не хватало обычного человеческого чувства (сильно развитого) – умения испытывать – жалость, сочувствие, понимание, печаль – не только по отношению к самой себе (О! Это мы все можем прекрасно!)
    По отношению к другим – посторонним людям, к миру вообще.
    Я расскажу удачный пример спонтанной сказкотерапии, которую провела одна моя знакомая мама со своей пятилетней дочкой.

    Перенос остановки или «У тебя чё — проблемы?»
    В прекрасном настроении обе они не ранним утром отправились на маршрутке по весёлым делам. Остановка, которую они всегда знали, была внезапно и без их ведома – перенесена в другое место. Молодая женщина спросила удивлённо водителя, когда подъезжала к знакомому месту: «А вы что тут не остановите?»
    На что водитель в очень некрасивой манере ответил: «Остановка – там! Сама будешь платить штрафы!»
    На какие-то невнятные писки моей клиентки водитель отпаририровал так: «У тебя чё – проблемы? Давай выходи!»
    Очень некрасивая история, не правда ли? Вот один кирпичик в паззл «Мир состоит из опасных Уродов».
    Но ведь с моей клиенткой была её пятилетняя дочь! Выйдя из машины, мама стала рассказывать девочке историю о том, как же этому молодому мужчине сегодня было плохо с самого утра – а может и раньше.
    Как его поругал грубый начальник, какие у него проблемы с зарплатой и как он справедливо боится быть оштрафованным! Какая у него жена и дочь, за судьбу которых он боится и как у него сильно болит голова!»
    В итоге девочка сказала маме: «давай вернёмся к этому дяде и извинимся перед ним и скажем, как мы его любим, чтобы он не плакал. И дадим ему денег».

    На что мама очень грамотно сказала так: «Не нужно этого делать, дочь, ему это будет странно и даже не очень приятно. Он сейчас сильно расстроен. Но ты можешь за него помолиться».
    Сама клиентка грустно добавила вот что: «Я почему-то интуитивно догадалась – в чём была его проблема на самом деле, раз он с такой ненавистью посмотрел на меня – молодую весёлую женщину. И даже догадываюсь, какое слово, возможно, бросила ему утром в лицо его бедная злая жена.

    Но я же не могу произносить и объяснять пятилетней девочке такие понятия. Поэтому я вынуждена была рассказать ей «сказку»...
    Вот – мгновенная «сказкотерапия», как пластырь, как перекись водорода на свезённую коленку! Вы скажете – примитивно? Это не сказка?
    А какую банальную реакцию дали бы вы – без этой «примитивной» сказкотерапии»?

    Что делать, если вы видите перед собой очень злого (патологически жестокого – на ваш взгляд) человека, которого реально боитесь?
    Ну, во-первых, не смотрите на такие фотографии. Вообще читайте поменьше новости СМИ. Потому что ну ведь не в жизни же вы встретили такого человека, не в лесу — один на один?

    Ибо если бы это было именно так – вы бы не стали вопрошать: «Что делать, если...» Вы бы мгновенно побежали с криком «Мама!» Организм сам знает ответ на реальные опасности.
    Но мы имеем нездоровую привычку «любоваться» патологическими личностями на безопасном от них расстоянии – например, листая новости в Интернет...
    Если вы всё же увидели такого человека – вспомните немедленно евангельскую притчу о том, как Христос изгнал из безобразного бесноватого легион бесов и отправил их в море в стаде свиней.
    Мысленно драматизируйте эту старую историю на свежем материале.
    Представьте – как выглядел бы этот человек – исцелённый.
    Просто допустите возможность, что такое – да – может быть. Что нет «окончательных уродов» и человек таким вовсе не создан.
    Вообще, нам нужно привыкать почаще обращаться к евангельским сюжетам и притчам – для пополнения сказкотерапевтического арсенала. А то ведь даосские притчи мы все знаем хорошо, а Евангелия?
    Об этом мы и поговорим как раз в нашем – следующем материале.
    А в заключение ещё раз подведём итог по «Анне Карениной».
    Как только в очередной раз мир покажется вам «галереей уродов» – начинайте сказкотерапию для себя самого! Выхватывайте самый «яркий» сюжет. Отвечайте на вопрос:
    «Почему эти люди такие? Почему они кажутся мне такими? Не таков ли я сам? Могу ли я испытать к ним обоснованное искреннее сочувствие? Могу ли я испытать сейчас вместо ненависти к ним хотя бы – скорбь по их поводу?»

    Ну, а если это не вы, а кто-то другой сгенерировал тему «Мир – это мир уродов» – выключите для себя источник этого шума. Ведь (как учат нас писатели-классики) это есть предсмертный бред самоубийцы, а никакая не «жизненная позиция».

    Итак, тема вашей следующей сказки: «Попытка понять то, что меня отталкивает».
    Что отталкивает вас? Поведению людей всегда можно найти объяснение. Перестаньте «отталкиваться» от людей. Пишите вместо этого – добрые, исцеляющие ваши глаза – сказки! С.
  9. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Demon.jpg
    Учитесь не нравиться

    Наша проблема заключается в том, что мы не владеем умением не нравиться другим людям
    Раскрыть Спойлер

    В Библии есть такие горькие слова, обращённые к Человеку: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но ты, ни холоден, ни горяч, ты - тёпел, и потому извергну тебя из уст Моих»...

    Наш мир слишком обеспокоен вопросом, как завоёвывать «друзей». Причём понятие «друг» девальвировалось уже до такой степени, что становится непонятно - кому ещё охота гоняться за такой ничего не стоящей дешёвкой, как современная «дружба». Ведь настоящих друзей не завоёвывают по книжкам Карнеги. Настоящих друзей, товарищи, приобретают... в бою. Нет, я ни в коем случае не отрицаю, полезность идей Карнеги и не призываю Вас учиться искусству наживать себе врагов.

    А то, может быть, Вы подумали, что я совсем сошла с ума...

    Есть отличная поговорка: «Я - не золотой червонец, чтобы всем нравиться». Жаль только, что этой поговоркой любят злоупотреблять чаще всего те, кто постоянно клонит свой «кораблик» в противоположную сторону - в сторону наживания себе врагов. Вот, сделал какую-нибудь гадость человеку, распространил вокруг себя Зло, и сразу же в самооправдание: «Я, мол, не золотой червонец». Да ты не золотой червонец, друг, ты - Волан-де-Морт ходячий, и место тебе - в крепости Азкабан. А ещё бывает и так... Услышал вдруг хороший человек о себе что-то плохое от плохих людей и утешает себя тем же. Да как-то оно не утешается...

    Наша проблема заключается в том, что мы не владеем умением

    не нравиться другим людям

    Мы хорошо умеем только две вещи:

    Первое: Тихо ненавидеть весь мир, подозревая, что все люди - враги. И

    Второе: Подлаживаться под каждого встречного, подозревая, что сами мы ничего из себя не представляем, и потому должны очень сильно «стараться понравиться».

    Но тот, кто не доверяет людям вообще, из принципа, тот никогда не сумеет впустить в свою жизнь настоящего друга. И тот, у кого нет настоящих врагов, у того тоже не будет никогда настоящих союзников.

    Представьте себе такую метафору, образ мира:

    Мир - это футбольное поле, где играют две команды.

    На самом деле, мир, конечно, сложнее - и в нём играют не две, а гораздо больше команд. Но для простоты примера представим себе, что команд - две.

    Если Вы хотите попасть в этот мир (на это футбольное поле) как его активный игрок, то Вам нужно определиться - за кого же (а значит, и против кого же) Вы будете играть. Иначе Вас выставят с поля как постороннего, мешающего процессу игры. Как кошку, случайно забредшую на стадион.

    Можно, конечно, сыграть ещё одну, предусмотренную правилами роль - роль арбитра. Но только вот незадача - у арбитра нет союзников - он одинок. И кроме того, настоящий футбольный арбитр после игры пойдёт домой, к семье и друзьям - он играет роль «одинокого арбитра» только на поле. А у нас, если помните, футбольное поле - это метафора всего-всего бытия. И, значит, Вам как «арбитру», некуда будет идти «домой, к друзьям». Ваша роль нейтрального одиночки будет длиться всё отведённое Вам время существования. Хотите Вы этого, вот так, всю жизнь, готовы ли к этому?

    К сожалению, можем, хотим и готовы. Социологи утверждают, что россияне (то есть, мы с Вами) живут в атомизированном обществе. Что такое «атомизированное общество»? Это общество людей, живущих в состоянии «сами по себе» и полагающих это состояние нормальным. Мы - не командные игроки. В лучшем случае, нас интересует исключительно наша семья. В худшем случае - нас и наша семья не очень-то интересует. Нас интересуем только мы сами. А почему так происходит?

    Дело в том, что, напуганные этой жизнью, мы перестаём стремиться к каким-либо целям, кроме одной - понравиться людям. Но тот, кто пытается понравиться всем, не нужен никому.

    «Против кого дружите?»

    Знаете, за что подростки презирают мир взрослых? За то, что мир взрослых - пресен и почти что полумёртв. Взрослые ни с кем не дружат. Им не «против кого» дружить... Нет, взрослые, конечно, встречаются и пьют вместе водку, обсуждают разную ерунду... но всё это производит на детей самое жалкое впечатление. Ведь «взрослые компании», они ненастоящие, это же видно сразу по скучным глазам собравшихся!

    Но вот, когда взрослые вдруг загораются ... например, праведным гневом, и начинают объединяться против Зла (как они его понимают), затем и что-то конкретное делать, вот тогда с ними становится сразу интересно. Разве не прекрасен взрослый человек, который на миг забыл о том, что он взрослый и... дал подлецу в морду, помяв при этом свой пиджак?... Или поставил на место хама, вместо того, чтобы «интеллигентно» промолчать, спрятав глаза?... Или начал деятельно «пристраивать» бесхозных котят (как это любят делать дети!), не побоявшись уронить своё «взрослое» реноме. Или: вот взрослый вышел на митинг... ибо достало... В воздухе сразу начинает пахнуть грозой, появляется озон, дышится легко. По улицам маршируют добровольные дружины, распевая бодрые маршевые песни...

    Именно об этом пел самый главный поэт подростков - Виктор Цой:

    Война - дело молодых,
    Лекарство против морщин.

    Старые воевать не пойдут, у них иных дел по горло. Да и боятся они... У них - геморрой, артрит и вечерний сериал интересный.

    А чем же взрослые всё-таки «лучше» детей?

    У взрослых в их взрослом мире есть цивилизованные, наработанные столетиями способы борьбы со Злом за Истину. Эти способы заключены в гражданских институтах, регулирующих проблемы без насилия, кровавой бойни и баррикад на улицах города. Всё вместе это называется - гражданское общество. Оно позволяет решать наболевшие проблемы, не доводя дела до взрыва парового котла.

    У взрослых всё это есть... Да только нет охоты ни за что бороться... У детей эта охота ещё не пропала, не отбита. Только у детей зачастую нет цивилизованных инструментов для того, чтобы вступать в борьбу. Вот и решают они свои проблемы при помощи мордобоя, пока им не объяснят большие «добряки», что самая верная позиция в жизни - это позиция «моя хата с краю».

    Кто такие креативные достигаторы?

    Креативные достигаторы - это как раз те редкие взрослые, которые не утратили детской жажды справедливости и желания что-то делать. Которые умеют дружить и ненавидеть. Которые не станут натягивать на себя улыбочку «Я всем нравлюсь»...

    Из таких взрослых получаются лауреаты Нобелевских премий, крупные бизнесмены и политики, капитаны и реформаторы. Такие люди испытывают уверенность в своих силах и в своей правоте, потому всегда идут напролом. А много ли у них этих сил? И на чём основана их уверенность в себе? Они что, самые красивые, самые умные, самые удачливые? Да ни на чём не основана их уверенность! Вот что говорят об этом психологи:

    «Уверенность в себе должна быть беспричинной. Она сама создаст себе причину и привлечёт верный случай».

    Как говорится в одном шуточном стихотворении, «Ударим манией величия по комплексу неполноценности».

    Когда ты умеешь чётко сформулировать и произнести, кто твой враг, то скоро к тебе подтянутся единомышленники. Когда ты - слуга двух господ, бойся, что рано или поздно тебя «застукают» и повесят за двойной шпионаж.

    Ибо, как сказал в своём сонете великий английский художник Рейнольдс:

    «Мне чернота в глазах куда милее,

    Чем подражанье сини гиацинта».

    Вот, Лермонтов и его персонажи – кумиры подростков (подростков лучших времён). Лермонтов умел не нравиться... И за это его любят подростки. И взрослые любят.
    А вот более современный пример – Холден Колфилд из повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Его тоже любят подростки и взрослые. Он вообще такое отмачивал!.. Например:

    «Клянусь Богом, если б я играл на рояле и нравился этим болванам, я бы считал это личным оскорблением.

    ПРОБУЖДАЕМ В СЕБЕ ПОДРОСТКА-БУНТАРЯ ИЛИ «ВОЙНА – ДЕЛО МОЛОДЫХ, ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН»

    Мы – взрослые:

    • Мы больше не «хамим» подленьким «училкам-дурам».

    • Мы не ведём себя «вызывающе» в кабинете грозно ревущего завуча (начальника).
    • Мы не задаём «неудобные вопросы» своим предкам (и другим взрослым людям), которые периодически строют из себя перед нами «поучительных мудрецов».
    • Мы больше не носим «ужасающие» предметы гардероба на своём теле (то есть, нет, мы носим, носим «ужасающие предметы гардероба» на своём теле, но... уже совсем в другом значении слова «ужасающий предмет гардероба»).
    • Мы не позволяем себе иметь причёски и украшения, за которые нас грозятся отчислить из комсомола,
    • Мы не влюбляемся без памяти в какую-нибудь «Светку» или «Виталика»... У нас душа на полшестого уже много лет.
    • Мы не спрашиваем, какую музыку слушает человек и какие книжки он любит, чтобы тут же тихо про себя понять – быдлан он или свой чувак.
    • Мы уже не уверены, что проживём жизнь лучше наших мамы и папы.
    • Мы стали тёплыми, и Ангелу хочется нас выблевать из своих уст.
    Вот сейчас мы перечислили почти что все важные пункты, которые должен позволять себе человек, ещё не задавивший в себе свободную и естественную Личность. Человек ещё молодой. С.


  10. Оффлайн
    Лакшми

    Лакшми Дятел

    Azy-eriksonovskogo-gipnoza.jpg

    Азы эриксоновского гипноза

    Эриксоновский гипноз: главная идея, методы, техники вербального и невербального присоединения
    Раскрыть Спойлер


    Вообще, то, что люди подразумевают под НЛП - это эриксоновский гипноз. И польза от него всегда была большая. И ещё случилось так: НЛП почему-то привлекает тех, кто жаждет «манипулировать», а эриксоновский гипноз привлекает тех, кто хочет помочь себе и собеседнику найти общий язык и скорей понять друг друга. Вроде мелочь, но забавно.


    Многие из нас знают или слышали краем уха какие-то методики Милтона Эриксона, но небесполезно будет свести их ещё раз воедино, назвать простыми словами и, главное, придать им нужное направление, верный, я бы сказала, этический окрас.


    От какой идеи отталкивается и чему учит эриксоновский гипноз?

    Главная идея эриксоновского гипноза заключается в следующем. Словами взаимопонимания не установишь. Слова отскакивают от собеседника, как от стенки горох. Даже самые логичные и аргументированные речи имеют КПД - ноль. Если...

    Если Вы не вошли с собеседником в резонанс, если между Вами не установилась стихийная эмпатическая связь, эмпатическое сопереживание. Если нет того, что на профессиональном языке психологов и психиатров называется «раппорт». Раппорт - есть, контакт - возможен. Раппорта нет - все перлы красноречия - впустую.

    Если люди случайно совпадают друг с другом, то им повезло. А если не совпадают (что бывает чаще всего), то только потеряют время и эмоции, а результат их совместного труда будет плачевным. Примерно, как в басне поэта Александра Левина «Басня».

    Я же в свою очередь, напомню Вам другую любимую мной басню, поэта Пушкина. Вот она:

    Глухой глухого звал к суду судьи глухого. Глухой кричал: «Моя им сведена корова». «Помилуй, - возопил глухой тому в ответ,- Сей пустошью владел ещё покойный дед». Судья решил: «Чтоб не было разврата, Жените молодца, хоть девка виновата!»


    Эриксоновский гипноз использовался психиатрами для работы с больными тяжёлой формой невроза, для выведения кататоников из кататонического ступора, для «разговаривания» клинических интровертов и много ещё для чего. А потом внезапно все поняли, что так общаться нужно не только врачам с пациентами, но, скорее, людям друг с другом в обыденной жизни, тогда и пациентов будет меньше.
    Итак, от какой идеи отталкивается эриксоновский гипноз, мы худо-бедно рассказали. А чему же он учит? Идея тоже проста.

    Она базируется на, в общем, банальной мысли о том, что «продемонстрировать легче, чем объяснить». Сам Милтон Эриксон так и говорил: «Гипноз - это передача образов». Образов, а не слов и абзацев, заметьте. То есть, картинок. Это работает так: вместо того, чтобы говорить человеку, как ты его любишь и понимаешь, покажи это... А как показать? Вот об этом мы сейчас подробно и расскажем.

    Предположим такую картину. Человеку - плохо, а к нему подходит «весельчак» и задорно говорит: «Ну чего сидим, сопли жуём?» Станет ли от этого человеку лучше? Он только разозлится или уйдёт в более глубокий ступор, если это возможно.

    Однако ошибку совершают и те, кто бережно подсаживается к грустящему и начинает жевать сопли вместе с ним. Ошибка в том, что на этом сочувствующий считает свою миссию выполненной. Какая польза тонущему, в том, что Вы прыгнете к нему в речку и станете душевно тонуть вместе с ним, разделяя все его тяготы? Никакой. Прыгнули, ну так тяните же его на берег!

    Методика спасения утопающих называется в эриксоновском гипнозе термином «присоединение» - «ведение». Существует три основных невербальных (не использующих речь) и вербальные (речевые) методы присоединения к собеседнику. Рассмотрим их.

    Методики спасения в эриксоновском гипнозе
    Первый способ техники невербального присоединения.
    Копирование (на специальном жаргоне психотерапевтов - «отзеркаливание») позы собеседника.

    Все мы знаем типичные позы, которые красноречиво говорят о замкнутости - сложенные на груди руки, перекрещенные ноги... Но как мы на это реагируем? «Ага, он замкнулся, ему что-то не нравится, он чего-то боится! Ай-яй-яй». И что? Если мы хотим раскрепостить человека, то нужно действовать.

    Увидев замкнутую позу, точно копируем эту замкнутую позу (присоединение). Через пару минут «размыкаем» себя, и собеседник «размыкается» вслед за нами (ведение). Всё. Так просто.

    Второй способ техники невербального присоединения
    Копирование ритма дыхания собеседника. Этот способ отлично работает тогда, когда нужно успокоить человека. (Например). Или наоборот.

    Частое дыхание - частое дыхание (присоединение). Затем Вы начинаете дышать равномерно и собеседник копирует Вас, начиная дышать так же равномерно.

    Единственно, чего не рекомендуют делать психиатры, это копировать нарушенное, больное дыхание - это вредно для Вас самих. В этих случаях специалисты качают пальцем или ногой в ритм чужого дыхания. Но экспериментировать любителям не советую.

    Третий способ техники невербального присоединения
    Копируем жесты (их ещё называют «микродвижения») собеседника. Дёргаем уши, щиплем себя за нос, трём подбородок - всё что угодно. Но только помните: чувство меры и вкуса не должно Вас покидать никогда! Иначе собеседник подумает, что Вы его передразниваете. А ещё он может подумать, что Вы вчера узнали о том, что такое эриксоновский гипноз и бросились экспериментировать.

    Вербальное (словесное) присоединение до смешного просто. Я не буду сейчас рассказывать о том, что эриксоновская теория делит всех людей на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики, и не буду говорить о вытекающих отсюда способах, которыми эти три типа выражают свои мысли. Об этом, если хотите, мы поговорим как-нибудь отдельно. Расскажу же я о двух самых простых техниках, доступных всякому интересующемуся без тренировок.

    Первая техника вербального присоединения.
    В поэзии эта техника вербального присоединения находит своё выражение в самом красивом жанре, который называется «венок сонетов». В чём суть этого ёжика?

    Автор (или авторы, как в нашем случае) пишет первый сонет. А затем пишется второй сонет. Они взаимосвязаны. Как? Последняя строчка первого сонета является первой строчкой следующего за ним сонета. А самый-самый последний сонет цикла «венок сонетов» имеет своей последней строчкой - первую строчку первого сонета. Венок завершён. Венки сонетов - это самое прекрасное в мировой поэзии, потому что они демонстрируют абсолютную гармонию. Демонстрируйте её и Вы. Подхватывайте последнюю фразу собеседника, делая её своей первой фразой.

    Вторая техника вербального присоединения.
    Используйте в своей речи все необычные слова и речевые обороты, которыми Ваш собеседник украшает свою речь. Но без издёвки и иронии. Если Вы не можете серьёзно повторить за собеседником его словечко или фразочку, не надо. Если Вам неизвестно значение этого слова - не вздумайте повторять, лучше спросите, что оно означает. Ваш интерес к собеседнику должен звучать естественно. (Вот сейчас я выразилась как аудиал!)

    А звучит это примерно вот так (А сейчас я подхватила свою последнюю реплику):

    • Это ты моё яблоко сточила? (Гневный собеседник)
    • Ой, я не только твоё яблоко сточила, но и круассан твой сточила. (Вы, радостно)
    • Да ладно, на здоровье (Оттаявший собеседник)
    Самый же элементарный способ техники вербального присоединения сформулирован самим Милтоном Эриксоном кратко и исчерпывающе: «если Вы хотите, чтобы человек рассказал Вам о своём брате... расскажите ему о своём!»
    Также Вы можете прочитать примеры Венка сонетов.
    И да поможет нам Эриксон избавиться от косноязычия!

    Эмоциональность. Конгруэнтность. Аутентичность.
    Ах! Не бойтесь! Это всего лишь – Великие Три Кита Успешного Взаимодействия с Другим Человеком. (По философии Эриксона, конечно). И мы их сейчас вам объясним.


    Первое Условие Хорошего Общения– Эмоциональность

    Это, кстати, самое простое, первое и естественное.
    Что же это значит? Это значит, что вы не имеете права строить из себя перед аудиторией людей – некоего безэмоционального робота. Этакую «правильную лектриссу» в униформе. Может быть, вам кажется, что это такой дресскод вашей профессии? Что иначе вы уроните свой высокий статус и вас перестанут уважать, подумают, что вы дебилка неадекватная? Забудьте.

    Человек должен показать что у него есть – эмоции. Что он может:
    • волноваться,
    • нервничать,
    • веселиться,
    • смеяться,
    • грустить,
    • иметь в голосе и в глазу – слезу (когда надо),
    • желчно иронизировать,
    • распахнуто удивляться,
    • сердиться на кого-то или на что-то,
    • даже вдруг бояться и – показывать это,
    • и конечно – заинтересованно относиться к окружающим людям (а не скользить по ним мёртвым взглядом).

    Второе условие хорошего общения – конгруэнтность (или «соответствие»)

    Теперь сложнее. У твоей эмоциональности должна быть ещё и конгруэнтность. То есть, твои эмоции должны вообще-то соответствовать тому, что происходит вокруг. Не надо ржать на похоронах.
    Так ты соответствуешь ситуации или нет?

    ДВА ВАРИАНТА КОГДА ОТ НАС ТРЕБУЕТСЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ

    ВАРИАНТ КОНГРУЭНТНОСТИ ПЕРВЫЙ. НУ И ПОГОДА!
    Опять же, есть люди, которые считают высшим пилотажем не обращать внимания на погоду, которая всех вокруг изводит, а его вот, типа, нет. Вы думаете, вы так любовь людскую заслужите? Нет, только ненависть...
    Итак, когда жарко – не бойтесь показать, что вам тоже жарко. Пейте воду, снимайте пиджак, обмахивайтесь, скромно жалуйтесь на жару. Не бойтесь, что вас сочтут «слабаком».
    Даже если вы будете в обществе (в комнате) ОДИН, КТО ТАК ДЕЛАЕТ – это, наоборот, хорошо и вам только на пользу.

    Подсознательно люди потянутся именно к вам – как к Живому и Настоящему, Искреннему, Смелому. Как к тому, кому можно довериться и доверять.

    ВАРИАНТ КОНГРУЭНТНОСТИ ВТОРОЙ. ВСЕ СМЕЮТСЯ, НУ И Я ПОСМЕЮСЬ
    Понятно, что не над Машей!.. Нельзя, конечно, смеяться над кем-то – слабым, вместе со всеми – подлыми.
    Здесь вот о чём речь идёт...
    Вы считываете текущие эмоции собеседника (аудитории) и подстраиваетесь под них – в знак уважения и эмпатии.
    Так, если все УСТАЛИ, вам не стоит назло им держаться «бодрячком».
    Если все СМЕЮТСЯ, не сидите с кислой мордой (мол, а я не нахожу это весёлым, и вообще мне тут не до смеху). Улыбнитесь хотя бы – кривенько, но только не злобно.
    Если все ВОЗМУЩЕНЫ, покажите, что и вас это в каком-то смысле задело (нахмурьтесь) – по крайней мере, покажите, что вам жаль, что всё так произошло и что все тут расстроились и повзбесились.

    Третье условие хорошего общения – Аутентичность (или «Подлинность Я»)!

    А вот сейчас – самое сложное! гоп-ля! Всё теперь ровно наооборот! Забудьте, чему вас учили во втором пункте!
    Вам сейчас предстоит понять душой этот кажущийся парадокс и сообразить – что только так и нужно, что ничего тут ничему не противоречит, что всё, наоборот, гармонично!
    Требование аутентичности – это требование НЕ СКРЫВАТЬ ОТ ЛЮДЕЙ СВОИХ ПОДЛИННЫХ ЭМОЦИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

    Вы скажете: как? А как же конгруэнтность?

    А вот так! Конгруэнтность, видите ли, ну ПРОСТО ОБЯЗАНА БЫТЬ УРАВНОВЕШЕНА (якобы противоречащей ей) – Аутентичностью, иначе же вы сойдёте с ума, или превратитесь в лживенького лицемера – подстраиваясь всегда и везде под другого человека или под аудиторию!
    Бывает, когда с тобой творится такое, что ты просто обязан включить «режим Аутентичность».
    Бывают непримиримые и принципиальные вещи, когда вы не поступитесь своим отношением к какому-то вопросу.
    Так что у нас опять два варианта – когда включать аутентичность.


    Здесь уместна Аутентичность. Вариант Первый. Я хочу писать!


    Чтобы показать, что вы действительно живой и искренний человек, (который и других сможет пожалеть, когда надо) иногда, наоборот, нужно не смотреть, что делают другие, а – исходить из себя.
    Например, сказать: «Ребят, я так есть хочу. Ничего не соображаю. Давайте что-нибудь перекусим срочно, а?»


    Здесь уместна аутентичность. Вариант Второй. Шуточки над неграми?


    И конечно живой порядочный человек не поступится своими взглядами и принципиальными для него вещами. Люди это оценят, поверьте.
    Поэтому смеяться вместе со всеми над отвратительным анекдотом вам вовсе не обязательно...


    Но как же разобраться во всех этих нюансах эриксоновского раппорта с аудиторией? А для этого у нас есть Упражнение для карт!


    Как вы поняли, вся эта система графически представляет собой – треугольник. Его вершина – Эмоциональность.
    Его углы (Основание) – Конгруэнтность и Аутентичность.
    Собственно, общее Требование Эмоциональности детально уточняется и раскрывается в двух оставшихся взаимодополняющих понятиях.
    В контактах с людьми ты должен быть эмоционален, да, но – как?
    • методом включения конгруэнтности-подстройки (когда надо),
    • и методом включения аутентичности-отстройки (тоже когда надо).

    Упражнение «К чему подстроюсь, от чего отстроюсь»


    Итак, у вас есть Запрос: вы хотите установить здоровые и успешные отношения с новым для вас человеком или с группой людей.
    Если вы это сделаете – грамотно, эти люди будут вас уважать.
    • где стоит показать свою участливость, (эмпатичность, покладистость, дружелюбие)
    • а где нужно взять и показать – себя!